дией); три стипендии П.А. Мухановой – студентам 2 курса: Василию Беликову (пользовавшемуся стипендией протоиерея И. В. Рождественского в 194 рубля), Николаю Протопопову (пользовавшемуся стипендией М.А. Хлудова в 118 рубл.) и Александру Успенскому; девять стипендий Троице-Сергиевой Лавры – студентам: 3 курса Ивану Березкину (пользовавшемуся стипендией Ломоносовского Комитета в 202 р.), Николаю Варжанскому (пользовавшемуся академической стипендией в 210 р.), Венедикту Фришфельд-Кайсыну (пользовавшемуся стипендией В.М. Ундольского в 200 рублей) и священнику Николаю Часоводову (пользовавшемуся казенной стипендией); 2 курса – Леониду Смирнову (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 рублей), Ивану Миртову (пользовавшемуся таковой же стипендией) и Христофору Соболеву (пользовавшемуся стипендией имени Епископа Никодима в 192 рубля) и оставленным на второй год в курсе – Алексею Попову и Стефану Седову (пользовавшимся казенными стипендиями); академическую студенту 2 курса Ивану Авраменко (пользовавшемуся стипендией протоиерея А. И. Невоструева в 142 р.); протоиерея И. В. Рождественского – студенту 2 курса Петру Добролюбову; юбилейную – студенту 2 курса Борису Стеблеву; Пятикрестовских и Покровских – студенту 3 курса Ивану Пятикрестовскому (пользовавшемуся стипендией Ю.Н. Самарина в 173 рубля); казенную – студенту 3 курса Алексею Петровскому (пользовавшемуся стипендией архиепископа Алексия в 170 рублей); казенную – студенту 2 курса Михаилу Ершову; протоиереев Голубинского и Делицына – студенту 2 курса Николаю Любимову (пользовавшемуся стипендией Г.И. Хлудова в 80 рублей); М.А. Хлудова – оставленному на второй год в курсе Ипполиту Красновскому и Московской кафедры – студенту 2 курса Андрею Воскресенскому. – 2) Казенную стипендию (после П. Нечаева ) передать студенту 2 курса Василию Успенскому (пользовавшемуся стипендией Епископа Христофора в 160 рублей); казенную (после М. Сныткина) – студенту 2 курса Виталию Русинову; казенную (после Е. Воскресенского) студенту 4 курса священнику Владимиру Боголюбову; казенную (после Б. Добротворцева) – студенту 2 курса Августину Куксу (пользовавшемуся стипендией Г.П. Хлудова в 80 рублей); протоиерея И. В. Рождественского (после

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1902-м году автор настоящей книги представил владыке-митрополиту записку о желательности ознаменовать предстоявший в 1903-м году юбилей двухсотлетия С.-Петербурга изданием Лаврой описания своего Архива, по крайней мере, за время царствования Императора Петра Великого. Владыка принял эту мысль и для описания Архива составлена была Комиссии, под председательством тогдашнего викария Петербургского, епископа Иннокентия (Беляева), ныне архиепископа Карталинского и экзарха Грузии, в составе членов: наместника, архимандрита Корнилия, профессора Университета, ныне директора Женского Педагогического Института Сергея Федоровича Платонова, помощника управляющего Канцелярией Святейшего Синода, ныне покойного, Сергея Петровича Григоровского, управляющего Синодальной Типографией Александра Васильевича Гаврилова, начальника Синодального Архива, ныне покойного, Алексея Александровича Завьялова и автора настоящей книги, принявшего на себя делопроизводство по Комиссии. К юбилею был издан большой том описания, но он не вместил в себе всего Архива за годы царствования Петра, а обнимал только первые 4 года лаврского Архива. Дела лаврского Архива за эти годы, составленные из бумаг, почти исключительно черновых, притом большего частью не по предметам содержания, а по форме бумаг – предписания, отписки, доношения – были весьма труднодоступны, требовали внимательного прочтения каждой бумаги, вызывали подчас двойную и тройииую работу описания одного содержания бумаг, рассянных по разным делам и, естественно, вызывали в результате описание более подробное, чем можно было предполагать. Кроме того, выяснилась необходимость единоличной обшей редакции, которая фактически и лежала на делопроизводителе. После выхода первого тома Комиссия, лишившаяся своего председателя, назначенного на Тамбовскую архиерейскую кафедру, и в виду новых с.