Раннехристианская и византийская традиция Относительно дальнейшей жизни Андрея Первозванного уже в древности существовало 2 традиции. К середине II в. по Рождеству Христову восходят апокрифические " Андрея деяния " . Согласно их тексту, реконструируемому в первую очередь на основании " Книги о чудесах " Григория Турского, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Чёрного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Возможно, в основе этой традиции лежит связь Южного Причерноморья с апостолом Петром (1 Петр 1. 1): о совместной проповеди братьев упоминают позднейшие тексты. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, Андрей Первозванный переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину - распятие на кресте. Начиная с IX в. кончину апостола принято датировать правлением императора Нерона (около 67 по Р. Х.). В более позднем апокрифическом сказании, " Андрея и Матфия деяниях " , действие происходит в некоем " городе людоедов " Мирне (Мирмене, Мирмидоне), отождествленном не позднее VI в. с Иссулименом или Синопой. Другие апокрифические тексты, связанные с этой традицией, переносят проповедь Андрея Первозванного в Северо-западную. Персию (греч. " Деяния Андрея и Варфоломея в городе парфян " , араб. " Мученичество Андрея у курдов " ). Другая традиция, восходящая по крайней мере к 1-й половине III в., отражена у Евсевия Кесарийского (Церк. ист. III 1), который, дословно цитируя 3-й том " Толкования на Бытие " Оригена, считает, что М. Азия, Понт и Вифиния были апостольским уделом апостола Петра, в то время как Андрей Первозванный отправился в Скифию. Эта традиция получила развитие в так называемых апостольских списках, восходящих к утраченным сир. текстам IV в. В ранних редакциях этих списков область проповеди Андрея Первозванного была распространена на все родственные скифам кочевые ираноязычные племена: саков, согдийцев, сарматов; позднее, в списке Псевдо-Епифания (VI-VII вв.), проповедь Андрея Первозванного в Скифии была соединена с описанным в " Деяниях Андрея " мученичеством апостола в Патрах; затем, в списке Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), сюда же был добавлен и материал " Деяний Андрея " о проповеди Андрея Первозванного в Понте; в том же списке нашло отражение и предание об основании Андрем Первозванным епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византии, со временем ставшее важным аргументом в полемике Константинополя и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

художник XV в. М.; Л., 1943; он же. Андрей Рублев. М., 1959; он же. Андрей Рублев, ок. 1370 - 1430. М., 1972; Демина Н. А. Черты героической действительности XIV-XV вв. в образах людей Андрея Рублева и художников его круга//ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 311-324; она же. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963; она же. Андрей Рублев и художники его круга: Сб. ст. М., 1972; Лазарев В. Н. О методе работы в рублевской мастерской//МГУ, филол. фак. Докл. и сообщ. М., 1946. Вып. 1. С. 60-64 (переизд.: он же. Византийское и древнерус. искусство. М., 1978. С. 205-210); он же. Андрей Рублев и его школа//История рус. искусства. М., 1955. Т. 3. С. 102-186 (отд. изд.: М., 1966); он же. Андрей Рублев. М., 1960; Тихомиров М. Н. Андрей Рублев и его эпоха//Русская культура X-XVIII вв. М., 1968; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст./Под ред. М. В. Алпатова. М., 1971; Гусева Э. К. Иконы «Васильевского» чина и фрески 1408 г. Успенского собора во Владимире//Вопросы рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф. (янв.-март 1971 г.)/ГТГ. 1971. Вып. 1. С. 25-32; Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. 1971. С. 62-102; Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева: (Нек-рые проблемы): Древнерус. живопись как ист. источник. М., 1974; он же. В поисках Андрея Рублева//Возвращение в Россию: Ист.-филос. сб. М., 1996. С. 121-153; Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1981; Сергий (Голубцов), архиеп. Воплощение богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева//БТ. 1981. Сб. 22. С. 3-67; Салтыков А. А. О значении ареопагитик в древнерус. искусстве: К изучению «Троицы» Андрея Рублева//Древнерус. искусство XV-XVII вв.: Сб. ст./Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублева. М., 1981. С. 5-24; он же. Иконография «Троицы» Андрея Рублева//ДРИ. М., 1984. Т.: XIV-XV вв. С. 77-85; [он же.] Житие прп. Андрея Рублева//Канонизация святых: Поместный собор Русской Православной Церкви, посвящ. юбилею 1000-летия крещения Руси (Троице-Сергиева лавра, 6-9 июня 1988 г.

