Уважаемая Лидия Соколова, вы уж простите меня, грешного - я не историк и молод настолько, что никак не мог быть свидетелем ни Псковской миссии, ни вообще событий войны, поскольку родился существенно позже. Поэтому делать утверждения по теме статьи я не берусь. Но все же я вынужден заметить Вам Вашу, простите, предвзятость в суждениях: не надо так однозначно отрицательно оценивать ни фильм Хотиненко, ни книгу, ни вообще те трагические события. Да, события именно трагические как и вся наша история начиная с 1917 года и затем Великой Отечественной войны. Говорить об этом так меня побуждают следующие некоторые факты и источники: 1. Об этом очень хорошо сказал Митрич: " Подтверждение тому столп Псково-Печерского монастыря, стоящий и поныне и не только не разрушенный, но и не закрывавшийся " . Да, советская власть неоднократно пыталась закрыть монастырь под разными предлогами, но так и не решилась сделать это - больше половины священников были героями Великой Отечественной войны. 2. Пожалуйста, разыщите очень интересный документальный фильм о Псковской миссии " Крест против свастики " , в котором приведены конкретные факты о той миссии. Например, на день святого Александра Невского произносились патриотические проповеди, смысла которой фашисты понять просто не могли. 3. Статья " Псковская Православная миссия " Православные священники, с одной стороны, вынуждены были в своих проповедях призывать народ к смирению и хвалить немцев за то, что они способствуют возрождению Христианства на Псковской земле. С другой стороны, те же священники прятали у себя партизан, людей, разыскиваемых гестаповцами, в том числе и евреев. Есть свидетельства, что во Псково-Печерском монастыре людей прятали под куполами. Никто не мог догадаться, что там можно кого-то скрывать. Все привыкли, что могут быть подпольщики, а что бывают и подкупольщики, не могло прийти в голову! ... Многие из священников Псковской Православной миссии при наступлении советских войск эмигрировали и окончили дни свои за границей, кто в Швеции, кто в Германии, кто в Америке. Такова судьба Ревельского митрополита Александра Паулуса, Рижского митрополита Августина Петерсона, протоиереев Георгия Бенигсена, Алексия Ионова, Владимира Толстоухова, Иоанна Лёгкого и десятков других. У кого повернётся язык их осудить?.. 4. " ПСКОВСКАЯ МИССИЯ. ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО РУССКИМ МИССИОНЕРАМ. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II " . http://ricolor.org/history/pv/1/ Благодатные результаты Псковской миссии оказались очень важны для послевоенного восстановления жизни Русской Православной Церкви. С благодарностью в сердце мы вспоминаем самоотверженное служение тружеников Миссии, к нашей глубокой скорби, для большинства их ревностные труды во славу Божию завершились трагическими репрессиями, обрушившимися на них… Очень надеюсь, что Ваша позиция, наконец, смягчится.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/24/...

Но многим Бог дал и вернуться из мест заточения. Протоиерей Николай Шенрок, получив двадцать лет, был освобожден через одиннадцать из того же казахстанского лагеря, в котором скончался Кирилл Зайц. Вернулся из того же лагеря протоиерей Сергий Ефимов. Священник Иаков Начис, получив десять лет лагерей и отбыв их от звонка до звонка, стал служить в единственном действующем православном храме в республике Коми, потом в Мурманской области в церкви, превращённой в храм из лагерного барака. Многие из священников Псковской Православной миссии при наступлении советских войск эмигрировали и окончили дни свои за границей, кто в Швеции, кто в Германии, кто в Америке. Такова судьба Ревельского митрополита Александра Паулуса, Рижского митрополита Августина Петерсона, протоиереев Георгия Бенигсена, Алексия Ионова, Владимира Толстоухова, Иоанна Лёгкого и десятков других. У кого повернётся язык их осудить?.. Отец Александр Ионин из села Закаты полгода ждал приговора в «Крестах». Наконец, ему присудили двадцать лет исправительно-трудовых лагерей и повезли далеко от родных мест, в красноярскую глубинку. Не помогло ему даже то, что двое его сыновей доблестно воевали и отдали свои жизни на фронтах войны — Даниил погиб в Севастополе, Андрей не уцелел в мясорубке подо Ржевом. Дмитрий умер от голода в блокадном Ленинграде. И только старший, Василий, по-прежнему служил в храме Рождества Христова в селе Измайлове на окраине Москвы. После войны он ездил в Латвию, оттуда на Псковщину, нашёл село Закаты и могилу своей матери Алевтины Андреевны. Ему рассказали о батюшке отце Александре, о его многочисленных попятах, которые по-прежнему жили в одном доме. Теперь под опекой Алексея Луготинцева и его жены Евы. Но о судьбе отца Александра после ареста отец Василий смог узнать только после смерти Сталина в пятьдесят пятом, когда из далёкого сибирского лагеря пришло неожиданное письмецо. Отец Александр писал, что он жив и здоров, что его любит лагерное начальство и не обижают прочие заключённые. Алексей Луготинцев, вернувшись с войны, женился на Еве Иониной. Миша, Коля, Саша, Витя, Люда, Виталик и Леночка воспитывались в их доме. Соседи и односельчане, все бывшие прихожане отца Александра помогали им, чем могли. Да и сама семья была дружная, некогда было ребятишкам долго засиживаться в детстве, и в школе учились, и работали, содержали скотину, поддерживали хозяйство. И жили.

