Немцы, применяя тактику «разделяй и властвуй», ловко использовали исторические разногласия между РПЦ и РПЦЗ, а также тот факт, что еще в 1936 году Латвийская Церковь порвала связь с Москвой. К тому же в Прибалтике постоянно усиливалось влияние Католической Церкви, стремящейся потеснить РПЦ. После прихода немцев митрополит Августин (Петерсон) стал хлопотать в Риге о восстановлении автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии митрополита Сергия. К нему присоединился и митрополит Таллиннский Александр (Паулуса). 22 июня 1942 года на заседании Синода Апостольской Православной Церкви, где не было ни одного русского, постановили остаться в юрисдикции Константинопальского Патриарха и в прежних границах Эстонии. Архим. Филипп (Морозов), сумевший втереться в полное доверие к митрополиту Сергию (Воскресенскому), всячески пытался вступить в контакт с Варшавой и Берлином, отстранить митрополита Сергия от должности, занять его место, создать и возглавить самостоятельную Литовскую Церковь. 8 сентября 1943 года было опубликовано «Постановление Собора Русской Православной Церкви об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства». Именно под таким названием публикует этот документ О.Ю.Васильева. Историк К.П.Обозный публикует этот же документ под названием «Обращение участников собора епископов в Москве 8 сентября 1943 года» . Называя «Постановление Собора...» «Обращением участников Собора» автор тем самым как бы лишает его канонической силы. Выборы Патриарха в Москве в 1943 году и за рубежом воспринимались по-разному. 8-13 октября 1943 года на собравшемся в Вене совещании духовенства РПЦЗ избрание Патриарха в Москве было признано неканоничным. В то время как владыка Сергий (Воскресенский) назвал « епископов эмигрантов схизматиками» за оппозицию Московской Патриархии и разрыв с ней, по его мнению, вообще лишал этих епископов права судить о московских делах с канонической точки зрения.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 6 1920 г. 14 мая. – Письмо епископского совета Эстонии Патриарху Московскому и всея России Тихону 12 Вашему Святейшеству известно, что православная Церковь Эстонии со дня убийства епископа Платона сиротствует. Избранный Собором всего православного духовенства и мирян Эстонии в кандидаты во епископа священник Александр Паулус до сего времени не хиротонисован. Паства без архипастыря. Многие церкви не имеют священников. Некому посвятить их. Духовное стадо за неимением пастыря в смятении. Мирным договором к Эстонской Республике присоединен весь Печерский край с православным эстонским и русским населением. Церковная жизнь этого края также требует ближайшего архипастырского руководства. Епископский совет Эстонии обсуждал нужды этого края с мешанным населением в заседании своем 3 мая с. г. и признал необходимым, чтобы в Печерском крае был викарный епископ и, избрав кандидатом на эту должность печерского благочинного иеромонаха Иоанна (Булина), постановил ходатайствовать перед Вашим Святейшеством разрешить хиротонисать единовременно со священником Александром Паулусом во епископа-викария и упомянутого иеромонаха Иоанна, с академическим образованием, 27 лет от роду, человека вполне достойного принять сей высокий сан. Кроме сего, епископский совет Эстонии в заседании своем 10 мая с. г. выслушал отношение Финляндского православного церковного управления от 3 мая с. г. за 876 по вопросу о хиротонии викарным епископом Финляндской Церкви протоиерея выборгского кафедрального собора о. Казанского. Принимая во внимание все вышеизложенное, епископский совет Эстонии осмеливается просить Ваше Святейшество не отказать обрадовать православное население Эстонской республики Вашим личным прибытием в г. Ревель для хиротонисания священника Паулуса и иеромонаха Иоанна и тем избавить православную Церковь Эстонии от современного тяжелого и опасного положения. К сему епископский совет Эстонии долг имеет присовокупить, что Министерство иностранных дел Эстонской Республики отношением от 3 мая с. г. за 4022 уведомило епископский совет, что названное министерство готово содействовать прибытию Вашего Святейшества в Эстонию. Если ваше Святейшество найдете возможным исполнить вышеизложенную просьбу, то епископский совет Эстонии просит не отказать заблаговременно уведомить его о времени и условиях прибытия Вашего Святейшества в г. Ревель. Желательно было бы встретить Ваше Святейшество у нас не позже 27 июня с. г. Прося молитв и святительского благословения Вашего Святейшества, епископского совета Эстонии председатель. 