3. И те трое, которые вышли после, взяли меня за руку и подняли меня прочь от рода земли, и вознесли меня на высокое место, и показали мне башню, высоко стоящую над землей, и все холмы были ниже ее. 4. И они сказали мне: «оставайся здесь, чтобы видеть все, что произойдет со всеми теми слонами, и верблюдами, и ослами, со звездами, и со всеми тельцами»! Глава 88 1. И я видел одного из тех четверых, которые вышли прежде, как он схватил звезду, прежде всех ниспадшую с неба, связал ей руки и ноги, и положил ее в пропасть; пропасть же та была тесна и глубока, ужасна и мрачна. 2. И один из них обнажил свой меч и отдал его тем слонам, и верблюдам, и ослам; тогда они начали поражать друг друга, так что вся земля дрожала вследствие этого. 3. И когда я видел в видении, – вот там бросился теперь с неба вниз один из тех четверых, которые спустились, и собрал и взял великие звезды, срамные члены которых были как срамные члены коней, и связал их все по рукам и ногам, и положил их в ущелье земли. Глава 89 1. И один из тех четверых пришел к тем белым тельцам, и научал его (одного из них) тайне, в то время как он трепетал; он был рожден подобно тельцу и сделался человеком, и выстроил себе большое судно и поселился в нем; вместе с ним расположились также на том судне трое тельцов; и оно было закрыто над ними. 2. И я опять поднял свои очи к небу и увидел высокую крышу с семью шлюзами на ней, и те шлюзы изливали много воды на двор. 3. И я видел опять, и вот тогда открылись источники на почве в том великом дворе, и эта самая вода начала волноваться и подниматься выше почвы, и сделала тот двор невидимым, так что вся почва его закрылась водою. 4. И выростала на нем (дворе) вода, мрак и облако; и тогда я посмотрел на высоту той воды, как она поднялась выше того двора, и текла поверх него, и остановилась на земле. 5. И все тельцы того двора столпились вместе, так что я тотчас увидел, как они потонули, и были поглощены и погибли в той воде. 6. Само же судно плавало по воде, между тем как все тельцы, и слоны, и верблюды, и ослы на земле погрузились вместе со всем скотом, так что я не мог более видеть их, и они не могли выйти, но потонули и погрузились в бездне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

4 . Для различения сходных форм единственного и неединственного чисел используются соответствующие графические средства (замена буквы о на , е на острого и тяжёлого ударений на облеченное, а также замена и на ы после шипящих): добра (Р. ед. м., ср. р.) – дбра (И., В., Зв. дв. м. р.); пестрымъ (Т. ед. м., ср. р.) – (Д. мн. для всех родов); син (И. ед. ж. р.) – син (И., В., Зв. дв. м. р., И., В., Зв. мн. ср. р.); (Р. ед. ж. р.) – тощы (В. мн. м., ж. р.). 5 . Прилагательные исполнь (полный, исполненный), свободь (свободный), удобь (удобный), единородъ (единственный у родителей) не изменяются по падежам, родам и числам. Призри на м и помилй м, к и нищь азъ [ Пс.24:16 ]. ...и взша избытки укрхъ, дванадесть кош исполнь [ Мф.14:20 ]. (...и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных.) 6 . Обычно перевод церковнославянских прилагательных на русский язык не вызывает трудностей, однако следует обратить внимание на то, что некоторые прилагательные, стоящие в форме множественного числа среднего рода, на русский язык переводятся как существительные: м воз блага болгах м [ Пс.37:21 ]. (Воздающие мне злом за добро оболгали меня.) Положиша м въ ров преисподнемъ, въ темныхъ и сни смертнй [ Пс.87:7 ]. (Положили меня в ров преисподней, во тьму и тень смертную.) II. Инфинитив с дательным падежом В уроке 11 мы уже рассматривали предложения, где после союза к в придаточной части дательный падеж существительного или местоимения переводится на русский язык формой именительного падежа, а инфинитив – спрягаемой формой глагола: И изцл к слпом и нмом глаголати и глдати [ Мф.12:22 ]. (И исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть.) Однако в придаточных предложениях инфинитив с дательным падежом употребляется не только после союза к или коже. Он встречается и после слов внегда, прежде, зан, во а также подобаетъ, бысть и некоторых др.: И бысть мимоходити въ сббты сквоз [ Мк.2:23 ]. (И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями.) Слышащымъ же имъ приложь реч притч, зан близ быти [ Лк.19:11 ]. (Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо был Он близ Иерусалима.) Солнце преложитс во тьм, и лна въ кровь, прежде даже не дню гдню великом и просвщенном [ Деян.2:20 ]. (Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.) III. Упражнения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

