Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Августин (Петерсон), митр. Рижский (Петерсон Августин Адамович; 17.02.1873, Литва - 4.10.1955, г. Гаутинг, близ Мюнхена, Германия), митр. Рижский и всея Латвии. Род. в латыш. правосл. крестьянской семье. По окончании в 1895 г. Рижской ДС служил псаломщиком в храмах и учителем в церковноприходских школах в местечках Сунтажи, Каплава и Либава (латыш. Лиепая) близ Риги. В 1904 г. рукоположен во диакона, затем - во священника, служил в храмах Рижской епархии. В годы первой мировой войны был полковым священником, с 1926 г.- гарнизонным священником в г. Даугавпилсе. С 1934 г. ректор Елгавской ДС. После кончины Рижского архиеп. Иоанна (Поммера), главы автономной Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ), Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) возложил временное управление ЛПЦ на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского). Однако под давлением гос. власти съезд духовенства и мирян ЛПЦ 31 мая 1935 г. отклонил назначение митр. Елевферия и обратился к К-польскому Патриарху Фотию II с прошением о принятии ЛПЦ в юрисдикцию К-польского Патриархата, одновременно избрав А. кандидатом на кафедру Рижскую и всея Латвии. После принятия в июне 1935 г. ЛПЦ в юрисдикцию К-польского Патриархата на правах автономии в Рождественском кафедральном соборе Риги 29 марта 1936 г. состоялась хиротония А. во епископа Рижского и всей Латвии; в тот же день К-польским Патриархом Фотием II он был возведен в сан митрополита. 5 авг. 1940 г. Латвия вошла в состав СССР, зимой 1940/41 г. митр. Сергий (Страгородский) направил Дмитровского архиеп. Сергия (Воскресенского) для переговоров с епископатом ЛПЦ о воссоединении с Русской Церковью. Переговоры были продолжены в Москве и завершились восстановлением единства: митр. Рижский и всея Латвии А., еп. Елгавский Иаков (Карп) и еп. Ерсикский Александр (Витол) вошли в состав епископата РПЦ. 30 марта 1941 г. А. присутствовал в Москве на чине воссоединения из неканонического пребывания с июля 1923 г. в юрисдикции К-польского Патриархата митр. Таллинского и всей Эстонии Александра (Паулуса) с РПЦ, совершенном митр. Сергием. Пребывание А. в это время в Москве было связано с его уходом на покой, о чем он просил Патриаршего Местоблюстителя. Временное управление Латвийской епархией митр. Сергием было возложено на митр. Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). После оккупации Латвии нем. войсками (1941) А. прекратил связь с экзархом МП РПЦ в Латвии и Эстонии митр. Виленским Сергием и объявил о своем возвращении в юрисдикцию К-польского Патриархата. Перед освобождением советскими войсками Риги от герм. оккупации (3 сент. 1944) А. эмигрировал в Германию, в 1946 г. вошел в юрисдикцию РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/71137.html

Следом за диалогами идет документальный материал и таблица с данными, отражающими религиозную ситуацию в СССР на годы 1938-й и 1940-й. Далее автор сообщает о том, как митрополит Сергий предложил главам Эстонской и Латвийской митрополий вернуться в Московскую Патриархию, на одной и той же странице назвав владыку Александра (Паулуса) митрополитом и архиепископом (стр. 268). По его словам, владыка Александр «дал клятву верности Московской Патриархии». Что это за клятва, не объясняется, хотя у читателя подобный вопрос может возникнуть, ибо в пятой главе, описывая допрос епископа Афанасия (Сахарова) , М.И. Одинцов приводит его слова «клятвы мы не употребляем вообще» (стр. 204). В этой же главе автор рассказывает о политике ВКП(б) и Советского государства на антирелигиозном фронте, о религиозной политике нацистской Германии накануне Второй мировой войны и о начале Великой Отечественной войны. Указанные сюжеты даны без каких-либо художественных «вставок», информативны и аргументированы 4 . О митрополите Сергии в них практически ничего не говорится, зато пишется о состоянии «религиозного вопроса» как в СССР, так и в Третьем Рейхе. Последние две главы касаются достаточно кратковременного, но чрезвычайно насыщенного событиями периода войны – с 1941 по 1944 год (т.е. по время кончины Патриарха Сергия). Автор рассказывает об эвакуации владыки в Ульяновск, о его жизни и служении вне Москвы, приводит рассказ о том, как глава Московской Патриархии помогал страждущим (однажды, не имея денег, отдал просительнице, сняв с руки, золотые часы). Автор справедливо пишет о том, как фашисты уничтожали храмы, но ничего не говорит о причинах, заставлявших их одновременно с этим открывать тысячи ранее закрытых большевиками церквей. Не пишет автор и о том, почему фашисты объявили именно митрополита Сергия «врагом номер один Рейха» (стр. 301). Быть может, М.И. Одинцов имеет в виду то обстоятельство, что среди церковных деятелей, которых нацистские бонзы считали «красными», именно руководитель Московской Патриархии был первым их врагом?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

