В задачи этой книги не входит подробное изучение альтернативных теорий, предлагавших материалистическое объяснение фактического Воскресения Иисуса. Здесь достаточно лишь сказать, что, как и в случае с теорией Паулуса, все материалистические теории были опровергнуты самими же сторонниками либерализма. В ходе этого процесса и под действием возражений, высказывавшихся другими учеными за пределами их лагеря, выявлялись слабые стороны этих объяснений. Иными словами, каждая из альтернативных теорий опровергалась имеющимися историческими фактами 126 . Также следует отметить, что в двадцатом веке критики обычно отвергали эти теории целиком. Современные ученые-критики не разбирали отдельно каждый из пунктов, а полностью отбрасывали материалистические попытки опровергнуть Воскресение. Например, Карл Барт – пожалуй, самый влиятельный богослов-критик этого века – перечисляет основные материалистические теории и делает вывод: «… сегодня мы справедливо пренебрегаем ими»; этот вывод следует отчасти и из «многочисленных противоречий в деталях». Барт также отмечает, что эти объяснения «вышли из употребления» 127 . Раймонд Браун также перечисляет эти теории и делает вывод: «Сегодняшняя критика не идет следом за вчерашней. Популярные в прошлом веке… топорные теории уже не в почете». Это лишь некоторые примеры того, что многие современные критики, независимо от богословских убеждений, единодушно отвергают теории, альтернативные идее Воскресения 128 . Таким образом, материалистические теории не только были опровергнуты историческими фактами: либеральные богословы в девятнадцатом веке критиковали их по отдельности, а большинство критиков двадцатого века отвергают их все вместе взятые. Они не выдержали испытания даже с критической точки зрения. Эти признаки явно свидетельствуют о том, что альтернативный подход к Воскресению Иисуса несостоятелен. 4. Возможность богословия Четвертое возражение против этого исторического подхода будет упомянуто лишь вкратце, так как его невозможно рассмотреть в рамках этой книги. Но если выяснится, что Иисус на самом деле воскрес из мертвых, то, возможно, также понадобится пересмотреть мнение как современных историков, так и либеральных ученых девятнадцатого века, отделявших богословские учения от жизни Иисуса 129 . Если удастся доказать, что Воскресение – исторический факт, то окажется, что оно во многом связано с богословским учением Иисуса, которое в этом случае не удастся сбросить со счетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Апостолы Павел, Варнава и Марк прошли с востока на запад весь остров, останавливаясь в больших городах и проповедуя в местных синагогах. Как правило, это происходило таким образом. Каждую субботу в синагоге (а их могло быть и несколько в большом городе) собирались евреи, живущие по законам Моисея. После чтения Закона и Пророков любой взрослый мужчина мог взять слово и высказаться. Ну а если человек пришел издалека, гостя тем более окружали, расспрашивали о новостях из других мест, просили выступить. Тогда апостолы сообщали слушателям главную новость — Благую Весть о Воскресшем Христе, после чего излагали христианское учение. Поначалу это вызывало сильное удивление. Слушатели разворачивали свитки Торы, находя знакомые слова древнейших пророчеств, которые так странно трактовали гости, и задавали много вопросов. Но, как правило, объяснения вызывали у большинства раздражение, а зачастую — гнев и протест. Старейшины обращались к властям с требованием, чтобы проповедников посадили в тюрьму или выгнали из города, а бывали случаи, когда на них прямо в синагоге набрасывались с кулаками. Тогда апостолы, как учил Христос, отрясали с сандалий своих прах не принявшего их города и переходили в другое место. Но всякий раз среди слушателей находились те, кому учение Христа западало в душу, — они-то и становились той малой закваской (Гал. 5: 9), из которой появлялась новая христианская община. На Кипре, в Пафосе, туристам до сих пор показывают обломок мраморной колонны, к которой, по преданию, был