Останавливаясь на этом обычае с практической стороны, нельзя не сказать несколько очень невыгодных для него замечаний. Нет спора, конечно, Четыредесятница – время самое приличное для исполнения покаяния. – Но при этом не надо забывать, что исповедь, по ее внутреннему понятию, должна обниматься не только формальным актом разрешения от исповеданных грехов, но и чаянием возможного исправления исповедника в будущем. – Первая сторона исповеди имеете значение собственно индивидуальное, – только для самого исповедника, последняя – также имеет значение для него, но вместе с теме имеет же первостепенной важности значение общественное, так как в этом отношении исповедь, служа средством исправления единиц, – служит тем же к поднятию уровня нравственности и в обществе, обнимающем эти единицы. – Важностью именно этой последней стороны исповеди и объясняется то деятельное и непрерывное законодательство и не только церковное, но и государственное, которое мы видим в России по предмету обязательности исповеди, начиная с половины XVII в. и в особенности с Петровского времени. – Между тем достигается ли эта важная сторона исповеди при установившемся теперь обычае исповедоваться в дни великого поста? Более чем сомнительно. – Ожидать должного влияния исповеди на нравственность исповедника возможно, конечно, в том случае, если духовник не только будет слушателем перечня исповедуемых ему грехов, – но будет и разъяснителем важности и вреда их в индивидуальном и в общественном отношении; словом это ожидание предполагает собою на исповеди многостороннюю и порою долгую беседу духовника с исповедником. Но такой беседы не только невозможно ожидать теперь, но даже порою и нельзя требовать при рассматриваемом нами обычае, особенно если принять во внимание, что русские приходы иногда бывают очень многолюдны, – а прихожане исповедуются по преимуществу на первой и последней неделях в. поста. В силу последнего священнику иногда приходится в один день быть духовником далеко не одной сотни исповедников. – В подобном случае, конечно, не может быть и речи не только о внимательной и должной беседе духовника с исповедником, но даже и краткой; быть только слушателем исповедуемых грехов – и то на этот раз иногда не достанет физической возможности. Не говорим уже о других, менее важных неудобствах, связанных с такою повальною исповедью, как – давка желающих исповедоваться, шум в церкви, и проч. 1126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

XVIII век в особенности богат многократными и разнообразными предписаниями по трактуемому предмету 1014 . Повод к ним, по крайней мере в первоначальные годы этого столетия, однако был косвенный и именно – намерение воспользоваться исполнением обязанности исповеди, как средством к определению принадлежности или непринадлежности известного лица к расколу 1015 . Благодаря такому именно, побочному, а не более непосредственному и широкому побуждению, – и случилось между прочим то, что русские постановления XVIII в. по занимающему нас предмету иногда могли приносить ущерб должному уважению православных к исповеди. Мы постараемся представить очерк этих постановлений хотя в кратких чертах, но по возможности полный. Прежде всего, еще задолго до учреждения св. Синода, именно 8 февр. 1716 г. – нарочитым указом предписано было, «всякого чина людям непременно исповедываться каждый год» 1016 . Два года спустя, именно 17 февр. 1718 г., снова издается указ, которым предписывается, «чтобы разночинцы и посадские и поселяне повсягодно исповедывались» 1017 . В Духовном Регламенте, когда предписывается – «должен всяк христианин и часто, а хотя бы однажды в год, причащаться св. Евхаристии 1018 , – в силу установившейся тесной связи исповеди с причащением, конечно, требуется и исполнение первой 1019 . Как указание одного из внешних мотивов к такому требованию, Здесь между прочим дается понять, что непричащение – «несть лучшего знамения, почему познать раскольщика». Вменяя при этом приходским священникам в обязнность доносить епархиальным архиереям о тех, кто не причащался год, два или никогда, Дух. Регламент требует вместе с этим – «понуждать таковых к клятвенному исповеданию, что они суть не