Дело не в знаниях. Размышления ко Дню учителя Чтение у Дидро Сижу и думаю: надо же, а ведь Пушкин жил и ничего о постимрессионистах не знал. А я знаю. Вот я какой умный. Только вот почему-то Пушкин – он, а не я. То же можно сказать и о духовных лицах. Преподобный Серафим Саровский ни одного обозревателя не слушал, прямо ужас, какой отсталый, но что же он опередил их не на сто, не на тысячу лет вперед, а навсегда? Знания необычайно вредны, если являются самоцелью. То есть стремление знать как можно больше – оно ошибочно и губительно. Вот я, например, знаю, как звали коня Александра Македонского. Буцефал. Или не знаю, как звали коня Александра Македонского. И что? Я стал хуже, глупее? Да нет, я просто не знаю того, без чего я могу прожить. Меня могут на этом подловить, напомнив русскую, прекрасную, кстати, пословицу: «Меньше знаешь – крепче спишь». Но вопрос гораздо серьезнее. Вся система демократии, даже и социализма, не говоря о капитализме, выработала тип отношения к человеку, много знающему, как к образцу для подражания. Но заметим, что много знающие, так называемые ходячие энциклопедии, никогда не были умными. Это как знающий множество анекдотов и хохмочек, такой человек обычно пустой. Прогресс в науке, технике, свершения в культуре двигают люди целеустремленные. Постороннего, мешающего знать им не надо, даже вредно. Толстой был поражен, когда выяснилось, что скульптор (естественно, талантливый, другого бы классик не подпустил) ничего у него не читал. Более того, просто забыл в Ясной Поляне подаренные ему книги. А зачем? Быть пропагандистом идей Толстого в задачи скульптора не входило, ему были более интересны надбровные дуги великого старца. Также не нужно особой широты знаний изобретателям техники. Как ни повторяй, что Эйнштейну много дали Достоевский и скрипка, я как-то не соображу, в чем величие Эйнштейна. Простоты не хватает для понимания. В чем гениальность? А вот, например, сотовый телефон, мобильная связь – это, конечно, гениальное изобретение. Я стою на палубе судна среди Средиземного моря и говорю с женой, которая едет из Москвы во Владимир. Но вот я иду по улице и слышу, как милая курящая дама матом кого-то поливает по этому самому мобильнику. Или того смешнее: идет мужчина среди толпы и кричит собеседнику в сотовый: «Этот Борис Львович такой мерзавец, такой подлец, свет такого не видывал. Но это между нами, понял? Строго между нами…».

http://pravoslavie.ru/594.html

Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла О первом послании к Солунянам. Город Солунь и его древние обитатели Город Солунь расположен на северо-восточном берегу Фермейского залива и потому назывался Фермою; он был главным городом Македонской области, называвшейся Эмафиею. Сподвижник Александра Македонского Кассандр, сделавший много для возвеличения города, переименовал его, назвавши его в честь своей супруги, дочери Александра Македонского, Фессалоники, откуда получилось сокращенное название Солунь. Биотийцы, пришедшие из Крита, были первыми исторически известными поселенцами города, чтившими усердно всех богов Греческих, мнимо пребывавших на близ Солуня возвышающемся Олимпе. Особенным же почтением горожан пользовался Аполлон и гнусный Кабир, в честь которого совершались самые гнусные торжества. Римляне, завоевавши Солунь в 149 году (до Р. Христова), сделали этот город резиденциею областных властей и увеличили, его Римскими переселенцами, к которым присоединились и Евреи, вскоре забравшие в свои руки обширную торговлю, которой содействовало счастливое положение города на берегу глубокого залива, дававшего возможность иметь здесь порт для всего Средиземноморского бассейна. Положение города в средине между Азиею и Европою тоже способствовало его торговле и вообще оживлению, которым и пользовались Евреи, имевшие здесь не простой молитвенный дом, а почтенную синагогу ( Деян. 16:1 ) посещаемую и Греками и Римлянами – прозелитами 1 . Состояние веры и нравственной жизни Солунян в первом веке было самое тревожное, ибо ложность богов Олимпийских для многих была очевидна, а недоверие к новым, приносимым из глубин Азии и Африки, было почти всеобщее. Мрачное же и безнравственное служение (Митре, Изиде и Кабиру) прельщало только немногих людей развратных. Поэтому, желание новой лучшей веры и порядочной жизни было здесь, как и во всем Греко-римском мире того времени, очень живым и распространенным, так-как сюда сходились все вести с великою поспешностию, равно как и отсюда разносились весьма скоро. Основание церкви в городе Солуне

