По благословению митр. Вениамина уехал из Петрограда и, нелегально перейдя границу, прибыл в Эстонию. 1 апр. 1919 г. Псковский архиеп. Евсевий (Гроздов) назначил И. временным священником к Пятницкой ц. погоста Зачеренье (ныне Саатсе). 30 июля того же года решением Совета правосл. епископов Эстонии стал благочинным Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (в 1919-1945 на отошедшей Эстонии территории). Занимался устроением в монастыре свечного завода. 5 янв. 1920 г. назначен благочинным церквей Печорского края. 4 сент. того же года на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) избран кандидатом в викарные епископы для рус. приходов Эстонии. Однако Патриарх Московский и всея России св. Тихон в письме Синоду ЭПЦ от 25 окт. того же года написал, что «избрание иеромонаха Иоанна, как далеко не достигшего возраста, необходимого, по церковным канонам, для принятия епископского сана, не может быть утверждено». 20 окт. 1920 г. И. был назначен управляющим Печерским монастырем с определением в число братии. З дек. по назначению Синода ЭПЦ принимал участие в постриге в рясофор прот. Александра Паулуса , определенного кандидатом в архиепископа Таллинского и всей Эстонии. 9 дек. возведен архиеп. Александром (Паулусом) в сан архимандрита, назначен настоятелем Печерского мон-ря с оставлением в должности благочинного церквей Печорского края (до янв. 1924). И. активно начал восстанавливать в обители полноценную церковную жизнь. Малочисленная братия состояла из неск. престарелых насельников, диаконов и послушников, в числе к-рых были бывш. чины армии генерала Н. Н. Юденича. Хозяйство обители было в запустении, трапезная использовалась в качестве казармы эст. войск, верхний этаж настоятельского дома занимал мировой судья, нижний - землеустроительная комиссия. И. предоставили комнату в Лазаревском корпусе. Он вставал вместе с братией, шел на молитву, не гнушался никакой работой, был трудолюбив. На отдыхе писал иконы. Был известен аскетическим образом жизни и проповедями, к-рые произносил по-русски и по-эстонски. Любил церковное пение, пел сам, организовал любительский хор из местной интеллигенции. Устраивал многодневные крестные ходы до Тарту, Нарвы, Таллина.

http://pravenc.ru/text/469460.html

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 21 1923 г. 12 декабря. – Письмо митрополита Таллиннского (Ревельского) и всея Эстонии Александра (Паулуса) Патриарху Московскому и всея России Тихону 30 Его Святейшеству Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России. Промыслом Божиим часть эстонцев, составляющих ныне самостоятельное государство – Эстонию, около 80 лет тому назад приняла православную веру и, несмотря на беспримерные стеснения тогдашних властей, осталась верной православной Церкви, составляя в церковно-административном отношении часть Рижской епархии и до 1917 г. не имея архипастырей, знающих местный язык. В конце 1917 г. после долгих ходатайств и лишь отеческим содействием Вашего Святейшества православные эстонцы получили первого архипастыря, владеющего эстонским языком и знающего местные условия жизни, в лице доблестного епископа Платона, жизнь свою положившего за святую Церковь . Когда после его смерти епархиальному совету Эстонии удалось войти в сношения с Вашим Святейшеством и доложить о единодушном постановлении съезда православных приходов Эстонии: в связи с самостоятельным государственным положением Эстонии иметь и церковную независимость, то 15/28 июня 1920 г. было с благословения Вашего Святейшества Высшим церковным управлением в России сообщено, что православная Церковь Эстонии, уже фактически пользующаяся самостоятельностью, признается автономною впредь до разрешения вопроса о ее автокефалии на Соборе Русской Церкви. Однако вскоре на Церковь надвинулась смута, начавшаяся в Украине и двинувшаяся далее на Москву. Коснулась она и нашей Церкви, в коей часть русских приходов до сих пор страдает несогласиями, главным образом из-за стиля, а равно и подчинения архиерейской власти. Во время пребывания Вашего Святейшества в заключении мы были лишены даже надежды