раскольщики». Насколько церковное правительство Петровского времени заботилось о действительным, а не фиктивном выполнении исповеди, может служить сепаратное предписание св. Синода от 16 июля 1722 г., которое гласит: «Всяких чинов людям, ежели кто от дому своего указом Его Величества или для своих нужд, куда отлучится, и хотя он где в отлучке и исповедуется, однакож, дабы от других он не был в правоверии сумнителем, паки в своем приходе у священника в том году исповедаться, чтобы такими отъездами и извинением бывшей в отъезде исповеди, не могли прикрываться раскольники..., а буде кто принужден будет какою важною потребою и необходимою нуждою быть в отлучке от прихода своего более года, таковому исповедываться в тех городах, где он в отлучке будет, у знатных и неподозрительных священников, и для свидетельства о том, получать от них заручные письма, которые, по возвращении отдавать своим приходским священникам, и потом паки у них исповедаться ж» 1020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Так напр., в 1718 году. – «Царское Величество указал по именному своему Великого Государя указу... прибить в городах и поселам» – новое постановление об обязательности исповеди 1027 . С другой стороны, духовным властям и священникам предписывалось не раз, чтобы увещаниями и наставлениями они побуждали нерадивых к исполнению долга исповеди, Так напр., по поводу доношения еписк. Астраханского Лаврентия, что в его епархии многие уклоняются от исповеди и причащения, – причем это допускают даже представители власти, живущие в самом городе Астрахани, св. Синод между прочим предписал: «По всей той Астраханской епархии, в городах и в селах и деревнях, всякого звания людей мужского и женского пола, которые не исповедываютоя и св. тайн не сподобляются, дабы... повсягодно (исповедь) исполнити, увещевать от Свящ. Писания в Астрахани и в ближних к тому граду местех самому тамошнему Лаврентию епископу, а в далных велеть увещание чинить искусным духовным же персонам и священникам», причем, – добавляется в предписании, – «если кто будет упорствовать, то объявить ему строгие указы по предмету исполнения исповеди» 1028 . В «Книге о должностях пресвитеров приходских» имеется особая статья, которая трактует «особливо, есть-ли священник видит некоторых нерадящих о покаянии, устрашить должен гневом Божиим, день со дня возрастающим» и пр. 1029 . Равным образом и прототипом «инструкции благочиннической» вменено в обязанность священникам, увещевать прихожан, чтобы они каждый год по кр. мере единожды по долгу христианскому, исповедались и св. таин сообщались 1030 . Вместе с указываемыми заботами о «ведении» каждым долга исповеди, Петровское законодательство, оберегая правильность исполнения долга исповеди, требует, чтобы каждый исполнял этот долг пред духовником не сомнительного достоинства. Поэтому, напр., определено было: «кто своевольно волочащихся или за преступление изгнанных попов будет... себе в духовники принимать», с того «брать за исповедь десять рублев» 1031 . Крайнее рвение заставить всех исповедываться именно каждогодно – иногда приводило к определениям, относительно пользы которых позволительно и усумниться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Окунев, Степанов, Крюков, Славинский, Путиловский, М. Фалеев (1852 г.), М. Фальковский, А. Лапчинский, Вл. Смирнов, Вас. Кедров, Ив. Семенов, А. Жемчужин (1854 г.), К. Михаилов, В. Иллин, Пероцкий (1855 г.), Ал–й Добровольский (1856 г.), Вен. Подгаецкий, И. Исполатов, И. Орлов, М. Романский, И. Кабаланович (1859 г.), М. Грандплевский, Ал–й Смирницкий, Вас. Румянцев, В. Строкин (1860 г.), Н. Тихвинский, М. Еленев, Н. Красев, А. Полянский, Е. Тихомиров (1861 г.), Гр. Самчевский (1863 г.), Н. Фасанов –из дух. ак., Ф. Лаачинский (1864 г.), П. Флеров, Н. Лебедева, В. Сенатораский, В. Сперанский, В. Горский, Митр. Орлов, М. Полотебнов, Вл. Окунев (1865–66 г.), И. Александровский Н. Боголюбов , Вл. Иванов, И. Исполатов, А. Краснопольский, И. Дубягский, Н. Миролюбов, Н. Светлов, М. Круглевский, А. Черновский (1867–68), Е. Пападаки, Ст. Ставрович, С. Сафир, Ал–й Зрелов, Н. Сыренский, С. Прутенский, Вл. Разумовский, Вл. Малиновский, И. Исаков (1868 г.). Многие из поименованных