привязан апостол Павел и бит плетью, свитой из тридцати девяти ремней. Говорят, он получил пять раз по сорок ударов без одного, то есть перенес сто девяносто девять ударов плетью, — такое сильно впечатляет! По некоторым сведениям, на месте древних руин в то время находилась подземная тюрьма, где держали миссионеров. Время не сохранило для нас всех подробностей. Но один случай из кипрского миссионерского путешествия все же известен. В Пафосе, западном портовом городе Кипра, находилась резиденция римского проконсула, управлявшего всем островом. Его звали Сергиус Паулус, и в «Деяниях святых апостолов» он характеризуется как муж разумный (Деян. 13: 7). Желая познакомиться с новым учением, он пригласил Савла и Варнаву на аудиенцию. На встрече присутствовал некий волхв Елима — приближенная особа Сергиуса Паулуса, кто-то вроде придворного чародея или толкователя снов. Этот Елима то и дело встревал в разговор, перечил апостолу и мешал говорить. Тогда Савл вышел из себя и сказал ему: Ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени (Деян. 13: 11) — и волхв действительно на какое-то время ослеп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Астор Уильям Уолдорф (1848–1919) — английский финансист и журналист. Родился в Нью-Йорке, был американским послом в Италии (1882–1885 гг.), опубликовал романы «Валентино» (1886) и «Сфорца» (1889). Принял британское гражданство в 1899 г. и получил титул виконта. Стал владельцем влиятельных изданий «Пэлл-Мэлл газетт» и «Пэлл-Мэлл мэгэзин». …когда Джеймсон поражал весь мир…  — Уэллс пишет здесь о событиях, предшествовавших Англо-бурской войне 1899–1902 гг. Главным действующим лицом этого периода был сэр Леандр Стар Джеймсон (1853–1917) — шотландский врач, переселившийся в Африку и сделавшийся ближайшим помощником английского колонизатора Сесила Родса (1853–1902). Во время конфликта, возникшего в Йоханнесбурге в 1896 г. между уитлендерами (белыми поселенцами из Англии) и бурами (потомками голландских поселенцев, составлявших основную часть белого населения Южной Африки), Джеймсон возглавил рейд через Трансвааль, чтобы помочь уитлендерам. По требованию президента Трансвааля Паулуса Крюгера был предан в Англии суду, арестован, но вскоре освобожден. Вернулся в Южную Африку, где с 1904 по 1908 г. был премьер-министром Капской колонии. Брат Уэллса никакого участия в военных действиях не принимал. «Excelsior» — отрывок из статьи Уэллса, опубликованной в «Сатердей ревью», представляет собой уже достаточно подробный план его романа «Киппс» (1905). Смайлс Сэмюел (1812–1904) — английский писатель, сторонник повышения образовательного уровня рабочего класса, автор популярных биографий и пособия «Помоги себе сам» (1859). Роттен-роу — аллея для верховой езды в лондонском Гайд-парке. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2102  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание:

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

С. Geikie: The Life and Words of Christ. Lond. and N. York, 1878 2 vols. (Иллюстрирована. Несколько изданий.) Bernhard Weiss (проф. в Берлине): Das Leben Jesu. Berlin, 1882, 2 vols., 3d ed. 1888. Англ. перев.: Edinb. 1885, 3 vols. Alfred Edersheim: The Life and Times of Jesus the Messiah. London and N. Y. 1884, 2 vols. Строго ортодоксальная точка зрения. Полезный источник для иллюстрации раввинистических воззрений. W. Beyschlag: Das Leben Jesu. Halle, 1885 — 1886, 2 vols.; 2d ed. 1888. Сочинения Паулуса, Штрауса и Ренана (а также Жозефа Сальвадора, ученого–еврея из Франции, автора книги Jésus Christ et sa doctrine, Par. 1838) отражают различные этапы развития рационализма и разрушительной критики, но они также стали причиной появления многочисленных и ценных апологетических публикаций. См. библиографию в работах Хазе: Leben Jesu, 5th ed., p. 44 sqq., и Geschichte Jesu, p. 124 sqq. Шлейермахер, Гфрёрер, Вайсе, Эвальд, Шенкель, Хазе и Кейм, во многом не соглашаясь друг с другом, так или иначе занимают промежуточную позицию. Великий Шлейермахер почти утонул в море