http://pravenc.ru/text/115312.html

При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя " крестителя земли Русской " получил главный орден Российской империи, а андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В Западной Европе почитание Андрея Первозванного засвидетельствовано с V в. В Равенне ему была посвящена часовня архиепископского дворца. В Риме папа свт. Григорий I Великий (ум. 604) возвел монастырь во имя Андрея Первозванного (где находилась и резиденция самого папы); помимо него в Риме существовали еще по меньшей мере 5 храмов и обителей, посвященных этому апостолу. Древнейшим независимым западным житием А. П. следует считать, по-видимому, " Письмо диаконов и пресвитеров ахейских " (VI в.), получившее весьма широкое распространение и переведенное на греч. язык. Не позднее VI в. был создан лат. перевод " Андрея деяний " , куда был включен и отрывок " Андрея и Матфия деяний " , также переведенных на латынь. На основе этого текста епископ Григорий Турский составил около 591-592 гг. " Книгу о чудесах блаженного апостола Андрея " . Григорий Турский свидетельствует о древности почитания Андрея Первозванного в Галлии, упоминая храмы в честь апостола и рассказывая о совершенных им чудесах. С 1250 г. в аббатстве Сен-Виктор находился будто бы крест, на котором был распят Андрей Первозванный; в 1438 г. герцог Бургундии Филипп Добрый перенес частицу андреевского креста в Брюссельскую дворцовую капеллу. Андрей Первозванный считался покровителем Бургундии, а его диагональный крест ( " crux decussata " , имеющий позднесредневековое происхождение) стал символом этого государства. Позже почитание Андрея Первозванного распространилось на Австрию и Испанию. В Германии Андрей Первозванный был связан с миссионерской деятельностью, особенно на севере страны: ему были посвящены соборы в некоторых новоучрежденных епархиальных центрах (Вюрцбург, Бремен). В Англии в VIII в. возникает поэма (одна из самых ранних на древнеанглийском) на основе " Андрея и Матфия деяний " . Особым почитанием апостол пользуется в Шотландии, где он считается святым покровителем страны (на флаге Шотландии присутствует андреевский крест). Почитание Андрея Первозванного было распространено также в Скандинавии, Ирландии и некоторых др. европ. странах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Хотя толкования Великого канона известны достаточно давно, фундаментальная работа об этом замечательном произведении византийской духовной поэзии появилась лишь недавно Из упоминающихся в литературе толкований на Великий канон преподобного Андрея отметим составленный в начале XIII в. комментарий Акакия Савваита, рукопись (рубежа XIV–XV в., ГИМ) Великого канона с пространным толкованием неизвестного автора. Хотя канон не надписан там именем Андрея, но в толковании говорится, что именно святой Андрей творец его; толкование 103 стиха начинается так: «Эта лествица, говорит творец тропарей, благоговейный Андрей, изображает нам действенное восхождение». В толковании другого тропаря Андрей Критский назван писателем сего канона и там же замечено, что «святой отец наш Андрей, по месту рождения называемый иерусалимлянином и, по священноначальству на острове Крите, критянином» На Руси преподобный Андрей Критский, Иерусалимлянин, был известен и почитался уже в самые ранние годы: первое упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия (конец XI – начало XII в.). В Минее XII в. содержится служба преподобному Андрею. В нестишный Пролог, переведенный в первой половине XII в., включены под 4 июля память святого Андрея без жития, а под 4 июня – краткое житие святого (древнейший список XIII в.). В 1-й половине XIV в. краткое житие святого Андрея Критского вновь было переведено (по-видимому, сербскими монахами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля в ряде календарей память святого Андрея указывается под другими датами (по более древней византийской традиции): 29 апреля (в Апостоле конца XIII в.; Хлудовское собрание, ГИМ) и 4 июня (Румянцевский Обиход; первая половина XIV в., РГБ). Гимнографические произведения и Слова преподобного Андрея Критского в русской письменности XI–XVII вв. были распространены очень широко. Имя Андрея Критского упоминается в «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году» (сочинении второй половины XV в., приписываемом Нестору Искандеру), вошедшей в состав Воскресенской летописи. Здесь при описании достопримечательностей Константинополя, связанных со строительной деятельностью Юстиниана и Феодосия II, делается ссылка на авторитет преподобного: «И тако наполниша град преславными и дивными вещами, имиже и блаженный Андрей Критцкий удивися, рече: Воистину град сей выше слова и разума» [ПСРЛ, т. 8]. Святого Андрея особо почитали в княжеской среде: видимо, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а также Андрея, сына св. Александра Невского 21].

