– О, горе мне, грешнице! За грех против своего мужа лишилась я милости Божией! Проходя же мимо него, она поклонилась ему и сказала: – Добрый день, господин! И он также поклонился ей, сказав: – Будь здрав, отче! И так они разошлись. Простояв едва не весь день, муж Феодоры возвратился домой, скорбя, что не получил того, чего желал, и видение ангельское считая за обман. Дома он снова стал молиться со слезами: – Господи! Ты видишь скорбь мою, услыши молитву мою и открой мне, жива ли жена моя, или нет? На добром ли пути она находится или на злом? И вот в другую ночь он снова видит в видении ангела говорящего: – О чем ты плачешь? Разве не видел ты жены своей вчера, как я сказал тебе? Он сказал: – Не видал, господин мой. Ангел же сказал: – Разве я не говорил тебе, что тот, кто, проходя мимо, поклонится тебе и будет приветствовать тебя, – тот и есть жена твоя? Тогда муж, поняв, что видел жену свою, но не узнал ее, благодарил Бога, что жена его жива и служит Богу; надеялся он и сам спастись молитвами ее. И блаженная Феодора благодарила Бога, что она видела мужа и что муж не узнал ее. Возвратившись же в монастырь, она прилежала спасению своему, постясь сначала один день, потом по два, далее – по три и по четыре дня; иногда же целую неделю пребывала она без пищи, прилежно молясь о прощении своего греха. Близ того монастыря было озеро, где жил зверь – крокодил 5740 , который часто выходил из озера и пожирал проходящих мимо людей и скот. Епарх 5741 Григорий, назначенный царем Зиноном 5742 править городом Александрией, на проходящей мимо озера дороге поставил стражу, чтобы никто не проходил тою дорогой. Желая узнать благодать Божию, обитающую в Феодоре, игумен призвал ее и сказал: – Брат Феодор, нам нужна вода; возьми водонос, пойди, почерпни воды из озера и принеси мне. Феодора, как добрый послушник, взявши водонос, пошла. Стража, встретившая ее, сказала: – Не ходи сюда, отче, за водой, ибо тебя зверь растерзает. Она же возразила: – Отец мой игумен послал меня, и я должен исполнить то, что приказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Обратим ли серьезное внимание на разные соблазнительные зрелища цирков, балетов, комических представлений, опереток и им подобных, допускаемых на народных гуляниях, на пресловутые маскарады; не носят ли они в себе подобие Иродова пиршества сладострастного? Не служат ли они нравственным ядом, разъедающим нравственную сторону человеческую, и принижающим до потери самосознания, и, составляя величайшее нравственное зло, соединенное со многими несчастиями, как печальными результатами страстных увлечений, и оставляя глубокий след в сердце, не служат ли духовным убийством? Премудрый Сирах говорит: кто прикасается к смоле, тот очернится ( Сир.13:1 ). И подлинно, что вынесет отсюда человек? – доброго ничего, а худого, соблазнительного много, вынесет нравственную порчу, грубость сердца и отчуждение от духовного, забвение о своем глубоком падении и необходимости нравственного исправления, суровое равнодушие и холодность к святым правилам и требованиям церкви 3 , и глубокое помрачение совести. Трудно выразить все нравственное зло, которое вытекает отсюда. Впрочем эти печальные следствия ясно подсказывает самая жизнь, стоит только быть внимательным к ее явлениям. Приведем здесь прещения, данные чрез пророка Исаию Самим Господом: горе тем, которые с ранняго утра ишут сикеры, и до поздняго вечера разгорячают себя вином. И цитра, и гусли, тимпан, и свирель, и о деяниях рук Его не помышляют. Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вереями суетности, и грех как бы ремнями колесничными. Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким ( Ис.5:11,12,18:20 ). Убийство Иродом св. праведника и пропроведника истины, действовавшего на пользу и во спасение его же, не прошло ему даром. Господь совершил над ним свой праведный суд, открывшийся в особенно-сложившихся, по определению Божию, обстоятельствах жизненных, печально окончивших жизнь всего его семейства. Неужели мы думаем, что, отдаваясь неистовству страстей и влечениям похоти, участвуя в разных недостойных христианина пиршествах и разгулах, убивая свои души, не навлекаем на себя праведного суда Божия? Не часто ли самая жизнь в своих разных тяжелых обстоятельствах служит провозвестницею грозного определения Божия, наказующего нас и вместе вразумляющего, вследствие бесконечной любви Божией к человеку? Не льститеся, говорит св. апостол, Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет ( Гал.