После этого апостола Андрея осиял небесный свет и через некоторое время он отошел ко Господу. Жена правителя, Максимилла, сняла тело апостола и похоронила его. Ее супруг вскоре сделался одержимым и погиб. Брат Эгеата, Стратоклий, похоронил его и отказался от наследства, не желая оскверняться его грехом – убийством апостола. Мощи и почитание Почитание апостола Андрея Первозванного широко распространено во всем христианском мире. Однако в некоторых странах он пользуется особым почитанием. В Грузии апостола Андрея почитают как одного из просветителей этой страны. Шотландия считает его своим святым покровителем. Огромным почитанием апостол Андрей пользуется и в России, поскольку, согласно преданию, он при жизни посетил пределы нашей страны и даже проповедовал здесь. Мощи апостола первоначально находились на месте его мученической кончины – в Патрах (Греция). В 357 году по поручению императора Kohcmahцuя II они (кроме честной главы) были перенесены военачальником, великомучеником Артемием, в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов. В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. После взятия Константинополя крестоносцами кардинал Петр Капуанский увез мощи апостола Андрея в Италию в город Амальфи, где они находятся вплоть до настоящего времени. Честная глава и крест апостола Андрея на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Nuю II, который поместил их в соборе святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами апостола в Амальфи. В 1964 году папа Nabeл VI принял решение о передаче главы апостола Андрея и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся более шестидесяти лет строительство собора во имя Андрея Первозванного – крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом – большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Главное чудо Сергия Радонежского — он сам Юбилей преподобного Сергия — важный рубеж для нашего народа и государства. 21 июля, 2014 Юбилей преподобного Сергия — важный рубеж для нашего народа и государства. Если бы не было преподобного Сергия, никогда не появилось бы и Святой Руси. Главная юбилейно-историческая дата этого года — 700-летие преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского святого, сыгравшего ключевую роль в становлении российской государственности, в формировании национального духа. Удивительным образом именно в год всеобщих торжеств, посвященных преподобному Сергию, наше общество переживает новый подъем национального самосознания. Святейший Патриарх Кирилл, возглавивший масштабные празднества в честь преподобного Сергия, которые прошли на минувшей неделе в Сергиевом Посаде, в интервью «Эксперту» говорит о том, почему именно сейчас важно по-новому переосмыслить уроки, которые преподнес всем нам радонежский игумен — Ваше Святейшество, хорошо известно, что воинам, шедшим на Куликово поле во главе с князем Дмитрием Донским, духовная поддержка Сергия Радонежского была очень важна. Но почему? Когда читаешь сегодня у Ключевского о чувстве «нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество», и о том, что этим настроением народ потом жил века, то ощущаешь, что от нас сегодняшних значение святого уже ускользает. И еще один часто возникающий вопрос: как можно объяснить участие в сражении монахов Пересвета и Осляби, которые, вообще говоря, отказались от мирской жизни и посвятили себя служению Господу ? — Чтобы понять и оценить это значение, вспомним исторический контекст. Две главные проблемы Руси первой половины XIV века — раздробленность и подчинение татаро-монгольским ханам. В ситуации противостояния князей друг другу невозможно было объединиться для преодоления ига. Народ прежде всего был озадачен проблемой выживания в этих крайне стесненных условиях. Но Варфоломей (будущий преподобный Сергий) уходит в глухой лес, будучи движим, с одной стороны, любовью к Святой Троице, с другой — болью о вражде и разделениях в родном народе. Как пишет автор его жития Епифаний Премудрый, первый делом Сергий поставил небольшой деревянный храм в честь Святой Троицы — «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх пред ненавистною раздельностью мира». Преподобный Сергий победил этот страх и помог всему русскому народу избавиться от «ненавистной разделенности», в которой народ оказался.

http://pravmir.ru/glavnoe-chudo-sergiya-...

