Память о проповеди святого Апостола Андрея свято хранилась на Руси . В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей и в 1086 году основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. Память об апостоле Андрее была внесена во все виды русских календарей. С XII века развивалась традиция сказаний об апостоле в русском Прологе и др. С XVI века стали известными новгородские предания о проповеди апостола Андрея в земле Русской, дополняющие Повесть временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано «Слово о посещении Руси Андрея Первозванного», помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп апостола Андрея на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной. Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом острова Валаам. Тема апостольской преемственности Русской Церкви звучала актуально на всем протяжении развития Русского государства. При императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил первый по времени учреждения орден Российской империи, а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1998 году Андреевский орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.

http://pravoslavie.ru/66668.html

Если под Епифанием разуметь патриарха Антония, то по отречении Антония от патриаршества в 978 году, Никифору должно быть 113 лет. В том и другом случае писание жития для такого престарелого иерея трудно. Если священник Никифор пережил патриарха Николая Хрисоверга, который скончался в 994 году, то Никифору должно быть в это время около 130 лет, что допустить невозможно и особенно писательство. Во всяком случае, если под Епифанием разуметь патриарха неизвестного, а не Полиевкта или Антония, то Никифор при смерти Епифания, неизвестного патриарха, должен иметь около 100 лет, ибо Епифаний, по смерти святого Андрея и потом отца своего, должен постричься в монахи и немало времени требовалось, чтобы ему прославиться иноческой жизнью, и потом управлять константинопольской церковью в сане патриарха до самой кончины, а священник Никифор, конечно, был летами старше святого Андрея, скончавшегося на 66 жизни, ибо, по совещании с ним, святый Андрей начал подвиг юродства. Естественно предположить, что Никифор, по кончине святого Андрея в 936 году, имевший около 70 лет, записал многое из жизни блаженного, многое он мог записывать еще при жизни его. Если при этом предположить, что священник Никифор умер спустя недолго по кончине святого Андрея, то под Епифанием беспрепятственно можно разуметь не только патриархов Полиевкта или Антония, но и Николая Хрисоверга. Если Андрею в 960 году при кончине было около 90 лет то Никифор по пострижении Николая Хрисоверга, мог скончаться, не имея 100 лет, около 967 или 968 года. Никифор очень близкий к святому Андрею и Епифанию и, вероятно, духовник и Епифания, мог знать о предсказании Андреем патриаршества Епифанию еще при жизни Андрея. После кончины святого Андрея, уже никакие дальнейшие события не приводятся, кроме того, что в самом конце говорится, что Епифаний был патриархом Царьграда, что могло быть вставлено позднейшим лицем. Но если житие святого Андрея и было записано вскоре после кончины сего святого, то оно не могло быть обнародовано ни до вступления Епифания на патриарший престол, ни до самой смерти его, ибо как обнародовать то, что Епифаний, известный Константинополю монах, по неоднократному предсказанию святого Андрея, будет патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ему следовали его лучшие преемники, и не случайно именно в день его памяти была одержана Невская победа благоверным Великим князем Александром, в котором ярко отпечатлелся духовный облик его равноапостольного предка. Служение Богу, начатое св. Владимиром на земле, продолжается ныне у Престола Всевышнего, предстоя Которому он молится за Русскую землю им просвещенную и освященную, и сияет с высот небесным светом, озаряя русским людям путь к Истине, Правде. Памяти мучеников Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святая Церковь завтра прославляет св. Андрея епископа Критского, творца Великого покаянного канона, а мы собрались, чтобы молиться об упокоении души Царя-Мученика и иже с ним убиенных. В России также ежегодно