—324— Определили: Докторскую диссертацию профессора богословия в Университете Св. Владимира протоиерея Павла Светлова передать для рассмотрения и отзыва экстраординарному профессору Академии по кафедре введения в круг богословских наук – Сергею Глаголеву; магистерское сочинение кандидата богословия Александра Постникова – ординарному профессору по кафедре церковного права Николаю Заозерскому; таковое же сочинение и. д. преподавателя Тульской духовной семинарии Василия Яворского – экстраординарному профессору по кафедре Священного Писания Ветхого Завета Василию Мышцыну. IX. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторыми рецензентами вышеозначенных сочинений он назначает членов Совета: заслуженного ординарного профессора Петра Цветкова (сочинения кандидата Постникова), экстраординарного профессора Александра Щостьина (сочинения кандидата Яворского) и экстраординарного профессора Алексея Введенского (сочинения протоиерея Светлова). Определили: Принять к сведению. X. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии преподавателя Данковского духовного училища Петра Волынского: «Почтительнейше прошу Ваше Преосвященство сделать распоряжение о возвращении мне, для необходимых дополнений и изменений, моего труда: «Книга пророка Амоса», представленного мною ранее в Совет Академии на соискание степени магистра богословия». Справка: По определению Совета Академии от 9 июни 1899 года диссертация г. Волынского под заглавием: «Книга пророка Амоса. Исагогико-экзегетическое исследование» признана, согласно отзывам рецензентов – ординарного профессора Митрофана Муретова и экстраординарного профессора Василия Мышцына , – неудовлетворительной для степени магистра богословия. Определили: Представленное преподавателем Данковского духовного училища Петром Волынским на соискание степени магистра богословия сочинение: «Книга пророка Амоса» возвратить по принадлежности его автору. XI. Донесение комиссии (в составе: заслуженного ординарного профессора Академии по кафедре древней граждан-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—34— фию покойного ректора Московской Духовной Академии, протоиерея Александра Васильевича Горского. 2) Согласно определению Совета Академии от 26 января 1893 года сделано было предложение наставникам Академии, не пожелает ли кто-либо из них взять на себя труд составления обстоятельной биографии покойного ректора Академии протоиерея А. В. Горского. Определили: Составление обстоятельной биографии покойного ректора академии Александра Васильевича Горского включить в число кандидатских тем, которые будут назначены в следующем учебном году на означенных в предложении профессора А.П. Лебедева условиях. X. Записки профессора И.Н. Корсунского , доцентов Н.А. Заозерского и А.И. Введенского и и. д. должность доцента П.П. Соколова о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю Академии Н. А. Колосову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии. XI. Заявление секретаря Совета М. К. Казанского о том, что студенту III курса, якутскому уроженцу, Николаю Нифонтову, пользующемуся полной стипендией (в 220 р.) покойного Нафанаила Петровича Соколова, назначена по определению Святейшего Синода от 17 / 25 декабря минувшего года за 3762, особая стипендия из средств Святейшего Синода. Справка: По заявлению о. Ректора Академии, стипендии Н. П. Соколова по успехам, поведению и материальному положению заслуживает более других студент 2-го курса Василий Креминский. Определили: Освободившуюся после студента Н. Нифонтова стипендию Н. П. Соколова предоставить студенту 2 курса Василию Креминскому. XII. Предложение о. Ректора Академии: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 17 февраля сего года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде окончивший курс в минувшем учебном году кандидат Академии Константин Сильченков , оставленный для приготовления к замещению вакантных кафедр в Академии в текущем учебном году, определен преподавателем по основному, догматическому и нравственному богословию в Харьковскую ду-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) В представленных и. д. инспектора академии списках студентов с баллами по поведению, – поведение 145 студентов обозначено баллом 5, 15 студентов (III к. – Воскресенского Евгения, Достойнова Якова, Никольского Владимира , Петрова Тихона, и Смирнова Гавриила; II к. – Белавенцева Семена, Дмитревского Ивана, Лобанова Павла, Луговского Александра, Стеблева Михаила и Шелютто Михаила; I к. – Кохановича Фёдора, Крестианполя Никанора, Ринка Евграфа и Якубовского Полиевкта) – баллом 5– и 12 студентов (III к. – Кречетовича Иосифа, Миловидова Виктора и Савабини Панаиота; II к. – Багрецова Леонида, Воскресенского Анатолия, Заозерского Александра и Туркевича Венедикта; I к. – Егорова Николая, Масина Павла, Петрова Петра, Семенова Павла и Старокотлицкого Константина) – баллом 4. 