– Где здесь родившийся царь Иудейский? – спрашивали они. – Мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему 3 . Такая весть встревожила царствовавшего тогда Ирода и привела в движение весь Иерусалим. Первый, отживая последние свои годы, все еще боялся лишиться царства. Жители же Иерусалима, ошибочно представляя Мессию царем- завоевателем, который будто должен освободить их от ига язычников, одни радовались втайне близкому избавлению, другие же трепетали при мысли о предстоящих страшных переворотах в государстве. Встревоженный Ирод созвал к себе всех первосвященников и книжников и спросил: – Где должно родиться Христу? Они отвечали, что по древним пророчествам Ему должно родиться в Вифлееме Иудейском. Тогда Ирод тайно пригласил волхвов и старался выведать от них время явления звезды. Получив от них нужные сведения, он послал мудрецов в Вифлеем и сказал: – Пойдите и тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему. Говоря это, Ирод имел в душе страшное намерение: для сохранения своей короны, он вздумал погубить родившегося Мессию. Волхвы отправились в Вифлеем, отстоящий от столицы Иудейской не более как на семь верст. Никто из жителей Иерусалима не решился идти вместе с ними отыскивать новорожденного царя. Всем известен был характер кровожадного Ирода, и все крайне боялись, чтобы не навлечь на себя подозрения и через то не подвергнуться казни. Спутницей и руководительницей волхвов явилась звезда, виденная ими на востоке. Шествуя перед ними, она привела их в Вифлеем и здесь остановилась над домом, в котором находился искомый ими царь. С неописуемой радостью вступили волхвы в этот дом. Здесь нашли они Иосифа с Марией и младенца Иисуса. С глубочайшим благоговением поверглись они пред ним на землю и принесли привезенные ими богатые дары – золото, ладан и смирну. Маги хотели о своем великом открытии известить Ирода, но, получив во сне повеление не возвращаться к нему, другим путем отправились в страну свою. По дороге к Вифлеему, в том месте, где она принимает несколько направлений, показывают кладезь трех волхвов, у которого им воссияла чудная звезда, приведшая их с востока в Иерусалим. § 9. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью Его в Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Глава 11 Описание орла, поднимающегося из моря (1–6). Правление двенадцати больших крыльев и двух придаточных крыльев (7–23). Покушения на господство четырех придаточных крыльев (24–28). Владычество трех голов орла (29–36). Явление льва и его обличительная речь к орлу (37–46). 3Езд.11:1 И видел я сон, и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы. 1 . Пророк видит во сне орла, поднимающегося из недр моря (de mari). У орла 12 крыльев и три головы. Восемь придаточных крыльев, играющих второстепенное значение, пока не названы. Символ орла употреблялся в приложении к монархии как на Востоке, у ассириян и персов, так и на Западе, у римлян. У еврейских пророков он применяется как к целой монархии, так и к отдельным лицам. Иезекииль изображает под видом орла халдейскую (XVII:3, 12) и египетскую монархию (XVII:7, 15); Иеремия – вавилонского царя Навуходоносора (XLVIII:40; XLIX:22). В книге Даниила первой мировой монархии, созерцаемой под символом льва, приписываются орлиные крылья (VII:4). В Римской империи изображение орла употреблялось в качестве государственного герба на знаменах и монетах. Со времени Ирода Великого оно помещалось на самом Иерусалимском храме и на иудейских монетах. В этом символе царственной птицы автор хотел оттенить, с одной стороны, необычайную мощь и силу Римской империи, царившей почти над всем миром, с другой, ее хищнические наклонности. Орел выходит из моря подобно четырем зверям Даниила (VII:3). Из той же книги взяты главные составные части видения: крылья и головы. У Даниила третий зверь – барс имеет 4 птичьих крыла и 4 головы (VII:6). 3Езд.11:2 И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею, и все ветры небесные дули на него и собирались облака. 2 . В видении Даниила точно так же на великом море, откуда выходят четыре зверя, борются все четыре ветра небесных (VII:2). Несмотря на бурю, орел плавно взмывает над морем и достигает облаков. 3Езд.11:3 И видел я, что из перьев его выходили другие малые перья, и из тех выходили еще меньшие и короткие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1–12. Ассирийский царь Навуходоносор объявляет войну мидийскому – Арфаксаду, с союзными ему народами. 