Дядя их, Великий Князь Ярослав, первый собиратель земли Русской, после страшного ее разорения, собрал и останки своих присных в родовую усыпальницу, а сам вынужден был идти в Орду, просить себе разрешения ханского, чтобы властвовать над развалинами. Но благодетельны были для России его твердость и великодушие, не оскудевшие посреди всеобщего бедствия; не усомнился он в будущих судьбах страждущей тогда земли, и вера сия, которая, по словам Апостола, есть осуществление ожидаемого ( Евр. 11:1 ), спасла Россию. Гроб Ярослава стоит в том же алтаре, напротив гроба несчастных его племянников, но с ним нет его потомства под сенью храма, который как будто хотел принять в себя только два поколения великокняжеские, Боголюбского и великого Всеволода, с их братьями и сынами. Сыновья Ярославовы, Андрей, Ярослав и Василий, скончались в своих уделах в Суздале, Твери и Костроме, и там погребены. Лучший из них, близкий сердцу всея Руси, которой заступником был во дни жизни и после блаженной кончины, в ликах святых, витязь Невский Александр, восприял в час смертный схиму, на обратном пути из Орды, и положен был, как инок, уже не в родовой усыпальнице, но в Рождественской обители своей столицы. Там отдыхал он более ста лет, под спудом, доколе знакомый ему клич ратный не воздвиг его опять ко спасению обуреваемой земли Русской. Уже полчища Мамая грозились на Дону и Преподобный Сергий послал своих схимников биться с его богатырями, обещая горнюю помощь Великому Князю Димитрию, и вот, в самую ночь Куликовской битвы, как гласит местное предание, сами собою зажглись свечи в монастырской церкви, где покоилось тело блаженного схимника Алексия, некогда мощного Князя Александра. Два старца в мантиях вышли тихо из алтаря и, приблизившись к каменному гробу, сказали вслух усопшему: «Княже Александре! востани и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемого иноплеменниками». Встал схимник Алексий, как бы по зову схимников Осляби и Пересвета, витязь Невский подвигся на помощь витязю Донскому, и победою увенчалось оружие Христианское. Созерцавший это чудное видение, церковный служитель, поведал о том властям духовным и обретены были нетленные мощи Благоверного Князя; но ему суждено было, после четырехсотлетнего покоя в обители Владимирской, придти опять на место своего земного подвига, на берега Невы, чтобы там освятить своим присутствием новую столицу прославленной Державы Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Европейский суд по правам человека признал Турцию ответственной за нарушения прав греков-киприотов, вынужденных покинуть свои дома и земли на севере Кипра (дело Лоизиду против Турции 1996 года). =============================================== Глава Священного Синода Кипрской Православной Церкви епископ Пафоса Хризостом выразил серьезную обеспокоенность в связи с разрушением христианских святынь Кипра представителями турецкого населения острова, сообщает " Интерфакс-Религия " . 2014/03/13, 13:45:40 С большим вниманием относился к материалам этого сайта до прочтения этой статьи. А тут сомнения-бесы закружили меня :( Модераторы, расскажите, пожалуйста, на каком основании " один известный афонский старец " вместо Христовой проповеди Любви (а патриотизм это есть любовь к своей земле, своей Родине), уверяет нас, что для патриотизма нужен обязательно враг. И попросите " известного афонского старца " снизойти и объяснить мне неразумному откуда такая уверенность, что " Патриотизм везде одинаков: ты должен убить врага " . И еще попросите его подсказать, что делать христианину, да и просто человеку, который окажется в ситуации, когда снова закричат наподобие: " «Гитлер – наш освободитель от коммунистов! Все на борьбу с большевиками! Главный враг – Сталин!». А им в ответ другие патриоты-иерархи кричали из России: «Сталин – наш спаситель, все на народную войну с фашизмом!» " . Ведь гитлеровские-то войска вошли на наши земли, а не мы к ним, как пацаны говорят: " он первый начал " . И что надо было делать нашим дедам?????? И что сейчас делать нам???? И если не хватает нашей силы молитвенной для воцарения мира в Мире и Господь попускает тому, что люди творят на доверенной им Земле-Матушке, то не вспомнить ли сейчас патриотический подвиг Пересвета и Осляби???? Чего ради перед боем снял с себя доспехи Пересвет, зная, что будет пронзен Челубеем... Николай 2014/03/13, 11:48:37 ОСТАНОВИТЕСЬ ПОДЛЕЦЫ И ПОДОНКИ !!! Я МНОГОДЕТНАЯ МАТЬ ЗАЯВЛЯЮ, ЧТО НЕ ОТДАМ СВОИХ ДЕТЕЙ ЗАТЯНУТЬ В ВОРОНКУ БРАТОУБИЙСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=177...