доселе подвизаются на медицинском поприще в С. -Петербурге и др. местах. В Университет, большею частию сю-петербургский: И. Горянский (1842 г.), Ф. Горянский (1844 г.), Ант. Богданов – из псаломщиков в Берлине – в берл. университете (1845 г.), П. Верховский (1853 г.), Вл. Петров, И. Строкин (1855 г.), М. Травлинский (1857 г.), Бор. Полянский, Н. Спасский (1858 г,), Митр. Турский (из высш. отд.) – проф. Петровской землед. академии, Н. Степанов, М. Лапчинский – проф. варш. университета, (1859 г.), Пав. Петров (1860 г.), А. Соколов, Немшевич, Петухович, Родевич, Абрамович, И. Бровкович – все из дух. ак., П. Молчанов (1861–62 г.), А–р Братолюбов (1863 г.), П. Аландский – был профессором в Киевском университете, С. Савваитов, М. Добржанский (1865 г.) К. Стефановский (был членом окружного суда в Полтаве), и В. Смирнов, – из дух. ак. (1866 г.), Н. Федоровский, С. Григорьев, А. Дубровский, И. Весин (1867 г.), Ф. Быстров, Бассевич, И. Перов (1868 г.). В Педагогический институт: И. Сапоровский – из высш. отд., Вл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не правда ли, как это загадочно? Недавно вернулся из Петербурга один монах из дворян, приятель Т.И. Филиппова 1768 . Он спрашивал у него, почему Мещерский, столь расположенный к Леонтьеву, не напечатал стихов Александрова 1769 . А Филиппов сказал: «Что с ним делать! Сам не знает, я думаю, почему. Такой странный характер»! Если Вы теперь хотите вернуться к прежнему Вашему намерению напечатать их у Шарапова, я ничего не имею —288— против этого. Я предпочитал Гражданин; но так как с Мещерским даже и Филиппов не сладит, то отчего же не отдать в Русское Дело? Не стану притворяться и скрывать, что мне это было бы приятно. Правду говорил о. Иероним Афонский: «Все страсти под старость слабеют; а самолюбие и в нас, монахах, до гроба живет»! Ну, кажется, все. Мой искренний поклон Авдотье Тарасовне. Пусть не пеняет на меня, а учится жить с простодушием и с искренностью. Отчего бы Вам обоим не приехать к нам на Святки, от 23–24 декабря, например, до 2–3 января, а то и до Крещенья? Теперь Варя здорова, – ее можно перевести наверх, а её комнату внизу Вам приготовить? Хорошо бы сделали. Обнимаю Вас Ваш К. Леонтьев Р. S. Лиза благодарит Авдотью Тарасовну за письмо. Собирается отвечать. Только разберете ли её каракули? Письмо XX 2 ноября 1888 г. Оптина Пустынь. Александров! Вы как хотите, моя душа, тяготитесь или нет, но Вы – твердый человек, – Вы обещали мне исполнять в Москве мои комиссии (будто бы даже и «с удовольствием»), и потому: «назвался груздем, так полезай в кузов»! Три разных дела разом! 1) Пять рублей на объявление 1770 в Московских Ведомостях. На первой странице: в один столбец. Смотрите только, чтобы не напутали. Прошлого года тоже деньги за два объявления взяли; одно долго не помещали, но поместили правильно; а другое – на задней странице поместили. Не хотелось бы мне подозревать Петровского в таких —289— мелких проявлениях ненависти, но враг невольно смущает. 2) Велите Карбасникову приготовить счета 1771 ; с самой весны (с мая) денег у него не брали. А что получите, то все отдайте Влад. Андр. Грингмуту 1772 . Я ему остался должным 65 руб. Выручил он меня в тяжелую минуту, когда я почти полгода жил и без жалования и без пенсии! Но при отъезде сюда из Москвы у меня оказалось столько долгов, что я теперь плачу, плачу (все почти деньги Мещерского на это идут), и едва-едва к концу года аккуратной жизни в Оптиной уплатил 1700 руб. по разным рукам. Надо, чтобы и до него (Грингмута) дошла, наконец, очередь. Так как Карбасников ни разу мне больше 40–30 руб. не выдавал, то, сколько бы Вы ни получили, все таки будет меньше 65 руб. Все отдайте. Дал, положим, я Влад. Андр. перед отъездом 15 экземпляров моей книги, на всякий случай; но это ведь очень трудно навязывать за деньги приятельские книги. Вероятно, он ничего за них и не получил. 