Очевидно, что воины, предлагавшие Гедеону потомственную власть, в порыве щедрости уделили предводителю из военной добычи гораздо более, чем он просил, и кроме золотых серег (точнее, колец незем, которые у восточных народов вдеваются в нос и уши и употребляются в виде браслетов на руках и ногах), кроме этих серег дали ему много и других ценных предметов, вес которых, при их великом множестве, и не был определяем. Равным образом очевидно и то, что на эфод употреблена не вся военная добыча Гедеона, а только часть ее, и роскошные одежды царей могли быть употреблены для той же цели изготовления эфода. Поэтому соображения о весе и материале эфода не могут иметь существенного экзегетического значения. Далее употребленный у LXX-u глагол στησεν (славянское – постави), может приниматься в более широком значении «поместил, положил» (Vulg. – posuit). Соответствующий ему в данном случае еврейский глагол яцаг, в понятии выражаемого им действия, не содержит никакого признака, который указывал бы на предмет твердый и сохраняющий вертикальное положение. В той же книге Судей глагол яцаг употребляется в словах Гедеона ( Суд.6:37 ): «вот я расстелю (мацциг) на гумне стриженную шерсть (руно)». Следовательно, подлинник не дает никакого права находить здесь намек на постановку статуи. Выражение «и стали израильтяне блудно ходить туда за ним» также не вынуждает к предположению о поклонении идолам. Понятие блужения обнимает собой все виды уклонений от законного служения Иегове, а не исключительно один вид – служение чуждым Богам. В книге Левит ( Лев.20:6 ) Иегова говорит народу израильскому: «если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу». Волхвования и вызывания мертвых, как показывают многие места исторических книг Ветхого Завета (напр., повествование об Аэндорской волшебнице) и писания пророков, не соединялись необходимо с уклонением вслед чужих богов. Следовательно, незаконный культ, самочинно введенный Гедеоном, священный писатель мог назвать блужением, хотя бы он не был идолослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

По выражению знаменитого церковного историка проф. В. В. Болотова , канонично то, что для Церкви полезно. Действительно, принцип церковной пользы весьма ярко проглядывает в церковных канонах, особенно в тех из них, где Церковь проявляет некоторого рода нетерпимость и суровость, как будто не отвечающие духу любви христианской религии. Таковы, напр., правила 45 Апост. и 33 Лаодик. собора, первое из которых запрещает под угрозой отлучения епископам, пресвитерам и дьяконам молиться с еретиками, а второе – и с отщепенцем (σχισματικ). Если сравнить эти правила с молитвою Соломона при освящении храма, то можно подумать, что ветхозаветный праведник Соломон был более проникнут духом религиозной терпимости и любви, чем составители этих правил. Соломон тогда молился: «Если и иноплеменник, который не от твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, – ибо и они услышат о Твоем имени великом, и о Твоей руке сильной, и о Твоей мышце простертой, – и придет он и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое»... ( 2Цар.8:41–43 ). Еп. Никодим (Милаш) в толковании на 43-е ап. правило приводит мнение архим. Иоанна (потом еп. Смоленского), что правила эти имели в виду оградить православных как от еретической заразы, так и от индифферентизма в отношении веры и Православной Церкви. Ясно, что составители указанных правил рассуждали тут не принципиально, а приспособительно к данным условиям времени, к данной обстановке, блюдя церковную пользу. Но сегодня полезное, завтра может оказаться неполезным. Если в одно время общение православных с еретиками и раскольниками нужно запрещать, как опасное и вредное, то в другое время может явиться потребность, чтобы не только его разрешить, но и поощрить как полезное, как могущее еретиков или раскольников привлечь к Православной Церкви. И нельзя не понять патриархов: Александрийского Фотия и Иерусалимского Дамиана, которые вместе с русскими митрополитами Антонием и Евлогием не только участвовали в 1925 г. в Никейских торжествах в Лондоне, но и молились совместно с