Закрыть itemscope itemtype="" > Усмирение плотских страстей, а не умерщвление тела Об опросе ВЦИОМ и предназначении Великого поста 05.03.2020 1138 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса россиян о Великом посте и результатах, к которым приводит его соблюдение. Великий пост в 2020 году начнется 2 марта и продлится до 18 апреля. Абсолютное большинство россиян слышали о Великом посте — 94%, но более половины не смогли назвать дату или период его начала в 2020 году (54%). Знает о том, что Великий пост начнется 2 марта, после Масленицы, каждый четвертый (24%), чаще православные россияне (30%). Те, кто что-то слышал о Великом посте, связывают его с ограничением в еде (22%), христианством и церковью (19%), самоограничением во всех сферах, отсутствием грехов (14%), а также с очищением (10%). Чуть более половины россиян знают правила и ограничения, связанные с Великим постом (55%), чаще об этом сообщают женщины (60%), а также россияне в возрасте 45-59 лет (64%). Чаще они узнавали об этих ограничениях от родителей или других родственников (55%), в СМИ, книгах или интернете (50%), а также от священников (27%). Не знают о традиционных ограничениях, которые нужно соблюдать во время Великого поста, 43% россиян, среди молодежи 18-24 лет эта доля достигает 69%. Слышавшие ранее о Великом посте считают, что его соблюдение дает человеку духовное очищение (20%), тренирует силу воли и дисциплину (13%), очищает организм (12%) и помогает здоровью (12%). Однако большинство россиян не будут соблюдать Великий пост в этом году (69%), чаще 18-24-летние и 25-34-летние респонденты (80% и 81% соответственно). Каждый пятый еще не определился с решением относительно соблюдения Великого поста (20%), но каждый десятый (10%) точно знает, что будет соблюдать Великий православный пост. Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин :

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/05/us...

П.В. Долгоруков Вельяминовы По древним родословным книгам, родоначальником Вельяминовых был знатный варяг Симон, сын Африкана, прибывший в Россию при Ярославе Великом, в 1027 году, и сын его Юрий Симонович находился боярином при сыне Ярослава, великом князе Всеволоде Ярославиче. Иждивением Симона Африкановича сооружена была, в Киево-печерской лавре, церковь Успения Богородицы, и в этой церкви он был похоронен. Родословные книги говорят, что у Юрия Симоновича были: сын Иван, внук Фёдор и правнук Протасий, боярин Иоанна Калиты. Таким образом, боярин Протасий Фёдорович, умерший около 1330 года, был бы потомком в пятом колене Симона Африкановича, жившего в цервой половине одиннадцатого века! Тут явная ошибка. Признавая несомненным происхождение Вельяминовых от Симона Африкановича, подтверждаемое древнейшими родословными книгами, мы полагаем, что в поколенной росписи, между Симоном Африкановичем и боярином Протасием Фёдоровичем, пропущено несколько поколений, и потому начинаем здесь поколенную роспись с Протасия Фёдоровича, бывшего боярином в Москве при