– Шлем и латы его были иссечены, но обагрены единственно кровию неверных: Бог чудесным образом спас сего Князя среди бесчисленных опасностей, коим он с излишнею пылкостию подвергался, сражаясь в толпе неприятелей и часто оставляя за собою дружину свою. Димитрий, провождаемый Князьями и Боярами, объехал поле Куликово, где легло множество Россиян, но вчетверо более неприятелей, так, что, по сказанию некоторых Историков, число всех убитых простиралось до двухсот тысяч. Князья Белозерские, Феодор и сын его Иоанн, Торусские Феодор и Мстислав, Дорогобужский Димитрий Монастырев, первостепенные Бояре Симеон Михайлович, сын Тысячского Николай Васильевич, внук Акинфов Михаил, Андрей Серкиз, Волуй, Бренко, Лев Морозов и многие другие положили головы за отечество: а в числе их и Сергиев Инок Александр Пересвет, о коем пишут, что он еще до начала битвы пал в единоборстве с Печенегом, богатырем Мамаевым, сразив его с коня и вместе с ним испустив дух; кости сего и другого Сергиева Священновитязя, Осляби, покоятся доныне близ монастыря Симонова. Останавливаясь над трупами мужей знаменитейших, Великий Князь платил им дань слезами умиления и хвалою; наконец, окруженный Воеводами, торжественно благодарил их за оказанное мужество, обещая наградить каждого по достоинству, и велел хоронить тела Россиян. После, в знак признательности к добрым сподвижникам, там убиенным, он уставил праздновать вечно их память в Субботу Дмитровскую, доколе существует Россия. Ягайло в день битвы находился не более как в 30 или в 40 верстах от Мамая: узнав ее следствие, он пришел в ужас и думал только о скором бегстве, так что легкие наши отряды нигде не могли его настигнуть. Со всех сторон счастливый Димитрий, одним ударом освободив Россию от двух грозных неприятелей, послал гонцов в Москву, в Переславль, Кострому, Владимир, Ростов и другие города, где народ, сведав о переходе войска за Оку, денно и нощно молился в храмах. Известие о победе столь решительной произвело восхищение неописанное. Казалось, что независимость, слава и благоденствие нашего отечества утверждены ею навеки; что Орда пала и не восстанет; что кровь Христиан, обагрившая берега Дона, была последнею жертвою для России и совершенно умилостивила Небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Для нас очень важно, что 22 апреля 1900 года в наш храм приезжал поклониться гробницам Пересвета и Осляби царь Николай II и его супруга Александра Федоровна вместе с генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем и его святой супругой Елизаветой Федоровной. Это событие подробно отражено в книге настоятеля этого храма протоиерея Иакова Остроумова. В память об этом событии был установлен памятный знак — в книге отмечено, что он находился за левым клиросом Сергиевского придела. Храм имеет тяжелую историю. В течение 60 с лишним лет он был цехом завода " Динамо " . Когда на завод пришел знаменитый художник Павел Корин, собрал рабочих и сказал им, что они находятся рядом с великой святыней, связанной с предстоявшим в то время 600-летием Куликовской битвы, никто не мог понять, о чем говорит Павел Дмитриевич. Но молитвами великих угодников Божиих — Сергия Радонежского, Кирилла Белоезерского, покровителя нашего храма, Федора Симоновского, Царственных страстотерпцев — в храме началось возрождение. Он стал одним из первых храмов, открывшихся в Москве после длительного безбожного периода. В июле 1989 года был подписан указ о передаче этого храма Церкви. Завод " Динамо " в то время действовал во всю свою мощь, и попасть в церковь было очень трудно. Но с тех пор народная тропа к этой святыне уже не зарастает и лампада над мощами героев Куликовской битвы уже не гаснет. Сегодня мы просим Ваше Высокопреосвященство освятить знак в память о посещении Царской семьей нашего древнего храма и в память 400-летия Дома Романовых, к которому они принадлежали. Этот знак восстановлен на том же месте, где он находился в начале XX века, тщанием и трудами Императорского православного палестинского общества, основателем которого и был посетивший наш храм в начале XX века великий князь Сергей Александрович. Хотя наш приход — мы его называем Старосимоновской дружиной — находится в промышленном районе, но это место, благословленное преподобным Сергием, и место особого присутствия Божией Матери. Недаром в нашем храме получил видение преподобный Кирилл Белоезерский, недаром в нашем храме находятся две древние чудотворные иконы — Влахернская и Тихвинская.

http://patriarchia.ru/db/text/3251376.ht...

