И если Пятницкая, Плоская, Плотничья и другие башни неразрывно связаны с самой стеной, и башня Каличья, с сохранившейся окраской, интересный образец зодчества второй половины XVIII века, то башня Уточья является для нас совсем необычным архитектурным откровением. Создание большого зодчего, она всей своей концепцией, всеми деталями столь исключительная, столь непохожая ни на какое другое здание этой эпохи, что только одно ее назначение угловой башни делает ее логичной в этой цели каменного звена. Эта башня – исключительный памятник архитектуры Петровской эпохи. На Каличьей башне осталась и видна рука русского зодчего, сохранился проект, датированный и подписанный (архитектором Иваном Замараевым 1776 г.), башня же Уточья несомненный подлинный отпечаток иностранной руки, и эта нерусская работа видна во всем, начиная от глубины (значительной) заложения фундамента, кончая легкими, фигурными деталями вышки. Такая вкраплина архитектуры барокко еще больше подчеркивает сдержанную красоту могучих стен, этих древних келий, этих грузных соборов – всего этого древнего русского искусства, старого, далекого, простого, углубленного, величавого искусства. О другой, более близкой нам эпохе, говорит колокольня, это совершенное отражение елизаветинского искусства и первых шагов нашего классицизма. Незабываема лавра, эта примиряющая поэма красоты и живая история русского искусства, и царящая над ней колокольня, выспренным полетом возносящаяся ввысь, вселяет радостный, глубокий покой, а гармоничные звуки ее звонких курантов мелодично напевают нам о счастливой поре нашего былого искусства. Ю. А. Олсуфьев. Иконопись Вторая половина XIX столетия ознаменовалась возрождением изобразительных искусств в России. Движение началось во Франции с первых импрессионистов, стремившихся вернуть искусству творчество во всей полноте и открывших борьбу рационалистическому насилию школы позитивистов. Выразителем нового направления в России был художественный журнал «Мир искусства» и весь тот кружок художников и мыслителей, который объединился вокруг него во имя прекрасного.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

В постоянном общении Н. И. Вавилова с Западом нет ни бахвальства, ни преклонения перед чужими успехами. В мире существует для него только одна-единственная биологическая наука, и любой серьезный исследователь, живи он в Мичуринске или Вашингтоне, для него прежде всего товарищ по общему поиску. Разногласия? Они неизбежны. Но это разногласия коллег, равно заинтересованных в обнаружении истины. Подобно Гёте, он убежден: «История науки — большая фуга, в которую мало-помалу вступают голоса народов». И конечно же, в научной фуге нельзя не прислушиваться к чьим-то голосам только оттого, что они звучат на иноземном наречии. Ленинградскому генетику Г. Д. Карпеченко, который некоторое время работал в США, Николай Иванович напоминает: «Пишите про чудеса, забирайте все, что есть лучшего, нам все хорошее нужно. Хотим во что бы то ни стало догнать». Не отставать, — догнать, перегнать Запад. Вавилов твердит об этом в докладах, статьях, на ученых советах. Он имеет на это полное право, ибо никто другой не знает так, как он, сильные и слабые стороны отечественной биологии. «На теоретическом фронте за нами пока остается первенство в смысле знания культур, географии, цитологии, генетики, в смысле широкого понимания генетических взаимоотношений, — говорит он на сессии ВИР в феврале 1937 года. — Познание физиологии, при всем несовершенстве этого дела, пожалуй, еще на нашей стороне. Но в смысле химии, технологии, селекции, а на некоторых участках и генетики мы не идем вперед, поэтому приходится серьезно учиться и многое заимствовать». Но вавиловцы не только учились. Профессор статистики Петровской (Тимирязевской) академии Алексей Федорович Фортунатов, перефразируя известное латинское выражение, говаривал: «Учась, мы учим своих учителей». И Николай Иванович, один из учеников Фортунатова, не забыл уроков своего старого профессора. Институт генетики и Всесоюзный институт растениеводства, несмотря на травлю, остаются в 30х годах Меккой для биологов разных стран. Вавилов собрал вокруг себя лучшие силы отечественной биологии. С ним работают такие видные ученые, как Г. Д. Карпеченко, Г. А. Левитский, Л. И. Говоров, М. А. Розанова, Е. В. Вульф, П. М. Жуковский, А. И. Мальцев, A. Б. Александров, Н. И. Кичунов, Е. Н. Синская, H. H. Кулешов, В. В. Таланов, В. В. Пашкевич, Н. А. Максимов, B. Е. Писарев, Н. Н. Иванов, К. А. Фляксбергер, С. М. Бука-сов, К. И. Пангало. Неудивительно, что для знакомства с ним едут в Ленинград столь же значительные биологи Запада. Для того чтобы читать труды ВИРа, беседовать с вавиловцами, не менее десятка исследователей западного мира, в том числе итальянский эколог Дж. Ацци, агроном из Палестины Эйг, американка ботаник Бриссенден, изучили в те годы русский язык.

