Его выпустили из тюрьмы, чтобы потом неоднократно возвращать обратно в камеру. Его арестовывали потом много раз. Во время одного из арестов его стали сильно пытать (это мне рассказывала его внучка), пытали так, что Сергей Осипович, несмотря на его оценку советских тюремных голодовок, сам публично отказался от приема пищи. Думаю, таким образом он хотел поскорее умереть. Поскольку я был самый молодой, меня выбрали в камере так называемым « культоргом ». Я читал лекции о числах, какие они – целые и дробные, положительные и отрицательные, рациональные и иррациональные, мнимые и комплексные, гиперкомплексные, то есть излагал историю числа; делился воспоминаниями о Московском университете. Люди, которые сидели, были профессорами, крупнейшими инженерами, специалистами, а я был мальчишка – ассистент, но слушали меня с удовольствием. Слушали и сами рассказывали. Например, строитель Свирской гидроэлектростанции Котомин мог рассказать о «сиговодах», по которым после строительства плотин по реке могла бы ходить ценнейшая рыба – сиг. Котомин был командирован в Швецию и изучил там опыт сооружения сиговодов. Как только он вернулся оттуда, его тут же в аэропорту арестовали и посадили как шпиона. Сидел со мной в камере доцент геолого-разведывательного института Александр Владимирович Сузин , замечательный человек, который потом стал крестным отцом моего старшего сына Саши. Интересно, как протекал его допрос. Следователь Полянский спрашивал его: «Как Вы, геолог, палеонтолог, как Вы можете верить в Бога?» Он отвечал: «Я верю в Бога, до лампадного масла верю». Как-то в камеру привели нового человека – Романа Владимировича Ольдекопа. Фамилия его не русская, но сам он был чисто русским человеком, глубоко православным. Мы с ним разговорились, и он мне сказал, что всю жизнь посвятил изучению истории православных богослужений. Он мне сказал: «Хочешь, я тебе буду об этом рассказывать?». Я говорю: «Конечно!». И, лежа на нарах днем, он мне многое рассказывал. Я ему очень благодарен за это. Он мог бы быть великим учителем православных богослужений.

http://pravmir.ru/vladimir-shhelkachev-d...

Вроде как и чисто туристические разъезды были, с запланированным обедами и чаепитиями с самоваром и калитками, с четкой программой посещений храмов, обетных крестов, погостов и святых камней. В той сумбурной поездке смешались язычество и православие, многословие экскурсовода и уединенная созерцательность. В голове прочно осели имена северных подвижников — двух АлександровСвирского и Ошевенского. Вместе с тем я понимала, что очень поверхностно узнала Каргополье, что мне приоткрылась лишь верхушка северного айсберга. Уже в поезде по дороге назад, в Москву, я поняла, что рано или поздно вернусь в эти места, но в каком-то ином качестве. Так и получилось, спустя пять лет. Благодаря моей подруге, которая познакомила меня со своими каргопольскими знакомыми — город открылся для меня с новой стороны — человеческой. Я узнала, что такое каргопольский характер. Учитель в школе, сельский библиотекарь, тракторист и сапожник, — профессии моих друзей-каргополов. Теперь когда мне говорят, что русская провинция спилась и погибла, — я не вступаю в бесполезные споры, а улыбаюсь, потому что знаю, что это не так. Мои друзья растят детей, держат огород и скотину, ходят на воскресные службы. Они молоды, полны сил. Они не уедут с родной земли. И не потому, что им некуда ехать, а потому, что они любят ее и хотят сделать лучше. У города есть свой стержень — активные горожане. Благодаря им существуют школа искусств, музыкальная школа, несколько музеев, центр ремесел. Знаменитый музей мастеров Шевелевых и легендарный информационный центр — «Дом на Пятницкой». Хозяин этого дома, полностью обездвиженный инвалид, но очень сильный духом человек — Сергей Беляев — с нуля создал сначала книжный магазин, а потом и культурный центр для горожан, — недавно скончался. У кровати Сергея мой сын в октябре мог просиживать часами. О чем болтали эти двое — десятилетний мальчик и пятидесятилетний Сергей, всю жизнь прикованный к постели? Я не могу толком ответить. Но когда мы вернулись домой, сын задумчиво спросил: «Мама, а почему люди в Каргополе такие ДУШЕВНЫЕ?»

http://pravmir.ru/severnyj-cvet-kak-v-mo...