По благословению Святейшего Патриарха Тихона в октябре 1920 г 52 . епископом Ревельским и Эстонским автономной православной Церкви в Эстонии (АПЦЭ) избрали священника Преображенского храма Пярну (Пернов) Александра Паулуса. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 октября 1920 г. 5 декабря того же года в Таллинне хиротонисали архимандрита Александра во епископа Ревельского и Эстонского архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) и епископ Финляндский и Выборгский Серафим (Лукьянов). Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Епископ Александр (в миру Александр Карлович Паулус) родился 2 февраля 1872 г. в эстонской православной крестьянской семье. Учился в саалемской вспомогательной школе (1881/82), фенцериской приходской школе (1883/84). Как лучший ученик был направлен в рижское духовное училище (1884–1888), продолжал обучение в Рижской духовной семинарии (1888–1894). По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Лсэзи, в 1897 г. переведен в Колга-Яани, в 1900 г. – в Феллин (Вильянди). В 1901 г. вступил в брак с Зинаидой Ахтманн, в 1909 г. овдовел. 29 августа 1901 г. еп. Рижским и Митавским Агафангелом рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии – в Кыргессааре на острове Даго (Хийумаа) (1901–1903), в Каркси (1903–1908), в Лайузе (1908–1916) и в Пярну (1916–1920). 21 марта 1919 г. на первом Соборе Эстонской православной Церкви в Таллинне протоиерей Александр Паулус был избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания протоиерей Александр отказался от предложенной ему хиротонии в связи с полным отсутствием поддержки со стороны представителей русских приходов, воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран другой эстонец – профессор Московского университета Александр Каэлас. После внезапной смерти в Иркутске профессора Каэласа в апреле 1920 г. и ввиду того, что Эстонская Церковь , находившаяся в пределах новообразованного Эстонского государства, получила согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эстонского храма в Пярну протоиерей Александр Паулус в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь был избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллиннским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решение митрополита Александра о воссоединении с Русской Церковью на условиях, обозначенных местоблюстителем Патриаршего Престола, было подтверждено решением Синода ЭАПЦ 17 января 1941 г.: «Постановили: Первое обращение митрополита Эстонской Православной Церкви и Синода к Московской Патриархии подтвердить и вновь просить Матерь Церковь принять Эстонскую Церковь в каноническое общение, покрыв любовью невольный грех отпадения» 128 . 30 марта 1941 г. в Москве состоялся чин воссоединения. Перед совершением Божественной литургии в Богоявленском соборе митрополит Александр «выразил местоблюстителю свое искреннее убеждение, что эстонская автокефалия была учреждена вопреки дарованной автономии во внутреннем управлении Эстонской епархии без благословения законного кириарха – Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона... что теперь он, митрополит Александр, от имени клира и мирян Эстонской Православной Церкви, переживая со скорбью свою виновность в грехе раскола, сыновне просит принять его в молитвенно-каноническое общение с Матерью Церковью». Затем после взаимного архиерейского приветствия со словами «Христос посреде нас» была совершена Божественная литургия. «Акт о присоединении из бывшей эстонской автокефалии к Матери Церкви Российской митрополита Александра (Паулуса)» был подписан митрополитом Александром, митрополитом Сергием, Патриаршим местоблюстителем, и еще девятью архиереями 129 . 10 апреля 1941 г. митрополит Александр направил экзарху рапорт о том, что «церковная жизнь в ЭССР идет нормально» 130 . 1 июля 1941 г., через две недели после начала Великой Отечественной войны, в Ригу вошли немецкие войска. 