После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апр. 1920 г. и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского гос-ва, получила от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавинв) 10 мая 1920 г. согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эст. храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Архиерейская хиротония Александра Паулуса состоялась в Таллине 5 дек. 1920 г. в Александро-Невском соборе и была совершена бывш. архиеп. Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиеп. Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность Предстоятеля автономной Эстонской Церкви А. осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эст. Преображенский собор в Таллине. Под настойчивым давлением эст. властей и радикальной части эст. духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от К-польского Патриарха , 23 сент. 1922 г. Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху К-польскому и Свящ. Синоду К-польской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Патриархом К-польским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей правосл. диаспоры, к к-рой К-поль относил также и епархии РПЦ, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой А. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил главе эст. делегации томос, к-рым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе К-польского Патриархата под названием «Эстонская Православная Митрополия». Правящему Таллинскому епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата, совершившийся в то время, когда Святейший Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 г. Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

http://pravenc.ru/text/64276.html

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Нарве. 1890–1896 гг. Архит. П. Алиш. Фотография. 2014 г. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Нарве. 1890–1896 гг. Архит. П. Алиш. Фотография. 2014 г. После смерти 12 авг. 1929 г. архиеп. Евсевия кафедра неск. лет не замещалась, до 1932 г. ею управлял настоятель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Печерский викарный еп. Иоанн (Булин) . Несмотря на то что в 1932 г. рус. приходы Нарвской епархии на вдовствующую Нарвскую кафедру единогласно избрали настоятеля тартуского Успенского собора прот. А. Ф. Остроумова, 16 июня того же года на Соборе ЭАПЦ в Таллине на эту кафедру благодаря перевесу голосов эст. делегатов вопреки его желанию был избран еп. Иоанн. Он отказался покидать Псково-Печерский мон-рь, указом Таллинского митр. Александра (Паулуса) от 2 авг. 1932 г. был запрещен в священнослужении, а указом от 11 авг. официально отстранен от должности настоятеля мон-ря. В нояб. того же года еп. Иоанн был выселен из обители. В резолюции митр. Александра от 17 дек. об условиях вступления еп. Иоанна на Нарвскую кафедру содержались ограничения свободы совершения богослужений в нарвском кафедральном соборе. В послании к митр. Александру от 28 дек. 1932 г. еп. Иоанн выразил согласие ради «скорейшего умиротворения церковных недоразумений» на временное управление Нарвской епархией до получения ответа на обращение об аннулировании постановления Таллинского Собора об избрании его на Нарвскую кафедру, направленное епископом К-польскому патриарху. В указе митр. Александра от 30 дек. было сказано, что еп. Иоанн на службе ЭАПЦ больше не состоит и является по отношению к ней частным лицом. 3 окт. 1937 г. во епископа Нарвского был хиротонисан Павел (Дмитровский) . В 1940 г. в Нарвской епархии насчитывалось 24 прихода. В июле 1940 г. в Эстонию вступили советские войска, а 6 авг. того же года республика вошла в состав СССР. По определению патриаршего местоблюстителя митр. Сергия ( Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 28 февр. 1941 г. Эстонская Церковь была воссоединена с РПЦ. Тем же определением было решено Нарвского еп. Павла по принесении им покаяния «принять в архиерейском сане с правом архиерейского священнодействия и участия в церковном управлении в качестве викарного епископа, где ему будет указано церковной властью». Нарвская епископия под управлением еп. Павла вошла в состав Экзархата Латвии и Эстонии , возглавляемого Виленским митр. Сергием (Воскресенским) .

