А.И.Виноградов Имя св. Андрея Критского очень известно в церковной литературе. Как красноречивый вития (песнописец и творец многих богослужебных канонов, особенно Великого канона) даже более – создатель этой последней литературной формы церковно-богослужебных песнопений 1 , св. Андрей занимает видное место в истории греческой литературы византийского периода. Но при всей литературной известности имени святого отца, его жизнь и деяния освещены в исторических памятниках очень скудно. За исключением одного места в Хронике Феофана где под 712 годом упоминается Андрей, митрополит Критский, нет ни одного исторического указания, которое с большей или меньшей точностью определяло бы время и обстоятельства жизни святителя Андрея. Литературные труды самого Андрей Критского дают, конечно, материал для биографических сведений о нем, но лишь отчасти: самостоятельного значения в данном отношении творения Андрея не имеют и могут служить для составления его жизнеописания лишь косвенно, подтверждая известное предание о святом отце и взаимно объясняясь этим преданием. Поэтому, главным источником сведений о житии святителя Андрея Критского является для нас церковное предание о нем, сохраняемое в синаксарях богослужебных книг, а также и в церковных песнопениях в честь Андрея 2 . Приступая к составлению жизнеописания Андрея, святителя Критского, я имею в виду положить в основу повествования сообщения синаксаря греческих (и славянских) богослужебных книг 3 поскольку подтверждаются и оправдываются они Хроникой Феофана 4 , творением самого Андрея 5 , песнопениями, в честь его составленными для церковно-богослужебного употребления 6 и некоторыми другими литературно-историческими указаниями. Те скудные свидетельства предания и истории, какие имеем мы об Андрее Критском , приурочивают время его жизни к шестому вселенскому собору, и при том так, что этот собор является в середине жизни святого отца, служа гранью между двумя половинами его деятельности: с одной стороны, уединенной монашеской, а с другой – общественной, в степенях церковной иерархии. Таким образом, время жизни святителя Андрея относится ко второй половине VII-ro и началу VIII-ro вв. Синаксарное предание называет Андрея современником иерусалимского патриарха Софрония († ок. 640 г.), представляет его участником шестого вселенского собора, а затем уже членом константинопольского клира и пастырем Критским; Феофан упоминает о нем, как митрополите Критском, под 712 годом, а сам Андрей, своим стихотворным посланием к дьякону Агафону 7 , содержанием которого служит благодарность за присылку для переписки актов шестого вселенского собора, показывает близость своего времени и интересов к этому собору. Упомянутое послание к Агафону тем более важно для нас, что в нем Андрей называет акты собора συλλεγντα πρσφτως (недавно составленными) 8 , а имя дьякона церкви константинопольской Агафона встречаем мы в числе нотариев шестого собора 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

К XI веку на Руси было создано собственное сказание о посещении святым Андреем Первозванным русских пределов, вошедшее в состав знаменитой «Повести временных лет» — «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь». Согласно этому тексту, апостол, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес на Крымском полуострове), узнал о близости Днепровского устья и «всхоте поити в Рим»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева и поставил там крест, а затем отправился на север в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, святой Андрей отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу (Малая Азия). Уже в XI веке почитание апостола Андрея на Руси получило значительное распространение. Так, в 1030 г. младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич был крещен с именем Андрей. В 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь, в это же время память апостола Андрея была внесена во все виды русских календарей и т.д. Следствием пребывания апостола Андрея на северо-западных русских землях стало его особенное почитание в этих местах, существовавшее еще во времена Новгородской республики. В конце XI века святой князь Всеволод Ярославич построил в Новгороде первый храм во имя святого Андрея Первозванного. В 1417 г., вероятно, на месте этого храма, на Щитной улице, в Плотницком конце была возведена новая церковь апостола Андрея с приделами Зосимы и Савватия. В XVIII веке Андреевская церковь на Щитной улице была упразднена, но святыни из нее, в том числе храмовую икону апостола, перенесли в устроенный тогда же придел святого Андрея в Никитской церкви Новгорода. Со времен святителя Макария, бывшего в 1526 — 1542 гг. архиепископом Новгородским, местные новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие «Повесть временных лет», получили общероссийскую известность. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560 — 1563 гг.); в ней говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где позднее была поставлена церковь во имя святого Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград (Константинополь). Повествование о святом апостоле завершается словами: «Сий бо Божественный апостол Андрей первие благословивый землю нашу Рускую и прообразивый нам святое Крещение истиннаго благочестия».

