д) В жизни Иакова также явился прообраз Иисуса Христа: Иаков борется с неизвестным лицем, получает от него благословение и оказывается, что таинственное боровшееся лице – Бог . Явившийся Иакову Господь принял образ человека. Чтобы это значило? Какой смысл имеет это явление? Христианин, сведущий в св. писании, прямо скажет, что, явившись в образе человека, боровшийся с Иаковом прообразовал воплотившегося Сына Божия. е) В лице Иосифа равным образом ясно виден прообраз Иисуса Христа, – прообраз злостраданий и последовавшей затем славы его. Иосиф был предметом ненависти своих братьев, – и Спаситель был ненавидим Иудеями; Иосиф был послан Отцем своим отыскивать братьев, и Господь Иисус Христос был послан Отцем небесным для взыскания погибшего человечества, которое он не стыдился назвать своею братиею; Иосиф был продан в рабство братьями за двадцать сребренников, – и Спаситель был продан одним из своих учеников ( Мф.26 ); Иосиф находился в темнице между двух осужденных, из которых один получил свободу, а другой казнен, – Иисус Христос распят был среди двух злодеев, из которых один погиб, а другой получил спасение. Иосиф, по изшествии из темницы, возведен в необычайное достоинство, – Иисус Христос получил по воскресении всякую власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Иосиф в Египте был спасителем многочисленного народа, и семейства своего от голодной смерти, – и Господь стал для людей хлебом чудесным, сшедшим с небеси и Спасителем от вечного духовного голода и смерти как для всех людей, так и для тех, от которых родился по плоти 2 . Иосиф простил грех братьям своим, – и Господь простил и приимет в недра церкви своей отверженных Иудеев, когда пройдет ослепление их, и тако весь Израиль спасется ( Рим.11:25, 26 ). з) Моисей служит прообразом Иисуса Христа, как вождь народа Божия ( Евр.2:10, 12:2 ), как законодатель и посредник ветхого завета (Кор.3:6–13; Гал.3:19 . сн. 8:6) и как пророк ( Втор.18:15–18 . сн. Рим.3:22, 23; 7:37 ). Мы остановим внимание прежде всего на том, что ближе к пониманию и уразумению Иудея и чему он более склонен верить, именно на учении Моисея. В священных книгах Моисея вот что сказано о Мессии, которому Моисей служил прообразом: «Я воздвигну им пророка (говорит Иегова) из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которыя (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18 ). Как не кратко это предсказание о великом пророке, подобно Моисею, тем не менее, в нем содержится довольно ясное указание на лицо Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Так, этот пророк будет подобен Моисею, частию по званию и роду деятельности, а частию по происхождению – из среды братий его; но нельзя не видеть, что этот пророк будет находиться в непосредственной близости к Богу, что выражается словами: «и вложу слова Мои во уста его» и повелением: «его слушайте!».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Да как же, возразили Ему Иудеи: отец наш Авраам. – Если бы действительно, отвечал им Господь, вы были дети Авраамовы т. е. не по плоти только, то и дела Авраамовы делали бы. Но вы ищете убить Меня, человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: – Авраам так не делал. Отсюда видно, что дела ваши показывают в вас детей иного отца. Иудеи увидели, что Господь говорит не о плотском происхождении от Авраама. Хорошо. Однако же и духовное наше рождение ничем не запятнано. По вере в Бога мы происходим от Бога, мы не от любодеяния рождены. Нет, сказал Господь. Нельзя сказать, чтобы отец ваш был Бог . Если бы вы были дети Его, то вы любили бы Меня, – понимали бы язык Мой, – по крайней мере могли бы охотно слушать слова Мои: потому что Я происхожу от того же Отца. Но в вас этого нет. А так как вы оказываете сопротивление истине, не ненамеренное только, но и намеренное, то это состояние вашего духа обличает в вас детей противника истины, диавола, который в истине не стоит. Ваши убийственные замыслы против Меня служат новым доказательством вашего происхождения от него: он человекоубийца от начала. Итак одно из двух: или Я не говорю