Под руководством архитектора Кампиони, а также с помощью писавших иконы художников Грибкова и Степанова в 1871 г. Губонин вел значительные ремонтные работы, после которых получивший отопление храм освятили заново. Увы, уже в 1922-м сфабриковали дело и расстреляли пятницкого настоятеля и благочинного всех замоскворецких церквей отца Александра (Заозерского), а затем уничтожили саму Пятницу – генплан развития столицы предусматривал на ее месте пробиваемый участок Бульварного кольца. Кольцо между тем так и не замкнули, но святыню действительно смахнули и десятилетие спустя по тому злодеянию на Пятницкой, 23, вырос вестибюль " Новокузнецкой " (архитекторы В. Гельфрейх и И. Рожин). Лишь недавно при управе " Замоскворечье " создан общественный комитет, борющийся за установку на бывшем церковном участке хотя бы памятной часовни. Тем не менее старинная Пятницкая, красой и символом коей являлся храм, торопливо несет беглый ход к Серпуховским воротам, откуда прямой путь лежит на ведущую к бутовским кварталам древнюю Серпуховскую дорогу... ВООБЩЕ-ТО та часть, где сформировалось ядро современного Северного Бутова, никогда Бутовом не являлась – там, близ былой Серпуховки, располагалось село Качалово – Киово тож. Известно, что в XVI в. в нем действовала деревянная Пятницкая церковь, разоренная польским нашествием. Долго после того церковь не возобновлялась: Холмогоровы отмечали, что в 1627 – 1628 гг., когда сельцом на речке Обице управляли князь Алексей Приимков-Ростовский да дьяк Василий Волков, а прежде Алексей Чуваров, там имелись 32 двора помещичьих и церковное место, бывшее церковью " Прасковеи, нареченной Пятницей " . Тогда пустующая земля из Патриаршего приказа отдавалась в оброк, и часть была вспахана. Два десятилетия спустя Качалово с 8 крестьянскими дворами и 17 душами было за Василием Приимковым-Ростовским и Петром да Борисом Волковыми. Позднее наряду с Приимковыми здесь утвердились Хитрово: на 1678 г. значилось 32 двора помещиков с 18 людьми, 4 двора крестьян и двор скотный. Церковь, однако, не возобновляли. А в 1693 г. стольник Никита Приимков-Ростовский свою долю уступил Ивану Ивановичу Щербатову и тот к следующему году отстроил Пятницкую церковь в камне.

