Александр 09 марта 2013г. 15:11   Толкование на Евангелие от Иоанна Предисловие Сила Духа Святаго, как написано ( 2Кор.12:9 ) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума, и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом. Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого и иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях ( Деян.4:13 ). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимались рыбною ловлею, а не науками…… Ин. 5 :39 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Сказал им, что в вас не пребывает слово Божие, то есть Писания, свидетельствующие обо Мне. Научая же, как они могут возыметь в себе слово Божие, говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь» . Смотри, не сказал «вы имеете», но – «думаете». Сказал «думаете», объявляя, что они поистине никакой пользы от них (Писаний) не получали, так как ожидали спасения от одного только чтения, не прилагая веры. Ин. 5 :40 . Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Они (Писания) свидетельствуют о Мне, но вы не хотите прийти ко Мне, чтоб иметь жизнь. Отсюда узнаем, что они были злы по произволению. Ибо не сказал «вы не можете прийти», но «не хотите придти». Пусть манихеи слышат, что зло не в природе состоит, но в свободном изволении. Ф. Болгарский. Павел Белоусов 07 марта 2013г. 17:10 Большое спасибо за статью! В целом я принимаю (и излагаю на катехизации) подход: " Авторитет этого текста вытекает из той роли, которую отвела ему Церковь, а не из доказанного авторства. " Вместе с тем, я, всё же, не могу убедительно (в первую очередь - для себя) для ответить на соображение, которое последовательно излагает Б. Эрман в своей книге " Forged " . Допустим, некоторые из посланий, приписываемых ап. Павлу, ему в действительности не принадлежат. Но ведь их авторы, тем не менее, везде пытаются убедить читателей, что пишет им именно Павел и никто другой, т.е. обманывают их. Для христианства бесконечно важна категория истины, но, получается, отстаивая её, некоторые авторы НЗ легко идут на " небольшую " ложь... Впрочем, не такую уж и " небольшую " , ведь таким образом они пытаются искусственно придать больший вес своим взглядам.

http://bogoslov.ru/article/3190854

Апостолы Павел и Варнава после молитвы и поста оставили христиан Антиохии, Листры и Иконии ( Деян.14: 21–23 ). Корнилий сотник пред своим крещением постился около четырех дней ( Деян.10:30 ). 9. Как говорит о своем посте ап. Павел? «Был часто в посте» ( 2Кор.11:27 ). «Являем себя в постах»... ( 2Кор.6:5 ). «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). 10. Какой совет дает ап. Павел о посте мужу и жене? «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ). 11. Откуда видно, что у первых христиан было особое время для поста? « ...Плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел... » ( Деян.27:9 ). 12. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? 1. Для единодушия: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). 2. Для устранения соблазна: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» ( 1Кор.8:13 ). История Церкви и свидетельства св. отцов с несомненностью доказывают апостольское происхождение св. постов. 69-е апостольское правило о Великом посте говорит так: «Аще кто епископ, или пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу пред св. Пасхою или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 году по Рождестве Христовом в епископа Антиохийского, в послании к Филиппийцам дает такое наставление о посте: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». О Петровом посте в постановлениях апостольских говорится так: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» (5 кн. 20 гл.). Седмица эта – первая неделя Петрова поста. История древней христианской Церкви представляет многочисленные примеры великого постничества и высокого подвижничества, благодаря чему постники удостаивались божественных откровений, даров прозрения, исцеления и высочайшей святости. Евангелист Матфей, по свидетельству св. Климента Александрийского , питался одними только хлебными семенами 48 . Ап. Иаков воздерживался от мяса и вина 49 . Первенствующие христиане Александрийские, по постановлению Евангелиста Марка, вкушали пищу только к вечеру, а мяса и вина вовсе не употребляли 50 . 2. Монашество

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостолы показывали своим последователям примеры самоотверженного служения Господу, важной составляющей которого был и пост. Так в своем Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… ( 2Кор. 6; 3–5 ). Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. И; 26,27). Заповеданный Христом пост соблюдается в Православной Церкви с самых ранних времен. Завет о посте Христа и апостолов, собиравших первохристианскую Церковь , свято чтится всеми христианами доныне. Канонические установления Церкви о посте Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите ( Деян. 15; 29 ). Это постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63-м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен». 