Сон таков: «Огромный… истукан в чрезвычайном блеске стоял… пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (2, 31-35). Даниил объясняет: «голова» (сам Навуходоносор и его Вавилонская держава) будет последовательно побеждена тремя царствами послабее, а затем Бог воздвигнет принципиально новое царство, которое сметет с лица земли прежние государства, и ему уже не будет конца.  Святые отцы сходятся на том, что речь идет о смене империй: государства персов и затем Александра Македонского, а в конце — Римская империя, самое жесткое из них.  После него же и произойдет великое событие: будет установлено вечное Царство Божье. Обычно под горой, от которой без помощи рук человеческих оторвется камень, понимают Богородицу, а под камнем — Самого Христа. Есть и другие мнения: священномученик Ипполит Римский уточняет, что речь именно о конце человеческой истории, Камень-Христос разрушит царство антихриста. Но в главном отцы солидарны: Даниил говорит о времени пришествия Спасителя.  Огненные слова на стене Можно ли сказать, что Христос разрушил все государства? Конечно, это было бы наивное предположение: падение Римской империи не помешало созданию и своему развитию в Священной Римской, Византийской, Российской, затем — Соединенным Штатам Америки (чем не империя?), Советскому Союзу, Третьему рейху… Государства стали в чем-то даже злее (советские репрессии и нацизм только чего стоят!), но их порядок уже нарушен — мир уже был христианским, и от этого никуда деться нельзя, а во Христе и вовсе нет ни эллина, ни иудея, и люди могут принадлежать даже к враждующим между собой странам, но перед лицом Божьим объединяться, отрекаясь от заблуждений и преступлений своих земных владык.

http://pravmir.ru/koloss-na-glinyanyh-no...

Ст. 7. ...и слух о мужестве Иуды Маккавея разносился повсюду... Должно припомнить здесь, что незадолго до событий, рассказываемых в сей главе, Иуда одержал знаменитые победы над сирийскими вождями: Аполлонием и Сироном 1177 . Об этих-то победах молва пронеслась по всей Палестине. Ст. 20. Иуда в речи к своим воинам рассказал …и о бывшем в Вавилоне сражении против Галатов, как они пришли на брань в числе только восьми тысяч с четырьмя тысячами Македонян, и когда Македоняне смешались, то эти восемь тысяч погубили сто двадцать тысяч бывшею им с неба помощью... Трудно определить с надлежащей точностью, к какому времени относится рассказываемое здесь событие, и что это было за событие в еврейской истории. Известно только, что в царствование Антиоха Великого Галаты были весьма могущественным народом в Азии, и, что иудеи, со времен Александра Македонского, служили, обыкновенно, в войсках сирийских. Македонянами здесь называются, конечно, греческие или сирийские воины, которым, вместе с отрядом войск иудейских, вверена была охрана границ Вавилонских. Ст. 22. В числе братьев Иуды Маккавейского здесь упоминается и Иосиф . Но его нет в счете братьев Иудиных 1178 ; почему, иные полагают, что именем Иосифа здесь называется брат Иудин – Иоанн, другие же, с большей естественностью, полагают, что Иосиф был только близкий родственник Иуды, напр., двоюродный его брат. Глава 9 1179 . Смерть Антиоха Епифана а) Постыдное возвращение Антиоха из Персии и ярость его на Иудеев при вести о поражении его полководцев (ст. 1–4). б) Приключившаяся Антиоху мучительная и зловонная болезнь утробы (ст. 5–10) в) Смирение его пред Богом Израилевым, обещание украсить храм Иерусалимский и принять Иудейскую веру (ст. 11–17). г) Ласковое письмо к Иудеям с объявлением наследника престолу (ст. 18–27). д) Примечание о бесславной смерти Антиоха и перевезение тела его в Антиохию Филиппом, бывшим совоспитанником Антиоховым (ст. 28–29). Ст. 25. …сверх того, замечая, что окрестные владетели и соседние с нашим государством наблюдают время и выжидают, какой будет исход, я назначил царем сына моего Антиоха... Это был Антиох Евпатор, имевший тогда не более девяти лет. Очевидно, что бывший мучитель евреев и узурпатор сирийского престола, Епифан – перед смертью сильно беспокоился о том, утвердится ли за его потомством царство Сирийское. Он, не без основания, опасался, что законный наследник сирийского престола Димитрий, сын Селевка 1180 , постарается воспользоваться смертью Епифана, чтобы выгнать из Сирии сына его. Потому-то он и усиливается приобрести дружбу народа Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