http://pravenc.ru/text/2564678.html

Спустя год Латвийская Православная Церковь перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата со статусом автономной Церкви. В Польше после трагической смерти в начале 1923 г. митрополита Варшавского Георгия (Ярошевского) новым главой Церкви стал епископ Кременецкий Дионисий (Валединский). давший согласие польским властям на разрыв с Матерью Церковью и получение автокефалии от Константинопольского Патриарха. 13 марта 1924 г. (за полгода до издания какого-либо документа, регулирующего отношения Константинопольского Патриархата и православной Церкви в Польше) Патриарх Мелетий, не ставя в известность Патриарха Тихона, утвердил Дионисия Предстоятелем Польской Православной Церкви, а 13 ноября того же года, после переговоров с активным участием польских властей, даровал Польской Церкви автокефалию. Гражданские власти Польши принимали немаловажное участие в обретении Польской Церковью самостоятельности: по свидетельству профессора канонического права Виленского университета Виляновского, ссылающегося на документы из архива польского МИД, сумма, переданная польским правительством Константинопольскому Патриарху, составила 3 миллиона новых польских злотых, что в 1924 г. было равно 600 000 долларов США или 900 кг золота 94 . Действительно ли столь всеобщим для всех православных в Эстонии, как описывал митрополит Александр, было стремление к церковной независимости? По крайней мере, часть русскоязычных приходов Печерского края в принятии этого решения не участвовала. Обращаясь к этим событиям, причт печорского Сорокамученического прихода в 1940 г. писал, обращаясь к Синоду Эстонской Церкви: «Митрополит Александр и Синод в 1923 г. тайно, без нашего ведома и согласия, пошли на разрыв с Русскою Церковью, – это непреложный исторический факт! Если бы Собором Эстонской Церкви в 1919 г. было постановлено перейти в ведение Константинопольского Патриарха, то почему же об этом не было сообщено в свое время законной российской иерархии, которая 5 декабря 1920 г. рукоположила тогдашнего иерея Александра Паулуса во архиепископа Ревельского? А какой же состоялся церковный Собор в 1923 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предприняв путешествие в Константинополь 16 июня 1923 г., мы при очевидной помощи Всевышнего застали Патриарха Мелетия уже почти накануне его отпуска. Богу угодно было, чтобы Константинопольский Патриарх и Священный Синод, рассмотрев наше дело, вняли нашей просьбе и даровали нашей Церкви все просимые права, возложив при этом на нас и ответственность за правильность сделанных постановлений и распоряжений, и оставив за собой право апеллятивного решения дел об осужденных у нас архиерейским судом епископах, и вменив в обязанность сообщать о вступлении в должность каждого нового Предстоятеля местной Церкви. Вместе с этим православной Церкви в Эстонии Патриархом и Синодом присвоено название митрополии с обязательством разделения Церкви не менее чем на 3 епархии, причем Ревельский епископ носит титул митрополита всея Эстонии, а одну из епархий Эстонии уже нами предположено образовать из русских приходов, коих в Эстонии из общего числа 147 – 30 приходов. Доводя обо всем этом до сведения Вашего Святейшества и будучи уверены, что Ваше святительское сердце сорадуется нам в успешном укреплении канонических начал нашей Церкви, единою целью чего является соблюдение в неприкосновенной чистоте святой православной веры, что особенно важно в нынешнюю трудную для Церкви годину, мы приносим Вашему Святейшеству искреннюю благодарность за бывшие о нашей Церкви отеческие заботы Ваши и просим Вашего благословения самостоятельной митрополии Эстонии и на дальнейшие труды по утверждению с Божиею помощью православной Церкви в Эстонии и право правити Слово Христовой истины, согласно с устройством, данным в трудный момент первосвятительскою властью собрата Вашего, Патриарха Константинопольского, причем за священный долг почитаем и впредь поминать Ваше имя как законного Патриарха Российского вместе с именем законного Патриарха Константинопольского, а равно извещать Ваше Святейшество вместе с Константинопольским Патриархом о вступлении в должность каждого нового митрополита Эстонии. Молитвенно желаем доброго здравия и Божией помощи Вашему Святейшеству в Вашем многотрудном служении, соболезнуем Вашим скорбям и скорбям Церкви Русской 33 и надеемся, что Господь не оставит верных служителей Своих без всесильной Своей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя в условиях гражданской войны в Эстонии казалось, что «отсутствует всякое общение с прежней Матерью Церковью в России», контакты всё же осуществлялись, и в конце того же 1919 г. именно в результате этих контактов была учреждена Эстонская епархия Русской Православной Церкви. В ответ на телеграмму уполномоченного Эстонским епархиальным советом протоиерея Карпа Тийзика 9 декабря 1919 г. последовал указ Патриарха Московского и всея России Тихона епархиальному совету Эстонской Республики , где упоминается, что в соединённом присутствии Священного Синода и Высшего Церковного Совета 6/19 ноября было «постановлено учредить в Эстонской Республике самостоятельную Эстонскую епархию на одинаковых с прочими епархиями Российской Православной Церкви основаниях» . При этом сообщается, что ранее постановлением Высшего церковного управления от 7/20 октября 1919 г. за 1050 было поручено Преосвященному Псковскому рукоположить священника Александра Паулуса «в сан епископа Ревельского, викария Рижской епархии, и предложить ему вступить в управление церковными делами Эстонской Республики», а затем было принято и решение учредить самостоятельную епархию, учитывая новые условия, когда, как говорилось в телеграмме о. Карпа Тийзика, «в Эстонской Республике может руководить Церковью только автономный епископ, независимый от Рижской или какой-либо другой епископской кафедры» . 28 июня 1920 г. член Священного Синода митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), в будущем — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, в письме уполномоченному Епископского совета Эстонии директору Ревельской реальной гимназии П.И. Сеппу, посетившему Москву для устного доклада на тему современного положения в Эстонии, сообщил о принятом постановлении Высшего церковного управления Православной Российской Церкви: « Ввиду того, что Эстонская Церковь, как находящаяся в пределах самостоятельного государства, фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских, и в разъяснение постановления соединённого присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 27 апреля – 10 мая 1920 г. за 183 признать Эстонскую Православную Церковь, согласно её желанию, автономною впредь до разрешения вопроса об автокефалии её Всероссийским церковным Собором» .

