Однако и в этой области замечается тот утешительный факт, что в неверие впадали не светила ума и знания, не первоклассные учёные деятели, а посредственности и бездарности, мелкие ремесленники науки, узкие специалисты. Это и понятно: чем крепче ум, чем шире учёность, чем разностороннее потребности духа, чем возвышеннее и глубже взгляды, чем просвещённее человек, чем самостоятельнее его научные положения, чем разностороннее его исследования, – а всё это именно и свойственно истинным, талантливым учёным, – тем менее он склонен к рабской подражательности и к увлечению так называемыми „последними словами науки”, тем легче он может разобраться в хаосе разнообразных учений и мнений, тем способнее отличить истину, хотя бы и старую, от блестящей новой подделки её и предпочесть первую последней. Так, из многих отраслей естествознания врачебная наука наиболее располагает к неверию, и из русских врачей было и теперь есть немало неверующих. Однако славнейшие из наших врачей, Иноземцев, Пирогов, Боткин, были люди верующие. И по другим отраслям естествознания, во время господства у нас материализма, были профессоры и многие ученики их, более или менее склонявшиеся к материализму; но едва ли поддавались материалистическому поветрию лучшие из них, например, удостоенные звания академиков. Из известных учёных не стеснялся проводить явный материализм профессор физиологии Сеченов, за что, кажется, и был лишён кафедры. Без сомнения, в то время из среды профессоров и учёных не один Сеченов был заражён материализмом, но другие боялись обнаруживать и явно провозглашать материализм. Например, Вл. Соловьёв недавно назвал бывшего профессора ботаники, а теперь народного педагога Рачинского идеалистом по натуре и материалистом по миросозерцанию и порицал его за то, что он свою личную потребность искупления прежнего материалистического увлечения подвигом веры и любви к народу отождествляет с потребностями народа. Однако материализм не препятствовал ему оставаться на кафедре, по той, вероятно, причине, что он не проводил материализма слишком явно в своих учёных трудах. Таких скрытых материалистов было немало. Одни из них, вероятно, и в могилу сошли материалистами; другие, при переменившемся духе времени и в силу других обстоятельств, вышли из своего заблуждения и стали верующими, но это известно только близким к ним людям; третьи не испытали такого крутого поворота, а от материализма, после того как он утратил своё влияние на науку, перешли к другим модным ученьям – позитивизму, или эволюционизму; четвёртые и доселе остаются материалистами; но так как теоретический материализм теперь не соответствует духу времени, то они не могут рассчитывать на успех материалистической проповеди и потому не обнаруживают материализма не по одному только чувству самосохранения, а и по тайному сознанию отсталости и бессилия своего миросозерцания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

На обширных землях, отведенных Троицкому Селенгинскому монастырю, селились новокрещенные и здесь, под нравственным влиянием и руководством своих просветителей – иноков, приучались к трудовой земледельческой жизни, – постепенно усваивали быт и склад русской жизни. Селились на этих землях и разные промышленные люди, вольные и «гулящие», образуя из себя вместе с новокрещенными сословие пашенных монастырских крестьян, о которых уже упоминается в переписных книгах 1690 года. На каких льготных условиях водворялись на монастырских землях новокрещенные, – можно, например, видеть из следующей поручной записи новокрещенных Ивана Романова и Тихона Сергеева: «Се яз мунгальской породы новокрещенные Иван Романов да Тихон Сергиев, родом братья родные, дали сию запись на себя на Селенге в новом Троицком монастыре игумену Феодосию еже о Христе с братиею в том, что жить нам и с женами своими в том Троицком монастыре в крестьянех на их монастырской земле в род и род... А взяли мы у него игумена и у братии из монастырской казны в подмог без отдачи коня да корову, а брат мой тоже коня да корову, по двадцати пуд муки ржаной, по котлу медному, по топору, по косе, по два серпа, по сошникам. А пахать нам и детям нашим пахать на их монастырской обиход по десятине в поле, а сеять их монастырскими семяны, а хлеб поспеет, и нам пахать на себя их монастырской земли, елико мочь моя будет. И живучи нам во крестьянех быть от него игумена и от братии во всяком послушании без всякого прекословия, зернью и карты не играть, не пить, не бражничать и никаким воровством не воровать и с воровскими людьми не знатца и пр.». 