Представление том, как изменялось название монастыря дают надписи на вкладах в лаврскую ризницу, приводимые А.В.Горским. Один из первых таких вкладов - кадило преподобного Никона, игумена Радонежского с надписью «сие кадило создано бысть святей Троицы». Царь Феодор Иоаннович и царица Ирина передали драгоценный, шитый шелками покров «в дом Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Сергия Чудотворца и Никона». Царь Михаил Феодорович в 1632 году пожертвовал Евангелие «в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона». 1677 годом датируется вклад боярина Богдана Хитрово «в обитель Пресв. и Живоначальныя Троицы». Годом позже крест - дар царевны Ирины Михайловны «в обитель Пр. Живоначальныя Троицы и Пр. Отцев Сергия и Никона Радонежских Чудотворцев». В 1734 году императрица Анна Иоанновна пожаловала панагию своему духовнику - архимандриту «Троицкаго Сергиева монастыря». В письмах святителя Филарета, митрополита Московского можно найти упоминания о Лавре или Троицкой Лавре. В справочнике 1852 года она именовалась Троицкая-Сергиева Лавра. Преподобный Амвросий Оптинский писал о Сергиевой Лавре. Наконец, в уже упоминавшемся справочнике 1910 года она именуется Троице-Сергиева лавра. Выражение Свято-Троицкая Сергиева Лавра вводится в употребление только в XX столетии. Мне могут возразить, что названия монастырей складываются исторически и на этот процесс накладывают отпечаток новые реалии, например, переосвящение главного престола храма или вхождение обители в юрисдикцию Святейшего Патриарха. Действительно, название монастыря уникально, как фамилия, имя и отчество, которое имеет каждый из нас. При обращении можно называть их полностью, но гораздо чаще мы используем только имя. Это облегчает и упрощает общение между людьми, нисколько не умаляя их достоинства. Вспомним, что зачастую в историю входили даже прозвища наших далеких предков, носивших христианские имена. Не каждый сегодня ответит, чем известны схимонахи Троицкой обители XIV столетия Александр и Андриан, но имена героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби у всех на слуху.

http://pravoslavie.ru/1934.html

Но современник келарь Симон Азарьин, в житии преп. Сергия, изданномъ им в 1646 г. л. 86 об. инока Ослебу, данного преп. Сергием В. Князю, называет Андреем (в рукоп. житиях Сергия иноки сподвижники не упомянуты). В слове о Задонщине инок Ослеба именуется Иаковом с прибавлением, что он пал на куликовской битве. О убиении Ослебы на донском сражении говорит Карамзин и Полевой, но в акте о местничестве Бутурлина с Плещеевым, напеч. в Известиях И. А. Н., т. V, стр. 358–366, чернец Андрей Ослеба упоминается в числе бояръ митр. Киприана в 1390–1393 годах (сн. Москов. Ведом. 1857 г. 53), а в Соф. Врем., ч. 1., стр. 418, чернец Родион Ослябя упом. посланным в 1398 г. от В Князя в Царьград с милостынею. В лаврском синодике 818, также в Соф. Врем , ч. 1., стр. 364, Супрал, летоп., изд. 1836 г., стр. 110, в сказании о убиенных на Мамаевом побоище, из иноков Сергиева монастыря упом. один Александр Пересвет. А в рукописных святцах исх. XVII в. сказано, что преподобномученики иноки-воины Адриан Ослябя и Александр Пересвет привезены с куликовской битвы в Москву и положены на Старом Симонове у деревянной церкви Рождества Богородицы, в полатке каменной под колокольнею, и дски каменныя на них безъ надписей. Снегирев в Русской Старине: Церковь Рождества Богородицы на Старом Симонове, Карамзин (V, прим. 82) иначе: на камне были вырезаны имена Осляби и Пересвета. 