Но, так как деятелей Олонецкой миссии и в настоящем её составе недостаточно для борьбы с расколом, то желательно время от времени устраивать миссионерские курсы в гг. Петрозаводске и Каргополе. На эти курсы приглашать окончивших курс в народных школах и грамотных ревнителей православия не моложе 18 лет. За отсутствием специальных средств на этот предмет, съезд оо. миссионеров находит необходимым просить помощи у Главного Совета и отделений Александро-Свирского Братства и ходатайствовать пред Его Преосвященством о привлечении к участию в содержании курсов (деньгами и натурою) состоятельные монастыри епархии». Это постановление преосвященным было утверждено. Однако духовная консистория, в которую были переданы постановления съезда для приведения в исполнение, начала рассматривать их и даже перерешать некоторые, уже утвержденные Его Преосвященством, постановления съезда, причем относительно устройства миссионерских курсов сделала такое заключение: «постановление касательно устройства миссионерских курсов, как более сложное и к тому же требующее для своего приведения в исполнение обстоятельных предварительных данных, пока принять к сведению, поручив епархиальному миссионеру для приведения в исполнение сего постановления войти, когда это потребуется, (?) с особым обстоятельным рапортом к Его Преосвященству». Ясно, что бумажная логика консистории не могла переубедить ревностного архипастыря и миссионера, и владыка не стал дожидаться этого обстоятельного рапорта, а сам дал предложение, в котором поручил епархиальному миссионеру собрать чрез окружных миссионеров и их помощников сведения о лицах, желающих прослушать миссионерские курсы, и о более удобном месте времени для их устройства. Из собранных таким путем сведений выяснилось, что в г. Петрозаводске устраивать миссионерские курсы не для кого (желающих оказалось 2–3 человека), в Каргополе же – можно, так как в том краю прибыть на курсы (сроком на 1–2 недели) изъявили желание 38 человек. Но где взять средства, чтобы просодержать такое количество слушателей в течение двух-трех недель, и где найти помещение? Обратились к Александро-Свирскому Братству, – и оно ассигновало из своих скудных средств 100 руб., а затем стали просить помощи у Каргопольского отделения Братства, которое также откликнулось: ассигновало 50 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Димитрий Александрович, как сказано, во всем повиновался воле своего духовного отца; все вопросы и недоумения разрешались непосредственно им. Старец не ленился делать замечания своему юному питомцу, вел его путем внешнего и внутреннего смирения, обучал деятельной жизни. «Однажды, – рассказывает И. А. Барков, человек весьма благочестивый и достойный всякого вероятия, – ко мне приехал из Свирского монастыря о. Леонид зимой. Был жестокий мороз и вьюга; старец приехал в кибитке. Когда вошел он ко мне, я захлопотал о самоварчике и подумал: «Не один же старец приехал; вероятно, есть какой-нибудь возница,» – и я стал просить старца, чтобы он позволил ему войти. Старец согласился. Я позвал незнакомца и немало был удивлен, когда предстал передо мной молодой, красивой наружности человек со всеми признаками благородного происхождения. Он смиренно остановился у порога. «А, что, перезяб, дворянчик, " - обратился к нему старец и затем сказал мне: «Знаешь ли, кто это? Это Брянчанинов». Тогда я низко поклонился вознице». Такой крайне смиряющий образ руководства в жизни был предпринят о. Леонидом в отношении ученика своего, молодого ученого офицера Брянчанинова, без сомнения, для того, чтобы победить в нем всякое высокоумие и самомнение, которые обыкновенно присущи каждому благородному и образованному человеку, вступающему в среду простецов. Старец поступал как нелицемерный наставник, в духе истинного монашества, по примерам св. отцов, он постоянно подвергал своего ученика испытаниям, и такие опыты