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

В годы националистической резвости ура-патриоты Эстонии возопили о том, что храм стоит на холме Тоомпеа, в котором по преданию покоится прах народного героя Калевипоэга, и в 1928 году даже было принято решение взорвать православную святыню. Предполагалось на том месте соорудить полуязыческий «Пантеон эстонской независимости». И лишь благодаря стараниям предстоятеля Эстонской Апостольской Православной Церкви митрополита Александра (Паулуса) это не произошло. Разные были и есть эстонцы — и такие, кто в борьбе за независимость готовы на любое преступление и кощунство, и такие, как митрополит Александр и многие другие достойные представители своего прекрасного народа, имеющие в душе страх Божий. Понимающие, что храм — это не просто архитектурное сооружение, а посольство Бога на земле. Вот одно такое посольство, храм Александра Невского на Замковой площади, и стало тем местом, куда Ридигеры с волнением и любовью приходили по праздникам и будням, в воскресные и не воскресные дни. Здесь Алёша научился осознавать, что дом, в котором они живут, временный, а здесь, в храме — прихожая того дома, в котором они будут жить вечно после своего ухода из земного странствия. «Протоиерей стал моим духовным отцом. Он, как и мои родители, учил меня главному: видеть в людях прежде всего доброе начало». В шестилетнем возрасте Алёша стал прислуживать отцу Иоанну. Первым его послушанием было разливать святую воду. Он стоял возле чана со святой водой и чувствовал себя часовым на очень важном посту. Он уже знал наизусть всю службу. Не заучивал. Она сама ложилась и ложилась на сердце, пока не отложилась в нём полностью. В пять лет Алёша умел хорошо читать, а когда пришла пора идти в школу, бабушка Аглаида Юльевна подарила ему главную книгу: «Разве можно забыть знакомство с первой религиозной книгой? До сих пор помню запах её страниц… Этой книгой было Евангелие. В 1936 году такой драгоценный подарок сделала бабушка. Надписала: «Алёше. Книга для чтения и назидания». С этим Евангелием он не расстанется до последних дней своей жизни.