http://azbyka.ru/fiction/pop/

11. Члены епархиального совета назначаются епархиальным архиереем при условии предварительного согласия экзарха и генерального комиссара в Ревеле и отстраняются епархиальным архиереем либо по своему усмотрению, либо по требованию генерального комиссара в Ревеле, либо по их собственному желанию. 12. Посты членов епархиального совета в настоящее время вакантны; это объясняется канонически противоправной ситуацией, в которой оказалась епархия по причине политики митрополита Александра (Паулуса). IV. Список принадлежащих Эстляндской епархии церковных общин, объединенных в благочиния, будет представлен позже. V. Пояснения. 1. Прежний епархиальный архиерей Эстонии, митрополит Александр (Паулус), своевольно прекратил свое каноническое отношение к экзарху и местоблюстителю Патриаршего Престола Русской Православной Церкви. Это неповиновение церковному начальству является тяжким нарушением церковного права и de jure canonico влечет за собой определенные последствия. А) Не подчиняющийся епископ автоматически, ipso facto, лишается своего служения, а соответствующая епархия становится, таким образом, вдовствующей. Он теряет свое служение независимо от того, отправлен ли он на покой начальством (в данном случае экзархом), как того требует обязанность последнего, на основании формального акта, или экзарх не смог исполнить своей обязанности. В случае, если не повинующийся епископ фактически все же остается на посту, он действует как узурпатор, а по сему его распоряжения не обязательны для верующих и канонически недействительны. Б) Неподчиняющийся епископ теряет свое достоинство не ipso facto, но в силу соответствующих решений действующего канонического суда; его председатель – в данном случае экзарх – обязан, однако, поставить его перед этим судом, а до решения суда запретить его в служении. 2. До настоящего времени экзарх не отправил митрополита Александра на покой, не поставил перед судом епископов Матери Церкви и не запретил его в служении. Экзарх воздерживается от этого по двум причинам: а) он не хочет, особенно сейчас, в военное время, создавать трудности немецким гражданским властям в Эстонии; б) он не оставляет надежду на то, что митрополит Александр раскается в своей вине и подчинится, согласно церковному праву, каноническому начальству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В качестве самых активных противников воссоединения П. Контконен называл: прот. Александра Рютюляйнена, председателя «Карельского Союза» Симо Хяркинена, Антти Инкинена – бывшего докладчика правительству о делах ФПЦ и диакона Олли Бергмана – бывшего атташе Финляндского посольства в Москве. А. Инкинен, несмотря на свой статус защитника финляндского православия, по словам П. Контконена, в прошлом году перешел в лютеранство, но у него есть сподвижники – Бергман и иером. Павел (Ольмари) . Важно отметить и меняющуюся позицию архиепископа Германа, который в январе 1955 г. дал несколько интервью с высказываниями против воссоединения . П. Контконен видел причину непостоянства архиепископа в том, что он «больше эстонец, чем финн… [это] его эстонские эмигрантские настроения в духе покойного митрополита Александра (Паулуса)» . Также на изменение позиции владыки Германа повлияли: 1. Прибытие в Финляндию епископа Михаила (Чуба), которое было рассмотрено архиепископом Германом как желание Москвы отправить его на покой и поставить своего человека, как это было сделано в Польше и Чехословакии . 2. Ответ Константинопольского Патриарха Афинагора: «Поскольку Финляндия – самостоятельное государство, оно не должно искать зависимости от Русской Православной Церкви, так как только Константинополь должен окормлять все самостоятельные церковные объединения в разных странах» . Опасения архиепископа Германа были преувеличены, но уже весной 1954 г. в финляндской прессе началась кампания против воссоединения с РПЦ, по мнению П. Контконена, одобренная Церковным Управлением. Газеты «Хельсингин Саномат», «Илта-Саномат», «Хувудстадтсбладет», «Апелл» опубликовали статьи со ссылками на архиепископа Германа об основании епархии Московской Патриархии в Финляндии . Архиепископ увидел проект воссоединения только в конце июля 1954 г. В то же время ему, по решению Церковного Управления, пришлось давать комментарии на сообщение в «Хельсингин Саномат» за март 1955 г. об отправке в Советский Союз официальной делегации Финляндской Православной Церкви, указывая на ее частный характер .

