Борьба с инерцией слова не приводила к немедленному успеху. Петр понимал, что преодолеть эту инерцию в богослужебных и вообще церковных текстах трудно, да вряд ли и нужно. Но он всячески стремился ограничить влияние церковнославянской стилистики на светскую продукцию, уберечь последнюю от шаблонных слов — значит, и от шаблонных мыслей. Гражданский шрифт служил своего рода перегородкой между церковной и светской книжностью. Достигнуть уровня европейской цивилизации, по мнению Петра, надлежало не производством слов, а производством вещей. При Петре Россия произвела множество новых для нее вещей — флот, библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамеру и Академию наук, парки и парковую скульптуру; она произвела новые одежды, новые манеры, новый стиль общения; она произвела даже новую столицу, притом на западном своем рубеже. В культурной иерархии слово уступило место вещи. Если раньше вещь была аппликацией на словесной ткани, то теперь слово сопровождает вещь, играет роль пояснения, узора, орнамента, своеобразной арабески. Иначе говоря, если прежде весь мир, все элементы мироздания, включая человека, воспринимались как слово, то теперь и слово стало вещью. Таковы стихи в «Арифметике» Магницкого, таковы надписи на триумфальных вратах и названия кораблей российского флота. Каждое название — это девиз эмблемы [см. XVIII век, 184–226]. Слово было знаменем московского периода русскою барокко, вещь стала знаменем барокко петербургского. От словесного «музея раритетов» Симеона Полоцкого [см. Еремин, 125] к петербургской Кунсткамере, реальному музею монстров и курьезных вещей, — такова стремительная эволюция русской культуры. На первом этапе барокко динамизм трактовался как производство слов, на втором — как производство вещей. Так состязательный принцип воплощался в диахронический плоскости, соответствуя культурной переориентации России на протестантское барокко, прежде всего на Голландию. Однако эта эволюция протекает в рамках одной стилистической формации. Раритеты стихотворных сборников Симеона Полоцкого и курьезы петровской Кунсткамеры — явления одного плана. Это барочная сенсационность, но толкуемая принципиально различным образом. Симеон Полоцкий чаще ищет сенсации в прошлом; он историк по преимуществу. Петра интересует только настоящее. В сенсационных мотивах Симеона Полоцкого был свойственный как русскому средневековью, так и католическому барокко элемент чуда (в XVII в. слово monstrum переводили как «чудо») [Лексикони, 272]. Сенсация ниспосылается Богом, она запрограммирована свыше, и «приклады» Симеона Полоцкого почти всегда содержат мотивы чудесного. Для Петра сенсационность — это отклонение от нормы, от приевшегося и надоевшего, от шаблона. Это — событие, неожиданность, т. е. своего рода новаторство, как природное, так и рукотворное.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Вот и прозвучало наконец это заветное слово – «литература» – и пришло время обратиться собственно к искусству слова. В самом деле, сколько же можно рассказывать о писателе, не касаясь его творчества, даже если главным предметом и фокусом этого творчества была его жизнь? «Я отдал свою молодость смутным скитаниям по человеческим поручениям и только в тридцатилетнем возрасте стал писать и тем устраивать свой внутренний дом», – вспоминал Пришвин позднее, определя этот важный рубеж, разделивший его жизнь. Свою первую значительную художественную книгу очерков Выгорецкого края «В краю непуганых птиц» он написал в 1906 году. Уже два года Михаил Михайлович жил в Петербурге на Васильевском острове, куда переманил его елецкий товарищ Александр Михайлович Коноплянцев, который сам к тому времени окончил университет, работал в министерстве, вращался в столичных литературных кругах, увлекался философией и по части жизненных успехов давал своему земляку сто очков вперед. Послужной список Пришвина был скромнее. Правда, за спиной у него осталась учеба в Германии, где он сумел получить образование и окончательно расплевался с марксизмом, но практическое применение этого образования на Богородских хуторах графа Бобринского в Тульской губернии, а затем в Клину (где он познакомился с Ефросиньей Павловной) и служба в Петровской сельскохозяйственной академии в Москве – его не устраивали. Все это чужое – и в том возрасте, когда людям свойственно делать карьеру и стремиться к благополучию, отделя профессию от увлечений, уже на путь этого благополучия вставший и вполне способный добиться положения, которым пугал брат Николай Алешу Арсеньева из единственного бунинского романа: «… и ты куда-нибудь поступишь, когда подрастешь, будешь служить, женишься, заведешь детей, кое-что скопишь, купишь домик, – и я вдруг так живо почувствовал весь ужас и всю низость подобного будущего, что разрыдался…» – точно подслушав этот испуг родственного ему персонажа, Пришвин бросил агрономию и благодаря своему двоюродному брату Илье Николаевичу Игнатову получил возможность заняться журналистикой и печататься в «Русских ведомостях».