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

По каким-то семейным преданиям, она боялась пожаров и считала это предвещанием недобрым. Во время продолжительной ее болезни у них загорелась баня. Пожар был потушен, но впечатление осталось. Потом в ее комнате загорелся абажур на свечке, тут она окружающим сказала: «Видно, скоро конец». За несколько дней до кончины она узнала, что Н. Д. Фонвизина родила сына, и с сердечным чувством воскликнула: «Я знаю дом, где теперь радуются, но есть дом, где скоро будут плакать!» Так и сбылось. В одном только покойница ошиблась, плакал не один дом, а все друзья, которые любили и уважали ее. Не знаю, что сказалось, знаю только, что молвить слово об Александре Григорьевне – для меня истинное наслаждение. Воспоминание по ней светло во всех отношениях. В 1849 году я был в Петровском; подъезжая к заводу, увидел лампадку, которая мне светила среди туманной ночи. Этот огонек всегда горит в часовне над ее могилой; я помолился на ее могиле. Тут же узнал от Горбачевского, поселившегося на старом нашем пепелище, что, гуляя однажды на кладбищенской горе, он видит человека, молящегося на ее могиле. Подходит и знакомится с генералом Черкасовым. Черкасов говорит ему, что счастлив, что имел возможность преклонить колени перед могилой, где покоится прах женщины, которой он давно в душе поклоняется, слыша о ней столько доброго по всему Забайкалью. Вот уже с лишком 20 лет, что светится память нашей первомученицы! Там ей хорошо! 155. Е. И. Якушкину [Ялуторовск], 31 декабря, пятница, 1854 г. Два слова письменных в дополнение к письму вашего соименника, дорогой фотограф, в ответ на ваши строки от 18 декабря… О кончине Вольфа – вы, верно, это уже знаете от Ж. Адамовны, к которой писали из Тобольска. Он страдал жестоко пять месяцев. Горячка тифозная, а потом вода в груди. Смерть была успокоением, которого он сам желал, зная, что нет выздоровления. Редеют наши ряды. Как быть. Грустно переживать друзей, но часовой не должен сходить с своего поста, пока нет смены… 28 – го, день рождения Ивана Дмитриевича, мы праздновали, по обычаю, у Александры Васильевны…

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Вам напрасно сказали, что здесь провезли двух из петербургских комюнистов. Губернатор мог получить у вас донесение, что привезены в Тобольск два поляка – один 71 года, а другой 55 лет; оба в Варшаве судились пять лет еще по прежнему, краковскому, делу. Отсюда эти бедные люди должны путешествовать в партии по назначению приказа здешнего в Енисейск. Дмитрий Иванович хлопочет, чтобы их оставили где-нибудь поближе… 112. М. И. Муравьеву-Апостолу [Тобольск, июнь 1849 г). Не пугайтесь, что в дополнение к моим письмам пишу не сам я. Сегодня я ставил пиявки и не хочу трудить ногу у стола… Целую Аннушку, всех вас обнимаю без различия пола и возраста. Хандры у меня нет… О постройке комнаты не бросайте мысли, ибо я все-таки надеюсь до отъезда что-нибудь устроить по этой части вроде Барбеса… 113. М. И. Муравьеву-Апостолу [Тобольск], 5 июля 1849 г., вторник. …Я бы желал, чтобы и в других случаях моей жизни нашелся добрый человек, который бы остановил вовремя от глупости, которую часто не так легко исправить, как поразборчивее написать письмо… В самый тот день, когда я вечером читал ваши листки, где вы между прочим упоминаете о Барбесе, я утром имел отрадные, совершенно неожиданные минуты в беседе с Александром. Нам случалось в этот день, в первый раз с самого моего приезда, быть наедине. Я только что заикнулся об вас, как он сам с необыкновенною любовью сказал, что непременно теперь исполнит давнишнее свое желание вам послать денег. Тут я узнал прежнего Александра и прошу вас увериться, что никакого Барбеса не было на сцене. Вы не должны затрудняться теперешними вашими обстоятельствами домашними, как они ни мрачны, чтоб позволить Александру поделиться с вами. Он делает это с таким чувством, что, право, грешно оскорбить это чувство. Я счастлив, что нашел его в нем; признаюсь, мне больно было думать, что оно в нем заглохло. Долго мы толковали об разных разностях, и кончилось тем, что я его расцеловал, как, бывало, случалось в Петровском. Вероятно, с нынешней же почтой вы получите от него письмо; немедля начнете перестройку…

