Для неверующего человека грех не является достаточно серьезной проблемой. Безбожники даже не стыдятся своих дурных поступков. Сказано: «…о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» ( Ис.3:9 ). Верующий человек, напротив, всегда, согрешив, испытывает внутреннее волнение, угрызения совести. Грех может быть сравним для него с кораблекрушением, полным крахом его чаяний и надежд. Апостол Павел, говоря о нравственном кризисе Именея и Александра, замечает: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). В своей жизни я всегда именно так и воспринимаю грех – как кораблекрушение. Согрешив, я не могу спокойно спать, у меня пропадает аппетит, начинает повышаться давление, я чувствую полную апатию, потерю радостного восприятия жизни. А разве в вашей жизни дела обстоят иначе? И как мы радуемся, когда чрез святые Таинства Покаяния и Причастия мы вновь из состояния «чад гнева» преображаемся в «чад Божиих». Может ли хотя бы что-то быть сравнимо с подобным ликованием и торжеством? Как схожа эта радость спасаемой души с той радостью, которая передается следующими словами из Писания: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей» ( Песн.2:11–12 ). Но вернемся к нашему повествованию из Книги Бытия. Далее сказано: «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей» ( Быт.5:4 ). Три главных сына Адама обозначены ранее – Каин, Авель и Сиф. Их имена и личности показывают те процессы, которые происходили в тогдашнем обществе, настроения, господствовавшие в нем. Каин – плотской (заземленный) человек; Авель – духовный (небесный); а Сиф – душевный (именно человечный), стоящий как бы между добром и злом, еще делающий свой выбор. Плотской человек – это тот, который готов что-либо приобретать в этой жизни даже ценой страдания других. Нельзя сказать, что таких людей большинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Для этой цели он в торжественном шествии отправился в Гаваон, находившийся верстах в десяти от Иерусалима, и там, на жертвеннике при старой скинии, принес огромную жертву в тысячу всесожжений. И в это-то время в Гаваоне Господь явился Соломону во сне ночью. В это время мы уже не видим, чтобы воля Божия испрашивалась чрез урим и туммим. Поэтому общение с Богом происходило или чрез пророков, или чрез сонное видение. Так как пророческая деятельность знаменитых пророков Нафана и Гада в это время, видимо, уже закончилась, а новых пророков не выступало, то единственным средством общения с Богом оставались сновидения. И вот в одном таком сновидении Бог предложил Соломону просить от Него, что только ему нужно. Соломон, согласно со всем направлением своего характера, попросил того, в чем он особенно нуждался, именно мудрости в управлении царством. Он был лишь «малым ребенком» и отнюдь не мог равняться с своим отцом Давидом – знаменитым воином, песнопевцем, государственным мужем и царем, воспитывавшимся в течение долгих и разнообразных испытаний жизни. Израиль возрос в могущественный и бесчисленный народ, и поэтому Соломон просил именно разума, чтобы быть в состоянии, при своих судебных делах, различать между добром и злом. Просьба эта оказалась благоугодною Богу, так как она была благородна и чужда всякого эгоизма. Человек менее возвышенного ума мог бы попросить богатства, славы, успехов на войне или долголетия; но Соломон стоял выше этого, и поэтому Бог, в награду ему за это благородное настроение, обещал ему в необычайной степени дар мудрого и разумного сердца, и вместе с тем дал ему и то, чего он не просил, именно богатство и славу. Юный царь таким образом торжественно выступил в качестве человека, который искал прежде всего царствия Божья и правды его, а потому и остальное все приложилось ему. «И сказал ему Бог: зато, что ты просил этого, а не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, – вот я сделаю по слову твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«дождь») и туча – образы великого бедствия; ср. Ис 11.1 и др. «Покрыть землю», как облако затемняет небо. – «Ты и все» – греч. εση συ και παντες, что слав. почему-то передает: «падеши ты»; о погибели еще рано. Иез.38:10 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: в тот день при­дут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое пред­приятие 2-я часть речи (см. предв. зам. к главе). Хотя, в сущности, сам Иегова приводит Гога, но воля (точнее: попущение) Господа совпадает с стремлениями Гога. Параллель 2–9 и 10–16 могла бы быть классическим местом того, что в богословии называется concursus: действие, влияние Божие не есть нечто другое по сравнению с действием твари, но это единое и нераздельное действие (Берт.). «Мысли». Евр. давар, слово, часто имеет такое значение, LXX «глаголы», Вульг. sermones. Иез.38:11 .  