скептицизма, но, подобно Петру, ухватился за протянутую ему спасительную руку Иисуса (Мф. 14:30–31). В трудах Хазе очень ценны библиография и наводящие на размышления беглые зарисовки, в работах Эвальда и Кейма — независимые исследования и весьма осмотрительное использование трудов Иосифа Флавия и данных современной исторической науки. Кейм отрицает, а Эвальд признает подлинность Евангелия от Иоанна; оба они признают абсолютную безгрешность Иисуса, а Кейм, стоящий на чисто критических и синоптических позициях, даже позволяет себе утверждать (vol. iii, 662), что Христос, возвышаясь над Своей эпохой и над последующими веками, «производит впечатление таинственного одиночества, сверхчеловеческого чуда, божественного творения (den Eindruck geheimnissvoller Einsamkeit, übermenschlichen Wunders, göttlicher Schöpfung)». Вайсе и Бейшлаг сделали еще больший шаг вперед и с торжеством отстаивают подлинность Евангелия от Иоанна, но в мелочах делают уступки критикам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

2 " в свете лета " (фр.). 85 1 Epiphany (англ.) – Богоявление. 86 2 трактире (фр.). 87 3 Из стихотворения И.Бунина " Зачем пленяет старая могила… " . 88 4 браке и сексуальности (англ.). 89 1 в последний момент (лат.). 90 2 Это имеет смысл (англ.). 91 3 Имеется в виду основанная на соборе в г.Сремски-Карловцы (Югославия) Русская Православная Церковь за границей. 92 4 Ж.Лакутюр об Андре Мальро " Жизнь в эпохе " (фр.). 93 5 Е.Морен " Потерянная парадигма: человеческая природа " ; Р.Арон " История и диалектика насилия " ; Жюльен Грин " Кто мы " (фр.). 94 1 День православного образования – ежегодный праздник в Св.-Владимирской семинарии (в первую субботу октября). 95 2 Верхней Вольты (англ.). 96 3 Сопротивление, Де Голль (фр.). 97 1 " С благими намерениями делаются плохие фильмы " (фр.). 98 2 Гран Гиньоль (фр.) – парижский театр ужасов, популярный в первой половине XX века. 99 1 Цитата из воспоминаний жены протестантского богослова и философа Пауля Тиллиха " Время от времени " : " Я стремилась сделаться человеком, но зажигали меня дух и разум. Благодаря Генриху (любовнику!) я стала настолько человечной, насколько я только способна. Паулус – реализация моего космического сознания. Мы оба сталкивались с демонами. Я боролась со своим подсознанием, стремящимся разрушить мое разумное самосознание. Вероятно, спасало меня то, что всегда я боролась за свое собственное, сознательное " я " , постоянно ощущая опасность превратиться в объект использования для разума другого человека… Паулус был космической силой… " (книга воспоминаний жены протестантского богослова и философа Паулуса Тиллиха " Время от времени " ) (англ.). 100 2 Union Theological Seminary – протестантская богословская семинария в Нью-Йорке. 101 1 " справедливом и прочном мире " (англ.). 102 1 Магеридж, стр.133: " Больше всего грусти вызывает у меня, когда я оглядываюсь на свою жизнь, воспоминание – не столько о тех дурных, жестоких и эгоистических поступках, которые я совершал, о боли и обиде, причиненных мною тем, кого любил, – хотя и это сознание достаточно мучительно. Больше всего причиняет мне боль то, как часто я предпочитал худшее, третьесортное, даже " десятисортное " , когда мог бы иметь первосортное… " Ничто так не красиво и чудесно, ничто так не постоянно свежо и удивительно, так полно сладкого и бесконечного упоения и восторга, как добро, – пишет Симона Вайль. – И ничто не скучно, однообразно и безотрадно так, как зло " . Именно так; однако, как говорит она дальше, в случае воображения, сочинительства – все наоборот: " Вымышленное добро скучно и вяло, а вымышленное зло разнообразно и занимательно, привлекательно, глубоко и полно очарования… " (англ.). 103

