прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 11 1920 г. 24 сентября. – Письмо Синода Апостольской Православной Церкви Эстонии Патриарху Московскому и всея России Тихону 17 Синод автономной апостольской православной Церкви Эстонии честь имеет при сем представить Вашему Святейшеству акты выборов на кафедру правящего архиепископа Эстонии священника Александра Паулуса и викария для русских приходов иеромонаха Иоанна (Булина) по чину исповедания и обещания архиерейского со сделанными в нем изменениями, причем хиротония первого необходима без принятия монашества. Хиротония кандидатов предположена Синодом на последние числа октября месяца с. г. В связи с этим Синод почтительнейше просит Ваше Святейшество лично приехать для хиротонисания ставленников, если возможно вместе с митрополитом Петроградским Вениамином и с двумя иподиаконами. Синод Эстонии от себя предпримет через Министерство иностранных дел все возможные меры, чтобы советские власти предоставили Вашему Святейшеству со свитою свободный проезд в Эстонию. Если Вашему Святейшеству не благоугодно приехать в Эстонию или к тому со стороны советских властей будут сделаны препятствия, тогда Синод просит распоряжений Вашего Святейшества проживающему в Эстонии архиепископу Псковскому Евсевию и епископу Финляндскому Серафиму о хиротонисании епископов Эстонии. Для скорейшего получения указа Вашего Святейшества удобнее всего послать сим двум иерархам указы через эстонскую миссию на имя Синода для дальнейшего их направления. Далее Синод имеет честь довести до сведения Вашего Святейшества, что на церковном съезде духовных и выборных мирян 1–4 сентября месяца с. г. совместно с представителями русских приходов единогласно постановлено учредить избираемый благочинническими съездами малый Собор как законодательный орган, решения которого должны согласоваться с догматами и канонами православной Церкви и гражданскими законами Эстонии. В случае, если русские приходы объединятся в автономную церковную единицу, то русские представители примут в работах малого Собора участие по вопросам общим у них с эстонцами. Согласно традициям православной Церкви, все решения малого Собора идут на благословение и утверждение правящего епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не лучше обстояли дела в Эстонии. Патриарх Тихон предоставил Эстонской Церкви широкую автономию и назначил туда епископа Порховского Александра (Паулуса). Однако под давлением правительства этот иерарх обратился к Патриарху Мелетию с просьбой о принятии эстонских приходов под его руководство, и 7 июля 1923 г. тот принял их в качестве автономной Церкви. Одновременно с этими событиями Фанар стал ограничивать права митрополита Антония (Храповицкого) . С дореволюционных времен владыка Антоний, будучи архиереем Российской Церкви, являлся также экзархом Вселенского Патриархата в Подкарпатской Руси. Теперь этому был положен конец, и 16 марта 1923 г. митрополит должности экзарха был лишен. В том же месяце Патриарх Мелетий рукоположил для Чехословакии (в том числе и Закарпатья) епископа Савватия (Врабца), несмотря на то что в стране уже находился епископ Горазд (Павлик) , поставленный Сербской Церковью, а также епископ Сергий (Королев) , подчинявшийся главе западноевропейских приходов РПЦЗ митрополиту Евлогию. Новый архиерей сразу же получил сан архиепископа 735 . Хотя архиепископ Савватий был назначен на чужую каноническую территорию, руководство РПЦЗ не выразило своего протеста. 29 марта 1923 г. Карловацкий Синод принял назначение к сведению и фактически его признал 736 . Более того, в «Церковных ведомостях» появилась статья, защищающая права Константинопольского Патриархата на Чехословакию. О назначении архиепископа Савватия в эту страну говорилось буднично, а о наличии здесь епископа Горазда даже не упоминалось 737 . Пять месяцев спустя, 6 сентября, Архиерейский Синод разрешил епископу Вениамину (Федченкову) перейти в ведение Константинополя, «которому подчинена вновь образованная Чехословацкая Архиепископия». Епископ отправился в Прикарпатскую Русь, где в течение года управлял приходами, находясь в юрисдикции архиепископа Савватия 738 . А последний отвечал Зарубежному Синоду черной неблагодарностью, открыто заявляя о своих исключительных правах и требуя передать в ведение Константинополя все русские приходы в Чехословакии 739 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обрисована была также и структура Эстонской Церкви: «Высшим церковным руководством являются митрополит Эстонский и Синод Эстонии, членами которого являются все епископы Церкви и избранные представители священства» . Проводится мысль, что действие происходит «в переходный период, до достижения эстонскими апостольскими православными общинами независимости в полной мере, хотя на деле они уже независимы ». Так в сферу канонов и церковного управления вторгалась политика – решения начинали приниматься, исходя лишь из политической реальности государственной независимости Эстонии. Архиепископом избрали профессора А. Каэласа, находившегося в Сибири и вскоре неожиданно скончавшегося, так и не вернувшись на родину, а его викарием – иерея Александра Паулуса, за которого эстонцы высказались единогласно, а участники от русских приходов воздержались . Среди причин появившегося в 1919 г. стремления эстонских православных к автокефалии своей Церкви, как упомянуто выше – фактор выделения Эстонии в самостоятельное государство, больше не связанное ни с Латвией, ни с Россией ни общим законодательством, ни общей государственной политикой. Ошибочно, тем не менее, считать, что автокефалия ЭАПЦ была самоцелью – обсуждалась и перспектива её участия в проекте создания автокефальной части финно-угорского мира бывшей Российской империи. В своём письме от 25 октября 1921 г. архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну (Поммеру) архиепископ Финляндский Серафим (Лукьянов) писал: «Ещё в 1919 г. на Соборе в Выборге состоялось определение об организации автокефальной Церкви из Финляндской, Эстонской епархий и карельских частей Олонецкой и Архангельской. Эстонцы в том же году присоединились к этому проекту…» . Здесь, очевидно, имеется в виду Чрезвычайный епархиальный собор духовенства и мирян Финляндской Православной Церкви 6–27 июня 1919 г. , выдвинувший стратегию расширения автономии на пути к автокефалии. «Рабочим ориентиром» как для Финляндии, так и для Эстонии в период 1919–1921 гг. оказалось получение автономии – как в качестве задела в продвижении к автокефалии, так и для решения текущих внутренних задач.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