http://pravoslavie.ru/66446.html

Хотя в условиях гражданской войны в Эстонии казалось, что «отсутствует всякое общение с прежней Матерью Церковью в России», контакты все же осуществлялись, и в конце того же 1919 г. именно в результате этих контактов была учреждена Эстонская епархия Русской Православной Церкви. В ответ на телеграмму уполномоченного Эстонским епархиальным советом протоиерея Карпа 9 декабря 1919 г. последовал указ Патриарха Московского и всея России Тихона епархиальному совету Эстонской где упоминается, что в соединенном присутствии Священного Синода и Высшего Церковного Совета 6/19 ноября было «постановлено учредить в Эстонской Республике самостоятельную Эстонскую епархию на одинаковых с прочими епархиями Российской Православной Церкви При этом сообщается, что ранее постановлением Высшего церковного управления от 7/20 октября 1919 г. за 1050 было поручено Преосвященному Псковскому рукоположить священника Александра Паулуса «в сан епископа Ревельского, викария Рижской епархии, и предложить ему вступить в управление церковными делами Эстонской Республики», а затем было принято и решение учредить самостоятельную епархию, учитывая новые условия, когда, как говорилось в телеграмме о. Карпа Тийзика, «в Эстонской Республике может руководить Церковью только автономный епископ, независимый от Рижской или какой-либо другой епископской 28 июня 1920 г. член Священного Синода митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), в будущем — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, в письме уполномоченному Епископского совета Эстонии директору Ревельской реальной гимназии П.И. Сеппу, посетившему Москву для устного доклада на тему современного положения в Эстонии, сообщил о принятом постановлении Высшего церковного управления Православной Российской Церкви: «Ввиду того, что Эстонская Церковь, как находящаяся в пределах самостоятельного государства, фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских, и в разъяснение постановления соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 27 апреля — 10 мая 1920 г. за 183 признать Эстонскую Православную Церковь, согласно ее желанию, автономною впредь до разрешения вопроса об автокефалии ее Всероссийским церковным

http://patriarchia.ru/db/text/5725898.ht...