получить к Вам доступ и пребывали в полном неведении относительно дальнейшей судьбы Церкви. Весьма смутил нас созыв иного Собора в России 31 , от которого могли быть требования и к нашей Церкви, как еще подлежащей русскому Собору 32 . Не видя никакого исхода из создавшегося затруднения и тревожась за будущее нашей Церкви, отдаленной от православных центров и как бы вкрапленной в инославную массу, мы, согласно общему желанию представителей нашей Церкви, решили поведать о нашем положении Константинопольскому Патриарху и просить его и Священный Синод Константинопольской Церкви довершить каноническое устройство нашей Церкви, начатое с благословения Вашего Святейшества Высшим управлением Русской Церкви, тем, чтобы мы получили все канонические права автокефальной Церкви, т. е. могли бы, согласно каноническим правилам, сами усилить состав иерархии, устроить свой архиерейский Синод, причем для хиротонии, а равно и для других вопросов, требующих решения архиерейского Синода, предвидится участие представителя иерархии Финляндской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 31 1940 г. 10 ноября. – Письмо митрополита Таллиннского и всея Эстонии Александра (Паулуса) Патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому Сергию 44 Ваше Блаженство Блаженнейший митрополит Сергий, возлюбленный о Христе брат! В 1920 г. православная Церковь в Эстонии постановлением Священного Синода и Высшего церковного совета православной Российской Церкви была признана автономной, как это видно из письма Священного Синода от 15/28 июня 1920 г. за 1780 на имя представителя Эстонской Церкви П. И. Сеппа. В том же 1920 г. Высшим церковным управлением Российской Православной Церкви (письмо Святейшего Патриарха Тихона от 12/25 октября 1920 г. за 2719) постановлено утвердить избрание мое на кафедру правящего архиепископа Эстонии и поручено Высокопреосвященнейшему Евсевию, бывшему архиепископу Псковскому, и Преосвященнейшему Серафиму, епископу Финляндскому, совершить мою хиротонию, каковая и была совершена 5 декабря 1920 г. Положение Эстонской Православной Церкви с самого начала ее существования было вообще нелегким, но в особенности трудным оно стало в 1923 г. С одной стороны, вследствие затруднительности нормального общения с представителями Российской Церкви, а с другой стороны, вследствие возникновения некоторых внутренних разногласий. Ввиду таких неблагоприятных для церковной жизни обстоятельств, я в 1923 г., согласно постановлениям Соборов Эстонской Православной Церкви 45 , поехал в Константинополь с просьбой о принятии нашей Церкви в единение с Вселенской Константинопольской Церковью. Просьба эта тогдашним Константинопольским Патриархом Мелетием была уважена, и положение Эстонской Православной Церкви утверждено особой Патриаршею грамотою – Томосом. По возвращении моем из Константинополя мною и Синодом Эстонской Православной Церкви 12 декабря 1923 г. за 2900 Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, был отправлен доклад с объяснением всех обстоятельств и положения дела. Доклад этот Святейшим Патриархом Тихоном был получен 6 февраля 1924 г., о чем имеется его собственноручная расписка, хранящаяся в нашем архиве. Ответа на доклад не получено. Так как в означенном докладе указано, что Эстонская Православная Церковь и впредь будет поминать имя Святейшего Патриарха Тихона и что о вступлении в должность каждого нового митрополита Эстонии будет сообщаться Патриарху Российскому, как и Константинопольскому, то формального отделения Эстонской Православной Церкви от Российской и не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 13 1920 г. 25 октября. – Письмо Патриарха Московского и всея России Тихона Синоду православной Церкви Эстонии с сообщением постановления Высшего церковного управления Российской Православной Церкви 20 Синоду православной Церкви Эстонии. По рассмотрении в Высшем церковном управлении Российской Православной Церкви доклада Синода православной Церкви Эстонии от 24 сентября 1920 г. за 2091 по делу о хиротонии в епископский сан избранного на кафедру правящего архиепископа Эстонии священника Паулуса постановлено 7/20 сего октября за 326. 