Чесо ради велик и чюден показася киновиарх, вождь воинов полка, борющихся противу мысленных властей и сил злобы, светилник светел, просвещаяй блудящыя во тме неведения; солнце правды, простираяй лучи благости на слежащыя в мерзостех страстей безчестия; столп и подпор благочестия колеблющимся недоумением и маловерием; река учений медоточных, напаяющая жаждущыя приложении 1863 бесовскими; источник премудрости, источаяй воды многи, потопляющыя нечестивыя грехов ровы; море окружающее, не свою токмо обитель, но и всю Россию даровании различными преисполняющее. Откуду и чюдотворец изящен явися, источая чюдеса и подавая дарования всем верно приходящым и усердно требующым; и толики чюдесы удиви, елики видети улучи; и толики даровании обогати, елики подаяния требующыя позна; и толики благодеяния сподоби, елики милования желающыя уведе. Отнюду же и целебник независтен и врачь безмезден бысть; вси убо целения просящий, независтно притекающе, исцелевахуся, вси врачевания взыскующий, немедленно прибегающе, врачевахуся; и елицы целения просящий притекаху, толицы тщима рукама не отхождаху; и елицы взыскующий врачевания прибегаху, толицы, не приемши врачевания, туне не возвращахуся, но еже кто желаше, нескудно приемляше, но елико кто со обилием взимаше. Темже и по преставлении, яко в животе, предивных предивный содетель обретается, в нетленнемь телеси, яко крин селный, златоблещает, во гробе, яко в чертозе царьстемь, почивает и вся приходящыя, яко подданныя, на поклонение убеждает, и не туне, но безчисленными благодеянии награждает, и не во обители точию, но идеже кто присутствуяй будет, на земли или в мори, в дому или на пути, и призовет скораго помощника – спасается, и от бед всяких и обстояний избавляется, и тако скоро, яко в онь 1864 же час имя блаженнаго помыслит или помянет, абие 1865 желаемая получит. И толик велик и преизящен угодник Божий бысть, яко древних великих святых в дарованиях, яже от Бога имети сподобися, сравнися. Ибо якоже Моисей великий виде Бога лицем в лице в Синаи – и Александр виде Бога лицем в лице в И якоже Илиа великий виде Бога в хладе тонце в Хориве – и Александр виде Бога в виде ангела в И якоже Авраам великий виде Святую Троицу в зрацех 1866 трех юнош – и Александр виде Святую Троицу в зрацех трех Но и доблестьми духовными великий пресветло сияет. Чтется во Евангелии, яко великий Предотеча хлеба не ядяше, но бе питаяся, ядый акриды и мед дивий; чтется в житии преподобнаго, яко и Александр седмь лет хлеба нс ядяше, но бе питаяся, ядый согнившее древо и былие саморастущее с Повествуется у Ефрема Сирина , яко виде столп огнен от земли до небеси и глас слыша: «Ефреме, Ефреме, имже образом зриши столп огненный, таков есть Великий Повествуется во едином от жития сказании, яко прииде к преподобному Александру первое Андрей Завалишин и беседовав, рече: «Видех, отче, многажды над местом сим стоящь столп огнен, досязающь от земли до небеси, и мнится, яко не огнь, егоже видех бяше, но теплая твоя молитва к Богу в виде огня

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много позже, когда маленький пастушок стал иноком Алипием, а затем и иеросхимонахом Антипой, и достиг возраста и меры зрелого духовного мужа, доводилось ему встречать в монастырских храмах Святой Горы Афон образ Иисуса Христа в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками. Этот, в ангельском облике, образ Спасителя и Бога Сына, посланного Богом Отцом в грешный мир и предназначенного стать жертвой за падший человеческий род, называется «Спас Благое Молчание». И в глубине сердца отец Антипа всегда соотносил этот образ с теми начальными уроками безмолвия и тишины, что преподаны были ему еще в раннем детстве Самим Господом Иисусом Христом. Долгое время Александру, как некогда и отроку Варфоломею – преподобному Сергию, как и отроку Амосу – будущему преподобному Александру Свирскому , постриженику Валаамскому, грамота не давалась. Все его усилия были напрасны, и самое усердное прилежание не приносило плодов. Учителя, видя его