13–16. Поражение Арфаксада и смерть. Разрушение его столицы (Екбатан). Торжество Навуходоносора. Иудиф.1:1 В двенадцатый год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии,– во дни Арфаксада, который царствовал над Мидянами в Екбатанах: 1 . Начало 1-го стиха имеет свое прямое продолжение в 5-м стихе, вставка же об Арфаксаде (со второй половины 1-го стиха по 4-й включительно) – есть как бы вводное предложение, знакомящее точнее с некоторыми побочными обстоятельствами и временем повествуемого события. Вместо «12-го» года Сирийский текст имеет 13-й. Навуходоносор, царь Ниневии, есть – быть может – Ассурбанипал (667–647). Правда, ни один из ассирийских царей не носил имени Навуходоносора (значение имени: «да покровительствует короне Небо!»), потому что бог Небо почитался лишь в Вавилонии. Однако, так как Ассурбанипал царствовал над обеими странами, Ассирией и Вавилонией, естественно было бы, если б он, в качестве вавилонского царя, принял и имя Навуходоносора, служившее выражением почтения богу страны. Надписи того времени, открытые при раскопках и прочитанные, рассказывают об Ассурбанипале, что именно он победил мидян и потом, после этой победы, пожелал восстановить свою власть над всей западной Азией, возмутившейся против него – от Лидии, где царствовал Гигес († 650 г.), до Мемфиса в Египте, где царствовал Псамметих I († 617 г.), сын Нехао I († 666 г.). Арфаксад – есть, быть может, имя, измененное переписчиками из Фраорта или Афраата (617–625), преемника Дейока (700–647), царя мидийского. Иудиф.1:2 и построил вокруг Екбатан стены из тесаных камней, шириною в три локтя, а длиною в шесть локтей; и сделал высоту стены в семьдесят, а ширину в пятьдесят локтей, Иудиф.1:3 и поставил над воротами башни во сто локтей, имевшие в основании до шестидесяти локтей ширины; Иудиф.1:4 а ворота, построенные им для выхода сильных войск его и для строев пехоты его, поднимались в высоту на семьдесят локтей, а в ширину имели сорок локтей:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 Характер проповеди Ап. Павла в Коринфе (1–5). О высшей мудрости, заключающейся в Евангелии (6–16) 1Кор.2:1–5 . Во время основания Церкви в Коринфе Ап. Павел держался строго упомянутого им в первой главе принципа: не прибегать в деле утверждения Евангелия к помощи человеческой мудрости. 1Кор.2:1 .  И когда я при­ходил к вам, братия, при­ходил воз­вещать вам свиде­тель­ство Божие не в пре­восходстве слова или мудрости, 1Кор.2:2 .  ибо я рас­судил быть у вас незна­ю­щим ничего, кроме Иисуса Христа, и при­том распятого, «Когда я приходил к вам». Это было по удалении Ап. Павла из Афин (см. Деян. 18 ). – «Не в превосходстве слова», т. е. не заботясь о том, чтобы его слово, его речь была построена по всем правилам ораторского искусства. – «Или премудрости». Он не заботился также и о том, чтобы его проповедь выдавалась философским глубокомыслием. – «Ибо я рассудил». Ап. действовал так в Коринфе по заранее принятому решению. – «И притом распятого». Ап. решил из всей жизни Христа останавливать внимание коринфян главным образом на Его распятии, которое хотя и мало говорит человеческой мудрости, но за то является действительным средством искупления человечества. Он не хотел, чтобы христианство подействовало на коринфян только удовлетворяя их интеллектуальным или эстетическим запросам. В таком случае коринфяне легко могли приравнять его к тем философско-религиозным учениям, каких много появлялось в то время. Нужно было Коринфянам показать прямо христианство как совершенно особую, новую религию, не имеющую ничего общего с вышеупомянутыми учениями, а это и возможно было только при том направлении, какое придал своей проповеди апостол. 1Кор.2:3 .  и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. Апостол хорошо сознавал, что выступать в Коринфе только с одним возвещением о Христе распятом, было с его стороны большим риском. Чувство немощи переходило у него в прямой страх за исход своего предприятия и даже сопровождалось некоторого рода телесным потрясением ( «трепетом»). И в самом деле, Ап. пришел собственно проповедовать язычникам, к которым он не мог обращаться с указанием на то, что на Христе исполнились ветхозаветные пророчества, как делал он это обращаясь к иудеям. Прибегать же к языческой мудрости он также не хотел. Отсюда понятна была его тревога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 30 1–24. Основание нового Давидова царства после суда над Иудою и Израилем. Иер.30:1–24 . Пророк видит не только Израиля, но и Иуду уже отведенным в плен после тяжелой борьбы за сохранение своей самостоятельности. Но вот его взору открывается картина светлого будущего, какое предстоит обоим еврейским царствам. На место чуждых властителей евреями будет управлять обетованный им сын Давидов или, как пророк выражается, сам Давид. Господь будет относиться к ним как к Своим чадам и снова образуется настоящее теократическое общество. Но все это явится не прежде, чем над евреями совершатся грозные суды Божии. Иер.30:2 .  