тужебных обязанностей части ее членов, была закрыта, и владыка-митрополит выразил всему составу Комиссии за его труды свою благодарность. Затем, в виду незаконченности задачи, первоначально принятой, автор настоящей книги, для пользы науки, предложил с своей стороны продолжить редакцию дальнейшего описания лаврского Архива за время Петра Великого, с тем, чтобы напечатать оставшиеся работы членов Комиссии, а равно и дальнейшие работы по описанию Архива. Закончить описание Петровского лаврского Архива предположено было к юбилею Лавры. В марте 1909-го года Лавра, вследствие денежных затруднений, временно приостановила было печатания Архива, но уже в январе 1910-го года просила продолжить его. Работы редакции были бесплатные, а за описание дел назначен был полистный гонорар, сообразованный с условиями работ в Синодальной Архивной Комиссии, причем для описания Лаврского Архива, по предложению архимандрита Корнилия, бумага и печать была избраны лучшие. Второй том Архива вышел в свет в 1911-м году и, как и первый, был сочувственно встречен учеными, интересующимися предметами его содержания. 3-й – последний – том печатается 4101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Потеряв с отпадением от Церкви твёрдую опору в религиозной жизни, старообрядчество, естественно, скоро начало распадаться на многочисленные отдельные толки или секты. Распространяясь в среде невежественной и умственно неразвитой, секты эти стали принимать грубые и —534— даже извращённые формы, ещё более смешивая важное с временным и условным, форму с сущностью, и всё дальше и дальше удаляясь от тех оснований, без которых не может быть установленной христианством церковной жизни. Появились, наприм., беспоповцы, отвергнувшие значение иерархии. От них откололись затем федосеевцы, отрицающие брак. Среди федосеевцев в 1771 году выделился особый толк «безбрачники», основанный Ильёй Ковылиным. По учению этого религиозного реформатора и его преемников: «лучше жить с кобылицею, нежели с красивою девицею, лучше блудить с разными жёнами тайно, нежели жить с одной в яве: тайный блуд тайно и судится». На почве беспоповщины возникла также секта странников или бегунов. Эти люди нашли, что в мире уже царствует антихрист, и в нём нельзя спастись. «Ради душевного спасения от антихриста», они требуют разорвать связь с гражданским обществом, «с вавилонскими жителями», по их выражению. Последователи секты не должны записываться в ревизии и, конечно, в метрики, как акты гражданского состояния, иметь паспорта, а должны пребывать в странствии, в бегах. При поступлении в секту прежде всего требуется уничтожение паспорта, а затем вступающий подвергается шестинедельному испытанию. 611 По причине именно распоряжения о ведении метрических записей среди старообрядчества образовался даже отдельный толк. Когда Император Александр I Указом 26 марта 1822 года дозволил раскольникам содержать беглых попов, если только они не совершили уголовного преступления, побудившего их учинить побег, то вместе с тем им было приказано «для порядка вести метрики». В Высочайше утверждённых 26 марта 1822 года правилах о беглых священниках у раскольников находящихся, в 5 правиле сказано: «священникам, оставленным у раскольников, приказать для порядка вести метрики и представлять о том ведомости ежегодно гражданскому начальству». 612 Но часть беглопоповцев в Стародубских

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—563— народы, не успевшие бежать от них, один за другими должны были покориться им. Так. обр., в недрах гуннов постепенно скоплялась великая военная сила, которая была тем более страшной для Европы, что она скоро стала повиноваться одной только воле. Тот, кто сумел сосредоточить эту силу в своих руках и направить её сообразно со своими желаниями, был Аттила, прозванный «бичом Божьим». Едва-ли кто-нибудь из завоевателей древних и новых народов, не исключая и Александра Македонского, оставил по себе такую память в истории и преданиях народов, как Аттила. Бесчисленное множество легенд, сказаний и поэм группируется около его имени, и в них Аттила является не одним и тем же лицом, но с одним и тем же характером и значением. Его облик изменяется сообразно тому народу и тому направлению, к которым принадлежит сказание. Конечно, в этих сказаниях образ Аттилы совершенно оторван от исторической почвы, которой он принадлежит, и сам Аттила становится мифом, а не лицом историческим; правда и то, что соединить в одно целое эти легендарные сказания, составить один характер из этих бесчисленных и разнообразных черт, совсем невозможно; – тем не менее, эти легендарные и мифические сказания об Аттиле имеют высокое историческое значение. Если по ним нельзя воссоздать образ исторического Аттилы, то они предоставляют нам множество