смирения не могли не нравиться благородному послушнику, с искренней любовью к Богу предавшемуся иноческим подвигам. Димитрий Александрович с покорностью отправлял и низкие служения. Но испытаниям, хотя бы они совершались в духовном разуме, есть мера, свыше которой они утрачивают свою привлекательную духовную сторону, остаются при одной внешности. Усердие и ревность подвергаемого испытаниям начинают тогда ослабевать, когда не получают подкрепления в силе духовного разума, которым должны быть проникнуты такие испытания. Старец при таком образе действий должен обладать в достаточной степени этой силой, чтобы его действия были несоблазнительны и удобоприемлемы, приятны для духовного чувства обучающегося. Древние святые отцы в таких случаях действовали чудодейственной силой, и она удерживала при них послушников. Разум рождается от опытности, опытность приобретается от многих примеров; а этот пример обращения с благовоспитанным и умственно необыкновенно развитым послушником в духовной практике о. Леонида едва ли был не первый. Тщательное воспитание при всем внимании к духовно-нравственной стороне требует сообразоваться и с физическим состоянием воспитываемого, а умственное его развитие нуждается в соответственном себе упражнении. Трудно предположить, чтобы все это соблюдалось при помянутых испытаниях, а описанный пример прямо говорит противное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

222 Морская Мария Ивановна; (ок. 1877 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 352, 358 Москалев Федор Иванович – член Приходского Совета Петергофского Петропавловского городского собора, инженер-электрик. 215 Мудролюбов Николай Васильевич; (ок. 1903 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358, 367 Мудролюбов Тихон Васильевич; (ок. 1901 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358 Надежин Александр Петрович (в монашестве Александр); (16 ноября 1857 – 15 июля 1931). Родился в с. Пагачинцы Олонецкого уезда и губернии. Окончил Олонецкую ДС (1879) и С.-Петербургскую ДА (1883), к. б. С 27 августа 1883 – помощник смотрителя Петрозаводского ДУ. По отзыву ревизора (1888) «преподавал Св[ященную] историю с успехом. [...] Изъяснения наставника отличались живостью и простотою. В должности помощника смотрителя Надежин трудился с усердием и в надзоре деятелен». С 4 сентября 1890 – смотритель Каргопольского ДУ и с апреля 1894 по 1896 – председатель Каргопольского уездного отделения Олонецкого епархиального училищного совета. С 1896 по 1908 – член Олонецкого епархиального училищного совета. С 12 апреля 1896 – инспектор Олонецкой ДС; с 20 октября 1897 освобожден от духовно-учебной службы. 26 октября 1897 рукоположен во священника с назначением настоятелем Петрозаводского кафедрального собора и благочинным церквей города. 4 ноября возведен в сан протоиерея. С 26 октября 1897 – председатель совета Олонецкого епархиального женского училища и преподаватель русского языка в нем, с 1 ноября 1906 – одновременно преподаватель гомилетики Олонецкой ДС. Состоял (с 1897 до 1 ноября 1906) штатным членом Олонецкой духовной консистории, членом совета Александро-Свирского братства. При возведении Братского дома в Петрозаводске в 1899–1900 возглавлял строительный комитет. Печатался в ОГВ, вел раздел «Местная хроника» в ОЕВ (1898–1907). Был женат на Ольге Алексеевне Пономаревой (около 1867 – 2 февраля 1907). С 9 января 1908 по 1 ноября 1912 – ректор Тверской ДС. 2 февраля 1908 в Петрозаводске состоялось его прощальное чествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