и скажешь: «поднимусь я на землю неогражден­ную, пойду на беззаботных, живущих бес­печно, – все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, – «Землю неогражденную» – букв. «землю из деревень», без городов с их укреплениями. Будущая св. земля представляется в этом стихе лежащею в глубочайшем мире, не имеющею даже городов, а только деревни; ср. Зах 6.5, 8 . Предсказание еще не исполнившееся. – «Пойду на беззаботных, живущих беспечно»; слав. лучше (без оттенка осуждения): «прииду на молчащые в тишине и живущыя мирно». Иез.38:12 .  чтобы про­извести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселен­ные раз­валины и на народ, собран­ный из народов, занима­ю­щийся хозяй­с­т­во­м и торговлею, живущий на вершине земли». «Руку», евр. «руку твою», LXX «руку мою» (речь Гога). – «На вновь заселенные развалины». Гог хочет опустошить страну, едва загладившую следы своих бедствий и прежних нападений. – «Занимающийся хозяйством и торговлею», слав. точнее: «сотворивших притяжания имений»; букв.: «обзавевшийся имением (михне) и добром». Избранный народ благословленного будущего представляется земледельческим, а не торговым. В таинственном смысле это добродетели и дары Духа Святого, которые антихрист и его слуги захотят отнять у христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Донесение небесных сил, олицетворенных под видом коней, успокоительно и утешительно по своему содержанию вообще, но не для данных обстоятельств. Спокойствие и благоденствие языческих народов исключало возможность мира и благополучия для избранного народа. Зах.1:12 .  И отвечал Ангел Го­с­по­день и сказал: Го­с­по­ди Вседержителю! Доколе Ты не умило­сердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Поэтому, Ангел Иеговы обращается к Господу Вседержителю с ходатайством о возвращении милости к Иерусалиму и всей стране Еврейской, находящейся под гневом уже семьдесят лет. Из Зах.1:15 , а равно из видений второго и восьмого, выясняется, что ходатайство Ангела Господня за избранный народ, очевидно, представляло, по своему содержанию нечто напоминающее Откр.6:10 ; доколе Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь и проч. Зах.1:16 .  Посему так говорит Го­с­по­дь: Я обращаюсь к Иерусалиму с мило­сердием; в нем соорудит­ся дом Мой, говорит Го­с­по­дь Саваоф, и землемерная вервь про­тянет­ся по Иерусалиму. Зах.1:17 .  Еще про­воз­гласи и скажи: так говорит Го­с­по­дь Саваоф: снова пере­полнят­ся города Мои добром, и утешит Го­с­по­дь Сион, и снова изберет Иерусалим. Содержание слов благих, слов утешительных, изреченных Господом ( Зах.1:13 ) непосредственно об Иерусалиме и других городах, которые Господь называет Своими ( Зах.1:17 ), таково: бедствиям избранного народа наступает конец; в Иерусалиме будет сооружен храм (следовательно, Иегова, обитающий в храме, будет снова близок в Своему народу), и самый город отстроится заново. Бедствия плена забудутся, потому что благоволение Божие проявится в полноте благ, которыми будут изобиловать города чтителей истинного Бога. Зах.1:18 .  И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога. Второе видение стоит в тесной связи с предшествующим: оно представляет продолжение и разъяснение мыслей, высказанных в первом видении относительно языческих народов. – Пророк видит четыре рога. Рог, по библейскому словоупотреблению, символ силы и могущества, – выражение применяется как к избранному народу, так и к язычникам, врагам народа Божия и Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Его богатство заключалось в изобилии плодов земных. У него было много земли, и его земля была плодородной, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. «Что мне делать, – рассуждал он сам с собой, – и некуда мне собрать плодов моих». Господь на небесах видит и знает все наши