http://religare.ru/2_26347_1_21.html

Преображенский соборный храм построен в 1481 году. В этом монастыре 10 сентября 1453 года скончался подвизавшийся в нем в течение 5 лет сын Заозерского князя Дмитрия Васильевича, князь Андрей, в монашестве Иоасаф (см. 10 сентября), святые мощи которого прославились чудесами и около 20 лет были зримы нетленными. Во время бывшего 3 сентября 1472 года и истребившего монастырь пожара святые мощи пр. Иоасафа сгорели; лишь немногие останки их благоговейно были собраны одним иноком, вложены в ковчег и положены под престолом; впоследствии часть мощей преподобного была вложена в обложенный серебром крест, для благоговейного поклонения богомольцев. В 1650 году ковчег со святыми мощами был перенесен в особо устроенную в Преображенской церкви гробницу, и упомянутый крест возложен на нее. После бывшего 24 июля 1774 года и вновь истребившего Спасокаменный монастырь пожара, этот монастырь был упразднен, а братия переведена в Вологодский Свято-Духов монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и останки святых мощей пр. Иоасафа. Вследствие ходатайства окрестного населения, упраздненный Спасокаменный монастырь был, по благословению Святого Синода в 1802 году, восстановлен, с наименованием оного Спасопреображенской Белавинской пустынью. В 1892 году Святой Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками святых мощей пр. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать оную Спасокаменным монастырем. Находившийся на реке крест с частицами мощей преподобного оставлен в Свято-Духовом монастыре. В монастыре покоятся под спудом мощи инока блаженного Василия (см. 2 августа); над ними металлическая рака, на ней образ святого Василия во весь рост; при раке железные вериги и шапка его из железных полос. Здесь же находятся гробницы местных подвижников Петра чудотворца (XV век) и Кассиана игумена монастыря (1463 год). К монастырю приписан Успенский Александре — Куштский монастырь , в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Среди статей о святых с именем Ефрем следует отметить публикации, посвященные св. Патриарху Антиохийскому Ефрему (V-VI вв.); св. Патриарху Сербскому Ефрему (XIV в.), св. митрополиту Переяславскому Ефрему (XI в.); преп. Ефрему Новоторжскому (XI в.); преп. Ефрему Перекомскому (XV в.) и др. Ряд статей 19-го тома сообщает о крупных церковных деятелях, также носивших имя Ефрем. В частности, в томе присутствуют статьи, посвященные митрополиту Киевскому Ефрему (XI в.), митрополиту Казанскому и Свияжскому Ефрему (кон. XVI — нач. XVII вв.), Патриарху Иерусалимскому Ефрему II (XVIII в.), Патриархам-Католикосам всея Грузии Ефрему I (XVI в.) и Ефрему II (XX в.), деятелю старообрядчества Ефрему (Потемкину, XVII в.). О выдающемся деятеле духовного просвещения в Западной Руси начала XVII в. Захарии Копыстенском рассказывает статья О.Б. Неменского. В томе также присутствуют статьи о протопресвитере Российской армии и флота Александре Желобовском, священнике-правозащитнике Сергии Желудкове, выдающемся историке Церкви Платоне Жуковиче, известных историках и археологах Иване Забелине и Владимире Завитневиче, религиозном философе Льве Зандере, историке и канонисте Николае Заозерском. Из материалов тома, отражающих историю Русской Церкви в средневековый период, следует отметить публикацию А.И. Алексеева о ереси «жидовствующих» и статью Б.Н. Флори, которая рассказывает об историческом пути Западнорусской митрополии в 1468-1686 гг. Статья А.Д. Жалсараева посвящена деятельности Забайкальской духовной миссии во 2-й половине XIX — начале ХХ в. Материал, подготовленный священником Илией Соловьевым, «Живая Церковь» отражает деятельность одной из группировок раскольников-обновленцев в послереволюционные годы. Тематику обновленческого раскола продолжает статья Т.А. Богдановой и П.К. Доброцветова об одном из его крупнейших идеологов Сергее Зарине. Тема аскетики и монашества также широко представлена в материалах 19-го тома. Это, прежде всего, статья Д.Н. Артемкина «Затворничество». Следует также отметить ряд материалов, посвященных православным монастырям: Жаботинскому Онуфриевскому ( Черкасская епархия ), Жабскому Вознесенскому ( Кишиневская епархия ), Железноборовскому Иоанно-Предтеченскому ( Костромская епархия ), Желтикову Успенскому ( Тверская епархия ), бывш. Жидичинскому Никольскому (Волынь, Украина), Жировицкому Успенскому ( Минская митрополия ), Житину Осташковскому (Тверская епархия), Задонскому Богородице-Рождественскому ( Липецкая епархия ), московским Заиконоспасскому и Зачатьевскому, Закубанской Афонской пустыни ( Майкопская епархия ) и др. Также в томе присутствуют статьи о древнем монастыре Жалия ( Кипрская Православная Церковь ), монастырях Ждребаоник, Жича и Жупа ( Сербская Православная Церковь ), монастыре Зарзма ( Грузинская Православная Церковь ).

http://patriarchia.ru/db/text/555054.htm...