У него был брат Иисус, находившийся в дружественных отношениях с Вагозом, военачальником Артаксеркса II. Вагоз обещал предоставить Иисусу первосвященство. Вследствие этого Иисус вел себя по отношению к брату-первосвященнику весьма непочтительно, ссорился с ним. Однажды ссора между братьями произошла в храме; и на этот раз особенно рассерженный Иоханан убил своего брата. Услышав об этом, Вагоз вторгся в Иерусалим и вошел в храм, несмотря на все протесты иудеев. После этого Вагоз в продолжение целых 7 лет угнетал иудеев. „Иудейские древности», в русск. переводе, кн. XI, 8, 2. 102       О происхождении самарянского раскола рассказывает Иосиф Флавий („Иудейские древности», кн. XI, 8, 2–7). Он относил его ко времени Александра Македонского – и все дело представляет так. Брат первосвященника Иаддуя женился на дочери самарийского наместника Санаваллата. Иудейские старейшины потребовали расторжения этого брака. Манассия отказался это сделать и ушел к своему тестю. За ним последовало много священников и светских людей, тоже пе желавших разводиться со своими женами-иноплеменницами. Санаваллат, огорченный печальной судьбой своей дочери и зятя, придумал такой смелый план: построить для своего зятя отдельный храм и сделать его первосвященником этого храма. Он обратился к Александру Македонскому с просьбой разрешить ему постройку храма на горе Гаризим. Разрешение было дано, храм построен, и Манассия в нем сделан первосвященником. Этот рассказ Иосифа Флавия сильно напоминает собой одно известие из конца кн. Неемии ( Неем.13:28 ): „И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата Хоронита. Я (говорит о себе Неемия) прогнал его от себя». Сравнение показывает, что оба события настолько аналогичны, что представляется невозможным, чтобы они повторились в израильской истории на протяжении 100 лет, при одинаковых положениях и именах действующих лиц. Поэтому естественнее допустить, что и Неемия, и Иосиф Флавий рассказывают об одном и том же событии и что оно имело место при Неемии, и тогда же последовало возникновение Самарянского раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Царю приснился истукан, у которого голова была золотая, грудь и руки – серебряные, нижняя часть тела у него была медная, голени – железные, а стопы – вперемешку железо с глиной (Дан. 2: 31–35). Даниил объяснил, что это четыре царства, которые сменят одно за другим друг друга. Конец этого истукана таков, что от неподалеку находившейся горы отделяется сам по себе камень, без какого-то усилия человеческого, и ударяет в ноги этого истукана, которые были смесью глины и железа, так что весь этот истукан распадается и превращается в пыль, а камень этот делается великою горою и наполняет всю землю. Даниил объясняет, что эти четыре царства, которые сменят друг друга и будут, может быть, менее роскошными, но все более крепкими и сильными, в конце концов будут сокрушены, «и во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2: 44). Таким образом, говорит Даниил, великий Бог дал знать царю, что будет после него. Обычно под золотым царством подразумевают Вавилонское, под серебряным — Персидское, которое ему последовало, под медным – Греческое царство Александра Македонского, под железным некоторые понимают царство Римское, другие – царство Сирийское, государство селевкидов. Под камнем нерукосечным и горою понимают указание на чудесное Рождество Христа от Девы Марии: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем» [Глас 4, в неделю утра. Канон воскресный, песнь 9, ирмос//Октоих]. 32.3. Золотой истукан. Отроки в печи вавилонской Следующий эпизод связан с тремя друзьями Даниила (Дан. 3). Царь Навуходоносор сделал золотого истукана и собрал всех вельмож для того, чтобы совершать поклонение этому истукану. Одно из возможных объяснений таково, что он сделал статую себя самого и повелел всем приносить себе божеские почести. И тут оказывается, что Анания, Азария и Мисаил отказываются поклоняться этому истукану, говоря, что они будут поклоняться единому Богу. И за это они подвергаются казни, они должны быть брошены в разожженную печь. Но это не пугает юношей, они говорят мучителю: « Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3: 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