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Хотя толкования Великого канона известны достаточно давно, фундаментальная работа об этом замечательном произведении византийской духовной поэзии появилась лишь недавно 20 . Из упоминающихся в литературе толкований на Великий канон преподобного Андрея отметим составленный начале XIII в. комментарий Акакия Савваита, рукопись (рубежа XIV–XV в., ГИМ) Великого канона с пространным толкованием неизвестного автора. Хотя канон не надписан там именем Андрея, но в толковании говорится, что именно святой Андрей творец его; толкование 103 стиха начинается так: “Эта лествица, говорит творец тропарей, благоговейный Андрей, изображает нам действенное восхождение”. В толковании другого тропаря Андрей Критский назван писателем сего канона и там же замечено, что “святой отец наш Андрей, по месту рождения называемый иерусалимлянином и, по священноначальству на острове Крите, критянином“ 25 . На Руси преподобный Андрей Критский, Иерусалимлянин, был известен и почитался уже в самые ранние годы: первое упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия (конец XI – начало XII в.). В Минее XII в. содержится служба преподобному Андрею. В нестишный Пролог, переведенный в первой половине XII в., включены под 4 июля память святого Андрея без жития, а под 4 июня – краткое житие святого (древнейший список XIII в.). В 1й половине XIV в. краткое житие святого Андрея Критского вновь было переведено (по-видимому, сербскими монахами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля в ряде календарей память святого Андрея указывается под другими датами (по более древней византийской традиции): 29 апреля (в Апостоле конца XIII в.; Хлудовское собрание, ГИМ) и 4 июня (Румянцевский Обиход; первая половина XIV в., РГБ). Гимнографические произведения и Слова преподобного Андрея Критского в русской письменности XI–XVII вв. были распространены очень широко. Имя Андрея Критского упоминается в “Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году” (сочинении второй половины XV в., приписываемом Нестору Искандеру), вошедшей в состав Воскресенской летописи. Здесь при описании достопримечательностей Константинополя, связанных со строительной деятельностью Юстиниана и Феодосия II, делается ссылка на авторитет преподобного: “И тако наполниша град преславными и дивными вещами, имиже и блаженный Андрей Критцкий удивися, рече: Воистину град сей выше слова и разума” [ПСРЛ, т. 8]. Святого Андрея особо почитали в княжеской среде: видимо, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а также Андрея, сына св. Александра Невского 20, 21 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

1. Симеона Столпника. Стихира Германа, канон I. Дамаск. (Неан. нет). 2. Муч. Маманта. Канон Феоф. 8. Рождество Богородицы. Канон Андрея. 9. Свв. Богоотец Иоавима и Анны. Канон Феоф. 14. Воздвижение Честного Креста. Канон и стих. Андрея. 15. Муч. Нивиты. Канон Феоф. 16. Муч. Евфимии. Стихира Андрея. 20. Великомуч. Евстафия. Стих. Германа. 24. Первомуч. Февлы. Стих. Андрея. 26. Св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Стих. Германа. 30. Св. Григория Великия Арнении. Канон Иосифа. Октябрь. 3. Св. священномуч. Дионисия. Стихиры Андрея и Германа. 6. Св. ап. Фомы. Стих. Студита. (Неап. 21 дев. согласно с римскими). 7. Свв. мучч. Сергия и Вакха. Стих. Германа. 18. Св. ап. и ев. Луки. Канон Феофана. 21. Пр. Илариона. Канон Феофана. (Неап. нет). 25. Свв. нотарей (Маркиана и Мартирия). Стих. Германа. 26. Св. великомуч. Димитрия. Стих. Сивеллиота Георгия 669 и Андрея. Ноябрь. 6. Св. Павла исповедника. Стих. Германа. 7. Свв. мучч. р Мелитине. Канон Дамаскина. 8. Собор арх. Михаила. Канон Дамаскина. 11. Св. муч. Мины. Канон I. Дамаскина нет). 