Труженик (Теребени). Николо-Теребенский женский монастырь. Церковь Александра Свирского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. ... в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освещена в середине XVIII в. подземная церковь. В 1757 г. построена подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. Храм преподобного Александра Свирского расположен под землёй. Всё, что мы видим над землёй, это всего лишь вход в храм. http://hram-tver.ru/nikolotrebenm.html «Над святыми вратами церковь каменная во имя преподобнаго Александра Свирскаго» К 320-летию освящения храма преподобного Александра Свирского в Николо-Теребенском монастыре. В последние годы в общероссийской и областной прессе распространилась информация о «подземном храме» в Николо-Теребенском монастыре, что расположился в Максатихинском районе близ реки Молога. Храм этот именуют в честь Александра Свирского и почитают как часть неких «подземных» сооружений монастыря. На этот счёт распространено много различных легенд, по которым можно писать целые фантастические романы. Вместе с тем об истории этого храма почти ничего не известно. В данной статье мы постараемся разобраться в документах, проливающих свет на историю храма, и попробуем восстановить его облик на основании архивных исследований. Многие из нижеприведённых документов будут опубликованы впервые. Храм преподобного Александра Свирского является одним из древнейших храмов обители. Его упоминает документ XVIII в. В перечне храмов обители: «Святых церквей пять: 1-я во имя святителя Николая, 2-я Благовещения Пресвятыя Бгородицы, 3-я Сретения Господня, 4-я Александра Свирскаго, 5-я Иакова Боровицкого, каменного строения в благолепии и твердости, строены 1687 года» и называет датой построения всех церквей обители – 1687 г. Хотя стоит предположить, что в один год все храмы монастыря построены быть не могли. Возможно, заложили их в один год, получив какой-либо весомый вклад, а вот освящали их в разное время.

http://sobory.ru/article/?object=22023

Придел преподобного Александра Свирского снова действует В приделе преподобного Александра Свирского Примечательно, что это долгожданное событие пришлось именно на нынешний год, когда отмечаются три даты, связанные с именем глубоко почитаемого в народе русского святого и чудотворца: 560-летие его рождения (15 июня 1448), 500-летие явления преподобному Святой Троицы (1508) и 475-летие со дня его преставления (30 августа 1533). Солнечным утром 25 сентября на торжественное открытие реконструированного юго-восточного придела Покровского собора, где изначально была заложена церковь преподобного Александра Свирского, и на молебен собрались ученые, историки, богословы, представители СМИ. А спустя пару часов в Государственном Историческом музее состоялся «круглый стол», посвященный памяти преподобного Александра Свирского, с участием церковных и светских ученых. Здесь же были представлены экспозиция икон святого Александра XVII–XIX веков и уникальная иллюстрированная 80 миниатюрами рукопись жития преподобного XVIII века из коллекции ГИМ. …Сияет, переливается всеми красками, словно грани драгоценного пасхального яйца Фаберже, обновленный храм Василия Блаженного. Высокое крыльцо со стороны Москва-реки ведет к юго-восточному приделу, освящение которого в честь преподобного Александра Свирского состоялось в 1561 году. И связано это было вот с чем. 30 августа 1552 года под Казанью была одержана важная в стратегическом отношении победа русских войск над ханом Епанчею. На этот день по православному церковному календарю приходилось два праздника – преподобного Александра Свирского и трех Константинопольских патриархов. Так что посвящение двух отдельных приделов каждому из праздников подчеркивало исключительное значение нашей победы. Главный же, восточный, алтарь собора посвящен Святой Троице. По отношению к нему юго-восточный придел является ближайшим правым – этот факт, по мнению историков, свидетельствует о том, что царю Иоанну Грозному, митрополиту Московскому Макарию и народу было известно о явлении Александру Свирскому Пресвятой Троицы.