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Скачать epub pdf Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним! (Повесть о житии Александра Невского) «О великом князе нашем Александре Ярославиче, умном, кротком, мудром, храбром, тезоименитом царю Александру Македонскому, подобном сильному и храброму царю Ахиллу. Расскажем об его мужестве и житии о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием. Как мне, худому, грешному и недостойному, начать описание жития великого князя Александра Ярославича, внука Всеволода!? Но ведь я слышал и от отцов своих и сам был самовидец жизни его и рад поведать о святом, честном и славном житии его. Приточник говорит 427 : в злохитру душу не внидет премудрость, на высоких бо краех есть, при вратех сильных приседит. Но хотя я и груб умом, однако, по молитве святой госпожи Богородицы и поспешением св. князя Александра Ярославича положу начало. Этот князь родился от отца благочестивого, нищелюбца и кроткого – от великого князя Ярослава и от благочестивой матери Феодосии. Так и пророк Исаия говорит 428 : тако глаголет Господь: князи Аз учиняю, священи бо суть; Аз вожу я воистину. Воистину, его княжение совершилось по Божьему изволению, и на нем почивало Божие благословение. Ростом он был выше других людей; его голос (гремел), как труба, среди народа. Лицом он был как Иосиф прекрасный, которого египетский царь поставил вторым (по себе) царем над Египтом. Сила у него – половина силы Самсоновой. Бог наделил его храбростью римского царя Веспасиана, сына (преемника!) Неронова, покорившего землю иудейскую. Когда Веспасиан хотел напасть на город Иотапату, граждане, ополчившись, вышли и победили его полки, так что он остался один (пред врагами). Прогнав врагов до ворот и взяв город, он с укоризною посмеялся над своей дружиной: «Оставили вы меня одного!!» Так и князь Александр Ярославич, побеждая других, сам оставался непобедим». О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание План собора в Кирене [Киринея; греч. Κυρνη, Κυρηναα; ныне Шаххат, Ливия], центр епархии Александрийской Православной Церкви . К. была основана в 630/1 г. до Р. Х. греками-дорийцами с о-ва Тера (Санторин). Их предводитель Аристотель принял имя Батт. К. располагалась в 16 км от моря, ее портом служил г. Аполлония (Созуса, ныне Суса). Правившие в течение 2 веков в К. цари из рода Баттиадов носили династические имена Батт и Аркесилай; первоначально они были независимы от Египта и Карфагена. Персидский царь Камбиз в 525 г. до Р. Х. присоединил К. к державе Ахеменидов и включил ее в состав египетской сатрапии. Ок. 440 г. до Р. Х., после смерти Аркесилая IV (ему, как победителю Пифийских игр в состязаниях колесниц, посвящены оды Пиндара, 462 г. до Р. Х.), в К. было введено демократическое устройство и проведены реформы. В IV в. до Р. Х. ученик Сократа Аристипп из К. (ок. 435 - ок. 355 гг. до Р. Х.) основал философскую школу киренаиков , считавших главной целью жизни наслаждение. К. также была родиной учителя Платона математика Феодора, философа Феодора Атеиста, поэта Каллимаха, ученого Эратосфена и философа Карнеада. В 331 г. до Р. Х. К. добровольно подчинилась Александру Великому (Македонскому). В 323-322 гг. до Р. Х. город захватил Фиброн, начальник отряда спартанских наемников в армии Александра. Он был разбит Офеллой, военачальником сначала Александра, а затем Птолемея I Сотера. Офелла правил в К. (322 - ок. 309 или 308 гг. до Р. Х.), лишь номинально признавая власть Птолемея, ставшего царем Египта. После гибели Офеллы во время похода на Карфаген К. вошла в состав гос-ва Птолемеев. Пять городов обл. Киренаика (К., Аполлония, Птолемаида, Арсиноя и Береника) образовали союз - Пентаполь (т. е. Пятиградие), в 117 г. до Р. Х. преобразованный в царство, в к-ром правила младшая ветвь династии Птолемеев. В 96 г. до Р. Х. Птолемей Апион завещал Киренаику римлянам. Рим. сенат объявил города Киренаики свободными. К. ненадолго завладели тираны Никократ и его брат Леандр. В 87/86 г. до Р. Х. приехавший в город Лукулл прекратил смуты и установил для жителей К. новое законодательство. В 75 г. до Р. Х. рим. сенат решил аннексировать К. В 74 г. до Р. Х. была создана пров. Киренаика; между 40 и 34 гг. до Р. Х. она была объединена в одну провинцию с Критом; в 27 г. до Р. Х. Киренаика стала сенатской провинцией.

