Что же старец, напужанный новотворческим гонением, обедованный 1819 братнею бедою, досажденный христианскаго гонения досадою? Слышаше прошение пришедшаго странника, но бояшеся, да не лесть, подпущеная от новотворцев, пожрет того седины; внимаше гласу, говеющему пред того сединами, но ужасашеся, да не лукавство мучителское, подметнутое от противных, попрет 1820 главу его в томления пропасть; ощущаше странническаго любомудрия словеса от уст служащих, но трепеташе, да не странства имя сведет его во страну томления; почюваше 1821 от мног лет видети возжеленнаго, но трясашеся, да не нарекованный брат устроится ему в лютый враг. И того ради надолзе труждая свою старость, томяше пришедшаго странника. И по мнозем испытании укрепився надеждою в Бога, повеле предстати пришедшему. Той же, якоже обыкл бяше всегда во всех и пред всеми и везде точити 1822 свое всесклонное драгое вежество 1823 , сице и зде подобающим пустыннаго благочиния урядом 1824 , приступив к старцу, просяше сподобитися молитвы. Старец же аще и оперся бяше о надежду, но обаче, яко искусен сый, творит и еще лицевидное испытание, глаголя: «Наш ли еси или от сопостат, гонящих нас?» Той же противу: «Ни, господи мой, несмь сопостат, но присный твой брат». И тако совопрощающеся надолзе, поздравлением друг друга обдарствоваша, седоша же и по обычаю сердоболнаго разглаголства протязаху 1825 беседу сладости, конца не имущую, но единаче срезоваше 1826 юнейшаго брата жалость о не сущем ту с ними среднем брате. О нем же всеговеятелно приложи старца вопросити, той же со услышанием слова потрясеся весь несказанною тоскою и обливая свое лице и перси слезными быстринами и горким хлипанием, бия своя вежди, глаголаше: «Паки ли обновляеши сетованным твоим гласом мою печаль, паки ли срезоваеши жалостным твоим вопрошением мое убитое досадою сердце, паки ли приносиши остен 1827 , лютою печалию душю мою прокалающий 1828 ? О брате ли вопрошаеши? О нем же точию вем плакати, а не поведати, рыдати, а не сказовати, вопити, а не показовати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Како же можем житием похвалити нашего пресветлаго венечника? – Аще того священное житие ионе 1942 отчасти изобразим в себе, аще того любовию согреемся, аще того чюдными делы удобримся. Не можем убо совершенно в того преестественную добродетель облещися, но можем отчасти добродетельным украсити украшением и страстем по силе противитися. Илия четыредесять дней постися, мы же толикаго времени поститися весма не можем, зане не прияхом толикия благодати, но можем до девятаго часа не ясти, можем уставленныя посты поститися, можем пищу ясти общую, можем собственныя и неблагословенныя пищи не вкушати, ниже устрояти, ниже пещися о ней, можем ясти на трапезе по чину общаго жития, можем в келиях безчинное и бе страшное и безчестное и запрещенное ядение отложити, можем о пищи и питии не роптати, но со благодарением и молитвою в славу Божию ясти и пити. Илия одевашеся, мы же обычныя одежды употребляем, необычныя же и неподобающия не поищем. Илия царя беззаконнаго с велиею ревностию обличаше, мы же друг друга с любовию и кротостию обличим и грех всякий и неправду и нечистоту и бе страшие и безчиние обще вси возненавидим. Илия мертваго воскреси, мы же своя души, умершия грехом, чрез покаяние воскресим и ближних наших, аще видим смертию душевною умерших, потщимся словом Божиим оживити. Аще и трикратнаго дуновения потреба будет, не обленимся троическое изобразити таиньство; аще и первый глагол празден будет, аще и вторый не действен, третий усердно принесем и Троице Святей помолимся, да своею божественною силою даст мертвому сладкий живот и всяко тщание наше не будет суетно и безделно. Сам бо Владыка рече: «Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется Илия казняше нечествующия люди бездождием, гладом и жаждею, мы же наказание Божие, за грехи наши наводимое нам, великодушно понесем, с пророком глаголюще: «Гнев Господень терплю, яко согреших – и веруем, яко достойни есмы всякаго наказания, всякаго гнева, всякий казни и вечнаго в геене мучения. И не точию сами крепко потерпим, но и нетерпеливыя увещаим терпети и не хотящия страдати за своя согрешения умолим, да постраждут зде маловременно, не три лета и шесть месяц сушу терпяще и росы не приемлюще, но все время настоящий жизни смиряющеся под крепкую руку Божию и всякия раны и казни со благодарением приемлюще за чаемое оставление грехов и обещанных благ наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И тако убо тем молящимся, люто еже мучителное воинство люте