так говорит Го­с­по­дь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. Пророчество свое пророк должен записывать в книгу, потому что оно касалось и всех евреев живших в плену, к которым Иеремия не мог обратиться лично. Иер.30:4 .  И вот те слова, которые сказал Го­с­по­дь об Израиле и Иуде. Иер.30:5 .  Так сказал Го­с­по­дь: голос смяте­ния и ужаса слы­шим мы, а не мира. Пророк изображает здесь гибель как уже наступившую. Но о какой гибели он здесь говорит? Чью судьбу имеет в виду? Некоторые видят здесь предсказание о гибели Иерусалима, другие – о разрушении Вавилона. Имея в виду подобное место в кн. пророка Исаии ( Ис 13.4 и сл.), относящееся прямо к Вавилону, мы и здесь можем видеть пророчество о дне Иеговы, т. е. о великом суде Иеговы над Вавилоном. Иер.30:7 .  О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это – бед­с­т­вен­ное время для Иакова, но он будет спасен от него. Евреям, находящимся в Вавилоне, также придется испытать не мало бедствий при разрушении этого города, но все-таки, в общем, они благополучно выйдут из опасности. Иер.30:9 .  но будут служить Го­с­по­ду Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им. Давид, о котором здесь говорит Иеремия, по всей видимости тождественен с праведною Отраслью, о которой идет речь в Иер 23.5 и в Иер 33.15 . Так как воцарение этого потомка Давидова, который будет по блеску своего царствования вторым Давидом, вместе с тем соединяется в представлении пророка с очищением народа и заключением вечного Завета с Богом, то ясно, что пророк собственно имеет здесь в виду Мессию (ср. Лк 1.32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1–8. Видение четырех животных. 9–14. Божественный суд над ними и водворение Царства Божия. 15–28. Объяснение видения небожителем. Дан.7:1 . В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и про­роческие виде­ния головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. Подобно сновидению Навуходоносора (2 гл.), видение 7 гл. раскрывает мысль о преемственной смене четырех земных монархий и о водворении после божественного суда над ними вечного Царства Божия. Единые по основной мысли, они различаются прежде всего со стороны воплощающих ее образов. Во главе второй эти последние заимствованы из области предметов неодушевленных материальных, в главе седьмой – из области живых существ. Подобное различие в образах служит выражением двух неодинаковых точек зрения на Царство Божие и земное. Для язычника Навуходоносора могущество мира было блестящим металлом, а Царство Божие – ничего не стоящим камнем: земные царства представлялись ему несравнимо превосходящими Царство Божие. Даниилу, наоборот, ясно превосходство этого последнего над первыми, и потому оно представлено под образом своей главы – Сына человеческого, земные – под образом различных зверей: человек выше животного. Кроме того, видение 7 гл. отличается большей полнотой, содержательностью, – говорит, хотя и прикровенно, о судьбах Царства Божия, связанных с появлением антихриста. Дан.7:2 . Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном виде­нии моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, Дан.7:3 . и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Сообразно с словами 23 ст. данной главы ( Дан.7:23 ): «зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств», каждый из четырех виденных пророком зверей является символом известного царства. Представление их под образом животных соответствует как библейской ветхозаветной символике, в которой предводители войск, князья, верховные правители народов изображаются под видом животных ( Ис.34:6–8 ; Иез.39:18 ), так и внебиблейской. В Зендавесте, напр., дух хранитель персидского царства представляется под образом барана с заостренными рогами. Звери выходят из моря, – царства возникают из недр языческого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VI Подвиги ап. Павла (1–10). Увещание к Коринфянам удаляться от общения с язычниками (11–18). 