1. Ввиду того что до разрешения на Всероссийском церковном Соборе вопроса об устроении православной Церкви в Эстонии Церковь эта признается пока автономною, а не автокефальною и этим не исключается для епископов Эстонской Церкви ни подчинение Патриарху Московскому и всея России, ни братское единение с епископатом православной Российской Церкви, изложить относящуюся к сему часть в чине исповедания и обещания архиерейского для епископов Эстонской Церкви для употребления впредь до решения дела на Всероссийском церковном Соборе следующим образом: «Обещаюсь и церковный мир соблюдати и твердо держати и ни единым убо нравом в чесом противная православней кафоличестей восточней христианстей вере мудрствовати во вся дни живота моего. И последовати ми во всем и повиноватися всегда Святейшему Патриарху Московскому и всея России, и Преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом, братии моей, во всем согласну быти и купночинну по божественным законам и священным правилом святых апостол и святых отец, и любовь духовную вседушно к ним имети, и яко братию почитати». 2. Утвердить последовавшее на съезде (конгрессе) Эстонской Церкви избрание на кафедру правящего архиепископа Эстонии священника Александра Паулуса с обязательством его принять до хиротонии во епископа рясофор, согласно ст. 17 определения Священного Собора православной Российской Церкви от 1(14), 7(20), 9(22) февраля 1918 г. об епархиальном управлении, и произнести пред хиротониею архиерейское исповедание и обещание в вышеуказанном изложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Августин (Петерсон), митр. Рижский (Петерсон Августин Адамович; 17.02.1873, Литва - 4.10.1955, г. Гаутинг, близ Мюнхена, Германия), митр. Рижский и всея Латвии. Род. в латыш. правосл. крестьянской семье. По окончании в 1895 г. Рижской ДС служил псаломщиком в храмах и учителем в церковноприходских школах в местечках Сунтажи, Каплава и Либава (латыш. Лиепая) близ Риги. В 1904 г. рукоположен во диакона, затем - во священника, служил в храмах Рижской епархии. В годы первой мировой войны был полковым священником, с 1926 г.- гарнизонным священником в г. Даугавпилсе. С 1934 г. ректор Елгавской ДС. После кончины Рижского архиеп. Иоанна (Поммера), главы автономной Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ), Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) возложил временное управление ЛПЦ на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского). Однако под давлением гос. власти съезд духовенства и мирян ЛПЦ 31 мая 1935 г. отклонил назначение митр. Елевферия и обратился к К-польскому Патриарху Фотию II с прошением о принятии ЛПЦ в юрисдикцию К-польского Патриархата, одновременно избрав А. кандидатом на кафедру Рижскую и всея Латвии. После принятия в июне 1935 г. ЛПЦ в юрисдикцию К-польского Патриархата на правах автономии в Рождественском кафедральном соборе Риги 29 марта 1936 г. состоялась хиротония А. во епископа Рижского и всей Латвии; в тот же день К-польским Патриархом Фотием II он был возведен в сан митрополита. 5 авг. 1940 г. Латвия вошла в состав СССР, зимой 1940/41 г. митр. Сергий (Страгородский) направил Дмитровского архиеп. Сергия (Воскресенского) для переговоров с епископатом ЛПЦ о воссоединении с Русской Церковью. Переговоры были продолжены в Москве и завершились восстановлением единства: митр. Рижский и всея Латвии А., еп. Елгавский Иаков (Карп) и еп. Ерсикский Александр (Витол) вошли в состав епископата РПЦ. 30 марта 1941 г. А. присутствовал в Москве на чине воссоединения из неканонического пребывания с июля 1923 г. в юрисдикции К-польского Патриархата митр. Таллинского и всей Эстонии Александра (Паулуса) с РПЦ, совершенном митр. Сергием. Пребывание А. в это время в Москве было связано с его уходом на покой, о чем он просил Патриаршего Местоблюстителя. Временное управление Латвийской епархией митр. Сергием было возложено на митр. Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). После оккупации Латвии нем. войсками (1941) А. прекратил связь с экзархом МП РПЦ в Латвии и Эстонии митр. Виленским Сергием и объявил о своем возвращении в юрисдикцию К-польского Патриархата. Перед освобождением советскими войсками Риги от герм. оккупации (3 сент. 1944) А. эмигрировал в Германию, в 1946 г. вошел в юрисдикцию РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/71137.html

