Единственной силой, которую могли противопоставить Рамсес III и его современники могущественным жреческим партиям, являлись многочисленные чужестранцы (на положении рабов), которыми располагала корона. Заклейменные именем царя, они набирались в большом количестве в ряды армии вместе с уже упомянутыми выше наёмниками, несшими в ней добровольную службу. Войска, с помощью которых Рамсес III отразил нападения врагов на свою империю, состояли, как мы уже говорили, в значительной мере из иноземцев, и число последних постоянно увеличивалось по мере того, как фараон всё меньше и меньше чувствовал себя хозяином положения, трудность и запутанность которого всё возрастали. Он вскоре был также вынужден окружить свою особу множеством этих же чужеземных рабов. Класс домашних слуг, уже известных в эпоху Среднего царства под именем, которое мы можем перевести словом «ключники», первоначально служил при столе и кладовых придворной знати. Рабы этой категории на службе у Рамсеса Ш были в значительной мере уроженцами Сирии, Малой Азии и Ливии, и так как царь находил их всё более и более полезными, то они, хотя и будучи простыми рабами, стали постепенно занимать высокие должности в государстве и при дворе. Это было положение, как справедливо заметил Эрман, вполне отвечавшее тому, которое наблюдалось при дворе египетских султанов в средние века. Из двадцати таких «ключников», состоявших, как нам известно, на службе у Рамсеса III, пять были иностранцами и занимали ответственные и влиятельные места; вскоре мы будем иметь случай наблюдать ту выдающуюся роль, которую они сыграли в фатальном кризисе, имевшем место в его царствование. В то время как с внешней стороны всё было блестяще и спокойно и весь народ чествовал царя, спасшего страну, разрушительные силы, медленно накапливавшиеся в течение поколений в государстве, достигли теперь крайней степени напряжённости. Ненасытное и коварное жречество, располагавшее огромными богатствами, армия наёмников, готовых служить тому, кто заплатит больше, и непосредственное окружение из чужеземных рабов, верность которых равным образом зависела всецело от непосредственной выгоды, на которую они могли рассчитывать, – вот те факторы, с которыми Рамсесу III приходилось постоянно иметь дело, уравновешивая каждый из них всеми остальными. Если ещё прибавить к этому множество царских родственников и креатур, являвшихся, быть может, наиболее опасным элементом при данном положении вещей, то последствия не будут для нас неожиданными.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

115 Первоначально Чермное море, затем и Средиземное. Боги его, упоминаются еще в одной надписи Московского Музея. 116 Ориг.: «твоему носу», как органу дыхания. «Дыхание жизни» – обычное египетское выражение, часто приводимое в связь с носом. 118 Перевод сомнителен. «Запад» – загробный мир; может быть вроде нашего: «исторгни из ада». Во всяком случае смысл не вполне ясный. Следующие высокопарные фразы также не безусловно ясны. 120 Смысл этого пассажа не совсем ясен. Может быть дело идет о подобных Синухету эмигрантах, может быть о вождях племен сирийских; на последнее указывают детерминативы после имен, указывающее на иноземное происхождение. Из имен местностей Кедем – Фенеху – неизвестное древнее общее имя для иноземцев, главным образом северных. Встречается впервые в подписи под статуей царя Ниусерра в его заупокойном храме (V дин.). См. Sethe, Aeg. Zeitschr., 45, 140. Сравнение сирийцев с собаками в это же время сделано в поучении Аменемхета I, 3, 1. 125 Ориг.: «твоему носу», как органу дыхания. «Дыхание жизни» – обычное египетское выражение, часто приводимое в связь с носом. 126 Сюда переносит эту фразу Гардинер из стр. 236 В, где она стоить в связи: слуга передаст должность визиря... ибо уже пришли....» Отсюда кроме берлинской рукописи имеется еще для следующих 9 строк небольшой остракон из коллекции Питри. 128 Упоминается в близком по эпохе к нашему рассказу эрмитажном папирусе 1116А: царь сообщает своему наследнику, что он для защиты от набегов с востока заселил и укрепил область «от Хабену до Путей Гора». Эрман (Aegypt. Zeitschr., 43,72–3) указал, что в «дендераских текстах «Пути Гора» употреблено, как синоним «начало Востока» и помещено у Джару, пограничной крепости, близ нынешней Измаилии. Таким образом, уже тогда можно было проехать оттуда по каналу до царской резиденции у Лишта. Само название «Пути Гора» объясняется или мифологическими локализациями, или тем, что фараон, как Гор, выступает отсюда в походы. 129 До нас дошел от 3 года Мернепта отрывок журнала пограничного чиновника, (Папирус Anastasi VI, 4), с перечнем по дням лиц, переходивших азиатскую границу. См. Erman. Tagebuch eines Grenzenbeamten. Aegypt. Zeitschr., XVII, 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/r...

