Шуяне, холуяне и палешане на торжках продают их и развозят по деревням и врознь на яйцо и на луковицу, как детские дудки, продают, а большею статьею на опойки и на всякую рухлядь меняют. И простой народ щепетинники те своими блудными словами обаяючи, говорят, будто от доброписания спасения не бывает; и, то слышавши, сельские жители добрых письмен не сбирают, а ищут дешевых». 297 Ввиду этого выражения благородного негодования становится понятным, почему через все послание оскорбленного в религиозном чувстве автора проходит замечательная и в то время еще столь редкая в иконописце черта сочувствия к художественным образцам западной живописи, которую мы напрасно стали бы искать не только в воззрениях Стоглава, вооружавшегося против всего иноземного, как поганских обычаев, но и в понятиях, державшихся у нас целое столетие спустя. Полемизируя с одним из своих противников, стоявшим на почве старого воззрения, и принимая под свою защиту западную живопись, Иосиф спрашивает: «Неужели ты скажешь, что только одним русским дано писать иконы, и только одному русскому иконописанию следует поклоняться, а от прочих земель икон не принимать и не почитать? Только ты так мудрствуешь, а если хочешь разуметь, то знай, что в иностранных землях таков стяжательный нрав к любомудрию, наипаче же к сему премудрому живописанию прилежит, что не только Христов или Богородичен образ на стенах и на деках живоподобно пишут и на листах печатать искусны, но и земных царей своих персоны в забвение не полагают». 298 Нашего просвещенного иконописца в произведениях западных мастеров поражало то, что они библейско-исторические события и лица «будто живые изображают». С беспристрастием истинного художника он отдает должную дань удивления успехам западного искусства и рекомендует своему противнику пользоваться прекрасным, кому бы оно ни принадлежало. «Когда у иноземцев мы видим Христов или Богородичен образ выдрукован (напечатан) или премудрым живописанием изображен, тогда очи наши многой любви и радости исполняются.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Беглецы достигли смоленского стана. Валуев шел по следам их и остановился под Царевым-Займищем; там он окопался и состроил острожек. Горн с двумя тысячами англичан и французов соединился с четырьмя тысячами московского войска под начальством князя Барятинского. Они пошли на Белую, где заперся Александр Гонсевский. По дороге к Белой крестьяне охотно подвозили продовольствие войску и не боялись иноземцев, как на севере, а из Белой русские уведомили тайно своих начальных людей, что жители города зажгут стены во время приступа, чтобы пособить землякам. Но перебежчики из французского отряда сообщили Гонсевскому об умысле жителей Белой, и Гонсевский взял под стражу подозрительных людей и этим предупредил злой против него умысел. Горн и Барятинский подошли к Белой 26 мая; поляки вышли из города, побились с ними и опять ушли в город. Горн предлагал Гонсевскому выступить в открытый бой, а Гонсевский уговаривал Горна отступиться от Шуйского и перейти на службу к польскому королю. Горн отвечал, что он служит шведскому королю, своему государю. Переговоры эти прервались, когда разнесся слух, что на выручку Гонсевского идет от Смоленска польское войско. Горн отступил к Зубцову 362 . IX. Битва под Царевым-Займищем. – Битва под Клушиным. – Поражение московского войска. – Сдача Царева-Займища и Можайска Давно уже в стане Сигизмунда шли толки о том, чтобы отправить отряд, присоединить к нему бывшее тушинское войско и идти на Шуйского. Это дело возлагал Сигизмунд на брацлавского воеводу Яна Потоцкого. Но этот пан хоть не отказывался от поручения, зато медлил и собирался долго. Он хотел избежать трудной обязанности умиротворить окончательно буйное тушинское войско. Это было слишком нелегко. Сигизмунд, продолжая ограничиваться обещаниями, не имел возможности хотя вполовину сдержать их и выплатить войску деньги, которых оно ожидало и вправе было ожидать. Кроме того, Потоцкий был соперником Жолкевского: ему было досадно, что без него возьмут Смоленск. Овладеть сильной крепостью считалось великим подвигом; он полагал, что это было возможно, и, напротив, мало верил в успех под Москвой, особенно, когда надежды на склонение тушинского войска было не много.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