3) Купите мне книги: Вебера (по-русски; большое издание Солдатенкова) последний (X) том. Реформация 4 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этот год на квартире мы жили на Власьевской ул., за Чернавкой, в доме Горохова, отставного фельдфебеля. С нами жили и другие семинаристы, из которых один, ученик VI класса Павел Л.78 любил дов[ольно] часто выпивать. Инспекция знала его слабость и довольно часто навещала нас. При одном из таких посещений со мной произошел такой курьезный случай. Дело было в мае месяце и, кажется, накануне преполовенного дня. Сидим мы всей компанией за ужином. Кончив ужин скорее других, я закурил предложенную товарищем по квартире папиросу. Должен сказать, что я в это время по-настоящему не курил и табаку своего не имел. И вот в тот момент, когда я держал папиросу во рту, открылись двери и в кухне появилась высокая фигура нашего семинарского «папаши» . Я настолько смутился и растерялся, что не нашел ничего лучшего сделать, как сунуть папиросу в рот, а чтобы она меня не обожгла, я отправил туда же ложку гречневой каши. Благодаря открытому окну, у которого я сидел, табачный запах не был ощутительным и посещение «папаши» сошло благополучно. Во II-м классе были те же преподаватели, Л.78 об. что и в I-м классе, кроме преподавателей математики. До нового года занимался по этому предмету Павел Александрович , а после него Виктор Никанорович Лаговский Результатом моих годичных занятий и удачных ответов на экзаменах был перевод мой в следующий 3-й класс. Накануне отъезда на каникулы ко мне в квартиру явился никогда в течение года у меня не бывавший товарищ по классу Дмитрий Люцернов и таинственно вызвал меня на улицу. Почему-то у меня мелькнула мысль, что он пришел с целью просить у меня денег. Но оказалось, что цель его визита ко мне была совсем другая, которой я был очень озадачен и немало смущен. В Никольске, чрез который мне нужно было проезжать, находился в семье его брат, студент Петровской академии Александр Михайлович Люцернов . Этому студенту предполагала направить письмо А. Хвалынский все последующее время, на выходе из семинарии служил в Западном крае. В. Н. Лаговском будет речь впереди.

http://bogoslov.ru/article/6174500

поиск:   разделы   рассылка Ксения Лученко Возможности интернета Источник:  Церковный Вестник " Церковный вестник " уже не раз писал о том, что развитие православного интернета – одно из приоритетных направлений информационной деятельности Церкви. На Рождественских чтениях этой теме была посвящена работа секции " Возможности интернета как средства религиозного образования: электронные библиотеки " . Итоги ее работы позволяют утверждать, что православыный сегмент сети продолжает развиваться, однако авторы православных интернет-проектов все еще плохо знают свою аудиторию и не имеют общей концепции развития. Секции, посвященные развитию православных ресурсов интернета, проходят в рамках Рождественских чтений с 1999 года. За эти годы организаторы попробовали разные формы работы и разные площадки – и Сергиевские палаты Храма Христа Спасителя, и зал Союза писателей России, но в 2006 году вернулись в помещение храма Благовещения в Петровском парке, с которого и начиналась работа секции. Немногочисленные " старожилы " православного интернета усмотрели в этом начало нового этапа консолидации православного интернет-сообщества. И действительно, администратор сервера " Россия Православная " Александр Дятлов объявил о создании Сообщества православных веб-разработчиков, в задачи которого входит " подготовка и проведение конференций, круглых столов, семинаров, конкурсов и иных мероприятий, связанных с православным интернетом, а также представление интересов православного интернет-сообщества в церковных, государственных и иных структурах " . Дятлов констатировал, что в последнее время православные ресурсы интернета сделали качественный скачок: создано несколько сайтов, полностью соответствующих самым высоким профессиональным стандартам современных интернет-технологий. Главный редактор каталога " Православное христианство.ру " Иван Мазуренко по традиции привел статистические данные по развитию православного интернета за истекший год. Выяснилось, что в 2005 году в рунете появилось около 600 новых православных сайтов, а общее количество русскоязычных православных сайтов составило примерно 2,5 – 3 тысячи. При этом 45% от общего числа православных сайтов в мире – русскоязычные либо имеют версию на русском языке, англоязычные сайты составляют 30% от этого числа.