«Я должен видеть и Рим». Это намерение Павла Господь после одобрил Сам, как согласовавшееся с Его волею ( Деян.23:11 ). Деян.19:22 .  И, по­слав в Македонию дво­их из служив­ших ему, Тимофея и Ераста, сам остал­ся на время в Асии. «Послав Тимофея и Ераста» ( 2Тим.4:20 ), вероятно, для расположения Македонян и к сбору милостыни и для самого сбора. Деян.19:23 .  В то время про­изошел немалый мятеж про­тив пути Го­с­по­дня,: «Мятеж против пути Господня» – против проповеди апостола и вообще против христианства (ср. Деян.18:25–26 ). Деян.19:24 .  ибо некто серебряник, именем Димитрий, делав­ший серебряные храмы Артемиды и доставляв­ший художникам немалую при­быль, «Серебреник... Димитрий, делавший серебряные храмы» (т. е. модели их) «Артемиды», богини Ефесской, для продажи путешественникам и паломникам города. Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и статуэтки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами и т. п. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его фабрика давала немалую прибыль находившимся в его ведении и услужении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж. Деян.19:26 .  между тем вы видите и слы­шите, что не только в Ефесе, но по­чти во всей Асии этот Павел сво­ими убежде­ниями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. Замечательно здесь свидетельство об успехах проповеди Павла из уст врагов его, подтверждающее сказанное выше ( Деян.19:10 ). «Говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги». Замечательное выражение язычника, показывающее, что народ языческий отождествлял статуи богов с самими богами или представлял, что боги живут в этих статуях (ср. Деян.17:29 ; 1Кор.8:4, 10 и др.). Деян.19:27 .  А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше при­дет в пре­зре­ние, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнет­ся величие той, которую по­читает вся Асия и вселен­ная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Согласно с объяснением ангела (ст. 21), козёл косматый обозначал собой царство Греко-Македонское, по времени появления своего имевшее возникнуть вслед за царством Мидо-Персидским и положить конец этому царству. Быстрое и окончательное сокрушение Мидо-Персидскоого царства царством Греко-Македонским в видении обозначено под образом неимоверно быстрого шествия козла с запада (Греко-Македонское царство относительно Мидо-Персидского было на западе), прихода этого козла к барану и совершенно всецелого поражения последнего первым в самом средоточном пункте Мидо-Персидской власти. Большой рог на лбу козла обозначал собой первого и единственного царя Греко-Македонского царства, – такого царя, в котором царство найдёт всю свою силу и крепость и через которого сокрушит власть царства Мидо-Персидского, как это и на самом деле совершилось. Неимоверно быстрый поход Александра Македонского в Азию, его победы над Дарием Персидским при Гранике, при Иссе, наконец, близ Суз и Эвлея реки, между Гавгамелой и Арбелой положили конец существованию Мидо-Персидской монархии ( Дан.8:5–8 ). Через поражение барана козёл сделался необычайно могущественным, но на самом высоком пункте своей силы (на каковом царство Греко-Македонское стало после совершенных Александром Македонским победоносных походов, предпринятых, по сокрушении Мидо-Персидского царства, в Бактрию, Согдиану и Индию) большой рог его был сломан (чем предуказывалась смерть Александра Македонского, воспоследовавшая вскоре по возвращении его из Индии и утверждении своего местопребывания в Вавилоне), и вместо него выросли четыре значительных рога, по четырём ветрам неба. Эти четыре рога, соответствующие четырём головам барса ( Дан.7:6 ), предсказывали собой распадение, по смерти Александра, единой власти Греко-Македонской монархии и разделение её между четырьмя владыками, власть которых, каждого в отдельности, хотя будет и ниже и слабее власти единого царя Греко-Македонской монархии в её всецелости, тем не менее, она будет значительная, видная власть. Это пророчественное предсказание, дающее только общие основные черты богом установленного исторического развития и раскрытия греко-македонского владычества и предвозвещающее собой разделение единого, охватывающего собой мир царства на много по всем четырём странам света отдельных царств, исторически так осуществилось, что из одного великого царства, по смерти основателя его, возникли с течением времени четыре знаменитых царства, о которых нам уже приходилось упоминать:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Антахара – 23. VII, 1, 64 (νταχρα) – город, как