В ответе Бороздна писал министру, что дворяне в большинстве своём относятся сочувственно к освобождению крестьян. Для более детального обсуждения этого вопроса Бороздна пригласил уездных предводителей дворянского сословия на совещание в Чернигов 15 января 1858 года. В связи с болезнью самого Бороздны съезд состоялся 10 февраля. По результатам решили собрать письменные отзывы и повторно обсудить назревшие вопросы 6 мая с целью выработки итогового документа для представления его Государю. Первый отзыв поступил от дворян Городнянского уезда во главе с Василием Дуниным-Барковским. Всего же высказались 1444 дворянина из различных уездов, большинство которых приветствовали реформу и благосоизволение на то Императора. На состоявшемся 6 мая 1858 года съезде проголосовали обратиться к министру внутренних дел с просьбой «…повергнуть к стопам Его Величества всеподданейшую просьбу о Всемилостивейшем разрешении открыть губернский комитет для составления проекта положения о крестьянах». Основной и единственной целью работы создаваемого комитета стало составление проекта положения об улучшении и устройстве быта помещичьих крепостных. «Открывая дворянству Черниговской губернии, согласно собственному его желанию, средство устроить и улучшить быт крестьян своих на указанных Мною общих началах, Я уверен, что оно вполне оправдает доверие, оказываемое Мною сему сословию, призванием его к участию в столь важном деле и что при помощи Божией и при просвещённом содействии дворян оно будет совершено с желаемым всеми успехом», — заявил Император Александр II. Вслед за этим произвели выборы депутатов для работы в комитете. Председателем избрали Бороздну, членами комитета В. И. Лизогуба, В. О. Подвысоцкого, П. А. Свирского, Т. И. Соломку и др. Интересы дворян Новозыбковского уезда представляли Андрей Велинский и Алексей Сребдольский. Правителем дел назначили П. И. Богинского. Слева: Василий Дмитриевич Дунин-Барковский Справа: Алексей Григорьевич Сребдольский В составе Черниговского дворянского комитета были люди различных взглядов на детали предстоящего им дела. Однако все они без исключения были воодушевлены искренним желанием послужить интересам народа и Отечества. Общий уровень компетентности и профессионализма членов комитета был, несомненно, высок — он включал в себя лучших специалистов по крестьянскому вопросу.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/11/istori...

