Была ещё сторона русской жизни, которая также вызвала русский народ на размышления о своём состоянии, а от пастырей Русской Церкви требовала отклика и сочувствия к себе. После победы над татарами русская земля, прежде разделённая на уделы, соединяется в одно государственное целое под одной самодержавной властью великого князя. Такое подчинение Москве не могло нравиться русскому народу, издавна жившему по своей воле; по частям в разных местах он снова отделялся от Москвы. “Много тогда было зла в русской земли: князем неуправление и междоусобные рати, тати и разбои умножишася, христианом пагуба велия зело и отделишася от Московския державы, аще и едина вера крещеная” 14 . Русским не нравилась “правда московская” 15 ; иногда государи стесняли народ своими крутыми мерами и по обширности царства не могли сами вникать в порядок управления и следить за своими судьями, которые нередко готовы были в видах корыстных изменять чести и правосудию. Прибавьте к этому моры, неурожаи, заразительные поветрия и другие физические бедствия, постоянно посещавшие русскую землю, и тогда можно будет понять, в каком бедственном положении находился русский народ. Он нуждался в помощи, но кто мог оказать её? Одно только духовенство держалось ближе других к простому народу и в прежние трудные времена печаловалось за него перед князьями. Народ помнил это печалованье, видел и теперь, что пастыри могут иметь влияние на улучшение его быта, и потому обращался к ним большими массами. Одна часть бедного народонаселения переходит в монастырскую землю и поселяется на ней, зная, что на новом месте ей жить лучше, чем на государственной земле или земле боярина-помещика. Другая, для которой тяжело было расстаться с своею собственностью, обращалась к духовенству за советами и помощью. К преподобному Александру Свирскому приступает рыболов с мольбою защитить его от несправедливой обиды со стороны судьи за ловлю осетров 16 . Митрополит Филипп, отправляясь на Московскую кафедру, на пути из Соловков встретил перед Новгородом многолюдную толпу мужчин и женщин всех возрастов и званий, которая пала пред ним на колена с такими словами: “Отче! Будь ходатаем за нас и за город наш пред Царем Государем.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

Виленская губерния Константин Казимирович Александрович . Родился в Трокском уезде в 1866 году; крестьянин. Быль в двух классах гимназии; занимается земледелием. Литовец, националист, принадлежит к трудовой партии. Михаил Станиславович Готовецкий , крест. Лидского уезда. Родился в 1858 г. в бедной крестьянской семье. Окончил народное училище. До 20 лет занимался земледелием, затем 8 лет служил письмоводит. у мирового судьи и судебного следователя, с 1887 г. состоит частным поверенным при мировом и уездном съезде. Принадлежит к крестьянской трудовой партии. Михаил Николаевич Гринцевич , крестьянин-белорус, Свенцянского уезда, род. в 1862 г. Окончил народное учил., занимается земледелием. Кандидат волостного судьи, уполномоченный от Свирской вол. для участия в уездном комитете по улучшению быта крестьян. Внепартийный. Епископ барон Эдуард Юльевич Ропп. Дворянин, помощник Свянцанского уезд. Получил высшее образование. По вопросу об амнистии высказался за прощение для «той» и «другой» стороны. Большой сторонник умеренности: «Будьте немного покойней, и вы будете прощены». Мы должны понимать, что «не желаем насилий, не желаем внутренней борьбы, а стремимся к постепенному развитию». Внепартийный. Болеслав Антонович Яловецкий. Дворянин. Родился в Свенцянском у. в 1846 году. Окончил виленскую гимн., Николаевское