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «За здоровый, трезвый образ жизни» Состоялась онлайн-конференция, посвященная предстоящему Году трезвости 02.11.2021 714 Время на чтение 7 минут Фото: ne-kurim.ru Вчера в онлайн-формате на платформе Zoom состоялась конференция «За здоровый, трезвый образ жизни» (по Северо-Западному Федеральному округу) в рамках «Съезда народных делегатов» «Развитие России на основе реализации потенциала каждого человека в созидательном труде», организованного Общероссийским объединением профсоюзов работников малого и среднего предпринимательства «Единение», сообщает наш корреспондент. Конференция прошла в рамках подготовки к Всемирному году трезвости, которым объявлен 2022 год. Первым на мероприятии выступил академик Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), доктор педагогических наук, профессор, президент Международной академии трезвости Александр Николаевич Маюров. Докладчик отметил, что буквально в последнее время мы видим усиливающуюся заинтересованность властных структур (светских и церковных) к проблеме отрезвления общества. Так, уже несколько лет успешно работает Координационный центр по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. А в октябре текущего года интерес к проблеме трезвости проявили депутаты Государственной Думы. 29 октября в Москве состоялось выездное заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы – круглого стола « Трезвость – основа здорового гражданского общества », на который были приглашены представители всех фракций Государственной Думы РФ, ученые и общественные деятели, ведущие специалисты трезвеннического движения России, представители центральных федеральных СМИ. Вел круглый стол Николай Петрович Бурляев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, народный артист России (фракция «Справедливая Россия – За Правду»). В круглом столе приняли участие – и это впервые в новейшей истории России - представители всех фракций Государственной Думы, ученые и общественные деятели, ведущие специалисты трезвеннического движения России, представители центральных федеральных СМИ.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/02/za...