2Кор.6:1–10 . Ап. гордится тем, что он избран Богом к тому, чтобы принимать участие в деле спасения людей. Время же этого спасения теперь настало. Ап. при этом в форме гимна изображает те подвиги, какие ему довелось совершить для спасения людей благодатью Христовой. 2Кор.6:1 .  Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. 2Кор.6:2 .  Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе 5 . Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Апостол увещает Коринфян, как соработник у Бога (ср. 1Кор 3:9 ), чтобы они не напрасно приняли благодать Христову, а использовали бы ее для своего усовершения в добродетели. Теперь для этого самое благоприятное, удобное время, потому что Раб Иеговы (ср. Ис 49:8 ) т. е. Господь наш Иисус Христос , услышан Иеговою-Отцом Своим в Своих ходатайствах за людей, и людям открыта полная возможность к тому, чтобы совершать богоугодные дела. Господь Иисус Христос молился за нас, и Отец небесный, по Его молитве, отверзает пред нами сокровища Своей благодати (ср. толк. на Ис 49:8 ). 2Кор.6:3 .  Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 2Кор.6:4 .  но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 2Кор.6:5 .  под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, Все, что здесь перечисляет Апостол, представляет собою только разновидности одной добродетели – «терпения». Первый вид «терпения» – перенесение «бедствий», т. е. внешних преследований, второй – перенесение «нужд», т. е. тягостей, которые сопровождают или являются результатом преследований. На третьем месте стоят «тягостные обстоятельства», которые удручают, главным образом, душу преследуемого. Затем он упоминает об «ударах», какие получал ( Деян 16 и сл.), о заточении своем «в темницу», о необходимости часто переселяться из одного места в другое ( «изгнания». По другому переводу: народные волнения). Наконец терпение свое Апостол показал в своих усиленных «трудах» на благо Церкви ( 1Кор 3:8 ), «в бдении» по ночам, когда это было нужно ( Деян 20:31 ) и «в постах» ( Деян 14:23, 13 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говорит исследователь сего сказания. Когда не было у меня никого, кто бы рассказал мне о подвигах и летах его, ни малого, ни единственного, кто бы жил, когда изгоняли из града во град сего блаженного отца нашего Филиппа, вернулся я в свою келью в скорби и печали, не имея о нем сведений. Я помолился ему со слезами и просил его, говоря: «отче, ты знаешь, что я грешен и нечестив; яви на мне благость твою. Не ради моей праведности прошу я тебя открыть мне сокровенные тайны и подвиги и страдания твои, которые ты претерпел за Христа, но желаю я возгласить устами моими нечистыми и написать перстами моими недостойными; и услышат святые монахи и благословенные иереи и люди первые, которые призывают тебя верою». И так, сказав, заснул я в скорби. f.153. Глава третья. И тогда в сию ночь явился мне сей авва блаженный в видении, при чем сияли одежды его, и венец был на главе его, и был он светлее солнца и многие, которые следовали за ним справа и слева, сияли больше солнца и венец, что на главах их, был подобен звезде небесной. И когда я увидел это, вострепетал. И обратился ко мне сей авва, сидевший на престоле великом и высоком, полном света, и спросил меня: «узнаешь ли ты меня?» И сказал я ему, трепеща: «кто ты, господи?» И ответил он: «Я Филипп!» Я сказал ему: «кто те, которые с тобой?» И улыбнулся святой и сказал мне: «не сказал ли ты: «звезды святого града?» И снова сказал он мне: «можешь ли ты исполнить писание книги и чудес Бога во святых Его?» Я сказал ему: «каким образом господи?» И когда так он говорил мне, увидел я реку, белую, как молоко, под престолом святого, и сказал он мне: «иди в воду». Испугался я и подумал, что потону. И снова сказал он мне: «иди в воду», и ослушался я его от страха. И тогда он осенил меня издали знамением креста, и в тот час отошел от меня страх, и когда он сказал мне «иди» в третий раз, я не испугался, и прыгнул, и бросился в реку, и погрузился, и пробыл долгое время, и был вне себя, и стоял среди воды. И подошел ко мне один из святых, стоявший вне, и сказал мне: «омойся», и я омылся весь, и возрадовался дух мой и показалось мне, что я помазался святым елеем. И тогда он довел меня и направил к святому; и я стоял перед ним, и сказал мне отец наш Филипп: «когда был я в доме отца моего 15 лет, изгнал многих бесов и исцелил многих больных силою Господа коего Иисуса Христа, Который даровал мне дар Святого Духа. И когда я стану рассказывать тебе, что сотворил мне