собирались русские люди в храмы в день св. Андрея Критского , но не того, который прославляется завтра, а преподобномученика Андрея, замученного за исповедание Христа и правды Христовой. В этот день преподобномученика Андрея в России люди с радостным чувством собирались благодарить Господа за чудесное спасение Государя Александра III в Борках 17 октября 1888 года. Во время его путешествия произошло страшное крушение поезда, все вагоны были разбиты кроме одного, в котором находился Царь со своей Семьей. Так в день преподобного Андрея Критского , замученного врагами Христа и Его Церкви, был спасен Наследник, а впоследствии Государь Николай Александрович, и также в день св. Андрея Критского , но мирно окончившего свои дни на земле, Государь был убит безбожниками и изменниками. В день Андрея мученика Россия прославляла и празднуемого в один день с ним пророка Осию, предсказавшего воскресение; в их честь строились храмы, где народ русский благодарил Бога за спасение Государя. А через 30 лет, в день св. Андрея, учившего о покаянии, Государь был умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже попытки его спасти. Это тем более страшно и непонятно, что Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал русский народ. Царь-Мученик более всего походил на Царя Алексея Михайловича, «Тишайшего», но превосходил его своей непоколебимой кротостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Святого апостола Андрея чтили не только в Трире. Ходившие в Европе предания о нем легли в основу широко распространенного древнейшего жития апостола, содержащегося в «Письме диаконов и пресвитеров ахейских», которое датируется VI веком. В том же столетии появился латинский перевод, называемый «Андрея деяния», куда был включен и фрагмент рассказа о другом апостоле – Матфии, чьи мощи также хранятся в Трире. Позже этот труд стал известен под латинским названием «Андрея и Матфия деяния» и лег в основу сочинения епископа Григория Турского «Книга о чудесах блаженного апостола Андрея» (592 г.), в котором автор свидетельствовал о древности почитания Андрея Первозванного в Галлии, рассказывая о совершенных им чудесах и упоминая храмы в честь этого святого. В Англии же «Андрея и Матфия деяния» были в VIII веке переложены в поэму о первозванном апостоле. По преданию, в аббатстве Сен-Виктор с 1250 года хранился крест, на котором был распят Андрей Первозванный. Отсюда в 1438 году герцог Бургундии Филипп Добрый перенес частицу креста в дворцовую капеллу Брюсселя. Апостол Андрей Первозванный считался покровителем Бургундии и его крест стал символом этого государства. Кстати, и на флаге Шотландии тоже присутствует андреевский крест, а сам апостол считается святым покровителем и этой страны. Его мощи появились здесь еще в VIII веке (по другим данным – в IV в.). Особым почитанием апостол Андрей пользовался и в Австрии, Испании, Ирландии. В Риме Григорий Великий Двоеслов, будущий папа Римский, в 574–575 годах основал монастырь во имя святого Андрея Первозванного. Почитание предметов, некогда принадлежавших святым, особенно распространилось в Западной Европе во времена правления именно папы Григория I. Он сам рассылал ключи от могилы апостола Петра в Риме. В эти ключи были вкраплены частицы цепей апостола Петра. Кстати, в ризнице трирского собора святого Петра хранится один из таких ключей и два неполных звена цепи апостола Петра. О том, как в раннесредневековой Европе хранились христианские святыни, можно было узнать на проходившей в июне-ноябре 2007 года в трех музеях Трира большой выставке, посвященной императору Константину Великому и его эпохе. Сначала для хранения христианских реликвий использовали бутылочки из темного стекла, коробочки, ящички или кресты. В VIII столетии для этой цели применялись специальные сумки, а с конца IX века для хранения реликвий уже использовались реликварии разнообразных форм – из страусовых яиц, в виде фигур, церковных зданий и проч. Паломнику из России в ризнице трирского собора несомненно будет интересен оригинальный ларец-реликварий с золотой филигранью византийского стиля (XIII в.), выполненный, как это следует из краткого текста на табличке, «византийскими или русскими мастерами».

