Дан.11:5 . И усилит­ся южный царь и один из князей его пере­силит его и будет владыче­с­т­во­вать, и велико будет владыче­с­т­во его. Дан.11:6 . Но через несколько лет они сблизят­ся, и дочь южного царя при­дет к царю северному, чтобы установить правильные отноше­ния между ними; но она не удержит силы в руках сво­их, не усто­ит и род ее, но пред­аны будут как она, так и сопровождав­шие ее, и рожден­ный ею, и по­могав­шие ей в те времена. Из четырех царств, образовавшихся из монархии Александра Македонского, усилились с течением времени северное (сирийское) и южное (египетское), находившиеся между собою в постоянной борьбе. Расположенная между ними Палестина также была вовлечена в их распри и, как подвластная прежде Александру Македонскому, неоднократно переходила из одних рук в другие: от Сирии к Египту и наоборот. Этих только двух царств, как имевших соприкосновение с народом Божиим, и касается откровение; история двух других – фракийского и македонского оставляется им в стороне. Преемниками Александра Македонского на престолах египетском и сирийском были Птоломей Лагов (323 – 285 г.) и Селевк Никатор. Первый из них, «южный царь», в скором времени стал сильным и богатым государем; впрочем, и Селевк Никатор, владычествовавший от Фригии до Инда, не уступал своему противнику, с которым принужден был вести борьбу, делая попытки привлечь к себе подчиненный Птоломею еврейский народ. Попытка более или менее прочного сближения двух царей, «северного» и «южного», была сделана при преемнике Птоломея Лагова – Птоломее II Филадельфе и втором преемнике Селевка – Антиохе Феосе. Желая положить конец распрям, Птоломей Филадельф выдал за Антиоха свою дочь Веренику, отдав в приданое за нее, между прочим, и Палестину. Антиох в то время был уже женат на Лаодике и имел от нее двух сыновей – Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя пред женитьбой на Веренике Лаодика с детьми и была удалена, но после смерти Птоломея Филадельфа вновь возвратилась ко двору и, опасаясь своей соперницы, отравила мужа, велела убить Веренику и ее малолетнего сына, а на престол сирийский возвела своего сына от Феоса Селевка Каллиника. Так «дочь южного царя... не удержала силы в руках своих, не устоял и род ее». Попытка сближения царств кончилась ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сын Македонского царя Филиппа, Александр Великий 1 пользуется в истории столь громкою и широкою известностью, что с ним не может сравниться в этом отношении ни один из европейских и азиатских великих завоевателей. «Быстрота соображения, стратегическая проницательность, решительность и уверенность в победе соединялись в нем, как говорит историк Вебер, с личной храбростью и неутомимой деятельностью, таланты великого полководца и правителя с блестящей отвагой война; его личность очаровывает возвышенным энтузиазмом, благородную любовью к знанию и окружена ореолом непрерывного счастья и молодости… Он был таким дивным явлением, величие его было так ослепительно, что скоро история его жизни стала предметом легенды и поэзии; вымыслы закрыли истинные его очертания; народная фантазия последующих веков овладела его фигурою и прикрасила его подвиги поэтическими вымыслами. В его натуре лежала любовь к приключениям, располагавшая его считать близким, легким далекое, трудное; для него было заманчиво все необыкновенное, удивительное; он восхищался миром гомеровских героев, хотел воскресить этот мир, перенести его из области поэзии в действительность. Он очаровывал своей молодостью; его недолгая жизнь 2 была непрерывным рядом отважных предприятий, геройских подвигов; у него было врожденное влечение к великим делам, – все это внушало и современникам, и потомкам изумление. Он пронесся быстро, как метеор, и тем ярче было сияние, которым окружило его воображение потомства» 3 . Автор «Культурной истории классической древности» Я. Фальке так характеризует молодого Македонского царя: с ничтожным сравнительно войском Александр совершил дела, перед которыми бледнеет все, что мы знаем из сказаний и баснословных рассказов прежнего времени. С быстротой и ослепительным блеском метеора Александр проходит территорию, составлявшую тогдашний мир, оставляя в тоже время глубокие, неизгладимые следы своего краткосрочного пребывания в стране. Он обладал всеми качествами героя в такой степени, как едва ли кто-либо другой, всеми качествами, необходимыми для выполнения тяжелой