на тех обитание нападаше. И до толика свирепеяше, яко и келии их огненными оружии яростно Яже вся бывающая Божий раб с единодышущим ему христианским множеством видев, и зело вскоре огня теплейшею верою и умиленным гласомь нача пети со всеми Пречистей Богоматери пресладкую песнь: «Не остави нас в человеческое предстояние, Пречистая Подобне и другую преполнейшую умиления имну 1815 : «Владычице, приими молитву раб своих и избави нас от всякия нужа и И прочее стиха того поюще во гласе хваления, держаху свещи кождо в руках своих возжени и сами себе одеваху лютым огненным пламенем, яко златою ризою, и горкое дымокурение пияху, яко сладчайшыя медвенныя соты за пресладчайшее Исусово имя, разсудивше в себе по древней святей Домнине со дщерма яко любве ради Христовы боле есть во огни згорети, нежели новотворцем в руце вдатися. И сице добре страждуще, доблии страстотерпцы предаша души своя Господеви в лето мироздания 7231 (1723)-е марта месяца в 25-е, на самый Благовещения Пресвятыя Богородицы от здешних маловременных томлений в надежду будущия вечныя жизни отидоша, совершивше по отеческих законех крепкое 1816 течение. И тако крепкому сему адаманту в крепости усердия со стадом своимь в надежду спасения ко Господу отшедшу, преждепомянутый же брат его Гавриил крыяся бяше от новотворцев в безмолвней Менший же того брат пребывая беяше в Выгорецтем общежителстве. И яко виде себе от пресладкаго видения сладчайших своих братии надолзе удалена, воскипе абие обычнаго сердобольства кипящим пламенем и пожела всеусердно поискати единоутробных ему недрообитателей. И сице тому скровнымь желанием на путь взыскания пойти ретящуся 1817 , братская же нужда предваривши его хотение, на асийстем пути того И убо по благословению выгорецких отец в Сибирскую страну быстро поиде и, Богу поспешествующу, постиже место, идеже безмолвный Илия в пещере седяше. Едва же достиже того обитания, ударяет прошением в двери слуха старча, говеет гласом 1818 пред того сединами, любомудрствует словесы пред того служащими, являет себе быти из далечайших северных стран усерднаго по отеческих законех странника, нарицается тому братом, сказует ему свое имя, просит видети честныя его седины, печалию за сохранение отеческих законов убеленныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яже вся говеятелная знамения елико от устен онех слыша, толико от усклабляющихся 1809 смирением ланит видя во своем стаде Божий раб, прием дерзновение, простираше ко всем полное сладости учение: «Да не смущается, – глаголаше, – друзи, сердце ваше, иже бо аще кто хощет душю свою спасти, погубит ю, а иже погубит душю свою Исуса ради и Евангелия, той спасет ю. И кая польза человеку, „аще и весь мир приобрящет, душю же свою Или что даст человек измену на души своей, но не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих потом лишше что „И влас бо главы вашея не погибнет, и в терпении вашем стяжите душя И убо терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на началника вере и совершителя Исуса, поминающе наставники нашя, иже глаголаша нам слово Божие, ихже взирающе на скончание жителства, подражаем вере Ибо не точию благоверия ради, но и хранения ради чистоты и постническаго жителства мнози умроша и умрети изволиша и прочим заповедаша приказании своими, якоже и Григорий Беседовник глаголет: „Не токмо убо веры ради Христовы умерший мученици суть, но и заповедей его О них же аще подробну начну вам сказовати, и то недостанет ми лето повести деющу, исчитати ли тех потщуся, но паче песка (по Давыду) тии Но за краткое сие мучителственнаго нашествия время прекратив о сих, болезненым моим гласом к вам, о, друзи, зову: претерпим мало, да негли венцы нетленными от Спаса Христа увяземся, якоже глаголет Исаак Сирианин : „Аще бо, – рече, – в подвизе Господнем умреши телесне, то и тебе Господь „будет бо благо (по церковнику) боящимся Сожжена буди наша рука, да унесет от гонителей православное двоперстное сложение, да сокрушится нога, да оставит века сего стропотный путь строптивым врагом. Не предадим благочестия, о, друзи. Аще бо и болезнен зде жгущий нас огнь, но сладко есть тамо восприятие; яр паляй ны пламень, но тиха райская порода; горек удавляяй нас дым, но медвенно новаго Царствия пиво; грозна нам смертная сия чаша, но тихо Авраамле страшны муки, но благоприветливи аггели; тяжко зде с сим веком разлучение, но легко тамо будущих покоев селение; нестерпимо зде от враг поношение, но неизреченно тамо превыспренних певцев славословие. Нам есть мати вышний наше есть, изгнанных правды ради, Царствие Нам побеждающим обещана еста яко ясти манна сокровенная, тако прияти камень бел и написанное на нем имя ново, егоже никтоже весть, токмо „Наше бо житие (по Павлу) на небесех есть "

