6. И тогда он сочувствует тому, кому завидовал, и соглашается мыслию с любящими его, и таким образом перестаёт от зависти. Глава 4 И спрашивал отец мой обо мне, так как видел меня печальным, и я говорил ему, что мне причиняют страдания печени. 2. Ибо я скорбел больше всех, так как был виновен в продаже Иосифа. 3. И когда мы пришли в Египет и он связал меня, как соглядатая, то я познал, что страдаю справедливо, и не огорчался. 4. Иосиф же был муж добрый и имел духа Божия в себе; будучи благоутробным и милостивым, он не помнил зла на мне, но любил меня с братьями моими. 5. Итак берегитесь вы, дети мои, от всякой ревности и зависти и ходите в простоте сердца, чтобы дал вам Бог благодать, и славу, и благословение на главы ваши, как вы видели в Иосифе. 6. Во все дни он не упрекнул нас за то дело, но любил нас, как свою душу, и выше сыновей своих возвышал нас, и богатством, и скотом, и плодами благодетельствовал нам. 7. И вы, дети мои, возлюбите каждый брата своего в добром сердце, и удалится от вас дух зависти. 8. Ибо это ожесточает душу, и повреждает тело и гнев и вражду производит в совещании, и побуждает на убийства, и в возбуждении приводит мысль, и смятение производит в душе и дрожание в теле. 9. Ибо и во вне некая ревность злобная, возбуждает мечту в нём, снедает его и лукавыми духами возмущает душу его, и заставляет тело трепетать от ужаса, и в беспокойстве пробуждает от сна ум, и, как дух лукавый и ядоносный, так является людям. Глава 5 Посему Иосиф был красив видом и прекрасен лицём, так как в нём не жило нечто лукавое; ибо из смущения духа обнаруживается лице. 2. И теперь дети мои, удобрите сердца ваши пред Господом и исправьте пути ваши пред людьми и вы обретёте благодать пред Господом и людьми. 3. Итак храните себя от блудодеяния, потому что блудодеяние есть мать зол, удаляющая от Бога и приближающая к Велиару. 4. Ибо я видел в начертании писания Еноха2, что сыны ваши в блудодеянии погибнут и сынам Левия сотворят неправду мечом. 5. Но не возмогут противостоять Левию, ибо он будет вести брань Господню и победит всю рать вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

891 Святитель Кирилл Александрийский отмечает, что, согласно Священному Писанию , окончательный Суд произойдет «после Воскресения мертвых». Но так как не было еще Второго Пришествия Христа, то «ни Воскресения не произошло, ни воздаяния за дела не последовало». 892 Итак, души в этом неопределенном состоянии, отошедшие отсюда без покаяния, угрызаются и жестоко осуждаются совестью. Скоропреходящее удовольствие от греха, пережитое ими здесь, давно пропало. Остаются лишь горечь, отвращение, позор нечестия. В этом жалком положении им угрожают к тому же мрачные и злобные демоны, находящие радость в людских несчастьях. Напротив, души, отошедшие в покаянии, радуются и веселятся. Они празднуют вместе со светлыми Ангелами и ликуют в добром уповании на нескончаемое блаженство и невыразимое счастье вечного рая. Именно об этом свидетельствует апокалиптическое видение Иоанна Богослова, который говорит: «...я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божье и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:9–10 ). (Конечно, этими словами мученики не требуют отмщения и не проявляют неверия. Они лишь стремятся к восстановлению этического порядка, к совершению правосудия. Верные справедливо жалуются на гонение, продолжающееся на них в мире. И тогда, как говорит Иоанн Богослов, даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр.6:11 ). Белые одежды – символ славы, торжества и блаженства праведных. Они означают также славу и сияние, в которые облекутся тела праведных после Всеобщего Воскресения). Кроме того, если бы святые и мученики тотчас после смерти получали совершенный венец Царства Небесного, то как Судия скажет им в День Судный: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»? ( Мф.25:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   Сколь непонятно, чудно и это: самаритяне охотно поверили словам Господа и умоляли Его остаться у них; маловерные гергесяне, напротив, упрашивали Господа поскорее уйти от них. Неверные иудеи ни словами, ни делами, ни знамениями и чудесами Господа не образумились и не уверовали в истину Его посланничества Божественного: суды Твои, Господи, бездна великая!    