Техен (ливиец) по имени Буювава поселился в Гераклеополе в начале XXI династии; его сын Мусен занял положение жреца в гераклеопольском храме и начальника городских наёмников, и эти должности стали наследственными в его фамилии. Правнук Мусена, Шешонк, был «главным вождём машуашей» и человеком богатым и сильным. Он похоронил своего сына Немарета в Абидосе с большой пышностью и щедро обеспечил заупокойную службу землями, садами, рабами, слугами и ежедневными жертвоприношениями. Когда заведующие гробничным достоянием оказались не на высоте своего положения, Шешонк имел настолько сильное влияние на одного из царей XXI династии, чьё имя, к сожалению, потеряно, что мог добиться их наказания на основании оракула фиванского Амона. Хотя мы и не можем проследить подобным же образом судьбы других ливийских военачальников в Дельте, всё же несомненно, что все они, в большей или меньшей степени, процветали и постепенно захватывали управление в свои руки. Слабая и ничтожная XXI династия в то время правила уже около 150 лет, и потомки ливийца Буювавы в Гераклеополе всё это время неизменно усиливали свой авторитет, и наконец власть перешла к Шешонку 129 , внуку того Шешонка, о котором мы только что говорили, как к главному представителю фамилии. Этот Шешонк, или, быть может, его ближайшие предшественники настолько распространили власть Гераклеополя, что он наконец стал управлять княжеством, простиравшимся, по-видимому, вплоть до Мемфиса на север, и на юг – до Сиута. Мы, вероятно, никогда не узнаем, вымерла ли танисская линия, или же её последние представители были слишком слабы, чтобы удержаться, но таково было могущество гераклеопольского начальника наёмников, что он перенёс свою резиденцию в Бубаст, в Восточной Дельте, и провозгласил себя фараоном около 945 г. до н.э. Его линия фигурирует у Манефона под именем XXII династии. Таким образом, немного более двух столетий спустя после смерти Рамсеса III, нанесшего ливийцам тяжкое поражение, последние овладели короной Египта, даже не будучи вынуждены обнажить для этого меч. Процесс, закончившийся появлением на достопочтенном престоле фараонов солдат и иноземцев, развивался параллельно с тем, который отдал страну во власть жрецов. Но господство жреца закончилось несколько скорее, чем господство солдата, хотя власть того и другого одинаково уходило корнями в императорскую систему XVIII династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков, доверенное лицо кандидата на должность Президента РФ Сергея Миронова Девки пляшут в ХХС. Либералы в восторге Что стоит за осквернением алтаря девушками из Pussy Riot Алтарь Храма Христа Спасителя осквернен пением и выкрикиванием политических лозунгов. Этот поступок позволила себе малоизвестная панк-группа Pussy Riot, состоящая, как свидетельствуют решительно все информационные источники, из радикальных девушек-феминисток. В истории очень много непонятного. Например, панкам, убежденным врагами любой идеологии, вряд ли может быть симпатичен феминизм. Но это к слову. Мало ли кто как себя называет. Еще более странный момент: по утверждению ряда медиа, охрана храма будто бы " ловила девушек, но не смогла поймать, и они убежали " . Вероятно, через какой-нибудь потайной ход. Как бы там ни было, подача темы в СМИ пестрит огромным количеством странностей и нестыковок. Как в постановочном кадре у молодого и