великом князе Иоанне Даниловиче Калите. У него были: сын Вениамин Протасьевич и внук Василий Вениаминович 336 , по прозвищу взолмен, бывший тысяцким в Москве при великом князе Симеоне Гордом. отцовский ОТ БОЯРИНА ПРОТАСИЯ КОЛЕНО III: Василий Вениаминивич, московский тысяцкий КОЛЕНО IV: Василий Васильевич, последний московский тысяцкий † 17 сентября 1374; женат на Марие Михайловне NN Тимофей Васильевич, окольничий Юрий Васильевич грунка КОЛЕНО V: Иван Васильевич, казнён 30 августа 1379 Николай Васильевич, боярин † 8 сентября 1380; женат на княжне Марие Дмитриевне Суздальской Полуехт Васильевич Тимофей Васильевич, боярин Семён Тимофеевич, боярин Андрей-Фёдор Юрьевич колома КОЛЕНО VI: NN, за боярином Иваном Дмитриевичем Всеволожем Евфросиния Полуехтовна, за князем Петром Дмитриевичем Дмитровским Вениамин Андреевич (или Фёдорович) Фёдор Андреевич (или Фёдорович) пьяница Александр Андреевич (или Фёдорович) Данило Андреевич (или Фёдорович)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Великий пост: Убрать кабана из холодильника На вопросы читателей о Великом Посте отвечает протоиерей Александр Ильяшенко 4 марта, 2014 На вопросы читателей о Великом Посте отвечает протоиерей Александр Ильяшенко На вопросы читателей о Великом Посте отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря. — Если человек попросил у священника благословение на послабление поста в плане вкушения определённых продуктов и получил это благословение, нужно ли в дальнейшем каяться в нарушении поста, если человек не вкушал скоромных продуктов кроме тех, на которые он получил благословение? — Если человек получил благословение, то может уже не каяться в том, что ест продукты, про которые спрашивал священника. Мера поста у всех разная, она зависит, например, от возраста, состояния здоровья, места жительства, рода занятий и т. п. Для здорового сильного человека она должна быть более строгой, а для школьников, пенсионеров, тех, у кого проблемы со здоровьем — более слабой. Поэтому свою меру поста можно оговорить со священником. — Чистый Понедельник и  Великую Пятницу предписывается уставом проводить вообще без вкушения пищи. Нужно ли каяться в нарушении поста, если человек вкусил постную пищу в эти дни? — Если тебя смущает совесть, что такие-то твои поступки греховны, тогда и кайся в этих грехах. Значит, если ты знаешь, что надо соблюдать пост, а ты его не соблюдаешь, тогда кайся. Мне кажется неправильным задачу поста сводить только к тому, что можно есть, чего нельзя. Необходимо усилить свой молитвенный подвиг, больше бывать в храме, читать Священное Писание, надо вообще перестроить свою жизнь. А если по обстоятельствам современной жизни или по состоянию здоровья тебе приходится что-то есть не то, что разрешено в пост, ну, что делать. Главное, чтобы мы молились глубже, чище, искреннее, чтобы жили, стараясь исполнять волю Божью. — Как нужно поститься болеющим? — Как врачи скажут. И еще не раздражаться, не сердиться, не унывать, а радоваться, вот тебе и пост.