17 июля 1941 г. указом А. Гитлера был образован рейхско-миссариат «Остланд» (РКО) во главе с X. Лозе, куда вошли четыре генерал-бецирка – Литва, Латвия, Эстония и Белоруссия. Находившийся в Риге экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский) остался в городе, был арестован 1 июля, но через четыре дня выпущен под поручительство и сразу же заявил о своей готовности сотрудничать с оккупационными властями. Мотивы действий митрополита Сергия до конца неясны, в литературе приводятся различные версии – от желания стать при помощи немцев Патриархом до выполнения задания советской разведки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полномочному представителю епархиального собрания – епархиальному совету – поручалось незамедлительно принять меры к реализации этого решения, прежде всего к обретению Эстонской Православной Церковью высшей иерархии – епископа, и хотя в резолюции собрания отмечалось, что Русская Церковь , частью которой являются эстонские приходы, «ослаблена неустройством и крайним небрежением со стороны властей» и «отсутствует всякое общение с прежней Матерью Церковью в России, и в любом случае получить оттуда епископа совершенно невозможно», главным аргументом против получения иерархии от Матери Церкви являлся тот, «что национальные основы Российской Церкви не соответствуют национальным чаяниям эстонцев, многие местные требования Эстонской Апостольской Православной Церкви не встретили отклика, и надеяться на это в будущем не приходится». Основываясь на вышеизложенном, собрание приняло неожиданное решение: просить Англиканскую Церковь о даровании иерархии, для чего «выяснить, в какие отношения могла бы вступить Эстонская Апостольская Православная Церковь с Англиканской епископальной церковью; через Англиканскую Церковь необходимо попросить поддержки у правительства Англии, чтобы мы смогли утвердить в ближайшее время свое высшее иерархическое представительство» 69 . «Иерархическое представительство», по мнению участников собрания, должно было состоять из правящего архиерея в сане архиепископа и одного викарного архиерея в епископском сане. Кандидатами на эти должности были определены эстонцы: член Всероссийского Поместного Собора выдающийся психолог, приват-доцент Московского университета Александр Каэлас и вдовый священник из Пярну Александр Паулус. Если кандидатура А. Каэласа была принята собранием единогласно, то в голосовании за кандидатуру священника Александра Паулуса отказались участвовать представители русских приходов. А. Каэлас находился в это время в Иркутске и, узнав о решении собрания, решительно отказался от священного сана, предпочтя ему преподавание в Тартуском университете, в апреле 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отношение митрополита Сергия к «эстонской автокефалии» раскрыто в Указе местоблюстителя Патриаршего Престола от 1 марта 1941 г.: «Характеристику, данную эстонскому расколу митрополитом Александром и членами Синода, нельзя не признать изложенною очень смягченно. Правда, конечно, что эстонская иерархия пошла на раскол под давлением тогдашних политических обстоятельств (и, вероятно, еще более под давлением политических деятелей) и вопреки желанию православной паствы. Правда и то, что имя Святейшего Патриарха Тихона по-прежнему возносилось митрополитом Эстонским (конечно, лишь до кончины Святейшего 25 марта/7 апреля 1925 г.), а «в храмах Эстонской Церкви не переставали возносить молитвы о Русской Церкви и поминать ее святых». Но не подлежит сомнению и то, что из двух сторон, образовавшихся в следствие раскола: с одной стороны, Московская Патриархия, а с другой – отколовшиеся от нее Латвийская, Польская, Финляндская Церкви и эмигрантские группы в Европе, Америке и пр. – Эстонская Церковь все время неизменно держалась второй стороны, а не первой. Наиболее яркие примеры: А) по смерти архиепископа Латвийского Иоанна (Поммера) управление церковной Латвией Московская Патриархия поручила митрополиту Елевферию. Вопреки этому поручению латвийские политики приглашают Эстонского митрополита, и он отнюдь не отказывается; Б) хиротония нового Латвийского митрополита 125 была грубым нарушением канонических прав Московской Патриархии и вместе вызывающей демонстрацией против Русской Церкви вообще. И среди совершителей хиротонии мы опять видим эстонских архиереев, хотя ни в первом, ни, в особенности, во втором случае участвовать им никакой необходимости не было: приехавшие греки совершили бы хиротонию и без эстонцев. Не будем доискиваться других примеров, чтобы показать, что Церковь Эстонская держалась раскола не в теории только, но и весьма практически, активно» 126 . Иначе говоря, сомнения в искренности митрополита Александра у местоблюстителя Патриаршего Престола оставались. Вероятно, именно этим, а также просьбами православных верующих, не доверявших митрополиту Александру, о присылке архиерея из Москвы обусловлено решение митрополита Сергия назначить (в связи с кончиной митрополита Елевферия) нового митрополита Литовского