верующими Англиканской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Подобным образом грозящему рассеянию Израиля противопоставляет надежду восстановления: «Не бойся; ибо Я с тобою. С востока приведу семя твое и с запада соберу тебя. Северу скажу: отдай, и югу: не держи, и приведи сынов Моих издалека, и дочерей Моих с краев земли, и всякого исповедующего имя мое, которого сотворил Я в славу мою, создал и устроил» ( Ис.43 ). – Тягость страдания и угнетений облегчает убеждением насладиться, в уповании, будущим покоем и торжеством, как настоящим: «воспряни, воспряни, восстань Иерусалим, который из руки Иеговы выпил чашу ярости Его... послушай сие, страдалец упившийся, но не вином, так говорит Господь твой Иегова и Бог твой, который заступает народ свой: вот Я беру из руки твоей чашу опьянения, из кубка ярости Моей уже не будешь пить. И подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: наклонись, мы по тебе пойдем... Восстань, восстань, облекись в славу твою, Сион, облекись во одежды красоты твоею, Иерусалим.... Оттряси с себя прах, поднимись, сядь, Иерусалим» ( Ис.51 и Ис.52 )... «Укрепите ослабевшие руки и гнущиеся колена утвердите. Скажите смущенным в сердце: укрепитесь, не бойтесь! Се Бог ваш идет... Он идет и спасет вас» ( Ис.35 ). С целью утешения же предложено пророком столько живых и прекрасных картин благодатного и славного царства Божия. Особенно же утешительным и успокоительным духом дышит последняя часть книги (с Ис.40 до конца). Божественный Дух утешения и отрады, вдохновлявший пророка, так могущественно действовал в этом великом своем органе, что праведник, уже обреченный на смерть (царь иуд. Езекия), получает чрез него откровение о продолжении своей жизни и удостоверение возвратом солнечного течения. Увещевая грешных покаяться, пророк представляет, что именно грехи стали средостением между ними и Богом, что за грехи постигает их и еще более угрожает им столько бедствий: «вот, не коротка рука Иеговы, чтобы спасти, и не тяжело ухо Его слушать. Но беззакония ваши отвращают лице Его и грехи ваши разделяют вас с Богом вашим, чтобы не услышать вас...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Подпишитесь на наш Телеграм Ветхий Завет — эти два слова чаще всего рождают у современного человека ассоциации с неким текстом, пришедшим из допотопных времен. Но такой подход обедняет нашу внутреннюю жизнь и даже само понимание евангельского благовестия. Слово Христово прозвучало не в вакууме, оно было произнесено на конкретном языке в конкретной культуре. Священник Александр Сатомский предлагает опыт современного прочтения самых, может быть, ярких книг Ветхого Завета. После мрачной первой главы, закончившейся возвращением нищей престарелой Ноемини с чужеземной невесткой в Вифлеем, ситуация начинает меняться, разгорается свет милости Господней. У Ноемини был родственник по мужу ее, человек весьма знатный, из племени Елимелехова, имя ему Вооз (Руфь 2:1). Как мы узнаем из следующих глав, в городе есть и более близкий родственник усопшего мужа Ноемини, но автор сперва говорит о Воозе. Вооз , или Боаз , не встречается более в Библии как имя собственное, однако внимательный читатель заметит название одной из колонн Иерусалимского храма, которая именуется Боаз «сила», «мощь». Разительная параллель с именами сыновей Ноемини — «болезненным» и «нежильцом». На особый статус Вооза указывает не только его имя, но и отзыв автора о нем как о иш гиббор хайиль — муже великом, доблестном, боевом. Это достаточно   многозначный   термин,   обозначающий и доблесть в воинском смысле, и смекалку, деловые качества для ведения бизнеса. Пророк Самуил (если мы согласны с мнением древних о том, что он является автором книги) называет Вооза одним из лучших мужчин города, описывая его как через имя, так и через определение. Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов. И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова. И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь! (Руфь 2:3–4). Интересная деталь: будучи господином и старшим, Вооз здоровается со жнецами первым, что указывает на его добросердечие и благочестие.