до 62: из них на монастырское содержание принято уже 45 человек; в 1725 г. всех было 82 человека. Между ними церковнослужительских детей было весьма немного; большая часть – дети канцелярских чиновников и монастырских служителей; двое дворянских детей – Певцовы, несколько купеческих и иноземцев: один араб, присланный от Высочайшего Двора, один индеец и один калмык. Последний прислан был в 1724 году, при указе св. Синода, для обучения правильному книгочтению, нравственности и закону Божию, дабы впоследствии мог быть священнослужителем для желаюших принять святое крещение из калмыцкого народа. – При переименовании Александроневской школы семинарией, с назначением ее собственно для детей священно и церковнослужительских, большая часть школьников – менее способные к книжному учению–определены к разным монастырским службам; 26 человек отобраны в семинарию и не многие перешли в другие школы – здешнюю немецкую и новгородскую при тамошних монастырях. Надзор за учителями в частных домах и школах В 1722 г. преосв. Феодосий, архиепископ Новгородский, предложил св. Синоду, что «в С.-Петербурге люди духовного и мирского чинов обучают детей с.-петербургских жителей словесной грамоте, которая в детском возрасте требует от учащего весьма правильно грамматичного от фундамента к чтению и письму научением вкоренения. А они учащие все ли такового находятся искусства, о том св. правительствующему Синоду не известно. Чего ради надлежит быть им под присмотром и ведением учителя, обретающегося при Троицком Александроневском монастыре, Иродиона Тихонова». Вследствие этого предложения св. Синод возложил на Тихонова поручение проэкзаменовать всех учителей со стороны их познаний и способностей к учительству и представить в св. Синод ведомость с отметкой, кому можно дозволить обучение детей и кого следует отстранить. Приходским священникам поручено было сыскать всех таких учителей и объявить им указ св. Синода. По исследованию оказалось, что учителями в частных школах и домах были архиерейские певчие, дьячки, дети их и дворовые служители; тем из них, которые оказались годными к учительской должности, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

По левую сторону, как более слабую и требовавшую прикрытия, стояли высшие военные чины, составлявшее особых телохранителей, в распоряжении которых тут же стоял двухтысячный отряд воинов, получавших лучшее содержание, чем обыкновенные рядовые солдаты. Но Потифар едва ли был начальником этого отряда, так как отряд менялся каждый год, а он жил постоянно в Мемфисе. Всего вероятнее, он был начальником египетской государственной полиции, которая составляла один из корпусов армии и несла по преимуществу общественно-полицейскую службу 188 . Полиция в Египте была многочисленна и хорошо организована уже в самые древние времена и имела многочисленные обязанности. Закон обязывал, чтобы каждый житель ежегодно представлялся полицейскому начальнику своего округа и давал показания о том, какими средствами он живет, причем всякое ложное показание наказывалось смертью. Египет был страною чиновничества и всевозможного письмоводства. Все население каждого «нома» или округа ежегодно в назначенные сроки переписывалось писцами в особые списки, причем в эти списки заносились и рабы. На одном из памятников XIX династии встречается картина, изображающая подобную перепись 189 . Полиции, конечно, при этом было много работы. Она была обязана отыскивать и наказывать преступников, преследовать и ловить беглых рабов, стеречь многочисленных военнопленников и наблюдать за надлежащим исполнением общественных работ, налагавшихся на народ законами, а также смотреть за общественными работами рабов. Подобная многосложная служба требовала большого количества людей, и поэтому, рядом с писцами и чиновниками, на обязанности которых было производить суд и расправу, еще во времена Авраама был образован особый жандармский корпус, первоначально из иноземцев, и к нему присоединены были другие отряды из иноземных воинов, набираемых в Сардинии и других странах, которые и составляли часть государственной и личной охраны фараона. Для этих отрядов требовался особый начальник, который, подобно начальникам других частей управления, был причислен ко двору, с громким титулом «очей царя верхнего и ушей царя нижнего Египта».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Профессор М.