4. Не говори: «Я согрешил, – и то мне сделалось?» ибо Бог долготерпелив. (6). Не говори: «милостив Господь, и все грехи мои очистит». 5. На прощение Его не полагайся беззаботно, прибавляя грех ко греху. 7. потому что у Него милость и гнев, и на грешников падёт ярость Его. 8. Не медли же обратиться к нему и не отлагай со дня на день: 9. потому что внезапно придёт гнев Его, и во время наказания ты погибнешь. 10. Не полагайся на богатство суетное, потому что не поможет оно в день гнева. 11. Не вей по всякому ветру и не ходи по всякой дороге: 12. будь твёрд в убеждении твоём и верен в слове твоём. 13. Будь скор, когда слушаешь, и не спеши давать ответ; 14. если имеешь что-либо, отвечай ближнему своему, а если нет, – положи руку свою на уста свои. 15. В речах – слава и бесчестие, и язык человека приводит его к падению; 16. не прослыви человеком двоедушным, и не наушничай языком своим, 17. потому что на воре лежит срам, а на двоедушном человеке ещё больший позор. 18. Ни в малом, ни в великом не поступай дурно, Глава 6 1. и вместо друга не будь врагом. Имя бесчестное получить в удел стыд и позор, – так будет с человеком злым, двоедушным. 2. Не впади во власть страстей своих, чтобы не истребили они силы твоей, как вол: 3. листья твои он съест, и плоды твои уничтожить, и оставить тебя, как сухое дерево, 4. потому что страстная душа погубить того, кто имеет её, и гибель его доставит радость врагу. В 5-й главе и начале 6-й (стихи 1–4) Иисус сын Сирахов предостерегает против самонадеянности богатого грешника, не боящегося кары Господней, против двоедушия, приводящего к позору, и против подчинения человека своим страстям, которые лишают силы телесной и душевной того, кто им отдался, и доводят его до гибели. 5, 1–2. Мудрый, благочестивый человек должен избегать самодовольства, свойственного богатому, сильному и счастливому человеку. «Не надейся», буквально: «не опирайся на богатство твоё и не говори: есть у меня средства!» или ближе к еврейскому: «есть в руке моей!» – то же, что в 11, 24: «не рцы: довольна ми суть, и чим отселе озлоблен буду?» Такое самодовольное насаждение богатством отмечено и в притче Христовой, где богач мечтает: «и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа, – почивай, яждь, пий, веселися!» Лук. 12, 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

5. Тот же авва Даниил рассказывал об одном великом старце, жившем в нижних странах Египта, что говорил он по простоте, будто Мелхиседек есть самый Сын Божий. И возвещено было о нем блаженному Кириллу, архиепископу Александрийскому, и он послал за ним. Зная же, что этот старец чудотворец и все, о чем он ни попросит, Бог открывает ему, и что от простоты говорил он сие слово, он употребил такое мудрое средство, говоря: авва, у меня есть к тебе просьба. Помысл говорит мне, что Мелхиседек есть Сын Божий, а другой помысл говорит: нет, но человек, первосвященник Божий есть он. Поелику я недоумеваю о сем, то послал за тобою, чтобы ты умолил Бога, дабы Он открыл тебе и узнаем истину. Старец, уповая на свою жизнь, сказал с уверенностью: дай мне три дня и я вопрошу Бога о сем, и возвещу тебе, кто он. Ушедши в свою келью, он молился о сем Богу и пришедши чрез три дня, старец говорит блаженному, что Мелхиседек есть человек. И сказал ему архиепископ: как узнал ты, авва? Он же сказал: Бог показал мне всех патриархов, так что каждый из них проходил предо мною, начиная от Адама до Мелхидесека, и ангел сказал мне: вот это Мелхиседек и потому будь уверен, что это так. Уходя старец, и сам проповедывал уже, что Мелхиседек человек. И возрадовался весьма блаженный Кирилл. 6. Сказал же и о другом некоем брате: когда было молитвословие в день воскресный и встал он по обыкновению идти в церковь, посмеялся над ним диавол, говоря: куда идешь? в церковь? и зачем? или затем, чтобы получить хлеба и вина? И скажут тебе, что это Тело и Кровь Господа; не подвергай себя посмеянию. Брат поверил помыслу и не пошел в церковь. Братия же ожилали его, ибо такой был обычай, чтобы не начинать молитвословие, пока не соберутся все. Он же медлил; и пришли к нему, говоря: может быть занемог брат, и найдя его в келии, спросили у него о причине, почему не идет в церковь. Он же, хотя и стыдясь сказать о причине, однакоже говорит им: простите меня, братия: я встал по обыкновению и приготовился идти в церковь, и сказал мне помысл, что не есть Тело и Кровь Христовы то, что ты идешь принять, но простой хлеб и вино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