Сергия (Воскресенского) быть экзархом Латвии и Эстонии, сохранив, впрочем, на своих кафедрах вернувшихся из раскола митрополитов Александра (Паулуса) и Августина (Петерсона) 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Алексий сообщил также Марту Лаару о реакции Священного Синода Русской Православной Церкви на очередной отказ в регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В синодальном решении от 17 июля этого года указывалось: " Политика государственных властей Эстонии, предоставивших максимальный объем прав юрисдикции Константинопольского Патриархата в ущерб законным правам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, ставит под сомнение светский характер эстонского государства, заявленный в Конституции страны " . В заключение Патриарх выразил надежду, что заверения о доброй воле правительства Эстонии к решению проблем верующих Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата получат реальное воплощение на благо народов Эстонии и России, в равной степени дорогих его сердцу. Противостояние между властями Эстонской Республики и Эстонской Православной Церковью - автономной канонической юрисдикцией Московского Патриархата в Эстонии - продолжается уже более восьми лет. Эстонская Православная Церковь образовалась в 1919 г., в этом же году Учредительное собрание Эстонии провозгласило образование Эстонской Республики. 10 мая 1920 г. Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви признали Эстонскую Православную Церковь автономной впредь до разрешения вопроса об автокефалии ее Всероссийским Церковным Собором. В октябре 1920 г. епископом Ревельским и Эстонским Автономной Православной Церкви в Эстонии (АПЦЭ) избрали священника Преображенского храма в Пярну (Пернов) Александра Паулуса, которого хиротонисали во епископа Ревельского и Эстонского. Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Правление АПЦЭ было возложено на ее исполнительный орган - Синод, в который, кроме архипастыря, вошли клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Таким образом, автономия Православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и сформирована священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании. В условиях широкой автономии Православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия.

http://pravoslavie.ru/analit/patriarches...

духовенство объявлять о своей независимости от Московской Патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения нем. властей викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную Церковь . Большинство правосл. общин Украины сохранило каноническую связь с Московской Патриархией, войдя в состав образованной 18 авг. 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление к-рой было поручено митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому) . После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эст. приходов ( Эстонская апостольская православная Церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923, в 1941 архиерей принес покаяние в грехе раскола). В окт. 1941 г. по настоянию нем. Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь. Однако возглавивший ее в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) . После насильственной отправки на покой в июне 1942 г. митр. Пантелеимона его преемником стал архиеп. Филофей (Нерко) , также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную Церковь (см. ст.: Беларусь //ПЭ. Т. 4. С. 486-487). Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), герм. власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, к-рые заявляли о своей принадлежности Московской Патриархии. Преследовалось распространение документов, связанных с митр. Сергием. Согласно приказу группенфюрера СС Р. Гейдриха от 16 авг. 1941 г., в случае захвата Москвы митр. Сергий подлежал немедленному аресту. Со временем нем. власти стали более терпимо относиться к общинам Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/150063.html