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Литература – церковно-славянский язык: Роль церковно-славянизмов в русской литературе XIX века (9 кл., ауд. 402). Учитель – Григорьева Надежда Ивановна, учитель высшей категории ГОУ СОШ Чтение – москвоведение – церковно-славянский язык: Рассказ о создании славянской письменности на уроках чтения в начальной школе (2 кл., ауд. 112). Учитель – Дышкалн Лариса Анатольевна, учитель высшей категории ГОУ СОШ Русский язык – церковно-славянский язык: Изучение церковно-славянской лексики на уроках русского языка в 5 классе (5 кл., ауд. 205). Учитель – Ковалева Валентина Николаевна, учитель высшей категории ГОУ СОШ История – церковно-славянский язык: Чтение текстов о Куликовской битве на уроке истории (6 кл., ауд. 315). Учитель – Маркова Ирина Михайловна, учитель высшей категории ГОУ СОШ Музыка – церковно-славянский язык – МХК: Разучивание гимнографического текста на уроке музыки (7 кл., ауд. 204). Учитель – Морина Ольга Валерьевна, учитель 1 категории ГОУ СОШ Смирнова Светлана Владимировна, учитель 2 категории НОУ СОШ «Живоносный Источник». ИЗО – церковно-славянский язык: Славянская буквица на уроках ИЗО (6 кл., ауд. 210). Учитель – Овсянникова Ольга Владимировна, учитель 1 категории ГОУ СОШ Литература – церковно-славянский язык: Грамматические церковно-славянизмы в поэтическом тексте (8 кл. ауд. 214). Учитель – Чекова Надежда Ивановна, учитель 1 категории НОУ СОШ «Живоносный Источник» Английский язык – церковно-славянский язык: Настоящее время глагола быть в английском и церковнославянском языках (6 кл. ауд. 213). Учитель – Шумова Елена Александровна, учитель высшей категории ГОУ СОШ Лауреат конкурса «Учитель года». Мастер-класс «Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” в библейском контексте» проводит Саблина Нина Павловна, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, доцент, к. филол. н. (Санкт-Петербург) (ауд. 330, необходимо записаться при регистрации). Традиционное рождественское представление «Вертеп» (актовый зал). Круглый стол «Методика преподавания церковно-славянского языка» (актовый зал)

http://pravoslavie.ru/423.html

«Показывая исключительный пример служения как нашему государству, так и трудовому народу Вы в своей профессиональной деятельности стали примером уникального сочетания фундаментальных правовых знаний и искусства следователя, глубокой интуиции и огромного опыта в решении практических задач, – говорится в поздравительном послании. – Не только профессиональные юристы, но и все интересующиеся отечественной историей ХХ века исключительно высоко ценят замечательную книгу " Идеальное преступление века, или Крах уголовного дела " , в которой Вы обратились к изучению неизвестных фактов, связанных с убийством С.М.Кирова. Популярностью у преподавателей и студентов пользуется также изданный под Вашей редакцией в 2017 году учебник уголовного права». «Ученые и деятели искусства ПАНИ, как и многие ленинградцы-петербуржцы, поддерживают ту бескомпромиссную работу, которую ведет возглавляемый Вами Следственный комитет по утверждению в Российском обществе единого для всех Закона, дисциплины, ответственности, но, главное, неотвратимого и справедливого наказания за совершенные противоправные деяния независимо от заслуг, связей, покровительства и занимаемых постов! Как Президент Петровской Академии наук и искусств неизменно поддерживаю Вашу принципиальную позицию, связанную с сохранением уникального исторического центра Санкт-Петербурга, его бесценного культурного наследия, замечательных памятников архитектуры нашего Великого города, экологии реки Невы, Финского залива и Карельского перешейка», - подчеркнул Алексей Васильевич Воронцов. «Примером для педагогов всей нашей страны может служить та работа по патриотическому воспитанию будущих следователей, которая благодаря Вам, глубокоуважаемый Александр Иванович, осуществляется в Академии Следственного комитета в Санкт-Петербурге и в которой активно участвуют ученые нашей Академии. Вспоминаем торжественное заседание в Татьянин день 2019 года, когда Вы и губернатор Санкт-Петербурга возглавили замечательное мероприятие, посвященное мужеству ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, органично связав его (благодаря Вам) с публикацией " Военного дневника и блокадных писем " Тани Вассоевич, пережившей, к счастью, в отличие от известной всем Тани Савичевой военное лихолетье».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/uc...