неспособность к учению, даже советовали ему оставить школу и осваивать какое-либо ремесло. Мальчик горько плакал и сквозь слезы говорил, что его единственное желание – научиться читать. «Я до смерти буду заниматься только чтением божественных книг», – неустанно повторял он, обнаруживая упорство и цельность натуры. Часто ночью, когда все уже спали, ребенок долго сидел в полумраке бедного жилища при свече, оплывающей в простом деревянном подсвечнике, и при крошечном огоньке лампадки пред образами и прилежно водил пальцем по никак не дававшимся ему строчкам, и время от времени глаза его застилали слезы. Наконец, уставший мальчик засыпал, постигая грамоту, над Псалтирью, и там, во сне, видел буквы, которые складывались в слова, и он свободно читал их, и чистое детское сердце его трепетало от радости. А проснувшись, понимал, что это был только сон, и тогда горю его не было предела. Но ведь известно, что все перетрут терпенье и труд. Они, да еще горячая молитва отрока, и вот, наконец, Священное Писание и святоотеческие книги – божественные книги, которые некогда летописец Нестор поэтически сравнил с «реками, напояющими вселенную», – становятся главными собеседниками и наставниками юной души. И всю остальную жизнь черпала она в них духовное назидание и находила неизменное утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

б) Многие из раскольников не обращаются в православие единственно потому, что материально зависимы от своих единомышленников. в) Члены причта, особенно отличающиеся миссионерскою деятельностью, а равно учителя народных школ и ревнители православия, трудящиеся в деле миссии, достойны поощрения, хотя бы в виде денежных наград. г) Наконец, ученикам, оканчивающим курс в народных школах, желательна раздача, в награду книг и брошюр противораскольнического содержания. Между тем, специальных средств для удовлетворения всех этих нужд не имеется, А.-Свирское же Братство, взявшее под свое покровительство дело миссии в Олонецкой епархии, также едва ли в состоянии их удовлетворять. Поэтому необходимо образование особого миссионерского фонда. Для достижения этого Съезд о.о. миссионеров считав нужным обратиться с просьбою к Главному Совету Александро-Свирского Братства и его отделениям, не найдет ли оно возможным выделить для сего какую либо часть из своих сумм, а пред Его Преосвященством ходатайствовать об учреждении особой кружки по церквам епархии для обнесения её в местные храмовые праздники. 7. Привлечение лучших сил духовенства в раскольнические приходы В виду того, что в приходах, зараженных расколом, встречаются члены причта, несоответствующие своему званию и неспособные вести борьбу с расколом, желательно, чтобы епархиальное начальство по возможности привлекало в эти приходы лиц, отличающихся доброю жизнью и способных вести борьбу с расколом, а не посылало сюда в наказание провинившихся членов причта. 8. Увеличение оклада содержания духовенству раскольнических приходов Просить Его Преосвященство ходатайствовать пред св. Синодом об увеличении причтам, хотя беднейших раскольнических приходов, содержания от казны священнику до 600 руб., диакону до 300 руб. и псаломщику до 200 руб., в виду того, что причты этих приходов, в сравнении с причтами приходов православных, не получают больших окладов жалования, а доходность от прихожан получают ничтожную и потому, при своих особенных трудах и нравственном угнетении, материально менее обеспечены, чем причты православных приходов, так что и при нынешнем, улучшенном положении их быта, они в большинстве случаев терпят скудость.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