http://pravoslavie.ru/4481.html

Обитель Божия Олонецкой земли Более чем 500-летняя история Важеозерской обители, основанной в суровом Олонецком крае преподобными Никифором и Геннадием Важеозерскими, полна драматических поворотов, но каждый раз милостью Божией монастырь возрождался. И сегодня в Спасо-Преображенском Важеозерском монастыре вновь возносятся Господу молитвы иноков, вновь сюда едут паломники: кто помолиться, а кто и потрудиться во славу Божию. 9/22 февраля, в день, когда Церковь чтит память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, в обители праздник. Основание Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (другие исторические названия обители: Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) положено около 1500 года преподобным Геннадием († 1516) и продолжено преподобным Никифором († 1557), его сотрудником. Наименование Важеозерской она получила от имени озера Важа, на котором стоит. Пустынь эта находится в Карельской епархии; от обители до города Петрозаводска – 112 км, а от Александро-Свирского монастыря – 92 км. Преподобным Никифором около 1520 года по благословению Новгородского архипастыря была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского. В монастыре сохранилась икона (список) семи старцев, также учеников преподобного Александра Свирского. Это старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов, с 1911 – епископ; † 1919) относил их к подвизавшимся в Задне-Никифоровской пустыни в XVI веке. Также и в книге «Святые новгородской земли XVI–XVIII веков», изданной в 2006 году, читаем: «В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет». Но двумя страницами выше в этой же книге дается статья И.П. Барсукова «Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских и об Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках преподобного Александра Свирского», из одного названия которой очевидно, что семь Оятских, или Островских, старцев были ошибочно причислены к Важеозерским святым. Впрочем, возможно, архимандрит Никодим (Кононов) располагал какими-то не дошедшими до современных исследователей материалами. Икона же почиталась в Важеозерской обители, потому что старцы, как и основатели пустыни, были учениками преподобного Александра Свирского.

http://pravoslavie.ru/29341.html

А.Е. Соболева О популярности Жития Александра Свирского (далее – ЖАС), созданного в 1545 г. для Великих Миней Четиих митрополита Макария, красноречиво свидетельствует дошедшее до нас большое число списков. Вариант Жития, помещенный в августовский том ВМЧ (ГИМ. Син. 997), стал основой для последующих переделок и переработок текста. В статье речь пойдет о Краткой редакции ЖАС, обнаруженной в составе одного Сборника сказаний: РНБ. F. I. 729, 1687 г. На сегодняшний день это единственный известный нам список данной редакции. Впервые в научной литературе ЖАС упоминает В.О. Ключевский в работе «Жития святых как исторический источник» 1 , в дальнейшем Житие привлекало внимание в основном литературоведов 2 . Проблемам истории текста ЖАС посвящено лишь несколько работ 3 , краткий вариант ЖАС в них не упоминается. Текст рассматриваемой редакции представляет собой краткое изложение биографической части Жития и чудес преподобного Александра Свирского . Далее в этом же Сборнике сказаний помещен полный текст ЖАС, не имеющий существенных разночтений с текстом, написанным для ВМЧ, содержащий пять прижизненных и одиннадцать посмертных чудес преподобного Александра Свирского . Текст Краткой редакции имеет заголовок: В тои же день слово о чюдесех преподобнаго ца нашего александра свирскаго новгородскаго чюдотворца (F.I. 729.