Сего ради таковая многая и великая, ниже удобь постижная, могущим оставихом навершити, яко да нашея грубости и невежествих недостатки, молюся, своим они кождо изообильством об. разума исправят и удобрят испытно и непогрешно, нас же неведения ради бывших, срама, купно же и страха царска, пременят. Мы бо, по притчи, иже 612 во Евангелии 613 лежимей, в винограде Господа своего не точию от перваго часа подвигшихся и похваляемых чести не сподобихомся, но и умедливших иже от единаго десятаго часа делавших человеколюбнаго дара Владычня улишихомся, деланию время состаревшеся и средовечие недеянне препустихом, егда деланию бяше время, а не отложенью, ни празности, неже 312 старости; и по друзей притчи в данных сребром прикупа Владыце не сотворихом, благи надежды отпадохом и мзду погубихом 614 . И аще речет кто, яко Господеск рабом вписася равен дар обоим, но понеже премилостивое Свое простирая, яко и недостойныя к Себе привлечет, не уже к трудолюбных чести ленивым сравнение мздою сочетанно, но опоздевших всяко явитца замедление укорно. От Бога же исцеление удобно, к Нему же и возбнути достойно, яко да буди всем получити благодать Его и человеколюбие в бесконечныя веки. Аминь. 1 Слово «заклании» отмечено знаками как ошибочное; вместо него на полях страницы написано было другое слово, начало которого отрезано при переплете рукописи, так что теперь можно прочесть только буквы «ении». 3 Новому Израилю, велицей Росии. Израиль, по Библии , – «избранный» народ. После Флорентийской унии 1439г. и завоевания Константинополя турками в 1453г. московские книжники начали называть избранным народом русский народ как единственного хранителя православия; отсюда Русь и стала называться «новым Израилем» (см. ПСРЛ, m.VI, с.228–229). 4 Великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца. Иван Васильевич IV Грозный, сын великого князя Василия III, родился в 1530г., в 1533г., после смерти отца, объявлен великим князем; в 1547г. венчался на царство и принял титул царя. Умер в 1584г. 5 Яко же Макидон. Под этим названием Иван Тимофеев разумеет Александра, сына Македонского царя Филиппа, жившего в 355–323гг. до н.э. Среди народов Востока и Запада вокруг имени Александра Македонского сложилось множество легенд и сказаний. Наиболее известным литературным произведением о нем является повесть «Александрия», содержащая полное фантастики жизнеописание знаменитого полководца. «Александрия» была переведена на русский язык в XI–XIIbb. и сделалась одной из наиболее популярных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

После выступления Жан-Клода Юнкера в Страсбурге Зоран Заев немедленно заявил, что его правительство готово пойти на изменение названия своей страны. Ещё до окончания переговоров с Афинами правительство Заева сделало первую уступку - переименовало международный аэропорт Скопье и главное шоссе страны, ранее носившие имя Александра Великого. То есть принята во внимание позиция греческих властей, которые не раз заявляли, что считают Александра Македонского частью своей национальной истории. Так или иначе, топонимический вопрос превращён в остро политический. В Греции уже дали понять, что, форсируя решение «македонского вопроса», Мэтью Нимицу не следует брать на себя слишком много. Министр иностранных дел Греции Никос Котзиас на днях выразил недовольство некоторыми высказываниями американского дипломата, который, сказал министр, не уполномочен говорить о политике Греции. «На основе информации, которую я имею об обсуждении, проведенном Нимицем в Скопье, я четко дал понять, что переговоры могут проводиться только в соответствии с договоренностью, достигнутой в Давосе. В конце концов, каждые исходящие из хороших побуждений переговоры основываются на достигнутых ранее договоренностях», - заявил Котзиас. Ответом стало полученное им письмо с угрозами, в котором говорится, что для министра и его семьи уже приготовлены три пули. Об этом Никос Котзиас сообщил в своём Twitter : «Некоторые конкретные системы, печать и телеканалы уже много лет клевещут на меня. Их беспокоит то, что меня никто не сдерживает. Они являются зачинщиками угроз моей физической неприкосновенности и моей жизни». Наблюдатели согласны в том, что для получения скорейшего согласия Греции на приём Македонии в НАТО сейчас могут быть использованы любые провокации. Источник Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/8/sud...