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не должно уповающим на Господа от находящих зол унывати, паче же иже от дому Божия начинают, по апостолу, а не от нас, но со упованием ждати избавления и не сумневатися во обетованиих, аще и замедлит, не немощен бо есть, но смотрити, не от нас ли чрез волю Божию что бысть или бывает: на нь же негодует и медлит отрешить, и, познав согрешение, всепокорне покаяние принести, с пророком зовя: «Время благоволения, Боже, во множестве милости твоея, услыши мя во истине спасения твоего. Спаси мя от брения, да не углебну 1966 ; избави мя от ненавидящих мя и от глубоких вод, да не потопит мене буря водная, ниже пожрет мене и глубина, 1965 ниже сведет о мне ровенник уст своих 1967 . Услыши мя, Господи, яко блага милость Веде, поспешит избавити, по гласу: «Не хощу смерти но обратитися и живу быти ему. Но и вы, возуповавше на нь, егоже ради страждете, егоже ради и умрети желаете, егоже ради и вечная благая получити надеетеся, прочее возблагодушствуйте и, удержавше слезы и рыдание, утешитеся и друг другу совосклицающе, взывайте: «Яко с нами и на нь уповающе будем и спасемся его ради, «яко с нами Бог». Убо за краткость и второй части доволно, устремляемся напред. Третий источник из словес («дати вам Царство») точит пресладчайшую любовь Божию. У Приточника глаголет сам Бог: «Аз мене любящая люблю, а взыскающии мене обрящут И Соломон: Любит Господь преподобная сердца, приятии ему вси непорочнии на И той же благодать указует воздания правды: «Праведницы во веки живут, и от Господа мзда им, и помышление их пред Сего ради приимут Царствие боголепия и венец доброты от руки Господни. И в Благовестии совершенство любве Божия и верующим в Сына его указуется: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй во нь не погибнет, но имать живот Но да и от предложенных паче известится, возносим целое паки: «Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец дати вам – вышше предглаголав: «Не ищите, что ясте или что и прочая. Таже весть бо Отец ваш, яко требует сих: обаче «ищите Царствия Божия и сия вся приложатся Нижше прилагает, да имения предпослют в сокровище небесное: «Продадите, – рече, – имения ваша и дадите милостыня, сотворите себе влагалище неветшающе, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает, идеже бо есть сокровище ваше, ту и сердце ваше Да аще ищущии Царства Небеснаго и зде и уже требуют, благих не лишаются и дающии милостыню сотворяют сокровище неоскудеемо на небесех, вы како лишитеся, ихже требуете ясти и пити и одеятися, яко Царствия ради Небеснаго страждете и, вся оставльше, в надежди Божия пребывати утверждаетеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Живописательство пред вас, о, благочестивии слушателие, изнести хощу, не притворне на удивление очи зрящых привлачащее, но поистине первый образ изобразующее и толико уподоблением сравняющееся истине, разве яко образ, а не сущее тем точию остающееся, зографа пречюднейшаго, иже шипков 1845 и всех цветов художника имущее, иже кроме вапов 1846 и сотрений 1847 и всяких орудий точию манием, не на дсце отвне, но на скрижали мысленней внутрь, качествы цветущих добродетелей и мастьми тучнеющих душевных доблестей живописавшаго, живописательство преподобнаго Александра доблестей изнести хощу, егоже аще узрите, лепоте от удивления, мню, абие вси ужаснувшеся, едва не без духа будете; 1848 преизяществу от почюждения непщуя 1848 , абие вси устрашившеся, едва не оцепенеете и, высокости доброты внимающе, всежелателно приникнете и, красоты преизящества прилежаще, вселюбително присягнете. Ельма убо прииде днесь памятию своею к нам священный отец наш Александр, светел сам и нас просвещая, чюден сам и нас на чюдо убеждая, дивен сам и нас на удивление возбуждая, и не нас точию, но и священный свой храм прекрасно украшая, и не храм свой точию, но и бесплотныя лики, невидимо сликовствующыя, удиви, и не бесплотныя лики точию, но и самого всяческих Творца и Содетеля, иже всяческая усветлевающаго, всяческая удобряющаго и самого преподобнаго тако удивившаго и чюдна показавшаго возвесели. Темже долженствуем в настоящее священное торжество всеусердно священнаго отца всечестно усрести 1849 и всерадостно в преславнейшее происхождение его священными песньми воспети и всеутешно провождение его розженною любовию и благоговейным лобзанием запечатлети; долженствуем