Говоря о том, что старообрядчество оказалось первым явлением в России «идеологизма», я, конечно, ни минуты не утверждаю, что между старообрядчеством и другими идеологиями, позднее пленившими русское сознание, существуют какая-либо причинно-следственная связь или прямое преемство. Конечно нет, тем более что «утопия» старообрядчества была утопией прошлого, тогда как через пресловутое петровское «окно в Европу» полился к нам западный утопизм будущего. Я утверждаю только, что дальнейшее, прогрессирующее пленение русского сознания этими идеологическими утопиями, сам этот роковой «идеологизм», чем дальше, тем больше раздиравший Россию, были проявлениями тех же психологических соблазнов, того же двусмысленного – ибо «светом разума» не проверенного и не очищенного – максимализма, которые как пожар вспыхнули уже в расколе. И этим, возможно, и объясняется то притяжение к старообрядчеству, та парадоксальная симпатия к нему, которые мы находим у русских радикалов как «левого», так и «правого» толка: в старообрядчестве им импонируют именно его «стопроцентность» и в отрицаниях, и в утверждениях, те стойкость и непримиримость, которые действительно присущи всякому идеологизму и которые так легко и так часто принимаются за критерий истины и правоты. Чем же, как не снова «яростным приступом антиисторического утопизма», были и нигилизм 1860-х годов, и народничество 1870-х, и восторженное, почти экстатическое принятие марксизма в 1880-х и 1890-х? Как не видеть в них насквозь пронизывающей их именно веры, своего рода религиозного исступления? Действительно, по слову одного историка, «вся история русской интеллигенции проходит в прошлом веке под знаком религиозного кризиса», и не случайно, конечно, и Писарев, и Добролюбов начали с почти надрывной религиозности. Все это та же стихия, абсолютизирует ли она чин и обряд, или же народ, или революцию. «Русский интеллигент, – писал С.Л. Франк , – сторонится реальности, бежит от мира, живет вне подлинной, исторической, бытовой жизни, в мире призраков, мечтаний, благочестивой веры...».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Гаврила Семенов был не только управляющим заводами, но " был при Демидовых всего дома» верный надзиратель. Из других выговцев и старообрядцев других общин, занимавших видное положение у Демидовых в начале того же века, следует упомянуть Стефана Егорова, помощника Семенова на заводах по административной части, Игнатия Ильина, Григория Сидорова, управляющего Нижнетагильским заводом, и Мануила Петрова, составлявшего вместе с Андреем Денисовым " Поморские ответы» и ставшего с 1745 по 1759 г., после смерти Филиппова, духовным руководителем и управителем Выга 2168 . Невьянский завод, ставший в 1702 г. первым этапом демидовской экспансии на Урале, явился, в то же время, и первым центром старообрядческого движения в этом районе. Из Невьянского завода раскол перебросился в 1721–1725 гг. на Выйский и Верхнетурский 2169 , а оттуда стал распространяться и на другие уральские заводы. Другим видным горнозаводским деятелем Урала, конечно, только косвенно ответственным за развитие там старообрядчества, явился знаменитый в петровское время голландец Георг Вильгельм Геннин (1676–1750), поступивший на русскую службу в 1696 г. и бывший с 1722 по 1734 г. управляющим казенной горной промышленностью Урала. Свои последние годы жизни Геннин провел в Петербурге, где был директором артиллерийской конторы и заведующим Сестрорецким пушечным заводом. Попав на Урал, Геннин взял с собой большое число олонецких мастеров-металлургов, среди которых, как мы уже знаем, преобладали старообрядцы 2170 . Не случайно олонецкие мастера порекомендовали Геннину построить новый центр уральской горной промышленности, названный им Екатеринбургом, всего лишь в нескольких верстах от скита Шарташ, старейшего религиозного центра уральского поповского раскола, который сохранил свое влияние на весь Урал и в XIX веке, в то время, как построенный Генниным в 1723 г. Егошихинский завод с самого начала стал центром беспоповства 2171 , видимо связанным с Выгом. Второй после Демидовых по влиянию на Урале горнопромышленной " династией», которой принадлежали многие заводы в Красно-Уфимском уезде, были старообрядцы Осокины 2172 , основавшие Иргинский, первый из своих заводов, в 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

На мой взгляд, это во многом связано с проблемами в области развития российского образования. Безусловно, наша образовательная система не должна существовать в изоляции от мирового образовательного сообщества. Однако «Болонский процесс» в нашей стране проходил в форме «красногвардейской атаки» на образование без учета специфики страны, советского опыта в образовании, традиций отечественной школы. Мы ни экономически, ни организационно не были готовы к тому, чтобы 100% высших учебных заведений перевести на рельсы «Болонского процесса». Отмечу, что и в западных странах, таких как Германия и Франция к болонской системе перешли от 60 до 70% образовательных учреждений. В Германии при этом Приложение об особой позиции по отношению к Болонскому процессу занимают три тома, мы его приняли безоговорочно. На Западе широкие действительно демократические права в решении всех вопросов предоставлены самим университетам. В нашей стране подготовка специалистов, в том числе специалистов, готовых к экспертной деятельности, в настоящий момент существенно затрудена, что является серьезным препятствием на пути реализации обозначенных президентом задач. Не могут же нынешние бакалавры давать профессиональные экспертные оценки. Как в свое время заметил ректор МГК В.П. Садовничий, по уровню своего образования они ближе к лаборантам, чем к специалистам. В трудах ученых Петровской академии наук и искусств системно представлены соответствующая научная аргументация. В частности, речь идет о монографии известного в нашей стране, да в мире ученого А.И.Субетто «Качество непрерывного образования в Российской Федерации. Состояние. Тенденции. Проблемы. Прогнозы». Академики ПАНИ уделяют огромное внимание проблемам культуры. Действительными членами ПАНИ являются Александра Пахмутова, Василий Лановой, Владислав Чернушенко, Татьяна Доронина, Константин Плужников, Ольга Григорьева, Сергей Журавлев и многие другие. Активно работает Отделение Театра и Музыки ПАНИ и отделение художников, жив описи, скульптуры и архитектуры. Наши художники представили сегодня выставку картин, посвященных войне и блокадной тематике. ПАНИ с беспокойством отмечает неудовлетворительное состояние музейного дела в западных странах. Воинствующий модернизм и постмодернизм с ориентацией на войну против памяти и традиций вытесняют из общего культурного пространства шедевры классических живописи, музыки и балета, и это – повсеместный процесс. Присутствующий здесь профессор А.М. Прилуцкий посетил недавно Лувр и с возмущением говорит о том, что весь первый этаж отдан безвкусице постмодернизма с большим уклоном в сторону порнографии. К сожалению, это все больше проявляется и у нас, и сегодня данной проблеме будут посвящены несколько докладов в секциях. Об этом будут говорить на секциях известные деятели культуры А.Ф. Полозов, Л.М. Грабко и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/27/gu...