неопытного режиссера. Но раскручивается событие интенсивно – и резонанс получило соответствующий. Как говорили древние, в этом мире случайностей нет. А уж в мире информации и подавно. Вряд ли нечто подобное могло произойти полтора-два года назад. Но сегодня на антицерковные хулиганские выходки есть спрос. Или заказ. Только на этот раз, в отличие от 20-х годов прошлого века с их октябринами, союзами воинствующих безбожников и фокстротом " Алилуйя! " – не в левых, а в правых политических кругах. Пресса активно отрабатывает заказ. Тут и Невзоров, и Багиров, и Джигурда, и Красовский, и Иноземцев, и бесконечный поток грязи, выливаемый на Патриарха " Новой газетой " ... Что в принципе неудивительно. Гораздо больше удивляет реакция на это событие популярного протодиакона Андрея Кураева. Впечатление от его слов такое, будто он не духовное лицо, а поклонник " панк-феминизма " . Это как минимум. А как максимум – креативный менеджер злосчастной группы. Иначе как расценить его слова о том, что " концерт " был по поводу Масленицы. А ХСС не находится в собственности РПЦ, и потому, мол, " какие конфессиональные ограничения могут налагаться на людей, которые зашли в муниципальное учреждение, по определению доступное для всех граждан " . Уважаемый протодиакон как будто напрочь забыл о сути Литургии и церковных Таинств, которые совершаются, вот ведь какая незадача, внутри, а не снаружи храма. Давнее увлечение Андрея Кураева миссионерством среди рок-коммьюнити – дело, наверное, неплохое. Но не до такой же степени. Или протодиакон заигрался в рок-эстетику или увлекся модой на " гламурное православие " . А всего вероятней, просто не понял сути происшедшего.

http://religare.ru/2_92739.html

Феодор пекся о подтверждении успехов и о внутреннем улучшении etc. Отношения России 1) к Швеции и Польше . . . . . 2) к Турции . . . . . 3) к прочей Европе 1) Склонна к Польше, уже обессиленной, неприязненна к Швеции, усиливающейся час от часу. 2) Смотрит осторожно на Турцию, опасается влияния оной на Запорожье и Украйну. 3) Прочей Европе начинает быть известна, а для Австрии нужна, как достаточная соперница Турции. Россия разделена на воеводства, управляемые боярами. Бояре беспечные. Их дьяки алчные. Народ taillable à merci et miséricorde. Правосудие отдаленное, в руках дьяков. Подати многосложные и неопределенные. Беспорядок в сборе оных. Пошлины и таможни внутренние: а) притеснения в) воровство Внешняя торговля: а) Архангельская младенческая в) Персидская с) Волга Военная сила начинала получать регулярное образование. Стрельцы, казаки, образ войны и вооружения. Законы, более обычаи, нежели законы, — неопределенны, судьи безграмотные. Дьяки плуты. Просвещение развивается со времен Бориса; нравы дикие, свирепые etc.; правительство впереди народа; любит иноземцев и печется о науках. Духовенство. Его критический дух. Голиков. Введение. Philipp Johann von Stralenbergs nord- und östlicher Theil von Europa und Asien. Stokholm. 1730. Страленберг говорит о двух сторонах, существующих в России, за и против Петра I. Оппозиция негодует 1) на возведение на высокие степени людей из низкого звания, без различия с дворянами, 2) что государь окружил себя молодыми людьми, также без разбору, 3) что дозволяет им осмеивать бояр, наблюдающих старые обычаи, 4) что офицеров, выслужившихся из солдат, допускает к своему столу и с ними фамильярно обходится (в том числе Лефорт), 5) что сыновей боярских посылает в чужие края для обучения художествам, ремеслам и наукам, недостойным дворянского званья, 6) что записывает их в солдаты и употребляет во всякие работы, 7) что дал князю Ромодановскому власть неограниченную. Всё сие бояре почитали истреблением знатных родов, унижением дворянства и безнравственностию.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