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 11 1920 г. 24 сентября. – Письмо Синода Апостольской Православной Церкви Эстонии Патриарху Московскому и всея России Тихону 17 Синод автономной апостольской православной Церкви Эстонии честь имеет при сем представить Вашему Святейшеству акты выборов на кафедру правящего архиепископа Эстонии священника Александра Паулуса и викария для русских приходов иеромонаха Иоанна (Булина) по чину исповедания и обещания архиерейского со сделанными в нем изменениями, причем хиротония первого необходима без принятия монашества. Хиротония кандидатов предположена Синодом на последние числа октября месяца с. г. В связи с этим Синод почтительнейше просит Ваше Святейшество лично приехать для хиротонисания ставленников, если возможно вместе с митрополитом Петроградским Вениамином и с двумя иподиаконами. Синод Эстонии от себя предпримет через Министерство иностранных дел все возможные меры, чтобы советские власти предоставили Вашему Святейшеству со свитою свободный проезд в Эстонию. Если Вашему Святейшеству не благоугодно приехать в Эстонию или к тому со стороны советских властей будут сделаны препятствия, тогда Синод просит распоряжений Вашего Святейшества проживающему в Эстонии архиепископу Псковскому Евсевию и епископу Финляндскому Серафиму о хиротонисании епископов Эстонии. Для скорейшего получения указа Вашего Святейшества удобнее всего послать сим двум иерархам указы через эстонскую миссию на имя Синода для дальнейшего их направления. Далее Синод имеет честь довести до сведения Вашего Святейшества, что на церковном съезде духовных и выборных мирян 1–4 сентября месяца с. г. совместно с представителями русских приходов единогласно постановлено учредить избираемый благочинническими съездами малый Собор как законодательный орган, решения которого должны согласоваться с догматами и канонами православной Церкви и гражданскими законами Эстонии. В случае, если русские приходы объединятся в автономную церковную единицу, то русские представители примут в работах малого Собора участие по вопросам общим у них с эстонцами. Согласно традициям православной Церкви, все решения малого Собора идут на благословение и утверждение правящего епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 29 1940 г. 16 сентября. – Из письма приходского совета печорского храма в честь 40 мучеников Синоду Эстонской Апостольской Православной Церкви42 [...] Мы знаем из официальных указов представителя Московской Патриаршей Церкви, что Эстонская епархия именуется «самочинно отпавшей от благодатного общения с Матерью Русской Церковью» (слова резолюции Высокопреосвященнейшего митрополита Елевферия 538 от 1 сентября сего 1940 г.). Резолюция того же Высокопреосвященнейшего митрополита Елевферия 539 от 1 сентября 1940 г. гласит: «Для воссоединения с Русской Патриаршей Церковью приходы Печорского края по примеру Сорокамученического должны подать мне прошения с выяснениями причин 17-летнего пребывания в каноническом разрыве с Матерью Церковью от приходских советов, с подписями их членов, без опасения отцов настоятелей приходов быть подвергнутыми каким бы то ни было карам со стороны незаконно отпавших от Российского Патриархата иерархов, так как, если бы они и последовали, то не будут иметь никакой канонической силы для возвращающихся на канонический путь спасительной жизни». Мы знаем, что самочинное отпадение иерархов от благодатного общения со своей Церковью называется в церковной практике расколом. Мы знаем, что соседняя Латвийская Церковь , вернее Рижская епархия, уже 7 августа с. г. постановила решением своего Синода возвратиться в лоно Церкви-Матери. Мы же от наших местных церковных властей не имеем ни малейшего намека даже на попытку восстановления нормальных отношений