6) Все ли учение Христа и Апостолов ими самими записано в Писании? 6) Нет! «Многое, говорит ап. Иоанн, имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь прийти к вам и поговорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» ( 2Иоан. 12 ст.). «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, я надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам» ( 3Иоан. 13 и 14 ст.). «Посему бодрствуйте, говорит ап. Павел Ефесским пастырям, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян. 20:31 ). Три года день и ночь непрестанно учил ап. Павел Ефессян, а написал им очень небольшое послание, в котором не говорится даже о таком великом таинстве, как св. Причащение. Очевидно, в деле веры и жизни Ефессяне руководствовались устной проповедью Апостола, т. е. св. Преданием (см. еще 15 гл. 27). В Книге Деяний говорится, что по воскресении Христос «в продолжении сорока дней являлся им (Апостолам), говоря о Царстве Божием» (1:3). Но эта сорокадневная проповедь Христа не записана нигде целиком Апостолами. Сделав некоторые наставления Коринфянам, ап. Павел пишет им: «Прочее устрою, когда приду» ( 1Кор. 11:34 ). Ясно, что устройство Коринфской церкви явилось плодом устных распоряжений Апостола. В другом месте тем же Коринфянам он пишет: «подражайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» ( 1Кор. 4:17 ). Итак, многое из устного учения Христа и св. Апостолов в Писании не записано. 7) Непременно нужно! Апостол Павел говорит Тимофею, ученику своему: «О, Тимофей! Храни преданное тебе» ( 1Тим. 6:20 ). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал (а не читал) от меня» ( 2Тим. 1:13 ). «Мы непрестанно, пишет св. Апостол Фессалоникийцам, благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное (а не писанное только) слово, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божье (каково оно есть по истине), которое и действует в вас верующих» ( 1Фес. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6. На этот раз я спросил ангела Руфаила, который был со мною, и сказал ему: «чей это там дух, голос которого так проникает вверх и сетует»? 7. И он отвечал мне и сказал мне так: «это дух, который вышел из Авеля, убитого своим братом Каином; и он жалуется на него, пока семя его (Каина) не будет изглажено с лица земли, и из семени людей не будет уничтожено его семя». 8. И поэтому я спросил тогда о нем (об Авеле) и о суде над всеми, и сказал: «почему одно место отделено от другого»? 9. И он отвечал мне и сказал мне: «эти три остальные отделения сделаны для того, чтобы разделять души умерших. И души праведных отделены таким образом: там есть источник воды, над которым свет. 10. Точно так же сделано такое отделение и для грешников, когда они умирают и погребаются на земле без того, что суд над ними не произведен еще при их жизни. 11. Здесь отделены их души, в этом великом мучении, пока не наступит великий день суда, и наказания, и мучения для хулителей до вечности, и мщение для их душ; и он (ангел наказания?) связал их здесь до вечности. 12. И если это было пред вечностью, тогда это (последнее) отделение сделано для душ тех, которые сетуют и возвещают о своей погибели, так как они были умерщвлены во дни грешников. 13. Таким образом, это отделение сделано для душ людей, которые были не праведными, а грешниками, скончавшись в вине; они будут находиться возле виновных и подобны им, но их души не умрут до дня суда, и не выйдут отсюда. 14. Тогда я прославил Господа славы и сказал: «будь прославлен, Господь мой, Господь славы и справедливости, все направляющий в вечность»! Глава 23 1. Оттуда я пошел в другое место к западу к пределам земли. 2. И я видел здесь горящий огонь, который тёк беспрерывно, и ни днем, ни ночью не прекращал своего течения, но равномерно тек. 3. И я спросил Рагуила, говоря: «что это такое там, что не имеет покоя»? 4. На этот раз отвечал мне Рагуил, один из святых ангелов, который был со мною, и сказал мне: «этот горящий огонь на западе, течение которого ты видел, есть огонь всех светил небесных».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