http://pravmir.ru/ubrat-kabana-iz-xolodi...

Летописные и другие древние сказания о святом Благоверном Великом князе Данииле Александровиче, сыне святого Благоверного Великого князя Александра Невского, и о построенном им Даниловском за Москвою-рекою монастыре Источник Содержание Из Сборника 1702 года Моск. Синод. Библиотеки 607 Л. 116. Повесть о великом князе Данииле Александровиче Московском и всея России чудотворце О побеждении татар на Рязани. Глава 4 Л.120. О восприятии града Переяславля и о получении Л.120. О начале Даниловского монастыря и о пострижении и о преставлении блаженного великого князя Даниила. Глава 4 Л.120. О пренесении Даниловского монастыря во град Москву. Глава 5 О пренесении того же монастыря на новое. Глава 6. О явлении великого князя Даниила к юноше некоему. Глава 7 Чудо о князе Иоанне Шуйском. Глава 8 Л. 128 об. Чудо о купце. Глава 9 Л. 130. Об обновлении монастыря. Глава 10 Л. 131. О зачатии царствующего града Москвы, како исперва зачася. Глава 11 Служба святому благоверному великому князю Даниилу, составленная иноком Сергием и Симеоном Ольферьевым, неизданная нигде     " В лето 6780 1 (1272) 2 наста быти княжение Московское. Начал княжить на Москве князь Великий Данило Александрович Московский» (л. 24., Родословная, писан. в 1660 г., 583 Моск. Синод. Библ.). «В лето 6811 (1303) марта 4 преставился князь Данило Александрович Московский в черницах и схиме 3 ». (Летописн сбор. в Рус. музее XVII в. л. 255 об.). «В лето 6811 преставился великий князь Данило Александрович, (сын Александра) Невского Московский всея России. Животворящий крест, и порфиру, и виссон, и злату гривну, и венец Мономахов предаде четвертому своему сыну князю Иоанну Калите» (Лет. собр. Унд. в Рум. муз. 775. XVII в., л. 113). «В лето 6811 марта в 4 день преставился благоверный князь великий инок Даниил Александрович в память святого преподобного отца нашего Герасима иже на Иордани» (Надпись времен Грозного на том месте, где был гроб святого князя Даниила, переведенная на другую плиту, при возобновлении нижней церкви во имя св. пророка Даниила в 1867 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытка осуществления церковной унии в Великом княжестве Литовском (последняя четверть XV — начало XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Следующим источником, содержащим информацию о действиях сторонников унии в Великом княжестве Литовском, является послание митрополита Иосифа папе Александру VI от 20 августа 1500 г. Текст этот, гораздо более краткий, чем послание папе Сиксту IV, был построен по сходной схеме. Большую вступительную часть заняли пространные похвалы величию папской власти, заимствованные, как отметил еще митрополит Макарий (Булгаков), из послания Сиксту IV . Во второй, краткой и более деловой части митрополит Иосиф, провозглашая папу «пастырем всех верных и главой вселенской церкви и всех святых отцов и патриархов», просил его о благословении и покровительстве. В доказательство истинности своих намерений митрополит излагал далее свое исповедание веры, подчеркивая (выражениями, заимствованными из послания Сиксту IV) приверженность решениям не только семи Вселенских Соборов, но и восьмого Флорентийского и свою веру в то, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына единым дуновением. Никаких конкретных вопросов в этом послании митрополит не затрагивал, ограничившись указанием, что все просьбы изложит его духовный сын и родственник Иван Сапега. Пересказ этих просьб содержится в письмах папы Александра VI виленскому епископу Войтеху Табору и великому князю литовскому Александру . Иосиф просил папу признать его полноправным «самостоятельным предстоятелем (архиепископом и примасом)» верующих греческого обряда во владениях великого князя Александра и дать ему право отпускать грехи и грекам, и латинянам, а православным, признавшим власть папы, разрешить строить каменные церкви и сохранить свои обряды, чтобы их переход под власть папы не сопровождался повторным крещением.