отдельных, чисто исторических подробностей, пройденных молчанием современными хронистами, – а главное, – они передают впечатление, произведенное Аттилой на то или другое племя, указывают на его историческое значение для той или другой народности. Вот почему один из новейших биографов гуннского завоевателя, Амадей Тьерри, издавший в 1856-м году историю Аттилы и его преемников, весь второй том своего труда посвящает изложению и разбору этих легенд. Все предания и легенды об Аттиле распадаются на три главные отдела. К первому циклу принадлежат сказания латинских племен, большей частью собранные и изложенные западным духовенством. В этих христианских легендах Аттила является прежде всего бичом Божьим,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобные же указания делаются и ниже, в 7-ом пункте. Спрашивается: как же, при такой зависимости, эта коллегия может иметь в себе „свободнейший дух“, чтобы не бояться разных „сильных“ из гражданского ведомства, – представителей высшей государственной власти? Ясно, что этот пункт идёт совершенно в разрез с общим духом Петровской реформы, всецело проникнутой стремлением ограничить церковную власть, – лишить „свободнейшего духа“ её представителей. А если мы ещё примем во внимание, что, по изысканиям проф. Каптерева, одним из важных мотивов реформы было желание сделать вперёд невозможным существование в России так называемых „свободных архиереев“, то неискренность приведённых в настоящем пункте соображений будет вне всякого сомнения 136 . Мы не хотим сказать, что эти соображе- —100— ния несостоятельны сами по себе. Напротив, они совершенно справедливы, поскольку выражают ту мысль, что —101— бороться с собранием труднее, чем с одним лицом; и церковная власть, – если бы она была представлена не од- —102— ним лицом патриарха, а целым собором иерархов, – была бы менее способна подчиняться разным домогательствам и исканиям со стороны власти гражданской. Но это возможно только при том непременном условии, чтобы этот собор не составляли „повелением самодержца и его ж с прочими рассмотрением собранные лица“, как сказано в 3-ем пункте, а чтобы они были выбраны самой Церковью (эта мысль подробнее будет раскрыта в следующем отделе настоящей главы). Без этого же условия собор будет только ведомством, служащие в котором, по выражению одного из писавших по этому вопросу авторов, будут „творить волю пославшего их“ 137 . Последнее обстоятельство именно и имеет место в созданной по проекту Феофана коллегии. 7-ой пункт – самый большой и, надо сказать, самый правдивый, потому что совершенно верно передаёт руководившие Петром мотивы. „Велико и се, читаем здесь, что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного“ и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Москва В Москве, где в самом начале старообрядческого движения проповедь сторонников старой веры нашла широкий отклик, сила раскола была сильно подорвана петровскими стрелецкими казнями. Влияние стрельцов распространилось и на более широкие круги консервативно настроенного населения. Очень много старообрядцев бежало на Северную Украину и в Белоруссию, на Дон и Урал. Как в XIX веке, так и в петровскую эпоху данные о численности старообрядцев очень расходятся между собой. Так, в 1724 г., по сообщениям налогового управления, раскольников было 258 человек, по данным Сената – 1106, а по статистике церковного приказа – 1364. В Московском уезде в 1720 г. насчитывалось 5679 старообрядцев, а в самой Москве, как уже отмечалось, 304 " богатых» торговца-раскольника 1110 . Как ни противоречивы эти сведения, они все же ясно показывают, что в самой Москве преследования со стороны петровского режима разгромили и разогнали московское старообрядчество. Положение значительно меняется после опубликования екатерининских указов о веротерпимости. В 1826 г. раскольников, по данным епархиального управления, было уже 53 000 на всю Московскую губернию, 100 000 – в 1837 г., а в начале 1850-х гг., по сведениям Липранди, в городе Москве их было 50 000 и, кроме того, 100 000 в губернии, то есть всего 150 000. Перепись 1897 г. снова дает совершенно несуразную цифру 89 858, несмотря на то, что по всем данным число сторонников раскола в Москве за прошедшие полвека сильно выросло 1111 . Помимо самой древней столицы России раскол был очень силен и в восточной части Московской губернии, примыкающей к границам Владимирской губернии. Гуслицы, выросшие в середине XIX века в крупный