Hola 20 июня 2016, 00:23 Спасибо за статью! Чтобы спасти остатки Симонова монастыря нужны нечеловеческие усилия и финансы. Нужны усилия властей и Церкви А в идеале восстановить, отстроить заново монастырь Евгений 19 июня 2016, 21:17 Большое спасибо за статью. Автор еще не упомянул о захоронении в этом монастыре двух самых известных русских иноков - сражавшихся на Куликовом поле: Святых Александра Пересвета и Андрея Осляби. Ирина 19 июня 2016, 01:57 Огромное спасибо за статью!Много раз,бывая в Москве,проходила мимо развалин монастыря.Очень хотеллось узнать,что же это.Эта стать послужила ответо на мои вопросы. Дмитрий 18 июня 2016, 21:56 Спаси Христос!!! Бог даст, в следующем году отпраздную 60-летие... Но помню - как вчера - мальчишками лазали на фабрику удочек, воровали бамбуковые удилища. А фабрика располагалась за стенами Симонова монастыря. Потом, уже чуть постарше, с противогазной сумкой через плечо, а в сумке - стамеска и молоток - лазал в том числе и по стенам Симонова монастыря, искал кирпичи с " печатями " (каждая мастерская ставила на кирпич собственное клеймо). Если мне не изменяет память, из стены Симонова вытащил кирпич с клеймом: лев в круге. Все было передано в класс истории родной лефортовской школы, исчезло вместе со временем. Но помню - как влекли к себе Симонов монастырь, Крутицкое подворье, Новодевичий. Влекли необъяснимо для пионерского ума... С Троицей Святой всех братьев и сестер! Роман 18 июня 2016, 18:58 Храм действительно замечательный,с любовью сохраняются настенные фрагменты старинных настенных икон.Есть особо почитаемая прихожанами икона Б.М.Дай Бог что Патриархия совместно с мэрией приняла участие в восстановлении утраченной обители в целом. Lisa 18 июня 2016, 00:58 Огромное спасибо за рассказ! Это невероятно, ведь история нашей страны - это кладезь бесконечных трагедий и подвигов, созиданий и разрушений. Спасибо вам, уважаемый Никита! В такие моменты хочется горы свернуть, чтоб помочь всем этим людям. Хочется приложить свои усилия для возрождения таких святынь. А еще я думаю об этих глухонемых слепых людях. Как можно помочь и что нужно делать, подскажите пожалуйста?