А. Машанов считал, что привыкшие к русской азбуке крещеные татары лишены возможности читать татарские книги, напечатанные арабской графикой. А поскольку кириллических татарских книг намного меньше, чем арабских, крещеные татары оказываются хуже образованными, чем татары, исповедующие ислам: Мухаммеданская письменность была у них отнята, русской же они не могли пользоваться за незнанием языка. Таким образом, мухаммедане, пользуясь письменностью, стояли в то время и должны были стоять гораздо выше крещеных татар в умственном отношении. А известно, какое огромное влияние имеет превосходство в умственном развитии. Грамотные магометане прямо могли говорить крещеным инородцам, что они находятся в заблуждении, потому что не умеют читать, а русские их обманывают. На себя же мусульмане могли ссылаться как на авторитет. В то время как даже в русских селениях редко можно было встретить школы, а инородцы не имели их совсем, у татар в каждой деревне была школа, а в больших деревнях и несколько школ с их исключительно религиозным духом и фанатическими идеями. 976 Между тем, отказ от арабской графики был для Н.И. Ильминского вполне осознанным шагом. Таким образом он рассчитывал оградить новокрещенных от пропагандистской мусульманской литературы. 977 Во время работы Предсоборного присутствия эту идею защищал иеромонах Серафим (Иноземцев) 978 : Все богослужение, все молитвы магометанские – на арабском языке, которого простолюдины вовсе не понимают. А что если бы им эти арабские молитвы кто-нибудь стал читать на их природном языке. Да тогда бы их мечети с муллами-арабистами прямо опустели. Войдите в психологию мусульманина-простолюдина: его постигло горе, душа его хочет излиться в молитве к Богу, попросить Его помощи, но он не имеет права сделать этого на своем природном языке, он должен прочитать арабскую суру из Корана (я син), которой он вовсе не понимает. А дайте-ка ему православную христианскую молитву о помощи Божией на его природном языке; да его сердце невольно дрогнет, и слезы потекут из глаз… Отсюда вывод ясен: дайте старокрещеным татарам все православное богослужение на их родном языке, тогда увидите, многие ли из них прельстятся арабщиной. А между тем, находятся люди ученые, которые советуют знакомить их с Кораном, хотя в видах обличения его. Покойный Н.И. Ильминский в своих изданиях для старокрещеных татар даже и от алфавита арабского отказался, мало того, даже имя Божие арабское (Аллах) заменил чисто татарским (Ходай). Если вести собеседования с муллами и воспитанниками медрес, то, конечно, придется коснуться и догматики магометанской, но знакомить с ней простых старокрещеных татар, хотя бы и в видах обличения ее, нет надобности никакой. 979

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Это была самая северная часть Израиля. Название свое она получила от слов «глиль-ха гоим», что в переводе на русский язык означает «место, где рассеяны разные народы». И действительно, среди жителей Галилеи были не только евреи, но и ливанцы, и сирийцы, и греки, и финикияне. После завоевательного похода Александра Македонского эта земля много раз переходила к разным властителям, которые заселяли ее то одним народом, то другим. Вот и получилось в результате то самое рассеяние народов. Но такое разнообразие культур пошло местным евреям только на пользу. Жители Галилеи были очень общительными, живо перенимали любой добрый опыт у своих соседей-иноземцев. Они поклонялись истинному Богу, отвергали языческих идолов, но оставались открытыми для всего нового и интересного. Благодаря общению с соседними народами, галилеяне приобрели терпимость к чужим культурам и примирительный характер, за что в Иудее на них смотрели с пренебрежением. И действительно, галилеяне сильно отличались от остальных иудеев. Даже говорили они с сильным акцентом, по которому их сразу можно было определить в любой толпе. Из-за этого особого говора им даже не разрешалось читать вслух общие молитвы в иудейских собраниях. В глазах гордых и ревнивых жителей Иерусалима они слыли за невежд и глупцов. Но это были несправедливые обвинения. Галилеяне много трудились, заботились о своих стариках и вдовах. А когда наступала пора с оружием в руках защищать родную землю от врагов, не было в Израиле более отважных и непримиримых воинов, чем жители Галилеи. Простодушные и искренние, галилеяне в то же время были очень вспыльчивыми и горячими людьми, всегда готовыми биться за правду. Во времена, когда земля Израиля была захвачена римлянами, в Галилее то и дело вспыхивали бунты, восстания, появлялись отряды тайных борцов с захватчиками. Столь часто упоминаемые в Евангелии города — Капернаум, Хоразин, Кана, Назарет — все расположены в Галилее. Именно здесь, в окрестностях Генисаретского озера, более всего проповедовал Иисус Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Правильность