http://pravoslavie.ru/3836.html

Андрея. Два дня продолжались крестные страдания Первозванного, и во все это время он не переставал поучать народ, толпившийся около креста. 30 ноября около 70 года по Р. Х. апостол преставился. Пресвитеры и диаконы ахайские погребли св. тело Первозванного и передали историю его мученичества в небольшом послании, которое сохранилось до наших времен. В 355 году по Р. Х., в царствование Констанция, обретены и перенесены по желанию его мощи Первозванного из Патраса в Константинополь и положены во храме Св. апостолов между гробницами св. евангелиста Луки и св. Тимофея – ученика Ап. Павла. Сказание об этом обретении и перенесении мощей поучительно показывает высокое благоговение древних христиан ко св. апостолам. Констанций, узнав от одного епископа, что тела Христовых апостолов Андрея и Луки погребены в Ахаии, что тело Андрея почивает в Патрасе, а Луки – в Фивах Беотийских, очень обрадован был известием, громко воскликнул и сказал присутствующим: «Позовите ко мне Артемия». Артемий тотчас пришел. «Поздравляю тебя, боголюбезнейший из всех людей, – воззвал к нему Констаций. – Находишь ли ты что-нибудь благоприятнее обретения тел Христовых апостолов?» Артемий отвечал: «Кто теперь и откуда, владыка, откроет нам это сокровище?». «Откроет епископ Ахаии, предстоятельствующий ныне в Патрасе, – сказал Констанций. – Так ступай и скорее перенеси их в Константинополь». Выслушав это от царя, Артемий отправился в путь, чтобы святые останки апостолов перенести в Константинополь. Перенесенные из Ахаии мощи ап. Андрея, евангелиста Луки и Тимофея, почившего в Ефесе Ионийском, положены во храме Св. апостолов 919 . Со времени перенесения мощей св. ап. Андрея Первозванного память его 30 ноября стали совершать торжественнее. В IV веке св. отцы Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Прокл и другие прославляли Андрея Первозванного в своих поучениях. Св. Григорий Богослов в IV слове против Юлиана говорит: «Ужели ты не устыдился жертв, закланных Христа ради, и не убоялся великих подвижников: Петра, Павла, Иоанна, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и всех тех, которым установлены великие почести и празднества, которых самые тела, так же как и души, могущественны, когда их чтут или к ним прикасаются?». В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – Андрей Иерусалимский, в VIII – Иоанн Дамаскин , Герман Константинопольский , Малакс 920 составили многие хвалебные песни, поемые ныне Прав. Церковью в честь св. Андрея Первозванного. Во времена крестоносцев мощи Первозванного перенесены были в 1208 году 8 мая в Италию – в город Амальфи, где доселе торжественно празднуется 8-й день мая. Глава же Первозванного последним императором Царьграда Константином перенесена в Рим, где она доселе чествуется в Ватиканской базилике св. ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Блаженство достигается уже на земле с принятием спасительного знания и освобождением от греха путем аскезы, но лишь после смерти оно достигает полноты, когда душа воссоединяется со своим источником, пребывая в покое (νπαυσις) и созерцании Бога. Бог предстает в А. д. неведомым Богом, откровение о Котором несет ап. Андрей, и он становится источником открываемого ап. Андреем знания. Бог близок к уверовавшим в Него и заботится о них. Понятие «спасение во Христе» не встречается в А. д. Земная жизнь Христа, Его крестная смерть и Пришествие не являются предметом апостольской проповеди. Эпитеты Бога: «Господь», «Бог», «Иисус» (эти слова являются в тексте полными синонимами; выражение «Сын Божий» отсутствует вовсе), «Владыка», «Нерожденный», «Свет», «Жизнь», «Отец», «Брат», «Величие», «Наднебесный», «Милующий», «Милостивый», «Спасающий», «Лучший», «Прекрасный», «Справедливый», «Единый». В тексте А. д. можно проследить влияние гностицизма, платонизма, неопифагорейства и стоицизма; при этом Приёр не считает возможным отнести это произведение к к.-л. определенной философской или религ. среде. На многочисленных примерах он показывает, что древнейший текст деяний носил не гностическую, как предполагалось ранее (R. A. Lipsius и др.), а скорее энкратитскую окраску с возможным неоплатоническим влиянием (M. Hornschuh). Наряду с А. д. как на греч., так и на вост. почве возникли и др. апокрифические сказания о проповеди ап. Андрея, носящие по большей части фантастический оттенок. Самое широкое распространение в различных редакциях получили Андрея и Матфия деяния (связь их с А. д. остается предметом дискуссий, см. J.-M. Prieur, D. R. MacDonald), по содержанию их продолжают Петра и Андрея деяния (BHG, N 1489). Большинство др. апокрифических деяний А. (за исключением «Деяний Андрея и Варфоломея» - BHG, N 2056) сохранилось только на вост. языках (копт., араб., эфиоп.): Андрея и Филимона деяния , Павла и Андрея деяния , Мученичество Андрея у курдов (CANT, N 236). Ист.: CANT, N 225-236; Acta apostolorum apocrypha/Ed. R. A. Lipsius et M. Bonnet. Lipsiae; P., 1898. T. 2/1. P. 1-64; Acta Andreae/Ed. J.-M. Prieur. Turnhout, 1989. T. 1-2. (CCSA; 5-6); MacDonald D. R. The Acts of Andrew and The Acts of Andrew and Matthias in the City of Cannibals. Atlanta, 1990.