http://bogoslov.ru/article/564114

Блаженный же Ипполит сказал, что в пришествие Антихристово иудеи первые соблазнятся» 44 . Вообще, содержание жития святого Андрея приводит к заключению, что первоначально это житие написано было современником святого Андрея священником Никифором, ибо есть в нем места, из которых видно, что автор жития писал иное, как действительный очевидец, другое со слов очевидцев, но в то же время видится, что первоначальные записи Никифора были восполнены последующим лицом, особенно в пространных беседах святого Андрея с Епифанием. Это, как мы сказали, естественно объясняется тем, что Никифор не мог издать жития Андрея до кончины Епифания и, вероятно, сам скончался ранее Епифания, но последующий писатель, которому перешло необнародованное и необработанное вполне первоначально житие, записанное Никифором, восполнил и изложил его своим слогом, приписав все в нем Никифору. Могло быть также, что житие написано неизвестным на основании рассказов священника Никифора, подобно тому, как житие Симеона юродивого, по образу которого святый Андрей подвизался, написано Леонтием, архиепископом Неаполя кипрского, со слов друга Симеонова Иоанна, диакона, города Емесы; но вероятнее то, что после Никифора остались записи о жизни святого Андрея и это дало основание неизвестному приписать все житие Никифору. Вообще принятие мнения, что житие издано не самим Никифором, но неизвестным после него, объясняет многое, непонятное в этом житии, между прочим и умолчание об евнушеском состоянии Епифания, если он впоследствии был патриарх Полиевкт. Фактическую же сторону жития святого Андрея должно признать верной, тем более, что она оправдывается историками, как показано выше, и как еще покажется ниже. Слог жития святого Андрея ясно и положительно свидетельствует о том, что оно написано не в VI веке, а в последующие более поздние времена. Издатель греческого жития святого Андрея в Деяниях Святых Яннинг говорит, что ему легко было переводить на латинский язык житие преподобного Симеона столпника Дивногорца († 24 мая 596 г), писанное вскоре по смерти его, но весьма трудно было переводить на латинский язык житие святого Андрея, написанное в X веке, в веке упадка империи и греческого языка, наполненное многими иноземными словами, в греческом языке прежде не употреблявшимися (барбаризмами).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Подобные мысли высказывались русскими людьми при общении с иностранцами, в том числе и с греками, и в последующее время. В 1650 году троицкий келарь Авраамий (Палицын) в Тырговище имел дискуссию с греками о проблемах веры, обрядах, благочестии и т. д. Во время четвёртого прения он говорил греческим оппонентам: “Напрасно вы хвалитесь, что и мы от вас приняли крещение. Мы приняли крещение от св. апостола Андрея, который из Византии приходил Чёрным морем до Днепра, а Днепром до Киева, а оттуда до Новгорода. Потом Великий князь Владимир крестился в Корсуни от тех христиан, которые крещены находившимся там в изгнании Климентом, Папою Римским. Из Корсуня взял Владимир мощи Климентовы и Митрополита и весь священный чин. И мы, как приняли веру и крещение от св. ап. Андрея — так и держим” 75 . Почитанию святого Апостола содействовали частицы его святых мощей, которым русские люди благоговейно поклонялись. В начале XVII века по повелению царя Бориса Годунова был сделан ковчежец для мощей апостола Андрея Первозванного, который затем хранился в царской казне, а с 1681 года — в Благовещенском соборе 76 . От Константинопольского Патриарха Парфения (1639–1644) на Русь в дар первому царю из династии Романовых Михаилу Феодоровичу (1613–1645) была принесена “кисть десной Руки” апостола Андрея Первозванного, которая затем хранилась в Московском кремлевском Успенском соборе 77 . В Петровскую эпоху начинается почитание святых апостолов Петра и Андрея как святой двоицы 78 . Отмечается, что Первозванный апостол «был как бы “русским вариантом” апостола Петра, русским Петром. С этим связывается отчётливый культ апостола Андрея в идеологии Петровской эпохи: сразу же по возвращении из Великого посольства Пётр учреждает орден Андрея Первозванного (эпитет “первозванный”, вынесенный в название ордена, подчёркивал, что Андрей был призван Христом раньше Петра, что могло восприниматься как превознесение патрона Руси над патроном папского Рима)» 79 . Учреждённый Петром I в 1698 году орден апостола Андрея Первозванного явился старейшим орденом в Русском государстве 80 . Лицевая сторона ордена выглядит так: на косом орденском кресте по четырём его концам изображались латинские буквы “S A P R”, то есть Sanctus Andreas Patronus Russiae, что в переводе означает “Святой Андрей, Покровитель России”. 30 ноября отмечался как “как кавалерский праздник ордена, учреждённого в честь ; апостола” Андрея 81 . К Петровской эпохе относится учреждение и российского морского андреевского флага.