http://blog.predanie.ru/article/kniga-ru...

Прем.14:21 . И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам. 21–31 . Этот отдел содержит в себе описание в высшей степени пагубного влияния идолопоклонства на нравственную жизнь людей. (Подобное же место см. Рим. 1:24 ст. и дал.). Писатель книги Премудрости Соломона вообще признавал тесную и неразрывную связь между религиозным познанием и нравственностью. Как, по его мнению, нравственная чистота делает человека способным к богопознанию, так обратно, религиозное заблуждение приводит к нравственному падению. Религиозное заблуждение язычников писатель кратко формулирует так: «они… несообщимое Имя прилагали к камням и деревам». Ср. Ис. 42:8 «…покоряясь или несчастию (см. 15 ст.), или тиранству» (см. 16 ст.). Прем.14:22 . Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. 22 . Заблуждая в познании о Боге, язычники, «живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром». Под «великой борьбой невежества» многие толкователи разумеют ожесточенные споры, которые происходили у язычников благодаря различным и противоречивым учениям о богах, их происхождении, существе, силе. Но эти споры происходили в среде язычников образованных по тому времени, уже отрешившихся от грубого идолопоклонства, между тем как писатель говорит здесь о простонародной массовой религии, именно о невежественном идолопоклонстве. «Великая борьба» далее в этом же стихе противопоставляется миру и называется «великом злом», которое подробно и описывается в следующих стихах. Отсюда видно, что эта борьба совершается собственно в нравственной жизни и состоит в том, порождаемом политеистическим воззрением, внутреннем беспокойстве и смятении духа, которое происходит от того, что человек не находит нигде внутреннего единства жизни. Этой причины своего внутреннего разлада сами язычники не замечают и потому «великое зло называют миром».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк Исаия, от нощи утреннюющий в желании путеводствоваться повелениями Спасителя и творить волю Его, в Великом каноне стоит как бы в тени – но разве не находим мы в творении преподобного Андрея созвучия тем стихам пророка, которые по богослужебному уставу предваряли тропари Канона: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде… Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов ( Ис. 26:9–19 ). Преподобный Андрей постоянно использует (а иногда почти дословно цитирует) богодухновенные слова Исайи, имеющие, по выражению святителя Кирилла Александрийского , “ясность евангельской проповеди”. У святого Андрея: Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна (ВК 5:21). У пророка Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет ( Ис. 9:2 ); Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше … ( Ис. 66:13–14 ). “Умное видение”, умственное созерцание Предвечного Света у преподобного Андрея неразрывно связано с покаянием: Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею слез моих, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег (ВК 5:14), Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя… ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя (ВК 7:17), “Смилуйся, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие!” (ВК 7:18). Еще один пророк Божий, о котором говорит преподобный Андрей – Иона: “В Фарсис убежал Иона, предвидя обращение ниневитян…” (ВК 8:10). Библейские песни из пророка Ионы ( Ион. 2:3, 4, 6-8 ) предваряют тропари Великого канона сокращенной редакции 11 . Пророк Иона – один из излюбленных персонажей не только книжной миниатюры, но и храмовой росписи. Не менее часто можно встретить в книжной миниатюре изображения Псалмопевца ( Едине Спасе, Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей, – взывал преподобный Андрей); пророков Илии и Елисея ( Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога ); Даниила с тремя отроками в пещи Вавилонской .