Л. 398), написанный полууставом другого почерка более темными чернилами (в отличие от основного текста). Возможно, название дано не автором редакции, а составителем Сборника сказаний для различения двух вариантов Жития. В Краткой редакции ЖАС пересказывается биографическая часть Жития и чудеса преподобного Александра, при этом опускаются многие значимые подробности, внесены некоторые изменения в композицию текста, связанные с восстановлением событий жизни Александра Свирского в хронологическом порядке. Перечислим основные эпизоды Краткой редакции Жития: рассказ о рождении, молитва родителей о рождении сына, крещение с именем Амос, учение, воздержание, сетование матери, желание родителей « совокпити аконном брак» (F.I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Донецк. Церковь Александра Свирского в Александровке-Щегловке. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Александра Свирского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1913 и 1915. Год утраты:1957 (окончательно разобрана) Адрес: Украина, Донецкая обл., г. Донецк, Киевский район города, Партизанский пр. Координаты: 48.057207, 37.808874 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Упоминание об основании православной церкви в слободе Александровке есть в исследовании Феодосия Макарьевского «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (Екатеринослав, 1880 г., ч. 2, сс. 38–39). Это первое письменное упоминание о поселении на территории современного Донецка. В документе говорится, что урочище Александровка — древнейшее запорожское займище. Около 1779 года досталась в ранговую дачу поручику Евдокиму Степановичу Шидловскому. Сечевики-запорожцы помогли помещику основать слободу и снабдили всех поселян на первый случай всем необходимым для жизни в данной местности. «Въ сентябре месяце 1793 года Бахмутское духовное репортомъ представило преосвященному митрополиту Екатеринославскому: «Сего сентября 9-го дня Бахмутскаго уезда помещика, поручика Евдокима Шидловскаго слободы Александровки, прикащикъ Акимъ Терентьевъ, въ поданномъ въ прописывалъ, что въ вышеозначенной слободе Александровке, церковь во имя преподобнаго Александра Свирскаго совсемъ окончена, иконостасъ поставленъ и вся принадлежащая во внутренности къ церковныя утварь состоитъ въ готовности, просилъ о оной — цитирует найденный исторический документ Феодосий Макарьевский. Церковь была освящена 5 февраля 1794 года бахмутским протоиереем Петром Расевским. Дальше дореволюционные упоминания о церкви сохранились в Справочных книгах Екатеринославской епархии. Удалось получить информацию за 1908 и 1913 годы. В более раннем документе говорится, что в церкви средняя часть — деревянная, приделы (дополнительный алтарь с престолом) — каменные, престол один — во имя преподобного Александра Свирского. Прихожан церкви насчитывалось 828 мужчин и 791 женщина. При храме существовала церковно-приходская школа в селе Алексеевке. У священника и псаломщика были дома. Надо отметить, что в семье 59-летнего псаломщика Петра Васильевича Радковского было девятеро детей. Священнослужители получали казенное жалование — 105 рублей 28 копеек. Церковной земли пахотной насчитывалось 92 десятины, а неудобной — почти 42 десятины (ее сдавали в аренду семейству Юзов).