Иулиан Александрийский, святой мученик, по причине болезни ног не могший ходить, был принесен двумя своими служителями пред судилище гонителей христианства. Один из принесших слуг был христианин, но отрекся на судилище как от Христа, так и от своего господина и погиб в мерзком идолопоклонстве; другой из них, по имени Евн, не изменил ни Богу, ни своему господину и остался в вере Христовой непоколебимым.    Оба исповедника Христовы сначала были посажены на верблюдов и водимы по городу Александрии с бесчестием и поруганием, затем подвергнуты были немилосердному биению, напоследок брошены живыми в горящий костер, где в добром исповедании предали души свои Богу. Смотря на их мучения, один из присутствовавших при этом воинов, по имени Веса, сострадал неповинным мученикам, начал усовещивать народ и унимать его от буйства, был приведен к судье, обвинен, что он тоже исповедует веру Христову, и по определению судьи приговорен к смертной казни: ему палач отрубил голову; таким образом, он получил мученический венец вместо отвергшегося от Христа служителя-христианина.    Что сказать обо всем этом, кроме справедливого изречения: суды Твои, Господи, бездна великая и неизмеримая!    Для божественного апостола Павла было чудно и весьма удивительно определение Божие о двух близнецах Ревекки: Исаве и Иакове; «ибо, когда еще они не родились и не сделали ничего доброго или худого» (Рим. 9:11), почему было бы можно предпочесть одного из них другому, Бог наперед уже сказал: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»(Рим. 9:13). «Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? Никак! О, человек, кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?» (Рим. 9:14, 20, 21)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

            А насчёт беснования — да нет, не была она бесноватой. Если бы она была бесноватой, то так бы про неё и было сказано в житии. А кто бы с бесноватой блудил, кто бы на бесноватую позарился? Бесноватый — это человек, который не владеет своим телом, своей волей, который вытворяет непонятные вещи: хрипит, пищит, кусается, душит любовников, вгрызается в них зубами, пеной исходит, бьётся головой об стенку, падает на пол и корчится. Что вы, бесноватых не видели что ли? Это была красивая молодая женщина, в двенадцать лет, девчонкой малой она ушла из дома и семнадцать лет безобразничала, жила в блуде. Двадцать девять лет, молодая женщина в цвету, в соку. Какое беснование может быть? Она была совершенно здоровым человеком: и умом здоровая и телом здоровая, и оказалось, что у неё в глубине и душа была очень здоровая. Поэтому — нет, это слишком простое решение вопроса — списать всё на бесов. Вот там кто-то грешит — а, это бесы, бесы, он бесноватый. Да никакого тут беснования нет. Человек сам, в своём естественном состоянии способен на вещи, которые с бесами не связаны. С бесами всякий грех конечно связан, так или иначе, прямо или косвенно, но не стоит поспешно списывать на беснование греховные фантазии человеческие, не стоит. И жестокость человеческая бывает бесовского происхождения, но бывает и человеческая жестокость. Там дьявол стоит и радуется: «я б такого не придумал».             — Добрый вечер, благословите, это Александр, Харьков. Хотел бы вам, во-первых, сказать большое спасибо за моё воцерковление, так как я — бывший ваш прихожанин из Киева, сейчас живу в Харькове.             Отец Андрей, у меня вопрос к вам по Евангелию. Евангелие от Марка, 9-я глава: 38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Как это соотносится с этими бабками, гадалками: к кому-то можно ходить, к кому-то нельзя?

http://radonezh.ru/text/27-03-2015g-prya...