задачи, возложенной на него всемирной историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Вступив в борьбу с Селевком, Лисимах назначил комендантом Пергама военачальника Филетера; в 284 г. Филетер отложился от Лисимаха, завладев казной царя, которому он изменил и стал править самостоятельно. В битве на равнине Коре во Фригии в 281 г. Лисимах потерпел поражение от Селевка и был убит. Армия Селевка отправилась в поход для завоевания Македонии и Эллады, но бежавший из Египта в 285 г. старший сын Птолемея Лага Птолемей Керавн, недовольный тем, что отец провозгласил своим соправителем его младшего брата Филадельфа, и пользовавшийся покровительством Селевка, устроил против него заговор и предательски убил великого полководца. Так в 280 г. ушел из жизни последний диадох. Как заметил Полибий, диадохи, Птолемей сын Лага, Лисимах и Селевк, как, впрочем, и погибший вскоре после них, в 279 г., эпигон Птолемей Керавн, умерли в одну, 124 олимпиаду (см.: Полибий, цит. изд., т. 1, с. 136). Селевку Никатору наследовал его сын Антиох. В том же году Птолемей Керавн с верными ему войсками высадился в Херсонесе Фракийском и двинулся в Македонию, где его провозгласили царем. Так империя Александра Великого оказалась разделенной теперь уже между эпигонами на царства Птолемея Филадельфа в Египте, Птолемея Керавна в Европе и Антиоха Селевкида в Азии. Помимо этих великих держав, существовали и другие государства эллинистического мира: Эпир, Пергам, Родос, Армения, Каппадокия, Коммагена, Боспор, Сиракузы, самостоятельные полисы в Элладе и Великой Греции и союзы полисов. Не все эти государства являлись прямыми наследниками империи Александра Македонского – Сиракузы и Боспор никогда не входили в его владения. Эллада и Македония, в отличие от Египта и царства Селевкидов, никогда не принадлежали восточным цивилизациям – египетской, сирийской, месопотамской, мидо-персидской, синтез которых с эллинской цивилизацией составляет главную черту эллинистического мира, но и эти страны оказались включенными в единую политическую и экономическую систему, в единый культурный мир, который возник в результате восточного похода Александра Македонского. 1. Египет Птолемеев

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А. Проблема обожествления Александра Македонского в современной историографии//Проблемы всеобщей истории. М., 1977; Goukowsky P. Essais sur les origines du mythe d " Alexandre. Nancy, 1978; Mommigliano A. Flavius Josephus and Alexander " s visit to Jerusalem//Athenaum. 1979. Vol. 57; Delling G. Alexander der Grosse als Bekenner des jüdischen Gottesglaubens//J. f. the Study of Judaism. 1981. Bd. 12. S. 1-51; Hammond N. G. L. Three Historians of Alexander the Great. Camb., 1983; Гранстрем Е. Э. , Чернышева Т. Н. Александр Македонский и врачевательные молитвы//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. C. 64-69; СККДР. Вып. 1 (XI - 1-я пол. XIV в.). С. 35-37; Вып. 2 (2-я пол. XVI-XVII в.). Л., 1988. С. 21-25; Бойназаров Ф. А. Проблема традиции и современности: Образ и личность Александра Македонского. М., 1990; Golan D. Der Besuch Alexanders in Jerusalem//Berliner theol. Zschr. 1991. Bd. 8. S. 19-30; Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский. М., 1993; Gero St. The Legend of Alexander the Great in the Christian Orient//Bull. of John Rylands Library. 1993. T. 75/1. P. 3-9; Stoneman R. Jewish traditions on Alexander the Great//Studia Philonica: Annual. 1994. Vol. 6. P. 37-53; Шукуров Ш. М. Александр Македонский: метаистория образа//Чужое: опыты преодоления. М., 1999. C. 33-61. Е. Б. Мурзин, И. Н. Попов " Вознесение " Александра Великого. Фрагмент серебряной чаши. XIII в. (ГЭ) Иконография. Эллинистические сюжеты. В памятниках раннехрист. времени А. В. изображался с атрибутами Геракла (львиная шкура и др.) в соответствии с представлением о том, что поход А. В. совершался «по следам» Геракла и Диониса . Такие изображения известны, в частности, на золотом блюде из Абу-Кира, IV-V вв., и рельефе из Мессении (Пелопоннес), IV в. (Лувр). Иллюстрации к «Роману об Александре» В визант. и слав. искусстве встречаются неск. сюжетов, следующих повествованию романа: а) Эпизоды истории А. В. В рукописи Кинегетики Псевдо-Оппиана (1-я пол. XI в. Marc. Gr. Z 479. Fol. 8r-v.) изображены три сюжета: «Александр приводит Букефала к Филиппу», «Букефал в темнице», «Александр на Букефале преследует колесницу Дария».