5 Вероятно, память его и других положена здесь на основании службы всем Святым, соч. препод. Христофора. По некоторым спискам в службе Христояора так изчисляются Святые мес. марта с 10–21 числа во 2-м тропаре 6-й песни: «Подобает Кондрату со дружиною и Софронию и Феофану песнь, Никифор же песми и Венедикт и Ефросин и Александпа два и Дионисиа два же да похвалится, и дивнии мученици 7 агапий с дружною, и мученик Савин, и Божий человек Алексий, и Кирил друг Христов, Хрисанф и Дариа философица, и препод. отци в обители св. Савы избиени, и Фетиниа самаряныни, и препод. Иаков исповедник», а в 3 тропаре: «чту... и Уара». См. 346 л. 7. В следов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Закрыть Когда иго Христово перестает быть тяжёлым 8 октября — преставление преподобного Сергия Радонежского Протоиерей Александр Шаргунов   17:08 07.10.2023 1214 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Евангелие, которое мы слышим на утрени в день памяти преподобного Сергия, — одно из самых прекрасных и драгоценных во всем Священном Писании. Господь открывает глубину Своего сердца и показывает, что волнует Его. Перед этим Христос сетует на недостаток веры иудеев, которые видели столько знамений и чудес и не веровали в Него. Хотя эта неблагодарность ранит Его, Он находит также причины для радости. И это то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие. То, что так редко встречается в нем. Возвысив голос, Христос начинает молиться в присутствии всех. Эти слова исполнены радости и благодарения. Они открывают источник Его силы — то, что вдохновляет Его и питает Его жизнь. «Отче, — молится Он, — Господи неба и земли». «Славлю Тебя, Отче» — только Он может так произнести эти слова. В них слышится радость Самого Бога. Никто не знал эту радость так, как Христос. Потому что никто никогда не был в таком единении с Богом как Он. Он один мог сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Все предано Ему Отцом Его, и «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Христианам дано знать, что Христос — Сын Божий, истинный Бог и истинный человек. Все это представляется невероятным для «мудрых и разумных», как говорит Господь. Но сердцам младенцев — простых людей, «малых сих», ничего не значащих для мира, — открывается истина, когда они встречают Христа. Тайна притягательной силы Господа постигается нами через Его святых — таких, как преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он научился у Христа и узнал, что такое кротость и смирение сердца. Мы помним из жития преподобного Сергия, как будучи игуменом, он за кусок заплесневелого хлеба трудился целый день, строя крыльцо кельи для своего брата. Как смиренно отринул он предложение епископского служения от святителя Алексия и дар золотого креста. С земным поклоном умолял он избавить его от этой высокой награды, говоря: «Никогда я не был золотоносцем». Для него было естественно служить литургию в деревянных сосудах и в облачении из простого холста. Как будто даже через это он хотел прикоснуться жизни Спасителя, Который в юные годы занимался ремеслом древодела. Все служение этого святого неразрывно связано с судьбами нашей Церкви и нашего Отечества. Навсегда останется в памяти России благословение преподобным Сергием святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, и участие в этой битве схимонахов Осляби и Пересвета. Мы знаем, что это его благословение и доныне пребывает на всех, кто идет защищать нашу землю и ее святыни.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/07/ko...

