Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом). www.starosimonovo.ru На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из " Задонщины " : " Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую " . Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г. При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области. Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.

http://sobory.ru/article/?object=03312

Этот святой на родине имеет такое же почитание как преподобный Сергий в России. В наше недавнее время произошло чудо: в тот день, когда бомбы НАТО падали на Сербию, по иконе святого Саввы скатилась слеза. Храм Рождества Богородицы, хранитель воинской славы России, стал центром патриотического воспитания и служения Отечеству. Здесь принимают присягу и получают благословение военные моряки у гробниц своих небесных покровителей, а с 2006 года два военных десантных корабля Тихоокеанского флота вновь носят имена Пересвета и Осляби. В этом же году здесь прошла панихида по одному из создателей российского военного флота, доблестному боярину Федору Головину, далекому потомку тех самых Ховриных-Головиных, которые столь много сделали для Симонова монастыря. Первый кавалер ордена Андрея Первозданного, спасший маленького Петра I от стрелецкого бунта, он был и военным министром, и начальником первой Навигацкой школы в Сухаревой башне, с которой начиналась подготовка русских моряков. Его могила в монастырском некрополе не сохранилась. Несколько памятников есть и на территории храма. Это, во-первых, часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, устроенная в ознаменование его пребывания иноком обители. Рядом с памятником Пересвету и Осляби – увенчанная деревянным крестом могила священника и поэта Владимира Сидорова с удивительной светлой судьбой: чудом, явленным здесь, словно было отмечено возрождение храма. Он начинал церковным старостой храма Рождества Богородицы, потом служил в нем диаконом, а 10 января 1993 года в Преображенском соборе Новоспасского монастыря Святейший Патриарх Алексий II рукоположил диакона Владимира в сан священника. Надо верить и ждать хоть до смертного часа: Смолкнет сердце, и выпадет книга из рук, И расплещется свет ослепительный Спаса, И не будет ошибок, не будет разлук! Это были его поразительно пророческие строки. Первую неделю после рукоположения отец Владимир служил в Богоявленском соборе в Елохове, а на вторую вернулся в родной храм. Утром 27 января 1993 года он принимал исповедь, и вдруг, внезапно прервав ее, ушел в алтарь – и умер, стоя у престола и глядя на образ Спасителя.

http://pravoslavie.ru/587.html

Реставрация шла тяжело. Компрессорный цех со всех сторон оказался обстроен, и совершенно не было понятно, куда переносить оборудование. В самый критический момент к поиску решения подключился один из энтузиастов воссоздания храма космонавт Виталий Севастьянов, благодаря личному авторитету сумевший «выбить» средства на новую компрессорную станцию. — Но ведь память о подвиге Пересвета и Осляби всегда сохранялась в народном церковном сознании? — Конечно. Как рассказывал мне написавший в 2005 году картину «Победа Пересвета» художник Павел Рыженко (†2014), он долго размышлял: как нашему воину удалось победить соперника — богатыря Челубея, копье которого, по свидетельствам очевидцев, было на метр длиннее любого аналогичного оружия соперников? На мой взгляд, не так важно, воспользовался ли в бою Пересвет заранее срубленным и заточенным сосновым стволом или же, как утверждает другая, более распространенная версия, лишенный тяжелых доспехов и облаченный только в великую схиму с нашитыми крестами воин-монах принял копье противника и, уже смертельно раненный, на нем «доехал» до противника и поразил того собственным оружием. Пересвет с Ослябей были известны в русском воинстве как ученики преподобного Сергия. Поэтому естественно, что после битвы их тела специально искали, а обнаружив, с почетом поместили в вырубленные из дубовых колод гробы и залили свежим медом. — Как вам кажется, почему их доставили в Симоново, а не погребли вместе с другими геройски павшими ратниками на поле боя? — Это произошло по благословению преподобного Сергия и, возможно, по просьбе самого великого князя Димитрия Донского. Ведь тот сам исповедался в этом храме у Феодора, племянника преподобного, вместе со своей супругой великой княгиней Евфросинией. Государь любил Старое Симоново и вполне мог попросить священноначалие благословить именно здесь похоронить святых иноков как драгоценные реликвии великой победы. По некоторым сведениям, за здешней алтарной апсидой покоятся и другие сложившие головы на Куликовом поле близкие Димитрию Донскому воины, в основном из боярского сословия. Но точно это не известно. А вот могилы Пересвета и Осляби в течение долгих столетий бережно сохранялись нашими благочестивыми предками.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

Святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других мы чтим за это, в то время как иные, по мнению некоторых, более удачливые и храбрые военачальники, вожди и монархи, внесшие вклад в политическое или дипломатическое возвышение государства, не удостоены почес­тей прославления. Вопрос 7 Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму? Нет, нельзя. Пацифист соблюдает отдельно взятый принцип о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек мирских попечений, призван принимать участие. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться. Волей или неволей человек оказывается равнодушным к окружающему миру и, напротив, щепетильным и мнительным в отношении личной своей «чистоты». Вопрос 8 Оплеуха от святителя Николая лжеучителю Арию, участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве — как понимать примеры, в которых святые всё-таки применяли силу? Пощечина святителя Николая еретику Арию, равно как и участие в Куликовской битве монахов Пересвета и Осляби — это церковные предания, по поводу историчности которых у специалистов есть разные мнения. При этом данные предания рассказывают нам именно об исключительных случаях, они показывают, что иногда, в особых обстоятельствах, применение силы допускается. Но описанные в них способы действия не должны восприниматься как образцы повседневного поведения. Дело в том, что иногда злу удается искусно извратить понятия, поменять черное и белое местами. Это приводит к общему замешательству. Обличить зло как зло, разорвать наваждение должен человек, наделенный высокими нравственными достоинствами. Святителя Николая мы почитаем как образ кротости, и резкое его выступление против Ария показало чрезвычайность происходящего. На I Вселенском Соборе, согласно преданию, Арию удалось запутать собравшихся. Многие участники Собора не были приготовлены к спорам о философских понятиях. Пощечина лжеучителю возвратила всех к осознанию вещественности битвы истины и лжи, спасения и погибели — отнюдь не отвлеченных словесных формул.

http://pravoslavie.ru/101496.html

Здесь нередко возникают вопросы. Предание называет обоих чернецами, Сергиевыми постриженниками, даже схимонахами (чин в православном монашестве, связанный с отдалением от мира и постоянной молитвой). Оба стали сперва местночтимыми святыми, в чине преподобных (наличествуют в святцах с XVII в.), с 1981 г. же почитаются общецерковно. И оба окончили жизнь на поле брани, с оружием в руках, поражающими противника! Возможно ли, чтобы монахи участвовали в убийстве и становились при этом святыми? На первый взгляд, повествование выглядит странным и выбивается из привычной житийной дидактики. По правилам или вне правил? Критики трактуют неясность достаточно просто: по их мнению, повествование о Пересвете и Ослябе является вымыслом, мифом, использованным историками для поднятия патриотических чувств. Никаких монахов, посланных из Троице-Сергиева монастыря, не было, а если кто и сражался под именами Пересвета и Осляби на Куликовом поле, то миряне, бояре с Брянщины, члены княжеской дружины. Говорят также о неисторичности сведений о визите великого князя Димитрия на Маковец и беседе его с преподобным Сергием. Сюжет, стало быть, вымышлен, и тему святых героев Куликовой битвы можно закрыть. Первоначальное Сергиево житие, написанное Епифанием, действительно не упоминает о каком-либо участии преподобного в подготовке к походу, как и нет в нём имён Пересвета и Осляби. Существует ряд других спорных моментов, затрудняющих реконструкцию событий, отстоящих от нас на дистанцию почти семи веков. Но если для приверженцев критической историографии более-менее очевидным является тезис о случайности либо произвольности почитания двух героев, для нас очевидными являются слабость и произвольность метода «демифологизации», трактующего прошлое в рационалистических рамках, множащего сомнения в существовании почитаемых святых и отметающего большинство чудес и житийных подробностей, вплоть до сомнения в «историчности образа Христа». Несомненно, что такие явления, как память и любовь к куликовским героям Пересвету и Ослябе, относятся к числу незаурядных и знаковых. Должны быть какие-то основания к включению их в общий массив образцов православного смысложизненного мировоззрения. Любой сюжет, претендующий на вероучительную ценность, просеивается в течение длительного срока сквозь мелкое сито сомнений и контраргументов. Он как минимум не должен противоречить принятой ранее дидактике или опровергать таковую.