д.». XVIII в. 4. Большой дискос XVI в. с чернью, по краям апостолы, на пост[аменте] – евангелисты. Старинные кресты тельные 1. 4-конечн[ый] византийский XV в. 2. 4-конечный в раме, хорошей работы, XV в. Кресты 1. Онизан жемчугом по 4 направлениям 4-конечный. 2. Перламутровый – расп[ятие] 4-конечн[ое], окружен зелеными мелкими камнями (цепь). 3. Оригинальный серебр[яный] с мелкими крыльями. Цепь филигр[анной] работы. 4. Старинный – янтарное распятие в середине. Стразы в серебре, цепь филигр[анной] раб[оты]. 5. Распятие на финифти (без уголка), стразы. Цепь простая. 6. Распятие на яшме, цепь – штучная, кольчатая. Подвесок перлам[утровый]. 7. Кресте красными камнями, с короной. Цепьсеребр[яная], кольчатая. 8. Старинный крест, стразы и хризолиты, 4-конечный, цепь филигранная. 9. Крест массивный, аметисты поддельные. Христос в середине и серебр[яная] цепь. 10. Крест, красные камни, на фигурной цепи. 11. Крест, распятие писано маслом, 4 аметиста по углам. Стразы, цепь серебр[яная], массивная. 12. Крест, стразы и большие топазы. Панагии 1. Панагия с Христом. 2. Панагия с Богоматерью. 3. Панагия с гравирован[ным] изображением святого. Митры 1. Митра бархатная XVII в. (сомон) с грав[ированными] серебр[яными] бляхами, поддельн[ые] камни. 2. Митра парчовая, в настоящих мелких жемчугах, поддельн[ые] камни. 3. Алого бархата с настоящими овальными жемчугами и серебр[яными] бляхами. Внизу – металлич[еский] пояс с рельеф[ной] вязью. 4. Парчовая, в жемчугах, в клетку. Филигр[анное] изобр[ажение] святых, поддельн[ые] камни. 5. Парчовая, шитая золотом. 6. Алого бархата, XVII в. Поддельн[ый] жемчуг, серебр[яные] бляхи с изображением) святых. 7. Парчовая, шитая золотом, изображение] на финифти. Раки I. XIX в. 2. Малая XIX в. – ковчежец. 3. Остатки от раки, пожалов[анной] царем Михаилом Федоровичем. Без футляра, который уничтожен (он был новый сосновый). 127 разнородных по качеству и количеству предметов первой необходимости, подлежащих учету, переданы в Комитет деревенской бедноты Александро-Свирской слободы для распределения между нуждающимися, на что в деле об Александро-Свирском монастыре имеются соответствующие расписки и оправдательные документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Радуйся, любимиче Ея преискренний; радуйся, избранниче Сына Ея и Бога. Радуйся, даром чудотворения облагодатствованный; радуйся, будущая, яко настоящая провидевый. Радуйся, рыбарем ловитву чудесно умноживый; радуйся, неплодным родителем чадородие даровавый. Радуйся, болящия здравы возставивый; радуйся, тайная согрешения человеческая обличивый. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче. Кондак 10 Спасти хотя души ученик твоих, отечески назидал еси их, богомудре, оваго словом, оваго примером жития твоего, с кротостию обличая, с любовию увещавая их преуспевати в благочестии и чистоте: наипаче же пред кончиною твоею, вся ко спасению душевному благопотребная заповедал еси им, и научил еси их в молитвах бодрствовати и немолчно пети Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена заступления быша молитвы твоя чудотворче святый, всем с верою к тебе притекающим во всякой скорби, ибо чистоты ради твоея сердечныя сила духовная от Бога тебе даровася болящих исцеляти, бедствующим помогати, будущая прорицати, яко славити ближним и дальным величия Божия, в тебе явленная, и звати тебе сице: Радуйся, врачу немздоприемный недугов человеческих; радуйся, не токмо телесных, но и душевных болезней изрядный целителю. Радуйся, слепым прозрение даровавый; радуйся, сляченных и увечных здравы сотворивый. Радуйся, бесных от диавольскаго удручения свободивый; радуйся, изступленным ум здравый возвративый. Радуйся, покрытых струпами уврачевавый; радуйся, печальных утешивый. Радуйся, бедствующим на помощь ускоривый; радуйся, плененным и в темнице седящим ослабу и свободу явлением твоим даровавый. Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче. Кондак 11 Пение всеумиленное принесл еси Пресвятей Троице во время кончины твоея, преподобне, и молитве, сущей на устех твоих, предал еси святую душу твою в руце Живаго Бога, Егоже от юности возлюбил еси, и Емуже до старости маститыя работал еси нелицемерно; темже со упованием благим радостно прешел еси к обителем небесным, со ангельскими лики пети Триипостасному Богу: Аллилуиа. Икос 11