5 дек. 1920 г. участвовал совместно с Финляндским и Выборгским архиеп. Серафимом (Лукьяновым) в хиротонии Александра (Паулуса) , избранного Собором автономной Эстонской Православной Церкви архиепископом Таллинским и всея Эстонии. После неканоничного перехода в 1923 г. автономной Эстонской Православной Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата как митрополичьего округа представители от 30 рус. правосл. прихода Эстонии высказались за образование самостоятельной Нарвской епархии и 10 сент. 1924 г. единогласно избрали Е. на архиерейскую кафедру. 1 дек. 1925 г. Собор правосл. Церкви в Эстонии утвердил избрание Е. архиепископом Нарвским и Изборским с условием принятия эст. гражданства и согласия Московского Патриархата на его переход в Эстонскую Православную Митрополию (с 1926 Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)). В состав возглавляемой Е. автономной Нарвской (русской) епархии вошли рус. приходы Нарвы, Таллина, Тарту, Пярну, а также отошедшего Эстонии бывш. Печерского у. Состоял членом Синода ЭАПЦ. Проявил себя мудрым и справедливым архипастырем, авторитет к-рого был признан как среди духовенства и прихожан, так и среди гос. деятелей Эстонии. Постоянно заботился о нуждах рус. жителей Эстонии, особое внимание уделял рус. школам, преподавал Закон Божий в эмигрантской гимназии в Нарве. Отпевание Е. возглавили глава ЭАПЦ митр. Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) и Печерский еп. Иоанн (Булин) . Был похоронен в зимнем Никольском храме Преображенского собора Нарвы. После разрушения в 1944 г. нарвского Преображенского храма перезахоронен в Ивангороде на Знаменском кладбище, у ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. В 2006 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах Е. был перенесен на кладбище Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 133-134; Мальцев Ю. П. Краткое жизнеописание архиеп. Нарвского и Изборского Евсевия (Гроздова) и его потомков//Мир Православия: Газ. Таллинн, 2006. 5(98); Калин А., диак. Возвращение архиеп. Евсевия//Там же; Синякова Г. Архиеп. Евсевий (1866-1929)//Там же.

