Звериные царства и Сын Человеческий Но главное в книге Даниила – не истории из жизни царского двора (тут перечислены далеко не все), а удивительные пророчества о «конце времен». Они довольно сложны для понимания и до сих пор вызывают споры: что именно имеется в виду под тем или иным образом? Перед нами проходит череда диких кровожадных зверей: лев, медведь и барс сменяли друг друга, а последним в этой череде оказался непонятный зверь с десятью рогами. Самое вероятное толкование – это великие империи, сменявшие друг друга на Ближнем Востоке: ассирийская, вавилонская, персидская и, наконец, царство Александра Македонского, разделившееся после его смерти на несколько самостоятельных государств. Действительно, могучие правители древности (да только ли древности?) любили изображения страшных хищников. В различных музеях ныне хранятся статуи и рельефы из их дворцов: огромные небывалые звери, например быки с человеческими головами и орлиными крыльями. Обычный человек, оказавшись перед такой статуей, чувствовал всю свою ничтожность и никчемность в сравнении с великой государственной машиной. Только и он знал: ни одно земное государство не вечно. Кстати, книга Даниила рассказывает, как тот же царь Навуходоносор, ослепленный собственным величием, на время утратил человеческий разум и вел совершенно звериный образ жизни, пока не пришел в себя и не прославил Единого Бога. Сегодня гербы государств и городов тоже несут на себе изображения львов, орлов и других хищников… и нередко человек приносится им в жертву. Но в завершение этого звериного парада происходит что-то совершенно особенное: «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Здесь Даниил явно говорит еще об одном царе, который никого не будет устрашать и угнетать, а будет вести себя так, как подобает человеку. Само выражение «сын человеческий» встречается в этой книге несколько раз, оно относится ко всем людям вообще и к Даниилу в частности. То есть этот новый царь ничем, по сути, не будет отличаться от простых людей, никак не будет превозноситься перед ними – и при этом он приблизится к «Древнему днями», то есть к Богу, Который неизмеримо старше всех империй и царств, Который Один властен изменить их судьбы. И все они будут положены под ноги этого человека…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель. Зверь этот есть Сатана, который, будучи умерщвлен Крестом Христовым, вновь оживет при кончине [мира] и ложными знамениями и чудесами будет через Антихриста действовать для отвержения Креста. Поэтому он был и действовал до Креста, и нет его, поскольку спасительными мучениями обессилен и лишен той власти, которою через идолослужение имел над народами. При кончине же [мира] придёт указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден 677  и куда изгнанные Христом бесы просили его не посылать их, но в свиней 678 ; или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездной иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе Сатану Антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке. И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям; удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть. Здесь ум, имеющий мудрость. Поскольку, говорит, духовно сказано, то для понимания нужна и мудрость духовная. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей. Семь голов и семь гор, думаем, означают особенно превзошедшие прочие своим мирским могуществом и силой семь мест, в которых, как знаем, в разные времена было утверждено мирское царство. Первое из них царство Ассирийское, второе в Экбатанах владычество Мидян, царь которых Арбак, как повествуется, убил Сарданапала, царя Ассирийского; за ним в Вавилоне Навуходоносор утвердил власть Халдеев, после поражении которых в Сузах учреждено Киром царство Персидское, а по разрушении его Александром – царство Македонское. Затем в древнем Риме, после первых его царей и консулов, при Кесаре Августе достигла всевластия монархия Римская, поддерживаемая нечестивыми царями до Константина Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель. Зверь этот есть Сатана, который, будучи умерщвлен Крестом Христовым, вновь оживет при кончине [мира] и ложными знамениями и чудесами будет через Антихриста действовать для отвержения Креста. Поэтому он был и действовал до Креста, и нет его, поскольку спасительными мучениями обессилен и лишен той власти, которою через идолослужение имел над народами. При кончине же [мира] придёт указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден и куда изгнанные Христом бесы просили его не посылать их, но в свиней ; или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездной иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе Сатану Антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке. И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям; удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть. Здесь ум, имеющий мудрость. Поскольку, говорит, духовно сказано, то для понимания нужна и мудрость духовная. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей. Семь голов и семь гор, думаем, означают особенно превзошедшие прочие своим мирским могуществом и силой семь мест, в которых, как знаем, в разные времена было утверждено мирское царство. Первое из них царство Ассирийское, второе в Экбатанах владычество Мидян, царь которых Арбак, как повествуется, убил Сарданапала, царя Ассирийского; за ним в Вавилоне Навуходоносор утвердил власть Халдеев, после поражении которых в Сузах учреждено Киром царство Персидское, а по разрушении его Александром – царство Македонское. Затем в древнем Риме, после первых его царей и консулов, при Кесаре Августе достигла всевластия монархия Римская, поддерживаемая нечестивыми царями до Константина Великого.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Мария же ответила ей следующее: «...величит душа Моя Господа… ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1, 46, 48 ). Кем тогда была Божия Матерь? Неприметной назаретской девушкой. Кто ее знал? И, несмотря на это, забылись императрицы, погасли светлые имена великих женщин, изгладились из памяти имена супруг и матерей полководцев. Кто сейчас помнит и знает мать великого Наполеона или мать Александра Македонского? Почти никто. Но миллионы уст во всех концах земли во все времена воспевают смиренную Деву из Назарета, «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Жили бы сейчас или нет мы, люди двадцатого века, разве не подтвердились бы эти пророческие слова Божией Матери? То же самое можно сказать и о «второстепенном» пророчестве Христа. Когда в доме Симона прокаженного одна женщина излила на Его голову драгоценное миро, Господь сказал: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф. 26, 13 ). Каков был тогда круг Его последователей, чтобы можно было предположить, что они сделают невозможное возможным и исполнится это пророчество их Учителя? Если можете, то объясните мне это, а если не можете, то признавайте за чудо. – Согласен, Ваши доводы очень сильны. Но хотел бы спросить Вас вот еще о чем: не считаете ли Вы, что Христос, если Он не бросил нас совсем, оставил Свое дело незавершенным? Я не могу себе представить Бога, Который остается равнодушным к людским трагедиям. Мы здесь терпим страдания, а Он там, высоко, пребывает бесстрастным. – Нет, чадо мое. Вы не правы. Христос не оставил свое дело незавершенным. Наоборот, это единственный в истории случай, когда Человек был уверен, что Он полностью исполнил Свою миссию и у Него ничего не осталось невысказанным или незавершенным. Даже величайший из мудрецов – Сократ, наставлявший и учивший всю свою жизнь, составивший перед концом блестящую апологию, если бы остался жить, то продолжал бы говорить еще. Только Христос, за три года преподав все то учение, которое хотел преподать, окончил все дела, которые хотел совершить, и сказал: «Совершилось» ( Ин. 19, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Между двумя Заветами: ожидание Мессии Рождество Христово      Со смертью Малахии смолкли на время голоса пророков. Не было богодухновенных мужей, возвещавших, как раньше, слово Божие. Однако период, продолжавшийся с середины V века до Р.Х., не был историческим безвременьем. Все эти четыре с половиной столетия Божественный Промысл готовил не только Палестину, но и весь Ближний Восток к важнейшим новозаветным событиям. Смысл исторических событий, которые произошли между двумя Заветами, раскрывает книга Пророка Даниила. Вавилонскому царю Навуходоносору приснился огромный истукан. Голова его была из золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра медные, голени железные, а ноги частью железные, частью глиняные (см.: Дан 2, 32–33). Сон Навуходоносора      От горы оторвался камень. Он ударил в истукана и разбил его: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан 2, 35). Различные части истукана символически изображают преемственную смену четырех монархий. Вавилонское царство (золотая голова) сменит Мидо-персидская империя. Две серебряные руки указывают на двусоставность этого царства. После восстанет медное царство, которое, уступая по внешнему блеску двум первым, будет владычествовать над всею землею (Дан 2, 39). Греческое царство, образовавшееся в результате стремительных завоеваний Александра Македонского (356-323 до Р.Х.), отличалось могуществом и размерами. Под четвертым царством следует разуметь Римскую империю. Крепкое, как железо, в первый период, оно стало хрупким, как глина, после того как в него вошло множество завоеванных народов. Каждый из этих периодов был важным в деле постепенного формирования исторических условий, которые были необходимы для величайших новозаветных событий: вавилонский плен привел к духовному и нравственному возрождению избранного народа (при персидских царях евреи вернулись из плена); создан второй храм; деятельность последних пророков Ездры и Неемии; возрождение религиозной жизни, восстановление жизни народа по закону Моисееву.