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Вместе с тем была доля истины в словах Троцкого о том, что ценности из русских церквей в основном “уплыли за годы революции”. Только в главной массе своей – отнюдь не за рубеж. С начала 1918 г. РПЦ подвергалась многочисленнейшим и хаотичным революционным экспроприациям. Значительная часть территории страны была опустошена фронтами гражданской войны и подавлением крестьянских восстаний 1921 г. Частыми были случаи вполне уголовных грабежей, от которых подчас не очень уж сильно отличались реквизиции самых различных центральных и местных властей. Напомним о масштабах лишь одной из них: уже в январе 1918 г. у Синода РПЦ было изъято ценных бумаг и других активов на сумму 46 млн. рублей 55 . Немало ценностей “уплыло” (по терминологии Троцкого) во время кампании 1918–1919 гг. по вскрытию мощей русских святых. Так, в октябре 1918 г. в Александро-Свирском монастыре при вскрытии вооруженным отрядом ВЧК раки святого было конфисковано в монастырских тайниках около 40 пудов серебра “в церковных изделиях”. Они были поделены между местным комбедом, музеем и ГубЧК 56 . Оценивая сообщенную 04.11 1922 г. А. Н. Винокуровым итоговую цифру изъятых по декрету 16(23).02 1922 г. церковных ценностей в 4,6 млн. р., не следует забывать, что она относилась лишь к ценностям действовавших тогда церквей, монастырей, костелов, синагог, мечетей. Сбор ценностей из закрытых монастырей и церквей должен был осуществляться (по крайней мере, по закону) совершенно отдельно, не через Помгол и КИЦП, а через комиссию Троцкого “по учету и сосредоточению ценностей”. Последняя в мае 1922 г. объявила о завершении своей работы и передаче всех подобных дел в дальнейшем в ведение Гохрана (Аркуса и Базилевича). Характерно, что эта комиссия занималась поисками сокровищ не только в закрытых монастырях (а их, по сведениям П. А. Красикова от 1920 г., уже тогда было 673), церквах, дворцах, особняках, но и в местных органах ГПУ и в музеях. И по этой линии Троцкий в январе 1922 г. ожидал очень многого, но в мае никаких итогов не объявил (во всяком случае, подобные данные пока не обнаружены). А уже 09.08 1922 г. была создана новая комиссия по изъятию ценностей из музеев во главе с Базилевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос этот обсуждался на 1-м миссионерском съезде и был решён в том смысле, что окружные миссионеры и их помощники, состоящие в приходах на вакансии вторых священников и диаконов, по делам прихода находятся в зависимости от настоятеля своей приходской церкви, а в делах миссии независимы от него. Не смотря на такое, по-видимому, ясное решение, на практике встретились недоразумения. Поэтому пришлось несколько подробнее выяснять этот вопрос. Подтвердив прошлогоднее постановление, съезд присовокупил, что миссионеры, будучи зависимы от оо. благочинных как приходские священники, в делах миссии совершенно независимы от них. Поэтому настоятели церквей и благочинные не должны стеснять оо. миссионеров в их миссионерской деятельности и, под предлогом исполнения приходских обязанностей, удерживать их от миссионерских поездок, о которых оо. миссионеры каждый раз имеют предупреждать местный причт. Равным образом и оо. миссионеры, под предлогом миссионерских поездок, не должны уклоняться от исполнения приходских обязанностей, а вообще стараться поддерживать братские отношения между собой, оказывая взаимные услуги в несении пастырских трудов по приходу, только не в ущерб миссионерскому делу. На 3-м заседании обсуждали вопрос: об образовании епархиального миссионерскою фонда. В виду того, что с образованием приходских миссионерских кружков необходимы для них книги и листки противо-раскольнического содержания; что многие из раскольников не обращаются в православие