В исторической литературе, в особенности в XIX — начале XX века, были распространены представления, что, вступив в борьбу со знатью, царь специально возвышал людей «худородных», низкого происхождения. Такое представление складывалось в значительной мере под воздействием ряда высказываний Таубе и Крузе, а отчасти и Штадена. Таубе и Крузе в разных местах своего послания писали об опричниках, что это были те, «кто были привычны ходить за плугом и вдобавок не имели ни полушки в кошельке; нищие и косолапые мужики», те, кто ранее были «слугами» казненных царем «господ». О том, что новые господа в опричнине были холопами прежних господ, также писал и Штаден. Однако исследователи справедливо отмечали, что все известные данные об опричниках, занимавших в опричном дворе сколько-нибудь видное положение, говорят об ином: всех этих людей царь взял в свой двор из состава старого «государева двора» и к низам дворянского сословия они никак не принадлежали. Да и сам Штаден сообщал, «что князья и бояре, взятые в опричнину, распределялись по ступеням (in gradus) не по богатству, а по породе (nach Geburt)». Элемент истины в высказываниях иноземцев, как представляется, был. Борясь с изменой, опричные власти поощряли доносы боярских слуг на своих господ. Согласно сообщению Штадена, если кто-либо из боярских слуг являлся к одной из застав, окружавших Александрову слободу, и заявлял: «У меня есть дело господарское», его «тотчас доставляли от заставы в Слободу в приказ, и всему, что бы он ни говорил о своем господине, давали веру». Не исключено, что такие слуги, засвидетельствовавшие свою верность царю, могли получить часть владений прежних господ и даже быть принятыми в опричнину, но никакой значительной роли в опричном дворе они не играли и в окружение царя не входили. Новый опричный двор по своей структуре и по своей иерархической организации во всем воспроизводил порядки старого «государева двора», а место того или иного сына боярского на иерархической лестнице определялось традиционными правилами. Принципиальное новшество состояло в том, что царь не пожелал взять в опричнину наиболее знатные княжеские и боярские роды, и поэтому открылся доступ к высоким должностям в опричном дворе для людей, которые при обычном положении вещей могли бы претендовать лишь на вторые роли. К тому же в сложившемся положении именно лица, служившие в опричном дворе, пользовались наибольшей близостью к государю и могли оказывать решающее влияние на положение дел в государстве. Именно поэтому часть политической элиты вместе с частью чинов двора стала на сторону царя во время политического кризиса рубежа 1564—1565 годов. В состав опричной Думы вошли члены старомосковских боярских родов — Плещеевы, Колычевы, Бутурлины и другие. В их числе не оказалось царских родственников — Захарьиных. Они, очевидно, принадлежали к числу тех советников, чье поведение в начале 60-х годов XVI века разочаровало царя.