http://pravoslavie.ru/104166.html

Мировые державы и их владыки предстают Даниилу в виде разнообразных зверей, их голов, крыльев, рогов и зубов. Появляются и исчезают лев (Вавилон), медведь (Персия), барс с четырьмя головами (держава Александра Македонского и эллинистические государства), затем – неизвестный зверь с железными зубами и множеством рогов, которые вырастают и исторгаются – это, очевидно, Рим. В другом видении ведут борьбу друг с другом козел (Македония) и овен (Персия); козел побеждает, потом у него вырастают четыре рога (как раньше было с головами у барса), а от одного из рогов появляется потом «небольшой рог», означающий Антиоха Епифана – «царя наглого и искусного в коварстве» ( Дан. 8:23 ). Это видение толкует Даниилу архангел Гавриил. Он же объясняет значение пророчества Иеремии о 70-летнем запустении Иерусалима ( Иер. 25:11 слл.): речь шла не о 70 годах, но о 70 «седминах», то есть должно пройти 490 лет – и тогда придет Мессия, или, по Даниилу, «Сын человеческий» – имя, которым чаще всего будет называть Себя Иисус Христос . «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, а царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). В конце времен грядет борьба «Михаила, князя великого, стоящего за сынов народа своего» ( Дан. 12:1 ) с врагами Господними. Эта апокалиптическая битва закончится воскресением мертвых и спасением праведников. Гибель Антиоха Епифана как бы не отделена у Даниила от этой последней битвы и гибели богоборцев, но такая «туманная перспектива» – общая черта всех пророческих книг и особенно апокалиптических писаний. Да и в самом деле, до пришествия Иисуса Христа оставалось менее двух веков – для истории это не так много. Пророчества Книги Даниила хронологически завершают Ветхий Завет. Те самые неполные два века, которые остались до земной жизни Иисуса Христа, из Священного Писания выпали. И пусть для мировой истории это небольшой отрезок времени, но для истории иудейского народа 2–1 вв. до Р. X. – время, чрезвычайно насыщенное событиями. Иудея освободилась из-под власти Селевкидов и стала, наконец, независимой, но мир не пришел на землю – усилились гражданские распри, а враги по-прежнему грозили со всех сторон. Окрепнувшая Римская держава – прежде союзница Иудеи в борьбе против сирийских Селевкидов – подчинила себе маленькую страну, и недавно обретенная независимость вновь отошла в прошлое. Затем более тридцати лет правит в принадлежащей Риму Иудее царь Ирод, прозванный Великим, но снискавший ненависть своего народа. Только конец царствования Ирода захватывает уже Новый Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Нетрудно заметить, что оба лагеря имеют одну и ту же благую цель: защиту ребенка и семьи. У них есть разные представления о том, как это лучше всего сделать, и это нормально. Но когда в дело вступают лозунги… Может быть, лучше было бы тем и другим оставить эти магические заклинания и начать обсуждать конкретные случаи с реальными, живыми людьми: как им помочь, не навредив при этом другим людям? Я уверен, что так они договорились бы скорее. Но логика человеческого гнева требует обобщений. Он сражается со всемирным злом, ему не до отдельных пострадавших… если, разумеется, кто из пострадавших не представляет удобный пример для демонстрации безусловной правоты Великой Идеи. Это вы, либералы, развалили великую страну и причинили нам неисчислимые несчастья! Это вы, ретрограды, тащите нас в болото вековечной отсталости! Как тетерева на току, никого не слышат гневные люди, каждый талдычит только о своем. Может быть, наша главная проблема еще и в том, что мы в советские времена слишком привыкли к великим идеям и к непримиримой идеологической борьбе? Идеологии-то сменились, а вот модель осталась. И вообще, об этом в Библии исчерпывающе полно сказано: «всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Послание Иакова, 1:19–20). Исчерпывающе точно. 25. Киники и циники В древней Греции были такие философы, которых называли «киниками», буквально «собачьими». Так дразнили их противники, желая унизить – а те и не возражали. Чем плоха собака, если посудить здраво? Живет сама по себе, легко переносит трудности, не заботится о том, как она выглядит и что о ней подумают окружающие. Вот и они вели себя точно так же. Это из их числа был тот самый Диоген, которому для жилья вполне хватало большой глиняной бочки, и у которого, по преданию, нашлась только одна просьба к великому царю и завоевателю Александру Македонскому: отойти в сторону, чтобы не заслонять солнечный свет. Основателями школы были непосредственные ученики великого Сократа, и учение это пользовалось в свое время большой популярностью. Именно от киников ведут свое начало другие великие философы древности, стоики.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