Храм Преображения в ночь на 21 ноября 1864 г. сгорел со всем имуществом; даже колокола, кроме большого, весом в 38 прудов, слились в одну массу. Из принадлежащих храму предметов документы 1854 г. сохранились только потому, что были в доме диакона Смирницкого. Указом духовной консистории от 22 сентября 1855 г. за 5200 дозволено было собор возобновить, на что при соборе было 312 руб. 46,5 коп. серебром; по двум книжкам собрано 758 руб. 8,5 коп. и 1000 руб. дано от помещика Зиновьева. За перестройкой собора наблюдали: местный торговец Григорий Денисович Репников и спб. купец Мартиниан Екимов. Вся перестройка стоила 5 626 руб. 12 коп. Храм освящен 1856 г. мая 29 благочинным Ропшинским священником Самсоньевским в сослужении священников – крепостного Знаменского, Копорской  Успенской церкви И. Фаворского, Глобицкого Ф. Заозерского и Медушского О. Зрелова. При перестройке собора снята была стена, разделявшая собор на две части и уничтожен придел Покрова. Алтарь остался в древнем виде; в храме сделано три входа. В 1882 г. около притвора сделана сторожка. Над алтарем и серединою храма сделаны бревенчатые фальшивые купола с восьмиконечными крестами, обитыми белым железом. При возобновлении храма, мать господ Зиновьевых украсила храм иконами; бывший здешний протоиерей о. Сила Турский украсил серебряными ризами три иконы в иконостасе и пожертвовал три образа; крестьяне дер. Ивановка устроили икону св. Александра Невского в память освобождения крестьян и назначили 30 августа крестный ход в свою деревню. Приход состоит из 18 деревень и 5 помещичьих мыз, ближайшие деревни отстоят от церкви в 2-х верстах, остальные - на разных расстояниях от 5 до 23 верст. Прихожане - преимущественно ижоры. Всего в приходе 1330 душ муж. пола и 1507 жен. Кроме земледелия, прихожане занимаются рыбной ловлей, извозом в Петербурге, заготовкой дров; в дер. Большом Райкове есть горшечники. Приходское попечительство открыто 1 окт. 1871 г. Главная цель попечительства – народное просвещение. Попечительство содержит 8 крестьянских школ, из них - 7 в крестьянских избах и одна, с приютом для учащихся, в Копорьи, в здании, которое пожертвовал Зиновьев. Школа с приютом устроена в 1874 г. по ходатайству гос. Зиновьева. Он дал участок земли, а волостное правление приняло на себя доставку материала, страховку, отопление, освещение и наем прислуги. Приютская библиотека устроена Зиновьевым, на нее от попечительства дается в год 10 руб. сереб. В приходе две школы, в Большом Райкове от попечительства, в Климантине - церковная. Закону Божию в обеих школах учит священник.