5) Студенту III курса Никанору Орлову определением совета академии от 4 минувшего мая, с утверждения Его Высокопреосвященства, дозволено было, вследствие болезни, сдать устные испытания после каникул, что им и исполнено. – По всем предметам III курса студент Орлов получил балл 5. 6) Студент III курса иеродиакон Дамаскин (сербский уроженец) не держал испытания по педагогике и просит дозволения сдать экзамен по этому предмету при окончании курса. 7) §§ 132–133 —268— устава духовных академий: „По окончании испытаний, на каждом курсе составляется советом список студентов по успехам и поведению. При составлении списка на четвёртом курсе принимаются во внимание успехи студентов за всё время академического образования. При определении сравнительного достоинства студентов и составление списка их принимаются во внимание сочинения, устные ответы и поведение. Примечание. При составлении списка новые языки в общий счёт предметов не вводятся“. 8) Определением Святейшего Синода от 14 марта/9 апреля 1869 года, согласно с Высочайшим повелением, постановлено: поставить в известность начальства всех духовно-учебных заведений, чтобы они поступающим в сии заведения иностранцам оказывали возможное снисхождение как на приёмных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов сих заведений“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—92— ную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: «Естественный нравственный закон», Сергиев посад, 1897 г. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор по кафедре метафизики и логики Алексей Введенский и ординарный профессор по кафедре церковного права Николай Заозерский . По окончании коллоквиума, ректор академии, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительной. Справка: §§ 136 и 81 лит. в. п. 6 устава духовных академий. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении исправляющего должность доцента академии, кандидата богословия, Ивана Попова в степени магистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации кандидата Ивана Попова и копии с отзывов о ней профессоров Алексея Введенского и Николая Заозерского . На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «Мая 27. Исполнить». 6 июня 1897 года Присутствовали, под председательством ректора академии архимандрита Лаврентия, инспектор академии и. д. ординарного профессора архимандрит Арсений и члены Совета академии кроме профессоров В. Кипарисова и А. Введенского , находящихся в отпуске. Слушали: I. а) Внесённые председателями комиссий, производивших испытания студентов I курса академии, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков, оказалось, что из 46 студентов I курса 30 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям балл не менее 4, 15 – не менее 3. Студент Иван Пампулов, болгарский уроженец, не держал устного испытания по французскому языку. Балла ниже 2 по одному предмету, или двух баллов ниже 2½, а также балла 2½ по трём предметам не получил ни один студент I курса. Сту- —93— дент Иван Фёдоров на устном испытании по метафизике и логике получил балл 4–. б) Представленный о. инспектором академии и. д. ординарного профессора архимандритом Арсением список студентов I курса с обозначением баллов по их поведению. В этом списке поведение 41 студента обозначено баллом 5 и 5 студентов (Братановского Александра, Бутомо Павла, Другова Александра, Шувалова Дмитрия и Фёдорова Ивана) баллом 5–.