http://pravenc.ru/text/115354.html

Максимилла и Стратоклис часть своего имения раздали нищим, а другую определили для сооружения храма. Долговременна была их благочестивая жизнь в Патрах и тиха кончина. Со дня преставления святого апостола Андрея беспрестанно совершались над его гробом великие знамения, и все страждущие, притекавшие на гробницу, исцелялись во славу Божию и в честь Его апостола. В 357 году по поручению императора Констанция II мощи Андрея Первозванного (кроме честной главы) были перенесены военачальником вмч. Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов. В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. После взятия Константинополя крестоносцами кардинал Петр Капуанский увез мощи Андрея Первозванного в итальянский город Амальфи. Согласно преданию, хранитель мощей апостола в Патрах инок Регул, узнав о намерении императора Констанция забрать мощи Андрея Первозванного в Константинополь, решил увезти их часть. После долгого плавания по морю корабль Регула прибыл в Шотландию, и мощи были помещены в г. Килримонте. Король Александр I (1106–1124) добился учреждения епископской кафедры в Килримонте, который с этого времени стал называться Сент-Андрус («город святого Андрея» 26 ). Позже Сент-Андрус стал религиозным центром не только Шотландии, но и всей Северной Европы. В 1160 году здесь началось строительство грандиозного готического собора (освящен в 1318 году). В 1559 году собор был разрушен сторонниками Реформации, а мощи Андрея Первозванного уничтожены. Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Петрах. Эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в Константинополе. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе Святого Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Апостола Андрея Первозванного справедливо считают основателем Церкви на нашей земле и покровителем Русских земель: именно он принес сюда христианство и здесь проповедовал о Царстве Божием. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут свое преемство от апостола Андрея Первозванного, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память св.Андрея Первозванного (30 ноября по старому стилю и 13 декабря – по новому стилю) так торжественно почиталась на Руси. Уже в 11-ом веке, в 1086 году, Всеволод Ярославович, сын князя Ярослава Мудрого, основал в Киеве Андреевский монастырь. В 1086 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя апостола Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. Император Петр I, считавший Андрея Первозванного своим покровителем, при основании новой столицы – Санкт-Петербурга – заложил в основание крепости на Заячьем острове ковчежец с частицей мощей Андрея Первозванного. Царь также учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден Российской империи, который давался в награду за выдающиеся заслуги перед государством. С петровских времен Российский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы Х), под сенью которого русские войска одержали множество побед. Именно святому Андрею Первозванному молятся о защите Отечества. Материал подготовила Мария Тоболова Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Священник и снайпер из Белгорода оказались членами жуткой банды На какой регион России обрушится «дубайский» шторм»: эксперты Ссылка:видео убийства мужчины в Люблино из-за парковочного места Сильнейший шторм «Гори» ожидается в этой части России: СМИ Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/31/...