60 Чтобы увеличить численность населения в своих вотчинах, Даурская миссия пользовалась местным обычаем продавать и закладывать опальных иноземцев, покупала таковых, приготовляла их к принятию христианства, крестила и, водворив на своих землях, приучала их к оседлой жизни. Кроме того, в виду крайнего недостатка в крае русских женщин, миссия посредством уплаты калыма покупала инородок и, по принятии ими христианства, выдавала в замужество за своих вотчинников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обоготворении сил природы также повсеместно развивались развратные культы и храмовая проституция. Ими прославлены имена Астарты и Дианы. На этой почве храмы превращались в дом религиозной проституции, охватывавшей во время праздников весь город. Обычных служительниц богинь – жриц – уже было недостаточно, и им на помощь приходили блароднейшие представительницы городских семейств. «У вавилонян, – передает Геродот (Геродот. История в 9и книгах. Перевод Мищенко. Книга «Клио». С. 11), – есть следующий отвратительный обычай: каждая туземная женщина обязана раз в жизни иметь сообщение с иноземцем в храме Афродиты. Многие женщины, гордые богатством, отправляются в храм и там останавливаются в закрытых колесницах, в сопровождении многочисленной свиты. Большинство просто сидят в храме с веревочными венками на головах. Женщина возвращается домой не раньше, как отдавшись иноземцу. Эти ходят и выбирают себе кого-нибудь. Бросают монету со словами «Приглашаю тебя во имя Мили-ты (Афродиты)». Как бы ни была мала монета, женщина отдается пригласившему. Деньги отдаются в храм. Красивые женщины скоро уходят домой, а некрасивые ждут своей очереди иногда по три-четыре года. Подобный обычай существует и в некоторых местах на Кипре». Но это происходило не на одном Кипре. В Афинах и в Коринфе был широко развит институт исродул, живших при храме и отдававшихся посетителям за деньги, которые жертвовались божеству. Лишь самые акты разврата совершались не перед статуями богов, а в особых помещениях (Иллюстрированная история религий- С. 301). Культ фаллоса в долгий период язычества охватывал, можно сказать, весь мир, господствуя даже тогда, когда уже кровавые жертвы прекратились. Все эти поклонения сопровождались исступленной разнузданностью чувств, соответствовавшей разгулу сил природы. Это исступление в сравнительно поздние времена перекинулось в Элладу, оставив навеки термин «оргия». «Дикие ночные пляски вакхантов, участников оргий Диониса, их исступленные крики, их кровавые жертвы, которые растерзывались живьем, одуряющая музыка, опьянение (вином) все это возбуждало «энтузиазм», давало непосредственное ощущение наития, общения с божеством. Эти оргии были не обрядами, а радениями своего рода. Участвовавшие в них, переряженные в звериные шкуры, в масках, изображающих лесных духов, спутников Диониса, предавались всевозможным неистовствам, чтобы привести себя в состояние экстаза, стать вакхами, приобщиться богу, его страсти, его жизни» (С. Н. Трубецкой», Курс истории древней философии. Ч. У-У1. С. 57; Трубецкой Сергей Николаевич (1862–1905) – историк философии. Профессор Московского университета. Автор «Истории древней философии». Ч. 1–2. М., 1906–1908).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