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. Заозерского “. Справка: Означенная в отношениях рукописи получены и переданы для пользования гг. профессорам Академии, по просьбе которых они были выписаны. Определили: „Принять к сведению“. VIII. Отношения Казённых Палат: а) Казанской – от 15 июля за 7005, б) Владимирской – от 21 / 23 июля за 21109. в) Енисейской – от 5 августа за 8776, г) Пензенской – от 18 августа за 6871 и д) Люблинского Губернского Правления – от 19 июля за 10512, с уведомлением об исключении из податного состояния и счёта окончивших курс воспитанников Академии: Александра Антонова, Дмитрия Немешаева, Константина Денисова, Александра Лукшина и Николая Кобрина. Определили: Принять к сведению. —233— IX. а) Прошение священника Тамбовской епархии, Тамбовского уезда, села Пановых Кустов Николая Ремизова: „Я имею непреклонное желание продолжить и восполнить своё семинарское образование обучением в духовной академии, но как семейный священник (в семействе у меня одна жена) я не могу поступить в число действительных студентов Академии, посему покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии принять меня в качестве вольнослушателя академического курса читаемых наук; содержаться во все четыре курса образования я имею на свой счёт исключительно и жена будет находиться при мне. При сём прилагаю копию с моего формулярного списка и отзыв о моей личности Епархиального Начальства и всепокорнейше прошу Совет Академии не отказать мне в просимом, о чём и уведомить меня по адресу: Тамбов, священнику села Пановых Кустов, по получении оного уведомления от Совета Академии я и должен буду прибыть в Академию“. б) Отзыв о священнике Николае Ремизове Преосвященного Иннокентия, Епископа Тамбовского и Шацкого, от 11 августа 1904 года за 6196: „Сим свидетельствую, что священник села Пановых Кустов, Тамбовского уезда, Николай Ремизов – 30 лет, – студент Тамбовской семинарии, курса 1895 года: с 1896 года по 1899 год был диаконом в заражённом расколом приходе села Шаморги, Шацкого уезда, где принимал деятельное участие в миссионерском деле, а с 1899 года состоит священником в селе Пановых Кустах, Тамбовского уезда; о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Митрополита Московского Макария в 291 рубль – залучили магистерские сочинения воспитанников Академии – Присуждена Инспектору Академии Архимандриту Евдокиму за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». Сергиев Посад, 1898 г. в) Епископа Курского Михаила в 201 рубль – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию – Назначение означенной премии, за непредставлением сочинений на оную наставниками Академии, отложено до следующего года. г) Митрополита Литовского Иосифа в 165 р. – за лучшие кандидатские сочинения воспитанников Академии –Выдана Советом кандидату Академии выпуска 1895 года Ивану Ба- —20— чалдину за сочинение на тему: «Характер отношешй церковных писателей к употреблению в церкви священных изображений до времени иконоборства». д) Протоиерея А.И. Невоструева в 158 р., имеющая то же назначение. – Выдана кандидату того же выпуска Дмитрию Введенскому за сочинение: «Учение Ветхого Завета о грехе». е) Протоиерея А.М. Иванцова-Платонова в 183 р. 75 к. – за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории. – Присуждена кандидату того же выпуска Ивану Смирнову, за сочинение на тему: «Михаил VIII Палеолог и его царствование в церковно-историческом отношений». ж) Протоиерея И. Орлова в 32 р. – за лучшие успехи в сочинении проповедей. – Выдана кандидату того же выпуска Борису Каптереву. Кроме означенных премий в распоряжении Совета Академии находилась половина процентов с капитала, поступившего по завещанию покойной П.А. Мухановой, предназначенная на выдачу дополнительных к казенному жалованию пособий членам академической корпорации, в количестве 1.187 р. 50 к. – На основании п. 4 правил распределения процентов с Мухановского капитала, Совет Академии в отчетном году, с утверждения Его Высокопреосвященства, постановил выдать пособия следующим пяти членам академической корпорации ординарным профессорам Василию Соколову, Ивану Корсунскому и Николаю Заозерскому, экстраординарным профессорам Александру Беляеву и Александру Шостьину, по равной сумме – 237 р. 50 к. – каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) от 8-го февраля за 953: „По утверждённому Г. Синодальным Обер Прокурором 1-го текущего февраля докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определён кандидат Московской духовной академии Василий Сибирский (состоявший доселе Рязанским епархиальным миссионером) учителем по латинскому языку в Нерчинское духовное училище“. К сему Канцелярия присовокупляет, что об ассигновании поименованным кандидатам следующих им, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Определил и: Принять к сведению. VIII. Прошение преподавателя Рязанской духовной семинарии