текстильный центр России, сыграли важную роль в развитии московского раскола, и отсюда вышло немало богатых и влиятельных покровителей старой веры. Очень многочисленны были и раскольники Владимирской губернии, особенно в городах, известных кустарной промышленностью, как, например, Вязники, Шуя, и в текстильных центрах вокруг Иваново-Вознесенска, где их поддерживали раскольники-фабриканты 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В 1723 г. даже помещикам было предписано сотрудничать с новосозданной по католическому образцу духовной инквизицией 1405 . К счастью для раскольников, борьба с ними так и не была централизована и проведена в качестве единой, повсеместно действующей, системы. Нередко администрация и духовенство не только не поддерживали антираскольнических агентов и миссионеров, а боролись с ними, даже гнали их из своих городов, и жаловались на их действия в столицу. Документы Петровской и послепетровской эпохи полны случаев подобного вмешательства губернаторов и воевод, заступничества священников. Алатырский воевода князь Б.М. Мещерский выгнал местного антираскольничьего деятеля из своего города 1406 . Стародубские комендант Пашков и воевода князь Трубецкой жаловались на местного миссионера 1407 . Олонецкий комиссар Уваров и местный ландрат Муравьев открыто поддерживали Выговскую пустынь 1408 . Меншиков покровительствовал и Выговскому общежитию поморцев, и федосеевской Ряпиной Мызе. Сам Петр не только дал возможность легального существования Выгу и Ряпиной Мызе, но и усиленно поддерживал уральские заводы Демидовых, на которых находили себе пристанище тысячи и тысячи староверов. Он же оформил легальное существование стародубских раскольников, когда те помогли ему в борьбе со шведами 1409 . Царь открыто помогал тем из старообрядцев, которые не осуждали его, а помогали ему строить империю. В 1725 г. Синод даже обвинил весь Сенат в том, что тот,«если не открыто держал сторону раскольников, то действовал очень слабо» 1410 . Но все эти случаи помощи и сочувствия оставались все же исключениями на общем фоне гонений, помогая старообрядцам пережить преследования только тогда, когда сами они были достаточно сплочены, богаты и влиятельны. Широкая же масса раскольников тяжело страдала от разветвленной, хотя и хаотической системы борьбы с их верой и их общинами. До основания Синода борьба с расколом велась целым рядом независимых организаций:»раскольничьими конторами» в Москве, общей гражданской администрацией, церковной иерархией, а в случаях пропаганды против " безбожных реформ» или " царя-антихриста» – тайной полицией, Преображенским приказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Кроме того, Башару Асаду присвоено звание почетного академика ПАНИ (наряду с Фиделем Кастро, Александром Лукашенко и другими выдающимися государственными деятелями). В ближайшее время возглавляемая А.В.Воронцовым делегация ПАНИ посетит Сирийскую землю по приглашению президента Асада и передаст ему и его соратникам соответствующие дипломы. Также, несмотря не сопротивление внешних врагов и врагов внутренних (из пятой колонны в СМИ и т.д.), ПАНИ продолжает бороться за союз Славянских государств, используя в том числе свои региональные отделения на Украине. Резолюция X Съезда ПАНИ «В поддержку соотечественников Новороссии» вскоре будет опубликована в СМИ. С избранием же Президентом ПАНИ А.В.Воронцова Академия, несомненно, получит новый импульс в своей работе и продолжит развитие, в том числе на информационном фронте. Алексей Богачев, исполнительный секретарь Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад» Редакция «Русской народной линии» поздравляет своего постоянного автора Алексея Васильевича Воронцова с избранием на пост президента Петровской Академии Наук и Искусств (ПАНИ) и желает ему помощи Божией на его новом поприще. Алексей Васильевич известен как последовательный защитник национальных интересов России, энергичный общественный деятель, выдающийся ученый, яркий публицист, настоящий патриот своей Родины. Несомненно, под его руководством роль ПАНИ в общественной жизни возрастет. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Мощный природный катаклизм произошел на границе трех стран Девушка отомстила визитерам театра, встретив их в гробу В Чебоксарах около многоэтажки нашли труп молодой девушки Кадров нашел нового куратора в Российский университет спецназа Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/30/pa...