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Пророк Исаия, от нощи утреннюющий в желании путеводствоваться повелениями Спасителя и творить волю Его, в Великом каноне стоит как бы в тени – но разве не находим мы в творении преподобного Андрея созвучия тем стихам пророка, которые по богослужебному уставу предваряли тропари Канона: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде… Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:9-19). Преподобный Андрей постоянно использует (а иногда почти дословно цитирует) богодухновенные слова Исайи, имеющие, по выражению святителя Кирилла Александрийского, «ясность евангельской проповеди». У святого Андрея: Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна (ВК 5:21). У пророка Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9:2); Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше… (Ис. 66:13-14). «Умное видение», умственное созерцание Предвечного Света у преподобного Андрея неразрывно связано с покаянием: Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею слез моих, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег (ВК 5:14), Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя… ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя (ВК 7:17), «Смилуйся, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие!» (ВК 7:18). Еще один пророк Божий, о котором говорит преподобный Андрей – Иона: «В Фарсис убежал Иона, предвидя обращение ниневитян…» (ВК 8:10). Библейские песни из пророка Ионы (Ион. 2:3, 4, 6-8) предваряют тропари Великого канона сокращенной редакции Пророк Иона – один из излюбленных персонажей не только книжной миниатюры, но и храмовой росписи. Не менее часто можно встретить в книжной миниатюре изображения Псалмопевца (Едине Спасе, Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей, – взывал преподобный Андрей); пророков Илии и Елисея (Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога); Даниила с тремя отроками в пещи Вавилонской.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Разделы портала «Азбука веры» Апологетика (от греч. πολογα – защита, заступничество, оправдание; речь, произнесенная или написанная, в защиту кого-либо) или Основное богословие – направление богословия, ориентированное на: 1) отстаивание достоинства христианского вероучения, как единственно истинного, перед отрицающими это достоинство; 2) раскрытие и защиту христианского вероучения при помощи средств, принимаемых иноверцами и неверующими. В общей апологетике можно выделить три самостоятельных направления, условно обозначаемых, как богословская, историко-философская и естественно-научная апологетика. В древности греческим словом «πολογα» (апология) называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. С распространением христианства  стала актуальной задача глубокого обоснования христианской веры перед лицом  языческого  мира, а также ее защита от нападок и извращений. Эту задачу взяли на себя те христиане, которые были прекрасно знакомы с философией и риторическим искусством языческого мира. Во 2–4 вв. н. э. ими была осуществлена грандиозная работа по раскрытию основ христианской веры перед образованными и влиятельными слоями греко-римского общества. К ним относят имена Аристона, Кодрата, Мелитона, св. Аристида, св. Иустина Философа , Татиана, Афинагора,  Минуция Феликса , Мельтиада,  Климента Александрийского ,  Лактанция , Орозия, св. Августина и  Тертуллиана . В том, что в 313 году, при  Константине Великом , Римское государство, наконец-то, признало законность христианства (см.: Миланский эдикт), можно увидеть и заслугу христианских апологетов. Встречаются ли в Священном Писании примеры подтверждения истинности и защиты подлинной веры? Во времена Ветхого и Нового Заветов истинность подлинной веры нередко подтверждалась чудесами и пророчествами, а также и доводами рационального характера. Чудеса, например, совершались по слову Моисея, чем подтверждалось, что он действует не по собственному произволу, а по воле Единого и Истинного Бога ( Исх.4:1-9 ). Другой пример: случай с чудесным воспламенением жертвы, совершенным по молитве пророка Илии, благодаря чему была подтверждена истинность проповедуемой этим пророком веры. Напомним, что в состав молитвы Илии, входили такие слова: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]» ( 3Цар.18:37 ). Реакция народа, ставшего очевидцем этого чуда, проявилась незамедлительно: «Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:39 ). Господь Иисус Христос, подтверждая Свое мессианское достоинство, также указывал на чудеса: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин.5:36 ).

