///Но если сам епископ не имеет чистой совести и лицеприятен, ради неправедной наживы или ради подарков, которые он принял 132 , защищает совершающего нечестие и позволяет. ему оставаться в церкви:///такой епископ позорить свою общину перед Богом и перед людьми, и перед многими из единомышленников, еще нетвердыми в своем (христианском) сознании S 15/L 12//CA II. 11///или перед оглашенными 133 и вместе с собой увлекает в погибель юношей и девственниц. Ибо вследствие наглости нечестивца 134 ,//когда они видят его в своей среде, и сами они становятся сомневающимися в своем сердце, подражают ему, соблазняются и охватываются тою же страстью, и погибают с ним. Но если грешник 135 видит епископа и слуг его свободными от (всякого) упрека 136 и все/стадо чистым, то он не осмелится войти в общину 137 , так как он обвиняется своей совестью. Если бы это и случилось, если бы он, обладая смелостью, нагло вошел в церковь , (то) он будет изобличен и поруган епископом 138 ; и он посмотрит на всех их и ни в ком не найдет порока, ни в епископе, ни в тех, которые с ним, тогда он смутится и в великом стыде тихо удалится, плача и с растерзанной душой; и стадо останется при этом чистым. А дальше, – если он удалился, то он будет раскаиваться в своем грехе, плакать и воздыхать перед Богом 139 , и надеяться. И все стадо, если оно увидит плач и слезы того (человека), будет иметь страх, сознавая и размышляя о том, что всякий согрешающий погибает.///Поэтому, епископ, старайся быть чистым в твоих делах, и познай твое место, что ты поставлен как образ всемогущего Бога и занимаешь место всемогущего S l0/L 12//CA II..12///Бога 140 . Итак, займи твое место в церкви и учи, как имеющий власть судить грешников от лица всемогущего Бога. Ибо к вам, епископам, сказано в Евангелии: «Все, что свяжете на земли, будете связано на небеси» 141 . Глава VI О согрешающих и приносящих покаяние 142 ///Итак, епископ, суди строго, как всемогущий Бог , и тех, которые чувствуют раскаяние, ://: принимай с любовью, как всемогущий Бог, и возбраняй, увещай и научай; ибо также и Господь Бог клятвенно обещал прощение согрешившим. Как Он сказал через Иезекииля: «И ты, человече, скажи дому Израилеву: вы говорите так: преступления наши и грехи наши лежать на нас, и от них мы чахнем, как же можем мы жить? Скажи им: истинно жив Я, говорит Господь Адонаи, не хочу Я смерти грешника, но чтобы грешник обратился от своего нечестивого пути и был спасен. Итак, обратитесь, отстаньте от злых путей своих 143 и не должны вы умереть, вы, от дому Израилева» 144 . Таким образом, здесь Господь дал обращающимся грешникам надежду на то, что в своем раскаянии они найдут свое спасение, дабы они не оставляли надежды, не пребывали в своих грехах, S 16/СА II. 13. 14///и не прибавляли к ним (новых), но чувствовали раскаяние, воздыхали и плакали о своих грехах и обратились бы к Богу от всего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Но силы Самарии не могли равняться с силами грозного воителя, и город наконец пал, в 722 году. Об этом великом событии, к счастью, у нас сохранилось свидетельство в летописях самого Саргона. «Я осадил город Самарию, говорит он, и взял ее. Я увел в плен 27,280 граждан; я выбрал из числа взятых колесниц 50 колесниц для себя; все другое богатство народа этого города я предоставил взять моим слугам. Я назначил постоянных начальников над ними, и наложил на них ту же самую дань, какая платилась раньше. На место взятых в плен, я отправил туда жителей завоеванных мною земель, и наложил на них дань, которую я требую от ассириян» 258 . Это свидетельство ассирийского памятника поразительным образом согласуется с свидетельством библейского историка ( 4Цар. 17:6 ). «В девятый год Осии», – говорит библейский повествователь, – «взял царь ассирийский Самарию, и переселил израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Газан, и в городах Мидийских», – то есть, в дикой, возвышенной местности к востоку от Тигра и к северу от Персидского залива. Затем «перевел царь ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емава, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских, вместо