Погодина, 1608, л. 11 об. – 12). 3700 Якоже и в пренесении мощей явлено есть первомученика и архидиякона Стефана от Иерусалима в Царьград, и како нечистии дуси на пути вопияху: «О, горе нам, яко первомученик Стефан идет мучити нас!» – Комплекс текстов, посвящённых Стефану Первомученику, вошёл в Великие Минеи Четьи под 27 декабря, изд. см.: Великие минеи четьи: Декабрь. Дни 2531. М. 1912. Стб. 23862387, 23902428. 3701 И таковая в себе помышляху... еже бы доити в царствующий град Москву... дабы повелел государь таковому светилу из-под спуда на свещнице поставитися и церкви Божия Матере свою красоту восприяти. – Согласно материалам следственного дела, государю о новооткрывшемся гробе и о чудотворениях от него было сообщено следующим образом: «И после того ходил боярин Василей Иванович Стрешнев молитися ко Александру Свирскому чюдотворцу, и как он был в Кашине, и он, де, Варлам, будучи попом, ему, Василью Ивановичю, о явлени и о чюдесех благоверные великие княгини Анны извещал. И на Москве думному Ивану Гавреневу о том возвещал же. И они, де, ему велели бити челом и извещать великому государю. И он, де, Варлам, бил челом блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу. И после ево, Варламова, челобитья вскоре волею Божию ево, великого государя, в животе не стало. И он, Варламъ, бил челом блаженные ж памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 12 об. – 13). 3703 ...во град Тферь к сущему ту архиепископу Ионе... – Иона был архиепископом Тверским и Кашинским с 24 декабря 1642 г. по 1654 г. (дата хиротонии следующего архиепископа Лаврентия – 16 апреля 1654 г.). 3707 …мощи благоверныя и великия княгини-инокини Анны. И мы видевше, яко благодатию Христовою никакоже тлению причастны явишася, ни поне ризам ея. – Факт нетления риз Анны Кашинской был отмечен в соборном определении 1677 г. как «12 несогласие»: «В Житии в двох местех написано: тлению не токмо мощи, но и ризы непричастны Быша. А по досмотру нынешнему архиерейскому ризы, во что была скутана, и схима истлели, токмо во остатке части креста, что был вышит на куколе шолком, да часть плетей схимнических, и то истлело же, лежит на персех толко знак, а принятися не мощно. А на бедрах свивалник, как пояс, да нить лежат, истлели, принятися не мощно. Калиги обе по швам распоролися, а кожа не развалилася, а истлела» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 4). В данном определении имеется в виду второе освидетельствование мощей, состоявшееся в 1677 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм — нельзя, мечеть — можно? Московские власти выделяют под строительство мечети участок на Волжском бульваре. Но именно на этом самом месте жители района – местные жители, жители окрестных домов — хотели еще в 2007 году построить храм. 12 сентября, 2010 Московские власти выделяют под строительство мечети участок на Волжском бульваре. Но именно на этом самом месте жители района – местные жители, жители окрестных домов — хотели еще в 2007 году построить храм. В то время, как весь мир следит за нью-йоркским Ground Zero, где практически на месте разрушенного в теракте 11 сентября 2001 года православного храма власти собираются построить мечеть, аналогичная история случилась в Москве, в спальном районе Текстильщики. Московские власти выделяют под строительство мечети участок на Волжском бульваре. Во исполнение поручения Мэра Москвы Ю.М. Лужкова принято решение о выделении земельного участка площадью 0,4 Га под строительство мечети воскресной школы по адресу: Волжский бульвар, напротив вл.8 Но практически на этом самом месте — в 100 метрах — жители района – местные жители, жители окрестных домов —  хотели еще в 2007 году построить храм. За строительство храма приходской общиной св. Александра Свирского высказались и подписались  2,5 тысячи жителей района. Также за строительство храма ходатайствуют Совет ветеранов (отдел 4, 5, 6) и Совет инвалидов (Всероссийское общество инвалидов, местное отделение «Текстильщики»). Власти ответили, что «этот участок расположен в границах природного комплекса, с прохождением большого количества магистральных коммуникаций и магистральных газопроводов». Во время обсуждения генплана города Москвы жители района Текстильщики вновь обратились с просьбой выделить землю на строительство храма.  Более десятка просьб   ) можно насчитать более десятка просьб о месте строительства православного храма. Просьбы не были удовлетворены, храм было решено строить на другом месте. «Совместно с Москомархитектурой прорабатывается вопрос строительства храма по адресу: ул. Грайвороновская, вл. 12-14».