инж. уч. и Николаевскую инж. акад. Бывший военный инж., а затем инж. Путей сообщения. Работал по постройке и эксплуатации жел. дор., принимал деятельное участие в разных торгово-промышл. предпр., 15 лет управлял Александровск. механич. заводом, один из учредителей «Первого общества подъезд. жел. пут. в России» и «Русско-Бельгийского металлургического общ.», в первом из этих обществ состоит председ., во втором – членом правления. В качестве выборного представителя Свенцянского уезда принимал участие в разработке оснований для земских учреждений в Виленской, Ковенск. и Гродненск. губ. Известен в технической литературе. Причисляет себя к группе территориалистов. Чеслав Карлович Янковский, помещ. Ошмянского уез., родился в 1857 г. Окончил митавскую гимназию, Варшавск. унив. (филологич. фак.) и Краковский унив. (философский ф.). Литератор (исторические сочинения и беллетристика), журналист. С декабря 1905 г. редактор-издатель газеты «Литовский Курьер», в Вильне. Принимал весьма деятельное участие во всех уездных и губернских комитетах, сельскохозяйств. общ. и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Восстал Всевышний Бог, да судит Земных богов во сонме их. “Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых. Ваш долг есть надзирать законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять”. Увы! не слышат и не внемлют, Покрыты мздою очеса. Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны. Никто над вами не судья. А вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет. И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет. Восстань же. Боже, Боже правых, И их молению внемли. Приди, суди, карай лукавых И будь един Царем земли. Державину, как известно, один из вельмож писал: “Что тебе вздумалось писать противные Творцу якобинские стихи?” Державин на это ответил: “Царь Давид якобинцем не был, и его стихи никому противными быть не могут” . Что касается меня, то я могу сказать Скуратову и компании: Державин, уж во всяком случае, инородцем не был. Его стихи, уж во всяком случае, русскому человеку противны быть не могут. Идея Царствия Божия на земле, перед которым все земные царства и государства лишь смешная и глупая подделка, — идея, которая проходит красной нитью через всю историю России от Нила Сорского до Аввакума, от Державина до Александра Блока, от Новикова до Владимира Соловьева. И я с детских лет захвачен этой русской идеей. И потому именно я, а не Скуратовы, законный наследник и последователь русской общественной мысли. А дружба с Осиповым не прерывалась, хотя я и непосредственно ему однажды написал полемическое открытое письмо. Он мне не раз говорил, что он не отделяет себя от демократического движения и ему очень тяжело, что демократы смотрят на него как на своего противника. Он никогда не сомневался, что придется ему снова быть в тюрьме. Однажды я со свойственной мне фамильярностью, хлопнув его по брюху, сказал: “А располнел ты, Володя”. Он ответил: “Ну вот, скоро попаду в лагерь, похудею”. Вскоре он женился на Машковой. Ждал ребенка. Всегда страшно нуждался. Жил в утлой избушке. Между тем его отношения с членами редакции (главным образом, с пресловутым Скуратовым) все более обострялись. Наконец он объявил о прекращении издания журнала “Вече”. Он имел на это право. Ведь он основатель и издатель этого журнала. Это был сильный удар по группе Скуратова. Правда, они попытались продолжать “Вече”, но ничего из этого не вышло. Вышел всего один номер (как раз тот самый, в котором была напечатана статья, цитировавшаяся в книге Гр. Свирского “На Лобном месте”, с. 559).