Черты нового времени сказались и в отношениях между мужчиной и женщиной. От куртуазных повестей герои Петровского времени унаследовали галантность в обхождении с дамой, способность к высокому чувству. И так же трудно им было добиться ответной любви. Но есть три существенных фактора, отличающих любовь героев нового времени от любви персонажей повестей XVII в. Во-первых, мерилом отношений между влюбленными становятся их чувства, а не социальное происхождение. Взаимная любовь уравнивает их: бедный поднимается до уровня богатой избранницы, а незнатный достигает общественных вершин. Во-вторых, в литературе изменяется отношение к любовной страсти. Страсть перестает считаться греховной, она выступает логичным проявлением высокого чувства, составной частью любви и поэтому не осуждается. Порицание вызывает только легкий флирт, в этом плане легкомысленные похождения Владимира выгодно оттеняют глубокие чувства российского дворянина Александра. В-третьих, любовь уже не воспринималась началом той цепочки, которая в XVII b. обязательно приводила к браку. Влюбленные были вольны в своем поведении, уже не давали обета целомудрия до брака, но, что по-прежнему было очень важным, хранили друг Другу верность. Всего лишь одна случайная, можно сказать, измена Александра с Гедвиг-Доротеей послужила причиной смерти горячо его любящей (и им самим любимой!) Елеоноры, которая не смогла пережить измену. Любовь стала смыслом жизни. Такого еще не было в русской литературе, чтобы любовь почиталась высшим житейским благом, которого добиваются влюбленные. Все повести конца 30-х г. XVIII b. строятся на любовной тематике, однако исследователи обнаружили некоторые типичные и отличительные черты, разделившие любовно-приключенческие повести на две условные группы: любовно-авантюрные и чисто любовные повести. К первой группе можно отнести «Историю о российском матросе Василии Кориотском» (вторую ее часть), «Историю о российском кавалере Александре» (также вторую часть), «Историю о французском шляхтиче Александре». Основу сюжета этих повестей составляет любовь с первого взгляда, которую влюбленные сохраняют в тайне и дают клятву верности друг другу. На пути к их счастливому браку возникает какое-то препятствие, следуют случайная разлука героев, их скитания, полные приключений. Но влюбленные остаются верными своей любви, не нарушают клятвы, снова встречаются, и повести заканчиваются, как правило, их свадьбой (только Александр и Тира погибают). Это, можно сказать, повести о счастливой любви, преодолевшей все препоны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Уже с начала реформ Александра II, ослаблявших ограничения для еврейской диаспоры, еврейские имена начинают встречаться среди революционеров, но именно с начала восьмидесятых годов резко возрос исход радикальной еврейской молодежи в русское революционное движение. «И тут возникла еще та тревожная для правительства связь, что вместе с умножением евреев среди студенчества – заметно умножалось и их участие в революционном движении» (А.И. Солженицын). С этого времени «радикальная революционность стала растущей стезей активности среди еврейской молодежи. Еврейское революционное движение стало качественно важной составляющей революционности общерусской. Количественное соотношение русских и еврейских революционеров в разные годы – впечатляет» (А.И. Солженицын). И «российские революционеры с годами все больше нуждались в еврейском соучастии, все больше понимали выгоду использовать евреев как зажигательную смесь в революции, использовать их двойной порыв: против стеснений национальных и стеснений экономических» (А.И. Солженицын). Но все социальные, экономические причины еврейской революционности в России перевешиваются мотивацией идейной, глубинной духовной чуждостью российского еврейства русской православной цивилизации – русской религиозности, образу жизни, власти. У большинства еврейского общества «настроение было с конца XIX в. – постоянное раздражение против российского образа правления, – и в этом идеологическом Поле воспитывалась молодежь еще и до своего отпочкования от еврейства» (А.И. Солженицын). В результате с каждым десятилетием евреев в революционном движении становилось пропорционально все больше. Коммунист Лурье-Ларин свидетельствовал, что «В царских тюрьмах и ссылке евреи обычно составлял около четверти всех арестованных и сосланных». Марксистский историк М.Н. Покровский утверждал, что «евреи составляли от 1/4 до 1/3 организаторского слоя всех революционных партий». С.Ю. Витте указывал, что евреи, составляя 5% населения России, поставляют 50% революционеров. Таким образом, когда 80-х годов XIX века разрушается уклад местечковых общин, из них начинается исход еврейской молодежи в революционное движение. «Освобожденное духовно с 80-х годов из черты оседлости силой европейского «просвещения», оказавшись на грани иудаистической и христианской культуры, еврейство, подобно русской интеллигенции Петровской эпохи, максимально беспочвенно, интернационально по сознанию и необычайно активно, под давлением тысячелетнего пресса. Для него русская революция есть дело всеобщего освобождения. Его ненависть к царской и православной России не смягчается никакими бытовыми традициями. Еврейство сразу же занимает в русской революции руководящее место. Идейно оно не вносит в нее ничего, хотя естественно тяготеет к интернационально-еврейскому марксизму... но на моральный облик русского революционера оно наложило резкий и темный отпечаток» (Г.П. Федотов).