38). Священнический закон вместо законов о рабах и долгах предлагает величественный план, именно: учреждение юбилейного года, которое, впрочем, самими иудеями рассматривалось и трактовалось, только как утопия. Закон о юбилейном годе, Лев. гл. 25, состоит из двух частей, из которых одна имеет предметом отношения собственности, a другая – личную свободу Израильтян. Если мы обратим внимание только на эту вторую часть, то прежде всего в ст. 35–38 здесь настойчиво предписывается, что обращение с обедневшими израильтянами должно быть мягким и снисходительным с целью спасти их от крайней бедности. Сюда относится и то, что не должно брать с них процентов (ср. § 34). Но если тем не менее израильтянин вынуждается продать себя в рабы, то вопрос шел о том, подкупается ли он евреем же или богатым пришельцем. В первом случае его нельзя рассматривать, как раба, и обращаться с ним, как с таким, но только, как наемника, который есть личность, а не вещь (§ 32), a в юбилейный год, наступающий в каждый 50-й год, он должен получить свободу и с детьми возвратиться к роду своему. Следовательно, кто желает иметь действительных рабов, с которыми он мог бы обращаться, и притом навсегда, как именно с рабами, тот должен покупать иноземцев или детей пришельцев, живущих в стране. Если же покупатель, напротив, есть богатый пришлец, то еще с большей очевидностью охраняется достоинство израильтянина тем, что он не только в юбилейный год делается свободным, но имеет право быть выкуплен в каждый момент – тем ли, что сам он приобретает своей работой (§ 12), или при помощи его ближайших родственников. В таком разе выкупная сумма с каждым годом становится меньшей, пока наконец в юбилейном году равняется 0. Другими словами: израильтянин не продается, а только нанимается на 1–49 лет – с правом, что отношение наемничества во всякий момент может быть прекращаемо; наниматель получает (определенную) плату за остальные (до юбилея) годы. Если мы от этих несложных отношений перейдем к первой части отдела, то она, как видели мы в §21, сделалась несколько менее ясной благодаря привнесению института – геулла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

На этих днях я получил листок от Ивана Дмитриевича (с ялуторовскими друзьями я в еженедельной переписке). Он меня порадовал вашим верным воспоминанием, добрая Надежда Николаевна. Вы от него будете знать об дальнейших моих похождениях. Надобно только благодарить вас за ваше участие: будем надеяться, что вперед все пойдет хорошо; здесь я починил инвалидную мою ногу и дорогой буду брать все предосторожности. Хозяева мои вас сердечно приветствуют. Здоровье Михаила Александровича так хорошо, что я нашел его теперь гораздо свежее, нежели при последнем свидании семь лет тому назад. Заочное лечение Иноземцева избавило его совершенно от прежней болезни. Наталья Дмитриевна иногда похварывает, но в сложности лучше, чем прежде. Меня они родственно балуют – я здесь как дома и не боюсь им наскучить моею хворостию. Это убеждение вам доказывает, до какой степени они умеют облегчить мое положение. Другие здешние товарищи помогают им в этом деле. Погрустил я с вами, добрая Надежда Николаевна: известие о смерти вашего внука Васи сильно нас поразило. Тут невольно мысль и молитва о близких покойного. Да успокоит вас милосердый Бог в этом новом горе. В сердечном моем сочувствии вы не сомневаетесь – боюсь распространяться, чтоб не заставить вас снова задуматься, хотя вполне уверен в вашей полной покорности воле божьей. Опять к вам просьба: из прилагаемой записки вы увидите, в чем дело. Верно, у вас есть добрые знакомые в Орловской губернии, которые не откажутся доставить вам нужные сведения, а вы их перешлете Наталье Дмитриевне. Она все это сообщит Степану Михайловичу, который по дружбе к покойному Мефодию хочет помочь его родным. Надобно удивляться Степану Михайловичу; он при одном жалованье находит возможность быть полезным другим, – это точно необыкновенный человек во многих отношениях. Несколько раз пытался отыскать это семейство, но все попытки были тщетны. Я взялся все устроить через вас в уверенности, что вы лучше, нежели кто-нибудь, укажете дорогу к добру. Прощайте, добрая Надежда Николаевна. Обнимите за меня Алексея и позвольте мне вас самих крепко обнять с искреннею признательностию за неизменную вашу дружбу.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