единственно потому, что материально зависимы от своих единомышленников; что члены причта, особенно отличающиеся миссионерской деятельностью, а равно учителя народных школ и ревнители православия, трудящиеся в деле миссии, достойны поощрения, хотя бы в виде денежных наград, и что ученикам, оканчивающим курс в народных школах, желательна раздача в награду книг и брошюр противо-раскольнического содержания, а специальных средств для удовлетворения всех этих нужд в распоряжении миссии нет, – съезд признал необходимым образование особого миссионерского фонда и решил обратиться к главному совету Александро-Свирского братства и его отделениям о выделении на этот предмет какой-либо части из своих сумм, а перед Его Преосвященством – ходатайствовать об учреждении особой кружки по церквам епархии для обнесения её в местные храмовые праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это, в свою очередь, лишило практику на местах необходимого однообразия и последовательности. В одном, например, уезде отбирали только метрические книги, а в соседнем, помимо метрических книг, требовали представления так называемых «брачных обысков» и церковных печатей. В одной губернии находили возможным допустить существование часовен, а в другой закрывали все церкви, обращая в кинематограф даже большие соборы с хранившимися в них и чтимыми сторонниками православной религии «чудотворными иконами и мощами». Провинциальные исполнители декрета и инструкции, совершенно не считаясь ни с существующими местными условиями, ни с индивидуальными особенностями быта каждого исповедания, ни с психикой малокультурной, отсталой и все еще находящейся под влиянием религиозной идеологии деревни, иногда единственно возможным средством борьбы с религиозными предрассудками считали путь репрессий. Так, достаточным основанием для всевозможных преследований служителей культов часто служил только один факт принадлежности данного гражданина или к так называемому белому духовенству, или к числу монахов. На места[х и]ногд[а з]апрещались все без исключения церковные службы без особого на каждую из них разрешения запрещалась проповедь в церквах даже исключительно на религиозные в городах отбирались от церквей все предметы, специально предназначенные для богослужебных священные платки с престола, как равно и облачения, перешивались на балдахин, ранее висевший над мощами Александра Свирского, украшал собою в октябрьские празднества здание Отдела народного образования в Петрозаводске, удаление икон из общественных мест кое-где преднамеренно производилось в часы скопления публики и сопровождалось грубым оскорблением религиозного чувства верующих граждан и т. д. Путь репрессий достигал иногда совершенно обратных результатов, превращая служителей культа и сторонников данной религии в каких-то мучеников и «страдальцев за веру». По местам в крестьянских массах поднималось глухое брожение, переходившее иногда в открытое, как например, под Череповц[о]м, восстание против Советской Многих из крестьян, искренн[е] сочувствующих программе коммунистов, от реализации своих симпатий останавливает единственно то обстоятельство, что провозглашенные лозунги в религиозном вопросе осквернены плохими исполнителями, своими действиями, воскрешающими в памяти проклятые старые порядки.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