и на подражание того доблестей себе возбудити и на уподобление того добродетелей, поскольку можно, востещи, да якоже того предивнаго преизящества зрением насладившеся, тако подражанием доблестей уподобления взаимно онаго усладивше и сего ради благословения его и молитв получити сподобимся. Да стираются прочее вапы доблестей преподобнаго, да воображаются начертания доброты священнаго, да живописуется образ добродетелей пресвятейшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молодые послушники предались вполне подвижнической жизни: они держались уединения, избегали многолюдства, хранили себя всячески от вредных для безмолвия впечатлений окружающей среды, избегали ненужных встреч и лишних знакомств, чтобы держать себя в строгом молчании и блюдении ума. Все силы души были направлены у них к богомыслию и молитве. Отдельное помещение в монастырском саду, вне всяких сообщений, доставляло им желанный покой: молодые подвижники радовались своему отшельничеству. Так провели они зиму 1829 года. Димитрий Александрович, от природы наделенный способностью литературного творчества, любил созерцать картины природы и из них извлекать содержание для своего богомыслия, которое и изображал искусным пером. Здесь он написал свой «Сад во время зимы». К тому же роду литературного творчества принадлежит и другое его произведение: «Древо зимою пред окнами келлии», написанное немного прежде, в Свирском монастыре. В этих двух произведениях высказались взгляды и чувствования богомысленной души, предавшейся религиозной созерцательности, под влиянием молитвенных состояний, что испытывается лишь безмолвниками. Но недолго пришлось молодым отшельникам пользоваться мирным приютом в Площанской пустыне: им готовилось тяжкое испытание. Между строителем пустыни иеромонахом Маркеллом и старцем о. Леонидом возникли неудовольствия, вынудившие последнего оставить Площанскую пустынь и переселиться в скит Оптиной Введенской пустыни, находящейся в Калужской губернии. Брянчанинов и Чихачов также получили приказание немедленно выбыть из обители и отправиться куда угодно. Поскорбели монастырские братия на безвинное изгнание никому ничем не досадивших благонравных молодых послушников и проводили с чувствами глубокого сожаления и уважения за их тихую и строгую жизнь, дав им на дорогу пять рублей, собранных складчиной. Трудно было с тощим кошельком странствовать двоим товарищам по неизвестной стороне, не имея в виду определенного места; они старались, как можно, сократить свое путешествие и направлялись к Белобережской пустыне в той же Орловской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Относительно сокращений, допущенных в указателе, мы считаем необходимым сделать следующая указания. Из указателя сокращений можно видеть, где именно, в каком городе, музее, библиотеке то или иное собрание ру­кописей находится. С указателем в руках, исследователь может приехать в Петербург, Москву или другой город, и без всякой справки в Описаниях рукописей того собрания может найти список какой ему нужен, на основании сокращенных обозначений в указателе, может пойти в то учреждение, где нужное ему собрание находит­ся, и там прямо указать нужной ему рукописи. Жела­тельно, чтобы автор разъяснил в указателе сокращений несколько сокращений, чтобы его указатель в целом удовлетворял только что указанной нами задаче – именно сокращения Викт. ОСК. – А. Е. Викторов . «Описание рукописных собраний в книгохранилищах Северной России». Тут, по нашему мнению, необходимо отметить, какими-ни­будь условными знаками, на списки каких именно библиотек ссылается автор в своем указателе, что отчасти автор и делает, выделив из рукописных собраний Северной России собрание Александро-Свирского монастыря под зна­ком Алекс. Свирск., собрание Нижегородской Духовной семинарии, под знакомь НИЖС. (Викт. ОСК.) и собрание Ниловой Столбенской пустыни, под знаком Нил. Ст. (Викт.). Точно также необходимо отметить, где находится со­брание Ундольского (Румянцевский музей в Москве), а так­же указать адреса собраний, принадлежащих частным лицам: В. Г. Дружинина (СПБ. Загородный просп. 70), Щу­кина, Графа Уварова (с. Поречье, Можайского уезда, Москов. губ.), а также адреса библиотек, не известных широкой публике, чем приезжаюшие напр. в Петербург и Москву исследователи избавлены были бы от необходимости тра­тить не мало времени на разыскания того или иного учреждения. Наконец, мы считаем необходимым радикально изме­нить обозначение списков, находящихся в рукописных собраниях города Киева и описанных Н. И. Петровым . Обозначение, употребленное автором П. I, П. II, и П. III, гово­рить весьма мало исследователю и не достигает той цели, какую преследует указатель, так как исследователь должен в таких случаях обращаться непременно к описаниям Н.