сынов израилевых». Одно место в летописях первого года царствования Саргона, когда пала Самария, почти составляет отголосок этих слов. «Победив царя вавилонского, я переселил жителей с их имуществами, и поселил их в земле Хатти», то есть, в земле Сироизраильской. В одной надписи на одном цилиндре мы затем читаемы «Саргон, покоривший народ Таммуд (арабское племя в каменистой Аравии), и Ибадид Марсиман и Хаиапу, и убив многих остальных, переселил в отдаленную землю дома Амврия» (в Самарию) 259 . В летописях от седьмого года затем говорится: «я подчинил жителей Тасида, Ибадид Марсиман, Хаиапу, народы отдаленной Арвы, жителей в земле Бари, которой не знали даже ученые и которая никогда не приносила своей дани царю, моему отцу, – и переселил остававшихся и поселил их в городе Самарии» 260 . Эти летописи показывают, что насильственное переселение язычников продолжалось в течение целого ряда лет, причем первая партия переселенцев, как сказано в 4-й Книге Царств, взята была из Вавилонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Новый год по-православному Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение? 29 октября, 2016 Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение? Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него! Отметить Новый год по-православному можно! Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку. Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать Новый год в Рождественский пост ?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что « неверный в малом и в великом неверен будет ». Возможно ли сочетание того и другого? Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: « Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

http://pravmir.ru/novyj-god-po-pravoslav...

Об Елеосвящении, как святом таинстве, врачующем и тело и душу больного христианина, учили отцы и учители Церкви первых ее веков. Особенно ясно учат о нем отцы Церкви пятого века: Виктор, пресвитер антиохийский, Цезарий писатель церковный, Иннокентий, папа римский и другие. Цезарий так, например, пишет: «всякий раз, как постигает какая-либо болезнь, пусть больной примет Тело и Кровь Христову и помажет тело свое, чтобы исполнились на нем слова Писания: «Болен ли кто из вас» и т. д. Видите, братие, кто в болезни прибегает к церкви, тот удостаивается получить и здравие тела и отпущение грехов» (Догм. Макария т. 2). Еще раньше указанных отцов и учителей Церкви учил о св. Елеосвящении св. Иоанн Златоуст ; говоря о способах отпущения грехов священниками, он пишет: они делают его (отпущение грехов) не только посредством молитв, не только возрождают нас крещением, но и имеют власть разрешать от грехов и после сего возрождения соделанных, как сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви» и т. д. Еще раньше И. Златоуста учил о св. Елеосвящении св. Кирилл Иерусалимский порицая волшебства и наставляя христиан относительно молитв, он учит: «При этом я напоминаю тебе еще слова Божественнаго Писания: «Болен ли кто из вас» и т. д. Слова: «я напоминаю тебе» показывают, что современным св. Кириллу христианам таинство Елеосвящения было известно. Ориген , живший в третьем веке, говоря о таинстве покаяния, учит: «в сем исполняется и то, что сказал ап. Иаков: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и да возложат на него руки, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Все сектанты, не имея законных пастырей Церкви, сами себя лишают возможности врачевать и тело и душу в великом таинстве св. Елеосвящения. Но ты, православный христианин, благодаря милосердного Господа за дарованное Им духовное врачевство, прибегай к Нему во всякой твоей болезни, помня слова св. ап. Иакова: «и молитва веры исцелит болящаго; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Лучшее приготовление к причастию 01.