Только Тир и Газа, или, вернее, находившиеся в них персидские гарнизоны и полководцы осмелились оказать противодействие македонскому завоевателю и подвергнуться упорной осаде. Тир был взят только после семимесячной осады, а Газа – после двухмесячной (в августе и ноябре 332 года), и оба эти города за то понесли жестокое наказание. По разрушении этих городов, завоеватель мог беспрепятственно направиться в Иерусалим. Жители его трепетали и молились Богу о защите, а первосвященник Иаддуй, в полном своем облачении и в сопровождении священников и левитов, вышел навстречу Александру. Александр был благородный и великодушный завоеватель, который жестоко наказывал только за противодействие своей воле и плану. В противном случае, всем тем народам, которые добровольно подчинялись ему, он предоставлял свободно пользоваться своей религией, обычаями и собственностью. Он никакому народу ни навязывал греческой религии и греческих обычаев. В том, в чем он и вообще не отказывал народам, не отказал он также и иудеям, а позволил им жить по своему закону. Он милостиво принял торжественную депутацию и рядом с первосвященником вступил в Иерусалим, вошел в храм и принес, по указанию священников, жертву, выслушав при этом и прочитанное ему пророчество о нем Даниила. Растроганный всем этим, он предоставил иудеям свободу от податей в субботние годы и позволил им жить по своим собственным законам. Иудея сделалась частью обширной области, которая лежала между горными хребтами Тавром и Ливаном на севере, Египтом на юге, и в отличие от Верхней Сирии, тянувшейся к Евфрату, названа была Килисирией (то есть, Низменной Сирией). Наместник этой обширной провинции, которая в прежние времена состояла из нескольких самостоятельных государств, имел свою резиденцию в Самарии, представлявшей собою укрепленный и многолюдный город. Этим своим преимуществом, или, вернее, этим своим опасным значением, она обязана была своему положению в середине страны и в плодородной местности. Наместником, которого поставил Александр над Килисирией, был Андромах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

24 . Когда мой рассказ, всегда отвлекаемый в сторону разными событиями, снова вернулся к Артаксару, своевременно теперь выполнить ранее обещанное и вспомнить о последующих царях. Что касается его, то откуда был родом, как и каким образом он надел кидар, об этом мной уже рассказано подробно. Прибавлю только одно то, что Артаксар указанным выше способом овладел персидским царством спустя 530 лет после великого Александра Македонского, в четвертый год царствования другого Александра, сына Маммеи, и владел им в течение пятнадцати лет без двух месяцев. Ему во власти наследовал этот проклятый Сапор и пережил его [Александра] на полных тридцать один год, причинив римлянам величайшие бедствия. Умертвив их царя и считая, что у него уже нет никаких препятствий, он продвинулся дальше и опустошил Месопотамию и затем, вторгшись в соседние области, ограбил киликийцев и сирийцев и, дойдя вплоть до Каппадокии, совершил безмерное количество убийств, так что впадины и пропасти, ущелья в горах заполнял трупами убитых и отстоящие друг от друга и возвышающиеся друг над другом холмы уравнивал так, что мог проводить конницу по трупам, а хребты гор переходил как равнину. Когда он возвращался домой, злоупотребляя безбожно приобретенным и превозносясь великой гордыней, его заносчивость немного спустя усмирил известный Оденат, пальмирец, муж не именитый и неизвестный вначале, а потом достигший высшей славы поражениями, нанесенными Сапору, деяниями, учиненными над ним, и сделавшийся знаменитым, [как сказано] у многих из древних историков. Когда же Сапор умер, его сын Гормисдат получил царство, но пережил его на очень незначительное время. Ибо пользовался счастьем один год и десять дней, не совершив ничего, достойного памяти, так же как и его преемник Вараран, царствовавший в течение 3-х лет. Сын его был одинакового имени с родителем, но оставался у власти в течение семнадцати лет. Третий же Вараран только в течение четырех месяцев пользовался царской властью. Он был назван Сегенсаа не случайно, думаю, и не по безрассудству, но унаследовав это имя по древнему местному обычаю. Ибо, когда персидские цари, победив какойнибудь крупнейший соседний народ, займут его страну, то побежденных отнюдь не убивают, но налагают на них дань и позволяют тем заселять в обрабатывать поля захваченной (персами) страны. Только главных вождей [побежденного народа] уничтожают беспощадно, а своим детям дают название [завоеванного] княжества ради запоминания, что кажется самым правдоподобным, и ради лучшего прославления события трофеями. Так как племя сегестанов было покорено Варараном, его отцом, то по справедливости его сын был назван Сегенсаа. На языке греков это обозначает царь сегестанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/o-...