3 Описание монастыря Смч. Димитрия Солунского в г. Скопине/Под ред. А.Доброклонского//Житие. Акафист. Служба. Молитва святому великомученику Димитрию Солунскому мироточивому. Описание Свято-Димитриевского монастыря в г. Скопине. Изд-во Свято-Димитриевского монастыря, 2000. С. 119–139. См. также: Рязанские епархиальные ведомости. 1891. 2–3. Цит. по: Житие преподобномучеников Александра и Андрея Радонежских, составленное священником Валерием Мешковым. (См.: Благословение преподобного Сергия. Повествование о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2015. С. 71.) Пересвет победил Челубея. Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии? На этот вопрос можно дать множество ответов, но самый правильный, по-моему, таков. Он, Пересвет, схимонах Александр, вживе еще в Лавре отпетый преподобным Сергием, ехал на поле Куликово мертвым для всего, кроме любви. Он любил, этот гигант-младенец. Он был послушен своему авве Сергию. Он не замечал трудностей месячного похода — он ждал. Ждал своего мига и дождался. Увидеть бы хоть издали этот миг торжества! Нет, не тот, что изображен на картине, а реальный. Духовный. Может быть, зритель увидит в моей картине то, что я не смог передать на холсте, и тогда цель труда моего будет достигнута. Павел Рыженко ДОСЬЕ ОслябяАндрей или Родион? В некоторых источниках преподобный Андрей Ослябя именуется Родионом. В частности, именно это имя было начертано на освященном митрополитом Платоном (Левшиным) в Старом Симонове надгробии. В то же время в Святцы Ослябя официально занесен как Андрей. В Месяцеслове Церкви Русской на букву «Р» есть имя Родион, в скобках к которому дается вариация Иродион. В переводе с греческого оно означает «геройский». Имя «Андрей» с того же языка переводится как «мужественный». Отсюда первое объяснение «перемешивания» этих имен в идентификации воина Осляби — чисто лингвистическое. Кроме того, схимонах Ослябя одно из этих имен мог получить при постриге в мантию, а второе — в великую схиму. Наконец, в 1-м томе труда С. В. Веселовского «Феодальное землевладение в северо-восточной Руси» (М.; Л., 1947. С. 416) читаем: «Повесть о Мамаевом побоище сообщает о единоборстве с татарским богатырем и смерти троицкого инока Александра Пересвета, который в миру был брянским боярином. В связи с этим упоминается брат Пересвета — Ослябя. Затем в летописях мы находим сообщение о том, что митрополит Киприан, виду большого «оскудения» Патриарха, послал, при помощи Московского и Тверского великих князей, в Константинополь «много серебра и злата в милостыню со своим чернецом Иродионом Ослебятей, который в миру был любутским боярином». Вероятно, именно из последних упомянутых историком источников со временем и возник основной массив расхождений. Как именно звали в миру Ослябю, доподлинно неизвестно. Церковная же традиция и предание нарекают его Андреем.

http://e-vestnik.ru/interviews/peresvet_...

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове 21 сентября, 2009. Редакция " Правмира " Сегодня, 21 сентября (8 сентября по ст.ст.) Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. В день праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Сегодня Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. В день праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В богослужении также участвовали епископ Бронницкий Игнатий, епископ Красногорский  Савва, настоятель храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, благочинный Даниловского округа Москвы протоиерей Геннадий Бороздин, глава Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев и представители московского духовенства По окончании Литургии состоялся крестный ход с иконой Рождества Пресвятой Богородицы вокруг храма. Протоиерей Владимир Силовьев поблагодарил Его Святейшество за совершение богослужения в день престольного праздника. В Первосвятительском слове, обращенном к собравшимся, Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность отцу настоятелю за понесенные труды по возрождению храма, ставшего, по словам Его Святейшества, «воинским мемориалом общенационального значения». В память о Патриаршем богослужении Святейший Владыка передал в дар приходу икону Пресвятой Богородицы. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове отмечает в этом году свое 500-летие и 20-летие воссоздания. Симонов монастырь основан в 1370 году по благословению преподобного Сергия Радонежского его учеником и племянником — преподобным Федором, уроженцем Радонежа, принявшим постриг в Покровском Хотьковом монастыре. В 1388 году преподобный Федор стал Ростовским архиепископом. Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке. В 1379 году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове (1509 г). Под ее колокольней во второй половине XVIII века были обнаружены могилы героев Куликовской битвы, иноков Троице-Сергиевой лавры, Александра Пересвета и Андрея Осляби.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