http://pravenc.ru/text/64334.html

Итак, когда он стал писать биографии Константина, общее требование народной мудрости, гласящее: de mortuis aut bene aut nihil, – это, говорим, общее требование, которое, по особенным, нам известным уже, обстоятельствам, находило себе сильное сочувствие у Евсевия заставило нашего историка возвести своего императора на высоту, которой достигают только разве древние герои в поэмах Гомера. Евсевий сам говорит 406 что он принял себе за правило – не возобновлять в памяти ничего худого (хотя, как увидим, он иногда невольно изменяет самому себе), что он будет писать только о том, что относится к жизни богоугодной 407 ... Поэтому-то Сократ и говорит об Евсевие, что «он упоминал и об Арие, но только отчасти, ибо, как в похвальном слове, заботился более о похвалах царю и о торжественности речи, чем о точном раскрытии событии» 408 . Бароний в таком характере Евсевиевой биографии Константина видит подражание Ксенофонту, который, по свидетельству Цицерона (ad Quintum fratrem I), в своей биографии Кира заботился не столько о достоверности исторической, сколько о восхвалении справедливого вождя 409 . Эти слова окажутся вполне справедливыми, когда мы рассмотрим самую «жизнь блаж. царя Константина». Евсевий на самых же первых страницах рассматриваемого сочинения чрезмерно превозносит своего героя, выставляя его едва не полубогом. «В отношении к победам, говорить он о Константине, Бог сделал его таким царем, о каком прежде и слухом не слыхивали» 410 . Константин, по мнению Евсевия, выше и Кира Персидского и Александра Македонского 411 . С римскими императорами Евсевий уже не сравнивает Константина, – до такой степени он выше их, как победитель врагов Римской империи... Насколько преувеличены Евсевием воинские доблести Константина, об этом может судить всякий, изучавший всеобщую гражданскую историю. История эта восхваляя Александра Македонского, Помпея, Юлия Цезаря и других императоров и славных полководцев, не упоминает о Константине Великом , как о человеке известном своими военными доблестями...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Биограф Александра Македонского Квинт Курций (даже слишком пристрастный к нему) говорит 7 , что «того, кого не могли сломить полчища персов, победили пороки — et quem arma persarum non fregerunt, vitia vicerunt» — и что для этого неутомимого и непобедимого полководца древнего мира «отдых» представлял более труда, чем все тяготы боевой жизни, намекая на «intempestiva convivia, et per-potandi pervigilandique insana dulcedo, ludique et greges пиры, нездоровые до утра попойки и увеселения с толпами распутниц (лат.) (Курций Квинт. История Александра Македонского. М., 1993). — Прим, составителя.) Еще свидетельство — со стороны человека, пред которым склоняется сей временный, земной мир: «Даже животные, прекратившие свою трудовую жизнь, например собаки, домашние кошки, живущие на даровых хлебах, без обязательных занятий, вырождаются, и вес их мозга становится меньше веса мозга их диких сродников [по Дарвину]» 8 . 3.  Душевное здравие не может создаться без помощи рукоделия. Еще важнее труд для нашего душевного здоровья. Душа наша, согласно святым отцам, «по преступлении заповеди, предалась прелести сластолюбия и самозакония, и возлюбила телесное, и некоторым образом стала как бы нечто единое с телом, и вся сделалась плотию, как сказано: не иматъ пребывати Дух Мой в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6, 3). И бедная душа как бы состраждет телу и соучаствует во всем, что делается с телом. Поэтому-то телесный труд приводит душу в смирение (т. е. в здравие. — Еп. Варнава). Ибо иное расположение души у человека здорового и иное у больного, иное у