http://pravenc.ru/text/1840165.html

протоиерей Александр Сорокин II. Израиль ко временам Нового Завета § 3. Политический аспект Ко временам Иисуса Христа Израиль успел пройти тот особенный путь, который позволял ему оглядываться назад одновременно и с уверенностью в своей богоизбранности, и с чувством горечи от того, что мечте о великом народе, который жил бы на своей земле в благоденствии независимо ни от кого по данному от Бога Закону, почему-то не суждено было сбыться. Да, после Вавилонского плена (VI век до Р.Х.) – того очистительного испытания, которое оказало решающее влияние на сознание иудеев – Израиль кое-как вновь утвердился в земле, обетованной праотцам 11 . Но что это было за утверждение?! Когда они сюда вернулись, им пришлось смириться с тем, что времена сильно изме­нились и что о реставрации былого процветания времен Давида и Соломона не может быть и речи. Палестина, с древнейших времен находившаяся в эпицентре истории Древнего Востока, в последние века дохристианской эры стала предметом особенного интереса. Израиль оказался в зоне влияния и распространения различных политических режимов и связанных с ними религиозных идей. Эти режимы и идеи были чужды Израилю по причине их языческой сути, а потому враждебны. Так что нарастал все более и более острый конфликт. Одно дело Израиль допленный, времен монархии, когда он симпатизировал язычеству – более, как казалось, «жизнеспособному», чем «рискованный» монотеизм пророков. А другое дело – Израиль послепленный, оценивший свою религиозную уникальность и не питавший к язычеству уже ничего, кроме отвращения. В рассматриваемые послепленные века конфронтация иудаизма и всего остального окружающего мира временами доходила до жесто­ких столкновений. Так, после смерти Александра Македонского в 323-м году до Р.Х. Палестина оказалась под началом эллинистических царей. Они по-разному относились к непонятной и странной для них религии иудеев. Последних по-разному пытались ассимилировать, но они всячески противостояли эллинизму. Имя одного из таких царей – Антиоха IV Епифана – вошло в историю как имя са­мого жестокого и последовательного, откровенного гонителя. Кульминационным моментом стало вызывающее осквернение в 167-м году до Р.Х. храма Иерусалимского, где был устроен жертвенник Зевсу Олимпийскому. Это событие положило начало дви­жению благочестивых иудеев (евр. «хасидим»), которое выражалось в мирном, но бескомпромиссном следовании Закону с готовностью принять мученическую смерть, или в открытом восстании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Военная машина Швеции, десятилетиями создававшаяся шведскими монархами и унаследованная Карлом XII на пике своего совершенства, состояла из двух мощных агрегатов: сухопутной армии, едва ли не сильнейшей в мире того времени, и морского флота, также наимощнейшего в регионе. Первый из них, безо всяких надежд на восстановление, был сломан при Полтаве на девятом году военного противостояния, второй, при этом столь же основательно - пять лет и один месяц спустя. Оба эти дня (10 июля и 9 августа по «новому» стилю) являются, напомним, Днями воинской славы России. Историку свойственно (и это совершенно оправдано) издавать свои работы вновь и вновь с пометой «исправленное, дополненное и расширенное». Но стиль П.А. Кротова совершенно иной. Его работы, печатаемые в научной периодике (а их, напомним, более 200), можно уподобить, применяя понятия, существующие в беллетристике, отдельным рассказам. Прежние книги в чём-то схожи с повестями. Новые, и особенно - недавно вышедший труд «Битва под Полтавой. Начало Великой России», уверено тянут на романы. В них не одно, но несколько сюжетных направлений, внутренне изобретательно пересекающихся; линейное развитие повествования чередуется со смысловыми ответвлениями и поворотами, фабула повествования сменяется рассуждением, осмыслением описываемого события. Вкратце это трудно передать, нужно, конечно же, читать первоисточник. В аннотации к книге заявлено: «На страницах исследования воссоздаётся образ Петра Великого как полководца. Показано, какую он создал армию, какие недостатки старой преодолел, какой была новая тактика военных действий - «наука побеждать» Петра Великого...». Действительно первый и во много единственный, царь предстаёт здесь перед читателем крупным государственным деятелем, вдумчивым стратегом и храбрым полководцем, отличавшимся гибким умом и личным мужеством. Не досужим рассуждением, а на основе кропотливых архивных изысканий П.А. Кротов создаёт иной, отличный от расхожих представлений, образ монарха-реформатора. Ещё своим отцом, царём Алексеем Михайловичем, Пётр был приготовляем к государственной деятельности. Для наследника была подготовлена роскошно оформленная рукопись литературного произведения о деяниях Александра Македонского «Александрия». Книжное учение стало его постоянной заботой навсегда. Библиотека Петра I постоянно пополнялась выдающимися трактатами древности по государственному строительству и военному искусству. Это были книги Квинта Курция Руфа, «Записки о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря, «Стратагемы» Секста Юлия Фронтина, «Тактики» византийского императора Льва VI Мудрого и многие другие. С ними рядом стояли близкие по времени или современные Петру I «Пушкарской хитрости школа» И. Фуртенбаха, «Новейшее основание и практика артиллерии» Э. Брауна, обстоятельные сообщений о военном творчестве европейских полководцев герцога Мальборо и Евгения Савойского. Пристальный интерес царя вызывали также действия Карла XII и его самого знаменитого полководца - фельдмаршала К.Г. Реншёльда.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/08/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 27  голосов:  3.3 из  5) Оглавление Приключения барона Мюнхаузена на войне против турок Подарок любезного графа доставил мне очень большое удовольствие. Ведь, в самом деле, какой подарок подошёл бы мне лучше? К тому же эта умная, понятливая и храбрая лошадь обещала мне в будущем очень многое. До меня она никого не подпускала к себе, и все боялись её необузданности, я же её усмирил, выездил, и она стала у меня кроткой, как овца, послушной и в то же время не потеряла своего горячего темперамента. С ней я смело мог отправиться в Петербург для представления графу Миниху, чтобы вступить в русскую армию, сражавшуюся против турок. При виде своей лошади я всегда вспоминал подвиги юного Александра Македонского и меня тянуло к военной жизни. Не успел я показаться со своей лошадью на одной из улиц Петербурга, как весть о моём приезде молнией пронеслась по всему городу. Моя известность росла с каждым днём, и благодаря ей я заслужил большое доверие начальника. Все говорили об иностранце Мюнхаузене, который на чайном столе гарцевал на неукротимой лошади. Меня сейчас же назначили начальником отряда гусар, и предо мной открылось блестящее поприще. Я мог теперь как нельзя лучше показать свою удаль и храбрость. Главной целью нашего похода было восстановление чести русского оружия, немного пострадавшего в сражении при Птуре в блестящее царствование Петра Великого. Нам удалось это сделать после целого ряда жесточайших битв и удивительных вылазок, которые увенчали нас громкой славой благодаря неизмеримому таланту нашего великого полководца. Скромность подчинённых запрещает или, скорее, не позволяет приписывать себе великих побед. Основываясь на этом, я не сравниваю себя с нашим знаменитым полководцем и не претендую на славу, хотя часть её по праву принадлежит мне. Ведь известно, что в военном деле всё зависит от общих усилий. Командуя отрядом лихих гусар, я совершил много доблестных подвигов, успех которых зависел от моей опытности и мужества. Но я хочу быть справедливым и должен сказать, что многое удалось благодаря моим храбрым товарищам.