http://pravenc.ru/text/187362.html

Единственным положительным у Вл. Соловьева является соединение церквей в лице папы Петра, старца Иоанна и доктора Паулуса. Православие оказывается наиболее мистическим. Эсхатология Вл. Соловьева все-таки прежде всего есть эсхатология суда. Это один из эсхатологических аспектов, но должен быть другой. Совершенно иное отношение к Апокалипсису Н. Федорова. Н. Ф. Федоров при жизни был мало известен и оценен. Им особенно заинтересовалось лишь наше поколение начала XX в. 100 Он был скромный библиотекарь Румянцевского музея, живший на 17 рублей в месяц, аскет, спавший на ящике, и вместе с тем противник аскетического понимания христианства. Н. Федоров характерно русский человек, гениальный самородок, оригинал. При жизни он почти ничего не напечатал. После смерти друзья его напечатали в двух томах его «Философию общего дела», которую раздавали даром небольшому кругу людей, так как Н. Федоров считал недопустимой продажу книг. Это был русский искатель всеобщего спасения. В нем достигло предельной остроты чувство ответственности всех за всех, – каждый ответствен за весь мир и за всех людей, и каждый должен стремиться к спасению всех и всего. Западные люди легче мирятся с гибелью многих Это, вероятно, связано с ролью, которую играет справедливость в западном сознании. Н. Федоров не был писателем по своему складу. Все, что он писал, есть лишь «проект» всеобщего спасения. Временами он напоминает таких людей, как Фурье. В нем сочетается фантазерство с практическим реализмом, мистика – с рационализмом, мечтательность – с трезвостью. Но вот что писали о нем самые замечательные русские люди. Вл. Соловьев пишет ему: « " Проект» ваш я принимаю безусловно и без всяких оговорок. Со времени появления христианства ваш «проект» есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я, с своей стороны, могу только признать вас своим учителем и отцом духовным» 101 . Л. Толстой говорил о Федорове: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Очень высокого мнения о Федорове был и Достоевский, который писал о нем: «Он (Федоров) слишком заинтересовал меня...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

В своем меморандуме германским ведомствам «Религиозное обслуживание власовских воинских частей» в конце мая 1943 г. митрополит Сергий писал: «Принимая во внимание принадлежность архимандрита Гермогена к схизматической церковной организации и далеко идущие цели его поездки, ради предосторожности я дал руководителю Миссии указания: 1) напомнить подчиненным ему клирикам о том, что они не могут совершать богослужения совместно с раскольниками... 2) дать понять архимандриту Гермогену, чтобы он не пытался предпринимать попыток совершать богослужения для власовских частей и военнопленных в церквах, находящихся в ведении Управления Миссии». На о. Гермогена позиция владыки оказала сильное воздействие. Митрополит потребовал от архимандрита всенародного покаяния в кафедральном соборе Риги и перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. 5 июля 1943 г. о. Гермоген обратился к митрополиту Сергию с прошением: «Припадая к стопам Вашего Высокопреосвященства, я смиренно прошу принять меня в лоно Матери-Церкви, с тем, чтобы я мог под руководством Вашего Высокопреосвященства отдать все свои силы на службу нашей страдающей, искренне любимой Русской Церкви». Кандидат на Ревельскую кафедру вместо митр. Александра (Паулуса) при поставлении от экзарха, но назначение не состоялось. Архимандрит так и не смог служить в храмах Миссии , хотя до конца августа посещал Псков. После волнений в упомянутом батальоне (лето 1943 г.) осенью 1943 г. он был переброшен в Данию . 21 августа 1944 года назначен настоятелем Мариенбадского Владимирского храма . С 1944 г. служил в православных храмах Берлина в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви . Известен информационный доклад берлинского протоиерея Аркадия Закидальского Управлению информации Советской военной администрации в Германии от 5 июля 1948 г. В нем передается содержание беседы с архимандритом Зарубежной Церкви Гермогеном (Кивачуком), состоявшейся 14 июня на квартире последнего в пригороде Мюнхена – Мюнхен-Зольн. Архимандрит Гермоген, сообщал протоиерей Аркадий,