Представитель Отдела принял участие в международной научной конференции в Санкт-Петербурге Апр 26, 2018 Новости , Событие Санкт-Петербург, 26 апреля . 26 апреля 2018 года в Санкт-Петербургском Музейно-выставочном комплексе «Россия — моя история» под эгидой Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии состоялась международная научная конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе: традиционные религии/религиозные традиции». Внимание участников конференции было сосредоточено на вопросах взаимодействия религиозных объединений и сотрудничества с государственными органами в социально значимых сферах, проблемах социокультурной и нравственной идентичности, новейших научных разработках российских и зарубежных исследователей в области религиоведения, философии и социологии религии, политологии и антропологии. Открывая пленарное заседание, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин огласил приветствие управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в адрес организаторов и участников конференции. Прозвучали также приветствия секретаря Общественной палаты РФ В.А. Фадеева, руководителя Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринова, ответственного секретаря Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями С.А. Мельникова, председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилова, муфтия Духовного собрания мусульман России А.Р. Крганова, губернатора Санкт-Петербруга Г.С. Полтавченко, губернатора Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С.И. Богданова, ректора Санкт-Петербургской академии следственного комитета России А.И. Ефремова, президента Петровской Академии наук и искусств А.В. Воронцова.

http://sinfo-mp.ru/predstavitel-otdela-p...

В 1722 г. указом императора учреждается должность синодального обер-прокурора. Первым обер-прокурором был И. В. Болтин, занимавший эту должность с 1722 по 1725 г. Инструкция обер-прокурора была буквально списана с Инструкции генерал-прокурора при Сенате. Обер-прокурором, по мысли Петра I, должен был назначаться «из офицеров добрый человек…». Ему вменялось в обязанность быть «оком государя и стряпчим по делам государственным» 312 . Для высшей церковной власти XIX в. характерно поэтапное расширение прав обер-прокурора: при князе А. Н. Голицыне, графе Н. А. Протасове и особенно К. П. Победоносцеве права эти были расширены настолько, что из чиновника, только контролирующего ведение синодальных дел со стороны юридической правильности и соблюдения интересов государства, как это было предусмотрено в петровской Инструкции, обер-прокурор стал полномочным министром, ответственным перед императором не только за соблюдение юридической формы в деятельности Синода, но и по существу. Эти новые полномочия обер-прокурора возникли из того, что при Александре I были отменены личные доклады царю первоприсутствующего члена Синода. Право представления регулярных личных докладов императору по церковным делам и присутствия на заседаниях Комитета министров и Государственного Совета приобрел обер-прокурор. В круг обязанностей обер-прокурора входило: 1) наблюдение за исполнением государственных законов по Духовному ведомству и контроль за своевременным исполнением дел; 2) просмотр протоколов Святейшего Синода, прежде чем они будут приведены в исполнение; 3) представление докладов Синода императору и объявление Синоду высочайших повелений; 4) присутствие на заседании Государственного Совета и Комитета министров по делам Православной Церкви; 5) через обер-прокурора осуществлялись все сношения Синода с министрами и другими высшими светскими начальниками; 6) к нему на предварительные заключения поступали все рассматриваемые в Сенате дела, которые касались церковной недвижимости; 7) обер-прокурор являлся главным начальником для светских чиновников, состоявших на службе в Духовном ведомстве. Как государственный сановник, равный по своим правам министрам, обер-прокурор имел при себе заместителя – товарища обер-прокурора и канцелярию, подобную департаментам при министерствах. Эта канцелярия была учреждена в 1839 г. Кроме канцелярии обер-прокурора, существовала еще канцелярия Святейшего Синода, но и она подчинялась обер-прокурору. В ней рассматривались и подготавливались дела, утверждаемые затем Синодом. Обер-прокурору были также подчинены секретари епархиальных духовных консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010