     Когда-нибудь монах трудолюбивый      Найдет мой труд, усердный, безымянный,      Засветит он, как я, свою лампаду -      И, пыль веков от хартий отряхнув,      Правдивые сказанья перепишет,      Да ведают потомки православных      Земли родной минувшую судьбу...      Стало быть, монастыри России, это не только молитва, не только зодчество, но и библиотека, и ученые изыскания. Действительно, открытия всегда шли рука об руку с небесными откровениями, а зрячая вера, соединившись с испытующим разумом, созидала мощь исторической великой России...      Родина немыслима и без того дома, где родился читающий эти строчки, скромного дворика или палисадника, где незаметно течет или уже протекло наше детство. И когда вдруг вновь увидишь этот дом после долгой разлуки и бережно прикоснешься к стволу дерева, приветливая сень которого уберегала тебя от полуденного зноя в отроческие годы, тогда сладко защемит сердце и на глаза навернутся слезы от неизбывного чувства любви к земле, породившей тебя.      Есть у Александра Сергеевича Пушкина стихотворение, в котором обретаются замечательно важные для нас мысли. Поэт пишет, что все самостоянье человека, залог величия его заключается в любви к отеческим гробам... и к родному пепелищу.      Да, поистине святое место - кладбище. Здесь, как нигде, успокаиваешься душой. Все наносное, поверхностное, суетное вдруг куда-то уходит. Человек становится пред лицом вечности... На одном надгробии была высечена в камне надпись: " ...блаженны мертвые, умирающие в Господе... они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними " . Здесь, у могильного камня, не только обретаем мы ведение смысла жизни, но здесь восстанавливается наша историческая память, связуется нить веков. Прошедшее и будущее становятся настоящим, когда на них смотрит Господь Иисус Христос; а Он " вчера и сегодня и во веки Тот же " .      Кладбище - это тоже Родина, и если тебе, читатель, доведется когда-нибудь положить живые цветы на могилу святых Осляби и Пересвета, то, глядя на неугасимую лампаду, теплящуюся у надгробья, ты поймешь, что у Бога все живы, ибо творящий волю Господню умереть не может. Залог величия и самостоянья православного человека есть вера во всеобщее воскресение мертвых. Всем нам, и малым, и великим, надлежит встретиться друг с другом у страшного престола Судии Христа.