http://sedmitza.ru/lib/text/442976/

архим. Палладий Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом Родина христианского монашества – Египет. Преподобные Антоний Великий , Пахомий Великий , Феодор Освященный, Макарий Египетский , Макарий Александрийский были египтяне и говорили на египетском – или коптском языке 1 . Великое множество их учеников также были египтяне. Из Египта монашество перешло и в другие страны. В Европе всегда довольно много знали о древних подвижниках Египта, о их делах и наставлениях. Но это знание не было вполне твёрдым и ясным: источники его были греческие или латинские, а не египетские, не туземные. Между тем в библиотеках европейских и более всего в монастырях египетских скрывались коптские документы по истории египетского монашества. В течение последнего десятилетия много этих документов напечатано и переведено на французский язык членом французской археологической миссии в Каире Амелино (отчасти в мемуарах этой миссии, отчасти в Annales du Musée Guimet) 2 . На два тома этих документов, из которых один (о св. Пахомии и его общежитии) имеет чрезвычайную важность, с восторгом указал профессор А. П. Лебедев в своих статьях в Богословском Вестнике за 1892 г. (январь и апрель). Он критически разобрал и мысли французского комментатора об этих документах и их значении. Другие два тома, кажется, не были отмечены в нашей литературе. Первый из этих томов: Annales du Musée Guimet, tom. XXV, – Monuments pour servir à lhistoire de lÉgypte chrétienne. Histoire des monastéres de la Basse-Egypte. Paris 1894. Здесь помещены жития Павла Фивейского, Макария Великого , Макария Александрийского , Максима и Дометия, Иоанна Колова и изречения старцев об Антонии Великом и Макарии Великом (о последнем две статьи, кроме его жития, составленного Серапионом, епископом Тмуи). – Другой том этих документов: Mémoires publiés par les membres de la mission archéologique française au Caire, tom. IV, deuxième fascicule – Monuments pour servir à lhistoire de lEgypte chrétienne, Paris 1895. Здесь много отрывков из жизни препод. Пахомия Великого , мелкие жития различных подвижников, панегирик Макарию, епископу Ткоу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Правление бывшего герцога Курляндского с 17-го октября по 9-е ноября 1740 года 92 3593 . – 18 октября. О рассылке новой формы возношения на богослужении имён Высочайшей фамилии По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали : из напечатанных в С.-Петербурге при Троицком Александро-Невском монастыре форм, каким образом отныне Его Императорское Величество и Высочайшую Его Императорского Величества фамилию и Его Высочества регента Российской Империи Иоанна герцога Курляндского во всех церковных священнослужениях на ектениях и прочих, где надлежит, местах воспоминать, для надлежащего исполнения к синодальным членам и в прочие подчинённые Святейшему Синоду места разослать при указах, сколько куда надлежит (Д. 482 – 1740 года). Форма возношения на богослужении имён Высочайшей фамилии Во-первых, на великих ектениях на вечерне, утрене и литургии. О Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Иоанне Антоновиче всея России, о благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Её; о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне; о Его Высочестве регенте Российской империи Иоанне Герцоге Курляндском; о всей Палате и воинстве их – Господу помолимся. В сугубых ектениях на вечерне, на литии, на утрене и литургии. Ещё молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Иоанне Антоновиче всея России, о державе, победе и прочая. Ещё молимся о Святейшем Правительствующем Синоде и прочая. Ещё молимся о Благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Её, о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне. Ещё молимся о Его Высочестве регенте Российской Империи Иоанне Герцоге Курляндском. На великом выходе в литургии. Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Иоанна Антоновича всея России, да помянет Господь и прочая. Благоверную Государыню Принцессу Анну и супруга Её; Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, да помянет Господь Бог и прочая. Его Высочество регента Российской Империи Иоанна Герцога Курляндского, да помянет Господь Бог и прочая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по совершении молебна у памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде 20 сентября 2009 г. 14:56 20 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил молебен у памятника «Тысячелетие России»  в в Великом Новгороде. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился с Первосвятительским словом к участникам торжеств, посвященных 1150-летию города. Дорогие жители города Новгорода, Ваше Превосходительство, господин губернатор, Ваше Высокопреосвященство, владыка Лев, мэр города Новгорода, дорогие владыки, отцы, братия и сестры! Я всех вас хотел бы сердечно приветствовать с юбилейными торжествами, более же всего — с самой датой 1150-летия Великого Новгорода. Стоя перед этим величественным и одним из самых древних храмов Святой Руси — Софийским собором, — мысленно переносишься в ту эпоху, когда не было вокруг собора этих красивых зданий, не было асфальтовых улиц, была совершенно другая культура жизни, но стоял этот величественный собор. И прошла почти тысяча лет с того времени, когда был этот собор освящен, а он по-прежнему остается доминантой города, и без Софии нет Великого Новгорода. Как замечательно, что как этот величественный храм, так и многие другие храмы сохранились, потому что они доносят до нас не только часть древней культуры, столь драгоценной для современного человека — они до нас доносят нечто большее. Ведь именно здесь, в этом месте восседал на своем княжеском троне Ярослав Мудрый — князь, в личности которого соединяется вся Святая Русь, вся историческая Россия: и Киев, и Новгород, и Москва, и Север, и Юг, и Восток, и Запад. Именно здесь, в этом храме Святой Софии, коленопреклоненно молился князь Александр Невский и, выйдя на паперть собора, через которую мы только что прошли, сказал слова, ставшие частью нашей национальной философии: «Не в силе Бог, а в правде», — и вместе с дружиной вышел за стены Новгородского детинца, пошел на врага и разгромил его. Это не просто памятники архитектуры и истории.

http://patriarchia.ru/db/text/745718.htm...