За отсутствием специальных средств на этот предмет, съезд о.о. миссионеров находит необходимым просить помощи у Главного Совета и отделений Александро-Свирского Братства, и ходатайствовать пред Его Преосвященством о привлечении к участию в содержании курсов (деньгами и натурою) состоятельные монастыри епархии. 4. Выяснение отношений между миссионером и другим приходским священником, а также благочинным Справка. На первом миссионерском съезде о.о. миссионеров Олонецкой епархии было постановлено: окружные миссионеры и их помощники, состоящие в приходах на вакансии вторых священников и диаконов, по делам прихода находятся в зависимости от настоятеля своей приходской церкви, а в делах миссии они независимы от него. Вследствие некоторых недоразумений, встретившихся в отношениях миссионеров с их настоятелями и благочинными, съезд находит необходимым подтвердить постановление прошлогоднего съезда и присовокупить, что миссионеры, будучи зависимы от о.о. благочинных, как приходские священники, в делах миссии совершенно независимы от них. Поэтому настоятели церквей и благочинные не должны стеснять о.о. миссионеров в их миссионерской деятельности, и, под предлогом исполнения приходских обязанностей, удерживать их от миссионерских поездок, о которых о.о. миссионеры каждый раз имеют предупреждать местный причт. Равным образом, и о.о. миссионеры, под предлогом миссионерских поездок, не должны уклоняться от исполнения приходских обязанностей, а вообще стараться поддерживать братские отношения между собою, оказывая взаимные услуги в несении пастырских трудов по приходу, только не в ущерб миссионерскому делу. 5. Привлечение учителей, отличающихся церковностью, в школы раскольнических приходов Просить Епархиальный Училищный Совет и его отделения, а также Дирекцию народных училищ, не найдут ли они возможным определять в школы раскольнических приходов учителей, отличающихся церковностью и способных устраивать церковные хоры. 6. Об образовании епархиального миссионерского фонда а) С образованием приходских миссионерских кружков необходимы для них книги и листки противораскольнического содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Второй вопрос – о говении и исповеди прихожан в монастырях и соседних приходских храмах и о совершении соседними священниками треб в чужих приходах без желания местного священника. Среди православных распространён обычай ходить в монастыри г. Тихвина и Александра Свирского для исповеди и св. причастия. Некоторые из них делают это паломничество аккуратно из года в год. Наряду с искренне православными, ходят в монастыри на исповедь и такие, для которых исполнение этого долга – одна лишь формальность, и которые боятся исповеди у священника, хорошо знающего жизнь и дела таковых из своих прихожан, а потому строго относящегося к таким исповедникам. Бывали и такие случаи, когда в монастыри ходили говеть и состоящие под епитимией от местного священника. С другой стороны – говеющие на стороне не приносят приходским священникам никаких свидетельств, удостоверяющих бытие их у исповеди и святых тайн причастия, и священникам в исповедных книгах приходится таковых отмечать не бывшими у исповеди по нескольку лет сряду. – Дурные дороги создали обычай обращаться с говением и др. требами в известные времена года не к приходскому священнику, а к другому соседнему, к которому хотя, быть может, подальше, но удобнее добраться. Отсюда проистекла практика и без нужды, и при хорошей дороге, помимо приходского священника обращаться к другим. Эти, к сожалению, не только не отказываются от исправления треб, но и не дают никаких сведений приходскому священнику о совершённых для его прихожан требах. Священник, таким образом, остаётся в неизвестности относительно событий в жизни своих прихожан. На собрании всеми священниками было высказано желание, чтобы все духовные нужды их прихожан исправлялись приходскими священниками, – особенно же таинства покаяния и причащения. Для очень многих прихожан, по своим житейским нуждам не бывающих в храме Божием и слушающих поучения священника очень редко, исповедь остаётся единственным средством получения назидания от пастыря. Поэтому, для священника лишиться и этого случая поучить вере и нравственности мало известного ему прихожанина – весьма нежелательно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто убо не удивится толикому чюдеси, кто не ужаснется о толикой вещи, кто