Но Господь сохранил Даниила и во рве львином – а царь, недолго думая, бросил туда его обвинителей. Классическая иллюстрация к поговорке про яму для другого – кстати, она ведь тоже пришла к нам из Библии. Звериные царства и Сын Человеческий Но главное в книге Даниила – не истории из жизни царского двора (тут перечислены далеко не все из них), а удивительные пророчества о «конце времен». Они довольно сложны для понимания, и до сих пор часто спорят о том, что именно имеется в виду под тем или иным образом. Перед нами проходит череда диких и кровожадных зверей: лев, медведь и барс сменяли друг друга, а последним в этой череде оказался непонятный зверь с десятью рогами. Самое вероятное толкование – это великие империи, сменявшие друг друга на Ближнем Востоке: ассирийская, вавилонская, персидская и, наконец, царство Александра Македонского, разделившееся после его смерти на несколько самостоятельных государств. Действительно, могучие правители древности (да и только ли древности?) любили изображения страшных хищников – сегодня в музеях стоят статуи и рельефы из их дворцов, на которых огромных и небывалых зверей: например, быков с человеческими головами и орлиными крыльями. Обычный человек, оказавшись перед такой статуей, чувствовал всю свою ничтожность и никчемность в сравнении с великой государственной машиной. Только и он знал: ни одно земное государство не вечно. Кстати, книга Даниила рассказывает, как тот же царь Навуходоносор, ослепленный собственным величием, на время утратил человеческий разум и вел совершенно звериный образ жизни, пока не пришел в себя и не прославил Единого Бога. Сегодня гербы тоже несут на себе изображение львов, орлов и других хищников… и нередко человек приносится им в жертву. Но в самом конце этого звериного парада произошло что-то совершенно особенное: «вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Отсюда на другой же день они прибыли в Неаполь, приморский город при Стримонском заливе, причислявшийся тогда к Фракии, а со времен Веспасиана к Македонии. Это был, таким образом, первый европейский город, в котором высадился Павел со спутниками своими (ныне Кавалла). Павел в Филиппах: обращение Лидии (12–15) 12. Оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В сем городе мы пробыли несколько дней. 13. В день же субботний мы вышли за город, к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом; и севши разговаривали с собравшимися там женщинами. 14. И некоторая женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. 15. Когда же крестилась она и домашние ее; то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой, и живите у меня; и убедила нас. Оттуда же в Филиппы: выражение показывает, что из Неаполя они немедленно, не останавливаясь в нем для проповеди (как и в Самофракии), отправились в Филиппы; не останавливались они для проповеди в Неаполе потому, что призваны были в Македонию, а Неаполь тогда причислялся к соседней Фракии и – только после к Македонии. Город Филиппы лежал недалеко от Неаполя к северо-западу (около 2 географических миль, т.е. верст 13–14); он построен был Филиппом, царем македонским, отцом Александра Великого (македонского), на месте деревни, называвшейся Крениды, укреплен был им (так как лежал на границе с Фракией) и от него получил свое имя. Дееписатель называет Филиппы первым городом в той части Македонии и колонией. Македония тогда разделена была на четыре части или округа; тот в котором находились Филиппы, назывался первым округом или – Македония первая. В каком смысле дееписатель называет Филиппы первым городом этой части Македонии? Конечно, не в смысле главного города. Из светских писателей древних известны главные города всех четырех округов Македонии, и Филиппы не причисляются к таковым городам; главным городом этой части Македонии был Амфиполь ( Деян.17:1 ), а не Филиппы; следовательно, слово первый не в этом смысле употреблено здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Колонна храма Артемиды  На фотографии – единственная колонна, оставшаяся от храма Артемиды Ефесской, или, в римском пантеоне, – Дианы. Храм Артемиды считался в древнем мире одним из семи чудес света. Первый храм сгорел, подожженный Геростратом. Отстроен он был заново при Александре Македонском. …Почти сто пятьдесят метров в длину, около семидесяти метров в ширину, сто двадцать колонн, каждая из которых была высотой в двадцать метров… Резная крыша из душистого кипарисового дерева, золото и серебро в огромном количестве – подношения царей и полководцев… В глубине – вожделенная святыня, к которой стекались паломники со всего мира: черная статуя богини со множеством шаров на груди. Так как Артемида была богиней плодородия, ученые до сих пор спорят, что изображали эти шары – груди или яйца, другой древний символ плодородия. «При храме были сотни жриц – священных блудниц; все это вело к тому, что Ефес пользовался дурной славой, как очень порочное место. Один из известнейших философов древности, Гераклит, происходивший из Ефеса, был известен под прозвищем “рыдающий философ”. Свои слезы Гераклит объяснял тем, что никто не мог жить в Ефесе и не рыдать над его аморальностью» (У. Баркли). Естественно, что город жил культом Артемиды, чей храм находился в нескольких километрах от центра города. Этот храм, как и сама Артемида, был величайшей языческой святыней. Многие здания украшали ее изображения, во всех домах были статуэтки богини. Охотно приобретали их и паломники-язычники, приезжавшие сюда со всего света. Небольшие статуи из камня, серебра или золота делали для паломников десятки мастеров города. В книге Деяний мы читаем про скандал, случившийся среди этих мастеров и торговцев. Прочитаем, что говорится в священном Документе: «…Произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010