http://sobory.ru/article/?object=52609

Закрыть itemscope itemtype="" > «Радостью для всякого христианина является пребывание с Богом» Митрополит Варсонофий напомнил, что Господь хочет от нас только одного – сердца 01.05.2023 264 Время на чтение 4 минуты Фото: mitropolia.spb.ru В воскресенье, 30 апреля, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, память преподобного Александра Свирского , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Александро-Свирского монастыря , сообщает сайт Митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Тихвинского епархиального управления иеромонах Николай (Бестужев), наместник обители игумен Антоний (Гутник) с братией, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Среди молящихся был глава Лодейнопольского района Илья Дмитренко. Был совершен крестный ход вокруг собора с мощами преподобного Александра Свирского. Митрополит поздравил верующих с 3-й Неделей по Пасхе, памятью святых жен-мироносиц и основателя обители преподобного Александра Свирского. «Мы вспоминаем сегодня первых святых новозаветной Церкви – жен-мироносиц, – сказал владыка в проповеди. – Эта история уже две тысячи лет передается из поколения в поколение. Несколько женщин пошли за Христом, когда увидели в Нем необыкновенного Учителя, Спасителя, Чудотворца, Сына Божиего. Постепенно их становилось все больше. Они помогали Ему и ученикам, каждый, чем мог, оказывали содействие в миссии, которую Господь совершал на земле. Они прошли с Ним до самого конца, были на Голгофе, видели Его страдания на Кресте, наблюдали за погребением, которое совершали праведные Иосиф Аримафейский и Никодим. Вместе с Божией Матерью они сострадали и видели, что погребение происходит поспешно, и решили прийти в третий день после субботы ко Гробу, чтобы получше умаслить тело Спасителя. Они очень ждали, когда закончится суббота, чтобы рано утром прийти и исполнить задуманное. А когда пришли, увидели на месте, где лежало тело Спасителя, двух ангелов, сообщивших им радостную весть, что Христа здесь нет, Он воскрес. Когда же Господь явился им, сказал одно слово: " Радуйтесь " (Мф. 28:9). Эту радость они передали потом апостолам и всем людям, свидетельствуя своей жизнью, что видели воскресшего Христа и от Него получили такое благословение и такую заповедь – всегда радоваться. Радостью для всякого христианина является пребывание с Ним не только в земной жизни, но главное – в жизни вечной. Эта радость самая подлинная, глубокая, дающая ощущение счастья.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/01/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > О мироточении, исцелениях и чудесах, явленных от мощей святого преподобного Александра Свирского во время второго обретения их Главы из книги «Преподобный Александр Свирский и его ученики» 05.08.2012 4018 Время на чтение 12 минут От редакции : Одной из главных святынь Санкт-Петербургской епархии являются мощи великого светильника веры преподобного Александра Свирского. После их второго обретения святые мощи пребывают в Александро-Свирском монастыре в Лодейнопольском районе, куда нескончаемым потоком едет и едут паломники со всей Руси. Множество чудес и исцелений происходит по молитвам преподобного. Видимо, поэтому ополчается на святого враг, - вновь поднимаются разговоры о «подложности мощей». В связи с этим мы считаем своевременным опубликовать некоторые главы из книги, которую составила известная петербургская писательница Людмила Ильюнина «Преподобный Александр Свирский и его ученики». Тем более, что книги этой нет в интернете. О мироточении мощей Александра Свирского На Руси многие чудотворцы, в частности Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко проявилось на преподобном Александре Свирском, явно показывает величие и благодатность святого, а также истинность явления­его мощей, ибо мироточение в Церкви искони рассматривалось как свидетельство святости. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то, что при втором обретении мощей св. Александра было явлено обильное мироточение, свидетельствует об их истин­ности, об идентичности останков, найденных в Военно-Медицинской Академии со святыми мощами преподобного, которые при первом их обретении также обильно мироточили. В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС во время молебна. После того как мощи святого привезли в храм святых мучении Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мироточение не прекращалось, при этом было замечено, что интенсивность его изменялась: то усиливалась, то становилась менее заметной.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/06/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРОДИОН (Кочнев; † после 1545), игум. Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря , агиограф. И. был пострижен в монашество прп. Александром Свирским († 1533) в Свирском мон-ре, затем рукоположен во иерея. И. являлся одним из ближайших учеников преподобного, свидетелем последних лет его жизни. Когда прп. Александр задумал возвести в обители каменную ц. во имя Св. Троицы, то он послал старца И. и еще 2 учеников в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу (1505-1533) с просьбой направить в обитель строительную артель. Перед кончиной прп. Александр передал Новгородскому архиеп. св. Макарию прощальную грамоту, в которой писал о своих возможных преемниках: «А есть, государь, у Живоначалные Троици во обители, в нашей пустынке, 4 священники, и аз приказываю, государь, Богу да тебе: которого, государь, ты благословишь в тех 4 священникех, то им игумен» (АИ. Т. 1. С. 195). В Житии святого названы имена этих старцев: Исаия, Никодим, Леонтий и И. (Житие. 2002. С. 64). И. стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря между 1533 и 1545 гг. (сведения об игуменстве И. в обители ограничиваются известием в Житии преподобного). По-видимому, И. не был непосредственным преемником прп. Александра, до него игуменами мон-ря были Исаия и Никодим ( Строев. Списки иерархов. Стб. 992). Возможно, И. участвовал в Московском Соборе 1547 г., на к-ром было постановлено «праздновати новым чудотворцом в Руской земли», в т. ч. 30 авг.- «новому чудотворцу Новгородскому преподобному игумену Александру Сверскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203). В 1545 г. по повелению митр. св. Макария и Новгородского архиеп. Феодосия И., бывший тогда игуменом Свирского монастыря, написал Житие прп. Александра. При составлении Жития И. использовал то, что слышал от основателя обители - «от честных и святолепных уст блаженнаго», а также свидетельства близких учеников преподобного, «от исперва добре жительствовавших» с прп. Александром (Житие. 2002. С. 2). В начале и в заключительной части Жития И. сообщает о себе скупые биографические сведения.