Владыка Стефан говорит, что «в 1945-м году коммунистический строй, который прибрал к рукам Эстонию, закрыл нашу Церковь, ликвидировал ее, антиканонически поставил митрополита из России, и так начались гонения». В этих словах много путаницы. Начнем с того, что коммунистический строй «прибрал к рукам Эстонию» еще в 1940 году. Последним днем независимости Эстонской Республики межвоенного периода официально считается 16 июня 1940 года. Репрессии, коснувшиеся в первую очередь белоэмигрантов и членов организаций, признанных политически враждебными (в категорию которых попало даже Русское студенческое христианское движение), начались незамедлительно (аресты с последующими заключениями в лагеря или расстрелами), а в 1941 г. было выслано свыше 9000 человек. Для маленькой Эстонии даже это колоссально много, а ведь вскоре в 1944 г. из страны на запад эмигрировало еще 70–80 тыс. человек, затем после войны, в марте 1949 г., в рамках операции «Прибой» в противоположном направлении было депортировано 20723 человека. Почти через год после установления советской власти на территории Эстонии, 30.03.1941 г., состоялось каноническое воссоединение Эстонской Апостольско-Православной Церкви (ЭАПЦ), состоявшей из Таллинской и Нарвской епархий, с Матерью-Церковью. Воссоединение ЭАПЦ с РПЦ состоялось после предварительного согласования этого шага с приходами и повторного обращения главы ЭАПЦ митрополита Александра (Паулуса) к Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой «покрыть любовью невольный грех отпадения». И, что немаловажно, осуществилось это воссоединение через покаяние в грехе раскола, совершенном в 1923 г., когда митр. Александр, в надежде получить автокефалию, перевел Эстонскую Православную Церковь в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, даже не попытавшись получить на то благословения священноисповедника Патриарха Тихона Московского, на верность которому и всей иерархии Русской церкви он присягал тремя годами ранее.  С началом немецко-фашистской оккупации, митр. Александр, опираясь на нацистскую власть, вновь попытался отторгнуть ЭАПЦ от Московского Патриархата, однако, теперь ему это удалось только с Таллинской епархией, а Нарвская, возглавляемая архиеп. Павлом (Дмитровским), осталась в каноническом единстве с Церковью-исповедницей.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 29 1940 г. 16 сентября. – Из письма приходского совета печорского храма в честь 40 мучеников Синоду Эстонской Апостольской Православной Церкви42 [...] Мы знаем из официальных указов представителя Московской Патриаршей Церкви, что Эстонская епархия именуется «самочинно отпавшей от благодатного общения с Матерью Русской Церковью» (слова резолюции Высокопреосвященнейшего митрополита Елевферия 538 от 1 сентября сего 1940 г.). Резолюция того же Высокопреосвященнейшего митрополита Елевферия 539 от 1 сентября 1940 г. гласит: «Для воссоединения с Русской Патриаршей Церковью приходы Печорского края по примеру Сорокамученического должны подать мне прошения с выяснениями причин 17-летнего пребывания в каноническом разрыве с Матерью Церковью от приходских советов, с подписями их членов, без опасения отцов настоятелей приходов быть подвергнутыми каким бы то ни было карам со стороны незаконно отпавших от Российского Патриархата иерархов, так как, если бы они и последовали, то не будут иметь никакой канонической силы для возвращающихся на канонический путь спасительной жизни». Мы знаем, что самочинное отпадение иерархов от благодатного общения со своей Церковью называется в церковной практике расколом. Мы знаем, что соседняя Латвийская Церковь , вернее Рижская епархия, уже 7 августа с. г. постановила решением своего Синода возвратиться в лоно Церкви-Матери. Мы же от наших местных церковных властей не имеем ни малейшего намека даже на попытку восстановления нормальных отношений с Московской Патриаршей Церковью. Печальным опытом недавно минувшего прошлого, когда полицейскими протоколами и денежными взысканиями мы принуждались остерегаться даже проявлять свое стремление совести служить в наших церквах по православным праздникам одновременно со всем православным миром по православной пасхалии и стилю, мы потеряли всякое доверие к нашим духовным властям в лице своих представителей на местах натравлявших на нас, простой верующий народ, полицию. [...] Что митрополит Александр и Синод в 1923 г. тайно, без нашего ведома и согласия пошли на разрыв с Русскою Церковью, – это непреложный исторический факт! Если бы Собором Эстонской Церкви в 1919 г. было постановлено перейти в ведение Константинопольского патриарха, то почему же об этом не было сообщено в свое время законной российской иерархии, которая 5 декабря 1920 г. рукоположила тогдашнего иерея Александра Паулуса во архиепископа Ревельского? А какой же состоялся церковный Собор в 1923 году у нас, в Эстонии? Мы, печеряне, такового не знаем и в нем не участвовали! Мы поэтому вновь категорически утверждаем, что поездка Высокопреосвященнейшего архиепископа Ревельского Александра летом 1923 г. в Константинополь произошла не только без ведома и постановления церковного Собора 1923 г., каковой вовсе тогда не созывался, но и без ведома большей половины членов тогдашнего Синода!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010