Завоевание Иудеи Римом Завоевание Иудеи Александром Македонским. Перевод Священного Писания на греческий язык. Иудея под властью сирийских правителей. Гонения за веру при Антиохе Епифане. Мученики Маккавеи. Восстания под руководством братьев Маккавеев и освобождение от сирийского владычества. Обновление Иерусалимского храма. Правление династии Маккавеев. Период греческого владычества Царство Персидское клонилось к своему закату, а в это время на политическую арену выступило Македонское царство, во главе с его знаменитым царем и полководцем Александром, прозванным Македонским (правил в 336–323 гг. до н.э.). Когда грозный завоеватель подошел к Иерусалиму, первосвященник Адуй в священных одеждах, окруженный священниками и громадной толпой народа в белых одеждах, открыл ворота города и вышел к нему навстречу. Александр был поражен такой торжественной встречей и поклонился первосвященнику. Войдя в Иерусалимский храм, Александр принес жертву Богу. Здесь ему прочитали пророчество Даниила о том, что царь Греческий покорит царство Персидское (Дан.8:7, 20–21). Александр выразил радость, когда узнал об этом пророчестве, и проявил большую снисходительность к иудеям. Он разрешил им и впредь жить по своим отеческим законам и освободил их от податей в субботние годы, так как в эти годы иудеи не возделывали землю. После его смерти царство разделилось и досталось четырем военачальникам его. Один из них, Птоломей, ставший царем Египта, покорил иудеев своей власти и отвел многие тысячи их в Египет. При сыне его, царе Птоломее Филадельфе, который хорошо относился к иудеям, было совершено великое дело. По его распоряжению книги Священного Писания переведены были с еврейского языка на греческий. Перевод сделали семьдесят толковников , то есть ученых людей. Греческий язык был самым распространенным языком в то время. Перевод этот принес огромную пользу, так как теперь даже язычники могли читать священные книги на знакомом им языке. Владычество греческих царей послужило распространению истинного знания о Боге среди языческих народов. Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Одновременно на Пелопоннесе спартанский архагет Агис III призвал эллинов восстать против Македонии и начал успешные военные действия против македонских гарнизонов, размещенных в городах Пелопоннеса. К нему присоединились полисы Ахеи, Элиды и Аркадии. Но Афины и другие государства центральной Греции не поддержали Спарту. Афины замечательно наживались на поставках военного снаряжения для армии Александра, а успех его восточного похода сулил им колоссальное расширение сферы экономической активности на богатом Востоке. Поэтому афиняне были заинтересованы в сохранении македонской гегемонии в Элладе, партия македонофилов там держала верх, так что даже Демосфен в этот критический момент не стал призывать сограждан к борьбе с сыном ненавистного ему Филиппа. Закончив войну во Фракии, Антипатр направил свои войска в Пелопоннес, пополнив их воинами из союзных эллинских полисов. Спартанцы и присоединившиеся к ним ахейцы и аркадяне были разгромлены. После победы Антипатра на синедрионе членов Коринфского союза было решено отправить послов к Александру и просить его о прощении пленных противников. Александр по обыкновению своему обнаружил великодушие к побежденным, но Спарта потеряла в результате этой войны Мессению и