12 ЭИА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 248. Л. 86–86 об. Подпись в сохранившейся копии письма отсутствует. Письмо было подписано священником Н. Пятсом. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аналогичным образом развивались события и на территории Эстонии. 3 сентября 1941 года митрополит Александр (Паулус) провозгласил себя главой Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Его поддержали большинство православных приходов этнических эстонцев, русские же приходы остались в ведении экзархата и подчинялись епископу Нарвскому Павлу (Дмитровскому) (1872 -1946). Экзарх Сергий предал митрополита Александра церковному суду, и 5 ноября 1942 года Собор епископов экзархата запретил Александра (Паулуса) в священнослужении. Митр. Сергею (Воскресенскому) удалось убедить немецкие власти, что им выгоднее сохранить на северо-западе епархии Московского, а не Константинопольского Патриархата - " союзника " англичан . Под руководством митрополита Сергия в дальнейшем на занятых землях была развернута широчайшая катехизаторская деятельность. По благословению владыки в августе 1941 года на территории Псковской, Новгородской, Ленинградской, Великолукской и Калининской областей была создана Духовная миссия , которой удалось к началу 1944 г. открыть около 400 приходов, на которые были поставлены 200 священников. При этом большая часть духовенство оккупированных территорий более или менее явно выражала свою поддержку патриотической позиции московского священноначалия. Многочисленны - хотя их точное количество не может быть пока установлено - случаи казни нацистами священников за чтение в храмах первого послания митрополита Сергия (Страгородского) . Митрополит Сергий добился у немцев пособий для беженцев, продовольствия, медикаментов. В это голодное время церкви имели и свечи, и масло, и просфоры для богослужения, даже вино для Таинства причастия привозили в епархию немцы. Талантливый администратор и дипломат митрополит Сергий сумел организовать издание церковных газет и журналов, возобновить преподавание в школах Закона Божия, даже открыть православный музей. В Вильнюсе на базе духовной семинарии 58 молодых людей обучались на пастырско-богословских курсах, ими руководил бывший проректор Московской духовной академии Василий Виноградов .

http://drevo-info.ru/articles/5596.html

Мучеником оказался сам экзарх Прибалтики. Весной 1944 года немцы решились на его уничтожение. Совершить покушение поручено было начальнику полиции Остланда обергруппенфюреру СС Эккельну. На дороге из Каунаса в Вильнюс машина, в которой ехал митрополит Сергий, была изрешечена пулями. Вскоре после освобождения Псковских земель от оккупантов, органы НКВД стали арестовывать всех членов Псковской Православной миссии. Приговоры им были суровые. От десяти лет до двадцати. Многие не вернулись потом из лагерей. Начальник миссии протопресвитер Кирилл Зайц, арестованный в Шауляе, получил двадцатку и через четыре года окончил дни свои в казахстанском лагере. Начальник канцелярии Псковской миссии протоирей Николай Жунда также получил двадцать лет и умер от туберкулёза в лагере Красноярского края. Печерский епископ Пётр Пяхкель получил десятку и тоже сгинул в лагерях. Такова же судьба многих, многих других, которые подобно им, обрели свою смерть за советской колючей проволокой. Но многим Бог дал и вернуться из мест заточения. Протоиерей Николай Шенрок, получив двадцать лет, был освобожден через одиннадцать из того же казахстанского лагеря, в котором скончался Кирилл Зайц. Вернулся из того же лагеря протоиерей Сергий Ефимов. Священник Иаков Начис, получив десять лет лагерей и отбыв их от звонка до звонка, стал служить в единственном действующем православном храме в республике Коми, потом в Мурманской области в церкви, превращённой в храм из лагерного барака. Многие из священников Псковской Православной миссии при наступлении советских войск эмигрировали и окончили дни свои за границей, кто в Швеции, кто в Германии, кто в Америке. Такова судьба Ревельского митрополита Александра Паулуса, Рижского митрополита Августина Петерсона, протоиереев Георгия Бенигсена, Алексия Ионова, Владимира Толстоухова, Иоанна Лёгкого и десятков других. У кого повернётся язык их осудить?.. Среди членов Псковской Православной миссии был тогда ещё молодой священник о.Николай Гурьянов. Его лично рукополагал митрополит Сергий Воскресенский. В дальнейшем о.Николай служил на острове Залит на Псковском озере и прославился как чудотворный старец.