   Вопрос 24. Что такое укоризна?    Ответ. Всякое слово, сказанное с расположением обесчестить, есть укоризна, хотя бы слово само по себе и не казалось обидным. И сие видно из евангелия, в котором сказано об иудеях: «Они же укорили его и сказали: ты ученик Его» ( Иоан.9, 28 ).    Вопрос 25. Что такое клевета?    Ответ. Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в том, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как апостол повелевает «не сообщаться» с таковым ( 1Кор. 5, 11 ), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла... берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим. 4, 14–15 ). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду.    Вопрос 26. Кто клевещет на брата, или кто слушает клеветника и терпит сие; чего тот достоин? Ответ. Оба достойны отлучения. Ибо сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» ( Пс.100, 5 )    Вопрос 27. А если будет говорить худо о настоятеле; как поступить с ним? Ответ. Суд на сие ясно виден в гневе Божием на Мариам, когда говорила она худо о Моисее. Греха ее Бог не оставил ненаказанным, хотя молился за нее сам Моисей ( Чис.12 ).    Вопрос 28. Если кто отвечает другому дерзким голосом и дерзкими словами, а, когда напомнят ему о сем, скажет: «у меня нет ничего худого в сердце»; то должно ли ему верить? Ответ. Не все душевные недуги, так же как и телесные, явны не только всякому, но даже и самому страждущему. Посему как в рассуждении тела знающие имеют некоторые признаки недугов сокровенных и неощутительных страждущему; так и в рассуждении души, хотя грешник не чувствует собственного недуга, должно верить Господу, Который ему и тем, кто с ним, утвердительно сказал, что «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» ( Лук. 6, 45 ); потому что, хотя злой человек не редко притворно говорит или делает нечто доброе, но доброму невозможно притворяться в чем-нибудь худом. Ибо сказано: «пекитесь о добром» не только пред Господом, но и «перед всеми человеками» ( Рим. 12, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Апостолы никогда не учили чему-либо противному Христу, сказавшему: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6, 53 ). Эти слова так поразили бывших со Спасителем, что «с того времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин. 6, 66 ). Для многих эти слова явились действительно соблазном. И если бы Христос под словом «Плоть и Кровь» понимал только хлеб и вино, то Он пояснил бы это, видя, что многие отступают от Него. Господь же не стал говорить, что слова Его надо понимать духовно, а еще раз подчеркнул: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 56 ). Все Свои аллегорические высказывания в виде притч Господь всегда делал доступными каждому уму. Яркий пример – притча о виноградной лозе, добром пастыре и др. И будь слова «Тело и Кровь» только символами, Спаситель не оставил бы этого без пояснения для малодушных. Но, напротив того, Он говорил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин. 6, 27 ), ибо «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» ( Ин. 6, 63 ). Если бы Христос был просто человек, а не Богочеловек, то тогда бы и Его Тело не пользовало ни мало, но соединенное с Божеством... Оно, принимаемое верующими, соединяет их со Христом и дает им жизнь вечную» 262 . Так понимают это все святые Отцы. Святой Кирилл Александрийский пишет: «Одна плоть вовсе не может оживлять, потому что сама имеет нужду в оживляющем, но она животворит потому, что соединена с животворящим Словом». Желая доказать, что Спаситель говорил на Тайной вечере о простом хлебе и вине, харизматики приводят следующие слова: «Истинно говорю вам: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мр. 14, 25 ). Тайная вечеря была совершена после обряда ветхозаветной Пасхи. В приводимой сектантами цитате Христос разумел «то вино, которое пили с Ним ученики Его до установления Причащения» 263 . Более обстоятельно раскрывает события вечери евангелист Лука, упоминая именно о двух чашах. Первую чашу Христос взял во время совершения ветхозаветной Пасхи, сказав ученикам: «Приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие». И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, сие творите в Мое воспоминание». Так же и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22, 17 – 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Б) По-видимому, гр. Толстой стоит уже на верном пути, утверждая, что заповедь о непротивлении злым представляет собою совершенную противоположность и прямое отрицание ветхозаветного учения об отношении к ним. В самом деле, это учение гласит: отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. 