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Как всегда, так и в данном случае, историческую достоверность евангельского повествования отрицательная критика старается отвергнуть также и указанием „непримиримых противоречий“ между евангелистами. В чем же в данном случае отрицательная критика усматриваем эти „непримиримые противоречия“ наших евангельских повествований? В указании времени и места события. По свидетельству Иоанна, – говорят отрицательные критики, –Иисус на пути из Иерихона в Иерусалим останавливается для ночлега в Вифании; напротив, по повествованиям трех первых евангелистов, Иисус совершил Свое путешествие из Иерихона в Иерусалим как будто бы в один и тот же день. Правда, Штраус делает уступку, что евангелисты прямо этого не говорят, но, тем не менее, все-таки Марк и Лука упоминают о Вифании, будто-бы, таким образом, что ни в каком случае нельзя допустить, чтобы Иисус мог там ночевать. Но допустить этого не может только тот, кто не хочет; в евангельских же повествованиях как Марка, так и Луки ровно нет ничего такого, что в этом случае стало бы в противоречие с повествованием Иоанна. Выражение Марка: „когда приблизились к Иерусалиму, к Вифсфагии и Вифании“, равно как и выражение Луки: „когда приблизился к Вифсфагии и Вифании, в горе, называемой Елеонскою“, и т. п., очевидно, указывается лишь вообще на известную местность, которой достигло торжественное шествие в самый день входа в Иерусалим, но не исключает событий предшествовавшего дня. Нельзя же думать, что вышеприведенными выражениями евангелисты желали обозначить только одно небольшое селение Вифанию. Иначе нужно было бы думать, что в этом маленьком селении помещалась и Вифсфагия, и Елеонская гора, и даже сам город Иерусалим. Таким образом, как излишне вместе с Штраусом думать, что, еще не доходя до Вифании, Иисус вечером послал своих учеников в Вифсфагию, чтобы там к следующему уже дню они достали и приготовили вьючное животное, так равным образом излишне и предположение других ученых (Паулуса, Люкке, Зифферта и Шлейермахера), что торжественных входов Христа в Иерусалим было два.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Он рисует антихриста как человеколюбца, реализующего идеалы социальной справедливости и тем самым духовно порабощающего человека. Противостоять царству антихриста может только соединение Церквей в лице католического папы Петра, православного старца Иоанна и протестантского доктора Паулуса, при этом Православие оказывается носителем наиболее мистически глубокой традиции христианства. Мысль Соловьева парила в высотах, с которых некоторые исторические проблемы ему виделись достаточно утопично. Он прошел мимо основной заботы русской мысли XIX века – о росте идейной маниакальности в атмосфере эпохи. В итоге можно согласиться с Н.О. Лосским, что «В философии Соловьева много недостатков. Часть этих недостатков перешла по наследству к его последователям. Однако именно Соловьев явился создателем оригинальной русской системы философии и заложил основы целой школы русской религиозной философской мысли, которая до сих пор продолжает жить и развиваться». Вл.С. Соловьев был плохо понят современниками и вновь открыт уже в начале XX века поколением, которое переживало соблазны нигилизма, позитивизма, марксизма. «Лишь в начале XX в. образовался миф о нем. И образованию этого мифа способствовало то, что был Вл.Соловьев дневной и был Вл.Соловьев ночной, внешне открывавший себя, и в самом раскрытии себя скрывавший, и в самом главном себя не раскрывавший. Лишь в своих стихотворениях он раскрывал то, что было скрыто, было прикрыто и задавлено рациональными схемами его философии... Он был мистиком, имел мистический опыт, об этом свидетельствуют все, его знавшие, у него была оккультная одаренность, которой совсем не было у славянофилов, но мышление его было очень рациональным. Он был из тех, которые скрывают себя в своем умственном творчестве, а не раскрывают себя» (Н.А. Бердяев). Своей мистической поэзией Соловьев способствовал рождению символизма в русской поэзии начала века: «Вл. Соловьев был для Блока и Белого окном, из которого дул ветер грядущего» (Н.А. Бердяев). Владимир Соловьев привил русской мысли философский профессионализм, впервые поставил многие религиозно-философские проблемы, и в этом смысле его можно считать предтечей русской философии XX века.