http://pravoslavie.ru/98436.html

В настоящее время храм полностью отреставрирован, восстановлена настенная живопись, иконостасы, храмовый интерьер. Над могилами Пересвета и Осляби построена дубовая сень - точная копия дореволюционной сени 1880 года. В 2006 году воссоздана колокольня, на которой помещен колокол «Пересвет» (2200 кг) принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби. Современное состояние [ править править код ] К храму Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове приписаны часовни: Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была принесена в храм из запасников Государственного Исторического музея, где находилась после 1917 года. Этот чудотворный образ является местночтимой иконой. Каждую неделю перед иконой совершаются акафисты. В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове пребывает частица ризы Пресвятой Богородицы. Святыня находится небольшом в ковчежце, который размещается на специально написанной иконе «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне». В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове левый придел освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. На внешней стороне алтаря размещается Чудотворный образ преподобного с частицей мощей. Икона имеет особенность — техника, в которой выпонен образ сочетает иконопись и резьбу по дереву. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 115280, Москва, ул. Восточная, д. 6. В данный момент проезд к храму возможен только через территорию торгового центра «Румер». Телефон: +7 903 269 38 46 , 8 916 318 58 85 Электронная почта: hram-starosimonovo@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 7:30 до 17:00 или до окончания вечернего богослужения. Расписание богослужений: Богослужение совершается ежедневно. Литургия в 8.00 Вечернее Богослужение в 18.00 В воскресные дни совершаются две Божественные Литургии: в 7.00 и 10.00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ Условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка . Единственным свидетелем существования текста П. и А. д. является пергаменный кодекс MONB.DN (совр. принятая аббревиатура согласно базе данных Corpus dei Manoscritti Copti Letterari (Корпус коптских литературных рукописей)). Кодекс принадлежал б-ке Белого монастыря (близ совр. г. Сохаг, Египет) и, вероятно, был создан в одном из скрипториев Файюмского оазиса между X и XII вв. Он представляет собой собрание апокрифических деяний ап. Андрея Первозванного . Как и др. рукописи из Белого мон-ря, кодекс MONB.DN сохранился не полностью; его листы в наст. время находятся в фондах 7 европ. б-к. Рукопись открывают Андрея и Матфия деяния (заголовок не сохр.; предположительно, они были озаглавлены как «Первое деяние апы Андрея в городе людоедов»). За ними следуют «Деяния Андрея и Филимона», представляющие собой 2-е, 3-е и 4-е «Деяния апы Андрея» ( Miroshnikov. 2017. P. 12-13), П. и А. д., «Деяния Андрея и Варфоломея» и «Деяния Петра и Андрея». Несохранившиеся последние листы кодекса, вероятно, содержали копт. «Мученичество Андрея» ( Idem. 2018). В составе кодекса П. и А. д. занимали от 20 до 23 страниц, из к-рых сохранились 15 (ныне в Ватиканской б-ке - Vat. Borg. copt. 109. Fasc. 132. Fol. 1-8); их издал с франц. переводом Кс. Жак ( Jacques. 1969). Поскольку начало и заглавие текста отсутствуют, невозможно определить, были ли П. и А. д. самостоятельным произведением (подобно следующим за ними «Деяниям Андрея и Варфоломея») или же представляли собой 5-е «Деяние апы Андрея». Последний вариант более вероятен, поскольку предшествующее П. и А. д. 4-е деяние является вторичным добавлением к тексту «Деяний Андрея и Филимона», известным как и П. и А. д. только по кодексу MONB.DN. Т. о., П. и А. д., возможно, были написаны как последняя часть «Деяний апы Андрея» и никогда не существовали независимо.