http://pravmir.ru/gde-segodnya-net-xrama...

¾ ф., 2 п. ½ ф., в 1п.4ф., в 22 ф. и в9 ф., помещены того же 19-го июля на деревянных при той же Александро-Свирской церкви столпах, до времени, когда представится случай и возможность обратить оные на какое-либо приличное употребление, и 3) что протоиерей Израилев счел необходимым воспользоваться трехдневным пребыванием своим в Ваулове для преподавания лично из нас псаломщику Эдомскому практических наставлений относительно исполнения на вновь сооруженных колоколах гармонических звонов. Священник села Ваулова Павел Зефиров. Того же села псаломщик Эдомский» 664 . Карильоны и куранты [...] Попытки настраивать колокола разных величин по диатонической или хроматической гамме встречались и в прежние времена. Такой набор настроенных колоколов называется курантом по-немецки Glockenspiel, по-французски Carillon, раньше quadrillon, происходит от quadrillonner, что первоначально означало четыре колокола, гармонически настроенных между собой» 665 . Слово «carillon» раньше «quadrillon» происходит от quadrillon­ner, что первоначально означало четыре колокола, настроенные в один гармонический аккорд. Quadrillonner перешло в carilloner. В фламандском наречии существует соответствующее слово beiarden; последнее происходит от слова beieren, происходящее в свою очередь от старого фламандского слова «beren», которое обознача­ло – дать звук. Первые куранты были самого примитивного типа. Обыкновен­но в колокола ударяли маленькими деревянными молоточками. Название «clipotiaux» эти маленькие молоточки были в упо­треблении продолжительное время. Они упоминаются еще в 1499 г. в отчетах города Ath. Этот способ издавать колокольный звук по­средством молота и языка не был музыкальным, так как, с одной сто­роны, служащий, нанятый для этой цели, был обыкновенно помощ­ник пономаря (ondercoxter), человек без музыкальной подготовки, да и сами колокола не были гармонично настроены. В отчетах го­рода Malines в 1430–31 годах говорится, что пономари всех при­ходских церквей города получали наградные за трезвость по случаю рождения царственного лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Просить Олонецкую Духовную Консисторию сделать распоряжение, чтобы приходские священники обязательно завели у себя особые миссионерские дневники, в которые записывали бы о своей миссионерской деятельности и о всем выдающемся в жизни местного раскола, – о затруднениях, встречающихся при исполнении своих миссионерских обязанностей, о веденных ими беседах (более важные беседы воспроизводить целиком), о лицах, принимавших участие в беседах, о посещениях о.о. миссионеров и т. п. 18. Распространение о.о. миссионерами в народе книг, брошюр и листков противораскольнического содержания Для закрепления в памяти слушателей проведенной миссионером беседы, для привлечения их на будущие беседы и вообще для ослабления раскола, – полезно было бы распространять в народе книги, брошюры и листки противораскольнического содержания, на приобретение которых в распоряжении миссионеров нет никаких средств. Поэтому просить Главный Совет Александро-Свирского Братства и его уездные отделения помочь в сем деле. 19. Полугодичные отчеты окружных миссионеров и их помощников В полугодичных отчетах миссионеры должны представлять сведения о том, какие местности ими посещены, что в них сделано в целях миссии, какие были ведены беседы (причем описать одну или две из них особенно замечательных), о состоянии раскола в посещенных приходах и о более выдающихся явлениях в жизни раскола. 20. Как воздействовать на нерадивых священников и следует ли доносить на таких Епархиальному Начальству? Самое лучшее средство воздействовать на нерадивых священников – нравственное влияние о.о. миссионеров: просьбы, братские советы, убеждения и предостережения; далее, частные заявления о.о. благочинным с просьбою повлиять на нерадивых священников своего округа; затем, донесение о замеченной нерадивости в миссионерские дневники. При недействительности же этих средств, следует уведомлять частным образом о. Епархиального миссионера, а при намеренном, упорном и явном нерадении официально – чрез него же Епархиальному Начальству. 