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника. Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, а не с жаждой мести,  злобой, алчностью, насилием. На вопрос воинов, которые спросили: «А нам что делать?» великий пророк Иоанн Креститель ответил: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3. 14). Оценку войны как высокого подвига или, напротив, жестокого насилия можно сделать, исходя из анализа нравственного состояния воюющих. «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», – говорит Священное Писание (Сир. 8. 8). Гуманное отношение к раненым и пленным у христиан основывается на словах апостола Павла: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 20-21). Обратимся к опыту наших недавних предков, которые ставили себе задачей воплотить эти высокие требования в жизнь, учили им своих солдат и создавали российское христолюбивое воинство. Первый к чьему опыту можно обратиться – это А.В. Суворов. Во времена Суворова бой был рукопашным, казалось бы более жестоким, чем когда противники не видят друг друга, но тогда люди не ожесточались. Почему? Об этом, то есть о сохранении души солдата от ожесточения, конечно, много думал прославленный полководец. Вот что мы можем почерпнуть из его богатейшего наследия: «Обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат не разбойник». Александр Васильевич был глубоко верующим православным христианином и, конечно прекрасно знал священное писание, поэтому он и употребил то же слово «не обижай», что и Иоанн Креститель. Вот еще пример: «В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады? щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать».

http://pravmir.ru/o-voinskom-sluzhenii/

«Остерегайтесь», – говорит апостол, – «чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию, ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми» ( 2Кор. 8:20, 21 ). И Писание говорит: «Отвращай око твое от женщины благообразной, и не засматривайся на чужую красоту» ( Сир. 9:8 ). А дабы ты знал и причину этого, оно присовокупило: потому что " многие со вратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь» ( Сир. 9:9 ); обращаясь же в грех, она ведет в огонь даже неугасимый; та склонность от этого огня возгорается, которая называется «любовью». Глава 12. Дальнейший очерк наилучшего (идеального) образа христианской жизни, составленный на основании различных мест священного Писания И женатым мужчинам я советовал бы ( Гал. 7:10 ) своих жен никогда не целовать в присутствии слуг. Аристотель господам не дозволяет даже и улыбаться перед прислугой; тем непозволительнее обнимать жен в их присутствии. Гораздо лучше даже и дома, начиная с брачных отношений, вести себя степенно. Святые нравы в супружеских отношениях у хозяев распространяют благоухание чистых радостей и по всему дому. Прекрасно говорится об этом в одной трагедии: Увы, как мало влияете вы, жены, на наше счастье! В совместную жизнь людей ведь не золотом, не властью и не блеском богатств Вносится полное изобилие чистых радостей, А дельного мужа честностью И нравственной жены заботливой к нему любовью. Почему у нас пренебрегают этими заповедями мудрости и праведности, которые выражаются питомцами даже и мирской мудрости? Поймите каждый свою обязанность и «со страхом проводите», говорит Петр, «время странствования вашего, зная что не тленным серебром иди золотом искуплены вы от суетной жизни, переданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» ( 1Пет. 1:17–19 ). «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни, – продолжает апостол, – поступали по воде языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложеству, скотоложеству, помыслам), излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» ( 1Пет. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Откр.11:7 .  И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, Откр.11:8 .  и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. Откр.11:9 .  И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. Откр.11:10 .  