http://azbyka.ru/apologetika

Рим.11:32 .  Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. «Ибо всех заключил Бог в непослушание». Бог сделал со всем человечеством, пребывавшим в грехах, то, что люди стали чувствовать себя как бы заключенными в темницу, в оковы, стали крайне тяготиться своим греховным состоянием. След., Апостол говорит не о том, что Бог привел людей ко греху непослушания, а о том, что Он возбудил в грешниках чувство бессилия в деле спасения и сознание своей ответственности пред Богом. А сделал Он это через то, что предоставил язычникам погрязать во грехах и страстях, а евреям – пребывать в ослеплении и суетном служении букве закона 36 . Рим.11:33 .  О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Рим.11:34 .  Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Рим.11:35 .  Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Рим.11:36 .  Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. Апостол заключает отдел IX-XI гл., а вместе и всю дидактическую часть послания благодарением и славословием Богу, Который неисследимыми для человека путями ведет все к предназначенной Им от века цели. Все от Бога, через Бога и к Богу – вот основная мысль этого славословия. В частности, напр., народ израильский обратится. – «Премудрость» ( σοφα) – это премудрость Божественная, которую имеет Бог и которую Он проявляет в деле домостроительства человеческого спасения. – «Ведение»( γνσις) – это познание, какое мы приобретаем о существе и действиях Божиих, размышляя о великом деле спасения. Бог есть источник света – это и есть Его премудрость, обнаруживающаяся в Евангелии, а в Его свете и мы видим свет – это и есть ведение о Боге, или познание о Боге, какое мы получаем из Евангелия. 34 Πо Цану, в то время число христиан из иудеев было не менее 70-ти тысяч (ср. Migne, 116 col. 934 rulta milia Judacorum – выражение Евангелия от евреев о числе христиан из иудеев). 35 К какому моменту относить это преткновение Израиля? Этот момент, очевидно, предшествовал ожесточению Израиля и повел его за собою. Поэтому лучше видеть в этом преткновении неправильное отношение евреев к закону Моисееву. Еще пред явлением Христа в мир Израиль уже преткнулся о закон, неправильно видя в нем средство оправдания. Ревность его о Боге была безрассудная. Он мог подняться, приняв Евангелие Христово, но мог и остаться лежащим на земле ( Лк 2:34 ), к сожалению, случилось последнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рим.5:9 .  Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Рим.5:10 .  Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. Мысль в этих обоих стихах одна и та же. Мы, будучи оправданы или примирены с Богом смертью Сына Его, можем быть уверенными в будущем спасении. Только в 10-м ст. прибавляется, что ручательство в этом спасении дает нам то обстоятельство, что теперь уже Христос ходатайствует за нас не смертью, а жизнью. Раз жизнь выше смерти, то, значит, и жизнь или прославление Христа – большее ручательство, чем Его уничижение или смерть. – «Будучи врагами». Апостол, несомненно, вражду приписывает не Богу, а людям. Не Бог враг человеку, а человек – по своим делам – враг Богу, ниспровергающий Его законы (ср. Рим 8:7 ; Кол 1:21 ). Рим.5:11 .  И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. «И не довольно сего», т. е. мало того, что мы примирились с Богом и можем не трепетать в ожидании наказания от Него, – мы даже Бога теперь считаем своим Богом. Может ли быть в нашем сердце какое-либо опасение при мысли о Его великом суде над миром? Нет, скорее мы должны радоваться наступлению времени этого суда – такова мысль Апостола. И всеми этими благами – оправданием, примирением, полным душевным спокойствием – мы, – прибавляет Апостол, – обязаны Господу нашему Иисусу Христу. Этим упоминанием Апостол хочет научить христиан смирению. Рим.5:12 .  Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Чтобы еще более утвердить верующих в мысли, что окончательное спасение будет им даровано, Апостол теперь сравнивает родоначальника древнего, дохристианского человечества – Адама, с родоначальником нового – Христом. Как Адам породил грешное потомство, которое жило под гневом Божиим и умирало без примирения с Богом, так от Христа, через веру в Него, рождается новое человечество, которое живет в общении с Богом и, по смерти, вступает в наследие вечной блаженной жизни. И притом благодать, принесенная людям Христом, гораздо больше, чем вред, причиненный людям Адамом , насколько Первый стоит выше второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010