http://religare.ru/2_26047.html

Курино 34. Пятницкий мост 33. Лыткино 32. Рождествено 31. Ламишино 30. Огниково 29. Очаково 29, Куртасово 28. Манухино 28. Полевщина 27. Хорошево-Троскурово 27. Никольское-Размыслово 26. Извораное с ружной церковью 26. Воскресенское 26.Никулино 25. Сколково 25. Яриков 25. Дарна 24. Федосьево 24. Петрово 24. Хомм 23. Аминево 23. Манцурово 23. Ефремово 22. Волынское 22. Космодемьянское 22. Голубево 21. Одинцово 21. Александрово 21. Андреевское 20. Лукино 20. Теменево 20. Дедешино 19. Салманово 19. Рубцово 19. Никольское 18. Брехово 18. Лукино 18. Нетесово 17. Богословское 17. Слуаровское 17. Вознесенское 17. Чашниково 16. Карамазово 16. Подосино 16. Ильинское 16. Сердиково 15. Орлово 15. Перхушково 15. Троицкое 15. Подольново 14. Говорово 14. Едино 14. Перовское 14. Надовражное 13. Тропарево 13. Яскино 13. Степаново 13. Покровское 12. Воскресенское 12. Дарьино 12. Денисово 12. Садки 11. Свинорья 11. Мемплуино 11. Усово 11. Козино 10. Шарапово 10. Окулово 10. Лушки 10. Нахабино 9. Мешково 9. Павшино 9. Ангелово 8. Покровское 8. Большая Вязьма 8. Рождественно 8. Чернево 7. Пучково 7. Подушкино 7. Павловское 7. Губайлово 6. Мирежки 6. Ромашково 6. Урюшино 6. Братцево 5. Старо-Никольское 5. Бурцево 5. Поздняково 5. Петровское 4. Афинееево 4. Кунцево 4. Архангельское 4. Никольское 3. Мартемьяново 3. Крылацкое 3. Троицкое 3. Спасское 2. Князевщево 2.Фили 2. Ильинское 2. Покровское 1. Голенищево 1. На Воробьевых гороах одна приходская ружная 1. Хорошево (дворцовое) 1. Всесвятское В то время как крутицкий владыка соображал о том, что должно принадлежать к его епархии, московский митр. Тимофей Щербацкий не забывал интересов своей епархии и также действовал. Основываясь на прямом показании росписи, что к Крутицкой епархии отписывались села Загородской десятины, только находившиеся между Боровской и Звенигородской дорогами, он приказал управителю Селецкой десятины собрать точные сведения о том, какие тут были церкви, в каком расстоянии они от названных дорог, и подать полные ведомости о церквях Загородской десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В результате общество будет поражено нравственной шизофренией, станет обществом лицемеров, ханжей, циников, чьи слова не соответствуют убеждениям и делам. Была ли известна концепция Локка в России? Да, была, притом пользовалась вниманием и уважением — и в этом заслуга Петра. …Книги Локка представлены в библиотеках сподвижников Петра — в частности, у графа А. А. Матвеева, у А. Ф. Хрущева, сложившего голову на плахе вместе с Артемием Волынским в последний год аннинского царствования. Вторая часть знаменитого трактата Локка «О государственном правлении» была переведена на русский — и очень толково — около 1720 г. в кружке эрудита князя Д. М. Голицына, переведена и одобрена в предисловии, согласно которому автор «показует начало и основание гражданства кратко и порядочно, но все по резону». Нового перевода наш читатель дождался только в 1960 г., в двухтомнике философских произведений Локка. Идеи не всегда совпадают с государственной практикой. Более того, она часто деформирует их до неузнаваемости. В этом смысле эпоха Петра — не исключение. В ней было предостаточно крови и произвола. Многозначительно, однако, что первое личное соприкосновение Петра с Западом было и соприкосновением с самыми передовыми и самыми благородными идеями. Их влияние ощущалось и в дальнейшем. «Веротерпимость составляла одну из славных основ империи, созданной Петром I». Это сказано Герценом, а он понимал толк в таких делах. Впрочем, в петровской