И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Выразителем силы зла (в борьбе с добром – свидетелями) и ее представителем, по изображению Апокалипсиса, явится зверь, выходящий из бездны. Название зверя выходящим из бездны дает возможность приблизиться к пониманию этого апокалиптического образа. Еще ранее, Откр.9:1–11 , Иоанн говорил о бездне и об ангеле из бездны. Этот зверь из бездны – тот же ангел бездны, тот же Аполлион – губитель, разница только лишь во времени их появления, их деятельности на земле. Под ним нужно видеть диавола; и если название зверя может быть относимо и к антихристу, то только лишь в том смысле и значении, что этот последний свою силу, власть на земле и, в частности, свою победу над свидетелями получит от диавола, ( Откр.13:2 – дракона-зверя). В рассматриваемом видении изображается не самое лицо антихриста (о нем будет речь после, в Откр.13 ), но лишь его дело, которое в действительности будет делом диавола. И поэтому значение антихриста среди общества того времени будет так велико, что умерщвление им святых свидетелей не только не будет осуждено, но вполне одобрено, и их трупы повергнутся осмеянию на улицах города. Этот город есть будущее антихристианского царства, древний исторический Иерусалим, потому что антихрист, имея намерение ниспровергнуть христианство, будет, естественно, стараться действовать в тех местах, которые особенно священны для христиан. Такому пониманию соответствует и наименование города Содомом и Египтом, и слово «духовно» указывает на то, что этот город по своему религиозно-нравственному, «духовному» состоянию подобен Содому и Египту. Точно так же и последняя характеристика города: «где и Господь их распят» есть указание на действительный исторический Иерусалим, который будет также и местом смерти двух свидетелей последнего времени. Их смерти будут радоваться в продолжение 3,5 дней (долее обыкновенного времени для погребения) не только жители города как приверженцы антихриста, но и живущие вне города Иерусалима. Причина радости нечестивых будет заключаться, несомненно, в том, что проповедь свидетелей нарушала полный покой их греховного самодовольства и тревожила теми казнями, которые поражали всех, осмелившихся оскорбить праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отныне только здесь, и больше нигде, я могу найти и увидеть Бога, только здесь, из этого ребра, копием прободенного, открывается Его любовь и исцеление для каждого человека. И святые в самом высоком созерцании Божественной благодати никогда не могут забыть, что они введены в нее Его пришествием в нашем теле. Глубина любви измеряется страданиями и смертью . Как апостол Иоанн Богослов с Божией Матерью у Креста, как разбойник благоразумный, распятый рядом с Господом, стоит апостол Фома в добром, как говорит святая Церковь , неверии перед Воскресшим Спасителем. Раньше он, услышав о смерти Лазаря, и решив, что пришло время жизнь положить за Господа, говорил: «Пойдем и мы, умрем с Ним!» а теперь говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И это звучит, как исповедание апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( 1Кор.15:14, 15:32 ). Если это не то же самое тело, которое соткано было во чреве Девы Марии, если не в этом теле сидел Он, утрудившись, у колодца, говоря с самарянкой, если прикосновением не этих рук отверз Он глаза слепому и сердце погибающей от отчаяния Марии Магдалины, изгнав из нее семь бесов, – если это не то же самое тело, это не мой Господь, и не мой Бог. Если это не то же самое тело трепетало от ужаса смерти в Гефсиманском саду и истекало кровью от бичеваний – не побеждает, не может никогда победить жизнь на земле, где она была побеждена. Если это тело мертво, то душа моя – труп. Никогда, ни за что, никакому призраку не поверю, – это будет другой христос, лжехристос, антихрист. Блаженный Августин пишет в своей «Исповеди», что прежде чем стать христианином, он исследовал все философии, и нашел у языческих мудрецов почти все, что говорит христианство . Но ни у кого и нигде он не нашел того, что мы слышим в пасхальную ночь в Евангелии от Иоанна: «Слово стало плотью». Вся ложь от начала мира в тысячах несогласных друг с другом сект, древних и новых, восточных и западных религий, заполняющих сегодня пустоту неверия, сводятся к одному этому различию, и едины в своей ненависти к Фомину неверию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По учению Св. Писателей в здешнем мире добро и зло перемешиваются. Зло в общем не имеет