Аспитра – 23. VII, 3, 5; 27, 11 (σπθρα) – внутренний город в стране синов. См. Аспитр, река. аспитры – 23. VII, 3, 4 (σπθραι) – народ в стране синов, к югу от акадров. См. Аспитр, река. Ассагет – 17а. IV, 28, 6 – гипарх области на северо-западе Индии, сопровождавший Александра Македонского (в 327 г. до н. э.). Считают, что это мелкий князь в области ассакенов (античные авторы часто принимали титулы индийских правителей за имена собственные, см. Ассакан); см. еще у Арриана, Анабасис, V, 20, 7, где сообщается, что ассакены убили своего гипарха (имя не названо). Ассакан или Ассакен – 8. XV, 1,17 (σσαανς – конъектура вместо рукописного Μουσιανς Мусикан); 27 (σσαανς). 10. 10, 22 (Assacanus). 17a. IV, 27, 4; 30, 5 (σσανς) – царь народа ассакенов (или ассаканов) во время Александра Македонского, в 327 г. до н. э. Это не собственное имя царя, а, как часто бывает, титул царя по названию народа. ассакены или ассаканы – 17а. IV, 23, 1; 25, 5–6; 30, 5; V, 20, 7 (σσαηνο; в IV, 30, 5 в одной рукописи – σσαανο). 17б. 1, 1; 8 (σσαηνο) – народ в области к западу от Инда и к северу от нын. реки Кабул; как считают, в нын. области Сват (34°45» 72°30») и области Бунер (34°35» 72°35») на северо-западе Пакистана. См. также Ассакийская земля. Полагают, что название «ассакены» (среднеинд.) соответствует санскритскому avakâyana; что оно связано с индийским асса/ашва (иран. аспа) «конь». См. также аспаганы. См. еще Массака (=Мазаги,=Масога), асмаги. Ассакийская земля – 17б. 1,8 (σσαη γ) – область народа ассакенов. ассирийцы – 7. II, 18, 8. 17б. 1, 3; 5, 7. 24. I, 15, 71. 27. I, 1 (Вступление) – жители Ассирии. Ассирия – 23. I, 12, 5 – государство на территории приблизительно северной части нынешнего Ирака (между 35° и 37° с. ш.), со временем превратившееся в могущественную державу, завоевавшую многие государства, в том числе, прежде всего Вавилон с его более высокой культурой; впоследствии завоевано Вавилоном. ассои – 11. VI, 78 (Assoi) – народ в области Аменда (см.); не идентифицируется. В индийских источниках упоминается крепость Yacovatî в северной стране (от санскр. yacas – «великолепие; слава»), но связь, по такому слабому созвучию, с ассоями (даже при допущении пракритского сокращения) сомнительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже ночью возвратились мы в Македонскую Венецию. Из воображаемых зеркальных окон того или другого «палаццо» улицы нашей чуть доносился красноватый свет ночника. По «каналу» кое-где чернели, вместо гондол, перебродившие улицу коровы... Но преимущество Водены перед «Царицею морей» в том, что там вода солёная и стоячая, а здесь сладкая и текучая, уносящая с собою всё, что попадёт в неё из соседних дверей и окон. А что попадает много, в том нельзя сомневаться. Другое преимущество – большой русский самовар, так приветливо напевавший нам, при входе, свою монотонную знакомую песенку. Ночь. Ещё на вопрос: чего прикажете подать к чаю? я отвечал (конечно, мысленно): всего лучше, книги. Теперь, когда всему другому дан покой, естественно им прийти в движение. Прежде всего, разумеется – Isambert. Но этот Vade-mecum всякого, путешествующего по Востоку, далее Фессалоники не простёрся вглубь Македонии. Уже вчера он отказался сообщить мне хоть что-нибудь об именитой Пелле. На столько же нем он и сегодня, когда мы лицом к лицу стоим с другой столицей Македонской, процветавшей до возвеличения Пеллы около 500 лет. Старейший после Изамбера, Ami Boué Водену называет усыпальницей древних царей Македонии, но прибавляет, что он не мог узнать, есть ли ещё теперь следы гробниц царских. Nicolaidy идёт далее, и ведёт дело учёнее. По нему, Водена (он пишет Vodina) занимает место древней Едессы 135 Македонской, столько известной римлянам. А Едесса одно и то же, по свидетельству историков, с ещё древнейшим городом: Эги, Аγαι, мн. число 136 . Относительно же гробниц царских «хитрый грек» осторожно замечает, что между развалинами (древнего города) открывают следы погребалищ царских. Кто открывает, и что именно открыл, об этом конечно не спрашивай. За то книжка не скупится сообщить читателю, что один древний оракул предсказывал конец Македонскому царству, чуть только какой-нибудь из царей страны будет похоронен вне Едессы. Что и случилось будто бы по смерти Александра Великого, погребённого в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Агесилаушъ, 1012 царь лакедимонъский, былъ спрошан, которая бы добродтель честнйша была – мужество или правда, отказал на то: «Мужество не есть корыстное будет, при нмъ правды не будет, потому что коли бы вс люди праведными были, не надобеть бы уже мужество. Премудрость таково же без правды хитростью есть, смиренство опять без мужества ленивством есть, правда опять без смиренъства лютостью есть». Желанье и хотнье царьствъ не от добродтели происходитъ, но от злобы, и то хотние человка до неправды и до злого конца приводитъ. Дал на то отвтъ Диогенес 1013 философ Филипу, царю македонскому, коли Филипъ, войско свое великое собравъ, пришол до Хероние. 