Александра Карашева от 5 февраля текущего года: „Препровождая при сём пятьдесят печатных экземпляров своей диссертации под заглавием: „О новооткрытом памятнике „Учение Двенадцати Апостолов“, честь имею покорнейше просить совет академии войти в обсуждение вопроса о коллоквиуме“. Справк а: Согласно определению совета академии от 8 августа минувшего года преподавателю Александру Карашеву дозволено было печатать его магистерское сочинение, а суждение о коллоквиуме отложено до представления Карашевым о. ректору академии требуемого § 32 Положения об испытаниях на учёные степени количества (50) экземпляров напечатанной диссертации. Определил и: 1) Допустить преподавателя Рязанской духовной семинарии Александра Карашева в защищению его диссертации на степень магистра богословия. 2) Офи- —41— циальными оппонентами при защите диссертации назначить ординарного профессора Николая Заозерского и экстраординарного – Василия Кипарисова . 3) Предоставить о. ректору академии войти в соглашение с магистрантом относительно дня коллоквиума и пригласить к участию в нём посторонних лиц. IX. Прошение на имя о. ректора академии преподавателя Данковского духовного училища Петра Волынского: „Почтительнейше прошу Ваше Высокопреподобие дать надлежащее движение моему исследованию: „Книга пророка Амоса“, представляемому (в рукописи) на соискание степени магистра богословия“. Справк а: По § 81 лит. а п. 6 устава духовных академий „распоряжение о рассмотрении диссертации на учёные степени и оценка оных“ значится в числе дел, окончательно решаемых самим советом академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До штатов причт содержался на общих основаниях. Со времени штатов получал, по 6 разряду, 220 руб. сер. в год. Ныне священник получает 220 руб., а псаломщик – 70 руб. Доходов получается до 100 руб. в год. Земли при церкви пахатной 31 дес. 383 квадр. саж., сенокосной – 2 саж. и здворочной 1 дес. священник владеет 23 дес. и 267 квадр. саж., дьячок 10 дес. 116 саж. Священник живет в собственном доме, дьячок – в доме, построенном г-жою де-Траверсе. При церкви есть сторожка. Соседние приходы Вычелобский и Петровский. К приходу принадлежали три мызы: Романшина, Солнцев берег и Ропти, и 5 деревень: Бор, Чеголь, Штрешево, Петровско и Ропти. В 1878 г. в состав прихода вошли деревни Заозерье и Щегоща, из Вычелобского прихода. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 года муж. 478 и 535 женск. пола. Грамотных в приходе немного. До 1863 года была школа в деревне «Бор», но она закрыта «от произвола приходских людей, а в особенности, за неимением дома для помещения такового училища». В 1879 г. в Роптях помещик Александр Александрович Половцев открыл школу, в которой учатся до 20 мальчиков. В небольших школах и у крестьян учится до 80 человек. Кроме общих праздников прихожане празднуют: Покрову, Флору и Лавру, Варлааму Хутынскому, Николаю Чудотворцу и Тихвинской Божией Матери. Крестные ходы бывают: 24-го июня – в Петровске, 26-го сентября в деревне «Бор», 8-го июня – в деревне Роптях. На кладбище при церкви погребен морской министр, адмирал Иван Иванович Маркиз де-Траверсе, умерший в 1831 году мая 19-го дня. Часовни находятся в Роптях, в Бору и в Штрешеве. Попечительство открыто в 1873 г. председатель его поручик Владимир Александрович Паткул. Собираемые попечительством деньги тратятся на ремонтировку церковного дома и церкви. О приписной к Романшине церкви св. Николая в селе Заозерье 90 . Церковь находится при озере; она – деревянная, колокольня, за ветхостью, разобрана, и колокола висят на столбах, под навесом. Старая колокольня снята в 1858 году, а церковь поновлена в 1860 году. Антиминс освящен Ларионом епископом Корельским и подписан Новгородским митрополитом Иовом. По антиминсу можно предполагать, что церковь существует в Заозерье раньше 1733 года, а по надписи на подпрестольном кресте видно, что храм освящен при Анне Иоанновне, по благословению вицепрезидента Синода, Феофана Прокоповича , священником Иаковым Трефильским 1733 года декабря 1-го. Согласить эти показания довольно трудно. Приход Заозерской церкви составляют 2 деревни: Заозерье и Щегоща. Но метрические записи по этому приходу велись в церкви погоста Вычелобского. Церковь закрыта в 1833 году. Есть предание, что ее когда-то посетил Император Александр 1-й, проезжая по Новгородскому шоссе в Новгород. Преображенская церковь в селе