нашего заключения подтверждается и буквою ветхозаветных книг Священного Писания. В Пятикнижии Моисеевом египтяне названы ближними евреев в следующих словах Господа, обращенных к Моисею: внуши народу, чтобы каждый (еврей) у ближнего своею (египтянина) и каждая женщина (еврейка) у ближней своей (египтянки) выпросили вещей серебряных 1355 и прочее. В преподанных Господом евреям заповедях, воспрещающих, например, кражу у ближнего, лжесвидетельство на него и тому подобное, никто, полагаем, не решится же усматривать разрешение воровства у не евреев, лжесвидетельства на не евреев и прочее. Преподавая эти и другие заповеди, Господь внушал израильтянам, чтобы они старались уподобляться Ему в святости. 1356 А это решительно не согласимо с дозволением кражи у не евреев, лжесвидетельства на не евреев и т.п. Значит, под ближним в заповедях разумеется всякий человек, к какой бы национальности он ни принадлежал. В опровержение мысли о том, что еврею заповедовалось видеть ближнего во всяком человеке, напрасно стал бы кто-нибудь ссылаться на слова Моисеева закона, гласящие, что для еврея иноземец – не брат. 1357 Здесь имеется в виду особое, религиозно-нравственное братство евреев, или общество Иеговы, к которому действительно не принадлежали и никак не могли принадлежать необрезанные из иноземцев. С другой стороны, не без причины же не сказано, что иноземец не ближний еврею. Но если несомненно, что евреям внушалось видеть ближних и в иноземцах или иноплеменниках, то уже из этого ясно, что евреи называли врагом собственно личного врага и уже отсюда переносили название врага на чужой народ, коль скоро он находился во враждебных отношениях к еврейскому народу. Что в Ветхом Завете называются врагами прежде всего личные чьи-либо враги, это не подлежит сомнению. В доказательство этого достаточно привести следующие слова: если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившимся, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй ею, а развьючь вместе с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Кульман не мало путешествовал по городам и государствам Западной Европы, был в Малой Азии и везде призывал в свое новое царство. Наконец в 1689 г. он явился в Москву. Здесь он нашел горячих почитателей в лице Кондратия Нордермана и других мистиков Немецкой слободы, последователей Бэма. Сам Кульман действовал осторожно; но его почитатели открыто высказывали его воззрения и распространяли его сочинения между иностранцами и русскими. Впрочем их пропаганда скоро была остановлена. В 1689 г. (спустя месяц по приезде) Кульман и Нордерман были подвергнуты допросу и пыткам. Следственная комиссия признала их за последователей квакерства, с которым действительно учение Кульмана имело много общего; иезуиты и протестантские пасторы (в Москве) отозвались о сочинениях Кульмана, как еретических, «безумных и злоплевельных». Кульман и Нордерман были приговорены к сожжению и сожжены (4 окт. 1690 г.) 340 . Пропаганда протестантов не пропадала даром. Наибольший успех она имела в северо – западных областях России, отошедших под власть шведов: там целыми тысячами финны обращались в лютеранство. В пределах Московского государства, особенно в Москве, русские, на каждом шагу сближаясь с немцами, часто перенимали от них вместе с бытовой стороной и религиозные воззрения: «одно лето побывают с ними на службе, а другое не останется и половины лучших русских людей», говорил кн. Голицын 341 . Заграничные и русские немецкие школы, равно как протестантские книги, действовали подобным же образом. В свою очередь такие пропагандисты, как Белободский и даже сумасбродный мечтатель Кульман, находили себе последователей. Многие из русских, не совращаясь в протестантство, навыкали, под влиянием протестантской пропаганды, вольнодумствовать, и такие встречались во всех классах общества 342 . В виду всего этого русское правительство и церковная власть предпринимали различные меры с целью помешать протестантской пропаганде. Прежде всего нужно было, по возможности разобщить иноземцев и русских. Для этого еще Феодором Ивановичем было указано немцам (как и татарам) не принимать к себе на жительство и в услужение русских (1593 г.) 343 ; а так как этот указ не выполнялся, то понадобилось его подтверждение Михаилом Феодоровичем (1628 г.) и Алексеем Михайловичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Нина 17 марта 2014, 11:36 Добрый Отец, существующий в небе бескрайнем! Мы Твои дети,Ты дал нам и разум, и