http://pravenc.ru/text/674105.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Антирелигиозная кампания изъятия мощей в Советской России 31.01.2018 2181 Время на чтение 36 минут Частью антирелигиозной политики советской власти была кощунственная кампания по вскрытию мощей. К 1920 г. по стране в целом произвели 58 вскрытий мощей. Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, опираясь на исторические документы, рассказывает о вскрытии мощей прп. Александа Свирского, свят. Иоасафа Белгородского, св. Иоанна Кроншдадского, св. благоверного княза Александра Невского. Доклад прочитан на Международной историко-богословской конференции «Покровские чтения в Брюсселе-2017» - «Русская Православная Церковь, сто лет после падения империи 1917-2017 гг.». Уже вскоре после Октябрьского переворота советские власти стали искать пути к подрыву авторитета Церкви (и религии в целом) в сознании верующих. Этой задаче была подчинена развернутая с конца 1918 г. кампания по вскрытию, экспер­тизе, публичной демонстрации и изъятию мощей канонизированных святых Русской Православной Церкви. Она никак не согласовывалась с принципами декрета об отделении и являлась грубым вмешательством в сугубо внутренние дела Церкви, попыткой, по сути, регулировать каноны ее жизни и богослужебной практики. Первые, нерегулярные случаи вскрытия мощей относятся к лету 1918 г. , но сигналом к массовым акциям такого рода послужило вскрытие мощей преподобного Александра Свирского в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре Олонецкой епархии. Первое вскрытие раки, где хранились мощи святого, произошло по решению Лодейнопольского уездного исполкома уже в январе 1918 г. . Через два месяца, в марте представители уездного совета попытались произвести опись имущества обители. Однако ее насельники не подчинились, провели крестный ход и вместе с многочисленными богомольцами заставили представителей советских властей и сопровождавших их пятерых красноармейцев ретироваться. После этого на полгода монастырь оставили в покое. Однако в октябре с началом гражданской войны и массовой антирелигиозной кампании по указанию VIII отдела Наркомата юстиции губернские и уездные власти решили возобновить попытки ограничить деятельность Александро-Свирского монастыря, а то и вообще закрыть этот «очаг контрреволюции» .

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/31/a...

Закрыть Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского 30 июля 1998 года (документы) Главы из книги «Преподобный Александр Свирский и его ученики». Часть III Людмила Ильюнина   01:42 10.08.2012 2639 Время на чтение 16 минут Часть I Часть II ХХ век для России – время ожесточенной борьбы с Православием. Это было время не только физического уничтожения церквей, монастырей, священства. Уничтожались и подвергались поруганию православные святыни. Во всяком уничтожении всегда есть первые жертвы. Первым монастырем, ознаменовавшим собой начало крушения монастырей, стал древний Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный преп. Александром Свирским. Его мощи стали первыми, на кого обрушилось зло новоявленных богоборцев. Избранник Божий, перед которым Бог предстал в трех Своих Ипостасях, первый лицезрел и злобный вражеский лик. Шесть раз приезжали большевики к мощам святого, на шестой – увезли, было это 20 декабря 1918 года. Сам монастырь к 1925 году полностью прекратил свое существование. На его территории был совхоз им. Карла Маркса, интернат, сельско-хозяйственный техникум, Свирьлаг для заключенных. Обретение мощей святых — событие, наполненное мистическим смыслом. В обретении мощей прежде всего явлена милость Божия к людям. Святой, живший во времена, далеко отстоящие от сегодняшнего дня, приблизился к людям и духом, и плотью, чтобы через это чудо возревновали мы о Боге, чтобы задумались о грехах своих, пришли к покаянию. Так с обретением мощей св. Александра Свирского и век XV, и события, заключенные в нем, приблизились к нам, чтобы вспомнили мы и о Промысле Божием о России и о важной роли Русской Православной Церкви в укреплении Русского государства. Архивные поиски места хранения мощей Преподобного начались в сентябре 1997 года. 30 декабря 1997 года настоятель монастыря – игумен Лукиан впервые увидел мощи в музее анатомии ВМА. В соответствии с требованиями ВМА с января началось освидетельствование «мумифицированного тела» (именно так назывался безымянный экспонат музея анатомии) с помощью научных сотрудников ВМА, института Антропологии и Этнографии РАН, экспертов Городской Судебно-Медицинской Экспертной Службы. Консультативную помощь получали у сотрудников Государственного Русского музея, Института (Истории РАН СПб филиал, в Академии Истории Материальной Культуры (бывшая Археологическая комиссия), у сотрудников Пушкинс кого дома, Государственной Публичной Библиотеки, у сотрудников Исторического факультета Государственного университета Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010