Торошковичах-Тырковых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Книги для академической библиотеки приобретались по запискам наставников Академии, сверенным с наличностью библиотеки. Выдача книг производилась наставникам, в случае надобности, во всякое время, а студентам в учебные дни. В отчётном году удовлетворено 10,225 отдельных требований на книги, рукописи и проч., из которых 8117 требований приходилось на долю студентов. —16— Кроме исполнения текущих дел по библиотеке, библиотекарь Н. Колосов окончил составлением и печатанием вторую половину седьмого выпуска „Систематического каталога книг фундаментальной академической библиотеки“, заключающего в себе окончание словесного отдела и дополнения ко всем предыдущим отделам с 1890 по 1897 г. – Помощник библиотекаря К. Попов занимался разбором библиотеки Высокопреосвященного Архиепископа Саввы, для которой написал 5667 карточек. Б . В церковно-археологический музей, находящийся в заведывании экстраординарного профессора Академии по кафедре церковной археологии и литургики А. Голубцова, в отчётном году поступили: три креста, железный брачный венец, шитый стеклярусом оклад с иконы Богоматери, пять серебряных и одна золотая монеты, жетон, клише для портрета протоиерея А. В. Горского работы Матюшина, подвенечное кольцо, три рукописи, два альбома, книга и две брошюры археологического содержания, кости мамонта и разные предметы могильного инвентаря. Наибольший археологический интерес и ценность из названных предметов представляют: нотный ирмологий с октоихом XVII в. – дар проф. Николая Александровича Заозерского и его родителя, священника села Леонтьевского, Ярославской епархии, Александра Иосифовича; яшмовый крест енколпий в серебряной оправе с жемчугом, поступивший от священника Сергиево-Посадской Воскресенской церкви Александра Константиновского; докторский крест после Высокопреосвященнейшего Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского, и золотая монета ценой в рубль 1756 года – дар профессора Академии Димитрия Феодоровича Голубинского 2267 . —17— 5) В распоряжении Совета Академии в отчётном году было 10 премий:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

не предусматривал для религ. объединений никаких орг-ций, в т. ч. иерархии как юридического лица. Т. о., существование церковной иерархии было представлено революционным трибуналом как нарушение советского законодательства. Патриарх ответил, что это внутрицерковное дело. Защитник в свою очередь попросил патриарха уточнить, действуют ли органы церковного управления - Синод и Московский епархиальный совет - открыто и официально? На это патриарх ответил: «Официально, мы не закрыты ни для власти советской, ни для Церкви». Также патриарх сказал, что никаких извещений о закрытии органов церковного управления от властей он не получал. В конце допроса председатель трибунала, напомнив о событиях в Шуе и Москве, попытался своим вопросом обвинить в происшедшем там кровопролитии патриарха: «Считаете ли вы, что ваше воззвание содержало в себе места, которые должны были волновать верующих и вызвать их на столкновение с представителями советской власти? Не считаете ли вы, что та кровь, которая пролилась в Шуе и в других местах и которая может еще пролиться, будет лежать и на вас?» На это патриарх ответил: «Нет». Сразу после окончания допроса обвинитель сделал заявление о привлечении патриарха и архиеп. Никандра к судебной ответственности. В тот же день патриарх Тихон был допрошен в ГПУ, а 6 мая заключен под домашний арест. В последующие дни на заседаниях Московского трибунала была зачитана обвинительная речь прокурора с требованием вынесения смертного приговора главным обвиняемым, подсудимым предоставили право выступить с последним словом. Большинство из них повторили слова о невиновности в предъявленных им обвинениях. Многие отказались от последнего слова. Особенно ярким было выступление на суде В. И. Брусиловой, сказавшей членам трибунала: «Ваш приговор я встречу спокойно, потому что по моим религиозным верованиям смерти нет. Я милости и пощады не прошу». 8 мая состоялось оглашение приговора Московского трибунала. К расстрелу были приговорены 8 священнослужителей и трое мирян. На смертную казнь осудили благочинных протоиереев Александра Заозерского, Александра Добролюбова, Христофора Надеждина, Василия Вишнякова, Сергия Фрязинова, прот.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010