перевеса над добром на стороне последнего всемогущий Промысл Божества и богоподобная природа человека, хотя сильно поврежденная, но не уничтоженная грехом прародителей. При всех страданиях, причиняемых праведникам носителями зла, праведники находят себе утешение во временном торжестве этого последнего, в его разрушимости и существовании нравственного миропорядка, который, хотя и не всегда видим чувственными очами, но всегда ясен для взора веры. Страдания праведника все-таки временны, частичны и исключительны. Самое добро все-таки не разрушается представителями зла. Несмотря на свои страдания, Иов уверен, что участь беззаконника несчастна. «Если умножатся сыновья его, то – под меч, и потомки его не насытятся хлебом. Если он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежды, как брение, то он наготовит, а одеваться будет праведник» ( Иов27:14–16 ). «Человек, снискавший мудрость и шествующий по ее путям, получает внутреннее блаженство, идет по путям приятным и стезям мирным» ( Притч.3:17 ). «Нашедший мудрость нашел жизнь. Память праведника будет благословенна, а имя нечестивого омерзеет» ( Притч.10:7 ). «Как проносится вихрь, так и нет более нечестивого, а праведник на вечном основании» (25 ст.). Екклезиаст – этот певец скорби земного бытия, видевший на земле «всякия угнетения, какия делаются под солнцем, и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет» ( Еккл.4:1 ), и тот свидетельствует, что праведник и мудрые деяния его в руке Божией и что, хотя «грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но благо будет боящимся Господа, а нечестивым не будет добра и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» (Евкл.8:12–13). Но бывает, по нему, и такая суета на земле праведников постигает, то «чего за служили бы дела нечестивых (14 ст.)». Суд над нечестивыми совершается, хотя и не скоро (11 ст.). Все-таки есть рука Вседержителя, которая, при всей непонятности ее действий, ведет человека по путям правды, – таков вывод из учения Екклезиаста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

Под дверью в этой притче подразумевается таинство Крещения, посредством которого верующие становятся членами Церкви. Но есть дверь и для пастырей, состоящая в законном избрании и рукоположении. Незаконно присваивающий себе пастырские функции, или по образному выражению притчи, «перелезающий инде», есть волк и разбойник. Эта притча о Добром Пастыре подчеркивает идею послушания для овец и самопожертвования для пастырей. Послушание выражается в том, что верующие без критики и личного мнения принимают учение Церкви и под руководством добрых пастырей проводят христианскую жизнь. Грех сектантов заключается, в первую очередь, в непослушании Церкви, в самочинстве, бунте. Характерно для сектантов само их общее наименование: протестантство! Притча о Виноградной Лозе раскрывает таинственное единение верующих с Господом Иисусом Христом – источником благодатных даров и духовного возрождения. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь ... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Иоан 15:1,4–5 ). Человек, горделиво отчуждающий себя от Церкви, уподобляется отсеченной ветви, которая не только останется бесплодной, но и обречена засохнуть. Сознание единения с Христом посредством таинства причащения должно исполнить нас чувством великой благодарности. От Него мы черпаем все свои лучшие побуждения и силы. Он – источник нашей духовной жизни! Пастыри и учители «Он (Бог) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Книга «Луг Духовный» сохранила рассказ об одном старце праведной жизни, который, когда совершал Литургии, видел ангелов, стоящих у престола. Этот старец, усвоив порядок богослужения у еретиков и будучи сам не сведущ в божественных догматах, по простоте и незлонамеренно во время службы говорил не те слова, которые должно произносить. Однажды, по Промыслу Божию к нему пришел один диакон, знающий службу правильно. Заметив ошибку в словах старца, диакон поправил его. Не поверив диакону, старец спросил ангела, находящегося у престола, как правильно надо читать молитву. Ангел ответил: «Послушай его, он правильно говорит» – «Почему же ты не поправлял меня раньше, когда я молился», – спросил ангела старец. – «Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же», – ответил ангел. С тех пор старец исправился в службе и воздал благодарность Богу и диакону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Пойди, спроси беременную женщину: могут ли по исполнении девятимесячного срока ложесна её удержать в себе плод? Подобны ложеснам и обиталища душ в преисподней. Как рождающая спешит родить, чтобы освободиться от болезней рождения, так и эти (по исполнении меры) спешат отдать вверенное им» ( 3Ездр. 4:33–42 ). 