69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Бога вызывают к бытию различные части тварного мира. Но человек — не часть, потому что личность содержит в себе все: как свободная полнота он рождается от “размышления” Бога, как Свободной Полноты» . «Человек полнее, богаче, содержательнее ангельских духов. Поставленный на грани умозрительного и чувственного, он сочетает в себе эти два мира, будучи причастен всем сферам тварной вселенной. “В него, как в горнило, стекается все созданное Богом, и в нем из разных природ, как из разных звуков, слагается в единую гармонию” (Максим Исповедник)» . О великом предназначении человека продолжает размышлять о. Александр Сорокин: «“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, (человека — образ, подобный нам), и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными и над зверями и над скотом и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле” ( Быт. 1:26 ). Вновь показательно сравнение с древневосточными мифами о творении. “Мардук тоже после создания неба и земли принимается за создание человека. Он замешивает его на крови Кингу, наказанного бога, и возлагает на него обязанности “служения богам”. В другом вавилонском мифе рассказывается, как низшие боги восстали против высших и потребовали от царицы богов, чтобы она сотворила человека, “чтобы он нес ярмо (иго)”, а они были свободными. Люди должны совершать тяжкий труд богов”, — отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в своих лекциях по библейскому богословию в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Человек в библейской истории творения не раб богов. Он создан не для того, чтобы выполнять тяжкую работу за богов и их обслуживать (в этом магический смысл языческого жертвенного культа). Он — образ и подобие Бога, избранный Богом, чтобы быть Его собеседником и участником Завета. И поэтому, в качестве собеседника Бога, который Ему отвечает и ответственен перед Ним, человек назначается владельцем, хозяином земли. “Так, как и земные владыки поставляют в провинции своего царства, в которых они лично не появляются, образы себя самих как символы своего владычества, — так и человек поставлен в своем богоподобии на земле как знамение величия Бога”» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Было около половины мая, и видимо разносился слух о приближении дикой орды, желавшей воспользоваться израильскими жатвами. Гедеон, украдкой и торопливо, молотил пшеницу, чтобы скорее укрыться от приближавшихся врагов. Работу эту он совершал в виноградном точиле. Точила в Палестине обыкновенно состояли из двух чанов неодинаковой глубины, как можно еще и теперь видеть, где они высечены в скалах и сохранились до настоящего времени 747 . Виноградные грозди давились в верхнем чане, а сок стекал, чрез сделанный в камне желоб, в нижний чан, который обыкновенно был больше, так что в нем можно было скрывать запасы и даже могли находить убежище люди 748 . Чтобы не быть замеченным мадианитянами, которые, быть может, уже рыскали кругом, Гедеон обмолачивал колосья не на открытом воздухе, но именно в точиле, и вероятно высыпал вымолоченное таким образом зерно в чан, предназначенный для вина. Рядом со скалою, где было высечено точило, возвышался величественный теревинф или дуб, который принадлежал также семейству Гедеона и теперь давал Гедеону защиту от палящего солнца. Занятый слышной работой, Гедеон не заметил, как под дубом появился какой-то путник. Но то был «Ангел Господень», который сказал ему: «Господь с тобою, муж сильный!» Приветствие это странно поразило Гедеона и болезненно затронуло в нем чувство угнетенного положения, в котором находился как он сам, так и весь народ. Не злая ли это ирония со стороны незнакомца? «Господин»! отвечал ему Гедеон, «если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали отцы наши, говоря: из Египта вывел нас Господь? Ныне оставил нас Господь и предал в руки мадианитян», с грустью и отчаянием заключил Гедеон. Но Господь, «воззрев на него, сказал: иди с тою силою твоею и спаси Израиля от рук мадианитян. Я посылаю тебя». Такое поручение невольно смутило Гедеона, который, как и все великие люди, меньше всего сознавал свое величие и никогда не имел и мысли о столь великом своем предназначении. Поэтому он смущенно отвечал: «Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиино самое бедное, и я в доме отца своего младший». Но ангел дал ему ободряющее уверение: «Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». В подтверждение этого призвания, Гедеону дано было чудесное знамение, в виде чудесного появления огня в принесенной жертве; тогда Гедеон убедился в своем высшем предназначении для избавления народа, и в его душе исчезла и та малейшая тень сомнения и отчаяния, которая начала было закрадываться и в его мужественный и верующий дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В субботу пред этим днем и установлено поминовение с тою, конечно, мыслью, да и души умерших молитвами церкви и благодати Св. Духа очистятся, и явятся достойными сосудами благодати Св. Духа. Суббота дмитриевская и 29-е августа назначены собственно для поминовения православных воинов и всех за веру и отечество убиенных. Поминовение в Дмитриевскую субботу установлено в XIV веке при великом князе Дмитрие Иоанновиче Донском, по одержании победы над Мамаем на Куликовом поле. Поминовение 29 августа установлено в 1769 г. при Екатерине II во время войны с Турками и