http://sobory.ru/article/?object=05843

Такова задача и отчасти содержание нашей ответной г. Бердникову статьи. Мы были уверены, что наш оппонент совершенно удовлетворится нашими разъяснениями, которые мы представили в самой почтительной к лицу его форме и оставить за нами поле сражения, на которое он сам нас вызвал и... почти не ошиблись в своей уверенности. В Июльской книжке Правосл. Собеседн. нынешнего года г. Бердников напечатал: «Вторую заметку по вопросу о раскольническом браке, датированную 10 Марта 1896 г. 5 , Хотя по внешней форме эта заметка есть такой же комментарий к нашим статьям, как и первая его заметка; или, если угодно, есть статья полемическая, но по существу дела – это есть не что иное, как бегство с поля сражения, только прикрывающееся благовидною формою отступления, совершаемого в порядке. Именно: в этой, «заметке» г. Бердников уже ни слова не упоминает о первом пункте своей полемики – что раскольничий брак 1874 г. 19 Апр. есть чисто гражданский брак; значить вся его так сказать, юридическая батарея, направлявшая свои удары на этот пункт наших статей совершенно замолчала. Теперь, совершая свое отступление, г. Бердников только слегка посылает свои выстрелы против второго пункта наших статей – канонического, но уже не нападая, а только защищаясь и отстреливаясь. Зная хорошо правило, что «победителю свойственно великодушие», мы и готовы были совсем прекратить свои объяснения с г. Бердниковым, но не можем этого сделать по той причине, что он сам вызывает и обязывает нас с непонятною для нас отвагою так сказать добить его, оставляющего за нами полемическое поле. Добивать его мы не будем, но с подобающим его лицу и положению уважением весьма охотно представим надлежащие объяснения на его вызов. На стр. 261 своей «второй заметки» проф. И. С. Бердников в примечании 1-м пишет следующее: «Упрек г. Заозерского (Богосл. Вестн. 1896 т. Февр. 347–348), будто мы в своей первой заметке отвергаем необходимость освящения для раскольнического брака, записанного в метрической книге, есть напрасный извет на нас с его стороны. См. нашу заметку Прав. Собес. 1895, окт. стр. 205 – 209, 229».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Александро-Куштский мужской монастырь - один из самых ранних шатровых храмов, можно сказать, древнейший памятник деревянной шатровой архитектуры, дошедший до наших дней. Основан в 1420 году в болотистой глухой местности, на низком берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера, преподобным Александром Куштским, мощи которого покоятся под спудом в приделе его имени, над ним медная рака. Храм выгорел в 1519 году, но затем вновь был возведён с двумя церквями: Николаевской и Успенской. Главной церковью комплекса является Успенская. Монастырь был упразднен в 1764 году, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю. Никольский храм, где были погребены под спудом мощи преподобного Александра, обращён в приходской. Сейчас монастырь представляет собой небольшое здание: восьмерик на четверике с четырёхскатной крышей, увенчанной крестом. В настоящее время является действующим. Буквально в километрах пяти от села Чирково расположено поселение под названием Место Александрово. По грунтовке добираемся до Александро-Куштского Успенского монастыря. Основан он был в 1420 году преподобным Александром Куштским, выходцем из Спасо-Каменного монастыря при помощи князя Заозерского Димитрия Васильевича. Известно, что 1764 году обитель была упразднена и обращена в приход. В 1833 году вновь воссозданную Куштскую обитель приписали к Спасо-Каменному монастырю. В советские годы, конечно же, её разорили и закрыли в 1925 году, хотя община продолжала существовать до 1927 года. С 1939 по 2014 год в пустыни располагался Вологодский психоневрологический интернат Из Куштского монастыря происходит истинное сокровище, вполне обветшавшее к 1962 году, перевезённое в Спасо-Прилуцкий монастырь: деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Многие считают её древнейшим из сохранившихся шатровых храмов. Другие считают датировку 1519 годом достаточно спорной, ведь дерево - не самый долговечный материал, и храм за столько лет мог и перестраиваться. Например,  П. Д. Барановский датировал сооружение рубежом XVI-XVII веков. Что, конечно же, нисколько не умаляет ни ценности памятника, ни его художественных достоинств. Восхищают мощное крестовое основание с бочковыми перекрытиями (оно-то и позволяет датировать храм XVII веком - раньше так не строили), восьмерик со стройным шатром, галерея на консолях, тончайшей резьбы лемех. В 1968 году старинные иконы XVI-XVIII веков из её иконостаса поступили в коллекцию Вологодского музея-заповедника. Там же оказались Царские врата резного позолоченого иконостаса и покров с раки прп. Александра. На территории с большим трудом восстанавливаемой обители сохранился колодец, согласно легенде, выкопанный самим основателем монастыря прп. Александром.