http://zavet.ru/book/07deti/001/009.htm

Димитрий, провождаемый князьями и боярами, объехал Поле Куликово, где легло множество Россиян, но вчетверо более неприятелей, так что, по сказанию некоторых историков, число всех убитых простиралось до двух сот тысяч. Князья Белозерские, Федор и сын его Иоанн, Торусские Федор и Мстислав, Дорогобужский Димитрий Монастырев, первостепенные бояре Симеон Михайлович, сын тысячского Николай Васильсвич, внук Акинфов Михаил, Андрей Серкиз, Волуй, Брецко, Лев Морозов и многие другие положили головы за отечество, а в числе их и Сергиев инок, Александр Пересвет, о коем пишут, что он еще до начала битвы пал в единоборстве с Печенегом, богатырем Мамаевым, сразив его с коня, и вместе с ним испустил дух; когти сего и другого Сергиева священновитязя, Осляби, покоятся доселе близ монастыря Симонова. Останавливаясь над трупами мужей знаменитейших, Великий Князь платил им дань слезами умиления и хвалою; наконец, окруженный воеводами, торжественно благодарил их за оказанное мужество, обещая наградить каждого по достоинству, и велел хоронить тела Россиян. После, в знак признательности к добрым подвижникам, там убиенным, он установил праздновать вечно их в Субботу Дмитровскую, доколе существует Россия». Глава третья. Летописи 1. Летописи (хроники) получили начало в Средних веках в кругу монашества. Это суть первые, можно сказать, младенческие попытки Истории. В них события политического, гражданского и церковного мира излагаются в простом хронологическом порядке, по годам, и притом таким образом, что нередко прямая связь их прерывается, а в повествование вставляются народные слухи, знамения, нравоучительные замечания, диалоги и разного рода статьи. Вообще в летописях, дошедших от Средних веков, отражается религиозная точка зрения на жизнь общественную и видна ограниченность познаний, наивность повествования, иногда даже детское легковерие. 2. Летопись или хронику в строгом смысле должно отличать от Анналов. В сих последних просто, кратко и сжато означаются достопамятнейшие события и происшествия какого-либо народа или государства, по годам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Своё название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь. Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и Фёдор, стремясь найти уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалёку от старого. В 1379 году монастырь был перенесён на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, под колокольней которой во второй половине 18 века были обнаружены могилы героев Куликовой битвы Александра Пересвета (ум. 1380) и Родиона Осляби (ум. 1380 или после 1389). Пережившая страшные разрушения, долгое время служившая компрессионной станцией завода " Динамо " , ныне эта церковь снова действующая. Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь " отраслью " своей Троицкой обители и всегда останавливался в нём, когда приезжал в златоглавую. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (Козьма), св. Иона, митрополит Московский, патриарх Иосиф (Владимир), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн (ум.1525), знаменитый деятель нестяжательства Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Фёдор Алексеевич Романов (1661-1682), для него здесь были устроены кельи. В 1771 году, при Екатерине II (1729-1796), монастырь был упразднён и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращён в чумной карантин. В 1795 году по ходатайству графа Василия Васильевича Мусина-Пушкина обитель была восстановлена. Башни и стены монастыря строились в 16 веке. Их возводил " государев мастер " Фёдор Савельевич Конь, выдающийся русский зодчий - строитель Смоленского Кремля. Укреплённый при Борисе Фёдоровиче Годунове, монастырь отразил набег крымских татар Казы-Гирея. Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли части старой крепости. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота около 7 м. Из сохранившихся башен выделяется угловая башня " Дуло " , увенчанная высоким шатром с двухярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымцев в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году были возведены надвратная церковь св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03108

Только одному человеку верит сейчас Россия. К нему, старцу Сергию, прискакал Великий князь за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отборным отрядом. До поздней ночи в маленькой келье ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чем не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал еще христианский мир. Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев. А на утро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех, склонившихся в почтении к нему воинов святой водой и осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие собравшиеся в монастыре, воскликнул: — Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет ти Помощник и Заступник! И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному шепнул: — Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе. Быстро и огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и почувствовал — так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Сразу узнал из князь, ведь совсем недавно бились они с врагами под его знаменами, да так крепко бились, что у воинов, рядом стоящих, силы утраивались. Но, видно, столько жизней, хоть и вражеских, они загубили, что, ужаснувшись, ушли к Сергию в монастырь, души свои спасать. Первый, постарше — боярин Андрей Ослябя, второй — Александр Пересвет. Как похож был молодой красивый витязь на свое имя! Отвагой и решимостью светились его строгие глаза, а весь он излучал такую уверенную силу и доброту, с какой только и можно идти на бой со злом. На головах Осляби и Пересвета черные шлемы спасения — островерхие кукули с вышитыми белыми крестами.

http://azbyka.ru/fiction/skoryj-pomoshhn...