http://drevo-info.ru/articles/17057.html

Ему сразу же пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Вскоре после захвата Риги митрополит Августин (Петерсон) объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистскогоставленника», «агента ЧК» экзарха митр. Сергия. Подобным образом события развивались и в Эстонии. 8 июля германские войска вошли в г. Печоры, а уже 17 июля настоятель местного эстонского православного прихода Петр Пякхель издал циркуляр, называя себя в нем благочинным Печерского округа, поставленным новыми гражданскими и военными властями, и требуя прекратить на богослужениях поминовения экзарха и возносить только имя митрополита Таллинского Александра (Паулуса) с титулом всея Эстонии. После взятия немцами Таллина 28 августа он ездил к митр. Александру и узаконил свое благочиние, а позднее был хиротонисан в сан епископа. Митрополит Таллинский 14 октября 1941 г. также объявил о необходимости возвращения Эстонской Православной Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриарха 397 . В первый же день оккупации Риги митрополит Сергий был арестован, но через 4 дня освобожден на поруки. Существуют свидетельства, что уже во время этого ареста он не без успеха убеждал германские власти, что для них политически выгоднее примириться с поминанием главы Московской Патриархии, чем содействовать возвращению Латвийской и Эстонской церквей в юрисдикцию Вселенского Патриарха, экзарх которого находился в это время в Лондоне и имел тесные связи с правительством Великобритании. После освобождения экзарх Прибалтики собрал духовенство Риги в Троице-Сергиевом монастыре и объявил, что остается «послушником митрополита Сергия (Страгородского) » 398 . Первоначально германские оккупационные власти заняли выжидательную позицию, и 12 ноября 1941 г. глава экзархата обратился к ним с обширным меморандумом, доказывая, что переход Латвии и Эстонии под власть Константинополя не в их интересах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время оккупации Эстонии немецко-фашистскими войсками прот. И. Богоявленский оказывал помощь советским военнопленным, за что был арестован и находился месяц в тюрьме в Таллине. Помогал беженцам в лагерях для перемещенных лиц в Клооге, Пыллкюле, Палдиски и Вильянди (Эстония). Не поддержал Таллинского митр. Александра (Паулуса) , заявившего о переходе в юрисдикцию К-польского Патриархата; оставался в подчинении Патриаршего экзарха Прибалтики Виленского и Литовского митр. Сергия (Воскресенского) и Нарвского еп. Павла (Дмитровского ; с дек. 1942 архиепископ). В мае 1944 г., после убийства митр. Сергия, прот. И. Богоявленский участвовал как представитель Таллинской епархии в архиерейском совещании в Риге вместе с архиепископами Ковенским Даниилом (Юзвьюком) , Нарвским Павлом и Рижским еп. Иоанном (Гарклавсом) . Совещание отклонило предложение Львовского архиеп. Пантелеимона (Рудыка) о выдвижении своей кандидатуры для замещения поста экзарха. После освобождения Эстонии советскими войсками прот. И. Богоявленский проводил среди населения патриотическую работу, участвовал в организации сбора средств в фонд помощи семьям фронтовиков. 6 марта 1945 г. подписал как председатель Нарвского епархиального совета Акт о воссоединении с Московским Патриархатом русско-эст. духовенства и мирян Эстонской епархии. С 1 сент. 1946 г. ректор восстановленных Ленинградских ДА и ДС. Принимал активное участие в разработке учебной программы семинарии и академии, в основу которой была положена программа дореволюционных духовных учебных заведений. К началу учебного года было закончено оборудование домовой церкви Академии, освященной 8 окт. 1946 г. во имя ап. Иоанна Богослова, где начались ежедневные богослужения. В дек. того же года овдовел. 14 янв. 1947 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 12 мая 1947 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение о назначении прот. И. Богоявленского на вдовствующую Таллинскую кафедру. 12 июня пострижен в монашество с именем Исидор в честь сщмч. Исидора , пресв. Юрьевского. Возведен в сан архимандрита. 21 июня состоялось наречение И. во епископа Таллинского и Эстонского. 22 июня в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда Патриарх Алексий I возглавил архиерейскую хиротонию И. В авг. того же года с нек-рой задержкой из-за внезапной тяжелой болезни вступил в управление епархией. Инициировал восстановительные работы в разрушенных во время войны храмах, особое внимание уделял помощи Пюхтицкому в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рю . В связи с тяжелым положением епархии добился ее освобождения от обязательных денежных сборов на общецерковные нужды. Для кандидатов из Эстонии, принимающих по окончании обучения священнический сан, по настоянию И. было введено бесплатное обучение в духовных семинариях и академиях, а престарелым священнослужителям епархии выплаты пенсий осуществлялись за счет средств Центрального пенсионного фонда РПЦ.