вынуждена была присоединиться к Коринфскому союзу. Война в Греции, по противоречивым сведениям древних историков, закончилась накануне или уже после состоявшегося в октябре 331 г. сражения Александра с Дарием при Гавгамелах, около города Арбел, расположенного за Тигром, на территории древней Ассирии. На поле битвы Дарий вывел около миллиона пехотинцев, до 40 тысяч конницы, 200 колесниц с косами и 15 боевых слонов. Войска он расставил по племенам и народам. Бактрийцами, согдианами и индами командовал сатрап Бактрии Бесс, скифской конницей, вооруженной луками, – Мавак, парфянами и гирканами – Фратаферн, мидянами вместе с кавказскими албанцами – Атропат, ариями – Сатибарзан, вавилонянами – Бупар, армянами – Оронт, каппадокийцами – Ариак, сирийцами – Мазей. Войско Александра, также смешанного состава, – помимо македонян, эллинов, фракийцев и иллирийцев, оно включало в себя египтян и выходцев из покоренных стран Азии – числом более чем в два раза уступало противнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

— Ах так! — Сильвер схватил шляпу, поднялся и заковылял к черному ходу из института. Попугай за ним. — И что дальше? — спросила Алиса. — А дальше мы скроемся в лесах и будем партизанить. — А как же клад? — Мы будем менять золото на сало и ветчину у мирных поселян, — сказал попугай. Они уже покинули институт, когда их настиг голос Алисы: — А где вы будете клад искать? — Где надо… — И где вы компьютер найдете? — Где надо… — Скатертью дорожка! — ответила Алиса и вернулась в холл. И опять оказалась совершенно права, потому что через пять минут дверь медленно растворилась и в ней возникла красная физиономия Сильвера. Следом пешком вошел попугай. — Ах, ты здесь? — спросил пират, глядя на Алису. — А где же ей быть! — сказал попугай. — Ну, иди, давай план рисовать, — сказал пират, как будто ничего раньше и не было. И протянул шляпу Алисе. Глава тринадцатая. Портрет в подарок Алиса не доверила Сильверу и попугаю отнести копию схемы из треуголки компьютеру. А когда увидела робота-тележку Грузика, передала записку ему. Сильвер обиделся и сказал: — А где доверие к человеку? А где гуманитарный гуманизм? Но Алиса не стала его слушать, а поспешила в чулан. Ведь день клонился к концу, пора домой, а она совсем о бабушке забыла. Бабушка, оказывается, ждала Алису с нетерпением. — Я, конечно, не уверена, — сказала она, увидев внучку, — может быть, я неправильно прочитала. Здесь, наверное, на греческом языке написано, а я с детства не дружила со Спиро из соседнего двора. Алиса подошла к бабушке. — Я это отыскала под нижней полкой, завернутое в крокодилью шкуру. Бабушка протянула Алисе круглую костяную пластинку. На ней был нарисован портрет молодого человека очень приятной наружности. Под портретом располагалась надпись на древнегреческом языке: «Дорогая Лена! Дарю тебе на память мою персону. Если нравится, храни, а не нравится — сожги. Твой друг до гроба Александр, царь Македонский». — Ну и что? — спросила Алиса. — Может быть, Александр был знаком с Еленой Прекрасной? — Ах, если бы речь шла только о Елене Прекрасной! — возразила бабушка. — Но боюсь, что возлюбленная великого греческого полководца и завоевателя всего мира Александра Македонского, про которого даже я в школе учила, сейчас совсем не так далеко от нас, как Елена Прекрасная.

http://azbyka.ru/fiction/alisa-i-ee-druz...