http://pravmir.ru/pskovskaya-pravoslavna...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 14 1920 г. 4 декабря. – Акт наречения протоиерея Александра Паулуса в архиепископа Таллиннского и всея Эстонии 21 Декабря месяца 4 дня 1920 г., в 12 часов дня в здании Священного Синода Эстонской Православной Церкви в присутствии архиепископа Евсевия, епископа Финляндского Серафима и членов эстонского Священного Синода досточтимый протоиерей Александр Паулус был наречен архиепископом богоспасаемого города Таллинна и всея Эстонии, о чем составлен и подписан этот акт. Архиепископ Евсевий, епископ Серафим, председатель Синода протоиерей Н. Пятс, члены: диакон Иох. Юхтунд, Н. Канн, Д. Оргуссаар, протоиерей Н. Скромнов, А. Матвеев, секретарь Д. Самон. 21 Перевод с эстонского языка, заверенная копия хранится: ЭИА. Ф. 1655. Он. 3. Д. 258. Л. 106. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 40 1941 г. 31 марта. – Указ Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского Сергия митрополиту Литовскому и Виленскому, экзарху Латвии и Эстонии Сергию о признании митрополита Таллиннского Александра состоящим в юрисдикции Московской Патриархии 57 Слушали: предложение Патриаршего местоблюстителя следующего содержания: «Вызванный нами в Патриархию митрополит Таллиннский Александр (Паулус) осуществил свое воссоединение с Матерью Церковью Российской из эстонской автокефалии во всем подобно акту от 29 марта 1941 г., к настоящему определению прилагаемому» 58 . Определением от 31 марта 1941 г. 24 постановлено: означенного в предложении митрополита Таллиннского Александра (Паулуса), согласно акту от 29 марта с. г. 59 , признать состоящим в юрисдикции Московской Патриархии, о чем и послать (посылаются) Преосвященным митрополитам Ленинградскому, Алеутскому, Волынскому и Литовскому указы к сведению. 58 29 марта 1941 г. состоялось воссоединение с Русской Православной Церковью Латвийской Православной Церкви, в 1936 г. незаконно перешедшей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, о чем митрополиту Сергию как экзарху Латвии был послан соответствующий указ. 59 В документе опечатка. Акт о присоединении Эстонской Православной Церкви датирован 30 марта 1941 г. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 58 1942 г. 16 ноября. – Указ Патриаршего экзарха Эстонии митрополита Литовского Сергия епископу Нарвскому Павлу 81 Своим указом от 5 ноября с. г. мы уволили митрополита Александра (Паулуса) от управления Эстляндской епархией и запретили в священнослужении. В качестве экзарха Эстонии мы приняли управление сей епархией на себя впредь до прекращения ее вдовства, как это предусматривается §1, 3 регистрационной заявки экзархата от 14 августа с. г. за 92, о принятии коей господин рейхскомиссар в Остланде известил нас отношением от 20 августа с. г. за 2123/42. Все клирики Эстляндской епархии, имевшие общение с митрополитом Александром до его запрещения в священнослужении, принимаются нами в общение, яко в неведении пребывавшие, за исключением запрещенных ранее и членов самозваного Синода. Клирикам, которые дерзнут сохранить общение с запрещенным митрополитом Александром, объявляется, что и сами они по силе 10 и 11 правил св. апостолов и др. состоят под запрещением. Всем клирикам и приходам Эстляндской епархии, которые не пойдут вслед за митрополитом Александром на разрыв с Церковью Матерью, предписывается сноситься с нами при посредстве Вашего Преосвященства. Настоящий указ Вам надлежит довести до сведения всех причтов и приходов Эстляндской епархии. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 5 1920 г. 16 февраля. – Письмо Патриарху Московскому и всея России Тихону от Собора духовенства и мирян Эстонии 11 Долг имеем сим довести до сведения Вашего Святейшества, что Собор всего православного духовенства-клира и мирян всей Эстонии уже 18 марта 1919 г. констатировал и признал, что православная Церковь в Эстонии при своем настоящем состоянии во внешнем зависимом положении не удовлетворяет культурной самобытности эстонского народа, а поэтому в интересах религии и Церкви единогласно постановил и определил: «Православная Церковь в Эстонии, сохраняя апостольскую преемственность, отныне должна быть автокефальной, независимой от какой-либо другой церковной власти и именоваться апостольской православной Церковью Эстонии, оставаясь в догматическом и каноническом братском единении с восточными православными Церквами». Тем же церковным Собором были избраны кандидаты в иерархов Эстонской Церкви: архиепископом профессор А. Каэлас (бывший член Московского Собора, ныне находящийся в Сибири) и епископом священник Александр Паулус. Избран был и высший церковный орган управления – епископский совет Эстонии, признанный таковым декретом гражданского правительства Эстонской Республики и всем православным населением Эстонии. О сем считаем долгом довести до сведения Вашего Святейшества с присоединением вторичной просьбы ускорить и разрешить затруднения в хиротонии епископов православной автокефальной Церкви Эстонии, в первую очередь хиротонию епископа Александра Паулуса. Прося молитв и святительского благословения Вашего Святейшества, председатель, секретарь. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оформил он свою книгу как перевод сочинения немецкого протестантского теолога Генриха Паулюса (Паулуса), которое представляло собой полемический отклик на брошюру либерального правоведа Генриха Цёпфля (Zöpfl; 1807–1877) «Голос об эмансипации исповедников Моисеевой веры в Бадене» (Paris, 1831), выступавшего против отлучения евреев от чиновничьих должностей. Паулюс в том же 1931 г. в издаваемом им в Гейдельберге сборнике «Sophronizon» (Bd. XIII) утверждал, что евреи, составляя государство в государстве (status in statu), не желают подчиняться общенациональным законам, а потому и не могут претендовать на равноправие в Германии, но, подобно любым иностранцам, имеют право лишь находиться под защитой закона. В целом соглашаясь с такой позицией, Гиляров вместе с тем и сомневался, не слишком ли вызывающе и категорично прозвучат выводы Паулюса в их приспособлении к предреформенной России конца 1850-х гг., и советовался с Ю. Ф. Самариным в одном из писем к нему: «Знакомил ли я Вас когда-нибудь с брошюрой о евреях, мною составленной? Эта брошюра составлена была некогда в Германии Паулусом, знаменитым главой известной отрасли рационализма, называемой натуральною. Воззрения его мне показались здравыми и тем более замечательными, что его-то уж никак нельзя заподозрить в фанатизме. Много, однако, пришлось все-таки переделать; исторические исследования пришлось даже написать вновь, так что брошюра вовсе не есть перевод. Да кроме того, я счел нужным разбавить ее собственными примечаниями. Прочитайте посылаемое и на основании этой меньшей частицы произнесите приговор: печатать ли мне? Стоит – или не стоит? сдается мне и теперь, что рассуждения как Паулуса, так и мои собственные довольно дельны. А вы не скажете ли чего-нибудь: совета, возражения, указания?» (цит. по: Шаховской Н., кн. Н. П. Гиляров-Платонов о евреях. С. 155–156). Об этом же Гиляров писал и графине А. Д. Блудовой, тоже не скрывая при этом, что своего перелицованного Паулюса считает вполне оригинальным произведением: «...я взял одно готовое немецкое исследование, весьма замечательное. Я взял именно готовое, немецкое затем, чтобы отнять у моих размышлений слишком местный характер, а следовательно, и ту некоторую резкость, которую они могли бы получить от этого. Впрочем, исследование это до того мною переделано, что, если бы следовать мне примеру большей части наших ученых, я мог бы его назвать и своим. Сверх того, я добавил к нему собственные замечания, которых больше, нежели самое исследование. Эти мои замечания и должны были послужить первою частию изготовляемого мною целого труда о еврейском вопросе» (цит. по: Там же. С. 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

К. Эфрон: «…по своим симпатиям и по своему мировоззрению (Гиляров) был склонен к демократизму, но к демократизму не на западный лад, а к демократизму чисто русскому, исторически и оригинально выработанному русским народным гением» ( Эфрон (Литвин) С. Миссионеры и начетчики. М., (1908). С. 21 ) . 20-летний Гиляров напряженно уяснял богословский смысл еврейства; позже, став летом 1857 г. правительственным экспертом по этому вопросу, он написал, как известно, историко-философскую книгу «В каком смысле могут принадлежать евреям права гражданства в христианских государствах: На основании сочинений Паулуса составил и собственными примечаниями дополнил Н. Г.» (М., 1860), не увидевшую света в свое время и не вполне дошедшую до наших дней. Начало работы, сохранившееся в деле ГУЦ, публикуется ниже. 2. О достоинстве искусства как чувственной формы знания Генв(аря) 11. 1845. Die Kunst, o Mensch, hast du allein! Nur durch das Morgentor des Schönen Drangst du in der Erkenntnis Land. Schiller 755 При решении вопроса о достоинстве искусства, как чувственной формы знания, должно доказывать не превосходство этой формы знания пред другими формами, имеющими одинакое с ней содержание. Одинакое с искусством содержание имеют философия и религия. Но странно было бы думать, что бы 756 способ представления идеи самой в себе, во всеобъемлющей форме мысли, иначе, форма знания философская, или прилична была самой идее, или удовлетворяла духу человеческому менее, нежели образ представления идеи, под покровом чувственного явления. Еще страннее так думать о всецелом проникновении нашего существа всем Божественным или форме знания религиозной. – Искусство скорее имеет нужду в своем оправдании, чем в возвышении, с унижением прочих форм знания. Призрачность творений искусства скорее заставляет сомневаться, есть ли в искусстве хоть какое-нибудь соответствие между образом представления идеи и самою идеею. Свобода художественной деятельности скорее заставляет думать, что искусство есть следствие чистого произвола, не основывающееся ни на каком требовании духа человеческого познать идею именно в этой форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010