с Московской Патриаршей Церковью. Печальным опытом недавно минувшего прошлого, когда полицейскими протоколами и денежными взысканиями мы принуждались остерегаться даже проявлять свое стремление совести служить в наших церквах по православным праздникам одновременно со всем православным миром по православной пасхалии и стилю, мы потеряли всякое доверие к нашим духовным властям в лице своих представителей на местах натравлявших на нас, простой верующий народ, полицию. [...] Что митрополит Александр и Синод в 1923 г. тайно, без нашего ведома и согласия пошли на разрыв с Русскою Церковью, – это непреложный исторический факт! Если бы Собором Эстонской Церкви в 1919 г. было постановлено перейти в ведение Константинопольского патриарха, то почему же об этом не было сообщено в свое время законной российской иерархии, которая 5 декабря 1920 г. рукоположила тогдашнего иерея Александра Паулуса во архиепископа Ревельского? А какой же состоялся церковный Собор в 1923 году у нас, в Эстонии? Мы, печеряне, такового не знаем и в нем не участвовали! Мы поэтому вновь категорически утверждаем, что поездка Высокопреосвященнейшего архиепископа Ревельского Александра летом 1923 г. в Константинополь произошла не только без ведома и постановления церковного Собора 1923 г., каковой вовсе тогда не созывался, но и без ведома большей половины членов тогдашнего Синода!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошел семинар о православии в Эстонии и Латвии декабря 2018 В нем приняли участие проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин , профессор СПбДА Сергей Фирсов, профессора СПбГУ Николай Межевич и Наталья Маракушина, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Вадим Мусаев, аспиранты и слушатели. Протоиерей Константин Костромин, открывая семинар, отметил, что православие для Прибалтики является традиционной конфессией, тем не менее, с учетом сложившихся исторических, правовых и политических проблем, для дальнейшего существования Православной Церкви в Эстонии и Латвии есть существенные угрозы.  " Раскол на Украине, который углубился вследствие целенаправленных действий Константинопольского Патриархата, может спровоцировать кризис православия и в других странах, где определяющей является политика Запада, в частности - в Эстонии, где противостояние Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и епархии Константинопольского Патриархата идет уже не первое десятилетие " . Профессор Николай Межевич рассказал об истории формирования современных межгосударственных, межэтнических и, главное, межцерковных отношений, отметив, что экспертное сообщество ожидает ухудшения положения Православной Церкви в Эстонии вследствие антироссийской политики украинских властей, за действиями которых наблюдают власти прибалтийских государств. Русская Церковь как фактор " мягкой силы " в странах Европы, где русское присутствие было сильно в последние столетия, сохраняет свое значение, поэтому оказывается под ударом. Вадим Мусаев коснулся возникновения национального Эстонского государства в 1920-х годах, появления там самостоятельной церковной структуры и перехода ее под омофор Константинопольского Патриархата, рассказал о деятельности митрополита Александра (Паулуса). Был затронут вопрос о положении Православной Церкви в Латвии и деятельности священномученика Иоанна Рижского (архиепископа Иоанна (Поммера)). Протоиерей Константин Костромин рассказал о каноническо-правовых основаниях деятельности Православной Церкви в Прибалтике, остановившись на событиях 1440-1470-х годов. учреждении патриаршества в Русской Церкви и добровольном вхождения Украины в состав Руси во второй половине XVII века. Константинопольский Патриархат пересмотрел свою политику в странах Восточной Европы в 1920-е, пользуясь ослаблением России, по-новому трактуя в свою пользу некоторые положения канонического права, игнорируя нормы, мешавшие вмешаться в дела Православной Церкви на Украине, в Белоруссии, Польше и Прибалтике.