истины, но кто обличит Меня в неправде? – или вы не от Бога. Иначе бы мы понимали друг друга. На такой ясный вывод Иудеи ничем не могли более отвечать кроме ругательств. Самарянин ты (еретик ты), – бес в тебе! Нет, беса во Мне нет, кротко возразил Господь. А в вашем отзыве только открывается новое доказательство того, что вы не от Бога. Я чту Бога, а вы не хотите воздать чести, но еще наносите бесчестие Тому, Кто чтит Бога. Впрочем Я не ищу с вас Своего бесчестия. За Меня есть Кому искать и судить вас. И Господь оставил тон обличения, а стал говорить им о великом обетовании блаженного бессмертия всякому, кто будет сохранять слово Его, которое принял от Него с верой (ст. 31). «Кто сохранит слово Мое, сказал Он, обращаясь к началу своей беседы с новоуверовавшими, тот не вкусит смерти вовек». Но раздраженные против Него по-видимому еще менее могли принимать такие слова: теперь-то узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер; пророки умерли, а ты не только Самому Себе готов приписать бессмертие, но и всякому, кто сохранит слово Твое. Чем Ты Себя делаешь?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Дан.9:15 . И ныне, Го­с­по­ди Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явив­ший славу Твою, как день сей! согрешили мы, по­ступали нечестиво. Дан.9:16 . Го­с­по­ди! по всей правде Твоей да отвратит­ся гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в по­ругании у всех, окружа­ю­щих нас. Дан.9:17 . И ныне услы­ши, Боже наш, молитву раба Твоего и моле­ние его и воз­зри светлым лицем Тво­им на опустошен­ное святилище Твое, ради Тебя, Го­с­по­ди. Дан.9:18 . Прикло­ни, Боже мой, ухо Твое и услы­ши, открой очи Твои и воз­зри на опустоше­ния наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы по­вергаем моле­ния наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое мило­сердие. Дан.9:19 . Го­с­по­ди! услы­ши; Го­с­по­ди! про­сти; Го­с­по­ди! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем». За исповеданием грехов народа и достойно ниспосланного за них наказания следует мольба о помиловании страждущего Израиля и прекращении плена. Эту просьбу пророк обосновывает прежде всего на великом деле освобождения евреев из Египта, как таком деле, через которое Господь утвердит заключенный с Авраамом завет за семенем его ( Исх.3:6 ). Ради же этого завета Господь неоднократно спасал Свой народ ( Пс.105:45–47 ; ср. Втор.9:26, 28 ). Другим основанием к мольбе пророка является тот факт, что из-за грехов народа находится в поругании Иерусалим ( Дан.9:16 ), на котором наречено имя Божие ( Дан.9:18–19 ). Но ради имени Своего Он не раз отлагал гнев Свой, ибо не допускает нарекания на него и ради Славы Своей удерживал Себя от истребления жестоковыйного народа ( Ис.48:9–11 ; ср. Чис.14:13–17 ; Втор.9:26, 28 ). Дан.9:20 . И когда я еще говорил и молил­ся, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и по­вергал мольбу мою пред Го­с­по­дом Богом мо­им о святой горе Бога моего; Дан.9:21 . когда я еще про­должал молитву, муж Гавриил, которого я видел пре­жде в виде­нии, быстро при­летев, коснул­ся меня около време­ни вечерней жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дни идут, еще один Пост подходит к концу. Сколько в жизни было таких постов! Жизнь проходит, конец приближается. Как говорится в Великом покаянном каноне, «закон изнеможе, празднует Евангелие». Неужели все было напрасно? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Евангелие остается для нас книгой за семью печатями, даже если мы будем знать его наизусть, пока мы не начнем читать его всей своей жизнью. Чтение будет бесполезным, повторением как будто очень понятных слов, но бессмысленным повторением. Если мы не будем учиться послушанию заповедям Божиим. И слово Божие, которое мы читаем, не будет становиться для нас законом жизни. Но Господь говорит о большем. Он говорит, что кто слушает Его слова и понимает их, но не исполняет, тот потерпит великий урон, как человек, который построил свой дом на песке. «Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое». Может быть, лучше было для человека того, чтобы он не начинал строить. Лучше было бы ему никогда не читать Евангелие, не слышать этих слов. Невозможно никому избежать скорбей. И точно также никому невозможно рассчитывать на помощь Духа Святого без послушания Ему. Такой была жизнь книжников и фарисеев: исполнение во всех мелочах закона и утрата всякой связи с истиной и глубиной Духа. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10, 25—28). А в другом Евангелии Господь говорит в связи с этим законнику: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12, 34). Но это «недалеко» может быть бесконечным расстоянием, потому что, как говорится, от жизни до смерти один шаг. Первосвященники и книжники, распинавшие Христа, все без исключения могли правильно ответить на вопрос «что написано в законе», поскольку в их каждодневное правило входило повторять несколько раз в течение дня слова из Пятикнижия Моисея. Однако, как мы видим, повторение одними устами святых слов не приблизило их к Богу.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/23/sl...

е. отлучает, явных противников установленных ей постов. 8) В воспоминание чего мы содержим посты в известные дни и в определенное время? 8) Успенский пост установлен св. Церковью в память о смерти Пресвятой Богородицы, постившейся перед Своей кончиной; Рождественский пост установлен для приготовления христиан к достойной встрече великого праздника Рождества Христова; Великий пост соблюдаем в подражание Христу, постившемуся в пустыне 40 дней и ночей; Петров пост установлен в память поста новозаветных св. пророков, учителей и Апостолов перед их выступлением на проповедь ( Деян. 13:1–3 ). Однодневные посты установлены в память следующих событий: пост 14 сентября – в память обретения и воздвижения св. Креста Христова; пост 29 августа – в знак печали о мученической смерти св. Иоанна Крестителя, пост накануне Богоявления содержим для приготовления себя к великому празднику Крещения Господня, посты в среду и пятницу установлены для воспоминания о том, что Христос в среду был предан на мучения, а в пятницу распят и умер на кресте за нас и за грехи всего мира. 9) Какая конечная цель соблюдения христианами постов? 9) Получения венца нетленного: «все подвижники, говорит св. Апостол о борцах и состязающихся в бегах, а также и о христианах, стремящихся к царству небесному, воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы –нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:24–27 ). Учение о христианских постах мы находим в творениях многих св. отцов и учителей Церкви, начиная с первых веков ее существования. Приведем свидетельство об этом некоторых из них. В Правилах Апостольских читаем о постах в среду и пятницу, а также и о Великом посте следующее: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится в святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Если же она спала, то как могла свидетельствовать, с правом на доверие, что Его украли? Ведь выходит, что воины и спали, и вместе с тем видели, как ученики похитили Его, не мешали скрыться похитителям, не боясь никакого взыскания от Пилата! Одно это уже дает разуметь, что Иудеи внушили подкупленной страже слова о похищении тела Спасителя; одно это, вместо желания евреев, достигает другой цели, укрепляя веру в нас, что воскрес Христос, а не похищен учениками, как лжесвидетельствовала стража, подкупленная Иудеями. Воста от мертвых, возвестил Ангел, несть зде, – воста бо, якоже рече. И се, варяет вы в Галилеи: тамо Его узрите ( Мф.28:7 ). Там и узрели воскресшего Господа – сбылось то, что возвещено было Ангелом. Сомневающимся в воскресении Господа гораздо лучше и спасительнее руководствоваться словом Божиим, которое со всею ясностию и точностию указывает нам на воскресение Христово. Так, пророк Осия предвозвестил, что Он воскреснет в третий день: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем ( Ос.6:3 ). Далее, он же говорит: яко утро готово обрящем его ( Ос.6:3 ) (по евр. тек. кешахар мойцоо – как заря, восхождение Его). Что ж не сбылось ли это? Евангелисты, передавая о чудесном воскресении, говорят