http://pravoslavie.ru/94333.html

Преподобный Сергий был мужем государственного ума, он имел талант сочетать жизнь аскета-отшельника с широтой кругозора патриота своей Родины, провидящего в даль веков. Мудрыми были советы Преподобного Сергия. Например, он убеждал великого князя Дмитрия идти к татарам «с правдой и покорностью... и если враг хотят от нас чести (т.е. почести) и славы, дадим им; если хотят злата и сребра, дадим и это, но за имя Христово, за веру Православную нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить», (Иеромонах Никон. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Св. Троице-Сергиева Лавра. 1896 г. стр. 171–172.) Благословение, посланное преп. Сергием Радонежским великому князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовой битвой, вселило в войско воодушевление и уверенность в победу над татарами. Участие в битве посланцев преп. Сергия храбрых иноков – Александра Пересвета и Андрея Осляби олицетворяло единение сил духовных и могущества ратного для свержения татарского ига. Из патриотических побуждений преп. Сергий совершал пешком трудные (не сколько физические, сколько духовно-ответственные), но необходимые для единства России путешествия в Ростов, Нижний Новгород и Рязань. Печальник Русской Земли явился умиротворителем князей, вдохновителем русского народа на подвиг единения всех ради сохранения веры Христовой и национального самосознания. Примеры патриотизма мирян По сравнению с другими чинами святости группа святых мирян является менее многочисленной. Из святых мирян, известных своим патриотизмом, следует отметить князей и Христа ради юродивых, которых так любят на Руси. Проблема почитания князей на Руси не представляет собой особой сложности или затруднения в объяснении этого факта, если учесть исторический облик русского князя, а также твердые границы времени их канонизации. Князь древней Руси по своему общественному положению не является царем в смысле и понимании Византии или России XVI–XIX веокв. Власть русского князя была ограничена дружиной, церковной иерархией. Он воплощал в себе не сколько начало власти, сколько начало служения, являясь прежде всего военным вождем, защитником данной области. Русские древние князья были первыми представителями народа и достойными почитания как святые они становились не за власть, а за служение своим ближним, своей Родине, служение, которое чаще всего заканчивалось жертвой собственной жизнью. Иными словами, Церковь признавала святыми только тех князей, которые стремились в своей жизни осуществлять слова Христа: «Не больше той любви, как если кто положит свою душу за друзей своих» ( Ин.15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Скачать epub pdf 20.09 Служба преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским Текст службы утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал 126) Месяца сентября в 7-й день Святых преподобномученик Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских На вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 6: Дивная чада послушания,/преподобномученицы Александре и Андрее,/по заповеди Христовой взясте кресты своя/и, ужаса смертнаго не убоявшеся,/души своя за други положисте./Темже помозите и нам кресты своя безропотне носити,/да, претерпевше до конца скорби временныя,/обрящем милость у Христа Спаса нашего. О, святии сродницы наши,/преподобномученицы Александре и Андрее,/с верою и любовию к вам прибегаем,/немощны бо молитвы наша/и дел благих не имамы./Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/да, претерпевше до конца скорби временныя,/обрящем милость у Христа Спаса нашего. Како достойно возможем восхвалити подвиги ваша,/воини Царя Небеснаго, Александре и Андрее Радонежстии?/Вы бо, вознерадивше о временнем/и помышляюще о хотящей открытися славе Божией,/Бога в кончине своей прослависте/и мученическия венцы от Него восприясте./Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/да, претерпевше до конца скорби временныя,/обрящем милость у Христа Спаса нашего. Образ ангельский от преподобнаго Сергия восприемше,/волю свою отвергли есте,/преподобномученицы Александре и Андрее./Добродетелию же смирения, яко бронею, облекшеся,/враги невидимыя и видимыя победили есте/и верныя непоколебимо стояти за веру Православную научили есте./Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/да, претерпевше до конца скорби временныя,/обрящем милость у Христа Спаса нашего. Слава, глас 8: Двоице священная,/Александре и Андрее преславнии,/вы, в невидимей брани победителие явльшеся,/брань противу нечестивых агарян сотворили есте,/благословением бо аввы Сергия,/благодать Божия, на вас почившая,/образ всем воином православным вас показа/и яви заступники христолюбиваго воинства./Темже молите Святую Троицу/умирити мир и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые защитники Руси 7/20 сентября - память прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380) 19.09.2018 999 Время на чтение 6 минут На рубежах России АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ (+8. IX.1380) АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ Во 2-й половине XIV в. на месте, избранном преподобным Сергием, святитель Алексий (Бяконт) учредил Московский Симонов монастырь. Вместе с Кириллом Белозерским и Ферапонтом под руководством игумена Феодора (+1394 г.), племянника Сергия Радонежского, там подвизались бывшие брянские бояре Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Московский великий князь Димитрий Иванович (1350-1389) перед сражением с темником Мамаем прибыл с соратниками в Сергиев монастырь помолиться и получить благословение св. Аввы. В залог предсказанной им Божией помощи великий князь упросил Преподобного благословить витязей Пересвета и Ослябю в русскую рать. Богу содействующу, Старец благословил их изготовиться на трудный подвиг приня тием великой схимы. Посвятив их, преподобный Сергий сказал: " Вот вам, други мои, нетленное оружие на враги!... " . А Димитрию рек: " Вот тебе, княже, мои оруженосцы!... " . Благословив схимников и великого князя с его соратниками, великий игумен воодушевил их: " Мир вам, мои возлюбленные! Мужайтесь, доблии воины Христовы! Пришло время постоять вам за землю Русскую... " . 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, татары числом до 120000 увидели русских (до 60000) на Куликовом поле у р. Непрядвы. С татарской стороны вперед вырвался на коне богатырь-печенег Челубей. Похулив русских и веру их, он угрожающе потрясал копьем, вызывая на единоборство. Из полка князя Владимира Александровича (Всеволожа) отделился Александр Пересвет, обратился к Димитрию Ивановичу: " Дозволь мне, княже! " . Потом, поклонившись на четыре стороны света, великому князю, также собрату Андрею Ослябе и прочим русским ратникам, сказал: " Простите меня, грешного, и благословите " . " Бог простит тебя, благословит и молитвами отца Сергия да поможет! " - был ответ.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Оказывается, что он купил дом в деревне, залез на чердак и там обнаружил большой крест. Темные соседи сказали горе-мужичку, что раз такой крест найдешь, значит, кто-то «на смерть заговорил». Приходится объяснять, что ему крупно повезло, что он нашел «отцовский» крест. Когда мальчику исполнялось приблизительно 12 лет, глава семейства, отец, передавал свой крест сыну, в этом символично утверждая начальствование над родом, но начальствование не в смысле «топать ножкой, принесите-унесите», а от понятия «начало», то есть с кого начинается спрос. Так, если отец отправлялся на войну, на дальние работы, то вернувшись, он спрашивал у сына, как тот сохранил в его отсутствие семью, узнавал, кто умер, заболел, почему сын не досмотрел и не уберег. Происходило формирование будущего мужа, мужчины, умеющего нести ответственность за всю семью, с осознанием того, какая реальная ответственность его ожидает. Другая психология складывалась у подростка. У нас при храме есть прихожане, у которых кресты хранятся более 300 лет, передаваясь из поколения в поколение, от отца к сыну. Я всегда рассказываю о подвиге Александра Пересвета и Андрея Осляби, историю о двух двоюродных братьях-иноках, которых в помощь Димитрию Донскому дал преподобный Сергий Радонежский. На нашей музейной картине художник Павел Рыженко очень точно отобразил и внешний вид инока, и его внутреннее состояние. В чем же подвиг Пересвета? Как воин, он понял, как Челубея можно «достать», но для этого надо было умереть. Как приближенный к князю, он мог бы перепоручить это другому воину, но как христианин, как монах, Пересвет взял это на себя. Он снял с себя все доспехи, кольчугу, надел только схиму и, крепко зажав копье, разогнал свою лошадь. «Нанизался» на копье Челубея, «пролетел» по нему и убил монгольского воина своим копьем. Пересвет удержался на коне и вернулся в свое воинство, будучи уже убитым. И впервые по монгольскому воинству прокатились слова, что «русский Бог непобедим». У нас в этом же музейном разделе хранятся коллекционные солдатики, копии тех воинов, которые были во времена князя Димитрия Донского, сотники, тысячники, но, опять же, мы столкнулись с тем, что дети совершенно не знают, как выглядели, хотя бы приблизительно, воины той эпохи.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/08/protoi...