470 Очень может быть, что выражаемое здесь воззрение стоит в некоторой связи с талмудическим учением, по которому все человеческие души сотворены одновременно в строго определенном числе ранее видимого мира и сохраняются на небесах в особом месте , откуда и посылаются на землю для соединения с человеческими телами; согласно этому учению времена Мессии или последние дни мира могут наступить не ранее, чем истощится весь запас сотворенных от Бога человеческих душ 471 . Таким образом, в Талмуде определяетя время Мессии числом душ, явившихся в мир, а в 3 книге Ездры – числом душ, отошедших из мира. Далее, предопределение Божие о времени кончины мира обусловливается, по воззрению псевдо-Ездры, господствующим в мире злом, которое только по достижении известной меры будет готово к молотьбе и к замене добром: «посеяно зло, – говорит Ездре ангел на вопрос о времени избавления Израиля, – а еще не пришло время искоренения его. Посему, доколе посеянное не исторгнется, и место, на котором насеяно зло, не упразднится, – не придет место, на котором всеяно добро. Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия народило оно доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба! Когда будут пожаты бесчисленные колосья зла, какое огромное понадобится для сего гумно!» ( 3Ездр. 4: 27–32 ). Очевидно, автор 3 книги Ездры хочет выразить здесь ту мысль, что Бог, предопределяя время избавления Своего народа, заранее преднаметил как меру зла в человеческом роде, так и степень подготовленности мира к воспринятию грядущего добра. В связи с этим воззрением по-видимому стоит также замечание псевдо-Ездры, что Господь посетит живущих на земле только после того, как «исполнится мера уничижения Сиона» ( 3Ездр. 6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

После, когда появились другие праздники, когда появились посты и они стали подобным временем. Оказывая благотворение, Церковь оказывала, однако, с большим разбором. Она выделяла от себя прежде всего тех, которые доведены были до нищеты своею леностию. Уже Апостол Павел называл таких поступающими бесчинно ( 2Сол.3:11 ) и заслуживающими вразумления. «Если кто не хочет трудиться, – говорит он, – тот и не ешь» ( 2Сол.3:10 ). Она выделяла затем всех тех, которые могли быть пропитываемы и поддерживаемы своими родственниками. Уже Фпостол Павел установил такую градацию в отношении к содержанию бедных вдовиц. «Если какой верный или верная, – говорит он, – имеет вдов, то должен их довольствовать и не обременять церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц». ( 1Тим.5:16 ). С такою же разборчивостию относилась она и к тем, которые признавались ею заслуживающими ее помощи. Особенным предпочтительным пред другими вниманиям ее пользовались в этом случае лица, оказывавшие какие-либо особенные ей заслуги. Таковыми были тогда мученики, исповедники, благовестники Слова Божия, исполнявшие всякого рода поручения странники и, наконец местные ее пастыри 8 . За ними следовали бедные, дряхлые старцы и старицы, беспомощные дети и только после всех этих прочие нуждающиеся. Исполнивши свои обязанности в своем ближайшем кругу – общине, церковь простирала свои взоры на другие христианские общины лишь только узнавала о какой-либо особенной нужде, тотчас собирала экстренные приношения и отсылала чрез особых уполномоченных. «Ныне, – говорит Апостол Павел по этому поводу, – ваш избыток в восполнение их недостатка, после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» ( 2Кор.8:14 ). С каким вниманием, с какою осторожностию относились верующие ко всем собранным подобным образом капиталам, видно из того, что даже такая святейшая безупречная личность как Апостол Павел, и та не хотела принять на себя отправку пожертвований без сопровождения лиц, избранных обществом. «Мы стараемся, – говорил он, – о добром не только перед Господом, но и перед людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010