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

Это было время пребывания Д. А. Брянчанинова в Александро-Свирском монастыре и в Площанской пустыне. 1396 Там же, стр. 147. Со стороны ознакомления с взглядами Епископа Игнатия на скорби заслуживают следующие места в его письмах и произведениях, помещенных в «Приложении» к нашей книге: а) скорби–печать Божьего избрания–стр. 87, 93, 116, 141, 151,154, 220; б) скорби–необходимы для спасения–стр. 36, 88, 100, 116, 261; в) должное отношение к ним–стр. 36, 37, 87–89, 91, 100, 116, 118, 134, 141, 146, 148, 162; г) действие их на душу–стр. 150, 151 и 231. 1419 Там же, стр. 160–161. Не предполагая на этих страницах дать полное изложение учения Игнатия Брянчанинова о подвиге молитвенном, мы, для удобства благочестивого и любознательного читателя в восполнение неизбежно допускаемого нами пробела, полагаем небесполезным отметить важнейшие места творений Епископа Игнатия, относящияся к вопросу о молитве. Такое значение для уяснения учения Епископа Игнатия о молитве имеют следующие места. В первом томе:–статья о молитве (стр. 140–167), в которой излагается учение о сущности, значении молитвы, об условиях молитвенного подвига и возрастании духа человеческого в ходе этого подвига. Ст. «Молитва преследуемого человеками» (стр. 185). Ст. «О молитве Иисусовой»,–беседа старца с учеником (стр. 205–297), в которой изложено полно и обстоятельно учение о названном молитвенном подвиге. Ст. «Чин внимания себе для живущего посреди мира» (стр. 298 –300). Ст. «Молящийся ум взыскует соединения с сердцем» ( стр. 301–302). Во втором томе:– " О существенном делании монаха» (стр. 148–159), ст.» Дух молитвы молитвы новоначального» (стр. 160–169). Ст. «Слово о келейном молитвенном правиле», (стр. 170–176), где излагается учение о домашней молитве. Ст. «Слово о церковной молитве» (стр. 177–182), в которой говорится о вещественном Божием храме, созданном руками человеческими, о молитвословиях, отправляемых в нем, о обязанности христианина тщательно посещать храм Божий, о пользе такового посещения. Ст. «Слово о молитве устной и гласной» (стр. 183–188). О молитве и молении (стр. 191), о действии молитвы на душу (стр. 195). Ст. «Слово о молитве умной, сердечной и душевной» (стр. 202–232), в которой уясняются указанные виды молитвы. Ст. «Слово о молитве Иисусовой» (стр. 233–313), служащая дополнением соответственной статьи первого тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разговор везде только об арестах. Вчера узнал, что еще арестованы: Елачич, прот. Дроздов и Козакевич. Арест последнего наводит на подозрение о шпионаже в самом правлении. Дело в том, что Козакевич – не член правления и был в заседании единственный раз, когда оно происходило с Владыкой – Митрополитом, и где наговорили Владыке откровенно много неприятного по поводу его воззвания и полномочий Введенскому с Боярским. Козакевич верно говорил об этом. И у меня закрадывается мысль, что, не сообщил ли об этом Введенскому Н.М.Егоров (брат отцов Льва и Гурия – Л.А.) – его приятель и вообще слывущий в правящих кругах за «своего», но держащийся лавры, монашеского кружка и пр., словом, лавирующий и с «нашими», и «вашими»... Только этим и можно объяснить арест Козакевича, если, конечно, не присутствует также тут что-либо «личное» (Козакевич живет в районе Введенского). Кстати, еще одна деталь. В пятницу (когда Введенский послал уже письмо Митрополиту с угрозой), в Смольном были представители Александро-Свирской часовни, с ходатайством оставить ризы на иконах в приделах, ибо изображения там неполные. Им пришлось долго ждать, потому что тот, с кем им надо было говорить, был занят. И вот, в конце концов, они видят, что из кабинета выходит Введенский и с большой любезностью прощается с представителем Смольного (говорил о. Хазов). Соображая обстоятельства, можно думать, что именно тогда Введенский указал на своевременность «изоляции» определенных лиц, определив и самих этих лиц. Сегодня хотел быть у меня Боярский. Интересно, что он скажет от Введенского. Во всяком случае, надо, думается, воздействовать на него. В этом смысле я посоветовал вчера о. Льву просить Н.М.