6 - Спасский И.Н. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. С. 118-119. 7 - Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском//ТОДРЛ т. 26; М.; Л., 1971. С. 7-76. 8 - Мартынов И. Ф. Три редакции " Службы благодарственной о великой победе под Полтавой "http://XVIII век. Л., 1974. Сб. 9. 9 - О его жизни и творчестве см. Смирнов И. Московская академия. М., 1855; Чистович И. А.: Исправление текста славянской Библии перед изданием. 1751 г.//Православное обозр. 1860. 4; Покровский Н. А. Феофилакт Лопатинский//Православное обозрение. 1872. 12; Архангельский А. Духовное. образование и духовная литература при Петре Великом. Казань, 1883; Морошкин И. А. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской//Русская старина. 1886. 1-2; Титлинов В. Феофилакт Лопатинский//Русский биографический словарь. Т. " Яблоновский - ?омин " (1913); Лавровский А. Н. Библиотека Феофилакта Лопатинского//Труды БАН СССР и ФБОН АН СССР. Л., 1961. Т. 4; Успенский Б. А., Шишкин А. Б. Тредиаковский и янсенисты//Символ. Париж, 1990. Т. 23. 10 - О нем см. Чистович И.А. " Решиловское дело " . СПб., 1861. 11 - См. Сын отечества. 1842. Ч. 1. 1. С. 14. 12 - См. 6 песнь первого канона. 1 тропарь. " Испытуете, языцы откуду нам сила на сильнаго? Не слышите ли наперсника Господня, глаголюща: сия есть победа - побеждшая мир вера наша " . Минея. Июнь 2 часть. С. 401. 13 - См. Рункевич С.Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. Спб. 1905. С. 223. 14 - Характерная историческая параллель: во время кампании 1805-1806 года Священный Синод в особом послании объявил Наполеона врагом православной веры. Тем труднее было объяснять впоследствии простому народу факт Тильзитского мира. 15 - См. Феофан Прокопович. Сочинения. М., 1961. С. 34. 16 - Минея. Июнь. С. 393. 17 - Стихира на литии. Минея. Июнь. С. 392. Ср. Откровение: " И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр. 12, 7-10).

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

f.154. Глава четвертая. Ибо сей святой, когда находился в доме отца своего и был мал, то тверд был в вере Христовой отец его. А люди города служили идолам. И сказал сей святой отцу своему и матери: да не прельстят вас жители города сего к идолослужению, говоря: «они дают нам славу и богатство и отмщают врагам нашим». Не только не могут они отмстить, но не в состоянии и себя спасти, и погибнут, яко воск от лица огня, когда осенит их муж верой Христовой». Так, отцы и братия мои, начал сей святой быть свидетелем, находясь в доме отца своего. И был один человек, живший вблизи их дома; в нем находился дух сатаны и поклонялись ему, приходя издалека и из ближних мест и приветствовали его, а он обманывал всех людей. И однажды пришел к нему тайно сей святой вечером, тайно от отца своего, когда увидел людей, идущих к этому волхву, да не узнают их верные, что делают они ночью. И сказал блаженный авва Филипп: «о мрачный, деяния которого мрачны и жилище которого – геенна огненная, край мрака, и все последователи которого пойдут во мраке. Бог же наш чист, и свет – все существо Его, и идущие по Нему будут сиять светом». И так сказав, замолчал отец наш. И пошел волхв, не замечая его, и запрыгал над огнем, который распаляло много дров, так что жгло людей издалека сильное пламя его. Святой же увидел и дивился происходившему. Сидел этот неверный на престоле великом среди сего огня и начал скакать, как одержимый демоном. И начали покланяться ему, говоря: «гäд, гäд, гäд» значит: «мы веруем в тебя». И жертвы ускоряли все сему сыну погибели, врагу праведных, исчадию сатаны. И тогда наполнил Святой Дух отца нашего Филиппа апостола, который, хотя и малый телом, но, как Илия, был ревнителем закона Божия. И подвинула его благодать божественная и распалилось сердце его любовью к вере, и он воскликнул громогласно: «во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его, и яко тает воск от лица огня, тако да погибнешь ты, сатана проклятый; и удались от человека сего, сидящего в огне».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

