Но использование в нём с достаточною полнотою и умело, в духе православия, наилучших пособий древне-отеческих и новейших иностранных обще-экзегетического характера, обстоятельное изъяснение некоторых стихов и, в особенности, прекрасно продуманный и стройно изложенный нравственно-психологический экскурс к 38-му стиху, – дают автору полное право на степень кандидата богословия и заслуживают одобрение его работе». 15) Сверхштатного заслуженного ординарного профессора Николая Заозерского о сочинении студента Протопопова Николая на тему: «Законодательная и руководственно-административная деятельность Святейшего Синода в царствование императора Александра Третьего»: «Сочинение г. Протопопова состоит из небольшого предисловия, устанавливающего точку зрения на предмет исследования, и трех довольно обширных глав, из которых первая имеет характер «исторического введения» к двум остальным, специально посвященным изложению личных взглядов императора Александра III и его сотрудников на отношение государства к церкви и обзору главнейших законодательных и руководственно-административных мероприятий Св. Синода в названное царствование. Последняя глава, к сожалению, представлена в незаконченном виде, и читатель ничего не найдет в ней о таких, указанных в заглавии материях, как церковно-приходские школы и школы грамоты, духовная цензура, епархиальное управление, меры к обеспечению духовенства. —173— Необходимые данные касательно всего этого, по-видимому, собраны автором в достаточной широте и полноте, но результаты изучения их не успели получить формальной законченности. В объяснение указанного дефекта своего произведения г. Протопопов ссылается на сложность и срочность работы, требовавшей, к тому же, самостоятельного ознакомления с некоторыми отраслями юриспруденции и в частности – с трудами по государственному праву. Нисколько не оспаривая вескости этого самооправдания, не можем, однако, не заметить со своей стороны, что для разработки главной части исследования могло бы остаться гораздо больше времени если бы автор менее увлекся «историческим введением», которому едва-ли была надобность придавать характер последовательно-хронологического, по царствованиям, обзора отношений государственной власти к церкви за весь XVIII век и первые три четверти XIX-ro.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ной жизни. К числу таких откликов можно напр. отнести: «Памяти в Бозе почившего Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича» – В.А. Соколова , «Сроки скорби и памяти об умершем» – А. П. Смирнова , «Встреча и проводы тела в Бозе почившего Государя Императора Александра III в Москве 30–31 октября» и «Государь, Церковь и народ. Ко дню священного коронования Их Императорских Величеств» – Н.А. Заозерского , «Предстоящие коронационные торжества, их внутренний смысл и общенародное значение» – С.Д. Левитского, «Вечная память! Высокопр. Леонтий, Митр. Московский † 1 августа» – В.А. Соколова , «Третий Всероссийский миссионерский съезд» – И.М. Громогласова; «Посещение Московской Духовной Академии о. Иоанном Кронштадтским » и «Посещение Моск. Дух. Академии примасом Англии архиепископом Йоркским», «Первые посещения Троицкой Лавры и Академии Высокопр. Митрополитами Леонтием и Сергием» – В.А. Соколова, а также Высокопр. Митр. Владимиром и др. – Из церковной жизни инославных вероисповеданий и других нехристианских религий читателям «Богословского Вестника» были напр. предложены статьи: «Пятидесятилетие епископства папы Льва XIII-ro» – А.П. Голубцова , «Папа Лeb XIII по отзывам современников» – А.И. Введенского , «Евхаристический конгресс римских католиков в Иерусалиме» – И.Н. Корсунского , «Третий международный конгресс католических ученых» и «Секция по наукам о религии на третьем международном конгрессе католических ученых» – С.С. Глаголева , «Берлинский профессор церковной истории Адольф Гарнак и возбужденные им в настоящее время споры по поводу символа Апостольского» и «Неожиданный спор между немецкими учеными о составе евхаристических даров древнейшей церкви» – А.