алчущего и иное у насытившегося… Итак, труд смиряет тело, а когда тело смиряется, то вместе с ним смиряется и душа» 9 . А кто смиряется, тот спасается и исцелевает душою. Рассматривая вопрос по отношению к каждой страсти в отдельности, можно видеть великую пользу рукоделия для уврачевания любой из них. Например, древние иноки пользовались рукоделием для побеждения сна, который в ночное время не давал им заниматься богомыслием 10 . Варсонофий Великий, Исаак Сирин, Серафим Саровский и другие отцы предлагают посильное рукоделие ради Бога, по послушанию, как одно из средств для преодоления беса уныния 11 . Ангел в видении указал Антонию Великому на рукоделие как на средство против рассеяния утомившегося на молитве ума 12 . Святые отцы для сего выбирали занятия, которые можно делать машинально, механически, например плетение корзинок, веревок, циновок (ср. вязание чулок дивеевскими блаженными). Таким образом, и ум после напряженной молитвы на правиле отдыхает, и молитвенное делание совсем не прекращается, потому что подобное рукоделие позволяет упражняться тайно в сердце Иисусовой или какой-либо иной краткой молитве. Да если человек и не стяжал еще умно-сердечной непрестанной молитвы, то достаточно для него и того, что за работой ему срамные и нечистые мысли в голову не лезут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

32 Спор этот, по предположению В. В. Болотова, Из эпохи споров о пасхе в конце II в., в Хр. Чт. 1900, I, 450–454, возгорелся по поводу пасхи 189 г., которая в Александрии праздновалась, вероятно, 20 апреля, а в Малой Азии 20 марта. (Д. Л.) – 460. 33 Предположение Weitzel " n, Hilgenfeld " a, Schurer " a etc., что Трикентий совершал пасху всегда 25 марта, не имеет для себя твердых оснований в сохранившихся фрагментах его полемики с Петром александрийским . По всей вероятности, Трикентий был протопасхит. Ср. Е. Schwartz, Christliche und judische Ostertafeln, S. 109, 116. (Д. Л.) – 463. 34 Эти слова четыренадесятников приводит св. Ипполит во фрагменте, сохранившемся в пасхальной хронике. (Д. Л.) – 464. 36 L. Duchesne, La question de la paque au concile de Nicee a Revue des questions historiques. t. XXVIII, 1880, p. 5–42. – В 1905 г. на сторону Дюшена самым решительным образом стали . Schmid, Die Osterfestfrage auf dem ersten allgemeinen Konzil von Nicaa. Wien 1905, и авторитетный Ε. Schwartz, Christliche und judische Ostertafeln. Berlin 1905. Статья Дюшена у Швартца (S. 104) названа «epochenmachendes Aufsatz». (Д. Л.) – 468. 37 Такое точно распределение эмволимические годы имели по самому вероятному мнению (Пето и Унгера), см.: G. F. Unger, Zeitrechnung der Griechen und Romer в Iwan Muller, Handbuch der klassischen Alterthumswissenschaft. B. I. Nordlingen 1886. 2-е Aufl. Munchen 1892 (§ 28), в цикле самого изобретателя 19-летнего круга у греков – афинянина Метона (его цикл начинался с 432 г. до Р. X.). (Д. Л.) – 470. 38 По остроумному предположению самого В. В. Болотова (в Журналах заседаний Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе в 1899 г. Приложение V, в его докладе о пасхалии, Б, стр. 33), константинопольский=иудейский 19-летний лунный круг, известный и западным средневековым пасхалистам (начиная с Дионисия Малого) под техническим названием «cyclus lunaris» (в отличие от александрийского cyclus или circulus decemno-vennalis ([хотя оба эти цикла были лунные и оба 19-летние]) – сиро-македонского происхождения: в его 1-й год 1-е тишри приходится на 24-е сентября – день осеннего равноденствия (по календарю Юлия Цезаря) – идеальное начало сиро-македонского года. Следовательно, «лунный» круг не был иудейским изобретением: сами иудеи заимствовали его у сирийских язычников. (Д. Л.) – 470.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