http://pravoslavie.ru/50.html

Статья Введение Концепция греха и спасения является частью религиозной догматики с момента зарождения авраамических религий. Однако суть греховности, ее истоки и пути спасения не всегда однозначно трактовались в богословских текстах. Например, учение о первородном грехе обрело целостность только в V в. Но и после этого дискуссия среди богословов и святых отцов не прекратилась. В разные периоды времени о греховности и спасении рассуждали ап. Павел, Григорий Синайский, Ориген, Василий Великий, Максим Исповедник, Августин Блаженный и пр. . Природа греховности зачастую связывалась с телесностью, с естественной частью человека.  Данный концепт стал предметом рассмотрения у мыслителей Нового времени.: Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Й. Шеллинга, Б. Бауэра, Г. Э. Г. Паулуса . Философы обратились к проблематике с позиции исторического эволюционизма. Факт греховности тут предстал как этическая координата, возникшая в результате нравственного развития общества. Заслугой А. Позова является обобщение, путем синтеза, данных, которые существовали на период начала XX в., о греховности человека, а также о сути его спасения. Широкая синтетическая основа позволила объединить накопленный опыт, кристаллизировать знание. С этой точки зрения рассмотрение настоящего аспекта религиозно-философской концепции А. Позова представляет актуальность, так как обогащает современную философско-религиозную мысль, долгое время пребывавшую в состоянии стазиса. В связи с заявленным целью настоящей работы является рассмотрение интерпретации концепции греховности и спасения в религиозно-философском наследии А. Позова относительно его синтезированной методологии. Первостепенной задачей является обнаружение сути понятия «грех» и его истоков в теории А. Позова. Второй задачей является установление связей греха с телесностью, с природной частью человека. Последняя задача заключается в выяснении пути спасения, который вывел из общей совокупности данных А. Позов. Теоретической основой работы стали труды С. С. Хоружего , А. Панарина , С. А Чурсанова .

http://bogoslov.ru/article/6195576

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 8 1920 г. 17 июня. – Письмо Патриарха Московского и всея России Тихона епископскому совету Эстонии 14 На письмо совета от 14 мая с. г. за 993, согласно постановлению Священного Синода от 4(17) сего июня, имею честь уведомить епископский совет Эстонии, что избранный советом для Печерского края иеромонах Иоанн не может быть признан канонически соответственным кандидатом для посвящения в епископский сан как не достигший еще 30-летнего возраста (VI Всел. Соб., прав. 14) при отсутствии к тому же сведений о времени состояния его в монашеском звании и священном сане и о каких-либо выдающихся заслугах его, которые оправдывали бы необычное отступление для него от общепринятых канонических норм. Что же касается просьбы совета, чтобы я прибыл в г. Ревель на хиротонию во епископа священника Паулуса, то я с радостью готов исполнить таковую просьбу совета, если правительством РСФС Республики мне будет дано разрешение на проезд в г. Ревель, о чем мною уже сделано соответствующее сношение с подлежащею властью. Призывая на епископский совет Божие благословение, Патриарх Тихон. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Встреча с Православием Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Сотник – римский офицер – приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Эти слова звучат так, как будто бы сам сотник жестоко страдает. Он даже не просит Христа об исцелении. Он просто приходит ко Господу, исполненный глубочайшего доверия, и говорит, как мучается его больной слуга. Сотник знает, что можно довериться Христу. Он знает, что сказать Господу о своей скорби, о болезни – это все равно, что обратиться к Нему с самой горячей просьбой о помощи, потому что Он услышит и отзовется. «Я приду и исцелю его», – говорит Господь. Мы видим, какое у этого человека смирение. Он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Протоиерей Александр Шаргунов Как Христос исцеляет тещу Петра? Он коснулся руки ее – не для того, чтобы узнать ее болезнь, по пульсу, как это делают врачи, но чтобы исцелить ее. Это было прикосновение Его сострадания и любви, прикосновение Духа Святого. «И горячка оставила ее; и она встала и служила им». Она тотчас же выздоровела – так что смогла заняться хозяйством по дому. И хотя она была исключительным образом облагодатствована Богом, мы не видим в ней ни малейшего превозношения, она не старается показать, какая она особенная, но с готовностью, скромно прислуживает за трапезой. Протоиерей Александр Шаргунов Александр Ужанков Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Феофан (Быстров) Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Житие схимонаха Досифея, одного из «рядовых» саровских подвижников XVIII века, взято из рукописного монастырского сборника, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), и до сих пор мало кому известно. Оно, хотя и изобилует свойственными эпохе и жанру риторическими и нравоучительными длиннотами, представляет подвижника живым человеком, а не абстрактным носителем определенного идеала святости, вводя нас, православных XXI века, в реальный мир монашеского бытия прошлого. Протоиерей Александр Шаргунов В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page56_1078.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010