П. Лебедева , «Сиро-халдейские несториане и присоединение их к православной церкви» – А.А. Спасского, «На дальнем востоке. Письма Японского миссионера» – Арх. Сергия, «Современная Абиссиния» (Из рассказов туземца) – Е.Е. Долганева. Прилагая заботу о возможно более живом интересе и современности сообщений относительно церковной жизни за границей, редакция старалась заручиться сотрудничеством или содействием таких лиц,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основные сведения о князе сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, Житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского. Димитрий был четвёртым сыном владетельного ярославского князя Василия Васильевича, XVII колено от Рюрика, и отцом преподобного Иоасафа Каменского. По смерти отца (между 1380 и 1410 гг.) он получил во владение Заозерье – область за озёрами Белое, Кубенское, Воже и Лача по реке Кубена. Заозерское княжество представляло мир сёл и деревень и не имело жилого места, которое можно было бы назвать городом в тогдашнем экономическом и административном смысле этого слова. Согласно житию преподобного Иоасафа Каменского, княжеский двор князя Димитрия стоял в селе Устье на реке Кубене при впадении её с юго-востока в Кубенское озеро; подле был храм святого великомученика Димитрия Солунского, вероятно, князем же и построенный в честь своего небесного покровителя; в стороне от княжеского двора «весь» Чиркова, которая вместе с ним служила приходом этого храма: «весь же зовома Чиркова к нему прихожате». По-видимому, в 90-е гг. XIV в. установились связи князя Димитрия со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня монастырем на Кубенском озере, главными ктиторами которого в те времена выступали ярославские князья, и с игуменом обители святым Дионисием Греком (1389–1418). Князь Димитрий, известный своим благочестием, активно поддерживал деятельность монастырских иноков по созданию новых обителей на его землях. В 1400 г. Димитрий Васильевич дал разрешение преподобному Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря на Кубенском озере, прислал своих людей для помощи в строительстве – расчистки земли и постройки келий. Князь, а особенно жена его, княгиня Мария, вместе с его братом Семёном, князем Новленским, помогли также в период между 1418 и 1425 гг. преподобному Александру Куштскому основать Успенский монастырь на реке Куште, дав «потребная» и снабжая продовольствием. Обе обители получили от князя богатые вклады: сёла, деревни и земельные угодья, а также книги (в частности, Евангелие-апракос) и иконы. Позднее княгиня Мария часто посылала инокам монастыря продовольствие. (Позже, когда княгиня Мария тяжело заболела, она попросила преподобного Александра молиться о ее выздоровлении, но тот, не обнадеживая Марию, откровенно ответил, что болезнь ее смертельна, и советовал ей по-христиански приготовиться к смерти).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Писания Ветхого Завета». Справка: Кроме рекомендуемого профессором А. Д. Беляевым 1) профессорского стипендиата выпуска 1907 года Александра Туберовского, г.г. членами Совета в качестве вполне достойных и правоспособных кандидатов для замещения кафедры Священного Писания Ветхого Завета предложены были следующие лица: 2) занимающий ныне в Академии кафедру гомилетики и истории проповедничества с званием исправляющего должность доцента священник Димитрий Рождественский, 3) профессорский стипендиат Академии выпуска 1907 года Владимир Страхов, 4) кандидат Академии выпуска 1906 года, ныне студент Венского университета, сербский уроженец, венгерский подданный, Иван Тирич, 5) воспитанник Академии выпуска 1892 года, ныне —50— преподаватель Вологодской духовной семинарии, магистр богословия, Иван Тюрнин, и 6) кандидат Академии выпуска 1897 года, ныне преподаватель Киевской духовной семинарии Александр Волнин. б) Новой гражданской истории. Справка: В качестве вполне достойных и правоспособных кандидатов для замещения означенной кафедры г.