толеранции был специфический оттенок. Терпимый к инославным, то есть к евангелистам и даже католикам (эту терпимость в универсалах к русскому и украинскому населению Карл XII трактовал и обличал как отступничество от Православия, в чем Петру пришлось даже оправдываться), царь строже, гораздо строже относился к своим подданным. Выход из православия на деле не допускался. Старообрядчество терпелось, но принадлежность к нему была сопряжена с разорением, ибо надо было платить двойной оклад, а также и с публичным унижением: старообрядцам предписали носить особое «платье отверженных», с клееными желтыми воротниками.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

за то, что в небо зрел еси высоко. Лучше под ноги прилежно смотрети, землю орати, неже в звезды зрети. Возможно, что интермедия принадлежит уже петровскому времени (она дошла в списке 1737 г.). Однако русское общество 70–х гг. было знакомо с насмешками над астрологией — хотя бы по польским совизжальским «минуциям», пародийным календарям с абсурдными предсказаниями. Вспышка серьезного интереса к астрологии отмечена в последние месяцы правления царевны Софьи, когда она сама и близкие к ней люди жили в большом страхе в ожидании дворцового переворота. Это естественно, ибо в трудные, кризисные моменты легко впасть в легковерие и в суеверие. Тогда толмач Посольского приказа перевел «Календарь течений небесных на лето Господне 1689» [см. Малэк, 251]. Тогда в Москве появился подданный Речи Посполитой, звездочет и гадальщик Митька Силин. Его услугами пользовались Сильвестр Медведев, Ф. Л. Шакловитый и князь В. В. Голицын [см. Розыскные дела, стб. 1237]  . Природные русаки, они в ворожбе по светилам ничего не смыслили. Так свидетельствует источник, и в данном случае ему можно верить. Это следственное дело: чинившим розыск людям выгодно было уличить врагов в отвлеченном и тем более практическом знании астрологии; коль скоро такое обвинение не предъявлялось — значит, для него не сыскалось и малейших оснований, даже на дыбе, даже под кнутом. Важно, что профаном в астрологии выглядит Сильвестр Медведев — человек, которого научил «быть поэтом» Симеон Полоцкий. Каков ученик, таков и учитель. Эта ходячая истина, это элементарное умозаключение заставляет сомневаться и в том, что Симеон Полоцкий составлял гороскопы  . Впрочем, какой материал дают на сей счет пресловутые вирши на рождение царевича Петра Алексеевича? Для адекватной их оценки потребен небольшой жанровый экскурс. Они написаны в жанре genethliacon; тому, кто подвизался в этом жанре, находившемся на пограничье поэзии и красноречия, ренессансные и барочные теоретики вменяли в обязанность всячески восхвалять новорожденного и его родителей, предсказывать ему необыкновенную, завидную судьбу. Читатели, включая венценосных, все это воспринимали в качестве этикетных общих мест, в качестве благих пожеланий, за которые стихотворец не обязан нести ответственность. Шедеврами жанра, его образцами считались стихотворения Стация («Silvae», II, 7), что само собою разумелось, а также некоторые элегии Тибулла и Проперция. Любопытно, что к таким образцам авторы поэтик причисляли и IV эклогу. Как известно, в ней Вергилий предрек Октавиану и Скрибонии, что у них родится мальчик, которому суждено править миром и вернуть страждущей земле золотой век Сатурна. У супружеской четы родилась девочка Юлия. Прошли годы, и она ударилась в такое откровенное распутство, что отцу–императору пришлось отправить ее в ссылку. Но это нимало не скомпрометировало эклогу.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010