http://azbyka.ru/fiction/prikljuchenija-...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Именно за свое красноречие, он и получает прозвище – Χρυσστομος («Золотые уста», или «Златоуст») Проповедь в день памяти святителя Иоанна Златоуста Роман Овчаренко   10:06 26.11.2023 181 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором В древности, едва ли себе можно было представить более живописное место, чем город Антиохия. Недаром этот город был четвертым по численности населения в Римской империи, уступая разве что только Риму, Константинополю и Александрии Египетской. А теперь закройте глаза и представьте себе такую картину. В окружении гор, невдалеке от моря, там, где соленый и полезный для здоровья воздух разносится по всему городу, весь увитый зеленью и наполненный прохладой реки Оронт, лежит город, изваянный белым и зеленым мрамором. Неудивительно, что многие жители империи желали жить и работать в этом прекрасном краю. История города относит нас к временам Македонской империи. После смерти Александра Великого, власть перешла к его ближайшим соратникам. Одним из них был Селевк I Никатор («Победитель»), который в ожесточенных боях отстоял себе земли большей части Малой и Средней Азии. Именно он считается основателем города Антиохия. Название города греческое (ντοχος) и в переводе означает «Противостоящий». Причем это имя носит и первенец Селевка – Антиох I Сотер («Спаситель»). Таким образом, подчеркивалось особое значение города, призванного стать центром величия новой Селевкидской империи.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/26/im...