г. членами Совета названы были следующие лица: 1) профессорский стипендиат Академии выпуска 1906 года, ныне преподаватель Ставропольской духовной семинарии, Николай Чернявский, 2) профессорский стипендиат Академии выпуска 1901 года, ныне преподаватель Воронежской духовной семинарии, Александр Мишин, и 3) воспитанник Академии выпуска 1892 года, ныне преподаватель богословия в Московском Императорском Инженерном Училище и приват-доцент Императорского Московского Университета, магистр богословия, священник Николай Попов. в) Латинского языка и его словесности, при чем было выслушано предложение сверхштатного заслуженного ординарного профессора Академии Н. А. Заозерского следующего содержания: «Честь имею предложить Совету Академии в качестве кандидата на свободную кафедру Латинского языка и Римской литературы магистра богословия Михаила Ильича Бенеманского. Своё представление основываю на дознанных и опытом доказанных свойствах ученого таланта г. Бенеманского, дающих ему полное право на замещение означенной кафедры, а именно: 1) Г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобный Иоасаф был сын Димитрия Васильевича, владетельного князя Заозерского, одного из потомков св. Феодора Ростиславича Черного, князя Смоленского и Ярославского. Правнук св. Феодора Ярославский князь Василий Васильевич, современник и сподвижник Донского на Куликовской битве, оставил после себя пятерых сыновей: Иоанна, Феодора, Симеона, Димитрия и Воина. При разделе братьями отцовского наследия Симеон получил в удел волость Новленскую, а Димитрий земли около Кубенского озера. На северном берегу его, неподалеку от устья реки Кубены, на возвышенной и красивой местности, там, где ныне среди деревни Чиркова – находится каменная часовня, были терема и палаты князя Димитрия Васильевича, по месту жительства называвшегося Заозерским. Предки его, князья ярославского дома, славились благочестием и набожностью, любили строить церкви и монастыри, уважали и почитали духовенство и сами нередко постригались в монашество 123 . Таков был и родитель пр. Иоасафа благоверный князь Димитрий Васильевич. Никто усерднее его не посещал церкви, построенной им в честь своего ангела, великомученика Дионисия, и находившейся неподалеку от его жительства, никто и не молился в ней с таким усердием и слезами, как он. Князь как-бы предчувствовал свою мученическую кончину и просил себе помощи на то у своего ангела-великомученика. Когда пр. Дионисий вознамерился на пустынных берегах речки Глушицы основать монастырь и послал к нему инока просить в том помощи, то князь не только с радостью уступил землю под строение обители, но послал своих мастеров и рабочих для построния церкви и келий и даровал братии обильную милостыню. В тоже время князь вспомоществовал и другому постриженику Спасокаменного монастыря пр. Александру при устроении им обители на речке Куште, не в дальнем расстоянии от места его жительства, – радуясь тому, что в его владениях являются такие великие подвижники и молитвенники. Супруга князя Мария не уступала ему в делах милосердия и благотворительности, она питала особенное уважение и веру к пр. Александру, часто посещала его пустыню и, по смерти своего супруга, доставляла все необходимое для новоустроявшейся обители. Тяжело было для России тогдашнее время: народ страдал то от недорода хлеба и голода, то от мора и поветрия, то князья ссорились между собою и производили кровопролития, часто приходили татары, жгли и грабили города и селения, особенно в местах пограничных. Впрочем Заозерский князь в своих отдаленных владениях, защищенных непроходимыми лесами и болотами, не испытывал ничего подобного. Любимый и уважаемый соседними князьями – братьями, равно и всеми своими подданными, от души ему преданными, – он спокойно и счастливо проводил жизнь в кругу своего семейства. У него было три сына: Симеон, Феодор