21. Введение противораскольнических сведений в курс Закона Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Город не сдавался, не сидели сложа руки и наши войска. Как писал не то с сожалением, не то с возмущением немецкий генерал Вальдемар Эрфурт, «русские думали не о том, чтобы прекратить бой восточнее Тихвина, а о том, чтобы... перейти в контрнаступление в направлении группы армий «Север»». Надо сказать, русские не только думали, они ещё и делали.. Начало наступления Генерал Мерецков отбивался от финнов у Лодейного Поля. Кто бывал в Александро-Свирском монастыре, знает это место, восточнее Ладожского озера. Он едва начал приходить в себя после ареста. Его взяли как «пособника фашистов» на второй день войны, избивали, мочились на голову. Кирилл Афанасьевич не выдержал, всё подписал, но в конце августа обратился к Сталину с просьбой отправить его на фронт. К этому времени было потеряно столько генералов, что Мерецкова выдернули из камеры, отправив командовать 7-й армией. Словно не было ничего, даже в звании не понизили. Нет, он ничего не забыл. Открыто говорил, что больше не хочет жить, что сломался на допросах. Он презирал себя, но, думаю, продолжал надеяться, что позор можно искупить. Тихвин, который ему поручили взять, приняв командование 4-й армией, был для него символом спасения. Спасения не только Ленинграда, но и собственной души. Началось всё плохо. Дивизии его новой армии по численности были в лучшем случае полками, в худшем - батальонами, как 44-я Петроградская. Они всё ещё ходили в летнем обмундировании - в чём встретили войну, в том и остались. Не было патронов, гранат, давно забыли, что такое горячая еда. С едой Мерецков вопрос решил быстро: перебросил самолётами полевые кухни 7-й армии. Это было отличное решение - на запах потянулись даже те, кто потерял связь со своими частями. Потом нашлись и боеприпасы, и тёплая одежда. Армия начала оживать и даже верить, что она армия, а не несколько тысяч выживших в страшных боях. Одиннадцатого ноября атаковали. Немцы этого не ждали, откатились. Не до Тихвина, конечно, километрах в пятнадцати от города пришли в себя, но это всё равно была настоящая, большая победа. Вместо того чтобы совершить последний бросок навстречу финнам, враг, потеряв немало танков и солдат, вынужден был занять оборону. Пришла его очередь напряжённо ждать удара, поражения, смерти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

19 апреля/2 мая. Вторник. 9 часов утра Разговор везде только об арестах. Вчера узнал, что еще арестованы: Елачич, прот. Дроздов и Козакевич. Арест последнего наводит на подозрение о шпионаже в самом правлении. Дело в том, что Козаке­вич - не член правления и был в заседании единственный раз, ког­да оно происходило с Владыкой - Митрополитом, и где наговорили Вла­дыке откровенно много неприятного по поводу его воззвания и полномочий Введенскому с Боярским. Козакевич верно говорил об этом. И у меня закрадывается мысль, что, не сообщил ли об этом Введенско­му Н.М.Егоров ( брат отцов Льва и Гурия - Л.А. ) - его приятель и вообще слывущий в правящих кругах за «своего», но держащийся лавры, монашеского кружка и пр., словом, лавирующий и с «нашими», и «вашими»... Только этим и можно объяснить арест Козакевича, если, конечно, не присутствует также тут что-либо «личное» (Козакевич живет в районе Введенского). Кстати, еще одна деталь. В пятницу (когда Введенский послал уже письмо Митрополиту с угрозой), в Смольном были предста­вители Александро-Свирской часовни, с ходатайством оставить ри­зы на иконах в приделах, ибо изображения там неполные. Им пришлось долго ждать, потому что тот, с кем им надо было говорить, был занят. И вот, в конце концов, они видят, что из кабинета выходит Вве­денский и с большой любезностью прощается с представителем Смоль­ного (говорил о. Хазов). Соображая обстоятельства, можно думать, что именно тогда Введенский указал на своевременность «изоляции» определенных лиц, определив и самих этих лиц. Сегодня хотел быть у меня Боярский. Интересно, что он скажет от Введенского. Во всяком случае, надо, думается, воздействовать на него. В этом смысле я посоветовал вчера о. Льву просить Н.М.Его­рова поговорить с Введенским, рассказав свой взгляд на все эти события, как вызванные именно Введенским. Необходимо было бы съездить к Митрополиту, чтобы и он вызвал к себе Введенского и определенно сказал ему, что вся вина в нем - Введенском, и что он обязывает его освободить заключенных под уг­розой запрещения. Подожду еще сегодня и затем поеду.