не прославит Содетеля и Царя всех, тако прославившаго своего раба? Кое убо око виде когда колесницу огненную? Кое ухо слыша кони огненныя и воздухошественныя? Который ум может разумети человека на огни ездяща? Где таков всадник явися в мире, огненными носим коньми и воздуха широту прелетающь, яко молния? Не едино ли таковое чюдо от века сотворися? Не един ли Илия таков колесничник преестественно явися? Не един ли сей огнедохновенный ревнитель таковых коней и колесниц удостойся? О, чюдесе несказаннаго! О, удивления, всяк ум превосходящаго! О, славы и чести превысокия! О, похвалы чюдныя вкупе и страшныя! Но аще восхождение Илиино огненно, аще кони его и колесница огненна, аще путь его воздух самый, помысли, каково того обителище 1930 преславное, какова светлость она, еяже достиже; каковы обители, в няже вселися; каков двор, идеже обитает; каков престол, на немже седит; каково ложе, на немже почивает; какова пища, юже яст; каково питие, еже пиет; каково сияние, еже видит; какова сладость, еяже насыщается. Не вси ли выше ума и слова, не вся ли преславна и неизреченна, не вся ли единому точию Богу знаема? Аще есть кая полата, не солнца ли светлейшая есть? Аще есть кий чертог, не зари ли всекрасныя краснейши есть? Аще есть пища, не меда ли сладчайшая есть? Аще есть одежда, не звезд ли чюднейшая есть? Жилище его не свет ли невещественный? Красота его не благолепие ли ангельское? Сладость его не сияние ли божественное? Слава его небеса ли удивляет? Доброта его не вышния ли силы всерадостно веселитися творит? Такова убо чюдна мужа величаем днесь, такова ублажаем пророка, такова человека слышим бывша иногда 1931 на земли, егоже иудейская страна изнесе и весь мир светло позна, егоже человецы родиша и Бог прослави, егоже Палестина воспита и возрасти и небеса увенчаша, иже с человеки поживе и ангельскую жизнь наследова, на земли со земными водворяшеся и от земли питашеся. Мудрование же небесное имяше и умом всегда вышнему предстояще Царю, между грешными и беззаконными вселяшеся и добродетелию преславно светяше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старейший же его преждепомянутый сын Гавриил, любомудруя о превосходителных честех, удаляшеся от поселянских грубых попечений, слушая Спасово слово, глаголющее: держай, рече, рало 1738 когда и того ради искаше (по Соломону) разума, да вознесет И беяше выну к честнейшим людем всеуслужный юноша, поминая реченное: «С разумивыми буди размышление И за всепостоятелное 1739 его нрава любимь бяше всеми градоначалнейшими честными персонами, «от зрака бо, – рече, – познан будет муж и сретениемь лица познан будет ихже волею принужден бысть пещися тако о сохранении, яко о превозе градосодержателных оружий и о прочих подобающих к таковой потребе нуждах, яже вся по определению добре поминая писанное: «Во всех, – рече, – делех своих буди преспевая и не даждь порока на славу . И сицевых нужд правлениемь влекомь, дойде царствующаго града Москвы, в немже пребывая, взят бывает пред высочайшее величество российскаго самодержца, пред ним же быв, толикимь опасения чиноурядством 1740 к каждому цареву вопрошению отвеща, яко и монаршескому его языку прилучися тогда крепкую словес того учтивость милостиво Юноша бо остр (по Соломону) обретеся той в суде пред царемь и во зраце силных славно «Свирель бо и прегудници 1741 (якоже глаголет) усладят уды, и паче обоего язык сердце человеческо. Ибо той бояся тогда (по апостолу) Бога и царя и сам от царя словом почтен бысть. И тако пребывая везде, добре юношествоваше добрыми нравы и всепостоятелным своим терпением позлащаше рода своего всеудалую славу. Сродства бо законы не яже от естества, но яже от добродетели весть Писание Живущу же ему такой века сего честию учермняющу 1742 свое лице, обратишася некогда очи его (по Приточнику) правых зрети и веце его помавати и видети древлецерковная чада, за древлеотеческия святыя церковныя обычаи от новшеских гонителей страждущая. Таковому бо злому томлению грех ради наших зле просыпану бывшу по всей России от