и Андрей и дочь Софья, служившие ему утешением и радостью; Симеон был уже на возрасте, а Андрей новорожденным младенцем 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Протоиерея Константина Иоанновича Богоявленского Протоиерея Михаила Иоанновича Соболева Протоиерея Николая Александровича Елеонского Протоиерея Димитрия Иоанновича Языкова Протоиерея Димитрия Петровича Некрасова Протоиерея Петра Васильевича Приклонского Протоиерея Михаила Петровича Багрецова Заозерского, Николая Александровича Беляева, Александра Дмитриевича Муретова, Митрофана Дмитриевича Цветкова, Петра Ивановича Лучинина, Василия Петровича Казанского, Петра Ивановича Всехсвятского, Николая Дмитриевича Воскресенского, Григория Александровича Священника Василия Андреевича Быстрицкого (по подписным листам) —47— 6) От пожизненных членов: Преосвященного Серафима, Епископа Можайского Световидова, Сергея Николаевича Протоиерея Николая Иаковлевича Фортинского Протоиерея Михаила Басил. Модестова Священника Димитрия Космича Холмогорова Донского, Александра Варсанофиевича Виноградова, Николая Ивановича, магистра богословия Автономов Петр Алексеев И. Аблаженов К. Алимов Иван Елисеевич Апраксин Николай, псаломщик Московский Арсеньев Николай Васильевич, священник Московский Андреева Наталья Михайловна, потомственная почетная гражданка Антонин, иеродиакон Симонова монастыря Антонин, иеромонах Донского монастыря Архангельский Петр Иоаннович, священник Московский Арсеньев С. Ансеров Александр Сергеевич, священник Московский Аристархов Петр Иларюнович Афремов Ф.И. Бабанин Михаил Иванович, Московский купец Бабушкин Г.И. Баранов И.М. Барбарин Василий Филиппович, священник Московский Бахрушин А.А., староста Троицкой, в Кожевниках, церкви Баршев Андрей Леонтьевич Берг Сергей Павлович Богословский Георгий Иоаннович, священник Московский Богословский Георгий Иоан., свящ. Моск. Богословский Алексей Иоаннович, священник Московский Болотнова Товарищество Бостанжогло Товарищество Брашнин Иван Иванович, Московский купец Бубнов Сергей Иванович Булатов Сергей Ал-еев., свящ. Моск. Бурцев Александр Кодратович, преподаватель Олонецкой Духовной семинарии Бутенев Гр.Хр. Белов 1 Беляев Д.Ф. Быков Гавриил

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свв. апостолов от 70-ти: и Климента. Св. Апеллий ( Рим.16:10 ) был епископом в г. Смирне прежде св. Поликарпа. – Св. Лукий ( Рим.16:21 ) был епископом в Лаодикии сирской (сн. 22 апр.). – Св. Климент был епископом в Сардике; по М.В., у нас 4 янв., вместо него, – св. Климент, папа Римский, воспоминаемый 25 нояб. Преставление пр. в мире князя Андрея. Сын Заозерского князя Димитрия Васильевича, убитого татарами, оставшись по смерти отца грудным младенцем и лишенный вел. кн. Василием Васильевичем Темным отцовского удела, он с раннего детства почувствовал суетность мирской жизни, столь для него плачевной и, будучи 20-ти лет от роду, принял иночество в Спасокаменной обители, на Кубенском озере (см. Волог. еп.). Порученный надзору опытного старца Григория, князь-инок все время посвящал молитве и размышлениям о вечности и соблюдал самый строгий пост. В последний год своей жизни он только один раз в неделю вкушал пищу и приобщался св. Таин в каждый воскресный день. После 5-летнего ревностного служения Господу он скончался, в 1453 г. Мощи его (подр. см. о мон. Волог. еп.) были прославлены чудесами. 