-“- 1912, 44, стр.403. -“- 1918, 19–20, стр.114. “Приб. к «ЦВ” 1905, 23, стр.960. -“- 1905, 29, стр.1196–1198. “Русск.Паломн.” 1905, стр.491. “ЖМИ” 1931, I, стр.1. -“- 1932, 7–8, стр.5. -“- 1932, II-12, стр.2. -“- 1933, 14–15, стр.9. «Мис.Календ.» 1907, стр.136. ФАМ I, 169, стр.14. “Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год”, стр.226–227. ФПС III, стр.5. Протопресвитер Т.Теодорович. “К сорокалетию пастырства», ч.1, стр.25, 28, 30. Булгаков, стр.1399, 1403, 1412. БЭС m.II, стб.1636. БЭЛ m.IX, стб.53–54. Regel’son 454, 525, 535. Am 15.4.1922 wurde er in Moskau verhaftet. Am 4.5.1922 mußte er vor Gericht im Gebäude des Polytechnischen Museums über den Widerstand bei der Einziehung kirchlicher Wertgegenstände aussagen; er lehnte kategorisch jede Teilnahme dabei ab (A. Levitin – V.Šavrov, Oerki po istorii I, 73, 74). M. Pol‘skij, Novye mueniki I, 180; II, 280: Er starb nach seiner Verbannung in Taškent (1929) in Ninyj Novgorod im Jahre 1934. Никанор(Абрамович), М Ukr. Autokeph. Orth. Kirche Вмарте 1942 года хиротонисан архиепископом Александром (Иноземцевым) и Поликарпом во епископа. Упоминается в Поликарповской ориентации. Литература: «Журнал Засед. Св.Синода», 8, от 19 апреля 1948 года. ФАМ ФАМ 14. Nikanor (Burak-Abramovi) wurde am 27.7. (alt. St.) 1883 im D Mizovi bei Kovel in Wolhynien geboren. Seine Vorfahren waren Priester, sein Vater aber Diakon-Lehrer; er hatte zwar das GS abgeschlossen, dann jedoch eine Witwe geheiratet.Nikanor studierte zuerst in der Dorfschule, dann an der Geistlichen Schule in Mizovi und am GS itomir. Dann trat er in das Kiever Kommerz-Institut ein, nach der Priesterweihe in die Kiever GA. Er studierte auch an der historisch-philologischen Fakultät der Vladimir-Universität in Kiev. Zum Priester wurde er am 23.10.1910 in Vladimir Volynskijvon BFaddej geweiht. Zuerst diente er bei seinem Schwiegervater im D Bilii, 1912 übernahm er freiwillig die Pfarrei im D Tiškovii. Im Juni 1916 wurde er nach itomir evakuiert und betreute bis 1918 die Flüchtlinge. Unter der ukrainischen Regierung organisierte er das kirchliche Leben und war Inspektor des Kultusamtes. Er redigierte das Monatsblatt «Svitec’», ab 1919 war er Mitredaktor des «Gromadjanin». Er gab das Buch «Prosvita na seli» heraus. Im Sommer entging er wie durch ein Wunder der Erschießung durch die Bolschewiki; er wurde Pfarrer im D Se1’ce. In der neu organisierten Geistl. Leitung wurde er Sekretär, zusammen mit BDionysij (Valedinskij) bereitete er die Bischofssynode in Poaev (2.–8.10.1921) vor, die er leitete. Zum erstenmal wurde in Polen die Liturgie ukrainisch gefeiert. Seit1924 Protoierej. Er arbeitete weiter an der Ukrainisierung der Kirche in Polen. 1927 wurde er deswegen vor eine Untersuchungskommission gestellt.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ПСЗ-1. Т. XXVIII. 20548. Примечание. В соответствии с приведенной статьей Соборного уложения 1649 г. Иноверцы, жившие у иноземцев, при желании принять православие обязаны были давать за себя выкуп в размере 15 рублей. Публикуемый указ распространял право на защиту своей собственности – крепостных людей – и на подданных России дворян-мусульман. 1804 г., января 27. – Синодский, в следствие Именного. – О доставлении от всех Римско-Католических епископов к Епархиальным Архиереям требуемых ими справок или сведений без всякого замедления По именному Его Имераторского Величества Высочайшему указу, объявленному Синодальным Г[осподином] Обер-Прокурором, Статс-Секретарем, Действительным Камергером и Кавалером Князем Александром Николаевичем Голицыным, что Государь Император по всеподданнейшему его докладу о противозаконном поступке Каменецкого Римско-Католических церквей Бискупа Дембовского [заключавшегося] в недоставлении Архиепископу Подольскому Иоанникию требованных им двукратно от него к производящемуся, по силе указа из Святейшего Синода, следствию списков о бывших и небывших в 1802 году у исповеди и Святого причастия жительствующих в селе Поповцах, содержащих Римско-Католический закон, людях, Высочайше указать соизволил: учинить ему, Г[осподину] Обер-Прокурору