Егорова поговорить с Введенским, рассказав свой взгляд на все эти события, как вызванные именно Введенским. Необходимо было бы съездить к Митрополиту, чтобы и он вызвал к себе Введенского и определенно сказал ему, что вся вина в нем – Введенском, и что он обязывает его освободить заключенных под угрозой запрещения. Подожду еще сегодня и затем поеду.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Искрицкий Михаил Андреевич (18.06.1873–10.03.1931) – депутат II и III Гос. Дум от Черниговской губ., мирн. об., окт., товарищ секретаря III Думы. Окончил училище правоведения. Занимаясь хозяйством в родовом имении, принимал участие в общественной и земской жизни Черниговской губ. Суражский предводитель дворянства. Масон. В Варшаве первый председатель Русского эмигрантского комитета и особоуполномоченый РОКК. – 55, 318 Исполлатов П. И. – обер-секретарь Св. Синода. – 59, 75 Исполлатов Петр Иванович (1857–?) – священник с. Хохловки Пермской губ. Депутат III Гос. Думы от Пермской губ., прогр. По выходе из 4 класса Тверской духовной семинарии работал статистиком управления, затем служил 6 лет в Удельном ведомстве, с 1887 г. служил по духовному ведомству в Пермской епархии. В его приходе было открыто 5 школ и закрыто 15 винных лавок. Состоял председателем попечительства о голодающих и противочумной, наблюдателем церковно-приходских школ, духовный следователь. Председатель открытого им Хохловского сельскохозяйственного общества. – 320, 329, 353 Кабанов Федор Константинович (1878–?) – хлебопашец и мелкий торговец. Депутат IV Гос. Думы от Вологодской губ., к.-д. Окончил земское училище. – 347 Казанский Константин Иванович (1858–?) – статский советник, помощник смотрителя Петрозаводского духовного училища. Депутат III и IV Гос. Дум от Олонецкой губ., прав., окт., центр. В 1884 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия. В 1884–1890 гг. помощник смотрителя Каргопольского духовного училища, с 1890 г. помощник смотрителя Петрозаводского духовного училища. Гласный городской думы г. Петрозаводска. Состоял 17 лет членом олонецкого епархиального училищного совета и Александро-Свирского братства. – 322, 323, 329, 344, 347 Каменев – авт. соч. – 36 Каменский Петр Валериевич (1860–?) – крупный землевладелец, публицист, председатель центрального бюро партии «Союз 17 октября», земский деятель. Депутат III Гос. Думы от Екатеринославской губ., к.-д., председатель комиссии по вероисповедным делам. Окончил Харьковский университет, кандидат прав, Предводитель дворянства Мариупольского уезда в 1890–1908 гг. Член Гос. Совета. Автор трудов по социологии и философии. Знаток школьного дела. Автор работы «Вероисповедные и церковные вопросы в Государственной Думе третьего созыва и отношение к ним „Союза 17 октября " ». См. библ. – 15, 54–57, 59, 60, 64, 69, 75, 81, 86, 88, 232, 233, 322, 323, 325–327

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Местные жители свидетельствовали, что когда в день приезда мощей они услышали в неурочное время звон колоколов и стали смотреть в сторону монастыря, то увидели над храмом огромный сияющий крест. Крест появлялся и в последующие два дня над храмом, где находились мощи. О том, что это означает, можно строить различные предположения, но каждый христианин знает, что крестом утверждается только правда и никогда — ложь. Экспертиза продолжалась несколько месяцев. Предлагаем вашему вниманию документы, подписанные после ее завершения. Акт освидетельствования мумифицированного тела мужчины, хранящегося в запаснике фундаментального музея кафедры Комиссия в составе начальника кафедры нормальной анатомии профессора И.В.Гайворонского, ответственного за музей доцента Л.П.Тихоновой, и преподавателей капитана м/с Старчика Д.А. провела осмотр и изучение указанного объекта и пришла к следующему заключению: История поступления на хранение в фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии исследумого мумифицированного тела мужчины не известна. Из-за громоздкости, отсутствия научной ценности и предполагаемой непредвиденной реакции на обнаженное тело неподготовленной аудитории во время экскурсий препарат не выставлялся. Со слов старейших сотрудников кафедры было известно, что в 40-е годы XX века данный экспонат уже был на кафедре и в 50-е годы демонстрировался на вступительных лекциях для курсантов I курса как иллюстрация метода естественной мумификации. Попытки установить историю его происхождения и поступления на кафедру по существующим каталогам и журналам оказались безуспешными. При осмотре было установлено, что мумифицированный труп мужского пола имеет светло-коричневый цвет, глазницы закрыты гипсом: на плече, предплечьях имеются места небольших дефектов кожи, закрытые инородными фрагментами кожи. На подошве стоп отмечается отслоение эпидермиса. Предположительный возраст мужчины 45–60 лет. Положение рук и ног ассиметричное. Голова повернута в сторону (влево). Телосложение астеническое.