http://pravoslavie.ru/5248.html

Житель Петровского района Донецка получил ранение в результате обстрела со стороны ВСУ, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. «При обстреле с украинских позиций ранение получил мужчина по улице Кирова», - говорится в сообщении. Вооруженные силы Украины утром выпустили по Донецку свыше 50 артиллерийских снарядов, под обстрелы также попали Горловка, Ясиноватая и ряд других населенных пунктов Донецкой Народной Республики, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. По информации представительства, с 07:00 утра до полудня Донецк шесть раз обстреляли из крупнокалиберной артиллерии. Больше всего пострадал Петровский район города, по которому с украинской стороны выпустили 45 снарядов. Кроме того, под огнем оказались Куйбышевский и Ленинский районы столицы. Всего за утро по городу выпущено 53 снаряда. Зафиксированы три артиллерийских удара по Горловке, дважды обстреляны Пантелеймоновка и Александровка. По трем населенным пунктам в общей сложно выпущено 57 снарядов, в том числе из артиллерии натовского калибра 155 мм. По Ясиноватой выпущено пять 122-миллиметровых снарядов. ВСУ выпустили пять ракет из РСЗО «Град» по Горловке, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. Захарова заявила, что контакты РФ, Турции, Украины и ООН по зерновому вопросу будут продолжены. Минобороны РФ заявило, что среди боевиков украинских нацформирований участились конфликты и столкновения с применением оружия. Истребители ВКС России сбили в воздухе два украинских самолета Су-24 в районе Славянска и МиГ-29 в Донецкой Народной Республики. ВС РФ «Калибрами» уничтожили на территории завода высоковольтной аппаратуры в Запорожье боевые машины РСЗО ВСУ. Референдум о вхождении в состав РФ состоится в Запорожской области в начале осени, заявил глава ВГА. ВС РФ уничтожили артиллерийский взвод гаубиц М-777 на огневых позициях в Харьковской области.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/14/os...

Нас познакомили с экспозицией музея современной белорусской государственности в здании Администрации Президента в Минске, прекрасным мемориалом Брестской крепости, выставочными пространствами Беловежской Пущи, сторожевой башни 13 века г. Каменец, реконструированной партизанской стоянкой в Брестской области. Всё работает, посетителей принимают, рассказывают. Там же удалось пообщаться с некоторыми жителями Республики, никто не высказывался против А.Г. Лукашенко. Повторюсь, на улицах белорусских городов было всё спокойно. Хочу отметить, что в музее современной белорусской государственности хранятся медаль и диплом Петровской академии наук и искусств, на имя Александра Григорьевича Лукашенко, избранного действительным членом Академии в сентябре 1996 года. Президент Беларуси чтит эти регалии. В Минске автор статьи встретился с председателем Союза писателей Беларуси, видным государственным деятелем Н.И. Чергинцом. Писательские организации Белоруссии, СПб и Ленобластного отделений Союза писателей России связывают давняя дружба и сотрудничество. Изданы совместные сборники стихов и прозы. Мы обсудили с Николаем Ивановичем дальнейшие планы. Предполагается издание новых книг, участие в совместных мероприятиях на белорусских и питерских площадках. Руководство белорусских письменников поддерживает законно избранного президента Республики. Активную белорусскую протестную картинку в России создают или ретранслируют некоторые «ненаши» российские СМИ. Помните, как говорил Борис Березовский: «Дайте мне один телеканал, и я из обезьяны сделаю президента». И вот пример возможной реализации такого процесса. Из неизвестной ещё в 2019 году переводчицы с английского Тихановской раскрутили «общенародного» протестного кандидата в президенты. И сейчас уже проводят её «народную инаугурацию». С одной стороны, смешно, цирк. Но какой шум поднялся в Белоруссии, России, Европе. Также и с протестами. Показывали волнующие сюжеты насилия сотрудников правопорядка, фото с добавлением компьютерной графики, фейки. Были задействованы многие СМИ, руководимые из одного центра, но выходящие в разных странах. И, опять же, шумиха, давление на умы… по крайней мере, в первые дни. Такова тактика кукловодов, сильным психологическим и информационным натиском подавить сознание и волю граждан, манипулируя психикой, повести по разрушительному пути, добиться смещения неугодных правителей и поставить своих марионеток. Они, полагаю, используют и какие-то магические техники.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/06/be...