Поляками. Впрочем в дмитриевскую субботу христиане обыкли поминать не только воинов, но и родителей своих и всех православных христиан почивших. Творится также поминовение об усопших в понедельник или вторник Фоминой недели. День этот называется в просторечии радоницею. Христиане, молясь в сей день за умерших, как бы приветствуют их с живоносною радостью воскресения Христова. Часть Третья. Примеры и правила веры и нравственности, избранные из Священного Писания и Священного Предания Примеры и правила веры и нравственности. Избранные из Священного Писания и Священного Предания Твердость в вере во время искушения У Авраама был единственный сын Исаак. От него Господь обещал возрастить многочисленное потомство. Авраам любовался своим сыном за его покорность и послушание к отцу и матери. Но вот Господь явился Аврааму и сказал: Авраам! возьми сына своего Исаака и поди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую я укажу тебе. Испытание тягчайшее для родительского сердца. Но Авраам так твердо верил воле Божией, всегда благой и совершенной, что и здесь не поколебался в вере. Не открывая никому своего намерения, встал он рано утром, оседлал своего осла, взял двух рабов своих и Исаака сына своего; наколол дров для всесожжения и отправился в путь. Три дня были они в пути. Наконец он увидал гору на которой надлежало ему принести сына в жертву. Под горой он оставил своих рабов с ослом, а сам с Исааком пошел на гору, взял в руки огонь и нож, а на Исаака возложил дрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В этом месте они оставались по крайней мере семь дней, отчасти вследствие одного обстоятельства, которое должно было чрезвычайно огорчать, уже и без того удрученный дух Моисея. Мариам, его сестра, которой, по промыслу Божию, было предоставлено некогда охранение его в детстве, по-видимому враждовала с Сепфорой, его женой, как с эфиоплянкой, считая ее женщиной нечистой крови 513 . Придя, наконец, к убеждению, что такой союз не соответствовал великому положению Моисея в качестве вождя, и чувствуя некоторую зависть, что он один был исключительным орудием провозглашения повелений Божиих народу, между тем как и она сама была пророчицей, она склонила и Аарона на свою сторону, причем они стали заявлять, что они также могут удостоиться чести участия в божественных откровениях. Но проказа, чудесно поразившая ее, мгновенно пресекла ее честолюбие, хотя она и не могла совершенно изгладить той горечи, которую должно было возбудить в ее великом брате такое возмущение в ближайшем круге его собственного родства. Для того, чтобы пресечь возможность дальнейших случаев подобного же возмущения, в этом именно месте избран был совет из семидесяти старейшин, тот совет, который, по мнению раввинов и даже некоторых христианских богословов, был прообразом великой синагоги, которой иудеи так много были обязаны по возвращении своем из плена Вавилонского. Будучи утверждены в этом своем достоинстве народом ( Числ. 2:24, 26 ), они собрались вокруг священной скинии, и тут представилось невиданное еще зрелище, как именно все это собрание старейшин охвачено было пророческим восторгом под влиянием Духа Божия. «И сошел Господь в облаке, и говорил с Моисеем, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» ( Чис. 11:25 ). Случай этот дал повод к проявлению возвышенного духа Моисея. Двое из их числа, именно Елдад, «возлюбленный Богом», и Модад, «любовь», получив божественное вдохновение, хотя они и не присоединялись к остальным в скинии, стали пророчествовать в том месте, где они были, именно в стане.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Великий подвижник помолился, и Бог открыл ему, что диавол должен стоять на одном месте три года, и днем и ночью молить Бога о прощении своей злобы и о даровании ему прежней славы. Когда Антоний сказал это диаволу, то последний ответил ему: «если бы я захотел помолиться Богу, то давно бы раскаялся». Четь-Минея, январь, под 17 числом. 82 От любви Божией, которая спасает род человеческий и которою Бог возлюбил людей, когда они были еще грешниками и врагами Божиими ( Рим. 5:8.10 ) и когда они не любили Бога, – от этой любви, благодатной и совершенно не заслуженной людьми, отличается любовь Бога к спасенным, которые сами любят Бога. Об этой любви Иисус Христос говорил ученикам: Кто любит меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю Его и явлюсь ему Сам. ( Ин. 14:21 ). 83 Довольно глубокие, хотя и туманно изложенные, мысли об этом предмете читатели могут найти в книге немецкого богослова G. Kreibig’a Die Versöhnungslehre auf der christlichen Bewusztseyns 1878 г. 150–162 s. 87 Эти возражения были делаемы уже в первые века христианства. Языческий философ Цельс изложил их в сочинении Λγος ληϑς. Его возражения против Боговоплощения, равно как и против других христианских догматов, были победоносно опровергнуты Ориогеном в сочинении: «Против Цельса». 88 Религия по словопроизводству с латинского языка (religo – связываю, опять соединяю, religio – связь) означает союз между Богом и людьми, восстановленный после того, как он был нарушен людьми. Поэтому это слово не вполне соответствует первобытному союзу между Богом и прародителями. Но так как этим словом стали обозначать вообще всякое союзническое отношение между Богом и человеком, то и мы употребили его в этом широком значении. 