11 . Е. Пр. матери нашей еодры, яже во Александрии. Св. Феодора подвизалась в мужском образе при имп. Зиноне (474–491 г.). Родом из Александрии, она, вышедши замуж, впала в грех любодеяния, но потом, когда Господь «озари ее светом покаяния», глубоко раскаялась и открыла свой грех знакомой игуменье, прося у нее совета и научения. Ободренная игуменьей указанием на неизреченное милосердие Божье, Феодора облеклась в мужскую одежду и удалилась для подвигов в мужской Октодекатский монастырь (в Египте) и здесь осталась навсегда «посреди мужей» «в мужском образе». «Постами изнуривши» свое тело и «многия беды от навождения бесовскаго претерпевши», она «непрестанными мольбами» обуздала «стремления похотей» и прославилась в монастыре, как мнимый инок Феодор, строгой жизнью, суровыми подвигами и глубоким смирением. По подозрении в нечестивой связи с одной преступной девицей, игумен и братия обители выгнали пр. Феодору из монастыря, и она поселилась невдалеке в шалаше, терпя голод и стужу. «Терпяща благочестивым помыслом человеческое поношение», «лютое оклеветание», «запрещение монахов и отлучение», святая за два года перед смертью снова была принята в монастырь. Скончалась она в 490 г. Только по кончине ее иноки узнали, кто был инок Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

соединенными силами участников, вследствие побуждений, проистекающих из вражды к постановлению ВЦИК, возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие; в отношении БРЫЗГАЛОВА и АСАФОВА признать ДОКАЗАННЫМ, что возбуждали население к сопротивлению лицам, производившим изъятие; в отношении ПШЕНИЧНИКОВА, ЧЕРНОВА, БЕЛОВА, ГОЛУБЕВА, ЦИРКИНА, КУЗНЕЦОВА, ПАВЛОВА, ШОСТИ и ВОРОНЦОВА 122 считать не доказанным. Принимая во внимание, что все обвиняемые, в отношении которых доказана контр-революционная деятельность, воспользовались наиболее тяжелым моментом жизни народа, когда миллионы крестьян вымирают от голода, что обвиняемые ЗАОЗЕРСКИЙ, ДОБРОЛЮБОВ, НАДЕЖДИН Христофор, ВИШНЯКОВ, ОРЛОВ, ФРЯЗИНОВ, СОКОЛОВ Василий , ТЕЛЕГИН, БРУСИЛОВА, ТИХОМИРОВ, РОХАНОВ не только не принесли раскаяния в совершенных ими преступлениях, но наоборот частью перекладывали ответственность на выше их стоящих членов православной иерархии, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, которой они якобы не могли не подчиниться, частью скрывая политические цели, подобно “книжникам и фарисеям”, оправдывали свое сопротивление в деле помощи голодающим, путем реализации на хлеб церковных ценностей, ложью о Боге и якобы установленных им законах, воспрещающих отдавать церковные предметы не только па дела милосердия вообще, но даже на спасение жизни умирающих от голода, несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза, из группы верующих християн категорически признала такое изъятие вполне возможным и отвечающим христианскому учению, что таким образом они обнаружили величайшую преступность своей воли, – ТРИБУНАЛ ПРИГОВОРИЛ: ЗАОЗЕРСКОГО Александра Николаевича, 42-х лет, ДОБРОЛЮБОВА Александра Федоровича, 56-ти 123 лет, НАДЕЖДИНА Христофора Алексеевича, 56-ти лет, ВИШНЯКОВА Василия Павловича, 56-ти лет, ОРЛОВА Анатолия Петровича, 43-х лет, ФРЯЗИНОВА Сергея Ивановича, 42-х лет, СОКОЛОВА Василия Ивановича, 46-ти лет, ТЕЛЕГИНА Макария Николаевича, 46-ти лет, БРУСИЛОВУ Варвару Ивановну, 22-х лет, ТИХОМИРОВА Сергея Федоровича, 57-ми лет, РОХАНОВА Михаила Николаевича, 43-х лет, – ПОДВЕРГНУТЬ ВЫСШЕЙ МЕРЕ НАКАЗАНИЯ – РАССТРЕЛЯТЬ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка: кандидат Д. Наумов представил, на основании § 32 положения об испытаниях на ученые степени, 50 экземпляров своей диссертации. XV. Прошение законоучителя Нежинского Института кн. Безбородко священника Павла Светлова: «Препровождая при сем пятьдесят экземпляров своей книги: «Значение Креста в деле Христовом. Опыт изъяснения догмата искупления», согласно требованию § 32 Положения об испытаниях на ученые степени, сим покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии о дальнейшем направлении моего дела по соисканию магистерской степени к надлежащей цели его». Справка: Совет Академии в собрании своем от 12 апреля сего года между прочим постановил: дозволить священнику Павлу Светлову печатать его сочинение, а по представлении им 50 экземпляров напечатанной диссертации иметь суждение о публичном защищении её. Определили: Допустить кандидатов Д. Наумова и свящ. П. Светлова к защищению их диссертаций на степень магистра. 