считают, в области народа хатриеев. Но по тексту Птолемея это не так ясно. Птолемей указывает выше области Ларика (§ 62) местность, которую занимают " пулинды агриофаги, и над ними еще хатриеи, у которых на западе и на востоке от реки Инд эти города», и перечисляет 6 городов, в числе которых и Антахара (т. е. неясно, у пулиндов и хатриеев или только у хатриеев?). Во всяком случае, Антахару относят к области хатриеев и локализуют на месте нын. города Марвар (25°41» 73°44» шт. Раджастхан) или в тамошней местности Kshatriya (в этом названии, как считают, сохранилось древнее название «хатриеи»). Антемусия – 38. XIV, 3, 3 – город (прежде Харак Сиду) и названная по нему область в Месопотамии; Антемусия и Батны (см.) идентифицируются как нын. Суруч=Сюрюч (36°59» 38°25» на юго-востоке Турции, около границы с Сирией); это название у арабов=Телль Батнан у сирийцев. «Древние македоняне» – ветераны из войска Александра Македонского, участвовавшие в походе на Азию, осели в этой части Месопотамии в различных городах и сменили старые местные названия на греческие. В Батнах ядро колонии образовали уроженцы из македонского города Антемусия. Антиболей – 23. VII, 1, 18; 30; 2, 2 (Ρ:ντιβολε; Η: ντιβολ) – пятое, самое восточное, устье Ганга, которое условно идентифицируется как нын., восточный, рукав общей дельты Ганга и Брахмапутры Мегхна (=Мегна), на территории нын. Бангладеша; впадает в Бенгальский залив – 22°44» 90°45». В дельте Ганга, как и в дельте Инда, с древних времен произошли большие изменения. См. Ганг и Псевдостом, 2 (четвертое устье Ганга). Антигон, 1, – 33. XV, 4, 21 – I Одноглазый (ок. 380–301 гг. до н. э.); полководец Александра Македонского, который назначил его сатрапом Великой Фригии (в Малой Азии, в 333 г.); после смерти Александра (323 г.), при разделе владений Александра, получил дополнительно Ликию и Памфилию (в Малой Азии), пытался основать малоазийское Великое царство, в 306 г. первым из диадохов (наследников, преемников Александра) принял титул царя, погиб в сражении при Ипсе (301 г.) в борьбе против диадохов Лисимаха и Селевка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо тех общих соображений, что состояние иудеев под владычеством греков было более благоприятно для создания герусии, и что коллегиальные административно-судебные учреждения с верховной властью (γεουσα) являются достоянием преимущественно греческих государств, откуда иудеи и могли заимствовать образец для своего сената, тогда как восточным государствам свойственно единоличное управление, – в пользу нашего положения говорит одно место «Древностей″ Иосифа Флавия, именно, описание им встречи Александра Македонского. Аналогичный случай из более позднего времени мы видели во встрече Антиоха Великого. Последнего иудеи приветствовали во главе с сенатом (μετ τη γεουσα). Александра же Великого встречает не герусия, а первосвященник (Фаддай), сопровождаемый священниками и множеством граждан (μετ των εων κα του πολιτιχου πλϑου). 83 Весьма вероятно предположение, что Иосиф Флавий и при описании встречи Александра Македонского упомянул бы о герусии, если бы она существовала. Итак, на основании того, что период персидского владычества был неблагоприятен для возникновения герусии, что относящиеся к этому периоду книги Ездры и Неемии не знают ее и, наконец, на основании приведенного описания встречи Ал. Македонского, в каковой мы не видим в числе депутатов членов герусии, – мы можем думать, что до начала греческого владычества герусии не существовало. А так как при начале господства Селевкидов (202 г.) она упоминается у Иосифа Флавия, то, значит, возникновение ее относится ко времени царствования Птоломеев, т. е. к III в. до Р. Х., и, вероятнее всего, к первой половине III в., ко времени царствования Птоломея Лага (320–283) и Птоломея Филадельфа (283–246), наиболее благосклонных к иудеям. Этот вывод согласуется и с 3-й книгой Маккавеев, в которой описывается царствование Птоломея Филопатора. Здесь герусия представляется уже существовавшей. Когда Филопатор победил Антиоха III, то иудеи отправили к нему от совета и старейшин (π τη γεουσα κα των πεσβυτων) послов поздравить его с победой. 84