В советское время обезображенная церковь служила компрессорной станцией завода «Динамо». В 1989 г. Она была возрождена к жизни и вновь освящена. Ныне храм Рождества Богородицы, хранитель воинской славы России, стал центром патриотического воспитания и служения Отечеству. Здесь принимают присягу и получают благословение военные моряки у гробниц своих небесных покровителей, а с 2006 года два военных десантных корабля Тихоокеанского флота вновь носят имена Пересвета и Осляби. Источник:  http://www.patriarchia.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 сентября, 2018 21 сентября, 2017 21 сентября, 2021 20 сентября, 2021 21 сентября, 2020 20 сентября, 2020 21 сентября, 2019 21 сентября, 2019 20 сентября, 2019 21 сентября, 2018 21 сентября, 2017 21 сентября, 2021 20 сентября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Упоминание в летописном перечне погибших имени Александра Пересвета без добавления слова «чернец» легко объясняется тем, что летописец, вероятно, человек церковный, счел неуместным поместить указание на духовный сан монаха среди убитых воевод. Посылка же Сергием Радонежским грамоты на Дон вовсе не отрицает факта поездки великого князя к Троице, хотя бы потому, что эта поездка предшествовала отправке грамоты. 18 августа 1380 г. действительно приходилось не на воскресенье, а на субботу. Но, по мнению Н. С. Борисова, Дмитрий едва ли ездил в Троицкий монастырь «одним днем». Более естественно предположить, что он прибыл к Троице в субботу 18 августа, переночевал и на другой день, в воскресенье, отстояв обедню, отправился назад. При этом в подтверждение того, что свидание состоялось именно в середине августа, он специально обратил внимание на то, что перед отъездом из обители Пересвета и Осляби на подмогу великому князю, Сергий Радонежский возложил на них схиму. Схимой именуется монашеское одеяние, в которое облачались монахи, принявшие схиму – высшую монастырскую степень, знаменующую полное отречение от мирской жизни. Принятие схимы сопровождалось наречением нового имени. Обычно оно давалось по имени того святого, память которого праздновалась церковью в день совершения обряда или в один из соседних дней. «Вблизи» 18 августа можно найти и Андрея – это имя получил Ослябя (19 августа – святой воин-мученик Андрей Стратилат) и Александра, которое взял Пересвет (12 августа – епископ-мученик Александр Команский). Да и сами имена инокам-воинам Сергий, вероятно, дал со смыслом. По-гречески Александр – «защитник», Андрей – «мужественный». Но не все доводы Н. С. Борисова убедительны. По его расчетам, Дмитрий покинул Троицу 19 августа. За 7–8 часов непрерывной скачки он мог достигнуть лишь Москвы. Пространная летописная повесть сообщает, что русская рать 20 августа вышла из Коломны. Достичь ее в этот день Дмитрий никак не мог, и Н. С. Борисов в своей работе предположил, не приводя никаких аргументов, что русская рать, действительно, 20 августа двинулась на врага, но только не из Коломны, а из Москвы 866 . Очевидно, историк и сам чувствовал слабость своей позиции по этому пункту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аналогичной точки зрения придерживался Л. В. Черепнин: «Сильно разукрашен и эпизод с посещением великим князем Дмитрием Ивановичем Сергия Радонежского, хотя отрицать возможность такого визита и нет оснований. Внесение этого эпизода... вероятно, вызвано желанием приподнять роль Троице-Сергиева монастыря как церковного центра. Гораздо ближе к истине простой и лаконичный рассказ Ермолинской и Львовской летописей, согласно которому Дмитрий Иванович, уже подходя к Дону, получил «грамоту» от Сергия Радонежского с повелением «битися с татары " » 851 . В 1985 г. вопрос о достоверности поездки Дмитрия Донского к Сергию Радонежскому затронул В. Л. Егоров. Предметом его интереса стали фигуры двух иноков Троицкого монастыря – братьев Пересвета и Осляби, отправившихся по приказу Сергия с великим князем на берега Дона. Как отмечалось литературоведами, в «Сказании о Мамаевом побоище» фигуры монахов-воинов занимают очень значительное место и вырастают до символа, олицетворяющего вклад духовенства в победу над угнетателями Руси. Но при всем этом Пересвет и Ослябя являлись реальными персонажами, жившими и действовавшими во второй половине XIV в. Происходя из брянских бояр, они были людьми, искушенными в ратном деле, которых лично знал великий князь. Если учесть, что собранное Дмитрием Донским войско по своим размерам превышало все предыдущие русские ополчения, становится понятной острая нужда великого князя в опытных военачальниках «полки умеюща рядити». Подобные люди все были наперечет и понятно, что Дмитрий должен был в этих условиях вызвать Пересвета и Ослябю из Троицкого монастыря. Чтобы покинуть монастырь, его иноки должны были получить разрешение игумена, т.е. Сергия Радонежского. Но нужно ли было великому князю для этого самому ездить в Троицкий монастырь? По мнению В. Л. Егорова, совершенно необязательно. Свою мысль он поясняет тем, что при переработке памятника в XVI в. его редакторы использовали реальный эпизод отправки из Троицкого монастыря на Куликово поле двух иноков, для того чтобы выдвинуть на авансцену личность самого Сергия – настоятеля монастыря, давшего согласие на их участие в сражении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010