http://sedmitza.ru/lib/text/438941/

Всего вероятнее, он был начальником египетской государственной полиции, которая составляла один из корпусов армии и несла по преимуществу общественно полицейскую службу 16 . Полиция была многочисленна и хорошо организована уже в самые древние времена и имела многочисленные обязанности. Закон обязывал, чтобы каждый житель ежегодно представлялся полицейскому начальнику своего округа и давал показания о том, какими средствами он живёт, причём всякое ложное показание наказывалось смертью . Египет был страной бюрократизма, ещё более, чем теперешняя Австрия. Всё население каждого «нома» или округа ежегодно в назначенные сроки переписывалось писцами в особые списки, причём в эти списки заносились и рабы. На одном из памятников XIX династии встречается картина, изображающая подобную перепись 17 . Полиции, конечно, при этом было много работы. Она была обязана открывать и наказывать преступников, преследовать и ловить беглых рабов, стеречь многочисленных военнопленников и наблюдать за надлежащим исполнением общественных работ, налагавшихся на народ законами, а также смотреть за общественными работами рабов. Подобная многосложная служба требовала большого количества людей, и поэтому, рядом с писцами и чиновниками, на обязанности которых было производить суд и расправу, ещё во времена Авраама был образован особый жандармский корпус, первоначально из иноземцев, и к нему присоединены были другие отряды из иноземных воинов, набираемых в Сардинии и других странах, которые и составляли часть государственной и личной охраны Фараона. Для этих отрядов требовался особый начальник, который, подобно начальникам других частей управления, был причислен ко двору, с громким титулом «очей царя верхнего и ушей царя нижнего Египта». По всей вероятности, эту-то должность и занимал Потифар, потому что с этой должностью соединялись те обязанности, которые приписываются ему в библейском повествовании, именно обязанности смотреть за тюрьмами и заключёнными в них, наказывать преступников и приводить в исполнение всякие судебные приговоры 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblij...

Совершенно верно, что 56-я статья, как говорит автор, безусловно не отвечает содержание 62-го пр. VI Всел. Соб., на которое она ссылается. При всем том нельзя сомневаться, что она составлена под воздействием именно этого правила, только в приложении его не к языческим празднествам, а к брачным церемониям. Затем. Если не допускать другой (первоначальной) редакции настоящей статьи, или если не признать ошибки списателя в выражении – « ες γμον», – то это последнее можно предполагать внесенным сюда только в виду последующей статьи, которая по своему содержанию имеет сходство с статьей 56-ою. Останавливаясь на 58-й статье, воспрещающей браки православных с еретиками, автор между прочим высказывает мысль, что в северо-восточной Руси московского периода это предписание было нарушено только раз, и что все другие попытки западных государей породниться с русскими путем брака кончались неудачно, в силу требования со стороны русских от иноверных женихов принять православие. То и другое нельзя назвать точным. Примеры вступления в брак русских с иноверцами за указываемое время были и другие, сверх отмечаемого автором. А известные попытки сватовства иноземцев к русским царевнам кончались неудачно скорее по причинам политическим 265 . Не лишне сказать здесь и то, что и в эпоху Петра I настоящее предписание теряет свою силу собственно по мотивам политическим, но не церковным, и что во время Петра, кроме существующих теперь других условий действительности подобных смешанных браков, – ставилось еще русское подданство иноверцев, женившихся на русских невестах. Запрещение мирянам входить в алтарь не имеется оснований выводить из 7-го пр. VI Всел. Соб., как это делает автор в своих примечаниях на 66-ую статью Номоканона. Правило это запрещает диаконам занимать места выше пресвитеров не в богослужебных собраниях (и следовательно – не в алтаре), а в собраниях клириков при других случаях. Так понимают его все известные византийские комментаторы. Поэтому осторожная вставка автора – «(в алтарь)» – в словах: «не дозволяется (диаконам) занимать (вставка) места выше пресвитеров», – вставка по меньшей мере беспочвенная 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1868 г. февраля 22-го. Давно добивался я сведений как Леонид управляет епархией, и