Между тем Селевк нес потери по всем границам своих владений. Его сторонниками была убита мачеха царя Береника. В ответ на это злодеяние ее брат Птолемей III Эвергет начал военные действия против Селевка, которые получили название Третьей Сирийской войны, или войны Лаодики. В ходе этой войны Египет овладел всей Сирией, включая столицу Антиохию. Заключив союз с правителями Понта и Каппадокии, Антиох сумел вернуть себе большую часть Сирии, однако у противника осталась Селевкия Пиерийская, важнейший порт, через который столица имела выход к морю. Поражением и территориальными утратами в Малой Азии закончилась и его война с Пергамом. Селевк долго воевал со своим единокровным братом Антиохом Иераксом (коршуном), родившимся от Береники. Междоусобица закончилась убийством претендента на престол Иеракса его собственными наемниками. За этим последовала смерть Селевка II, который передал своему сыну Селевку III Сотиру, или Керавну, государство, понесшее значительные территориальные потери – утрачены были земли, лежащие к востоку от Мидии и Персиды; в Малой Азии во владениях Селевкидов остались лишь Киликия и Лаодикия Приморская, но Селевк III за короткое время своего правления (с 226 по 223 г.) отвоевал у Пергама с помощью своего дальнего родственника Ахея большую часть Малой Азии. Настоящий реванш и восстановление былого могущества державы Селевкидов приходится на царствование младшего брата Селевка Антиоха III Великого, продолжавшееся с 223 по 187 г. до Р. Х. Через несколько лет после поражения от египтян в 217 г. в битве у Рафии Антиох отнял у Египта Келесирию, Палестину и Финикию. Он отстранил от власти наместника Малой Азии Ахея, заподозренного в стремлении отложиться и оказавшего сопротивление царю. Захваченный в плен в Сардах, Ахей был предан мучительной казни. Укрепив свою власть в Азии, Антиох переправился через проливы на Балканы и присоединил к своей империи Фракию. Затем он подавил мятеж сатрапов Мидии и Персиды Молона и его брата Александра, после чего отправился в поход на восток, вновь покорив Парфию и Бактрию, цари которых однако сохранили свою власть, признав себя вассалами Антиоха. Повторяя деяния Александра Македонского, Антиох совершил поход через горный хребет Гиндукуш в Индию. Там он заключил договор с местным раджой Софагесеном, получив от него в дар боевых слонов. Антиох совершил также разведывательный поход в Аравию, которому придавал столь важное значение, что именование Великий он принял как раз после этой экспедиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Несмотря на утрату суверенитета, Сиракузы экономически процветали после войны в долгое и мирное правление Гиерона II. Он поощрял развитие земледелия и ремесел, успешно пополнял казну за счет пошлин, взимаемых с торговых операций, и Сиракузы стали крупнейшим центром международной морской торговли. Кроме того, Гиерон впервые в греческом мире ввел прямой подоходный налог – со всех доходов в царскую казну платили десятину. При нем Сиракузы стали одним из самых влиятельных культурных центров эллинистической икумены. Город украсили великолепные строения. На сиракузской верфи по проекту и под наблюдением Архимеда был сооружен огромных размеров корабль, который не мог поместиться ни в одной гавани Сицилии и был подарен царю Египта Птолемею. Когда разразилась Вторая Пуническая война, Гиерон, несмотря на крайне трудное положение, в котором Рим оказался после поражения от Ганнибала в Каннах, не воспользовался несчастьем былого противника и сохранил ему верность. В 215 г. до Р. Х. он умер в возрасте, приближавшемся к девяностолетию. Сиракузский престол перешел к его внуку Иерониму, который, пренебрегая политическими заветами деда, попытался воспользоваться тяжелым положением Рима для освобождения от его протектората и перешел на сторону Карфагена. Неспособность Иеронима к государственному правлению, достаточно объяснявшаяся его отроческим возрастом, привела к расстройству государственных дел. После 15 месяцев правления он был свергнут с престола и убит. Через два года после его смерти, в 212 г. до Р. Х., римские войска штурмом взяли Сиракузы, включив их затем в свою Сицилийскую провинцию. 8. Эллинистическая культура Эллинистический мир, созданный восточными походами Александра Македонского, простирался от Сицилии на западе до Инда на востоке. При этом и в политическом и в культурном отношении он разделялся на две части, граница между которыми проходила в Малой Азии: западная Анатолия примыкала в этом отношении к Европе – в этой стране греческий элемент доминировал и до Александра, в то время как Восточная Анатолия и лежащие к востоку от нее страны, равно как и Египет, стали территорией культурно доминирующей греческой и политически господствующей македонской диаспоры в результате походов Александра; ранее эти страны были объединены Ахеменидами, но и при них и при Александре и его преемниках – диадохах и эпигонах в них продолжали существовать древние цивилизации Востока: египетская, месопотамская, сирийская, а также исторически синхронная греческой культура иранских народов, на своей восточной периферии соприкасавшаяся с генетически родственным ей индийским миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