13. Св. Иоанна Златоустог о. Стих. Германа. 14. Св. ап. Филиппа. Стих. Германа. (Неап. 1 мая). 16. Св. ап. и ев. Матфея. Канон Феофана нет). 17. Св. Григория чудотворца . Канон Феофана 38 . 25. Свв. священномуч. Климента римского и Петра александрийского . Каноны Феофана. 30. Св. ап. Андрея. Стих. Андрея. нет). Декабрь 4. Св. великомуч. Варвары. Стих. Дамаск. 5. Пр. Саввы. Канон Феофана. 6. Св. Николая чудотворца. Стих. Германа 13. Св. Евстратия и иже с ним. Стих. Германа нет). 20 Св. священномуч. Игнатия. Стих. Андрея. 25. Рождество Христово. Стих. Софрония. Кондак Романа. 27. Св. первомуч. и архид. Стефана. Канон I. Дамаск. 29. Свв. младенцев. Стих. Андрея нет). Январь. 1. Св. о. н. Василия и Обрезание Господне. Стихиры Германа. нет Обрезания). 6. Богоявление. Кондак Романа, стих. Герм. 7. Собор Предтечи. Канон Феофана. 14. Свв. отец на Синае. Стих. Студита (Неап. нет). 17. Пр. Антония. Стихира Феодора Сикеота (монахов множество, по надписанию греч. минеи). 18. Св. отец Афанасия и Кирилла. Стих. Германа. 20. Пр. Евфимия Великого. Стих. Германа. 23. Свв. мучч. Климента и Агафангела. Канон Феофана (42 нет). 25. Григория Богослова . Канон Космы (42 нет). 27. Пренесение Иоанна Златоустог о. Стих. Германа (42 нет). 29. Пренесение мощей св. Игнатия. Стих. Студита. 30 или 31. Свв. Кира и Иоанна. Февраль

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В конце жития святого Андрея говорится, что он скончался 28 мая, 66 лет подвизавшись тайно; так по переводу в Макарьевской минее; но Конрад Яннинг, издавший это житие в Деяниях Святых, переводит это место с греческого языка на латинский так: «скончался 28 мая на 66 году своей жизни, тайно подвизаясь, будучи ведом Богу». Задолго до Яннинга и в севастьяновском переведено: «скончасе... месяца майя 28 (…) день 66 (…) лет (то есть, имея) подвигом добрым подвигсе отай». Если признать правильным перевод Макарьев. минеи: «60 и 6 лет подвиг подвизался отай, Богу же ведом сый», то надобно признать, что под подвигом разумеется вся жизнь святого Андрея и что в определении времени жизни или подвига допущена писателем жития неточность или неопределенность, или вкралась ошибка 14 , иначе 1) число лет жизни Андрея останется неизвестным, а обыкновенно в житиях святых означается время всей жизни их; духовнику святого Андрея, знавшему его от юности его, хорошо должны быть известны лета всей жизни его. 2) Если положить, что святой Андрей начал свой подвиг, будучи 20–25 лет, и подвизался потом 66 лет, то он прожил 86–90 лет с лишком. Но при весьма страдной, исполненной лишений, жизни его, при необычайных его подвигах, при озлоблениях и биениях от разных лиц трудно дожить до 86–90 лет. 3) Писателю же жития святого Андрея священнику Никифору надобно будет дать более 120 лет, ибо, по житию святого Андрея, священник Никифор, старший его летами, жил долго по смерти его и пережил юношу Епифания, бывшего после кончины святого Андрея сперва не мало лет иноком, а потом патриархом в Царьграде. Должно заметить, что слог жития святого Андрея исполнен неточностей, неопределенностей и потому во многих местах поправляем был последующими переписчиками или справщиками, что несомненно видно из многих разностей в списках. Кто был и когда жил Епифаний, бывший в монашестве под другим именем патриархом константинопольским? Если предположить, что святый Андрей начал подвизаться при императоре Льве Великом (457–474 г.) и продолжал подвиг в начале VI века, то ни к одному патриарху этого времени не идут черты юноши Епифания, изображенного в житии святого Андрея, и ни к одному из последующих патриархов до X века не идет то, что говорится об юноше Епифании. Константинопольские патриархи VI-IX веков были или не монахи, или монахи, но не из уроженцев