http://sobory.ru/article/?object=20096

Монастырь основан в 15 веке княгиней Марией Заозерской после гибели её мужа князя Димитрия Заозерского в битве с татарами в 1429 году. У Заозерских были сыновья Федор, Семен, Андрей и дочь Софья. В 1436 году княгиня Мария выдала дочь свою за Дмитрия Шемяку, надеясь, что этот брак защитит её сыновей. А вышло наоборот. Великий князь Василий Васильевич Темный отомстил родственникам Шемяки, в 1447 году он отобрал у Федора и Семена Заозерских все земли. Княгиня Мария заболела и умерла. Осиротевший Андрей решил уйти в Спасо-Каменный монастырь, в 1448 году в 19-летнем возрасте он пострижен в монашество с именем Иасаф, скончался в 1453 году. Димитрий и Мария аозерские канонизированы к местному почитанию, память благоверных празднуется в день Вологодских святых. Преподобный Иоасаф Каменский или Спасокубенский канонизирован к всецерковному почитанию, память празднуется 23 сентября (по старому стилю 10 сентября). На Лысой горе стояли монастырские деревянные церкви: холодная церковь Рождества Богородицы и теплая с трапезой Кирилло-Афанасиевская.Вотчину составляли пустоши Богородское и Братское в Березницкой волости, Верзино в Закушской волости, Игумново Большое в Пустораменской волости, Игумново Меньшое и Чернышево в Грибцовской волости.Ничего не известно о насельницах Лысогорской обители, также не известно, постриглась в своем монастыре перед кончиной сама княгиня Мария или нет. На Руси был такой обычай: провести остаток жизни в монастыре. Погребена она в Ярославле в родовой усыпальнице, как и князь Димитрий Заозерский. В 17 веке Пречистенский монастырь прекратил свое существование. Он был разграблен во время польско-литовского нашествия. Последнее упоминание о нем - в писцовых книгах 1613 года. Был спор о землях бывшего Лысогорского монастыря между Успенской Александрово-Куштской пустыней и приходской Лысогорской церковью. В итоге по государеву указу 1631 года монастырские земли перешли приходской Лысогорской церкви. По переписи 1628-1630 годов указаны на Рождественском Погосте на Лысой Горе две приходские церкви, 3 двора и 2 кельи церковного причта и 5 келий, в которых жили нищие.Каменная Богородицкая Лысогорская церковь построена в 1791 году на средства прихожан. Церковь одноэтажная холодная с одним престолом Рождества Пресвятой Богородицы. В 1863 году была освящена вторая церковь – Афанасиевская Лысогорская. Церковь теплая, в одной связи с колокольней, престол один – святителя Афанасия патриарха Александрийского.

http://sobory.ru/article/?object=45753

По окончании богослужения митрополит Игнатий в своем слове подчеркнул, что присутвующие являются свидетелями исторического события — преподобный Иоасаф своими честными мощами второй раз возвращается в свою обитель. Митрополит Игнатий также отметил подвижнические труды А.Н. Плигина по восстановлению Спасо-Каменного монастыря, приехавшего на Спас, когда здесь не было ничего, кроме развалин. После его смерти возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова и дети А.Н. Плигина, а также их помощники. Архиерей удостоил благотворителя Спасо-Каменного монастыря А.Н. Скворцова епархиальной медалью преподобного Димитрия Прилуцкого III степени. С приветственным словом к собравшимся также обратились епископ Флавиан и епископ Тарасий. Митрополита Игнатия приветствовал настоятель монастыря игумен Дионисий. Затем владыка Игнатий посетил могилу А.Н. Плигина и помолился о упокоении души человека, вернувшего к жизни древнюю обитель. Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь — обитель на островке, окруженном водой и непроходимыми лесами, она была основана на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. Находясь в центре Северной Фиваиды, монастырь воспитал немало подвижников христианской веры, с ним связаны имена многих святых Русской Православной Церкви. Немало праведников жило на острове, его посещали великие князья и царицы. Со Спасо-Каменной обителью связаны жития 11 русских святых, в том числе таких известных, как основатель монастыря благоверный князь Глеб Василькович, святитель Дионисий Ростовский Святогорец, преподобные Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сямженский, родители преподобного Иоасафа благоверные князья Димитрий и Мария и др. Преподобный Иоасаф Каменский (в крещении Андрей) родился в XV веке в селе Чирково на Сухоне близ Кубенского озера, где были терема и палаты его отца — князя Димитрия Васильевича Заозерского. Родители будущего святого скончались, когда он был мальчиком. Юный князь решил удалиться от мира, пять лет провел в Спасо-Каменном монастыре в строгом посте, подвигах и молитве. Он отошел ко Господу 23 сентября 1453 года. Множество людей собрались в монастыре на его погребение, больные получали исцеление от прикосновения к его гробу.

http://patriarchia.ru/db/text/5273050.ht...