Никак не поймете, что это показывает только Ваше неумение вести полемику. 86. Re: О литературной ценности творений Солженицына Сейчас " русский дух " завопит, что это неправда в 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение!» Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще и содержать дешевле. Формальное объяснение: тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники, а неформальная, истинная причина: уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли еще где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой — из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях. Верней сказать, на развалинах монастырских, на сокрушенных советской властью столпах Православия. Страна Советов карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова, родных гнезд, разоренных войной. Карала нищетой содержания, одиночеством, безысходностью. Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: «Вот это все!» Дальше — тупик. «Дальше тишина» в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище. 85. Ответ на 84., Галина Старикова: стоит ли оно того. оно? стоит. 84. Ответ на 82., Lucia: Солженицын всегда обладал твердой гражданской и патриотической позицией, подчеркнул директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой — из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях. Верней сказать, на развалинах монастырских, на сокрушенных советской властью столпах Православия. Страна Советов карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова, родных гнезд, разоренных войной. Карала нищетой содержания, одиночеством, безысходностью. Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: «Вот это все!» Дальше — тупик. «Дальше тишина» в безвестной могиле на заброшенном монастырском Вы никак не поймете, что нельзя целые эпохи истории Родины окрашивать только белой или только черной краской. При желании(и достатке времени) можно найти и привести массу историй еще ужаснее в любой период Российской истории, в том числе и в период самодержавия. Просто надо постараться любить ее всю, Родину нашу. Ненависть ведь слепит. Вот так и у Солженицына вышло: ненавидел коммунизм, а поучаствовал в разрушении России, хотел он того или нет, Бог весть. Ненависть бесплодна и более того, убийственна. 87. Ответ на 77., Lucia: Вообще удивляюсь, кому пришло в голову сравнивать.Сравнивать кого угодно - очень глупо.станут употреблять те словечки из его произведений , разбор которых так блестяще представил нам автор статьи, Вы будете счастливы? Это будет говорить о такой погруженности в текст, способность к которой одно время вообще считалась утраченной для нынешней публики.О чем это будет говорить, это как раз понятно. Вопрос был к Вам, как к человеку пишущему, именно о Вашем отношении к такому языку. Конечно же, Вы вольны и не отвечать, что собственно Вы и сделали. Пусть будет так. Не настаиваю.Да о чем можно говорить с марксистом, тем паче женского пола?)) Как же Вам хочется всех несогласных проштамповать, прям аж зуд какой-то.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Описание церквей, находящихся вне С.-Петербурга. (Продолжение) Новоладожский Уезд Общий очерк Новоладожский уезд занимает пространство в 7,629 квадр. верст и граничит: с севера – Ладожским озером и Олонецкой губернией, с юга – Новгородским и Тихвинским уездами, с запада – Шлиссельбургским уездом. Местоположение уезда низменное, несколько возвышающееся к олонецкой губернии, обильное лесами и болотами, среди которых, изредка, едва заметно возвышаются местности, несколько удобные для жительства. Среди болот есть несколько озер. Рек в уезде не мало. К значительным судоходным рекам принадлежат: Волхов, Сясь, Паша и Оять; кроме их есть реки сплавные, по которым, в весеннее половодье, сплавляются дрова и лес в другие большие реки. Из сплавных рек значительнейшие суть: Тигода, Лава, Влоя, Черная и Кобона. Кроме судоходных рек, водяное сообщение совершается по каналам – Ладожскому, Александра 2-го, Сясьскому и Свирскому. Сухопутное сообщение не особенно развито по обилию болот, лесов и болотных речек. Важнейшими путями сообщения считаются: архангельский и ярославский тракты, соединяющие Петербург с олонецкой и новгородской губерниями. Еще есть дорога по левому берегу Волхова до Сольцы, а отсюда – на Тигоду и Бабино. Но эта дорога, с открытием в России железных дорог и со введением пароходного сообщения, мало употребляется. Население новоладожского уезда не особенно значительно. Тогда как в петербургском уезде на одну квадратную версту приходится 50,2 жителей, в новоладожском их насчитывается только 9,7 на квадр. версту. Население сосредоточено, преимущественно, при каналах и судоходных реках. Внутри страны есть небольшие села на возвышенностях среди болот. Обилие болот и лесов, препятствуя развитию земледелия, развило здесь занятия, вполне соответствующие местности, как то: заготовку леса и дров, приготовление смолы, дегтя и угля; обилие больших рек и каналов заставило многих заняться устройством судов, сплавом их по воде и – рыбной ловлей. Особенными занятиями можно считать: выпаивание телят, в деревнях по Волхову, плитную ломку – там же, и лечение лошадей (коневальство) – в окрестностях Заболотья. Кроме того, есть в Заболотском приходе семейства, исключительно промышляющие истреблением крыс, мышей, клопов и других подобных животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Хотя вы, вероятно, не нуждаетесь совершенно в нашем благодарении, но мы обязаны исповедать устами то, что чувствуем сердцем: и потому позвольте принести вам искреннейшую нашу признательность за ваши ласки, гостеприимство и любовь. Ваше собственное чувство может вас уверить, что сие пишем мы не из лести, но от избытка сердца. Ныне живем мы в Вологодской губернии, где, по-видимому, можем избрать наивыгоднейшее и основательнейшее место для жительства. Однако и до сих пор здоровье мое при всех пособиях находится в весьма слабом состоянии. – Что сказать вам о нашем пребывании в Оптиной пустыне? Оно было довольно тягостно, и очень бы мы расстроились, если б не поспешили выехать. О. Митрофан был нашим добрым соседом; он раза два при нас хворал лихорадкою; обещали мы ему написать письмо, но никак не можем решиться; ибо и письма к голове козельскому Брюзгину, по-видимому, не доходят; сие заключаем из того, что пишем, а ответов не получаем. – Поскольку письмо сие