http://pravmir.ru/predyistoriya-hristian...

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязали ко кресту наподобие буквы Х, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее, этот приговор остался в силе. Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62-го года после Рождества Христова. Русская церковь, приняв веру Христову из Византии, епископы которой ведут свое преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы Х, под сенью которого русские одержали множество побед. Тропарь апостола Андрея Первозванного: Яко апостолов первозванный/и верховнаго сущий брат,/Владыце всех, Андрее, молися,/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость. Кондак апостола Андрея Первозванного: Мужества тезоименитаго богоглагольника/и Церкве возследователя верховнаго,/Петрова сродника восхвалим,/зане якоже древле сему/и ныне нам воззва://приидите, обретохом Желаемаго. Молитва святому Андрею Первозванному Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь. Акафист перед иконами святого Андрея Первозванного Кондак 1

http://pravmir.ru/svyatoj-apostol-andrej...

Вода глаголющая, вода, преводящая от жизни в жизнь, — этому образу желал бы прикоснуться любой из современных писателей, вынашивающих в себе фразу, которая была бы способна выразить суть человеческого переживания в дни нашего сложного века… В том же каноне священномученику Игнатию преподобный Андрей очень глубоко вникает и в понятия пшеница и хлеб, соотнося их значение с писаниями самого священно–мученика (песни 3, 4, 6, 9–я). Создается впечатление, что образ славного епископа и мученика Христова Игнатия, скончавшегося в начале II века, очень близок святителю Андрею, который жил в VII-VIII веках, по существу, в тех же краях. Воспевая священномученика, пастырь Критский не сомневаясь приводит слова святого апостола Павла (ср.: Евр. 7, 26) и пишет в первом тропаре 5–й песни канона: Таков нам подобаше мудр архиерей, преподобен, верен, несквернен, незлобив, вопия Павел, преднаписа священный образ священных твоих нравов . Особое расположение святителя Критского к священномученику Игнатию отчетливо видно и в тропарях 4, 6, 7, 8–й и других песней канона. Канон святым мученикам Маккавеям в славянской Минее не значится под именем преподобного Андрея Критского. Надписание его имени в канонах и стихирах дается иногда как Иерусалимлянин, иногда как Критский. В связи с тем, что в небольшом числе произведений церковной письменности встречается указание на творчество Андрея Пирра, возникает вопрос, не является ли последний тем же лицом, что и Андрей Иерусалимлянин или Критский. Преосвященный Филарет Черниговский склонен видеть здесь одно и то же лицо — архиепископа Критского Андрея , тогда как более поздний исследователь И. А. Карабинов считает Андрея Пирра лицом, отличающимся от святителя Андрея Критского . Несомненно, что указанное разногласие потребует дальнейшего углубленного изучения, тем более что есть ряд праздников, где в отдельных песнях церковных имя Андрея Пирра соседствует с именем Андрея Критского. Так, например, обстоит дело со стихирами на Сретение Господне . Та же ситуация встречается и на день празднования святым апостолам Петру и Павлу . Стихира на день памяти священно–мученика Игнатия Богоносца, которая, по архиепископу Филарету Черниговскому, принадлежит святому Андрею Критскому, в Минее надписана именем Андрея Пирра . В связи с этим, а также потому, что основные направления его творчества сформулированы нами при изучении его канонов и трипеснцев, в данной статье мы не считаем возможным детально останавливаться на анализе стихир, относящихся к имени преподобного Андрея Критского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