– Послушай, сегодня взрослые хотят получать много денег за мизерную работу, а молодежь – получать высокие оценки не учась. А если возможно, то и не выходя из кафе или дискотеки – так это называется? Они хотели бы только звонить по телефону и узнавать, какую оценку им поставили. 29 Старец подарил старшеклассникам, ученикам 3-го класса лицея 10 , книгу, в которой обосновывалось положение о том, что Македония – это Греция. Однажды мы завели с отцом Паисием разговор на эту тему, и он сказал, что лучшее свидетельство о принадлежности Македонии Греции – это Священное Писание . Ведь богодухновенный Ветхий Завет называет Александра Великого “царем Греции”, а царство его преемников – “эллинским царством”. До наших дней в Сирии, Ираке, Египте, Израиле сохранилось много археологических памятников, возникших в эпоху царствования Александра Македонского и его преемников. Любой образованный человек об этом знает. Но нынешние заправилы большой политики хотят использовать “Македонское” государство в своих интересах, хотят изменить границы на Балканах, ослабить позиции Греции и Православия. “Но ничего, – говорил старец Паисий, – у людей свои планы, есть свои и у Бога”. 30 Одному преподавателю Старец сказал: – Когда у тебя будут свои чада, ты лучше будешь понимать и детей в школе. Если кто любит детишек, пусть он их даже побранит по-доброму, они это примут и поймут! Молодые учителя подобны молодым бакалейщикам, которые, отпуская крупу, кладут на весы и снимают с них сразу помногу. А когда наберутся опыта, два-три зернышка бросят – и уравновесят. 31 В душе учителя не должна возникать неприязнь к детям. И когда ученики создают вам проблемы, знайте, что вы сами виноваты. То есть Вы сейчас расплачиваетесь за свои проступки в прошлом. 32 Человек должен любить своих родителей, почитать их. Сегодня говорят: какое там «почтение», оно уже отжило свой век. Находятся и другие, которые не заботятся о своих детях, во всем им потакают, и чего бы те ни попросили, все делают, чтобы угодить детям и тем самым завоевать их расположение. Порушены все устои.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРИСТОТЕЛЬ Стагирит [греч. Αριστοτλης Σταγειρτης], философ, ученый-энциклопедист. Биографические сведения Род. в 385/84 г. до Р. Х. в греч. г. Стагира на вост. побережье п-ова Халкидика в семье Никомаха, врача из рода, возводимого к богу врачевания Асклепию , придворного медика и друга македон. царя Аминты III, сын к-рого Филипп II был сверстником А. В 367/66 г. прибывает в Афины, где, вероятно, на короткое время попадает в школу промакедонски настроенного ритора Исократа. Затем переходит в Академию Платоновскую и остается членом академического кружка вплоть до смерти Платона в 347 г. После смерти Платона А. (вместе с Ксенократом) отправляется в М. Азию (Лидию) к Гермию, правителю Атарнея и Асса, знакомому с Платоном и членами Академии, и 3 года проводит в кружке платоников в Ассе (Троада), к-рый вынужденно покидает в связи с гибелью Гермия. В 344/43 г. А. в Митилене на Лесбосе (откуда родом его ученик, сотрудник и преемник Феофраст). В 343/42 г. А. принимает приглашение Филиппа II Македонского участвовать в воспитании его сына Александра Великого (в Пелле и Миезе). После смерти Филиппа и вступления Александра на престол в 335/34 г. и вплоть до смерти Александра в 324/23 г. А. живет в Афинах и ведет занятия в школе, организованной им в Ликее . После смерти Александра и победы антимакедон. партии в Афинах А. удаляется в Халкиду на о-в Эвбея, где умирает в 322/21 г. Элиан (Varia historia. III 36) передает слова А., якобы сказанные им перед отъездом из Афин: «Не хочу, чтобы афиняне дважды провинились перед философией» (имея в виду казнь Сократа ). Сочинения Аристотель. Скульптурный портрет. 3-я четв. IV в. до Р. Х. (Новая Карлсбергская глиптотека. Копенгаген) Аристотель. Скульптурный портрет. 3-я четв. IV в. до Р. Х. (Новая Карлсбергская глиптотека. Копенгаген) О сочинениях А. известно по спискам, сохраненным у Диогена Лаэртского (V 21. 11-27. 15), приведшего названия 139 сочинений, по «Жизнеописанию Аристотеля» Гезихия (VI в., критическое издание у D ü ring. 1957. Р. 80-93), содержащему 197 названий, а также по восходящему к Андронику Родосскому (I в. до Р. Х.) сохраненному в араб. источниках т. н. «списку Птолемея» (см.: D ü ring. 1957. Р. 41-50, 83-89, 145-193; ср.: P. 221-231). Сочинения А. делятся на диалогические, или «эксотерические»,- завершенные и «изданные» самим А. популярные философские тексты, написанные в диалогической форме для образованных дилетантов, знавший их Цицерон характеризовал стиль А. как «золотой поток» (лат. flumen aureum - Lucullus. III 8, 119); прагматии, или «эсотерические» сочинения,- научные трактаты, написанные для нужд школы и реально использовавшиеся на занятиях в Академии, Ассе и Ликее, не подготовленные к изданию самим А.; разнообразные сборники материалов, сводки, записки и выписки; письма и поэтические произведения.