и Кавалеру сношение с Министром Юстиции как о уведомлении Митрополита Римско-Католических церквей Сестренцевича о сем поступке его Дембовского, так и о предписании всем подведомственным ему Епископам доставлять впредь все требуемые справки и прочие пособия, по примеру как Российские Епархиальные Архиереи без всякого замедления поступают; что им Г[осподином] Обер-Прокурором и Кавалером и исполнено. Святейший Правительствующий Синод Приказали: об оном для сведения в Московскую святейшего Синода Контору, к Синодальным Членам и прочим Преосвященным Епархиальным Архиереям послать указы. ПСЗ-1. Т. XXVIII. 21138. 1804 г., мая 17. – Сенатский. – О учинении Римско-Католической Духовной Коллегии положения, какие из Униатских монастырей следуют к упразднению и какие могут быть оставлены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для вспоможения Церкви святой и разширения Православной Христианской веры, школам быть в Тобольску, и учить граматики Словенской и Латинской, а учителями промышлять одному, и учеников понудить, 23 которые до того понадобятся от всякаго чина дети, а для скудных детей на покупку к тем наукам потребных книг чтоб учинить вспоможение из Государевы казны, и чтоб кроме Митрополита судом и расправами школьными никому не заведывать и не учить, да не разногласие кое в учении школьном возрастет оттуду. Да к вышеписанной же статье приличны 10, 15, 17, 20 и 21 статьи. Монахом Киевляном и челяди, чтобы был проезд в Сибирь, и из Сибири отъезд вольной; и буде прилучится с домовыми нужными делами послать домовых людей к Москве, и тем бы людям давать ямския подводы; а без проповедников Слова Божия и учителей школьных и без слуг 24 быть невозможно. В Киевопечерской обители Диакон черный Пахомий Арамашенко зело угоден до проповеди Слова Божия; чтобы того Диакона прислать в Тобольск, а буде в той обители его нет, послать и в Чернигов. А для детскаго учения завесть друкарню (типографию) в Тобольску, в Софейском дому 25 Великаго Государя казною, а друковать (печатать) Буквари, Часословы малые и Псалтыри, и до школ на шестнадцать окошек дать слюды из Приказной Палаты. А по справке в Сибирском Приказе, в прошлом 1701 году, Генваря в 9 день, по именному Великаго Государя Указу, велено в Сибири из Дворян Андрею Городецкому, которому велено быть в Софейском доме у Архиерея приказным человеком, для утверждения и разширения словес Божиих, на Софейском дворе, или где прилично, построить училище поповских, диаконских и церковников детей, робяток учить грамоте, а потом Словенской Граматике и прочим на Словенском языке книгам, и Катихизис Православной веры, печатанный на Москве в прошлом 204 (1696 г.), могли совершенно знать и, удостояся в чин Священства, народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, не ведущих Создателя Господа Бога, приводить в познание истинныя веры могли, и по тому ко святому крещению искать разширения до самаго Государства Китайскаго; а тем детям скудным давать на одежду по две деньги человеку на день, да пищу из домовых доходов, а у которых отцы у приходских церквей люди нескудные, и тем питаться и одежды на себя класть свои, а опричь церковнаго чину не имать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Понимал ли Петр, на каком языке обсуждают календарную реформу его старозаветные подданные? Естественно, понимал, — хотя бы потому, что как раз в это время речи на их языке ему пришлось выслушивать в ходе розыска о последнем с стрелецком бунте (розыск продолжался и после 1 января 1700 г.) [см. Бутанов, 997–407]. Петр знал, что разбитые под Новым Иерусалимом стрельцы хотели не только перебить бояр, но и «вырубить Кукуй», ибо вина за наплыв и непомерное влияние иноземцев возлагалась на Немецкую слободу; что в тягловой среде и даже в высших сословиях многие считают царя недостойным престола, ибо царь — подмененный, «немчин», сын Лефорта и т. п. [см. Чистов, 91— 124]; что традиционалисты ожидают светопреставления и год 1699–й в этом смысле не рядовой, а особый  . Видимо, «глас народа» заставлял Петра торопиться. Иначе трудно понять, отчего