ясно, что оно было утро рано: По прошествии же субботы, на разсвете перваго дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария, посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба, и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была, как снег. Устрашившись его, стрегущие пришли в трепет, и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятаго. Его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее: там Его увидите ( Мф. 28:1–8 ). Тоже самое читаем и у других Евангелистов ( Мк.16 . Лк.24 . Ин.20 ). Мария, услышав сие, в великом восхищении и ужасе, бежала обрадовать Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Если же она спала, то как могла свидетельствовать, с правом на доверие, что Его украли? Ведь выходит, что воины и спали, и вместе с тем видели, как ученики похитили Его, не мешали скрыться похитителям, не боясь никакого взыскания от Пилата! Одно это уже дает разуметь, что иудеи внушили подкупленной страже слова о похищении тела Спасителя; одно это, вместо желания евреев, достигает другой цели укрепляя веру в нас, что воскрес Христос, а не похищен учениками, как лжесвидетельствовала стража, подкупленная иудеями. Воста от мертвых, возвестил Ангел, несть зде, – воста бо, якоже рече. И се, предваряет вы в Галилеи: тамо Ею узрите ( Мф. 28:7 ). Там и узрели воскресшего Господа – сбылось то, что возвещено было Ангелом. Сомневающимся в воскресении Господа гораздо лучше и спасительнее руководствоваться словом Божиим, которое со всею ясностью и точностью указывает нам на воскресение Христово. Так, пророк Осия предвозвестил, что Он воскреснет в третий день: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем. 84 Далее, он же говорит: яко утро готово обрящем его, 85 (по евр. тек. кешахар мойцоо – как заря, восхождение Его). Что ж не сбылось ли это? Евангелисты, передавая о чудесном воскресении, говорят ясно, что оно было утро рано: По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария, посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба, и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стрегущие пришли в трепет, и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого, Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилеи: там его увидите. 86 Тоже самое читаем и у других Евангелистов. 87 Мария услышав сие, в великом восхищении и ужасе, бежала обрадовать апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Еще прежде, чем они стали жить вместе, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф был мнимым мужем Марии, а в действительности хранителем посвященной Богу девической чистоты Ее и очевидцем Ее непорочной жизни. Ибо Господу угодно было утаить от диавола тайну Своего воплощения от пречистой Девы, и для сего Он покрыл девство Матери Своей супружеством, чтобы враг не знал, что это та Дева, о Которой предрек Исаия: «се, Дева во чреве примет» (Ис. 7:14). Об этом свидетельствует святой Афанасий, архиепископ Александрийский в следующих словах «Иосиф должен был послужить таинству, чтобы Дева, как бы имеющая мужа, славилась и чтобы самая истина вещи осталась сокрытою от диавола, дабы он не знал имеющего совершиться, каким образом Бог благоизволит пребывать с людьми» (Слово на Рождество Христово). И святой Василий Великий говорит: «Обручение с Иосифом совершилось для того, чтобы утаить от князя века сего (т. е. диавола) воплощение Сына Божия» (Слово на Рождество Христово). То же говорит и святой Иоанн Дамаскин «Иосиф обручается Марии как муж, чтобы диавол, не зная о безмужнем Рождестве Христовом от Девы, отступил, т. е. перестал возбуждать Ирода и подстрекать иудеев к зависти. Ибо диавол с самого того времени, когда Исаия предрек, что «се, Дева во чреве примет и родит» (Ис. 7:14), зорко следил за всеми девицами, как бы которая из них не зачала без мужа и не родила, оставаясь девою. Божие смотрение устроило Обручение Девы Марии с Иосифом, дабы от князя тьмы утаилось и девство Пречистой Богородицы, и воплощение Бога Слова». Еще прежде совершения супружеской тайны, Пречистая Дева Мария оказалась имеющею во чреве от