http://bogoslov.ru/article/4540972

Стремясь расколоть РПЦ, оккупационные власти оказывали поддержку раскольническим движениям или вынуждали православное духовенство объявлять о своей независимости от Московской Патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения нем. властей викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную церковь . Большинство православных общин Украины сохранило каноническую связь с Московской Патриархией, войдя в состав образованной 18 августе 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление которой было поручено митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому) . После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эстонских приходов ( Эстонская апостольская православная церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923, в 1941 архиерей принес покаяние в грехе раскола). В октябре 1941 г. по настоянию немецкого генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь. Однако возглавивший ее в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) . После насильственной отправки на покой в июне 1942 года митрополита Пантелеимона его преемником стал архиепископ Филофей (Нарко) , также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную Церковь. Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), германские власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, которые заявляли о своей принадлежности Московской Патриархии. Со временем немецкие власти стали более терпимо относиться к общинам Московской Патриархии. По мнению оккупантов, эти общины лишь на словах заявляли о своей лояльности Московскому центру, но в действительности были готовы оказать содействие немецкой армии в уничтожении атеистического Советского государства.

http://drevo-info.ru/articles/26078.html

Патриарх Тихон направил в Ревель (с 1919 г. Таллин) епископа Порховского Александра (Паулуса) с возведением его в сан архиепископа. Эстонской Церкви была предоставлена широкая автономия. Однако правительство, желавшее дистанцироваться от Москвы, стремилось обособить от Российской Церкви и местное православное население. В 1923 г. архиепископ Александр обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию с просьбой о принятии в ведение Вселенского Престола. Просьба была удовлетворена 7 июля 1923 г., когда Эстонская Церковь получила автономию в рамках Константинопольской юрисдикции. Гонениям православие в Эстонии не подвергалось, если не считать закрытия в 1936 г. Александро-Невского кафедрального собора. С другой стороны, в Таллине в 1938 г. удалось открыть пастырские курсы на русском языке. На протяжении довоенного периода в стране проводилась эстонизация церковной жизни, которая, однако, не принималась русскими приходами, а их было большинство. Правами автономии в рамках Эстонской Церкви пользовалась Нарвская епархия, включавшая в себя русские приходы на северо-востоке страны. До своей смерти в 1929 г. эту епархию возглавлял архиепископ Евсевий (Гроздов). Центром русской традиции и старого календаря в Эстонии являлся Псково-Печерский монастырь, настоятелем которого был архимандрит, с 1926 г. епископ Иоанн (Булин). В 1932 г. епископ Иоанн был переведен на Нарвскую кафедру, что означало его уход из Псково-Печерского монастыря. Архипастырь назначения не принял, был уволен на покой, в 1933 г. покинул Эстонию, жил на Святой Горе Афон и в Югославии. Русская Зарубежная Церковь , с архипастырями которой епископ Иоанн сослужил, предлагала ему отправиться на одну из американских кафедр, но в 1938 г. иерарх предпочел вернуться в Эстонию. § 4. Церковная жизнь в Латвии Сложным было и положение в Латвии. Несмотря на значительное число русских эмигрантов, а также православных латышей, Православная Церковь в стране всячески притеснялась. Около половины объектов церковной недвижимости, принадлежавших православной епархии, было передано римо-католикам. После заключения конкордата с Ватиканом в Риге появился и римо-католический архиерей. Была закрыта местная семинария с сильным русским влиянием. Вместо нее был открыт Богословский институт, дух которого, как вспоминают современники, был уже другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, Русская Православная Церковь в 1920 г. даровала своей пастве в Эстонии именно то, чего желало собрание эстонского православного духовенства еще весной 1917 г. – положение, позволявшее, «оставаясь неотделимой частью Всероссийской Православной Церкви… получить возможность для естественного развития своей духовной жизни». У определённых кругов эстонского государственного руководства и православного духовенства Эстонии не исчезло, вместе с тем, и оформившееся уже стремление найти пути для получения своей Церковью автокефалии. Этот поиск, осуществлявшийся втайне от Матери-Церкви, привёл представителей данной партии к переговорам с Фанаром и появлению в 1923 г. печально известного томоса Патриарха Константинопольского Мелетия IV. В историю Эстонского Православия важными вехами вошли, во-первых , учреждение в 1919 г. независимой Эстонской епархии и, во-вторых , создание в 1920 г. автономной Эстонской Православной Церкви, обладавшей самостоятельностью «во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских». По прошествии многих лет, отмеченных сложными событиями и тяжёлыми испытаниями, эти слова повторил Томос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 г., которым после долгой эпохи гонений на Церковь в Эстонии восстанавливалась автономия. Этой автономией и доныне во всей полноте пользуется самоуправляемая Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата – наследница автономной Эстонской Церкви 1920 г. и традиции священномученика епископа Ревельского Платона. Получение автономии в 1920 г. было важным рубежом в становлении Эстонской Православной Церкви. Поздравляя архиепископа Александра (Паулуса) с хиротонией, Патриарх Тихон писал: «Храним твердое упование, что дарование автономии Эстонской Церкви послужит залогом преуспеяния ее на путях устроения Царства Божия в людях» . ЭАПЦ в те годы и сознавала, и исповедала себя автономной Церковью в составе Церкви Русской. В своём письме Патриарху Тихону от 24 сентября 1920 г. Синод ЭАПЦ именует себя не иначе как «Синод автономной апостольской православной Церкви Эстонии» . Отчётливо представлял себе канонический статус ЭАПЦ и Патриарх Константинопольский Мелетий ΙV, упомянув в своём Томосе от 9 июля 1923 г., что «Блаженнейшим Патриархом Московским и всея Руси владыкой Тихоном святая православная Церковь Эстонии выделена в автономную» .