1014 И пришолъ таково же там в т поры Диогенес, которого поимано и перед царя приведено. Царь, увидвши Диогенеса, собе незнакомаго, рече къ нему наудачю: «Ты не лазучникъ ли?» Диогенес рече къ царю: «Подлинно яз лазучникъ есть, пришол язъ присмотритися бсноватому и глупому разумови твоему, который неполно имешъ на царстве Македонском, но еще чюжихъ царствъ здобываешь и самъ себя в такой страх подаешь, чтобы и здоровья, и царство свое потеряеши напрасно». Подобает за таковеми длами государемъ послдовати, которые бы престолу ихъ разъмноженье и разширенье длали. А того беречися должни, чтобы не было достойнаго престолу их и чтобы каковую неславу престолу их чинило, и таковаго строенья въ государьстве не становити, которое бы было страшное всм, чтобы и болыпи страху, нежели покою, и болыпи ненавидства, нежели любви, не принесло. Такоже и всякому начальнику подобает беречись от гневу, потому что гневъ затмвает чесные дла. Пишут мудрецы о Александру царю македонском, якоже много обрасцовъ показовал непобженого сердца своего, но что он иногды скорый был до гневу и для ради того вс сво дла чесные и великие затмвал: убилъ неповинного старого приятеля своего, Клитусем нареченного, 1015 а после, егда по оным гневу образумился, вынявши меч с тла его, самъ къ собе оборотилъ и хотлъ убити себя, толко бы его приближеные приятели не уняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

724 Киликия — область на юго-восточном побережье Малой Азии (к востоку от Памфилии). 725 К этому времени Александр, покорив Памфилию, двинулся во Фригию (центр Малой Азии). Там в г. Гордии он соединился с остальными силами своего войска, действовавшими ранее в центральных областях Малой Азии. В этом городе македонский царь, по сообщениям ряда античных историков, разрубил так называемый гордиев узел, которым были связаны поводья древней колесницы фригийских царей. По преданию, тот, кто сможет развязать этот узел, должен стать царем Фригии (или всей Азии), но это не удавалось никому. Потерпев неудачу в попытках развязать узел, Александр разрубил его мечом (по другой версии — просто вынул из хомута заклепку, крепившую поводья). Из Фригии Александр двинулся к югу — в Киликию. Задержавшись там на некоторое время из-за болезни в г. Тарсе, он направился в Сирию. В пути Александр получил известие, что противник оказался у него в тылу — в недавно покинутом им киликийском городе Иссе. Персидское войско, в два или три раза превосходившее по численности силы Александра, на сей раз возглавил сам царь Дарий III. Он отказался от своего первоначального плана не вступать в крупные сражения с македонянами в Малой Азии и попытаться перенести военные действия в тыл противника — в Грецию и Македонию. Неудачи заставили Дария перейти к более решительным действиям. 726 Битва при Иссе произошла глубокой осенью 333 г. да н.э. Александр разгромил персидское войско. В ходе боя цари едва не встретились лицом к лицу, но Дарий бежал. Александр захватил лагерь персов, мать, жену и детей Дария. Но к родственникам Дария он проявил великодушие и не унизил их царского достоинства. 727 Сразу после победы при Иссе Александр направил в Дамаск своего полководца Пармениона для захвата находившегося там обоза персидского царя. Македонянам досталась огромная добыча — в обозе находилась походная казна Дария III. 728 Город Сидон (так же как Арад и Библ) подчинился Александру без боя. Занимая финикийские города, Александр лишал баз морские силы Дария III (в значительной степени персидский флот состоял из финикийских кораблей). Только самый могущественный город Финикии Тир оказал македонскому завоевателю упорное сопротивление. Осада его длилась семь месяцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Оно состояло из 70 и 71 члена, глав священников, левитов и народа и из книжников. Получив известные права с самого начала, Великая Синагога постепенно расширяла их и простерла на законодательство и управление государством. Эвальд в общем согласен с Герцфельдом; расширение первоначально ничтожных прав Великой Синагоги относит он к греческому времени. Великая Синагога была не что иное, как γερουσα или sanhedrin. – Весьма оригинальный взгляд на Великую Синагогу проводит Гитциг. Он исходите из свидетельства Мишиы, что Симеон Праведный был „из остатков Великой Синаги“ и выводить отсюда заключение, что Великая Синагога должна существовать