«Радуйся, матерь во плоти видети не восхотевый. Радуйся, кончину святую от Бога матери твоей испросивый. Радуйся, мертву склабящуюся лицем сию видевый». д) Пример неуместных выражений: «Жегоша отдолу огнем, по хребту же палицами биша без милости, дóндеже изнемогоша сами биющии, и посем снемше со огня к колеси привязаша тя и обращающе коло, вся кости твоя сокрушаху и жилы терзаху» – о. цензором указано на неуместность в акафисте подобной картины, вызывающей не умиление, а раздражение. е) Примеры слишком искусственно составленных и нескладных выражений: «Радуйся, Пречудная Лозо, произведшая Божественный Плод живота небеснаго»; «Боже, Боже мой, простри ми руку, яко Петру, утопающему в сквернах» вместо «Боже мой, яко Петру, руку простри ми, утопающему в сквернах»; «Радуйся, глубино смирения, болезни омывающая»; «Великомученица чудотворная» и др. 339 307 Из 1-й главы Евангелия от Матфея в акафисте заимствованы и переработаны стихи: 18 (ик. 2 и конд. 3), 19 (ик. 3), 20–23 (конд. и ик. 4), 24 (конд. 5); из 2-й главы – стихи: 1 и 11 (ик. 5), 13 (конд. и ик. 7), 20–23 (ик. 8). Из 2-й главы Евангелия от Луки взяты стихи: 7–16, 20 (ик. 5), 21 (конд. 6), 25–35 (ик. 6), 40 (конд. 12), 42–47 (ик. 11), 51 (конд. 9–10). 312 Ик. 1 акафиста Варсонофию Казанскому; ик. 1 – Алексию, человеку Божию; ик. 1 – Александру Свирскому ; ик. 1 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Геннадию Костромскому; конд. 2 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 – Анастасии Узорешительнице; ик. 1–2 – Евфросинии Суздальской и др. 313 Ик. 1 акафиста Антонию Сийскому; конд. и ик. 2 – Антонию Печерскому; конд. 2 – Варлааму Хутынскому; конд. 2 – Варсонофию Казанскому; ик. 1 и конд. 2 – Геннадию Костромскому; ик. 1 и конд. 2 – Григорию Пелынемскому; ик. 1 и конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 1 – Димитрию Прилуцкому; ик. 1 и конд. 2 – Кириллу Белоезерскому; конд. 2 – Евфросинии Суздальской; ик. 2 – Макарию Калязинскому; конд. 2–3, ик. 2–3 – Никодиму Кожеезерскому; конд. 2 и ик. 1–2 – Сергию Радонежскому (1-го акафиста) и ик. 1 (2-го акафиста); ик. 1 – Стефану Махрищскому; ик. 1 – Стефану Пермскому и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

419 На родине автора, в Сирии, женщины заплетают волосы в несколько прядей и для укрепления завязывают на конце шнурком, а если волос мало, то привязывают еще пряди, но, конечно, не из конского волоса. 420 Этот Рассказ, повидимому, имеет отношение к случившемуся незадолго перед тем занятию Амурского края и города Адбавина казаками под начальством Хабарова. 423 Под именем дворца автор разумеет весь Кремль; следовательно, стена, построенная, по его словам, святым Петром, есть стена Китай-города. 427 Мы не могли в точности определить, о какой ярмарке говорит здесь Павел Алеппский; думаем, что эта ярмарка происходила в Черкасове на Дону. В половине XVII в. этот город, будучи довольно значительным и находясь на самой границе, близь устья Дона и турецкого Азова, мог получить важное торговое значение, как складочное место товаров, перевозимых по Дону. Цветущее состояние Черкасска окончилось лишь в начале нынешнего столетия, когда в 1803 году главное управление Войска Донского было переведено в Новочеркасск. Что касается купцов Барса, о которых автор счел нужным упомянуть особо, то это, вероятно, Парсы из Индии. Они издавна приезжали в Астрахань, а при Алексее Михайловиче „Индийцы получали право посещать не только Астрахань, по столицу и внутренние города России“ (см. Костомаров: Очерк торговли Моск. Госуд., стр. 52). И они воспользовались этим правом, судя по тому, что в 1650 г один индусский купец приезжал с товарами даже в Ярославль. Мы приняли чтение петербургской рукописи; но в здешней, вместо Серкас, стоит Сирс. В этом случае можно было бы думать, что автор говорит о ярмарке на р. Свири, близ Александро-Свирской пустыни; эта ярмарка была весьма значительна в XVII в. и туда приезжали, между прочим, шведские купцы (см. Костомаров: Очерк торговли и пр., стр. 111). Что же касается названия Долян, или Дулян, которое одинаково написано в обеих рукописях, то нам не удалось пока найти объяснение его. Для решения как этого, так и некоторых других вопросов, оставленных неразъясненными, дабы не задерживать печатание перевода, мы будем продолжать изыскания и результат их приложим в конце перевода в виде отдельных примечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010