89 Даже внешние, так сказать, события, сопровождавшие смерть Иисуса Христа, грозным гласом возвестили о великом значении её завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли ( Мф. 27:51. 52 ) Потряслись и сердца даже неверующих и грубых язычников, потому что сотник и воины его весьма устрашились и говорили воистину Он был Сын Божий ( Мф. 27:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Величается ли секира пред секущим ею? Гордится ли пила пред тем, кто действует ею? Разве жезл движется на того, кто его поднимает? За то посылает Господь, Господь воинств, на тучных его чахлость, и слава его сгорит от огня, как на пожаре» ( Ис.10 и сл.). Подобное сему о другом великом гордеце ( Ис.14 ). «В тот день произнесешь ты притчу сию на царя вавилонского, и скажешь: как умолк мучитель, умолкло высокомерие? Сокрушит Иегова жезл нечестивых, трость владык... Покоится, отдыхает вся земля, торжествует в радости, и веселятся о твоем падении и кедры ливанские. Преисподняя тревожится для тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем. Пробуждает для тебя Рефаимов (некогда исполинов – теперь обитателей преисподней), всех вождей земли... Все они начинают речь и говорят тебе: и ты отощал, как мы, и подобен стал нам... Все цари народов лежат с честно, каждый в своем доме; а ты повержен вне гроба твоего, как брошенный сук; окружен убитыми, сраженными мечем, и как презренный труп не присоединился к ним во гробе» 12 . Представим образцы пророческих обличений неправосудия, притеснения, невоздержания, роскоши, заботы об одном греховно-житейском и проч. «Горе вам, – говорит пророк, – придвигающие дом к дому и приближающие поле к полю, так что нет другим места... Горе тем, которые рано по утру ищут себе сикеры, и поздно в сумерки медлят за вином... У них цитра и арфа, тимпан и свирели, а дел Иеговы не примечают и действий рук Его не видят... За то откроет преисподняя жадный зев свой, и разинет пасть свою без меры, и снидет туда краса его и богатство, и ликование его и торжество... Горе тем, которые оправдывают виновного за взятки и правых лишают права. За то как солома снедается огнем и как сено тлеет в пламени, так корень их истлеет и отрасли их разлетятся в пыль» ( Ис.5 )... «Священники и пророки заблудились от сикеры» ( Ис.28 ). «Начальники – отступники и сообщники ворам, все они любят взятки, гонятся за взятками, сироту не судят и дело вдовицы до них не доходит» ( Ис.1:23 ). «Наполнена земля его (Иакова) серебром и золотом, и нет конца сокровищам его; наполнена земля конями, и нет конца конницам его» ( Ис.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Вот почему книга Второзакония, где находятся 10 заповедей, называемых «постановлениями и законами» (гл. 5-я), называется и «книгою завета» ( Исх. 24:7 ) и «книгою закона Моисеева»: «и сказали книжнику Эздре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» ( Неем. 8:2 ), называется и «книгою закона Божия»: «и читали из книги закона Божия каждый день» (ст. 18). Во-вторых, только 10 заповедей написаны были перстом Божиим вовсе не потому, как думают адвентисты и субботники, что этим Бог хотел показать особенное их преимущество пред другими «законами», «уставами» и «постановлениями», а потому, что этим Господь хотел наглядно, видимыми образом всегда напоминать евреям о том великом событии синайского законодательства, когда «весь народ видел громы, и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, весь народ отступил и сталь вдали», и объятый великим ужасом и страхом просил Моисея: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы не умереть ( Исх. 20:18–19 ). Из последних слов видно и то, почему Бог устно дал только 10 заповедей: потому, что объятый ужасом народ не мог дольше слушать глаголы Божии и просил Моисея говорить с Богом и передавать Его дальнейшие законы. Эти дальнейшие законы Божии и передал Господь уже чрез Моисея Израилю на той же горе Хориве, когда Моисей «вступил во мрак, где Бог» ( Исх. 20:21 ): «И вот законы, говорит на Хориве Господь Моисею, которые ты объявишь им» ( Исх. 21:1 ); и потом дает все те законы, которые переданы были Моисеем народу и записаны для него и его потомства в книге Исход и Второзаконии. Отсюда для всякаго ясно заблуждение адвентистов, будто Бог дал только 10 заповедей и не давал больше никаких законов; ясно также и то, что и другие, Богом данные чрез Моисея, законы, напр., о пище, о жертвах, о праздниках и прочие имели одинаковую силу и значение с 10 заповедями, ибо эти законы были законы Божии. Адвентистов и других субботников, утверждающих, что кроме 10 заповедей Господь не давал никаких законов, обличаете Сам Бог следующими, например, словами: «Не дам впредь выступать ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея» ( 2Пар. 33:8 ). ,И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои и объявил им постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; дал им также субботы Мои (а не одну субботу), чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я – Господь, освящающий их... по Моим заповедям поступайте и мои уставы соблюдайте и исполняйте их» ( Иез. 20:11–12 и 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010