http://pravenc.ru/text/2578596.html

Канон святым мученикам Маккавеям в славянской Минее не значится под именем преподобного Андрея Критского. Надписание его имени в канонах и стихирах дается иногда как Иерусалимлянин , иногда как Критский . В связи с тем, что в небольшом числе произведений церковной письменности встречается указание на творчество Андрея Пирра , возникает вопрос, не является ли последний одним и тем же лицом, что и Андрей Иерусалимлянин или Критский. Преосвященный Филарет Черниговский склонен видеть здесь одно и то же лицо — архиепископа Критского Андрея 127 , тогда как более поздний исследователь И. Карабинов считает Андрея Пирра лицом, чрезвычайно отличающимся от святителя Андрея Критского 128 . Несомненно, что указанное разногласие потребует дальнейших углубленных изучений, тем более, что есть ряд праздников, где в отдельных песнях церковных имя Андрея Пирра соседствует с именем Андрея Критского. Так, например, обстоит дело со стихирами на Сретение Господне 129 . Та же ситуация встречается и на день празднования святым апостолам Петру и Павлу 130 . Стихира на день памяти священномученика Игнатия Богоносца, которая, по Филарету Черниговскому, принадлежит святому Андрею Критскому, в Минее надписана именем Андрея Пирра 131 . В связи с этим, а также потому, что основные направления его творчества сформулированы нами при изучении его канонов и трипеснцев, в данной статье мы не считаем возможным детально останавливаться на анализе стихир, относящихся к имени преподобного Андрея Критского. В заключение проделанного нами разбора основных произведений преподобного Критского пастыря желательно восстановить по возможности целостный облик великого песнописца, достигающий до нас в его произведениях из глубины более чем тысячи лет — двенадцати веков. Личность преподобного Андрея Критского Личность преподобного Андрея, архиепископа Критского представляется нам многогранной, поэтому необходимо коснуться различных сторон его жизни и деятельности. Прежде всего следует сказать, что преподобный пастырь Критский должен быть признан одним из родоначальников церковного песнотворчества . Он, по существу, стоял в начале тех трудов церковной письменности, которые были осуществлены в более позднее время, в VIII и IX веках, когда был создан Осмогласник ( Октоих ) и приводилась в порядок Минея — месячная служба святым и служба Великих двунадесятых праздников.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Канон святым мученикам Маккавеям в славянской Минее не обозначен именем преподобного Андрея Критского . Надписание его имени в канонах и стихирах дается иногда как «Иерусалимлянин», иногда как «Критский». В связи с тем, что в небольшом числе произведений церковной письменности имеется указание на творчество «Андрея Пирра», возникает вопрос: является ли последний одним и тем же лицом с Андреем Иерусалимлянином или Критским? Преосвященный Филарет склонен признать, что это один автор – архиепископ Критский Андрей 104 , профессор И. А. Карабинов высказывает противоположное мнение 105 . Несомненно, это разногласие потребует дальнейших углубленных изучений, тем более, что имеются отдельные тексты, где в разных песнях церковных указываются имена и Андрея Пирра, и преподобного Андрея Критского . Так, например, стихиры на Сретение Господне подписаны именами Андрея Пирра и Андрея Иерусалимского 106 . То же встречаем и в день празднования святым апостолам Петру и Павлу 107 . Стихира в день памяти священномученика Игнатия Богоносца , по мнению архиепископа Филарета принадлежащая святому Андрею Критскому , надписана в Минее именем Андрея Пирра 108 . В связи с изложенным мы не считаем возможным детально останавливаться на анализе стихир, относящихся к имени преподобного Андрея Критского , поскольку основные направления его творчества сформулированы при изучении его канонов и трипеснцев. В заключение постараемся восстановить целостный облик великого песнописца. Личность преподобного Андрея, архиепископа Критского, представляется многогранной. Прежде всего следует сказать, что преподобный пастырь Критский должен быть признан одним из родоначальников церковных песнотворцев. Согласно мнению компетентных современных исследователей, преподобного Андрея следует признать и родоначальником службы Великого поста – Триоди Постной, поскольку им первым положены трипеснцы на отдельные дни Страстной седмицы и другие события дней Святой Четыредесятницы, отсюда идет и название самой Богослужебной книги – Триоди, что означает «трипеснцы», «собрание трипеснцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Взглянем теперь, что происходило в других княжествах во время этой первой половины борьбы между Москвою и Тверью. В год смерти великого князя Андрея Александровича (1304) вспыхнул мятеж в Костроме: простые люди собрали вече на бояр, и двое из последних были убиты; в следующем году в Нижнем Новгороде черные люди избили бояр князя Андрея Александровича; но в том же году возвратился из Орды князь Михаил Андреевич и перебил всех вечников, которые умертвили бояр. Здесь представляется вопрос: кто был этот князь Михаил Андреевич? До сих пор утверждено было мнение, что все князья суздальские происходят от Андрея Ярославича, брата Александра Невского, в таком порядке: Андрей – Михаил – Василий – Константин – Димитрий и т. д. В самом деле, летопись говорит, что после Андрея Ярославича осталось двое сыновей – Юрий и Михаил. Юрий умер в 1279 году, и вместо него садится в Суздале брат его Михаил; потом летопись упоминает о смерти сына Михаилова Василия в 1309 году; потом встречаем Александра и Константина Васильевичей суздальских, которых легко принять за детей Василья Михайловича. И действительно, в большей части родословных эти князья показаны происходящими от Андрея Ярославича. Но вот под 1364 годом читаем в летописи известие о кончине князя Андрея Константиновича суздальского, и этот князь называется потомком не Андрея Ярославича, но Андрея Александровича, сына Невского, в таком порядке: Андрей – Михаил – Василий – Константин. В известии о кончине брата Андреева, Димитрия Константиновича, повторена та же родословная. Эта последняя родословная объявлена ошибочною; утверждено, что князь Михаил Андреевич был сын Андрея Ярославича, а не Александровича, у которого детей не было, кроме Бориса, умершего при жизни отца. Но на чем же основано такое утверждение? Основываются на том, что по смерти Андрея Александровича бояре, не имея государя, уехали к Михаилу тверскому. Но если б Михаил Андреевич был сын Андрея Александровича, то бояре последнего могли по разным причинам отъехать к Михаилу тверскому, имея за собою право отъезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010