«Национально-утилитарный» подход к Церкви запомнил в его житии больше всего благословение им Димитрия Донского на Куликовскую битву и с ним — двух монахов — Пересвета и Осляби. «Социологи» и «экономисты» настаивают на колонизаторском и просветительном значении огромной сети монастырей, основанных его учениками и продолжателями. Но, конечно, не это главное в нем, а тот «абсолютизм» христианства, тот образ совершенного преображения человека Духом Святым, устремление к горнему, к высшему, «жизнь в Боге». Это сделало преп. Сергия средоточием русского Православия в темные годы его истории, проложило столько дорог к Троице-Сергиевской Лавре. Всё подлинное, всё живое в Русской Церкви того времени так или иначе связано с преп. Сергием. Он сам ничего не написал. Но о его влиянии, о содержании, воплощенного им учения ничто не свидетельствует с такой убедительностью и силой, как иконы преп. Андрея Рублева, открытые не так давно — после веков забвения. Его «Троица» — есть совершеннейшее произведение религиозного искусства, действительное «умозрение в красках», по словам кн. Трубецкого. Вообще в храмостроительстве, в иконе, русский церковный опыт выражает и воплощает себя в те века больше, чем в словесном, богословском творчестве. И они свидетельствуют с «какой-то вещественной бесспорностью о сложности и глубине, о подлинном изяществе древне-русского духовного опыта, о творческой мощи русского духа» (Флоровский). Обитель преп. Сергия очень скоро становится рассадником монашества для всей северной России. За полтора века в ней было создано до 180 обителей, явлено великое множество святых. Монастырь становится — в эпоху тьмы и варварства — центром духовного влияния на всё общество, тем полюсом народной жизни, в котором народное сознание обретает утешение, наставление, помощь а, главное, убеждается в наличии абсолютных ценностей, прикасается к святыне. Изучая религиозную жизнь этого времени, видишь, прежде всего именно поляризацию, психологическое противопоставление — грешного мира и монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«С нами Бог, и сам Нахимов с нами, он не даст нам, братцы, потонуть!»   С нами Бог Г.С. Соболев Узнав все это об адмирале Нахимове из биографических материалов, хочется о многом расспросить хранителя его памяти – доктора экономики, кандидата политических наук, вице-президента Фонда научного и делового сотрудничества МГУ Григория Соболева. Я начал с вопроса, который больше всего меня волнует. – Перечитывая документальные рассказы о великом русском флотоводце, поражаешься, насколько они современно звучат. И очень странно, что о нем сейчас не говорят во всеуслышание. С другой стороны, нельзя не заметить, что многие рассказы написаны как житие святого. И главное даже не форма, а содержание этих повествований. По образу жизни и складу души Павел Нахимов очень похож на великих защитников Отечества: учеников преподобного Сергия Радонежского святых преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби, святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святого праведного воина Федора Ушакова. Любовь к Богу и ближнему у Павла Степановича не знала границ. Во время сражений он чудесным образам оставался живым и невредимым в самых опасных местах. Его потрясающие победы над превосходящим противником невозможно объяснить рационально, это настоящее чудо Божие. О многом говорит и фамильный Крест-мощевик, который носил на груди флотоводец. Похоже, что он действительно был праведным воином, которого, подобно Федору Ушакову, когда-нибудь прославит в лике святых Русская Православная Церковь. Поэтому очень хочется узнать: а вам каким видится образ Павла Нахимова? – Я не знаю, в каком поколении появился этот Крест в роду флотоводца. Но то, что этот человек был воспитан в духе русских православных традиций, лучших традиций русского воинства, могу сказать однозначно. Это был истинный патриот России. И вы абсолютно правы в том, что Нахимов несколько забыт, хотя вклад его совершенно уникален. Могу сказать, что он одержал не меньше побед, чем Федор Ушаков, и победы эти были более значимы для Русского флота.