http://pravenc.ru/text/76004.html

Через семь дней после начала сражения в ставке македонцев оказывается индийский юноша – великолепный стрелок, который может с большого расстояния попасть в перстень. О нем сообщает «Пчела». Александр приказывает ему продемонстрировать свое искусство, но тот отказывается. Причина отказа выясняется, когда его ведут на казнь; желавшему спасти его палачу юноша отвечает, что давно уже не стрелял и боится промахнуться, а бесчестье хуже смерти. Растроганный палач рассказывает об этом Александру, который, оценив столь высокие чувства, делает гордого стрелка своим приближенным. Само сражение, согласно этой редакции, длится 16 дней, гибнет несчетное множество воинов с обеих сторон, однако отступает все же Александр [Александрия хронографов, 1893, с. 81–83, 196–197; ср. Памятники древней Руси, 1981, с. 510]. В соответствии с псевдофольклорными установками «Сербской Александрии», в повествовании приводятся «точные» числа. Пор выпускает 10 тыс. львов против 1 тыс. македонских буйволов, но львы возвращаются назад. После первых суток битвы Пор теряет 20 тысяч человек (против 1 тыс. у Александра). Индийский царь подбадривает своих солдат (как и македонский – греков), которые советуют ему бросить против эллинских варваров не людей, а зверей. Пор так и поступает, выпустив 100 тысяч леопардов – так называются здесь слоны с деревянными башенками по 20 вооруженных воинов в каждой. В результате индийцы теряют 450 тысяч человек (македонцы снова немногим более тысячи). Собрав оставшееся войско, Пор переправляется на судах через реку Алфолон и укрепляется там: войска Александра стоят на противоположном берегу. Во время обеда на индийцев нападает отряд Филона, включавший пехотинцев и всадников. Индийцы бегут, многие попадают в плен, и потери Пора достигают «тысячи тысяч» человек. Неудачливый правитель добирается до своей столицы Лиюполя, где получает от соседей и союзников еще 6 «тысяч тысяч»; македонцы оказываются перед еще более грозной опасностью, чем прежде [Александрия, 1965, с. 50–52]. 3. Поединок Александра с Пором. Гибель последнего. Окончание сражения (III.4). Видя, что ему не справиться с индийской армией, Александр вызывает Пора на поединок, чтобы таким образом решить исход битвы. Тот с радостью соглашается; противник невзрачен, а он наделен атлетическим сложением и ростом в пять локтей. Но вот в его рядах возникает шум, он оборачивается, и в этот момент Александр ранит его в ногу и всаживает копье в бок. Индийский правитель убит, но сражение продолжается. На предложение капитулировать индийцы отвечают, что желают драться. Александр обещает даровать им жизнь (он пошел на это, видя, что его армия не может противостоять индийской), и война завершается. Далее следует торжественное погребение Пора. Составитель «Александрии» II добавляет лишь один штрих – благодарные за сохранение жизни индийцы прославляют милосердие македонского царя [Александрия хронографов, 1893, с. 84, 197–198].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010