Временно доступен: протоиерей Алексий Уминский о Великом посте и сути христианства (+Видео) В Евангелии нет ничего такого, чем человек мог бы себя успокоить по-настоящему в этой жизни. Все не так. Блаженны плачущие. Блаженны нищие духом. Блаженны, когда вас гонят. Радуйтесь и веселитесь. Молитесь за своих врагов. Господи помилуй, разве человек может для себя такого пожелать? 19 марта, 2013 В Евангелии нет ничего такого, чем человек мог бы себя успокоить по-настоящему в этой жизни. Все не так. Блаженны плачущие. Блаженны нищие духом. Блаженны, когда вас гонят. Радуйтесь и веселитесь. Молитесь за своих врагов. Господи помилуй, разве человек может для себя такого пожелать? Гостем нового выпуска программы «Временно доступен» стал духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский. Александр Карлов: Отец Алексий, прошу Вас. Сзади Вас находится стена наших видеоблогов. Собеседники, которых Вы наверняка хорошо знаете. Они так или иначе будут участвовать в нашей беседе, либо по Вашему желанию, либо… Прот. Алексий Уминский: Я как-то особо не вижу, кто там. Александр Карлов: Я вам сейчас расскажу. Смотрите, Андрей Дементьев. Прот. Алексий Уминский: Да, Дементьев, узнаю. Александр Карлов: Он будет говорить про душу. Андрей Козлов — про любовь. Николай Усков — про религию. Андрей Кураев — про священников. Прот. Алексий Уминский: Это Кураев там такой красивый? Александр Карлов: Да. Андрей Мерзликин — про исповедь. Марк Захаров — про желания. Прот. Алексий Уминский: Про желания. Александр Карлов: Александр Никонов — про Православие. Максим Леонидов — про русских и Алан Чумак — про чудо. Вот уже кто в чудесах разбирается больше других. Прот. Алексий Уминский: А в Православии, конечно, Никонов больше всех. Дмитрий Дибров: Здравствуйте, дорогие друзья. Вопрос. Почему это я поститься должен, когда такая прелесть только что была с блинами, с тройками. Что там еще? С гитарой, медведями, цыганами — а тут постись. Давайте лучше мы поговорим с батюшкой, с отцом Алексием, в миру Уминским, и давайте мы узнаем, зачем это все нужно лично для вас, а то может показаться, что для батюшки нужно, чтобы вы постились, то есть об этом, обо всем подумаем. Здравствуйте, батюшка.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

45. 1666 г., февраль по май. Соборное определение и собственноручные записки митрополитов: а) Новгородского Питирима, б) Казанского Лаврентия, в) Ростовского Ионы, г) Сарского и Подонского Павла и д) бывшего Сербского Феодосия; е) архиепископов: Вологодского Симона, ж) Смоленского Филарета, з) Рязанского Илариона, и) Тверского Иоасафа, i) Псковского Арсения; к) епископа Вятского Александра; архимандритов: л) Троицкого Иоасафа, м) Новоспасского Иосифа, н) Юрьевского Феодосия, о) Казанского Преображенского Мисаила, п) Хутынского Иосифа, р) Соловецкого Варфоломея; игуменов: с) Знаменского Арсения, т) Угрешского Викентия, у) иеромонаха Арсения (Салтыкова) и Симонова монастыря ф) старца Серапиона, – о том, что они ожидаемых в Москву восточных патриархов, Паисия и Макария признают православными, равно греческие книги, по которым они совершают богослужения, как рассмотренные уже на местных соборах 1654 и 1656 г., признают также православными † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Настоящего лета сего от создания мира 7174 года, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666 года, в месяце Феврале, сошедшимся нам, архиереям Российского государства, в богоспасаемый преименитый царствующий град Москву, случившегося во время сие, Божиим попущением, грех ради наших, от зломысленных неких человек мятежа и раздора, долженствует совопроситься всем нам любовно между собой. Первое, как нам долженствует исповедать святейших греческих патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, аще они православные суть? Второе, книги греческие, печатные и древние рукописные, их же святейшие греческие патриархи употребляют, и по них всё словословие Божие исполняют и чины церковные, как исповедать долженствуем? Третье, собор, бывший в богоспасаемом преименитом царствующем великом граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и царского пресветлого величества при всём его синклите, подписанный священных руками, как исповедать ныне нам долженствует, иже содеялся в царских палатах, в лето от создания мира 7162, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 1654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010