Статья самого Иловайского о Каткове, 491 носившая остро полемический характер, была по решению министра внутренних дел и с одобрения Победоносцева исключена из декабрьской книжки «Русского архива». Дабы избавить «Московские ведомости» от лишних конкурентов, С. Ф. Шарапову было отказано в просьбе превратить «Русское дело» в ежедневную газету, о чем Феоктистов с удовлетворением сообщил Петровскому, 492 а уже в следующем году не был допущен к изданию затевавшийся Иловайским общественно-литературный и политический журнал «Московская летопись». Феоктистов по-прежнему включал статьи «Московских ведомостей» в царские обозрения, а Александр III продолжал оказывать газете предпочтение. Расплатой за поддержку со стороны властей и созданные ими для газеты тепличные условия стала фактическая утрата «Московскими ведомостями» прежней самостоятельности. Первые годы С. А. Петровский и его сотрудники будут действовать с ежечасной оглядкой на своих высокопоставленных покровителей. Власти в лице сановников, принявших решение о судьбе газеты, сумели извлечь пользу из ситуации, сложившейся по смерти Каткова: в их руках оказался формально независимый послушный орган печати, ставший проводником их интересов и мнений. В. А. Викторович. От Никиты до Николы... (Посадские люди Н. П. Гиляров-Платонов и Б. Пильняк) Есть времена и пространства, о которых мы кое-что знаем и можем при случае поговорить о них, но они-то с нами не разговаривают, а только молча слушают наши догадки. Это оттого, что не долетели до нас голоса их поэтов и художников (а может, их и не было). Целые эпохи и страны канули в безмолвие, что уж говорить о городах и улицах. Поэт-гиперболист и урбанист зримо представил, как «улица корчится безъязыкая». Коломне повезло. Еще можно расслышать «застывшую в камне музыку» давних лет, а отзвучавшие человеческие голоса записаны на самых лучших носителях – в книгах замечательно чутких писателей. Это то, что можно назвать «коломенским текстом». Его энергетика благодаря в основном И. И. Лажечникову долгое время стягивалась окружностью кремля, однако на рубеже XIX–XX вв. произошла очевидная децентрализация художественного пространства «словесной» Коломны. Этой перенастройке мы обязаны прежде всего двум жителям-выразителям коломенского Посада – Никите Петровичу Гилярову-Платонову (1824–1887) и Борису Пильняку (1894–1938).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Лицо его не было расплывчатым, как лицо многих русских людей, у него был резко очерченный профиль. Это был человек большого ума и больших дарований. Но он, подобно русскому народу, недостаточно себя актуализировал, остался в потенциальном состоянии. Он почти ничего не написал. Западничество Чаадаева, его католические симпатии остаются характерно русскими явлениями. У него была тоска по форме, он восстал против русской неоформленности. Он очень русский человек высшего слоя петровского периода русской истории. Он искал Царства Божьего на земле, ожидая новой эпохи Св. Духа, пришел к вере, что Россия скажет новое слово миру. Все это русская проблематика. Он, правда, искал исторического величия, что не есть характерное русское свойство. Но это есть явление компенсации других русских свойств. Около Чаадаева нужно поставить фигуру Печерина. Этот окончательно перешел в католичество и стал католическим монахом. Он один из первых русских эмигрантов. Он не вынес гнета николаевской эпохи. Парадоксально было то, что он перешел в католичество из либерализма и любви к свободной мысли. В восстании против окружающей действительности он написал стихотворение, в котором есть строки: Как сладостно отчизну ненавидеть!! И жадно ждать ее уничтоженья. Это мог написать только русский и притом русский, который, конечно, страстно любит свою родину. Долгий путь католического монашества не убьет в нем тоску по России, которая будет лишь возрастать. Духовно он вернется на родину, но Россию никогда не увидит. Герцен искал свидания с Печериным в его монастыре и рассказал об этом в «Былое и думы». Ответ Печерина на письмо Герцена очень замечателен, в нем есть настоящие прозрения. Он пишет, что грядущая материальная цивилизация приведет к тирании над человеческим духом и в ней некуда будет укрыться. Чаадаев и Печерин представляли у нас религиозное западничество, которое предшествовало самому возникновению западнического и славянофильского направлений. Но у этих религиозных западников были и славянофильские элементы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010