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

Обрисована была также и структура Эстонской Церкви: «Высшим церковным руководством являются митрополит Эстонский и Синод Эстонии, членами которого являются все епископы Церкви и избранные представители Проводится мысль, что действие происходит «в переходный период, до достижения эстонскими апостольскими православными общинами независимости в полной мере, хотя на деле они уже независимы». Так в сферу канонов и церковного управления вторгалась политика — решения начинали приниматься, исходя лишь из политической реальности государственной независимости Эстонии. Архиепископом избрали профессора А. Каэласа, находившегося в Сибири и вскоре неожиданно скончавшегося, так и не вернувшись на родину, а его викарием — иерея Александра Паулуса, за которого эстонцы высказались единогласно, а участники от русских приходов Среди причин появившегося в 1919 г. стремления эстонских православных к автокефалии своей Церкви, как упомянуто выше — фактор выделения Эстонии в самостоятельное государство, больше не связанное ни с Латвией, ни с Россией ни общим законодательством, ни общей государственной политикой. Ошибочно, тем не менее, считать, что автокефалия ЭАПЦ была самоцелью — обсуждалась и перспектива ее участия в проекте создания автокефальной части финно-угорского мира бывшей Российской империи. В своем письме от 25 октября 1921 г. архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну (Поммеру) архиепископ Финляндский Серафим (Лукьянов) писал: «Еще в 1919 г. на Соборе в Выборге состоялось определение об организации автокефальной Церкви из Финляндской, Эстонской епархий и карельских частей Олонецкой и Архангельской. Эстонцы в том же году присоединились к этому Здесь, очевидно, имеется в виду Чрезвычайный епархиальный собор духовенства и мирян Финляндской Православной Церкви 6-27 июня 1919 выдвинувший стратегию расширения автономии на пути к автокефалии. «Рабочим ориентиром» как для Финляндии, так и для Эстонии в период 1919-1921 гг. оказалось получение автономии — как в качестве задела в продвижении к автокефалии, так и для решения текущих внутренних задач.

http://patriarchia.ru/db/text/5725898.ht...