I. Библия рукописная 1. Первые два века (XI–XII века) a) Библия Кирилло-Мефодиевская. Её происхождение и язык. Школы Владимира и Ярослава I и заботы прочих князей о школах; кн. Смоленский Роман Ростиславич. – Списывание Библии: княжна Евфросиния, келлия преп. Феодосия; древнейшие сохранившиеся списки; пособия к уразумению Библии; заботы первых князей о распространении священных и назидательных книг; первая публичная библиотека. – Любомудрие ближайших потомков Ярослава I. Предки наши имели то неоценённое преимущество пред народами запада, что вместе со святым крещением им принесено было и Священное Писание на родственном, вполне понятном для них наречии, которое столь мало отличалось от тогдашнего русского языка, что писатель XI века, мних Иаков прямо говорит (о Владимире и его подданных): «прияше святое крещение, готово имуще святое писание и книги (богослужебные?) переведены с греческаго языка на русский 1 ». Принесённая предкам нашим славянская Библия была, как известно, благословенным трудом свв. братьев Константина-Кирилла и Мефодия, вышедших из македонского города Солуня, древней Фессалоники, оглашённого некогда евангельскою проповедью великого «апостола язычников». В тиши монастырского уединения Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий задумали перевести Св. Писание с греческого на славянский язык ближайшим образом для славян, среди коих жили. Балканский полуостров ещё с VI столетия стал постепенно заселяться славянами: часть древней Македонии по р. Брегальнице называлась даже Славинией, по преобладающему славянскому населению 2 . Жители Солуня все знали славянский язык 3 . Весьма возможно даже, что если не по отцу, то по матери, сами Кирилл и Мефодий были славяне 4 . Таким образом мысль перевести Св. Писание на славянский язык могла естественно родиться в уме солунских братьев. Но так как у славян не было ещё собственной письменности, то, прежде всего, нужно было изобрести письменные знаки, буквы. Это было делом младшего из братьев, Константина-Кирилла, прозванного философом за его учёность и великий разум. Для выражения отдельных звуков славянской речи он придумал 35 букв, начертав их, большею частью, по образцу букв греческих: некоторые же буквы, не имевшиеся в греческом алфавите (ж, ч, ш, щ), заимствовал из алфавитов еврейского, армянского и коптского. Так возникла в 855 или 857 г. славянская азбука, названная по имени изобретателя её «кириллицею 5 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

I. Постиконоборческий период: общая характеристика Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Шмеман, Исторический путь; Шмеман А. Судьба византийской теократии//Православная мысль. Париж, 1947; Runciman. Byzantine Theocracy; Дворкин А. Идея вселенской теократии в поздней Византии//Альфа и Омега. М., 1994; Meyendorff J. Ideiological Crises in Byzantium 1071-1261//The Byzantine Legacy; Meyendorff J. The Byzantine Church//The Byzantine Legacy; Ostrogorsky? History of the Byzantine State; Vasiliev. 1. После победы над иконоборчеством начался период в истории Православной Церкви, сформировавший ее в том виде, в каком мы знаем ее сегодня. В борьбе с иконоборчеством весьма важным аспектом были взаимоотношения между государством и монашеством. На более глубоком уровне вопрос сводился к роли Церкви: может ли она в основе своей быть «полезной» государству, или она в принципе остается «инородным» телом? Сюда входили и проблемы церковного имущества - того богатства, которым в то время обладала Церковь, - и все соблазны и злоупотребления, связанные с ним. Исаврийцы представляли в этом споре цезарепапистский, эллинистический идеал. Вспомним слова Копронима: «Господь, вручив царство императорам, вместе с тем повелел им пасти верное стадо Христово по примеру Петра, главы апостолов». Мы знаем, что победа иконопочитания, отвергшая навязываемое Церкви извне цезарепапистское прокрустово ложе, оказалась и победой монашества. Причем прошедшие гонения обновили, очистили его изнутри. Это возрождение связано с именем св. Феодора Студита. Ему принадлежит определение роли монашества как христианского максимализма; это внутренний актив Церкви, вечное напоминание о последнем призвании христианина, «опора и утверждение» Церкви. Студийский монастырь сделался «образцовым» монастырем империи, одним из главных центров ее церковной жизни. Вместе с тем благодаря победе монашества произошло некое переосмысление роли императора и патриарха в Империи. Это переосмысление отражено в «Эпанагоге» - введении в свод законов, изданном в конце IX в. при императоре Василии I Македонском и составленном, скорее всего, под руководством великого Фотия.

http://sedmitza.ru/lib/text/434790/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010