Бог рукой моей, ты не будешь в состоянии повести. Что ты написал прежде, истинно, и ныне напиши, что я сказал тебе в уста твои». Тогда благословил меня святой, а я обнял ноги его и затем он скрылся от меня, и я пробудился от сна, и прославил Бога, Творящего чудеса во святых Его. Тому слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой; яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. Господи! Ты нам прибежище (защита, покров) в род и род. Потому-то я и говорю: Господи! помилуй меня и исцели душу мою, ибо грешен я пред Тобою. – Господи! к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты – Бог мой, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет (чрез Тебя узнали истину). Продли (продолжи) милость Твою к знающим Тебя ( Пс. 89:2, 40:5, 142:9–10, 35:10–11 ). Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас (трижды). Святый Боже (Бог Отец), Святый всесильный (Сын Божий), Святый бессмертный (Дух Святый), будь милостив к нам! Слава и ныне. Святый бессмертный... Потом: Святый Боже и т. д. Тропари воскресны по Славословии великом: 1, 3, 5 и 7 гл. Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея: разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велиию милость. – Сегодня совершилось спасете миру; прославим Воскресшего из гроба и Виновника (главу) нашей жизни; ибо Он, смертью Своею уничтоживши смерть, даровал нам победу и великую милость. 2, 4, 6 и 8 гл. Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый, явивый же Себе Апостолом Твоим, послал еси я на проповедь и теми мир Твой подал еси вселенней, едине Многомилостиве. – Воскресши из гроба и разорвав оковы ада, Ты, Господи, уничтожил осуждение (наше) на смерть и избавил всех от сетей врага; затем, явившись Своим апостолам, послал их на проповедь и чрез них даровал вселенной Свой мир, единый Многомилостивый. Сугубая ектенья. Просительная ектенья. По возгласе – Дьякон: Премудрость. Лик: Благослови. Священник: Сый благословен Бог... Лик: Утверди Боже... Утверди Боже, Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича, Святую Православную веру, православных христиан во век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь наш Иисус Христос сделал упрек своим ученикам за то, что при наступлении Его страданий, они уснули в Гефсиманском саду в то время, когда он просил их бодрствовать. Так ли не могли вы и один час бодрствовать со мною ( Мф.26:40 ), сказал Он им. Не должны ли чувствовать в своей совести гораздо больший упрек все те православные христиане, которые не хотели несколько недель перед воспоминанием о страданиях Христовых провести в благочестивом подвиге поста, без рассеяния и забав? Ибо, чем они могут оправдать свое непослушание церкви? Они, без сомнения, ничего бы не потеряли и не потерпели никакого вреда, если бы в продолжение пяти недель оставались без увеселений. Проводят же они время без концертов и других подобных развлечений в первую и последнюю недели Великого поста. Отчего же нельзя было бы так провести и весь пост? Разве увеселения и забавы до такой степени составляют потребность для души, что без них нет возможности обойтись несколько времени? Совсем нет; ибо многие и всю жизнь обходятся без них. Постоянные увеселения считают необходимыми только люди праздные, не имеющие никаких дельных занятий, и от того скучающие, и желающие развлечениями наполнить пустоту своей жизни. – Обычай веселиться в Великом посту начался и стал усиливаться с того времени, как в обществе стали увеличиваться роскошь и праздность. Увеселения в посту нельзя считать невинными потому, что они составляют соблазн, отвлекающий православных христиан от молитвы, от духовных подвигов, и потому делают нравственный вред. А Христос Спаситель сказал: горе миру от соблазнов ( Мф.18:7 ) и повелел удалять от себя соблазны, хотя бы это было также больно, как когда отсекают руку или вырывают глаз. Если рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их, и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя ( Мф.18:8–9 ). Поэтому все истинно православные христиане должны непременно отказываться от увеселений в дни Великого поста, если желают выразить свою любовь к Богу. С уменьшением любви к Богу естественно оскудевает и слабеет и любовь к ближним. Не любящий меня, не соблюдает слов моих ( Ин.14:24 ), сказал Христос. Подтверждение этого мы и видим в нашем обществе. Оскудение в нем любви к ближнему доходит до поразительного жестокосердия и бесчувственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010