http://pravoslavie.ru/1179.html

Деяния. Т. 1. Вып. 2. С. 99-100). Патриотическая позиция Церкви в канун октябрьского переворота 1917 г. стала одним из главных оснований гонений на нее со стороны захвативших власть большевиков. Символом молитвенной памяти о воинах, принесших свои жизни на алтарь Отечества, являлось на Руси сооружение храмов и мон-рей. Александро-Невская лавра в честь Св. Троицы в С.-Петербурге была основана в память о победе в 1240 г. войска св. блгв. кн. Александра Невского над шведами. Целый ряд храмов и мон-рей возник в честь победы и в память погибших рус. воинов в Куликовской битве: ц. Рождества Пресв. Богородицы на Сенях в Московском Кремле, московский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь , Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь и др.; ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове в Москве стала усыпальницей героев Куликовской битвы преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) Радонежских (пам. 6 июля в Соборе Радонежских святых); в XIX в. близ Куликова поля, в с. Монастырщине, на месте захоронения тел погибших, был возведен храм Рождества Пресв. Богородицы, а на Красном холме - храм-памятник прп. Сергия Радонежского. Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя мон-рь - памятник воинам, погибшим на Бородинском поле; ц. свт. Алексия, митр. Московского, в Лейпциге - рус. воинам, павшим в «Битве народов» в 1813 г. при освобождении Германии от наполеоновских войск. Главным памятником победы России над Наполеоном является Христа Спасителя храм в Москве, стены к-рого украшают мраморные мемориальные доски с именами героев Отечественной войны 1812 г. Храмом рус. воинской славы стал после победы над Наполеоном и Казанский собор С.-Петербурга, где хранились военные трофеи и ключи от городов, освобожденных рус. войсками, и где похоронен фельдмаршал Кутузов. Памятником героям Крымской войны (1853-1856) является Владимирский собор в Севастополе, где были похоронены адмиралы М. П. Лазарев, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов. Александра Невского собор в Софии был сооружен в память о рус. воинах, погибших при освобождении Болгарии во время русско-тур. войны (1877-1878), а в Москве, у Ильинских ворот Китай-города,- часовня в память героев взятия Плевны. Памятником участникам величайшего в истории танкового сражения на Курской дуге во время Великой Отечественной войны является храм св. первоверховных апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка Белгородской обл.; в храме на беломраморных досках золотом выбиты имена павших советских воинов. Храм-памятник вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве возведен в честь победы советского народа и в память о всех погибших в Великой Отечественной войне.