получил кой-какие от Вифанского ректора. Принимает он вместе человек по 15-ти, тут и дамы; при всех докладывается о делах, и он велит оставлять бумаги. „Я, говорит он Вифанскому ректору, зараз прочитаю бумаг 15-ть, потом кладу резолюции. Иногда, правда, смешаются бумаги, и я не на той напишу, на которой следовало“. Потом через рассыльного рассылает по Москве бумаги. У Вифанского ректора потерял бумагу, и он при всех вынужден был сказать ему. Вифанский ректор жалуется на новые порядок управления; за исключением одного или двух, все наставники – члены педагогического совета. Успех книги Ренана породил подобные произведения. Вчера мне говорили, что в Москве ходит французская книга Мемуары Иуды. В „Московских ведомостях“ напечатано известие о ссоре в университете московском: передавали мне, что вопрос быть еще поднят о каких-то 600000 руб., в которых Баршев не дал отчета, что Басов с кулаками подошел к требовавшим отчета в этих деньгах, крича: „разве мы воры!“ Вся домашняя грязь выглядывает наружу. Должно быть получено у вас уничтожение делений епархий на классы и новые штаты. 1868 г. февраля 26-го. Сушков напечатал книгу свою без предварительной цензуры. Из Комитета гражданской цензуры она прислана к нам. Рассмотрение ее пало на Филарета Александровича. Викарий Игнатий просил его —134— помедлить мнением, чтобы книга успела разойтись. В книге более 200 страниц приложений. Здесь переписка по поводу катехизиса, по поводу слова на Благовещение, переписка с Гете, и письмо митрополита Арсения 1863 г. Ныне дал мнение Ф.А., что книга не должна бы без духовной цензуры печататься, что духовная цензура без Синода не могла пропустить многие места, что вопреки устава напечатаны частные письма без спроса лиц, писавших их. Какое будет следствие – не знаю. Инспектор, лечившись три месяца по рецептам Варвинского, и не получая никакой пользы, отправился в Москву лечиться водою под руководством Иноземцева, но прежде хотел посоветоваться с Захарьиным, ибо Варвинский решительно против водолечения. Но к Захарьину трудно попасть. Александровский купец Первушин заболел у нас в посаде, и послал за Захарьиным. „Дадите тысячу рублей, поеду“. Дали тысячу. Куй железо, пока горячо, рассуждает он. Теперь я в моде, a пройдет четыре, пять лет, явится мода на другого, и тогда не поживишься. Вот Варвинский был в моде, и не умел нажить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По отношению к иноплеменнику талмуд разрешает ложь, обман, коварство, эксплуатацию всякого рода и вообще какие угодно низости, трактуя его повсюду, в сущности, как врага, для причинения вреда коему все средства позволительны». Замечательно, далее, что «даже наиболее восторженные поклонники талмуда принуждены признать, что в нем нет речи собственно о любви ко врагам, хотя бы последние были из среды евреев же 240 . Возвращаясь к Моисею, должны, наконец, отметить то обстоятельство, что о любви к ближнему, которая доходила бы до самоотвержения, ветхозаветный еврей не слышал от своего законодателя и других руководителей своих и не знал ее, хотя законом намечался решительно каждый шаг его поступания, его жизни. Заповедь о любви человека к ближнему, равной его любви к самому себе, вышеотмеченная у нас, не занимает в Моисеевом законодательстве, так сказать, центрального положения, подобного положению ее в законе Христовом. Для ветхозаветного еврея чаще и больше выступала на вид сухая, черствая, бессердечная правда, требовавшая «души за душу, глаза за глаз, зуба за зуб, руки за руку, ноги за ногу» и т. д. ( Исх.21:23–24–25 и проч.). Такое взаимоотношение для евреев было понятнее. Законные установления, строго обособлявшие еврейскую нацию от всех других народностей, замыкавшие ее в свой особый круг, уже сами по себе делали проявление любви ко всем людям (помимо «пришельцев» и «иноземцев», живших вместе с евреями, о чем уже было выше говорено) более, чем затруднительным для ветхозаветного еврея. Для последнего не было и столь сильных оснований, и побуждений к любвеобильным отношениям к ближнему, каковы предъявляются новозаветною христианскою религией. Сын Божий, учит она, воплотился от Пресвятой Девы, открыл людям божественную истину, знание которой было необходимо для их спасения, и, принесши Себя в искупительную жертву, даровал жизнь всему человечеству. Господь «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» ( Гал.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010