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Седмица 1-я Великого Поста , Суббота 1-й седмицы Великого Поста Слово на литургии первой субботы Великого поста Поздравляем всех с первым причастием в этом Великом посту! «С первым причастием», — говорим мы, потому что верим, что это не единственное наше причастие. Отрадно видеть, какая радость на ваших лицах, и это есть только первый отблеск уже восходящего вдали солнца Пасхи. Будем еще и еще причащаться животворящих Христовых Таин в течение Великого поста, помня при этом, как готовилась к первому причастию вся Церковь: какой молитвой, каким постом, каким покаянием. Чтобы наше причастие всегда было таким благодатным, к нему надо готовиться сугубым покаянием, постом и молитвой. Будем помнить также, что лучшим приготовлением к причастию является предыдущее причастие, и чем оно ближе, тем больше нас питает, тем больше освящает нас, тем больше дает нам видеть, где свет, каков наш грех и какое покаяние нам нужно приносить. Все, кого коснулась сегодня небесная радость, естественно, будут стремиться к тому, чтобы эта радость углубилась, и это познание Господа стало еще более совершенным. Все, кого Господь обошел сегодня по какой-либо причине радостным утешением, должны опечалиться по Бозе и увидеть, что наше покаяние должно было быть более серьезным. Господь хочет дать нам все, Он хочет поделиться всем, что у Него есть, чтобы мы приняли всю правду, всю тайну жизни, всю любовь Его Креста и Его Воскресения, к которым мы будем идти все дни этого Великого поста. Всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, речь идет о жизни и смерти — о Христовой смерти и о нашей жизни. И всякий раз, когда нам это дается, мы слышим слово Господне на Тайной Вечери: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). По тому узнают, что вы причастники Святых Христовых Таин, если вы будете иметь эту любовь, которая не знает границ и простирается до бесконечности, и никого не исключает, потому что Господь говорит нам на Тайной Вечери: «Как Я возлюбил вас, так вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

http://moral.ru/первая-суббота-великого-...

Он не исполнил заповеди, какою связал его авва Макарий. И мучимый двумя бранями, он встал, пошел к месту другого аввы Макария Египетского , рассказал ему то прегрешение, в какое он впал по причине уз от аввы Макария Александрийского , которых он не исполнил. И старец убедил его. Он много утешал его, говоря: «Иди, сын мой, что ты можешь, то делай; опоясывайся, чтобы никогда не совершать этого греха, и вот это и есть его покаяние» 31 . И сказал ему брат: «Что мне делать? Ведь я смущаюсь по причине уз заповеди аввы Макария». Старец сказал ему: «Узы этой заповеди не тебя связали, но авву Макария». Когда Макарий Александрийский услышал то, что старец сказал брату: «Узы связали авву Макария», он встал, убежал к болоту, решившись оставаться там, не встречаясь ни с кем, пока не исполнит заповеди соответственно узам времени, какое он назначил тому брату. И он оставался много дней в болоте, пока тело его не распухло от мошек. Авва Макарий Египетский узнал, что старец убежал к болоту по причине его слова. Он встал, пошел к болоту, ища его, пока не нашел. Увидев его, он сказал: «Добрый старец, я сказал это слово ради утешения брата, а ты, услышав его, подобно доброй невесте, убежал во внутренний покой; встань же, отец мой, возвратись в свою келлию». Но он сказал: «Прости меня; [я действовал] по слову, исшедшему из уст твоих, ибо оно достигло до меня; но, не исполнив числа дней, какое я назначил брату, я не уйду». Видя, что он выносит с твердостью, он убеждал его, говоря: «Не так; но встань, иди со мною, и я научу тебя, что тебе следует делать». Когда он был таким образом убежден, он встал, пошел с ним и говорил с ним по обычаю своему. Он сказал ему: «Иди, соверши этот год, вкушая пищу один раз в неделю». Это не были узы, какие он назначил ему, но прежде, чем это слово было сказано, это было правилом жизни Макария Александрийского: он ел один раз в неделю 32 . 