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Хорошо просматриваются все костные ориентиры. Явлений повреждения кожных покровов на спине и крестце нет. Слева под паховой связкой имеется небольшой разрез кожи 1,5–2 см со следами наложения нескольких «швов». Направление «разреза» – косое, швы наложены обычной нитью 10. Данный разрез, по-видимому, был произведен уже после мумификации и имитировал место проведения инъекции. Сама же инъекция сосудистого русла, вероятно не производилась, так как разрез кожи не достигал до бедренных сосудов и был очень коротким. Так же обращает на себя внимание чрезвычайно выраженная легкость мумии (общая масса составляет не более 10–15 кг). Следует отметить, что любой инъецированный и затем высушенный труп будет иметь массу не менее 40 кг, так как наступает фиксация жировой клетчатки. Обращает на себя внимание равномерный восковидный цвет высушенной кожи, что свидетельствует о естественной мумификации. На фиксированных трупах кожа обычно имеет локальные коричневато-синие пятна в области спины и ягодиц, а также на дистальных отделах конечностей. Полное отсутствие признаков мацерации эпидермиса кожи и гниения свидетельствует о том, что труп находился в благоприятных для естественной мумификации условиях, где отсутствовала влажность, гнилостные бактерии, присутствовала хорошая вентиляция. Особое внимание обращает хорошее общее развитие скелета, мускулатуры и отсутствие жировых отложений. Это свидетельствует о том, что человек вел подвижный образ жизни и имел определенные условия питания. При осмотре головы и лица установлено, что труп принадлежит редкой этнической группе людей из северного региона – вепсам. Совокупность указанных признаков позволяет сделать вывод о естественной мумификации исследуемого объекта. Учитывая представленные исторические описания, иконографические данные нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому. Расхождение в возрасте (по нашим данным предположительно 45–60 лет, по данным описаний – 80 лет) можно объяснить следующим образом: следует учесть научно обоснованные данные о несоответствии биологического и костного возраста.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

С целью разоблачения и констатирования факта воочию, Лодейнопольский уездный исполнительный комитет на одном из своих заседаний вынес постановление: представить мощи в гор. Лодейное Поле на суд местного населения, для чего путем публикации в известный день предложено было собраться в город всему населению окружных волостей и деревень. Итак, докладывая Олонецкому губисполкому о событиях, имевших место в Александро-Свирском монастыре, Лодейном Поле и Олоние, и считая все свои действия и распоряжения вполне обоснованными, верными в смысле беспощадной борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли, комиссия просит товарищей – членов исполнительного комитета – довести до сведения Центра, что Олонецкая губернская чрезвычайная комиссия никогда не терпела «разгула безответственных лиц» и что до настоящего времени революционная честь ее не была оскорбляема странными и далеко не заслуженными подозрениями. Кантор Терунов ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 3. Д. 210. Л. 6–10 об. Подлинник. III.92. Циркуляр юридического отдела Московского Совета в юридические отделы районных советов о порядке приема и сдачи церковного имущества 15 ноября 1918 г. Срочно циркулярно В юридические отделы районных совдепов г. Москвы Вследствие неуспешности выполнения намеченного своевременно порядка приема и сдачи имущества, переходящего в собственность государства в силу Декрета об отделении церкви от государства, в отмену упомянутого порядка, предлагается следующий порядок приема и сдачи указанного имущества: 1) по поступившим сведениям районным юридическим отделом определяется, какое имущество и куда должно быть сдано; 2) при определении