http://pravenc.ru/text/674890.html

По благословению митр. Вениамина уехал из Петрограда и, нелегально перейдя границу, прибыл в Эстонию. 1 апр. 1919 г. Псковский архиеп. Евсевий (Гроздов) назначил И. временным священником к Пятницкой ц. погоста Зачеренье (ныне Саатсе). 30 июля того же года решением Совета правосл. епископов Эстонии стал благочинным Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (в 1919-1945 на отошедшей Эстонии территории). Занимался устроением в монастыре свечного завода. 5 янв. 1920 г. назначен благочинным церквей Печорского края. 4 сент. того же года на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) избран кандидатом в викарные епископы для рус. приходов Эстонии. Однако Патриарх Московский и всея России св. Тихон в письме Синоду ЭПЦ от 25 окт. того же года написал, что «избрание иеромонаха Иоанна, как далеко не достигшего возраста, необходимого, по церковным канонам, для принятия епископского сана, не может быть утверждено». 20 окт. 1920 г. И. был назначен управляющим Печерским монастырем с определением в число братии. З дек. по назначению Синода ЭПЦ принимал участие в постриге в рясофор прот. Александра Паулуса , определенного кандидатом в архиепископа Таллинского и всей Эстонии. 9 дек. возведен архиеп. Александром (Паулусом) в сан архимандрита, назначен настоятелем Печерского мон-ря с оставлением в должности благочинного церквей Печорского края (до янв. 1924). И. активно начал восстанавливать в обители полноценную церковную жизнь. Малочисленная братия состояла из неск. престарелых насельников, диаконов и послушников, в числе к-рых были бывш. чины армии генерала Н. Н. Юденича. Хозяйство обители было в запустении, трапезная использовалась в качестве казармы эст. войск, верхний этаж настоятельского дома занимал мировой судья, нижний - землеустроительная комиссия. И. предоставили комнату в Лазаревском корпусе. Он вставал вместе с братией, шел на молитву, не гнушался никакой работой, был трудолюбив. На отдыхе писал иконы. Был известен аскетическим образом жизни и проповедями, к-рые произносил по-русски и по-эстонски. Любил церковное пение, пел сам, организовал любительский хор из местной интеллигенции. Устраивал многодневные крестные ходы до Тарту, Нарвы, Таллина.

http://pravenc.ru/text/469460.html

Ему сразу же пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Вскоре после захвата Риги митрополит Августин (Петерсон) объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК», экзарха митрополита Сергия. Подобным образом события развивались и в Эстонии. 8 июля германские войска вошли в г. Печоры, а уже 17 июля настоятель местного эстонского православного прихода Петр Пякхель издал циркуляр, называя себя в нем благочинным Печорского округа, поставленным новыми гражданскими и военными властями и требуя прекратить на богослужениях поминовения экзарха и возносить только имя митрополита Таллинского Александра (Паулуса) с титулом всея Эстонии. После взятия немцами Таллина, 28 августа он ездил к митр. Александру и узаконил свое благочиние, а позднее был хиротонисан в сан епископа. Митрополит Таллинский 14 октября 1941 г. также объявил себя «ответственным главой Церкви» 687 . В первый же день оккупации Риги, 1 июля 1941 г., митрополит Сергий был арестован, но через 4 дня освобожден на поруки. Существуют свидетельства, что уже во время этого ареста он не без успеха убеждал германские власти, что для них политически выгоднее примириться с поминовением главы Московской Патриархии, чем содействовать возвращению Латвийской и Эстонской Церквей в юрисдикцию Вселенского патриарха, экзарх которого находился в это время в Лондоне и имел тесные связи с правительством Великобритании. После освобождения экзарх Прибалтики собрал духовенство Риги в Троице-Сергиевом монастыре и объявил, что остается «послушником митрополита Сергия (Страгородского) » 688 , т. е. Патриаршего Местоблюстителя в Москве. В то же время владыка Сергий с самого начала оккупации занял антикоммунистическую позицию. Уже в сообщении оперативной группы А полиции безопасности и СД от 11 июля 1941 г. говорилось, что он выразил готовность опубликовать воззвание к верующим России, направленное против коммунизма, и составил его проект 689 . Это способствовало тому, что сначала военная, а затем и гражданская германская администрация в Прибалтике не ликвидировала сразу же экзархат Московской Патриархии, а позволила ему временно остаться существовать до окончательного выяснения ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010