В первом отделении концерта звучали русские народные и советские песни в исполнении хора и оркестра Капеллы под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Звучала хорошо знакомая и любимая в народе музыка – Свиридова, Гладкова, Варламова, Дунаевского. В зале многократно раздавались овации. Стоит отметить, что Санкт-Петербургская Капелла – одно из старейших певческих учреждений мира. Датой рождения Капеллы считается 12 августа 1479 года. Тогда основанный великим князем Иваном III хор Государевых певчих дьяков принимал участие в освящении Успенского собора Московского Кремля. Во втором отделении концерта, подготовленном членами Петровской академии, своё искусство показали известные исполнители – народные артисты России Екатерина Мурина (рояль) и Олег Шаров (боян), заслуженная артистка России Мария Людько (вокал), лауреаты международных конкурсов – Александр Яснев, Денис Крутиков (оба – классическая гитара), Зоя Журавлева (сопрано), Арина Махинина (фортепиано) и другие. Запомнились выступления Школы юного артиста «Голосята», художественный руководитель Виктория Гудз. В их исполнении прозвучала и всем известная песня «Беловежская пуща». Юные артисты были на высоте. Мероприятие прошло с большим душевным подъёмом. На концерте присутствовали представители общественности, ветеранских организаций города. Чувствовалось, что все присутствующие горячо поддерживают единения народов Беларуси и России. Это естественный и жизненно необходимый процесс. И в значительной мере от нас зависит его реализация. День самодержавия России. У праздника 12 июня наконец-то появился правильный смысл Андрей Витальевич Антонов , первый вице-президент ПАНИ, заместитель председателя Российско-Белорусского братства Фоторепортаж с Торжественного концерта – Сергей Лисовский и Владимир Карпов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чебоксарах около многоэтажки нашли труп молодой девушки

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/05/de...

Может быть, никто так остро, так ясно, как именно Пушкин, не осознал невоплощенность России, ее опыта, ее «самосознания», а также и задачи русской культуры как прежде всего их «воплощения». В набросках Пушкина, в его записях, дневниках можно проследить как бы целую программу создания национальной культуры, и творчество его является, вне всякого сомнения, первым целостным «воплощением» России – не частичным, а именно целостным. Он первый словно увидел ее всю , тогда как до него и после него ее видели, любили, утверждали и отрицали «по частям», следуя частным, отдельным идеологиям и увлечениям. И Пушкин не только увидел и почувствовал всю Россию; он увидел и указал в этом «всём» и соотношение отдельных частей, их внутреннюю иерархию, их место. Пушкин – наше «всё», потому что в известном смысле он «создал» Россию, которая, конечно, существовала и до него, но которую он воплотил в своем творчестве и тем самым как бы оформил и нам явил , показал. Пушкин видел и хрупкость этого «целого», подверженность его действию стихий, некоей соприродной России метели ; чувствовал он ее и как бы вздернутой на дыбы над бездной, и он твердо знал, что эту бездну необходимо заполнить культурой, которая только и может сохранить «целое» от распада и растворения в стихии. В его «целой» России оказалось место и древней Руси, и петровской империи, и Западу, и Востоку, и Татьяне Лариной, и Савельичу из «Капитанской дочки», и государству, и свободе, и соборности усилия, и правам личности, и прошлому, и настоящему, и будущему. И вертикальному религиозному измерению, и горизонтальному – культурно-историческому. И важно понять и почувствовать, что такой «целой» и «целостной» России не было ни до него, ни после него. Пушкин один, во всей истории русской культуры, целиком принимал и утверждал ее, в нем ничего нет от отрицания и отвержения культуры, чем часто старается определять себя русский человек. Поэтому Пушкин, его творчество и есть «воплощение» основ русской культуры, поэтому и измеряется она изнутри Пушкиным, хотя у нас были писатели и творцы даже «глубже» его, были пророки и вещатели, обитатели как неба, так и преисподней. Трагедия же русской культуры, трагедия в греческом, изначальном смысле этого слова – в том, что она в этой «целостности» за Пушкиным не последовала. И не последовала прежде всего как раз в его «классицизме». Пушкин хотел строить культуру, веря и зная, что в ней воплощается Россия. Русская культура после Пушкина захотела строить саму жизнь, спасение души и мира, обновление общества… В этом, повторяем, и ее величие, и ее трагедия. Беседа 9. «Взрыв» русского культурного самосознания в XIX веке (3)

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010