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Если храм далеко и нет возможности часто его посещать, то духовный пост возможно усилить и дома – исключить пустые телепередачи и фильмы, вместо бульварных журналов читать духовные книги (например, про воспитание младенцев в вере), в утреннее и вечернее правило включить новые молитвы (это могут быть молитва перед иконой Феодоровская, Помощница в Родах, Млекопитательница, Воспитание). Кто, как не Богородица, знает тяготы и немощи матерей. О даровании здорового младенца молятся и Стилиану Болгарскому, Александру Свирскому, старице Матроне. И старайтесь держать свою душу в чистоте, пытаться прощать, не обижаться, сдерживать гнев и раздражение, что часто посещает беременных женщин из-за гормональной атаки и усталости. И еще раз повторю – поститесь разумно и по силам, слушайте свое сердце, помните, выдержали вы пост либо нет – Господь видит вас как на ладони и знает, сделали ли вы себе заслуженное послабление или это просто была малодушная блажь. Желаю ожидающим прибавления мамочками благополучного разрешения от бремени и крепких, здоровых, угодных Богу детишек! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 марта, 2024 22 марта, 2024 22 марта, 2024 16 марта, 2024 8 марта, 2024 6 марта, 2024 3 марта, 2024 27 февраля, 2024 14 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/post-v-ozhidanii-chuda...

20 22. Принятие мер против занесения и распространения в епархии сектантства Хотя в нашей епархии в настоящее время нет организованных общин сектантства, но есть отдельные личности, зараженные духом его, и предстоит опасность дальнейшего распространения его чрез Петербург и Финляндию. Поэтому необходимо принять некоторые предупредительные меры, а именно: 1) а) духовенству необходимо ознакомиться с главными признаками рационалистических сект, чтобы иметь возможность пастырски воздействовать на появляющихся сектантов, а для этого приобретать в библиотеки церквей книги, брошюры и листки противосектантского содержания (напр. «Миссионерское обозрение» и издаваемую при нем «Миссионерскую библиотечку»); б) составлять и произносить с церковной кафедры поучения, в которых раскрывать положительное учение православной Церкви относительно предметов, пререкаемых сектантами. 2) Лиц, отправляющихся на отхожие промыслы, особенно в Петербург и в Финляндию, духовенству необходимо напутствовать пастырским словом увещания, чтобы они старались избегать знакомства с личностями, неправославно верующими и зараженными противными православию убеждениями, и следить за лицами, возвращающимися с отхожих промыслов, знакомясь с их религиозными убеждениями. 3) Духовенству необходимо: а) обращать внимание на заводы, которые представляют собою удобные пункты для распространения сектантства; б) зорко смотреть за книгоношами, являющимися в приход и, если будут замечены книги Священного Писания Нового Завета с подчеркнутыми местами (особенно Лондонских изданий), а также книги, листки и брошюры с сектантским направлением, то обращаться к чинам полиции с просьбою о конфисковании их, соблюдая при этом всевозможную осторожность (правила в циркуляре Министра Юстиции, от 22 февраля 1867 г. 54, разъясняющ. 205 ст. т. XV Св. зак.), а вместо них – распространять книги, листки и брошюры с православным содержанием. 23. Какими правилами руководишься приходским священникам в миссионерской деятельности? (Составление инструкции приходским священникам) В виду особенной важности сего предмета и многочисленности справок, имеющих встретиться при составлении инструкции приходским священникам, просить о. епархиального миссионера, священника Константина Никаноровича Плотникова , не примет ли он на себя труда составления таковой. 20 Постановление это хотя и было утверждено Его Преосвященством, Преосвященнейшим Епископом Назарием, но потом, вследствие протеста Духовной Консистории, отменено. Читать далее Источник: Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом, с приложением списка книг для приходской противораскольнической библиотеки и статей закона, относящихся к расколу, и постановления первых трех Олонецких миссионерских съездов/Под ред. свящ. К. Плотникова. - Петрозаводск : Братство преп. Александра Свирского, 1901. - VII, 63 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010