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Совсем без запретов, впрочем, дело не обошлось. Со временем власти стали ограничивать и даже запрещать колокольный звон, крестные ходы и другие формы Пасхальных торжеств. В 1918 году был запрещен набатный звон под предлогом того, что с его помощью священники могут подавать сигналы белогвардейцам или созывать народ на восстания против советской власти. В это время власти уже в массовом порядке закрывали храмы, территории и здания которых были объявлены собственностью местных советов. Нарастали репрессии в отношении священников. В этих условиях они уже и сами опасались привлекать внимание к храму колокольным звоном или крестными ходами. Даже обращаться к прихожанам с проповедью становилось все более рискованным делом... С 1918-1919 годов массовый характер приобрела кампания по вскрытию мощей. Пик ее пришелся как раз на весну 1919 года и оказался «приурочен» к Пасхе. Власть старалась принизить значение «праздника праздников», показать бессмысленность веры в воскресение мертвых. Однако плоды этой политики оказались противоречивыми. Например, из отчета о вскрытии мощей преподобного Александра Свирского видно, что люди, присутствовавшие во время вскрытия, в массовом порядке подходили и прикладывались к мощам — эффект получился прямо противоположный задуманному! Нечто подобное произошло и при вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. И все же со временем Пасхальные торжества становились все более и более «камерными». Постепенно Пасха превращалась в событие внутренней жизни конкретного прихода, изолированное от внешнего мира. А это вполне соответствовало стремлению властей к тому, чтобы церковная жизнь была отделена от жизни общества и страны. Мало-помалу большинство стало считать, что Пасха — это праздник из прошлого. А молодежь все чаще предпочитала Первомай — тем более, что к нему не нужно было как-то специально готовиться, поститься и ходить на исповедь. «Христос Воскрес — и Россия воскреснет» Совершенно противоположная ситуация складывалась на тех территориях, которые контролировались белым движением, — в некоторых южных губерниях, в Сибири, на Дальнем Востоке. Там Пасха воспринималась не просто как «праздников праздник», а как знак скорого возрождения России. Торжество наполнялось новым смыслом: «Христос Воскрес — и Россия воскреснет!» С такими заголовками выходили газеты, издававшиеся на этих территориях. Они сообщали, как на фронт бойцам доставляют пасхальные подарки, как перечисляют пожертвования для победы белых армий. Белые власти поощряли широкие крестные ходы, по масштабам зачастую превосходившие те, что совершались до революции. Люди, сохранившие верность православию, воспринимали каждую Пасху как залог того, что Россия должна возродиться. Один из таких многотысячных крестных ходов прошел в Омске, который в 1919 году стал «белой столицей». В нем принимало участие не только все духовенство омских храмов, но и министры колчаковского правительства и сам адмирал Колчак.

http://foma.ru/pasha-v-epohu-katastrofyi...

- Поедут беспременно. Вишь, пароходик-то наш дымит, пары разводят. А куда ездить изволили? - К " Коневской " ездили, к Александру Свирскому... А теперь куда повезут? - О. казначей возвестил, чтобы к Андрею Первозванному, часовенка там, на высоте, очень живописная красота расположения. Бывали? - Как не бывать, мы каждый год все скиты объезжаем, завсегда уж по скитам, душу радуем. Когда еще и парохода у вас не было, так на лодках ходили, годов тому двадцать. Мы старинные богомольцы, тогда билетов этих не выбирали. А теперь по билетам, за денежки. - А как же-с... пар-то развести надо? То на своем пару возили, на веслах, а теперь надо пароходик оправдать. А с бедного богомольца мы не взыскиваем. Кто побогаче - за него мзду и положит, вот и ладно выходит, по-Божьи. Не правда разве? А не от корысти мы. Мы для богомольца всякое удовольствие предоставляем. Стих даже для богомольца поют, монашек наш придумал. " Пречудный остров Валаам " - называется, " обитель избранных людей " . Видно сверху, как на пристани, у пароходика, чинно расхаживают в долгополых рясках и острых шлычках, перетянутые кожаными поясами, мальчики-монашонки, отданные родителями в духовное наставление на год-другой. Ведут они себя чинно, солидно даже, как настоящие монахи. На их лицах - присматривался я к ним подолгу - залегла несвойственная их летам сосредоточенность, вдумчивость, сознание некоего подвига. Пожалуй, и хорошо это. О. Антипа все говорил бывало: " от святого не будет плохого, молитвами силы набирают " . Невольно улыбнешься, когда услышишь, как мальчуган, серьезный не по годам, входя к вам в келью с видом смиренного брата, напевно тянет: " Молитвами Святых Отец, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, по-ми-луй на-ас... " Неподалеку вижу я коренастого старика в священнической шляпе. Он стоит у решетки и смотрит к Никольскому скиту. Загорелые кулаки его постукивают по решетке, будто от нетерпения. Оттуда, с Ладоги, приходят пароходы. Но там еще ничего не видно. " Пароход! " - слышу я хриплый возглас, тревожный, возбужденный, и вижу, как рыжий сапог старика бьет по гранитному столбику решетки. " Слышите... гудит? " - тревожно говорит старик сам с собой. Я посмотрел к Ладоге - нет никакого парохода. И услыхал: " и сегодня нет " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В дальнейшем ввели уголовное наказание за «паразитический образ жизни», за тунеядство, за бродяжничество (ст.