857 Спаситель же внушает христианину: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 858 Эти слова нашего Божественного Учителя представляют собою, по-видимому, совершенную противоположность и прямое отрицание того, что внушалось ветхозаветным законодательством. Последнее как будто не только узаконило дух мстительности в людях, но даже поощряло и усиливало его, тогда как Христос требует от нас не только терпеливого перенесения причиняемых нам злым человеком обид и потерь, но и воздаяния ему за зло добром. Это так кажется лишь при поверхностном или предубежденном понимании дела. При ином же отношении к нему представляется безосновательным разделять взгляд Л. Толстого и его единомышленников на отношение заповеди о непротивлении злому к ветхозаветному законодательству касательно обращения с злыми людьми. Разделять этот взгляд значило бы прежде всего идти против следующих слов самого Христа. Не думайте, говорит Он, что Я пришел нарушить (χαταλσαι) закон (του νμον) или пророков, не нарушить пришел Я, но (πληρσαι) исполнить 859 . В этих словах Спаситель прямо и ясно определяет Свое отношение к Ветхому Завету, к содержащимся в нем пророчествам и к изложенному в нем закону Божию. Так как в Нагорной проповеди Христос является нам в качестве полновластного учителя, преподающего человечеству религиозно-нравственные истины, то Он имеет в виду особенно те пророческие о Нем предсказания, которые относятся собственно к Его учительскому служению. Пророческие же предсказания говорят не о том только, что Мессия, Христос, должен быть новым нравственным законодателем. 860 Они указывают и на то, что закон, который имеет Он возвестить, будет специально обращен к внутреннему миру людей, к их душевному настроению, 861 в отличие от Моисеева закона вообще, определявшего собою, вследствие условий тогдашнего времени и по причине особого состояния ветхозаветных людей, и внешнее поведение их, и внешний строй их жизни различными частными предписаниями. Значит, в словах Спасителя: Я пришел не нарушить писанное пророками, но исполнить, нужно видеть собственно указание на то, что в дальнейших частях Своей Нагорной беседы Он осуществляет пророческие предсказания, касающиеся учительского Его служения, т.е. преподает новый закон, отличный от Моисеева закона и превосходящий его своими совершенствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

«Боже отец наших! Помяни щедроты Твоей и милости, яже от века суть: не отвержи нас от лица Твоего, ниже возгнушайся непостоянством нашим: но помилуй нас по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих презри беззакония и грехи наши. Сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробе нашей: всех нас укрепив верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовью, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал еси нам, и отцам нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребии освященных». Господи Боже наш, в Него же веруем и на Него же уповаем, не посрами нас от чаяния милости Твоей, и сотвори знамение во благо, яко да видят ненавидящие нас и православную веру нашу, и посрамятся, и погибнуть: и да увидят вся страны, яко имя Тебе Господь, и мы люди Твои. Яви нам, Господи, ныне милость Твою и спасение Твое даждь нам: возвесели сердце рабов Твоих о милости Твоей: порази враги наша, и сокруши их под ноги верных Твоих вскоре. Ты бо еси заступление, помощь и победа уповающим на Тя: и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». I «Слава Богу! Все у нас в Москве хорошо и спокойно. Хлеб не дорожает и мясо дешевеет. Одного всем хочется, чтоб злодея побить, и то будет. Станем Богу молиться, да воинов снаряжать, да в армию их отправлять. А за нас пред Богом заступники: Божья Матерь и Московские Чудотворцы, пред светом милосердый Государь наш Александр Павлович, а пред супостатами Христолюбивое воинство; а, чтобы скорее дело решить, Государю угодить, Россию одолжить и Наполеону насолить, то должно иметь послушание, усердие и веру к словам Начальников, и они рады с вами и жить и умереть. Когда дело делать, я с вами; на войну идти пред вами; а отдыхать за вами. Не бойтесь ничего, – нашла туча, да мы ее отдуем; все перемелется, мука будет; а берегитесь одного: пьяниц да дураков; они, распустив уши, шатаются, да и другим в уши врасплох надувают. Иной вздумает, что Наполеон за добром идет; а его дело кожу драть: обещает все, а выйдет ничего. Солдатам сулит Фельдмаршальство, нищим золотые горы, народу свободу; а всех ловит за виски, да в тиски, и пошлет на смерть: убьют либо там, либо тут. И для сего, и прошу, если кто из наших, или паз чужих станет его выхвалять и сулить и то, и другое, то какой бы он ни был, за хохол, да на съезжую: тот, кто возьмет, тому честь, слава и награда; а кого возьмут, с темь я разделаюсь, хоть пяти пядей будь во лбу; мне на то и власть дана, и Государь изволил приказать беречь матушку Москву; а кому ж беречь мать, как не деткам! Ей Богу, братцы, Государь на вас, как на Кремль, надеется, а я- за вас присягнуть готов. Не введите в слово! А я верный слуга Царской, Русской барин и православный Христианин».