и жителей города Константинополя, или еретики и иконоборцы. Святой Игнатий в IX веке хотя монах и константинополец, но в мире Никита евнух, сын императора Михаила Рангава, святой патриарх Антоний Кавлей (893–895) родился в Константинополе от знатного отца, с юных лет монах, но внешней образованностью не отличался, отдан в монастырь еще отцем в двадцатилетнем возрасте, а Епифаний сделался монахом после смерти отца и в более позднем возрасте, и хронология жизни Антония Кавлея не соответствует хронологии жизни святого Андрея и Епифания. Поэтому святой Андрей подвизался не во времена Льва Великого и преемников его даже до X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Отрадно привести перечень отрядов и полков, представлявших города и волости великого княжения Москвы, Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, княжества Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского, Пскова и Новгорода Великого; в общем строю шла также дружина служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Три великих княжества Северо-Восточной Руси участия в битве, увы, не принимали. На Куликовскую рать не пришли полки княжества Нижегородского, на тот момент обескровленного набегами ордынцев. Не лишним для нашего нынешнего вразумления будет вспомнить, что не пошли на союзную битву и полки князя Михаила Тверского, выжидавшего исхода этого столкновения. Свои резоны нашлись и у князя Олега Рязанского, который проявит себя после битвы. Есть чего устыдиться потомкам. 26-27 августа наше войско, переправившись через Оку, двинулось вдоль пограничья рязанских земель на юг, где в местечке Березуй в ряды нашего воинства влились, в отличие от рязанцев, дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей. Дон русские полки форсировали в ночь с 7 на 8 сентября, и, как свидетельствуют источники, туманным утром 8-го (21-го по нов.ст.) числа, в субботу, в день двунадесятого праздника - Рождества Пресвятой Богородицы, развернулись в боевой порядок, лицом на юг. Сражение длилось три часа - с 6-го по 9-й час по древнерусскому временному отсчету; если переложить на наш стиль (что удалось сделать довольно точно) - с 10 часов 35 минут до 13 часов 35 минут. Началось оно со знаменитого поединка русского инока Александра Пересвета с татарином Челубеем (Темир-беем). Оба поединщика погибли. Помним, что сам преподобный Сергий Радонежский, настоятель Троицкой обители, духовный окормитель Руси, даровавший нам учение о Святой Троице, благословил князя Дмитрия на битву, отправив с ним на Дон двух своих иноков, в недавнем прошлом русских бояр, профессиональных воинов - Александра Пересвета и Андрея (в миру Родиона) Ослябю. Есть версия, что и Ослябя пал в Куликовской битве. Оба воина причислены нашей Церковью к Лику святых. Тело Пересвета вместе с телом Осляби погребено в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Не всегда возвращение проходит гладко. Иногда приходится проявлять активность, благодаря которой, например, православные одесситы добились возвращения храма апостола Андрея Первозванного. Здание бывшего храма, где располагалась библиотека аграрного университета, передано Одесской епархии, хотя первоначально университет не спешил соблюдать соответствующее решение суда. Что касается других святынь, руководство Рязанского историко-архитектурного музея передало монашеский посох героя Куликовской битвы святого инока Пересвета в московский храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, где находятся надгробия героев Куликовской битвы Пересвета (Александра) и Осляби (Андрея). В Сербии сыном почившего коллекционера возвращены в храм иконы, украденные 35 лет назад. А в Ярославской области престол храма, после революции служивший постаментом памятнику