Духа Святого, и возрастало святое чрево Ее, вмещающее в себе невместимого Бога. Особенно же обнаружилась Ее беременность тогда, когда, по прошествии своего трехмесячного пребывания у Елисаветы, Она возвратилась в дом свой (Лк. 1:56), и Божественный плод внутри Ее с каждым днем возрастал, а день рождения младенца Христа все более и более приближался. Увидев это, Иосиф был в великом недоумении и печали, ибо он думал, что Она нарушила обет девства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Закрыть Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37) 13.04.2024 6 Время на чтение 3 минуты Фото: pravperm.ru Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими. Этот рассказ об исцелении глухого косноязычного — о нас. Сколько таких глухих косноязычных в нашем мире! Сколько людей, лишенных слуха и осмысленного слова . Обратим внимание, как совершается исцеление, и увидим, что в нем раскрывается не только чудотворная сила Господа. Оно помогает нам лучше понять «Таинство нашего богословия», а также таинства Церкви, к которым мы получили доступ с принятием крещения. «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия». Измученный огромными толпами, жаждущими и алчущими более хлеба, чем слова правды, Господь идет в языческую Финикию через Голанские высоты. Этот долгий путь позволяет Ему заняться обучением Своих апостолов. Тем временем молва о великом Целителе распространялась не хуже нашей электронной почты. Она шла впереди Него в земле язычников. Вот почему к Нему привели глухонемого для исцеления. Больной не сам пришел ко Христу. Будучи глухим, он не мог слышать о Нем. Будучи косноязычным, он не мог требовать исцеления. Но сердобольные души позаботились, чтобы привести его. Эти язычники не настолько плохие, как принято о них думать. И это не может не утешать Господа на Его пути ко Кресту.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/et...

Зах.14:8   И будет в тот день, живые воды по­текут из Иерусалима, по­ловина их к морю восточному и по­ловина их к морю западному: летом и зимой так будет. Из Иерусалима потечет чудесный источник животворной воды на восток (к Мертвому морю) и на запад (к морю Средиземному); этот источник будет давать воду в продолжение целого года (обыкновенно же источники жаркой Палестины в летнее время высыхают). Зах.14:9   И Го­с­по­дь будет Царем над всею землею; в тот день будет Го­с­по­дь един, и имя Его едино. Тогда Господь воцарится на всей земле, все будут чтить единого Господа. Зах.14:10   Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населит­ся от ворот Ве­ниаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил. Зах.14:11   И будут жить в нем, и про­клятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно. Иерусалим, как место обитания Божия, получит особенное значение и сделается центральным возвышенным пунктом для всей страны, которая обратится в равнину; святой город будет возвышаться над всею окрестностью, оставаясь на своем месте, в определенных границах; тогда наступит пора полной безопасности и истребления уже не будет. Зах.14:14   Но и сам Иуда будет вое­вать про­тив Иерусалима, и собрано будет богат­с­т­во всех окрест­ных народов: золото, серебро и одежды в великом множе­с­т­ве. Зах.14:15   Будет такое же по­раже­ние и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них. Св. Кирилл, изъясняя Зах.14:13–14 в применении ко временам Мессии, разумея здесь уверовавших во Христа и врагов Христовой Церкви, замечает: «ополчившись в Иерусалиме, то есть препобедят врагов и осилят противников» (с. 220). Блаж. Иероним, переводя с евр.: «и Иуда будет сражаться против Иерусалима», проводит и чтение LXX: «и Иуда приготовится в Иерусалиме» – και Ιοδας παρατξεται ν Ιερουσαλμ; παρατσσω (в средн. з. – становиться, строиться, особ. – в боевую линию, приготовляться к бою, сражаться), которое предлагает понимать двояким образом: или в том смысле, что Иуда некогда исповедал имя Господа, но, побужденный во время гонения преследовал народ Христов...; или в том смысле, что Иуда, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010