Присутствующие заверили Высокопреосвященного архиепископа Григория в своем бесповоротном решении оставить схизму, а секретарь Синода священник Кокла представил архиепископу статистические сведения о количестве эстонских православных приходов и духовенства, готовых к воссоединению с Московской Патриархией. Правда, из общего числа 119 эстонских православных приходов, находившихся в схизме, заявления о воссоединении с Московской Патриархией получены пока всего лишь от 21 прихода, но члены Синода заверили владыку, что аналогичные заявления поступят в Патриархию в ближайшее время непременно и что задержка в их представлении на сегодняшний день объясняется исключительно медленностью почтового сообщения Синода с местами. Переходя к вопросу о практическом оформлении воссоединения эстонского клира и мирян с Московской Патриархией, Высокопреосвященный архиепископ Григорий указал, что, поскольку члены Синода являлись наиболее активными соучастниками бывшего Эстонского митрополита Александра (Паулуса) в деле организации и поддержания схизмы, их нравственная ответственность пред Московской Патриархией за отторжение клира и мирян Эстонской епархии от спасительного единения с Матерью Церковью Российской, а следовательно, и за задержку дела спасения верующих Эстонской епархии значительно усугубляется по сравнению с клиром и мирянами, не участвовавшими непосредственно в организации схизмы, в силу чего и покаяние членов Синода должно быть изложено в выражениях, отражающих сознание ими своей сугубой вины перед Матерью Церковью Российской. Представители Синода, вполне согласные с указанием архиепископа, выразили, со своей стороны, полную готовность нести сугубую ответственность за свою раскольническую деятельность. Акт воссоединения отпавших от Московской Патриархии намечено было провести архиепископом в Никольской церкви г. Таллинна 6-го марта 1945 г. по чину, установленному Московской Патриархией для принятия в общение с православной Церковью раскольников типа обновленцев, иосифлян, самосвятов и т. п. При этом председателю Синода протоиерею Христофору Винку было указано на необходимость при чтении покаянного заявления отметить, что заявление это делается не только от лица членов Синода, но и от лица вообще всего эстонского клира и мирян, пребывающих в расколе. Практическое же оформление воссоединения с православной Российской Церковью клира и мирян, желающих этого воссоединения, но фактически в данный момент отсутствующих в г. Таллинне, решено было поручить новому составу епархиального совета, при непременном очищении совести кающимися перед своим духовником, с последующим направлением акта о воссоединении правящему архиепископу Эстонской епархии на утверждение и с уведомлением о сем Московского Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Крутицкий (1924). Местоблюститель Патриаршего Престола (1925). Арестован в декабре 1925 года, находился в одиночном заключении, приговорен в ноябре 1926 года к 3 годам ссылки. Арестован в с. Абалак в апрель 1927 года, сослан в поселок Хэ. В 1928 г. срок ссылки продлен. Арестован в августе 1930 года, отбывал одиночное заключение. В июле 1931 года приговорен к 5 годам. Продолжал отбывать одиночное заключение в Екатеринбургской тюрьме. После 1933 г. условия заключения ужесточились; переведен в Верхнеуральскую тюрьму. К моменту окончания срока заключения (июль 1936) приговорен к продлению срока заключения на 3 года. В октябре 1937 года приговорен тройкой НКВД по Челябинской области к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 октября 1937 года. Петр (Пяхкель Петр Михайлович) (1875–1948), епископ. Священник, служил в Печорах. В июле 1941 г., после занятия немецкими войсками Печеры, издал циркуляр, называя себя в нем благочинным Печорского округа, поставленным новыми гражданскими и военными властями, и требуя прекратить на богослужениях поминовения экзарха и возносить только имя митрополита Таллинского Александра (Паулуса) с титулом всея Эстонии. В августе 1943 г. хиротонисан во епископа Печерского, пребывал в подчинении Эстонского Синода. Арестован в июне 1945 года. Осужден военным трибуналом войск НКВД Псковской области в сентябре 1945 г. на 10 лет. Скончался в лагере в Сибири. Петров Александр Михайлович (1891–1942), протоиерей. В 1917 г. окончил Петроградскую духовную академию (1917). Священник Преображенской церкви в Урицке (Лигово) (1929–1930). Арестован в январе 1930 года. В процессе следствия обвинение в контрреволюционной деятельности не подтвердилось и в марте 1930 года освобожден. В 1930-е годы служил в Николо-Богоявленском соборе. Оказался на оккупированной территории. В 1941–1942 гг. – настоятель Павловского собора в Гатчине. За патриотическую деятельность расстрелян фашистами в августе 1942 года. Петров Николай Михайлович (1894–1970), священник. С 1942 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошел семинар о православии в Эстонии и Латвии декабря 2018 В нем приняли участие проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин , профессор СПбДА Сергей Фирсов, профессора СПбГУ Николай Межевич и Наталья Маракушина, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Вадим Мусаев, аспиранты и слушатели. Протоиерей Константин Костромин, открывая семинар, отметил, что православие для Прибалтики является традиционной конфессией, тем не менее, с учетом сложившихся исторических, правовых и политических проблем, для дальнейшего существования Православной Церкви в Эстонии и Латвии есть существенные угрозы.  " Раскол на Украине, который углубился вследствие целенаправленных действий Константинопольского Патриархата, может спровоцировать кризис православия и в других странах, где определяющей является политика Запада, в частности - в Эстонии, где противостояние Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и епархии Константинопольского Патриархата идет уже не первое десятилетие " . Профессор Николай Межевич рассказал об истории формирования современных межгосударственных, межэтнических и, главное, межцерковных отношений, отметив, что экспертное сообщество ожидает ухудшения положения Православной Церкви в Эстонии вследствие антироссийской политики украинских властей, за действиями которых наблюдают власти прибалтийских государств. Русская Церковь как фактор " мягкой силы " в странах Европы, где русское присутствие было сильно в последние столетия, сохраняет свое значение, поэтому оказывается под ударом. Вадим Мусаев коснулся возникновения национального Эстонского государства в 1920-х годах, появления там самостоятельной церковной структуры и перехода ее под омофор Константинопольского Патриархата, рассказал о деятельности митрополита Александра (Паулуса). Был затронут вопрос о положении Православной Церкви в Латвии и деятельности священномученика Иоанна Рижского (архиепископа Иоанна (Поммера)). Протоиерей Константин Костромин рассказал о каноническо-правовых основаниях деятельности Православной Церкви в Прибалтике, остановившись на событиях 1440-1470-х годов. учреждении патриаршества в Русской Церкви и добровольном вхождения Украины в состав Руси во второй половине XVII века. Константинопольский Патриархат пересмотрел свою политику в странах Восточной Европы в 1920-е, пользуясь ослаблением России, по-новому трактуя в свою пользу некоторые положения канонического права, игнорируя нормы, мешавшие вмешаться в дела Православной Церкви на Украине, в Белоруссии, Польше и Прибалтике.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010