настатия 1743 Никона патриарха ибо восхоте тогда оный пременити благочестивая святоотеческий уставы, своя же его новая уставоположения утвердити, и елицы знаменующийся крестным знамением по святых отец Божиими чюдесы утверженным уставом, тии тогда проклинахуся; и по старопечатным и старописанным святым древлецерковным книгам содержащий древлеотеческое благочестие знаменоносци и чести достойнии отци, яко злодеи, тогда прогоняхуся, вязахуся и мучении тяжкими искушахуся; и тма тяжка и зело гонителна покры тогда Россию, меч и огнь поядаше села и домы и пустынная места за содержание древняго святоотеческаго благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, рютия 1777 твоего на ны, враже наш диаволе! Наступи бо во оны дни на верное христианское стадо от новомудрствующих вселютейшее гонение, еже видевше благочестивии кошутяне, ревность с ревностию смесивше и усердие с усердием связавше и молитву с молитвою возтепливше, ожидаху лютых волков злаго нашествия. Пришедшю же дню, в оньже гонителная вода Кошутское общежителство обляже, тогда достойный памяти брадатый Иоанн, укрепив свою дружину ревности ополчениемь, изыде братися 1778 мысленне с мысленным сопостатом диаволом, егоже, твердым ноги своея на древлецерковней правоте стоянием опошибив 1779 , в бездну низложи. Сам же с протчими единодыхательми испечеся огнемь и дымом за древлецерковныя отеческия законы в лето Сия слыша вышимская пустынелюбная горлица, сладчайший наш тоземец 1780 Иоанн, неутешно о тезоименитом отце рыдаше, неунятелно о скончавшихся своих клевретех слезяше, неувещателно о церковной болезни плакате, безпокойно о избиенных за имя Божие и за свидетельство Исус Христово людех тосковаше и: «У, люте мне, моя, – глаголаше, – яко погибе боязнивый Иоанн с Асийския земли и исправляющаго в языческих человецех несть, ибо смысляй 1781 старец Гавриил в сий год премолче, яко год зол Но обаче терплю к Богу Спасу моему, и услышит мя Бог Правдивый бо мой (якоже рече Аввакум), аще телесне и преставися, но от веры правыя, сущия в нем, жив Сицевыми и подобными тем словесы вторый Иоанн утешаше душю свою, глаголя: «Зане аще сяду и во тме гонения, но Господь свет мне в терпении И тако оплакав европский странник асийския не возбраняше же над теми быти и поминовения но тою провождаше души их в место покойно и похваляше (по Еклисиасту) тех за православие умерших, паче неже живых сущих И сице пребываше в первем обычаи усердия, люте беднуя от лютых гонителей, наветуемь, поношаемь и выну к мучителному томлению, яко незлобивое агня, ищемь 1782 . Яже вся находящая на нь вражия наветы видя, выну ополчашеся противу тех молитвеною силою и непрестанно ко всяческих Творцу давыдски вопияше: «Бог мой еси ты, не отступи от Мене, яко скорбь близ и несть помогающаго ми, но спаси мя от уст львов и от рог единорожь, смирение Тебе бо оставлен есмь нищий, ты буди И ущедряя Выгорецкия пустыни персть, вопияше: «Сподоби мя, Господи, быти во обители твоей, да, тамо быв, повем имя твое отцем и братии моей и посреде церкве молебным пениемь воспою И отвнегда 1783 сия завета во уме своем, оттоле тщашеся выну достигнути в Выгорецию и внити тамо в дом Божий с душевным всесожжениемь и воздати Богови молитвы яже изрекосте устне его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таже студныя 1924 призывает пророки и жертву умышляет чюдную, мясо повелевает на жертвеник положити и огня у Ваала просити. «И аще, рече, – пояст Ваал жертву огнем, истинный есть бог. Аще ли ни, аз подобную вознесу Богу моему жертву и огня начну просити. И аще послушает мене Бог мой, той да будет вам Бог». И слово абие дело бысть. Приведеся телец, создася жертвенник, жертва вознесеся, молитва к Ваалу теплая пролияся. Но спит бог Ахавов – и несть возбуждающаго. Пророцы вопиют – и несть послушающаго. Илия ругается – и несть противословствующаго. Всуе жертвенник водрузися, всуе юнец 1925 заклася, всуе молитва продолжися. Илия уже возносит жертву, камение на олтарь полагает, воду возливает на полена, молитву творит. Колена