принадлежности сдачи имущества нужно руководствоваться следующим: а) предметы священные и освященные, а также те, которые по своей очевидности составляют необходимость для совершения богослужения (аналои, подсвечники и др.), передаются группе верующих; б) храмы и другие помещения, предназначенные и приспособленные исключительно для богослужебных целей, принадлежавшие религиозным организациям, передаются также группе верующих; в) движимое и недвижимое имущество, имеющее прямое специальное назначение (школы, больницы и др. с имеющимся для них инвентарем), передаются в соответствующие отделы или комиссариаты (народного просвещения, социального обеспечения и т. п.); не имеющие прямого специального назначения передаются: недвижимое – в жилищно-земельный отдел, движимое – в соответствующие ему по экономическому значению отделы и учреждения; г) свечные лавки, склады, заводы и др. предприятия со всем инвентарем, продуктами и товаром передаются в ведение Совнархоза, причем указанные предприятия сохраняются в надлежащем виде, не прекращая своей деятельности; д) свечи, вино, ладан и др. продукты, необходимые для богослужебных целей, передаются группе верующих за особую плату, причем о количестве свечей, сданных и значащихся по описи, сообщается местному Совнархозу;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии по поводу сообщения г. Олонецкого Губернатора во всеподданнейшем отчете о союзной деятельности на благо Карелии Прав. Кар. Братства и местных административных и общественных учреждений всех ведомств Олонецкой губернии Братство и солидарные с ним Олонецкие деятели удостоились Высочайшей похвалы. Явным выражением Монаршего благоволения Братству и его деятельности в Карелии служат также Высочайшие пожертвования на постройку новых храмов в д. Лужме, Коргубе и Минозере, Повенецкого уезда, и Чалкосельге, Петрозаводского уезда. Деятельность Православного Карельского Братства Братские съезды и выработанные на них мероприятия против панфинской пропаганды В целях распространения среди местного населения идей Братства, ознакомления с его задачами местных деятелей и уяснения способов осуществления этих задач по инициативе отдельных членов Братства устраивались в разных местах Русской Карелии общие братские собрания или съезды, кроме упомянутого выше Видлицкого учредительного, состоялись в Реболах, Повенецкого уезда 20–21 января 1908 г., в с. Сельгах того же уезда 18 сентября 1908 года, в с. Видлицах Олонецкого уезда 26 ноября 1908 года и на Вааламе 18 – 19 июня 1909 года. Видлицкий съезд православно-русских деятелей 26 ноября 1907 года, по совершении акта открытия Братства, избрания положенного уставом состава Совета Братства и его Олонецкого отделения, а также почетных членов Братства, учредил переводческо-издательскую комиссию и 2 должности братских миссионеров (одного для Олонецкой, другого для Финляндской епархии) и наметил ряд мероприятий, подлежавших осуществлению в ближайшее время, каковы издание на средства Братства на двух языках – карельском и русском евангельских чтений и на одном карельском языке поучений на дванадесятые праздники, краткого руководства для преподавания закона Божия детям младшего возраста, (на карельском и русском языках), молитв пред св. причащением, наставления к правильному разумению таинства крещения, пересмотр переводческо-издательской комиссией всех существующих на карельском языке изданий в целях использования их для удовлетворения религиозных нужд карел, распространение братских изданий чрез церковные и школьные библиотеки, чрез священников и учителей карельских приходов и школ и особых книгонош, организация живой проповеди на карельском языке в карельских приходах и, особенно, монастырях Валаамском и Александро-Свирском и составление правил для деятельности братских миссионеров. Кроме того, съезд этот нашел целесообразным обратиться к православно-русскому обществу с воззванием от имени Братства о помощи и поддержке его дела в Карелии и к духовенству, учителям и другим деятелям Карелии с приглашением принять участие в трудах переводческо-издательской комиссии сообщением непосредственно Совету Братства своих соображений о различных и полезных, по их мнению, для местного карельского населения переводах и изданиях на карельском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010