Иеромонах Макарий был одним из 54-х арестованных по «делу об изъятии церковных ценностей», или так называемому «Московскому судебному процессу 1922 года». Вместе с ним по этому делу проходили протоиереи Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов и мирянин Сергий Тихомиров. Протоиерей Александр Заозерский Протоиерей Александр Заозерский родился 20 июля 1879 года в городе Москве в семье священника Николая Заозерского, служившего в Петропавловской церкви Мариинской больницы. Отец Александр был настоятелем храма Святой Параскевы Пятницы в Охотном ряду. На допросе виновным себя не признал, сказал только, что читал в храме Послание Святейшего Патриарха Тихона. Но через кого получил текст послания и текст протеста во ВЦИК, подписанный сотнями верующих, назвать отказался. На суде держался чрезвычайно мужественно. Когда судьи пытались соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других, он отказался называть чьи-либо имена. Разгневанные судьи назвали его идеологом духовенства, обнаружившим наибольшую непримиримость. Когда батюшку вывели после суда на Лубянскую площадь в Москве, он широким крестом осенил приветствовавшую его толпу. Протоиерей Христофор Надеждин родился 21 февраля 1869 года в Нижне-Белоомутском селе Зарайскаго уезда Рязанской губернии, в семье священника. Окончил Зарайское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию, а в 1897-м году – Московскую духовную академию. Служил в Москве с 1901 года, был настоятелем церкви Иоанна Воина на Якиманке. Будучи арестованным по «делу об изъятии церковных ценностей», виновным себя не признал и также отказался назвать имена тех, через кого получил Послание Святейшего Патриарха Тихона. Священномученик Василий Соколов Священник Василий Александрович Соколов родился в 1868-м году в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии. Окончил Вифанскую духовную семинарию, в 1888-м году служил в селе Пустое Владимирской губернии. После смерти жены поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910-м году. С 26 декабря 1910 года батюшка служил в церкви Святителя Николы Явленнаго на Арбате. На допросе виновным себя в агитации против изъятия церковных ценностей не признал.

http://pravoslavie.ru/146375.html

В ответ комиссар повторил требование и пригрозил владыке силой. Далее он направился к наместнику Лавры, епископу Прокопию (также священномученик). Иловайский потребовал от епископа сдать ему все лаврское имущество: вещи, капиталы и помещения. Епископ Прокопий категорически отказался выполнить это требование. Тогда владыку арестовали, отвели в келью и поставили караул. В этот момент в Лавре раздался колокольный звон. Прихожане, узнавшие, что красноармейцы пришли закрывать храмы, сами стали звонить с колокольни во все колокола. Народ стал стекаться в Лавру. Увидев огромную толпу, Иловайский вышел к людям, стал угрожать им револьвером и требовать, чтобы все разошлись. В толпе стали раздаваться крики: «Православные, спасайте церкви!» В адрес комиссара послышались угрозы, его окружили со всех сторон. Толпа быстро обезоружила матросов, сбила с ног комиссара. Дело грозило окончиться самосудом. Тогда жизнь Иловайскому спасли лаврские монахи. Они заслонили комиссара своими телами и вывели его через Тихвинское кладбище из Лавры. Когда монахи увели Иловайского, остальные красноармейцы, побросав оружие, разбежались. А толпа, состоявшая в основном из женщин, направилась в келью к епископу Прокопию и освободила его (солдаты, охранявшие келью, испугались за свою жизнь и попросили монахов, чтобы они их тоже тихонечко вывели из Лавры, что те и сделали). Освобожденный епископ Прокопий и монахи Лавры направились в Свято-Троицкий собор служить благодарственный молебен у мощей святого благоверного князя Александра Невского . Как раз в этот момент на территории Лавры оказался протоиерей Петр Скипетров. Отец Петр Отец Петр был потомственным священником, выходцем из Владимирской губернии. Его переезд в столицу, по всей видимости, устроил брат Михаил, который служил в Петербурге чиновником по военно-морскому ведомству. Именно Михаил познакомил священномученика Петра с его будущей невестой. Протоиерей Петр Скипетров. Фото: fond.ru Супруга отца Петра Антонина была дочерью иподиакона Исаакиевского собора Николая Заозерского. Ее родная сестра была замужем за известным петербургским священником отцом Философом Орнатским (с 1913 года — настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге, в 1918 году вместе сыновьями Николаем и Борисом был расстрелян красноармейцами; в 2000 году все они также были канонизированы в лике новомучеников).

http://pravmir.ru/protoierej-petr-skipet...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010