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О выступлении третьего царства на смену Мидо-Персидского пророк говорит: царство третье медное, которое завладеет всею землею. Это царство есть Греческое-Македонское, достигшее своего могущества при царе Александре Македонском. В лице этого великого полководца Македонское царство, по свидетельству 1-й книги Маккавейской и древней истории, обнаружило замечательную широту своих завоеваний. Гениальный полководец разрушил Мидо-Персидскую державу и простер свое владычество на восток Азии и, вторгнувшись в пределы Индии. По словам священного историка, он прошел до пределов земли и заставил землю умолкнуть пред ним (1 Макк. I, 3). Сравнение в пророчестве Даниила Македонского царства с медью является вполне подходящим для обозначения внешних и внутренних сторон его существования. Как медь по своему блеску не может сравняться с благородными металлами золотом и серебром и притом скоро тускнеет, так и Македонское царство не имело такого внешнего блеска, как царство Вавилонское и Мидо-Персидское; в противоположность восточным азиатским народам, греки отличались большею простотою и умеренностью. Подобно меди, быстро теряющей свой блеск, Македонское царство, составленное из разных народов путем завоеваний, не имеющее внутренней связи ни в общих законах, ни в общей религии, ни в языке, ни в обычаях, также скоро распалось, как быстро составилось. Но зато с крепостью меди, превосходящей в этом отношении золото и серебро, греки во главе со своим великим полководцем совершали образование Македонского царства. При непоколебимом мужестве, силе и крепости войска, военной опытности, решительности и энергии завоеватели беспрепятственно брали все, что встречали на пути своих далеких походов. Образом меди, оцениваемой дешевле золота и серебра, указывалось на меньшую степень боговраждебности Македонского царства по сравнению с предшествующими ему двумя царствами. История вполне подтверждает это. Известно, что Александр Македонский был очень благородный человек, он отличался большою веротерпимостью и никогда не нарушал религиозных интересов своих покоренных народов. Отсюда и отношения его к еврейскому народу были также проникнуты духом веротерпимости. Сохранилось известие, что Александр Великий при взятии города Иерусалима, жители которого добровольно ему сдались, благоговейно почтил первосвященника, вышедшего навстречу и потом, войдя в храм, принес Богу жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Однако, убедившись в полной непригодности для этой роли македонского владычества, которому он принципиально сочувствовал и в гуманность которого он долгое время верил, Аристотель все же не остался в стороне. Нельзя закрывать глаза на то, что он задумывал, может быть, даже отравить Александра Македонского, который из философствующего монарха и почтительного ученика очень скоро превратился в кровавого завоевателя и тирана. Смерть Александра, однако, не отодвинула в небытие самые насущные проблемы. Что было делать дальше? Оставалось примкнуть к тем греческим патриотам, которые все время боролись против Филиппа и Александра, и вместе с ними выступить на защиту древних идеалов. Но и тут Аристотелю пришлось столкнуться с весьма суровой общественно-политической действительностью. Постоянные искания смысла жизни заставили его разувериться в преклонении перед перспективами македонского владычества. Но та же самая суровая действительность разуверила Аристотеля и в подлинном историческом предназначении греческого полиса для постоянного, благородного и разумно-прогрессивного существования. Греческие патриоты для просвещенно настроенного Аристотеля были никуда не годными консерваторами, которые не только плохо разбирались в своей исторической судьбе, но которые к тому же еще и не понимали, что уже пробил час свидетельствующий о наступлении для них неминуемого конца. Да и эти греческие патриоты тоже видели в Аристотеле лишь своего врага и уже готовы были с ним расправиться не хуже того, как расправились они со своим чересчур умным для них Сократом. Но Аристотель был сильным человеком. И когда оказалось, что деваться уже некуда, он, как можно предполагать, принял яд и тем самым избежал необходимости решать неразрешимые вопросы. Так кончились искания смысла жизни у Аристотеля. И все эти искания с начала и до конца свидетельствовали о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть оставалась актом мудрости и невозмутимого спокойствия. Очень жаль, что популярное представление об Аристотеле ограничивается только теорией и почти совсем не затрагивает его биографии.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010