намерения и помышления сердечные, и мы ответственны за них пред Господом. Оттого, что мы глубоко помышляем иногда в себе, как бы делая окончательный выбор, может решиться наша конечная участь, земная и вечная. Так, по всей вероятности, и произошло с этим богачом: по внутреннему его состоянию определен был Господом ему смертный приговор. Этот человек, получив богатый урожай, естественно, собирается расширить свои зернохранилища. И может быть, многие спросят: а в чем, собственно, дело? Человек ведь на самом деле получил хороший урожай, и он должен о нем позаботиться, чтобы ничего не пропадало. И мы видим, какие рождаются у этого человека планы. «Вот что я сделаю, – говорит он, – сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой, и все добро мое, и буду жить в довольстве и покое». Он откровенно хвастается, он полон самодовольства, решительно и бесповоротно определяет: вот что я сделаю. А не подумает о том, чего от него хочет в такой важный момент жизни Бог. Его поведение – открытый вызов всему, чему учит слово Божие. Он идет путем, прямо противоположным тому, что мы знаем из учения Христова. Его решение поэтому вполне безумное. Безумие было с его стороны, говорят святые отцы, плоды земные называть своими плодами, своим добром. Все, что мы имеем, дано нам в долг. Но все это принадлежит Господу Богу, а мы только приставники при добре Господнем. Ему и в голову не пришло при таком избытке поделиться с теми, кто ничего не имеет. Вместо того, чтобы принести благодарение Богу за радостную возможность давать другим, чтобы и другие вместе с ним радовались и благодарили Бога, он прилагает все усилия, для того чтобы все сохранить для одного себя. Он ведет себя как вор, у Бога укравший. И краденое хочет сокрыть в надежном месте. Безумием была с его стороны уверенность, что добра хватит на многие годы, в то время как в один час все может быть сожжено дотла. Может быть, от удара молнии внезапной, нечаянной грозы. А может быть, от тли, которая неприметно все изъест.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Если Меня гнали, будут гнать и вас: если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое ( Ин.15:18–21 ). И описываемое Толстым страшное разделение между миром и Церковью действительно некогда наступит. Это будет пред кончиной мира, по предсказанию пророков, Иисуса Христа и апостолов. Тогда мир не только отделится от Церкви, но во главе с антихристом, руководимым дьяволом , воздвигнет страшное гонение на Церковь , всемирную войну против нее, чтобы, если можно, уничтожить ее окончательно ( Апок.12:13–17 ). Это будет окончательная борьба зла против добра. Но в меньших размерах эта борьба всегда существовала, то ослабевая, то усиливаясь. Она была и до Константина Великого , только характер ее в то время был иной, нежели после него, как и вообще характер борьбы между добром и злом бесконечно изменяется в зависимости от времени, места, исторических обстоятельств и других разнообразных условий. Конец прошлого века и вторая половина истекающего столетия, по широте распространения безбожия, могут быть рассматриваемы как подготовительные к последним временам эпохи. Быть может и еще будут подобные же эпохи неверия в вперемешку с эпохами противоположного характера, так как глубокое и широкое развращение нравов и необычайное распространение безбожия в последние времена, несомненно, будут подготовлены предшествующим ходом истории человечества. Предотвратить несчастный конец ее никто не в силах. Ни пророки, ни апостолы, ни Иисус Христос, говоря о вражде мира, который весь лежит во зле ( 1Ин.5:19 ), к своим последователям и о чрезвычайном распространении и господстве зла в последнюю годину, не обвиняют в этом Церковь , а признают эту вражду и борьбу мира против Церкви неизбежной и, при том состоянии человеческого рода, в которое он сам поставил себя, естественной. Преувеличивая маловлиятельность Церкви и ее виновность в этом, граф Толстой слишком пессимистически смотрит и на религиозно-нравственное состояние современного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:11,12 ). Притчи о долготерпении Божьем Священник Александр Зиновкин, преподаватель библейского иврита СПбДА: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ). Буквально стих переводится с еврейского языка следующим образом: «Щедрый и милостивый ГОСПОДЬ, длинный/долгий на гнев и многий на милость». Что означает выражение “длинный/долгий на гнев”? В славянской Псалтыри данное выражение репрезентировано как “долготерпелив”. Исходя из последнего, складывается впечатление, что Бог терпит, молчит, ждет… Но еврейское выражение говорит совершенно о другом. Бог долго гневается.