преклоняет, огня просит у Бога небеснаго. Таже что бывает: сходит огнь с небесе и поядает вся предлежащий – камение с мясом и дрова с Темже ужасошася людие, стрясошася пророцы Вааловы, исповеда Израиль нечювственный Бога быти истинна, егоже Илия проповеда. И абие ревнитель огнедохновенный ят вся пророки студныя и, яко траву, посече да не ктому прельщают люди Божия, ложному научающе служити богу. Тако потребися прелесть Ваалова, тако упразднися бог, не сотворший небесе и земли, тако чюдный Илия познася пророк и служитель истиннаго Бога. Отсюду умилосердися великий ревнитель и молитвою своею небеса абие отверзе и дождь преславно и землю, толиким бездождия временем изсохшую, увядшую и окаменевшую, чюдесно напои и цветущу и плодоносну паки сотвори. Но понеже и сей божественный мужь имяше пострекателя плоти, ангела сатанина – вселукавую жену именем точию царицу, вещию 1926 же рабу дияволю и подручницу всех нечистых страстей, левски 1927 некако 1928 рыкнувшую ему: «Утре положу душю твою, яко душю единаго от Убояся Божий пророк и бысть пришлец во единой горе, идеже по четыредесятодневном посте видения Божия сподобися и глас божественный телесныма ушима Сей небесный человек, пресветлый светильник, незаходимая звезда, златозарное солнце, пророческое украшение, церковная похвала, всея вселенныя превеликое чюдо, предтеча вторый пришествия и антихристовы прелести хотящия быти обличитель и веры столп непреклонный, не успе сном естественным, не отдаде даже доныне долга общаго, не виде смерти, не вкуси тления, не пострада разрушения, аще и от четырех стихий сложен есть, но колесницею огненною и коньми огненными восхищен бысть в премирная 1929 и живет сладкий и всерадостный Тамо пребывает, идеже един Содетель весть, тамо преложися, идеже сам Владыка восхоте, тамо обитает, идеже никтоже от человек бяше, ниже быти может когда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На рождественскую службу меня отпустили в храм, удалось даже почитать Великое повечерие, и появилась надежда, что к осени девочки подрастут и я смогу вернуться на клирос. Но в ноябре наша семья стала многодетной — родилась третья дочка. Именно с ее появлением на свет я поняла, почему говорят, что один ребенок — не ребенок, два ребенка — полребенка и только три ребенка — ребенок. Я в самом деле почувствовала себя взрослой и мамой. Старшие ходили все на те же «развивалки», маленькая тянулась за ними — рано встала и быстро пошла. Кстати, вставали они все раньше, чем садились, и было забавно наблюдать за малышкой, которая стоит, вцепившись в верхнюю перекладину кроватки, и не знает, что делать дальше. Ноги уже устали, пальчики побелели от напряжения, но падать вниз так далеко, а сесть не получается. Приходилось под дикие вопли отдирать ее ручки от перекладины и усаживать-укладывать, чтобы минут через десять все начать сначала. В смысле воспитания детей нам очень повезло с Ксюшиным крестным, нашим духовником. Сам из священнической семьи, воспитанный с младенчества в Православии, он объяснял нам, неофитам, что и как делать с детьми. Как водить их в храм, учить молиться, соблюдать посты. Повезло и с книжками — как раз начали издавать дореволюционную детскую литературу — Чарскую, Бернетт, Лукашевич и других авторов. Появились книги Ганаго и Вознесенской. Когда младшей дочке исполнилось два с половиной, родился наш сын. Ожидая его появления на свет, я молилась преподобному Александру Свирскому и еще очень просила, чтобы родилась двойня, но второго чуда не произошло, мальчик у нас один. Родился он очень слабеньким и некоторое время лежал в реанимации. Туда можно было пройти, посмотреть, и когда я абсолютно безошибочно подошла именно к своему кувезу, медсестра очень удивилась — дети лежали не подписанные. На самом деле, все было просто — наши малыши при рождении были абсолютно одинаковыми. Подрастая, они менялись внешне, только две старшие так и остались очень похожими друг на друга.

http://foma.ru/mamino-schaste.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010