Таким образом, Русская Православная Церковь в 1920 г. даровала своей пастве в Эстонии именно то, чего желало собрание эстонского православного духовенства еще весной 1917 г. — положение, позволявшее, «оставаясь неотделимой частью Всероссийской Православной Церкви… получить возможность для естественного развития своей духовной жизни». У определенных кругов эстонского государственного руководства и православного духовенства Эстонии не исчезло, вместе с тем, и оформившееся уже стремление найти пути для получения своей Церковью автокефалии. Этот поиск, осуществлявшийся втайне от Матери-Церкви, привел представителей данной партии к переговорам с Фанаром и появлению в 1923 г. печально известного томоса Патриарха Константинопольского Мелетия IV. В историю Эстонского Православия важными вехами вошли, во-первых, учреждение в 1919 г. независимой Эстонской епархии и, во-вторых, создание в 1920 г. автономной Эстонской Православной Церкви, обладавшей самостоятельностью «во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских». По прошествии многих лет, отмеченных сложными событиями и тяжелыми испытаниями, эти слова повторил Томос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 г., которым после долгой эпохи гонений на Церковь в Эстонии восстанавливалась автономия. Этой автономией и доныне во всей полноте пользуется самоуправляемая Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата — наследница автономной Эстонской Церкви 1920 г. и традиции священномученика епископа Ревельского Платона. Получение автономии в 1920 г. было важным рубежом в становлении Эстонской Православной Церкви. Поздравляя архиепископа Александра (Паулуса) с хиротонией, Патриарх Тихон писал: «Храним твердое упование, что дарование автономии Эстонской Церкви послужит залогом преуспеяния ее на путях устроения Царства Божия в ЭАПЦ в те годы и сознавала, и исповедала себя автономной Церковью в составе Церкви Русской. В своем письме Патриарху Тихону от 24 сентября 1920 г. Синод ЭАПЦ именует себя не иначе как «Синод автономной апостольской православной Церкви Отчетливо представлял себе канонический статус ЭАПЦ и Патриарх Константинопольский Мелетий ΙV, упомянув в своем Томосе от 9 июля 1923 г., что «Блаженнейшим Патриархом Московским и всея Руси владыкой Тихоном святая православная Церковь Эстонии выделена в

http://patriarchia.ru/db/text/5725898.ht...

Для архиепископа Иоанна был очевиден факт, что прямое административное подчинение Московской Патриархии сделает практически невозможной государственную легитимацию Латвийской Церкви. Потому Святейшим Патриархом Тихоном 19 июля 1921 года, непосредственно перед отъездом в Латвию архиепископа Иоанна, был дан Томос об автономии Латвийской Православной Церкви – как залог будущей успешной церковной политики: «Преосвященному Иоанну, Архиепископу Рижскому и Митавскому. По благословению Святейшего Патриарха, Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о даровании православной церкви в Латвии самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских. Постановлено: принимая во внимание, что православная церковь в Латвии находится в пределах самостоятельного государства, предоставить названной церкви пользоваться самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских, о чем уведомить Ваше Преосвященство, поручив Вам в отношении календаря давать по своему усмотрению разрешение пользоваться и новым стилем. 6/19 июля 1921 года. Этот акт сыграл ключевую роль в судьбе Латвийской Православной Церкви. Архиепископ Иоанн, умело используя и интерпретируя его, сумел предотвратить разрыв канонических уз с Московской Патриархией вплоть до своей кончины. Православные Церкви Польши, Финляндии и Эстонии не смогли этого сделать и под нажимом правительств ушли в юрисдикцию Константинополя. Архивные данные свидетельствуют, что на протяжении 1921-1922 годов при участии МИД Латвии, Эстонии, Финляндии и Литвы велась подготовка к конференции в Финляндии, целью которой был выход православных Церквей из юрисдикции Московской Патриархии и провозглашение прибалтийской автокефальной Церкви. На протяжении октября 1921 – ноября 1922 года в адрес Синода Латвийской Церкви поступали многочисленные письма от главы Эстонской Православной Церкви архиепископа Александра (Паулуса) с приглашением на конференцию с участием Латвии, Эстонии и Финляндии в целях более тесного сближения церквей. Однако Синод Латвийской Православной Церкви и архиепископ Иоанн дипломатично, но твердо отказались участвовать в данной конференции. По причине отказа конференция несколько раз откладывалась на более поздний срок, но согласия от непреклонного архиепископа Иоанна так и не добились. Последнее, ноябрьское письмо осталось без ответа Синода Латвийской Церкви.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010