… Бог много милует… Таким образом, нужно говорить, что гнев Божий он длится долго, мучительно долго, медленно, душит долго. Да, именно душит долго. Вспомним, как Бог долго “душил” евреев в пустыне, вспомним, как Бог долго “душил” в Вавилоне… Именно поэтому Бог — не долготерпелив, а “длинно” гневается. Напротив, Бог “многомилостив”. Еврейское так и переводится, как “многий на милость”. Что означает это в контексте вышесказанного? Это означает, что, если Бог гневается долго, мучительно долго, то, напротив, Он много милует, до тысячи родов милует (см. Исх.20 ). Он помнит о добром деле Авраама — 400 лет помнит об этом и выводит евреев из Египта. Он помнит доброе дело Давида — потомок его должен быть Мессией, и, несмотря на беззакония потомков Давида, престол его уцелел. Это означает, что милость Божия, Его «хесед», будет всегда, равно как и наше доброе дело — будет в нашем роде жить в памяти Божией много и долго. Цитаты о долготерпении «Подлинно блажен человек, который приобрел долготерпение, потому что и Священное Писание хвалит его, говоря:  Долготерпелив муж мног в разуме ( Притч.14:29 ). И что преимущественнее этого? Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении, потому что надеется на Господа. Долготерпеливый далек от гнева, потому что все терпит. Долготерпеливый нескоро воспламеняется гневом, не прибегает к оскорблениям, нелегко трогается пустыми речами; если обижен, не огорчается; сопротивляющимся не противится; во всяком деле тверд; нескоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом; людям, всем недовольным, во всем угождает; когда приказывают ему, не противоречит; когда делают выговор, не хмурит лица; во всяком случае находит для себя врачевство в долготерпении».

http://azbyka.ru/dolgoterpenie

И все ученики оказываются теми, кто на время забыл о Боге. Мир с его предательством и жестокостью заполнил все, и они уверены, что пришел конец. Когда человек забывает о Боге, перестает принимать Бога в расчет среди наступивших испытаний, страх овладевает им, и он не знает, что делать. И только тот, кто, преклонив колена, молится Богу, может среди этих испытаний говорить и действовать как победитель. Один из учеников «ударил раба первосвященникова и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его». Господь показывает, что все в Его власти. Имеющий власть исцелить, может и погубить, если пожелает. И Он научает нас творить добро ненавидящим нас. Кто воздает добром за зло, поступает по образу Его. «Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня» – как на одного из вооруженных революционеров, воздвигших народ против римской власти, – таким желали враги Господа изобразить Его. Они знали, что это ложь, ибо каждый день Он был с ними в храме и учил их. Но ныне их время и власть тьмы. Сражение Господа с диаволом достигает своего предела. Скоро тьма покроет всю землю. Но тьма должна отступить перед светом, и власть тьмы покориться князю света. Однако теперь мы видим падение Петра, его тройное отречение от Господа. Он следовал за Христом, как обещал. Но он следовал издали – на безопасном расстоянии. И во дворе первосвященника он греется у костра со слугами, как если бы он сам был одним из них. Он вступает в беседу с ними, отрекаясь, что знает Христа и что он – из Его учеников. В своей лжи – сначала служанке, потом – другому человеку, он невольно разделяет их точку зрения: быть связанным со Христом и Его учениками – не просто предосудительно. Это значит быть обвиненным в связи с беззаконными. Час спустя, еще некто добавляет к свидетельству женщины веское доказательство: Петр – галилеянин, как и Сам его Учитель. Теперь Петр не только отказывается, что он ученик Христов, но говорит, что вообще ничего не знает о Нем: «Не знаю, что ты говоришь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И далее: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим. 12:21 ). (4) Тот же апостол свидетельствует об иудеях, что они «ревностны к Богу, но не по рассуждению: ибо, не разумея правды Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» ( Рим. 10:2–3 ). (5) Ибо воли закона они не знали и не исполняли, считая ею то, что сами делали. Они не верили пророческому слову закона, следуя его букве; и если оставались верными ему, то из страха, а не из любви к нему или вере в него. «Потому что конец закона есть Христос, пришествие которого во оправдание всех в него верующих было предречено законом» ( Рим. 10:2–4 ). (43, 1) Вот почему у Моисея сказано об иудеях: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным» 268 , имея в виду тех, кто готов повиноваться. (2) И через пророка Исаию сказано о них: «Меня нашли не искавшие, Я открылся не вопрошавшим обо Мне» 269 , очевидно, имея в виду времена до прихода Спасителя, после пришествия которого Израиль может слышать слова, обращенные и к нему так же: «Целый день простирал Я руки свои к народу непослушному и упорному» 270 . (3) Неужели не видите теперь, почему он призывал их отвратиться от язычества? Он говорит ясно, что причиной тому были неповиновение и страсть к противоречию. Но и на них распространяется благодать Бога. (4) Апостол говорит об этом так: «От их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» 271 и желание покаяться. (5) Говоря о мертвых, Пастырь определенно понимает, что как среди иудеев, так и среди язычников многие из почивших праведников нашли милость у Господа; и они были из числа живших не только до пришествия Спасителя, но и прежде дарования закона; таковы Авель, Ной и другие. (44, 1) Поэтому, говорит он, апостолы и их ученики, проповедовавшие имя Сына Божия, и по смерти продолжали служение свое; по силе своей веры во Христа Господа и благодати его они были вестниками его пришествия среди праведников, ранее их почивших. (2) Далее сказано: «И этих последних они запечатлели печатью своей проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

И когда вернулась [в Александрию], от скорби впала в горячку, и возвестили архиепископу, что она заболела. И придя к ней, он попросил рассказать, что с ней случилось. Она же сказала ему: «Лучше бы я не приходила сюда. Ибо сказала я старцу: «Поминай меня», а он сказал мне: «Молю Бога, чтобы изгладилась память о тебе из сердца моего», и вот я умираю от скорби». А архиепископ говорит ей: «Ты не знаешь, что ты женщина и что враг посредством женщин враждует на святых? Потому и сказал так старец: ибо о душе твоей он молится постоянно». И так исцелен был помысел ее, и она возвратилась [в Рим] с радостью. В Тарсе Киликийском был один мим, по имени Вавила. У него было две подружки, одну звали Комито, а другую Никоса, и жил он распутно, творя дела, достойные содействовавших ему бесов. И вот однажды вошел он в церковь и, по промыслу Божию, читалось тогда Евангелие, в котором было место, где говорилось: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное 454 . Придя от этих слов в сокрушение, он начал со слезами укорять себя за свои деяния и, выйдя из церкви, тотчас зовет своих подружек и говорит им: «Вам известно, как жил я с вами в распутстве, и никогда не предпочитал одну другой. Теперь вам принадлежит то, что приобрел я для вас. Возьмите все мое имущество и разделите между собой. Ибо я с сегодняшнего дня отрекаюсь от мира и становлюсь монахом». Они же, словно едиными устами, отвечали ему со слезами: «Если уж в грехе и погибели мы были с тобой сообща, то теперь, когда ты хочешь сотворить такое богоугодное дело, ты оставишь нас и пойдешь один? Поистине, не оставляй нас, но будем едины с тобой и в добром!» И вот мим тотчас заперся в одной из башен города. Они же, продав все свое имущество и раздав деньги нищим, облеклись в подвижническую схиму и, сделав близ той башни келью, затворились там. Так и они, и Вавила весьма благоугодили Богу. Есть город Финикия Ливанская. В нем был мим по имени Гайан, и во время представления он хульно изображал Пресвятую Богородицу. И часто видел он во сне Госпожу Богородицу, говорящую ему: «Что худого сделала Я тебе, что при такой толпе народа позоришь Меня в представлениях?» А он, проснувшись, не только исправился, но еще более хулил Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010