Конечно, отец Андрей — мученик, мученик за веру, это борец за правду Божью, тот человек, трудами и подвигом которого и возрождалась наша Россия. Хотелось бы отметить, что наша деревня, село спивается и морально деградирует, и это самое страшное… Святейший Патриарх Московский и всея Руси  Алексий II направил архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору, клиру и пастве Тверской епархии, соболезнование в связи с гибелью священника Андрея Николаева и его семьи. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Виктору, Архиепископу Тверскому и Кашинскому Ваше Высокопреосвященство! Болью в сердце отозвалась страшная весть о гибели в огне пожара настоятеля Свято-Троицкого храма села Прямухино Тверской епархии священника Андрея Николаева и его семьи. Выражаю глубокое соболезнование Вам, клиру и пастве Тверской епархии, прихожанам, родным и близким семьи отца Андрея. Погиб православный священнослужитель — человек, которому Богом было поручено «полагать душу свою за други своя», который исполнял свои пастырские обязанности добросовестно и ревностно. Погибли супруга отца Андрея матушка Ксения и их малолетние дети: Давид, Анна и Анастасия. Всех нас посетило тяжелейшее испытание. В такие минуты невольно задумываешься о хрупкости человеческой жизни. Задумываешься о том, что наша жизнь — бесценный Дар Божий, но его очень легко лишиться, этот дар легко отнять. Отнять по неосторожности или злому умыслу. И если гибель о. Андрея Николаева и его семьи стала результатом злодеяния, и было совершено преднамеренное убийство, выражаю надежду на то, что правоохранительные органы проявят профессионализм и настойчивость в расследовании причин этого страшного преступления, а виновные получат заслуженное воздаяние. Будем молиться о упокоении душ погибших отца Андрея и членов его семьи в селениях праведных. Пусть Господь дарует всем нам силы с христианским достоинством пережить боль постигшей нас тяжелой утраты. Вечная им память! +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ www.st-tatiana.ru В связи с появившимися во многих средствах массовой информации материалами о трагической гибели священника Тверской области Андрея Николаева с семьей возникло множество противоречивых мнений об отношении к отцу Андрею местного населения, в частности жителей села Прямухино, в котором служил священник.

http://pravmir.ru/gibel-svyashhennika-an...

Если под Епифанием разуметь патриарха Николая Хрисоверга, то житие святого Андрея обнародовано в первой четверти и даже около половины XI века; этим более объясняется, почему имя святого Андрея не внесено не только в месяцеслов императора Василия, но и в редакцию его, равно и то, что Лев Мудрый смешан с Львом Великим , так как писатель жития святого Андрея отстоял на целое столетие от Льва Мудрого. Вообще, если нет твердых очевидных оснований к тому, чтобы под Епифанием разуметь патриарха Николая Хрисоверга, то нет оснований и отвергать это. Но мы склоняемся более к тому, чтобы в Епифании признавать патриарха Полиевкта или же патриарха Антония. Что касается до 66 лет подвига Андрея, то здесь вероятнее признать неопределенность и неясность, недостаток, как сказано, вообще в этом житии замечаемый; лучше признать ошибку или неточность в одном месте (в отношении к летам), нежели подвергать из-за этого места многое, говорящее в житии в пользу Полиевкта или Антония. Теперь обратимся к писателю жития святого Андрея священнику Никифору. Это житие кончается следующими словами: «я Никифор, милостию Бога Вседержителя причисленный к иереям великой церкви царствующего града, именуемой Софией (Премудростью) Божией, написал сие дивное и славное житие честного во святых отца Андрея, как видел своими глазами и как узнал от достославного Епифания, бывшего здесь архиерея (в славянском Макарьевском патриарха), и предал сему писанию благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь» 39 . Но трудно согласиться с тем, что все житие святого Андрея написано и издано самим священником Никифором после смерти Епифания, бывшего патриархом в Константинополе под другим иноческим именем. Если под Епифанием разуметь патриарха Полиевкта, который скончался в 970 году, то Никифор, родившийся ранее, по крайней мере, 5 годами святого Андрея, в 865 году, должен иметь около 104 лет по смерти Полиевкта. Это еще возможно. Современный ему Василий Новый скончался имея около 100 (житие 26 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010