в половине IV в., так как Симеон Праведный по Талмуду был современником Александра Македонского. Согласно свидетельствам Евсевия и Филона, от начала первосвященнического служения Оиии 1 до конца служения Онии III протекло 168 лет. Ония III завершил свое служение в 174 г.; прилагая к этому числу 168 промежуточных лет, мы получаем 342 год, как первый год служения Онии I. Между тем отец его первосвящ. Иаддуй умер в 348 г. Следовательно, с 348 г. по 342 образуется интервал, к какому времени и нужно отнести деятельность Великой Синагоги. Это было в последние годи персидской монархии, когда начались всевозможные смуты. По смерти первосвящ. Иаддуя, народное собрание, боясь, что при таких трудных политических обстоятельствах, невозможно будет одному лицу управлять делами, учредило „Великую Синагогу“. Когда опасность миновала, на престол вступил Ония I. – Гейгер видит в Великой Синагоге „священнический сенат“ или „патрицианскую коллегию“, и времени для деятельности смешанной Великой Синагоги в израильской истории не находит. По Иосту, наоборот, „мужи Великой Синагоги“ суть книжники. Синагог было много; а в Иерусалиме была главная синагога; от нее зависели все остальные; отсюда название иерусалимских книжников: „мужи Великой Синагоги«. Подобного же мнения держится Ширер и Даренбург (стр. 133–137). После этого автор опять обращается к свидетельству Мишны о Великой Синагоге и подвергает его строгому анализу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

По крайней мере история не знает ни одного точно засвидетельствованного примера перенесения буддизма на Запад, благодаря означенным торговым сношениям финикийцев и египтян (чрез посредство сабеев) с индийцами. Но сношения Индии с Западом, говорят нам, производились не исключительно только морским путем, но также и по суше, и эти сухопутные сношения уже не ограничивались лишь мирною торговлею, а проявились также и в воинственном походе в Индию великого Македонского завоевателя, каковой поход, по мнению Лилли, много способствовал сближению и взаимному общению народов Передней Азии с Индией, почему и мог-де содействовать также и проникновенно буддизма на Запад. Мы не станем отрицать справедливости первых двух вышеприведенных положений Лилли: как существование сухопутных торговых сношений Передней Азии с Индией, так и заслуга Александра Великого в деле сближения народов Запада с Индией факты бесспорные; но мы не можем приписывать этим фактам такого преувеличенного значения, какое хочет придать им Лилли. Индия, совершенно изолированная своеобразным характером своей природы, своего населения, своей религии и образованности, в течение долгих веков, была известна западному миру древности только по имени, только как лежащая на восточных окраинах земли страна чудес 907 . На севере высочайшие горы со своими немногими, большей частью занесенными снегом, проходами, на западе сожженные солнцем скалистые ущелья и песчаные равнины заграждали доступ в нее цивилизованным народам древнего мира и много препятствовали развитию международных сношений Запада с Индией. Неудивительно поэтому, что до Александра Великого, который впервые сделал попытку установить эти сношения, греки, как это видно из Геродота и Ктезиевых отрывков у Диодора, не имели никакого понятия о странах на восток от Бактрианы и Согдианы 908 . Что же касается последующего времени, то и тогда дело обстоятельного знакомства греков с внутренней жизнью Индии едва ли подвинулось далеко вперед; по крайней мере те сведения, какие мы имеем от писателей, современных походу Александра в Индию, а также и последующих, нимало не говорят в пользу этого, так как они не отличаются ни точностью, ни обстоятельностью, а напротив, заключают в себе много баснословного и невероятного. И это станет вполне понятным, если только судить о походе Александра Великого и его последствиях беспристрастно, отрешившись от тенденциозного взгляда Лилли, который в интересах своей теории слишком уже преувеличивает значение этого похода, приписывая ему такие важные результаты в деле сближения западных народов с Индией, каких на самом деле он вовсе не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр. Его завоевание и отношение к покорённым Филипп понял истинное призвание Македонии, истинное требование современной Эллады. После его смерти ещё раз восстали Фивы. Александр уничтожил их и получил опять от невольного согласия Эллинов звание всеэллинского стратига. Быстро откинул он славянских Иллирийцев в их горную область, бурным налётом опустошил славянскую землю Гетов до самого Дуная и, сковав бесплодную внутреннюю деятельность эллинских общин, приступил к исполнению великого замысла, завещанного Филиппом. В 