Ленину, возвратился в алтарь одного из храмов Николо-Бабаевского монастыря, где и находился до осквернения. Пришли в Православие В минувшем году стало известно о нескольких переходах в Православие, как отдельных личностей, так и целых общин из самых разных религий и конфессий. Мусульмане. Это, во-первых, известный югославский кинорежиссер Эмир Кустурица, рожденный и воспитанный в семье боснийских мусульман, который принял крещение с именем Неманя в черногорском монастыре Савина около г. Герцег-Нови, и даже успел уже построить храм во имя святителя Саввы Сербского. Если говорить о перешедших из ислама, можно также вспомнить, как летом принял Православие азербайджанский футболист, прибывший в Грузию на международный турнир, а осенью губернатор западногрузинской провинции Гурия Михаил Свимонишвили стал крестным отцом турецкого бизнесмена, пожелавшего не разглашать своего имени. Англикане. Роберт Ф. Ваггенер, англиканский епископ американского диоцеза Святого Креста (США), который вместе с группой прихожан был принят 5 марта в лоно Антиохийской Православной Церкви. Они образовали приход во имя Христа Спасителя в штате Вирджиния. А за полтора месяца до того в Православие перешел священник американской Епископальной Церкви Дональд Дэвид Ллойд.

http://pravoslavie.ru/700.html

Современный вид сени над захоронением прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби ЖМП 7 июль 2016 /  14 июля 2017 г. 14:30 Два бойца Состоявшийся в феврале Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением 1 благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место. Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать. — Ваше Высокопреподобие, сорок лет назад церковь Рождества Богородицы, в стенах которой мы беседуем, была компрессорным цехом столичного завода электротехнического оборудования «Динамо». От какого события ведет отсчет история ее возрождения? — Лично для меня такой точкой отсчета стало проходившее в сентябре 1980 года празднование 600-летнего юбилея победы в Куликовской битве. Я, в то время студент, пел в братском хоре Троице-Сергиевой лавры , который участвовал в праздничном богослужении в Успенском соборе. Немногие тогда поняли, что это торжество послужило своеобразной предперестроечной ласточкой. Но когда архидиакон мощным басом провозгласил «Вечную память» великому князю Димитрию (до канонизации святого благоверного Димитрия Донского оставалось еще восемь лет), воинам Александру Пересвету и Андрею Ослябе, мы почти физически ощутили единение Церкви и народа и осознали: у не справившейся с атеистической пропагандой советской власти впереди огромные проблемы. Однако у правительственного решения о воссоздании церкви Рождества Богородицы — поначалу в статусе музея-мемориала героев Куликовской битвы — была собственная предыстория. В ее начале — посещение завода «Динамо» знаменитым живописцем Павлом Кориным, воспользовавшимся своим депутатским статусом, чтобы осмотреть стены церковного строения. Увидев около бывшего храма рабочих, Корин спросил их, знают ли они, что здесь погребены герои нашего Отечества Александр Пересвет и Андрей Ослябя. «Какой храм? — недоверчиво посмотрели те на подозрительного гостя-интеллигента. — Здесь компрессорный цех!» По итогам этого визита Павел Дмитриевич составил открытое письмо, которое подписали многие известные люди. После этого союзный Совет министров своим постановлением 2 исключил прихрамовый земельный участок из заводской территории и распорядился отреставрировать саму церковь. А проект поручили разработать самым маститым на тот момент архитекторам-реставраторам Советского Союза Льву Давиду и Борису Могинову.

http://e-vestnik.ru/church/peresvet_i_os...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010