- Все мы помним многочасовые очереди к Поясу Пресвятой Богородицы, который был принесен со Святой Горы Афон. Большие очереди стояли и к Кресту Андрея Первозванного. - Как и тогда, тысячи людей в разных городах выразили огромное желание обязательно прийти и прикоснуться к Кресту. Это был порыв души. Программа принесения Креста Андрея Первозванного проходила по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и архиепископа Афинского и Элладского Иеронима Фондом Андрея Первозванного. Фонд обеспечил принесение святыни на самолете из Греции в Москву и из Минска в Патры. Совместно с Оргкомитетом по празднованию 1025-летия Крещения Руси, в который входили представители России, Украины и Белоруссии, ОАО «РЖД» организовало специальный состав из 20 вагонов. Предстоятели Поместных Православных Церквей на поезде поехали из Москвы в Киев, а затем в Минск. Крест Андрея Первозванного перевозили в специальном вагоне-храме. Совместно с Московским Патриархатом и местными властями фонд организовал пребывание святыни во всех точках маршрута и отвечал за ее сохранность. Фонд Андрея Первозванного заказал большое количество бумажных иконок Андрея Первозванного, которые все люди, приходившие к святыне, получили на долгую память. Важно, что в этом событии фонд Андрея Первозванного оказался не только инструментом, который позволил доставить Крест в города трех братских стран, но в определенном смысле (я не побоюсь этого слова) и интегратором многих процессов, которые сейчас, я надеюсь, приведут к нашему общему пониманию, объединению, сочувствию, сопереживанию среди православных. Принесение этой святыни показало истинное отношение наших народов к православной вере, к нашим традициям. В.И.Якунин и О.Ю.Атьков у Креста Андрея Первозванного - Почему первым городом, куда был принесен Крест, стал Санкт-Петербург? - Принесение святыни состоялось в год 310-летия русского флота и Санкт-Петербурга. И именно в этот город 11 июля был доставлен Крест апостола Андрея - одного из небесных покровителей «морской столицы России», родного брата апостола Петра, в честь которого назван город на Неве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Упоминание в летописном перечне погибших имени Александра Пересвета без добавления слова «чернец» легко объясняется тем, что летописец, вероятно, человек церковный, счел неуместным поместить указание на духовный сан монаха среди убитых воевод. Посылка же Сергием Радонежским грамоты на Дон вовсе не отрицает факта поездки великого князя к Троице, хотя бы потому, что эта поездка предшествовала отправке грамоты. 18 августа 1380 г. действительно приходилось не на воскресенье, а на субботу. Но, по мнению Н. С. Борисова, Дмитрий едва ли ездил в Троицкий монастырь «одним днем». Более естественно предположить, что он прибыл к Троице в субботу 18 августа, переночевал и на другой день, в воскресенье, отстояв обедню, отправился назад. При этом в подтверждение того, что свидание состоялось именно в середине августа, он специально обратил внимание на то, что перед отъездом из обители Пересвета и Осляби на подмогу великому князю, Сергий Радонежский возложил на них схиму. Схимой именуется монашеское одеяние, в которое облачались монахи, принявшие схиму – высшую монастырскую степень, знаменующую полное отречение от мирской жизни. Принятие схимы сопровождалось наречением нового имени. Обычно оно давалось по имени того святого, память которого праздновалась церковью в день совершения обряда или в один из соседних дней. «Вблизи» 18 августа можно найти и Андрея – это имя получил Ослябя (19 августа – святой воин-мученик Андрей Стратилат) и Александра, которое взял Пересвет (12 августа – епископ-мученик Александр Команский). Да и сами имена инокам-воинам Сергий, вероятно, дал со смыслом. По-гречески Александр – «защитник», Андрей – «мужественный». Но не все доводы Н. С. Борисова убедительны. По его расчетам, Дмитрий покинул Троицу 19 августа. За 7–8 часов непрерывной скачки он мог достигнуть лишь Москвы. Пространная летописная повесть сообщает, что русская рать 20 августа вышла из Коломны. Достичь ее в этот день Дмитрий никак не мог, и Н. С. Борисов в своей работе предположил, не приводя никаких аргументов, что русская рать, действительно, 20 августа двинулась на врага, но только не из Коломны, а из Москвы 866 . Очевидно, историк и сам чувствовал слабость своей позиции по этому пункту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, благодаря совместным усилиям и с помощью Божией, на некогда пустой территории перед фасадом здания 11-й пожарной части на Лесном проспекте появилось место, где можно приклонить главу сразу перед всеми павшими в огне. На памятных досках мемориала золотом высечены имена более чем двух тысяч сотрудников гарнизона, погибших при исполнении служебного долга в годы блокады Ленинграда, а также в послевоенное время. Жемчужиной комплекса стал Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Его торжественное освящение состоялось 27 июня 2003 года и было приурочено к 200-летнему юбилею создания профессиональной пожарной охраны города на Неве. Благоукрашение храма продолжается и поныне. Проведены работы по оформлению внутреннего убранства, уже выполнены роспись стен алтарной части, подкупольное пространство украсил образ Святого Духа в окружении ликов святых ветхозаветных пророков. На стенах храма изображены образы Пресвятой Богородицы «Оранта» (что значит «Молящаяся»), святых апостолов и евангелистов. Гарнизонный Храм петербургских пожарных является одним из храмов Военного благочиния Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Для того чтобы те, кто исполняет служебный долг перед Родиной, могли молитвенно обратиться к своим святым покровителям, стараниями священников храма были собраны иконы. Осуществить этот замысел и подарить иконы гарнизонному храму решился прихожанин храма офицер-подводник Николай Семенович Чесноков. Он обратился к художникам Елене и Владимиру Агеевым, которые, приехав на остров Залета испросить благословения у священника Николая Гурьянова на написание икон, так навсегда и остались проживать на этом острове. Отец Николай Гурьянов почил в 2002 году, а художники по его святым молитвам усердно трудятся, создавая образы святых. Так были написаны для гарнизонного храма петербургских пожарных иконы святых воинов: архангела Михаила — «вождя воинства Господня»; великомученика Георгия Победоносца; святых благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского и Димитрия Донского; преподобного Илии Муромца; преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) Радонежских; святого праведного воина Федора Ушакова.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-часовня_и...