плоть. С трепетом в сердце к Твоей осеняющей тайне В слове молитвы прошу, помоги нам, Господь! Пусть будет свято Господнее имя в народе, Воля Твоя установится в бедной стране, Как и везде на земле, и в межзвёздной природе, Будь Ты один Царь и Бог россиянам и мне. Царствуй вовеки в Своём земноводном твореньи, В наших делах пусть исполнится замысел Твой, Божий закон в гармоничном, великом значеньи Пусть воплотится, свершится над нашей землёй. Господи! Просим Тебя воцариться в Росии! Путь укажи и в исканиях нас не покинь. Верим Тебе, и идём к Твоей Славе и Силе, К царству Господню в любимой Отчизне. Аминь. Лариса Рычкова Р. Б. ЕЛИСАВЕТА 12 марта 2014, 11:54 СПАСИ БОЖЕ ЛЮДИ ТВОЯ И БЛАГОСЛОВИ ДОСТОЯНИЕ ТВОЕ! ПОБЕДЫ НАД СУПРОТИВНЫЯ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ ДАРУЯЙ И ТВОЕ СОХРАНЯЯ КРЕСТОМ ТВОИМ ЖИТЕЛЬСТВО!!! Alexey Usimov 11 марта 2014, 11:24 Спаси Вас Господи, батюшка! Какие важные и верные слова! Спасибо сайту за таких замечательных авторов! Светлана 11 марта 2014, 09:41 Спаси Вас Господи, батюшка! какие важные и верные слова! спасибо сайту за таких замечательных авторов! Александр 10 марта 2014, 21:45 Благодарю Вас отец Николай за мудрые и правильные слова. Да хранит Господь СВЯТУЮ РУСЬ!!! Ольга 10 марта 2014, 19:44 Русь Святая, храни веру Православную! Владимир 10 марта 2014, 14:44 Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Елена 9 марта 2014, 20:59 Прочитала и так отрадно и спокойно стало на душе. Храни вас Бог! Владимир Степанов 9 марта 2014, 18:57 Спаси Господи! Очень часто, стоишь перед проблемой, и понимаешь, что ничего не поможет, кроме молитвы. Берешь молитвослов, открываешь Покоянный канон Богородице, начинаешь молиться, и во время молитвы грешным образом думаешь: " Ну как такая проблема может разрешиться, ведь тут уже ничего невозможно сделать!!! " И насколько дивишься делам Божьим, Который по молитве проблему самым лучшим образом разрешает! Храните Православие - создателя и покровителя России. Посмотрите, Россия древнейшее независимое государство в мире, более 1000 лет. Все были под длительной кабалой иноземцев - и Китай, и Индия. Франция, Британия, Голландия, Япония - очень уважаемые и сильные, но все они если и были когда-то свободны, то сейчас под пятой Америки, военные базы которой " охраняют " их территорию и свободу.

http://pravoslavie.ru/69072.html

С севера на Сирию, Ассирию и Вавилонию напирали хеттские племена, одно время, уже при Касситах, также подчинившие себе, было, Вавилон, занявшие Ассирию и оставившие колонии и другие прочные следы в Сирии и Палестине; с юга из Аравии на смену амореям начали двигаться арамеи – новая семитическая волна племён. Натолкнувшись на хеттский поток на севере, эта волна, по-видимому, повернула на запад и устремилась на Египет, что в науке известно под именем нашествия гиксосов – по крайней мере, сами египтяне обозначили этот народ теми же терминами, какие они употребляли для семитов Сирии, да и различные указания также свидетельствуют в пользу семитизма завоевателей. Из семитических языков могут быть объяснены и имена гиксосских царей, как переданных Манефоном, так и сохранённых египетскими памятниками. Эти цари составили XV династию; на их время можно отнести около полутора столетий (XVIII–XVII); они скоро растворились в египетской культуре и сделались настоящими фараонами, что не исключает вероятности рассказа Манефона и египетских памятников о погромах и насилиях, учинённых ими в первое время их владычества. Опорным пунктом их были Мемфис и особенно крепость Хатуар (Аварис) на восточной границе, близ Пелусия. Из гиксосских царей на памятниках чаще других попадаются три с именем Апопи и Хиан; последний был могущественным владетелем, власть которого признавалась во всём Египте и который был известен за его пределами – и в Палестине, и на берегах Евфрата, и на Крите; он даже носил титул «Объемлющий страны», наряду с обычным «государь иноземец» – Ги-Ка-Хасут – прототип слова «гиксос», которое в эллинистическое время объяснили, как «цари-пастухи» или «пленные пастухи», и которых антисемиты той эпохи сопоставляли с евреями и их приходом в Египет. Реакцию против иноземцев взял на себя Юг, и после упорной борьбы нескольких поколений её завершили Фивы под знаменем бога Амона; им удалось вновь объединить страну под властью национальной династии, которая началась опять с Иниотефов; один из них присоединил Копт и низложил там приверженца гиксосов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010