2) Официальными оппонентами при защите диссертации Д. Наумовым назначить экстраординарного профессора Василия Кипарисова и доцента Николая Заозерского , а свящ. П. Светловым – О. Ректора и экстраординарного профессора Александра Беляева ; предоставить О. Ректору Академии войти в соглашение с магистратами относительно дней диспутов и пригласить к участию в них сторонних лиц. 4) Постановление сие благопочтительнейше представить на благоусмотрение Его Преосвященства. XVI. Уведомление преподавателя Псковской Духовной Семинарии Михаила Тареева : —264— «Честь имею уведомить Совет Академии, что высланная от 25 мая сего 1893 г. из канцелярии Академии копия с указа из Св. Синода на имя Преосвященного Александра, Епископа Дмитровского, с предложением мне, Тарееву, исправить мое сочинение «Искушение Богочеловека, как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа, в связи с историей до-христианских религий и христианской Церкви», поданное мною на соискание степени магистра богословия, получена мною своевременно. На предложение Совета отвечаю полною готовностью изменить заглавие сочинения, самое сочинение тщательно, при руководстве слова Божия и святоотеческих писаний, пересмотреть и по исправлении вновь представить на рассмотрение Совета Академии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда преподобный пошёл в город Ростов, к бывшему своему игумену Дионисию, который занимал там уже кафедру епископскую, и добрый пастырь благословил возлюбленного сына своего на строение пустынное, дав ему для сего все нужное. Утешенный Александр, возвратясь в свою пустыню, соорудил там церковь во имя Успения пречистой Девы. В то время отчиною Заозерской, вокруг великого Кубенского озера, владели Князья Димитрий и Симеон, из рода Ярославских. Возрадовался христолюбивый Князь Димитрий, что близ его державы хочет соорудить себе обитель преподобный, и поспешил дать ему от себя все нужное для ее сооружения; а Княгиня его Мария, имея большую веру к святому старцу, посылала ему жизненные припасы, которыми он кормил неимущих, поучая братию, что многими скорбями подобает внити в царствие небесное. Спустя несколько времени Князь Димитрий пошел далеко от своей отчины, воевать с супостатами, а между тем пришли полчища Татарские и опустошили села его близ монастыря и на устье реки Кубены; пять Татар заскакали в самую пустынь: – спокойно встретил их преподобный, осенил крестом и они пали как мертвые; много часов пролежали таким образом, доколе не возбудил их от мёртвого нечувствия сам пустынножитель, именем живоначальной Троицы. После кончины Князя Димитрия, супруга его Мария пришла на поклонение в обитель и нечаянно увидела преподобного, когда он стихословил псалтирь внутри церкви, будучи обнажен до персей и терзаем насекомыми. Огорчился Святой тайным ее пришествием, нарушившим его молитву, и сказал: «не подобает тебе, Княгиня, наблюдать в тайне наше странничество, поскольку я нищ и убог». Созналась в своей погрешности Княгиня и просила прощения у огорчённого старца; он же смиренно простил, но велел ей свою нищету кормить у себя в доме. Возвратясь она вскоре занемогла и послала просить молитв преподобного; старец, прозрев духом скорую ее кончину, предварил ее о том за двадцать дней, дабы могла приготовиться к мирному отшествию. В обители Куштской народилось довольно пшеницы, посеянной трудами преподобного и братии; однажды работавшие на гумне выгребли пшеницу и разошлись отдыхать; пришел поселянин и вздумал воспользоваться чужим добром; он насыпал полный мешок пшеницы, но никак не мог приподнять его; нечаянно застал его Александр и с кротостью сказал: «для чего, сын мой, берешь ты не по силам своим?» Обличенный тать бросился к ногам его, но незлобливый старец велел ему еще насыпать пшеницы, сколько было можно вместить ее и внушив, чтобы впредь не похищал чужого, разрешил взять мешок; прощенный поселянин легко поднял его, как только обещал исправиться и, не чувствуя никакой тягости, возвратился в дом свой, благословляя великодушного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010