И.Н.Н. Екатерине М 6 июля 2020, 14:59 Вот-вот, именно это: " Говорить о грехе нужно без переходов на личности. И без раздачи оценок тому, чтО в человеке - добро или зло, хорош он или плох, годен или нет " . И Вы нисколько не переходите на личности... ну, просто считаете, что автором движет лишь осуждение, раздражение и желание " вешать ярлыки " . А что такого? Имеете право))) Одна проблема - при этом попадаете под свое собственное осуждение. Андрей 6 июля 2020, 13:13 Екатерина М. 5 июля 2020, 20:57, частные мнения это у нас с вам, а творения святителя Игнатия Брянчанинова относятся к Священному Преданию. Желающие совершенства, в отличии от просто спасающихся, изрекают 3 обета: безбрачия, нестяжания и послушания. Более того, священноначалие не каждому позволяет ступить на путь иночества, а уж взяться за подвиги уровня юродства (Обвинения ) и подавно. Впрочем, право на защиту собственной жизни и послушание защищать ближнего с оружием в руках бывают даже у пустынников. Почитайте жития преподобного Серафима Саровского, а так же преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Галина Ник 6 июля 2020, 11:39 инокиня Наталья -- Галине Ник 30 июня 2020, 20:52 Простите, не ответила сразу – лето. Тема, конечно, нужная, однако в свете последних событий выглядит как уведение в сторону. Примерно вроде того, что в доме крыша горит, а хозяйка сетует, что от дыма занавески пожелтели. Причина ведь глубже и сложнее, чем кажется. Простите, пожалуйста, ну как смогла объяснила, что имела ввиду. Екатерина М. 6 июля 2020, 11:11 " Вывод тут один: единственно правильный способ жалеть – это самому решать проблемы человека " , " В статье говорится о том, что нехорошо быть добрым за чужой счет - жалеть человека на словах, а все реальные дела по поддержанию этого человека и терпению его недостатков перекладывать на плечи других людей " . Когда-то другая статья тут была замечательная, как батюшка в далекой сельской местности организовал монастырь, и туда всех бабушек болящих, умирающих уже, свозил, по всей округе собирал, они погибали в пустых домах без помощи. При новом же монастыре сразу организовал богадельню. И все труды по уходу легли на сестер (не на него же, да?), а их было немного, да и монастырь только-только строился.

http://pravoslavie.ru/132171.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010