ст. 198 и 209 УК РСФСР), но это проблемы не решило - вроде бы определялся социальный статус - «осужденный уголовник», но от этого руки и ноги не вырастали. Многие же из таких беспомощных калек в первые два-три года после войны (к радости большевицких властей) просто умерли от болезней, а то и голода. Но умерли не все сразу, а оставшиеся в живых требовали лечения и содержания. Эти «винтики» (как любил говорить Вождь народов) своё дело сделали, они уже больше не принесут пользы для дела строительства социализма, а лишь мешают. Вот только куда их убрать, чтобы никто не видел этих безруких и безногих, всегда хотящих есть калек, ведь их многие тысячи! И осенило: спрятать их на дальних поселениях, в том числе на далеком острове Валаам в Ладожском озере и в других обителях, пустующих после изгнания из них большевиками монахов и клира (Кирилло-Белозерском, Александро-Свирском, Горицком...), не пуская к ним туристов, журналистов и прочих любопытствующих. И, конечно, попиков: нет, нельзя, и всё! И были эти калеки без права переписки, без возможности получить духовное окормление, без возможности вернуться. А чтобы кто-то там не подумал, что такое может быть в отношении героев войны, организовать туристические поездки на пароходе, на тот же Валаам, но туристов дальше прибрежной зоны около пристани не пускать и занимать их экскурсиями с рассказами о героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны. И никаких, там, разговоров про инвалидов-калек! Всё это, вне сомнения, было проявление позорного двуличия большевизма, которое скрывало полноту страданий инвалидов. И вот в 1950 году на островах Валаамского архипелага в бывших кельях и скитах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, был организован Дом инвалидов войны, он просуществовал до 1984 года. Геннадий Добров. «Неизвестный» Самый тяжелый контингент этого интерната составляли многочисленные, как их здесь звали, «Самовары» - фронтовики, потерявшие и руки, и ноги («самовар» потому, что при теле был только «краник»).

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Рассуждая так, многодумный юноша знал, что, если бы можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если бы привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весной, то он, вместо ответа, посмотрел бы только и улыбнулся – такой несбыточной басней показались бы ему эти слова! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная Премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу все возможно: чудес нет для Него. Но слабо помышление человека: чего мы не привыкли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божия, на которые постоянно и уже равнодушно смотрим, дела дивные, чудеса великие, непостижимые. 134 Таким образом, природа, ежегодно повторяющая перед глазами всего человечества учение о воскресении мертвых, живописуя его преобразовательным таинственным действием, давала созерцающему ее Димитрию Александровичу содержание для его богомыслия, которое он изливал во вдохновенных поэтических строках, раскрывающих перед нами его внутреннюю жизнь этого времени. Чистая, богомысленая душа его, под материальным обликом видимого мира, как бы прозревающая мир невидимый, духовный, как и прежде в Александро-Свирском монастыре, так и теперь, воссылала к Творцу всего, «из среды браней, потрясающих ум и сердце из среды болезней, томящих и расслабляющих тело, из среды множества немощей, объемлющих все существование»,– воссылала слезное моление: «Господи, услыши молитву мою!» Обращаясь к Тому, Кто услышал Иону, молившегося во чреве кита, юный подвижник молил: «Господи, услыши глас мой! Изведи из темницы страстей душу мою, пролей в нее свет благодатный! Когда прольешь в нее этот свет, свет светлый и радостный, и животворный, тогда будет она исповедаться имени твоему!.. Ты, Господи, упование мое! Тогда только могу быть в стране живых, в стране святой правды Твоей, когда Ты, Господи, ниспошлешь в сердце мое благодать Твою; когда, вселившись в сердце мое, будешь часть достояния моего, моим единственным имуществом и сокровищем! И тогда возрадуются Святые Ангелы Твои возрадуются лики благоугодивших Тебе человеков, увидя спасение мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010