не должно быть в Козельской Почтовой Экспедиции, то я имею причину надеяться, что вы оное получите; и потому прошу вас не оставьте нас без ответа, если сия переписка для вас не тягостна. Мой адрес: в Вологду, Дмитрию Александровичу Брянчанинову. В прошлом письме моем помещен был следующий анекдот: В Свирском Монастыре, 1829 года, на святой неделе скончался рясофорный монах Израиль, бывший учеником Схимонаха Феодора. Пред кончиною своею просил он, чтоб тело его положено было при останках его Старца, что и исполнено. По сему случаю сделалось известным, что тело покойного о. Феодора совершенно истлело, также и одежды; остались одни кости желтого цвета; сие рассказывал нам о. Гавриил Скитский Иеромонах. В том же письме описывал вам способ делать чернила, что и здесь повторяю: 1/2 фунта чернильных орешков, раздробив их на куски, положить в чугунчик и налить 3/4 штофа полугарного вина, дав постоять двои сутки на лежанке, вложив 3 или 4 золотника мелко истолченной камеди, да 1/8 фунта пережженного купороса; все скипятить на угольках, наблюдая, чтоб не сбежало; если сбежат, то хотя и будут хороши, но уже не таковы, как несбежавшие. Потом, остудив, процедить, чрез что получится 1 чернил, годный для уставного письма. – Оставшуюся гущу истереть, чтоб сделалась как тесто; потом налить полуштофом крепкой чайной воды и дать постоять столько же времени, потом, вложив 4 или 5 золотников камеди и 1/8 ф. пережженного купороса, скипятить, как выше сказано; остудив и слив, получите 2 чернил, годных для писания писем и для прибавления в 1 когда сей последний слишком сгустится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Поюще благоговейно пустынническия подвиги твоя, угодниче Божий Никандре, имиже достигл еси безсмертныя славы на небесех, и вечное твое успение в смерти, прославляем сердцем и устнами Бога всякаго утешения и щедрот, Даровавшаго нам тебе, таковаго мужественнаго подвижника на невидимых врагов в последование, и таковаго милостиваго отца, иже и по преставлении своем нас не оставляеши, но обильными чудес водами всегда напаяеши, очищаеши и прохлаждаеши. Темже надгробную совершающе песнь, ублажаем достопамятное житие твое любезным воспоминанием и усердным целованием: Радуйся, человече Божий, девятию блаженствы евангельскими украшенный. Радуйся, во светение чудесное Церкви Православней на высоте поставленный. Радуйся, уподобивыйся Онуфрию и Сергию великим, подражая житием в пустыни. Радуйся, Александру Свирскому , явльшемуся ти сугубо на укрепление противу нападений бесовских, последовавый во святыни. Радуйся, Моисею Боговидцу поревновавый в презрении временных сладостей. Радуйся, поношение Христово вменивый болше богатство, паче всех сокровищ, взирая на мздовоздаяние небесных радостей. Радуйся, мир имевый и святыню со всеми, ихже ради зриши Бога. Радуйся, по степенем добродетелей приступивый ко граду Бога Живаго, ко Иерусалиму Небесному. Радуйся, оттуду ходатайством твоим ниспосылаяй вся нам благая временная и вечная. Радуйся, победителю видимых и невидимых врагов, сотворенный столпом в Церкви, на немже написано имя Божие. Радуйся, умерый мирови жив же Богови, мертвым душею даруяй жити. Радуйся, живый во веки во Царствии Небеснем со Христом, с Нимже и нам моли быти. Радуйся, преблаженне Никандре, преподобне отче наш. Кондак 13 О, преблаженне, преподобне, великий чудотворче Никандре, милостивейший во днех наших покровителю и отче! Нынешнее приими от сердца, подобающее тебе, приносимое моление, и твоим непостыдным ходатайством у Небеснаго Царя испроси: страждущую страну Российскую Христос Бог от лютых безбожников и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, от враг видимых и невидимых, от всяких бед, напастей и скорбей, и исходатайствуй всем, усердно призывающым тя, прочее время живота в мире и истиннем покаянии скончавше, в Небеснем Царствии с тобою пети во веки: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Восстал Всевышний Бог, да судит Земных богов во сонме их. «Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых. Ваш долг есть надзирать законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять». Увы! не слышат и не внемлют, Покрыты мздою очеса. Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны. Никто над вами не судья. А вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет. И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет. Восстань же. Боже, Боже правых, И их молению внемли. Приди, суди, карай лукавых И будь един Царем земли. Державину, как известно, один из вельмож писал: «Что тебе вздумалось писать противные Творцу якобинские стихи?» Державин на это ответил: «Царь Давид якобинцем не был, и его стихи никому противными быть не могут» . Что касается меня, то я могу сказать Скуратову и компании: Державин, уж во всяком случае, инородцем не был. Его стихи, уж во всяком случае, русскому человеку противны быть не могут. Идея Царствия Божия на земле, перед которым все земные царства и государства лишь смешная и глупая подделка, — идея, которая проходит красной нитью через всю историю России от Нила Сорского до Аввакума, от Державина до Александра Блока, от Новикова до Владимира Соловьева. И я с детских лет захвачен этой русской идеей. И потому именно я, а не Скуратовы, законный наследник и последователь русской общественной мысли. А дружба с Осиповым не прерывалась, хотя я и непосредственно ему однажды написал полемическое открытое письмо. Он мне не раз говорил, что он не отделяет себя от демократического движения и ему очень тяжело, что демократы смотрят на него как на своего противника. Он никогда не сомневался, что придется ему снова быть в тюрьме. Однажды я со свойственной мне фамильярностью, хлопнув его по брюху, сказал: «А располнел ты, Володя». Он ответил: «Ну вот, скоро попаду в лагерь, похудею». Вскоре он женился на Машковой. Ждал ребенка. Всегда страшно нуждался. Жил в утлой избушке. Между тем его отношения с членами редакции (главным образом, с пресловутым Скуратовым) все более обострялись. Наконец он объявил о прекращении издания журнала «Вече». Он имел на это право. Ведь он основатель и издатель этого журнала. Это был сильный удар по группе Скуратова. Правда, они попытались продолжать «Вече», но ничего из этого не вышло. Вышел всего один номер (как раз тот самый, в котором была напечатана статья, цитировавшаяся в книге Гр. Свирского «На Лобном месте», с. 559).