http://pravenc.ru/text/155071.html

В образе преп. Сергия (1320 - 1392) воскресает православная святость во всей ее полноте, во всем ее свете. От ухода в пустыню, через физическую аскезу, самораспятие, смирение к последним озарениям Фаворским Светом, к «вкушению» Царства Небесного, преп. Сергий повторяет и путь всех великих свидетелей Православия с первых его веков. «Национально-утилитарный» подход к Церкви запомнил в его житии больше всего благословение им Димитрия Донского на Куликовскую битву и с ним - двух монахов - Пересвета и Осляби. «Социологи» и «экономисты» настаивают на колонизаторском и просветительном значении огромной сети монастырей, основанных его учениками и продолжателями. Но, конечно, не это главное в нем, а тот «абсолютизм» христианства, тот образ совершенного преображения человека Духом Святым, устремление к горнему, к высшему, «жизнь в Боге». Это сделало преп. Сергия средоточием русского Православия в темные годы его истории, проложило столько дорог к Троице-Сергиевской Лавре. Всё подлинное, всё живое в Русской Церкви того времени так или иначе связано с преп. Сергием. Он сам ничего не написал. Но о его влиянии, о содержании, воплощенного им учения ничто не свидетельствует с такой убедительностью и силой, как иконы преп. Андрея Рублева, открытые не так давно - после веков забвения. Его «Троица» - есть совершеннейшее произведение религиозного искусства, действительное «умозрение в красках», по словам кн. Трубецкого. Вообще в храмостроительстве, в иконе, русский церковный опыт выражает и воплощает себя в те века больше, чем в словесном, богословском творчестве. И они свидетельствуют с «какой-то вещественной бесспорностью о сложности и глубине, о подлинном изяществе древне-русского духовного опыта, о творческой мощи русского духа» (Флоровский). Обитель преп. Сергия очень скоро становится рассадником монашества для всей северной России. За полтора века в ней было создано до 180 обителей, явлено великое множество святых. Монастырь становится - в эпоху тьмы и варварства - центром духовного влияния на всё общество, тем полюсом народной жизни, в котором народное сознание обретает утешение, наставление, помощь а, главное, убеждается в наличии абсолютных ценностей, прикасается к святыне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436732/

  В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).         Акафист великомученику Димитрию Солунскому   Кондак 1 Дивный воеводо града Солуня, великий угодниче Христов и славный страстотерпче, святый Димитрие, источаяй мирови милости миро, похвальная восписуем ти, чтущии святую память твою. Ты же имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед избавляй нас, верно зовущих ти: Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.   Икос 1 Ангелов Творец и Господь сил яви тя, досточудне, Ангела во плоти, мученика тверда и сильнаго предстателя верных. Прибегающе убо к заступлению твоему, сицевая радостная тебе приносим: Радуйся, звездо блистающая на тверди церковней; радуйся, светильниче, чудесы мир озаряяй. Радуйся веры непоколебимый столпе; радуйся, христиан несокрушимый щите. Радуйся, Фессалии светлое украшение; радуйся, Солуня похвало преславная. Радуйся, апостолов согражданине; радуйся, мучеников совсельниче. Радуйся, молящихся к тебе прошения приемляй; радуйся, о всех нас Богу моляйся. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.   Кондак 2 Видяще себе безчадна, благочестивая родителя твоя прилежно моляста Бога о даровании чада. Прием же Всевышний молитвы ею, и помянув милостыни, яже творяста убогим, дарова им тебе, блаженне. Сего ради с веселием возописта Богу: Аллилуиа.   Икос 2 Разум Божественный имея, яко отроча богодарованное, возгнушал-ся еси языческия прелести, мудре. Родительское же благочестие возлюбль, добродетельми аки лествицею от силы в силу восходяй, благодать Божию приобрел еси, юже испроси получити и нам, почитающим тя звании сими: Радуйся, благочестивым родителем молитвенное прозябение; радуйся, благочестия их наследниче; радуйся, рождением своим возвеселивый многих. Радуйся, от утробы матерния благодатию свыше осененный; радуйся, благоуханный крине девства и нетления. Радуйся, освещенный душею же и телом; радуйся, вместилище дарований Божиих. Радуйся от юности идолослужение презревый; радуйся, истинное богопочитание, даже до смерти возлюбивый. Радуйся, яко благочестием твоим угодил еси Христу. Радуйся, яко благодатию Его мног плод сотворил еси. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

http://isihazm.ru/?id=643

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010