28 . Авва Макарий говорил: «Тот, кто будет наполнять себя хлебом и водою, дает ключи от своего дома ворам в тот же час» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Он являлся в человеческом образе, прежде чем сделался человеком. Даже иудейское предание допускало, что Слово, именно изначальное, первородный Сын заботился об избранном народе Божием в пустыне, и Он же являлся Адаму и другим ветхозаветным патриархам 385 . Он же и теперь явился Даниилу. И престарелый пророк так именно и понял это видение. Оно произвело на него подавляющее впечатление. В прежнем видении, когда являлся ему Архангел Гавриил, он «без чувств лежал лицом своим на земле» ( Дан. 8:18 ), а теперь, когда ему было это великое видение, «в нем не осталось крепости, вид лица его чрезвычайно изменился, не стало в нем бодрости, в оцепенении пал он на лицо свое, и лежал лицом к земле» ( Дан. 10:8, 9 ). И такая сила этого впечатления на пророка неудивительна. Благоговейный страх, которым поражен был Даниил, чувствовался подобным же образом и многими другими святейшими из сынов человеческих, кому только приходилось бывать лицом к лицу с Творцом. Чем более человек сознает свою собственную греховность, тем сильнее он поражается созерцанием той блистательной святости, которая принадлежит только одному Богу. И с другой стороны – чем более подобные святые, как Даниил, апостолы Павел или Иоанн, познают святость Божию, тем более сознают они и свою собственную греховность. Так именно чувствовал себя ап. Иоанн на Патмосе: когда он увидел Сына человеческого, «то пал к ногам Его, как мертвый» ( Откр. 1:17 ); то же самое было и с пророком Иезекиилем при видении им сияния, в роде радуги на облаках во время дождя; увидев это сияние славы Господней, он также «пал на лицо свое» ( Иез. 2:1 ). Когда Даниил в оцепенении лежал на земле, то некто коснулся его рукой, поставил его на колени, и он в великом возбуждении услышал слова: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда Даниил с трепетом встал, то голос продолжал: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Они вместе с тем получают способность благодушествовать на тесных путях жизни христианской, пребывая, по словам ап. Павла, «в великом терпении, в бедствиях и нуждах, в тесных обстоятельствах. Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах... в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах... нас наказывают, но мы не умираем, нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 4-10).  Глава 14. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СКОРБЕЙ Если терпим, то с Ним и царствовать будем. 2 Тим. 2, 12 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. 2 Кор. 4, 17 Скорби и искушения признаются Священным Писанием и св. отцами величайшим даром Божиим. Свт. Игнатий (Брянчанинов) Страдания — благодатный ветер, надувающий паруса нашего духа. О. Александр Ельчанинов Какова бы ни была причина посылаемых нам страданий, все они неизменно служат нам на пользу — спасению нашей души, к прощению наших грехов, а при невинности христианина — к получению за страдания венца в Царстве Небесном. Как говорят старцы Варсонофий Великий и Иоанн: «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя как недостойного. Добрый знак, что ты скорбишь: разве ты не знаешь, что когда кто просит отцов молиться о нем или молит Бога подать ему помощь, тогда умножаются скорби и искушения к испытанию его? Итак, не ищи покоя телесного, если не посылает его тебе Господь, ибо мерзок пред Господом покой телесный и Господь сказал: " В мире будете иметь скорбь " (Ин. 16, 33). Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: " Ты получил уже доброе свое в жизни своей " (Лк. 16, 25). Если кто не переносит досад, не узрит и славы. Разве не знаешь, что " многи скорби праведным " (Пс. 33, 20) и ими они испытываются, как золото огнем? Поэтому, если мы праведны, то будем испытаны скорбями; если же, напротив, грешны, то потерпим скорби как достойные того, ибо " от терпения опытность " (Рим. 5, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Они вместе с тем получают способность благодушествовать на тесных путях жизни христианской, пребывая, по словам ап. Павла, «в великом терпении, в бедствиях и нуждах, в тесных обстоятельствах. Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах… нас наказывают, но мы не умираем, нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор. 6, 4–10 ). Глава 14. Целесообразность скорбей Если терпим, то с Ним и царствовать будем. 2Тим. 2, 12 Если терпим, то с Ним и царствовать будем. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. 2Кор. 4, 17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. Скорби и искушения признаются Священным Писанием и св. отцами величайшим даром Божиим. Свт. Игнатий (Брянчанинов) Скорби и искушения признаются Священным Писанием и св. отцами величайшим даром Божиим. Страдания – благодатный ветер, надувающий паруса нашего духа. О. Александр Ельчанинов Страдания – благодатный ветер, надувающий паруса нашего духа. Какова бы ни была причина посылаемых нам страданий, все они неизменно служат нам на пользу – спасению нашей души, к прощению наших грехов, а при невинности христианина – к получению за страдания венца в Царстве Небесном. Как говорят старцы Варсонофий Великий и Иоанн: «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя как недостойного. Добрый знак, что ты скорбишь: разве ты не знаешь, что когда кто просит отцов молиться о нем или молит Бога подать ему помощь, тогда умножаются скорби и искушения к испытанию его? Итак, не ищи покоя телесного, если не посылает его тебе Господь, ибо мерзок пред Господом покой телесный и Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» ( Ин. 16, 33 ). Знай, что те, которые желают покоя во всем, услышат некогда: «Ты получил уже доброе свое в жизни своей» ( Лк. 16, 25 ). Если кто не переносит досад, не узрит и славы. Разве не знаешь, что «многи скорби праведным» ( Пс. 33, 20 ) и ими они испытываются, как золото огнем? Поэтому, если мы праведны, то будем испытаны скорбями; если же, напротив, грешны, то потерпим скорби как достойные того, ибо «от терпения опытность» ( Рим. 5, 4 ). Приведем себе на память всех святых и вспомним, что они терпели, делая благое… Они были ненавидимы и оскорбляемы людьми до самой кончины их… Возлюби скорби во всем, чтобы быть сыном святых, и будешь ли ты в скорбях или нуждах, или в угнетениях, или в болезнях и трудах телесных, за все, постигшее тебя, благодари Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Откр.16:13 .  И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: Именно, Иоанн видит трех нечистых духов, подобных жабам, выходящими из уст дракона (диавола), зверя (антихриста) и лжепророка (зверя из земли). Для злых духов символическим образом взят образ жаб. И это, конечно, потому, что, кто будет обладаем злым духом со свойствами грязного животного – жабы, душа и деятельность того человека должны быть грязными в нравственном отношении, слабыми и жалкими по своим целям и появлениям, но вместе гордыми и превозносящимися. Об образе появления жаб Иоанн замечает, что они выходят. Этот образ должен мыслиться нами как издевание, что вполне соответствует как внешнему виду жаб, так и взгляду на дракона, антихриста и лжепророка. Откр.16:14 .  это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Эти злые духи становятся вдохновителями и руководителями земных царей, а чрез них и силами тех государств и народностей, над которыми царствуют эти последние. В этом смысле и сказано, что злые духи собирают царей на брань. Брань – это последняя мировая война, последнее выражение стремления боговраждебной силы уничтожить Царство Христово на земле 77 . Откр.16:15 .  Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. Слова: «се, иду как тать…» приходят на память самому Иоанну по поводу упоминания о великом дне Господа, и он высказывает их от своего имени, напоминая об общеизвестном выражении Самого Божественного Учителя. Как верные и исправные рабы, все христиане должны ожидать пришествия Своего Господа, должны хранить свои одеяния, одеяния своего спасения ( 1Сол.5:8 ), чтобы не предстать пред очами Господа-Судии нагими, лишенными всяких добродетелей (ср. Откр.3:18 ). Откр.16:16 .  И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Откр.16:17 .  Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010