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12, 90.11–12 ). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3 ). Притч.2:10 .  Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, Притч.2:11 .  тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, Притч.2:12 .  дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, Притч.2:13 .  от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; Притч.2:14 .  от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, Притч.2:15 .  которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; Притч.2:16 .  дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, Притч.2:17 .  которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Притч.2:18 .  Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; Притч.2:19 .  никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10–12), для которого делать зло – привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6.14, 10.31–32, 16.30, 23.33 ). Пути последнего рода людей – пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5.11 ), так как тьма – родная стихия для порока ( Ин 3.19 ); эти пути вместе с тем – пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных. Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16–19, сн. Притч 5.3, 6.24, 7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом ( беритэлогим). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой ( Иоиль 1.8 ; Мал 2.14 ), – заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3.1 ; Ос 1.1 – Ос 3.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.16:11 . И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; Вторая половина этой фразы и служит собственно объяснением имени Измаил, которое в дословном переводе значит: «слышит Бог». Быт.16:12 . он будет между людьми как дикий осел; Дикий осел, или онагр, который неоднократно и художественно изображается в Библии ( Иов. 39:5–8 ; Ис. 32:14 ), является, по общему мнению, поразительно жизненным и верным типом бедуина – этого дикого сына пустыни. руки его на всех, и руки всех на него; Столь же сильно и картинно изображается и будущая судьба этих кочевников, вся беспокойная жизнь которых чередуется между смелыми набегами и жестокой расплатой за них. жить будет он пред лицем всех братьев своих. Потомки двух братьев – Измаила и Исаака – не будут смешиваться между собою, а будут жить отдельно и независимо друг от друга, они будут находиться между собою не всегда в добром, но всегда в близком соседстве. Быт.16:13 . И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, сим именем: Замечание самого бытописателя, имеющее большую важность в вопросе об установлении личности Ангела-Иеговы. Ты Бог видящий меня. Точно такое же значение имеют для нас и эти слова Агари. Кроме того, в них дано исповедание Агарью веры в божественный Промысл и Божие всеведение ( Пс. 138:11, 12 ; Иов. 34:21–22 ; Ам. 9:2–3 ). Это еще яснее выражено славянским переводом: «Ты Бог, призревый на мя», т.е. явивший на мне Свою промыслительную силу. Быт.16:14 . Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои . Собственное имя этого источника в славянском тексте заменено переводом, объясняющим смысл его названия: «идеже предо мною видех»; отсюда ясно, что Агарь, по общепринятому на Востоке обычаю, для увековечения воспоминания о бывшем ей у источника богоявлении, переименовала в честь его и самый этот источник. Он находится между Кадесом и между Баредом. Колодезь Агари, упоминаемый в Библии еще дважды ( Быт. 24:62, 25:11 ), по мнению одного ученого географа Палестины (Реланда у Риттера), вероятнее всего будет видеть в источнике Аин-Кадес, в долине, лежащей на юг от Вирсавии, по которой идут караваны из Сирии к Синаю и которую арабы называют «Милхи» или «Мувельх», именем, которым они обозначают и Агарь, и где они показывают пещеру – «ложе Агари».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010