То обстоятельство, что Артаксеркс 9–10 лет соправительствовал отцу своему Ксерксу, вводило в заблуждение многих писателей; из них новейшие погрешают в том, что начало царствования Артаксеркса относят к 465 году вместо 475, а более ранние писатели погрешали в том, что продолжительность всего царствования Ксеркса полагали не в 20 (с 486 по 465), а в 11-ть лет. 118 Первые ошибаются потому, что воцарение Артаксеркса приурочивают к году смерти Ксеркса, а последние ошибались потому, что смерть Ксеркса приурочивали к году воцарения Артаксеркса. Отодвигая таким образом начало царствования Артаксеркса на 10–11 лет еще далее от времен Александра Великого, мы нисколько не намерены поддерживать чрез то гипотезу г. Дорошкевича; напротив, вместо двух священников Ездр и двух иерусалимских наместников Неемий допускаем двух Санаваллатов. т. е. вместо 2х2 допускаем 1х2, и нам кажется, что последнее, давно установившееся в науке, 119 предположение имеет под собою твердую историческую почву. Санаваллат, современник Неемии, – Хоронит, 120 а современник Александра Македонского – Куфит, 121 или Куфей (куфянин). Первый нигде не называется наместником или сатрапом персидским в Самарии, хотя на этом предположении и построил, как увидим далее, спою гипотезу немецкий богослов Марграф, на которого и ссылается автор статьи (стр. 32). Напротив, наместником Сирии, Финикии и Самарии, которому Артаксеркс послал с Неемиею грамоту, был, по свидетельству И. Флавия, 122 Адай, Второй, по свидетельству того же Флавия, был наместником Самарии в эпоху Александра Македонского. 123 Первый выдал дочь свою за внука Елиашивова, сына Иоиадды и брата Иохананова, 124 второй – за правнука Елиашивова, сына Иохананова и брата Иаддуя. 125 Первый жил при Артаксерксе, второй при последнем персидском царе Дарии Кодомане. 126 У Флавия читаем: «Хуфеев Салманасар, царь ассирийский, переведши из Мидии и Персиды, поселил в Самарии, по изведении оттуда израильского народа». 127 С другой стороны в колене Ефремовом, большая часть которого, после плена вавилонского, вошла в пределы Самарийской области, находился город Беф-Хорон. Сопоставление двух этих данных и навело Марграфа на мысль, что Санаваллат, названный Неемией Хоронитом потому, что, как наместник Самарии, устроил в Беф-Хороне свою резиденцию, мог быть назван, как у Иосифа Флавия, и Куфитом (Χουθαος – ), 128 как неприродный, самарянин. Но как немецкий богослов, так и автор статьи весьма ошибаются на этот раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

X. (что будет очень много) до 320 годов, то выйдет и на всю таким образом принятую их государственную жизнь 870 лет (пусть будет 900 даже). д) Царство сирийских Селевкидов. От 323 года, т. е. от распадения кратковременной монархии Александра до 64 года. (Уничтожение царства Помпеем). 259 лет. е) Пергамское царство от 282 до 133 года, т. е. до присоединения его к Риму, под именем Азии. 149 лет. ж) Египетское царство Птолемеев от того же времени (323) до присоединения к Риму в 30 году. Итак, менее 300 лет (293). з) Македонское царство от самого начала до распадения великой Александровой монархии, т. е. от Пердикки I (ок. 700 г.) До смерти Александра Великого (до 323 года). 