334 году до P.X. вступил Александр в земли, подвластные последнему из преемников великого Кира, из потомков мудрого Дария. Аристотель был наставником Александра, Гомер его всегдашним спутником, Ахилл идеалом. В этом весь Александр, вождь дружины, а не народа, служитель красоты и гордости человеческой, питомец свободной науки. Он должен был сочувствовать не мифическим Ираклу или Персею, но сказочному Ахиллу, или, лучше сказать, он был действительно сам Ахилл. Ясновидящая фантазия народного детства (Гомер) облекла в свои символы, в богоподобном Ахилле, будущего представителя всей Эллады (Александра). Так и в жизни частных лиц ребёнок угадывает дела своей возмужалости, облекая их в неясные образы, созданные игривым воображением. Численное превосходство персидских войск не могло доставить им победу в сражении с Греками. Опыт доказал слабость азиатских полчищ во время Дария и Ксеркса и ещё яснее во время походов Спартанца Агезилая; а войско македонское было бесспорно лучше устроено и более обычно к битвам, чем все прежние греческие ополчения, между тем как Персия утратила последние свои нравственные силы. Правда, что самоё государство оставалось всё в тех же границах, как и при Ксерксе; правда, что при предшественнике Кодомана, Артаксерксе III, египетские низины, около ста лет сохранявшие независимость под правлением своих царей (Инара, Амиртея и Нектанеба), покорились вполне Персии; но слабость государственного состава обнаруживалась всё более и более. Торжество Македонца во всяком сражении было легко, но требовалось железное терпение для беспрерывного завоевательного путешествия и для мелкой борьбы с мелкими препонами, который он встречал не в средоточии государства, но в его отдельных областях. Александр соединял в себе всю художественную восторженность Эллина с постоянством, завещанным ему македонскими царями, его предшественниками. Несколько лет сряду проходил он, из конца в конец, всё царство персидское, везде побеждая и нигде не отдыхая от побед. Решительное и упорное сопротивление встретил он только на берегах Средиземного моря, в странах охотно покорившихся Персии (ибо не дорожили государственной независимостью), но ненавидящих владычество Греков, с которыми они жили в давней вражде за первенство на морях и в торговле. Тир вспомнил свою прежнюю славу и осада этого одного города стоила более трудов и напряжения, чем завоевание всего Персистана.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

После путешествия к храму Амона Александр не раз ссылался на свое божеское происхождение для оправдания своих поступков. Арриан (Anab. IY, 9, 9) удостоверяет, что Александр не прочь был принимать и божеские почести, воображая себя действительно сыном Амона, а не Филиппа. Горг украсил Александра, как сына Амона, венком в три тысячи золотых, а сам Александр во время пиров надевал на себя плащ Амона, обувь и рога его, как бог. Курций рассказывает, что когда против Александра составился заговор, то он счел виновником в этом Филота, Парменионова сына, так как Филот, когда узнал, что Александр провозгласил себя сыном Амона, то хотя и поздравил царя с такой честью, но в то же время выразил сомнение относительно благополучия подданных сверхъестественного существа. Филот, защищая себя, сказал, сто он действительно выражал такое сомнение, но не из зависти к царю, а из страха за него, так как ему, Филоту, казалось более достойным Александра – не хвастаться, а молча считать себя потомком Амона. И Филот просил Александра послать кого-либо к Амону, который из любви к своему сыну должен открыть настоящих заговорщиков… Но Филот был казнен. В уверенности относительно божеского происхождения Александр написал Афинянам, что он теперь не дал бы им острова Самоса, который они получили от прежнего царя Филиппа, называвшего себя отцом его (Александра). – Однажды, во время пира Александра, удар молнии напугал пировавших с ним, и софист Анаксарх спросил Александра: отчего же не гремит и сын Зевса, т.е. Александр? Александр ответил, что он не хочет казаться страшным для своих друзей (Plut. XXYIII, 25). По словам Курция, Александр до последней минуты своей жизни не переставал считать себя сыном Амона и, умирая, приказал отправить свой труп к Амону (Curt. X, 5, 14). Исполнение этого завещания поручено было Аридэю, но труп царя был задержан Птолемеем Лагу в Мемфисе и погребен в Александрии в великолепном склепе. При этом заслуживает внимание известие византийца Прокопия о том, что в Авгилах (на юге от Кирены), считавшихся также местопребыванием Амона, до времен Юстиниана приносились жертвы не только Амону, но и его сыну Александру Македонскому 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010