обошлось без дискуссии относительно реального рубежа «столетнего века», без конкуренции между 1700 и 1701 гг. Видимо, Петру важно было «истребить» именно 1699, «роковой» год, важно заглушить «глас народа» колокольным звоном «сорока сороков» московских церквей, барабанным боем и музыкой шедших поутру 1 января в Кремль воинских частей, пушенной пальбой, треском фейерверков и потешных огней, шумом дворцового бала и народного гулянья у трех нарочно по этому случаю сооруженных триумфальных ворот, где для московских простолюдинов были выставлены столы с едой и бочонки с вином и пивом. Всякий праздник есть манифестация некоей либо коллективной, «соборной», либо частной идеи. Это весомое культурное высказывание, приглашающее, а в нашем случае понуждающее (под страхом наказания!) к единодушию. Устанавливаемый впервые, всякий праздник непременно отрицает старый порядок и кодифицирует новый. Нет нужды доказывать, что изменение календаря имело прямое отношение к европеизации Руси: российский календарь приводился в соответствие с западным. Праздник 1 января 1700 г. Петр заключил в рамку: в канун его состоялось знаменитое острижение бород и переодевание дворянства («сперва повелел монарх платью сему быть венгерскому, по потом сие отменил, а указал носить мужескому полу верьхнее саксонское и французское, а камзолы и нижнее платье немецкое, и женскому — немецкое») [Голиков, 1788, ч. 1, 356]. Тотчас после новогодних торжеств русским женщинам было приказано открыть лица: «Попечительнейший о благе подданных своих монарх повелел… чтоб впредь женскому полу иметь в честном обхождении с людьми совершенную свободу и чтоб как замужние жены, так и девицы ходили не закрываясь на свадьбы, на пиршества и на всякие публичные увеселения» [Голиков, 1788, ч. 2, 11].

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

За некоторыми исключениями (например, рассказ о самоубийстве Разиса, переданный в сочувственном тоне), учение 2-ой Мак. книги верно отображает в себе ветхозаветное Божие домостроительство. И с этой стороны, исследуемая нами книга, имеет, конечно, то богословское значение, что свидетельствует о верности иудеев послепленного периода закону Моисееву и отеческим преданиям. Но несомненно, что догматическое и нравственное учение 2-ой Мак. книги имеет особое богословское значение, как точная характеристика состояния и мировоззрения, собственно, палестинских иудеев. Мы уже выше говорили, что после плена Вавилонского часть иудеев переселилась в Египет как в Александрию, главный центр эллинской цивилизации, так и в другие, вновь основанные, города с кипучею торговою деятельностью. Таким образом, иудеи после плена Вавилонского разделились на две половины – иудеев палестинских и иудеев александрийских; центром первых был Иерусалим, а центром вторых – Александрия. Указали также мы и на образование, за это время, у иудеев богословской литературы двух направлений – иудейско-александрийской и иудейско-палестинской, благодаря чему даже и греческий язык, употреблявшийся в той и другой литературе, получил в каждой своеобразный отпечаток. Сказали мы и о том, какие условия способствовали выработке особого мировоззрения иудеев александрийских и как отразилось это в их литературе. Но несомненно также, что особенное положение и палестинских иудеев, за этот период, не могло не повлиять на их мировоззрение, а это последнее должно было отразиться и, действительно отразилось, в догматическом и нравственном учении 2-ой Мак. книги, как произведения палестинского иудейства, написанного в Палестине в конце 2-го века до P. X. В Палестине иудей представлял себя вастояшим господином своей отечественной страны; отсюда у него, естественно, было страстное стремление к политической независимости. Но так как, палестинским иудеям, в послепленное время, все-таки не удавалось освободиться, совершенно, от власти иноземцев, то они, естественно, переживали тяжелое и горькое чувство, порождаемое исполненным глубоких противоречий религиозно-политическим своим положением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010