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 4 1919 г. 9 декабря. – Указ Патриарха Московского и всея России Тихона епархиальному совету Эстонской Республики 9 Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший церковный совет в соединенном присутствии 6–19 ноября 1919 г. 10 слушали телеграмму протоиерея Тийзика, в коей изъяснено, что епархиальным советом Эстонской Республики ввиду единогласного решения Эстонской Православной Церкви о том, что в Эстонской Республике может руководить Церковью только автономный епископ, независимый от Рижской или какой-либо другой епископской кафедры, просит разрешить хиротонисать священника Александра Паулуса независимым епископом Эстонии. Справка. Постановлением Высшего церковного управления от 7/20 октября 1919 г. за 1050 поручено Преосвященному Псковскому по удостоверении в канонической правоспособности священника Александра Паулуса к посвящению в сан епископа совместно с Преосвященным Финляндским хиротонисать его в сан епископа Ревельского, викария Рижской епархии, и предложить ему вступить в управление церковными делами Эстонской Республики. В случае же, если встретятся какие-либо препятствия ко рукоположению священника Паулуса в епископский сан, то управление церковными делами означенной республики поручить Преосвященному Псковскому. По обсуждении настоящего ходатайства постановлено: учредить в Эстонской Республике самостоятельную Эстонскую епархию на одинаковых с прочими епархиями Российской Православной Церкви основаниях и с назначением на кафедру новоучрежденной епархии по хиротонисании во епископа назначенного постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, священника Александра Паулуса с предложением ему именования епископом Эстонским и Ревельским, о чем и уведомить указом епархиальный совет Эстонской Республики, а в канцелярию Высшего церковного совета передать выписку. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 39 1941 г. 30 марта. – Акт о присоединении из бывшей эстонской автокефалии к Матери Церкви Российской митрополита Александра (Паулуса) 56 Прибывший в Патриархию Преосвященный митрополит Александр (Паулус) выразил местоблюстителю свое искреннее убеждение, что т. н. эстонская автокефалия была учреждена вопреки дарованной автономии во внутреннем управлении Эстонской епархии без благословения законного кириарха – Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона; что последующее обращение в юрисдикцию Константинопольского Патриарха являлось открытым каноническим нарушением единства с Матерью Церковью; что на грех раскола они пошли под давлением бывшего эстонского правительства и только лишь из желания и надежды сохранить Православие в Эстонии; что теперь он, митрополит Александр, от имени клира и мирян Эстонской Православной Церкви, переживая со скорбью свою виновность в грехе раскола, сыновне просит принять его в молитвенно-каноническое общение с Матерью Церковью. В ответ на такое его обращение и на все ранее поступившие от митрополита Александра заявления Патриаршим местоблюстителем в зале Патриархии в присутствии нижеподписавшихся совершено было краткое покаянное молитвословие с пением тропаря и кондака святой Пятидесятницы и чтением разрешительных молитв из чина исповедания: «Господи, Боже спасения рабов Твоих» и с последующим взаимным архиерейским приветствием со словами «Христос посреде нас», затем совместным служением Божественной литургии в кафедральном г. Москвы Богоявленском соборе 30 марта 1941 г. осуществилось на деле принятие Преосвященного митрополита Александра в каноническое общение с Московской Патриархией и со всей законной православной иерархией Матери Церкви Российской. Митрополит Александр; Сергий, митрополит Московский; Николай, митрополит Волынский; Сергий, митрополит Литовский; Августин, митрополит Рижский; Алексий, архиепископ Ровенский и Кременецкий; Антоний, архиепископ Камень-Каширский; Симон, архиепископ Острожский; Николай, архиепископ Могилевский; Пантелеймон, епископ Львовский; Венедикт, епископ Брестский. 56 Патриарх Алексий II. Православие в Эстонии... С. 550–551; The Autonomous Orthodox Church of Estonia... P. 129. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010