XI. Хананеянка: «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» ( Мф.15:27 ). XII. Елисавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). XIII. Ап. Петр: «Увидев это, Симон Петр припал в коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ). XIV. Ап. Павел: «Я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). – «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). 11. Церковно-исторические примеры нищеты духовной или христ. смирения Древняя Церковь почитала смирение венцом всех христианских добродетелей, основным началом христианского совершенства, лучшим украшением последователей Христа ( Тертуллиан , св. Киприан, св. Златоуст). И в истории древней христ. Церкви мы встречаем много прекрасных образцов истинно христианского смирения, в особенности же среди монашества. Вот несколько церковно-исторических примеров дивно-прекрасного христианского смирения. I. Один из замечательных церковных учителей, известный своим образованием Климент Александрийский не хотел иметь никакой другой должности, кроме учителя в огласительной школе. II. Св. Ефрем Сирин всегда отказывался от степени пресвитера и епископа и оставался простым, скромным дьяконом. Предсмертное завещание св. Ефрема Сирина свидетельствует о великом его смирении. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь; выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего; неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте, как человека отверженного... О, если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать на меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих; вы убежали бы от смрада Ефремова...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

а) клянущийся, по примеру Господа ( Втор.32:40 и др.), поднимал правую свою руку кверху, к престолу Бога, призываемого им во свидетеля истины и карателя лжи и обмана (ср. Быт.14:22 ; Откр.10:5–6 ). б) на суде формулу присяги произносил священник, а присягавший свидетельствовал принятие ее (присяги) словами: аминь, аминь ( Чис.5:22 ). Разрешая в потребных случаях употребление клятвы именем Своим и присяги, Бог этим самым давал людям, в виду их собственного блага, средство сообщать их показаниям наибольшую достоверность в глазах других, а обещаниям – наибольшую обязательность и полное доверие. 522 При этом Он запретил: а ) призывать имя Свое напрасно : не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит безо наказания того, кто произносит имя Его напрасно ( Исх.20:7 ), т.е. ложно или с нарушением благоговения. «Эта заповедь, во-первых, учит нас, чтобы мы имели в глубоком и великом уважении имя Господа Бога, не употребляя оного в шутке или маловажном и несправедливом деле. Во-вторых, учит, чтобы мы не произносили имени Божия для подтверждения лжи нашей и не клялись ложно; в-третьих, чтобы не подавали кому-нибудь случая и не принуждали другого делать ложную клятву. В-четвертых, чтобы дающие обеты пред Богом приводили их в исполнение». 523 «Божественный закон, – замечает блаженный Феодорит , – повелевает не произносить Божия имени, разве только для научения или в молитве или по другой какой необходимой потребности; потому что некоторые привыкли, и шутя, и смеясь, без нужды произносить устами досточтимое Имя». 524 б) клясться именем Своим ложно : «не клянитесь именем Моим во лжи» ( Лев.19:12 ; ср. Зах 8:17 . в) клясться именем ложных божеств : «как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые – не боги» ( Иер.5:7 ). Пророчества о существовании клятвы «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык » (Исаии 45:23). «Предвозвещает величие того, – объясняет святой Кирилл, архиепископ Александрийский , – что имеет совершиться через Христа, уверяя клятвою... Что же было возвещено? Спасение и обращение к Богу всех живущих на земле народов... Под выражением: «преклонится пред Богом колено и для всех клятвою будет Его имя», что иное можно разуметь, кроме обращения всех (к Богу) и познания Его и обнаружения близости к Нему? Ибо те, которые обращаются всецело к Богу... под Его ярмо склоняют выю свою и преклоняют колено, совершая моления, и когда решатся произнести законную клятву , то будут вспоминать Его только одного». 525

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010