В храме находится икона преподобного Серафима Саровского - едва ли не единственная уцелевшая от прежних времён святыня. После закрытия и разорения в 1929 году она пропала. И лишь в конце 1990-х после того, как храм возродился к жизни, её вернула одна местная жительница Комягино, в семье которой икона хранилась все эти годы безвременья. Сегодня Сергиевский храм обрел прежнее величие и красоту. Как хорошо отмечено на сайте церкви: " Золоченый иконостас главного храма и резной деревянный иконостас придела Макария Желтоводского, великолепная роспись стен и чудные богослужения создают особое молитвенное настроение у каждого, кто войдет в эти стены с чистым сердцем… " В селе Комягино Пушкинского района до сих пор можно услышать малоизвестное предание, которое связывает это место с жизнью святого Сергия Радонежского. Об этой связи напоминает и замечательная сергиевская церковь семнадцатого века. В статье вы узнаете, что, согласно легенде, помешало почитаемому святому основать свой Троицкий монастырь в Комягино и принудило двинуться в нынешний Сергиев Посад, почему мозаика на стене церкви имеет портретное сходство с радонежским чудотворцем, и что означает символ глаза в треугольнике, расположенный над иконой.Один из местных жителей села Комягино, дом которого находится недалеко от церкви, рассказал малоизвестную легенду о Сергии Радонежском: «Говорят, что в возрасте пятнадцати лет Варфоломей, будущий святой Сергий, убежал от своих родителей из Радонежа и поселился в пещере на речке Скалбе на месте нынешнего Комягино. Местные жители отнеслись к пришельцу враждебно. В четырнадцатом веке христианство, может быть, не всеми в этих местах принималось безоговорочно, было еще много язычников. Юного отшельника побили комьями земли, отсюда якобы и появилось название «Комягино». После этого святой вернулся в радонежские края и обосновался на том месте, где сейчас находится Троицкая лавра в Сергиевом Посаде». Выходит, что знаменитая Троице-Сергиева лавра вполне могла возникнуть недалеко от современного города Ивантеевка в селе Комягино. Если мы посмотрим житие Сергия Радонежского, то не найдем там легенды о первой неудачной попытке обосноваться в Комягино на реке Скалбе. Впрочем, в житии нет и других более известных преданий, например, там нет подтверждения популярной истории о благословении на Куликовскую битву монахов Пересвета и Осляби. Житие святого Сергия – заслуживающий доверия источник. Оно было написано учеником Сергия Радонежского монахом Епифанием спустя примерно тридцать лет после смерти учителя, причем черновые наброски воспоминаний он начал готовить еще раньше.

http://sobory.ru/article/?object=03505

Мы помним из жития преподобного Сергия, как, будучи игуменом, он за кусок заплесневелого хлеба трудился целый день, строя крыльцо кельи для своего брата. Как смиренно отринул он предложение епископского служения от святителя Алексия и дар золотого креста. С земным поклоном умолял он избавить его от этой высокой награды, говоря: «Никогда я не был золотоносцем». Для него было естественно служить литургию в деревянных сосудах и в облачении из простого холста. Как будто даже через это он хотел прикоснуться жизни Спасителя, Который в юные годы занимался ремеслом древодела. Мы знаем, как преподобномученица великая княгиня Елизавета все оставила — и богатство, и высокое положение, — чтобы всей жизнью своей служить Господу в основанной ею Марфо-Мариинской обители, как приходила она на Хитров рынок к искалеченным грехом и страданиями людям, неложно свидетельствуя им о Христе. И как она евангельски убийцу мужа своего простила. Все служение этих святых неразрывно связано с судьбами нашей Церкви и нашего Отечества. Навсегда останется в памяти России благословение преподобным Сергием святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, и участие в этой битве схимонахов Осляби и Пересвета. Точно так же, как служение раненым во время Первой мировой войны великой княгини Елизаветы с сестрами ее обители. Мы знаем, как эти святые непостижимым образом связаны не только с Христом Богом, но и друг с другом. В известном видении матушки Любови, которое было ей за пять лет до революции, преподобномученица Елизавета и ее духовник преподобноисповедник Сергий стоят в славе, в белых одеждах рядом с преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Мы знаем, что отец Митрофан Сребрянский принял постриг с именем Сергий — в честь Преподобного. Вокруг головы великой княгини — сияние и надпись из светозарных букв: «святая многострадальная великая княгиня Елизавета». Остановимся еще на том, как эти святые участвовали в Божественной литургии. Преподобный Сергий был во время ее весь «аки в огне», как сказано в его житии.

http://moral.ru/слово-в-день-памяти-преп...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010