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

Дело разваливалось, но в условиях динамично развивавшейся ситуации это уже не имело значения. В конце мая 1922 г. над митрополитом Вениамином сгустились тучи: он был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, быстро и беззаконно осужден и вскоре вместе с группой верующих расстрелян . Но просто сдать папку в архив В.И. Кузьмин не мог, ведь в его распоряжении по-прежнему не было доказательств, подтверждающих факт подлога мощей. Потому 1 июня 1922 г. он без указания причин выносит постановление о назначении новой медицинской экспертизы . Собрать экспертов оказалось делом не очень непростым, поскольку участвовать в предприятии с заранее предсказуемым результатом соглашались не все. В частности, дважды проигнорировал соответствующее приглашение профессор Военно-медицинской академии В.Н. Тонков . Отметим попутно, что его имя связывают со сбережением мощей Александра Свирского. Прямого документального подтверждения этому нет, но косвенным доказательством может служить принципиальная позиция В.Н. Тонкова по отношению к экспертизе мощей Александра Невского. Отказался войти в состав экспертов и прозектор Сысоев, которого при получении первой повестки вдруг охватил внезапный «приступ грудной жабы», а в день получения второй он столь же внезапно ушел в отпуск и найти его оказалось невозможно . Разумеется, что для В.И. Кузьмина подобные «демарши» были лишь временными трудностями, которые могли отсрочить, но не отменить поставленную задачу. 2 августа 1922 г. вновь сформированная экспертная группа приступила к работе, точнее, к выполнению той самой, безусловно, волновавшей следователя задачи. Среди медиков были авторитетные специалисты: профессора Петроградского медицинского института Ф.Я. Чистович и Г. Вейнберг, профессор Государственного института медицинских знаний Крыжановский и прозектор В. Блосфельдт. Не будем цитировать их пространное заключение, обратим внимание лишь на одно предложение, в котором речь шла о той самой подложности и ради которого эта вторая экспертиза, вероятно, вообще и была затеяна: «В числе костей имеются обломки (множественное число! — Р. С. ) малой берцовой кости другого человека (курсив наш — Р. С. )» . В документе нет объяснений, что конкретно навело на такой вывод, кость какой ноги имеется в виду (правая или левая), а если это нельзя установить, то по каким причинам? Вообще, сколько именно «лишних» обломков обнаружено? Ни одного слова об этом в тексте нет.

http://bogoslov.ru/article/6170493

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010