377 лет. Отдельное же Македонское царство от распадения до обращения Метеллом Македонии в римскую провинцию, т. е. 148 года, только 175. Итого 552 года. Теперь, если возьмем всю государственную жизнь эллинскую и македонскую вместе и будем считать ее долготу весьма произвольно, снисходительно, с самых баснословных и даже почти вовсе неизвестных времен, т. е. за 1100–1200 лет до Р. X. и до присоединения к Риму Египта, самого последнего и счастливого в этом отношении из всех тех государств, где царила эл-лино-македонская образованность, то есть до 30 г. перед Р. X., то у нас получится опять классическая цифра около 1200 лет, около 12 веков. V. Рим. В этом государстве расчет легче. Оно было беспрерывно одно, от начала до конца. Здесь не было ни раздробления и разновременности, как у греко-македонян, ни перерывов, как у персо-мидян. Считая от полумифических времен Ромула до Ромула Августула и Одоакра, получаем: от 753 г. до Р. X. до 476 г. по Р. X. – 1229 лет Если же считать от времен более известных, то около 1000, не более. VI. Византия от перенесения столицы и торжества Христианства до взятия Византии турками (от 325 по Р. X. до 1453) 1128 лет. Прежде чем обратиться к вопросу о возрасте современных европейских государств, я нахожу необходимым сказать здесь несколько слов о Китае. Не знаю, имеем ли мы право рассматривать историю Китая, вдобавок столь еще темную, как историю одного государства, непрерывно прожившего несколько тысяч лет? Китай справедливее, мне кажется, рассматривать как отдельный культурный мир, вместе с Японией и другими соседними краями, как особый исторический мир, стоявший не на большой дороге народов, подобно государствам нашего Средиземного бассейна, и потому долее сохранившийся в своей отдельности и чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Установлены личности людей, погребенных в царских гробницах IV века до нашей эры на севере Греции Доказано, что это отец и сводные братья Александра Македонского, а также их жены   АФИНЫ. Установлены личности обитателей нетронутых царских гробниц IV века до нашей эры в Вергине на севере Греции. В захоронениях находятся останки отца, мачехи, сводных братьев и сестер Александра Македонского, а также его сына. Там же найдены доспехи и другие предметы, принадлежавшие ему самому. Хотя никогда не было никаких сомнений в том, что человеческие скелетные останки, найденные в царских гробницах I, II и III, принадлежат близким родственникам Александра, ученые потратили почти полвека на споры о том, кто именно лежит в каждой могиле. Ученые исследовали элементы скелета с помощью макрофотографии, рентгенограмм и анатомического вскрытия. Авторы исследования объединили остеологический анализ, макросъемку, рентгеновские снимки и анатомическое вскрытие древних останков с историческими источниками древнего прошлого. В мужском скелете гробницы I был обнаружен сращенный коленный сустав, что соответствует историческим свидетельствам о хромоте царя Филиппа II. Исследователи также обнаружили, что в гробнице I находились кости мужчины с травмой колена, а также останки женщины и ребенка, которому на момент смерти было всего несколько дней или недель. Они пришли к выводу, что мужские останки принадлежат отцу Александра Великого, царю Македонии Филиппу II, который, как известно, хромал. Чрезвычайно юный возраст младенца также соответствует истории убийства Филиппа в 336 году до нашей эры. Согласно большинству источников, Филипп II был убит своим телохранителем всего через несколько дней после того, как его жена Клеопатра родила ребенка. Предполагается, что убийство заказала предыдущая жена Филиппа Олимпиада, мать Александра Великого. Почти сразу после убийства Олимпиада убила Клеопатру и ее ребенка. Возможно, их сожгли заживо, что открыло путь Александру к престолу. Ранее некоторые ученые утверждали, что Филипп II был похоронен в гробнице II, в которой также находятся останки мужчины и женщины. Однако отсутствие ребенка в сочетании с отсутствием явных признаков физических травм на скелете мужчины исключает такую возможность.

http://sedmitza.ru/text/10354905.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010