Александр Пушкин Одесса О причинах, замедливших ход нашей словесности Причинами, замедлившими ход нашей словесности, обыкновенно почитаются: 1) общее употребление французского языка и пренебрежение русского. Все наши писатели на то жаловались, – но кто же виноват, как не они сами. Исключая тем, которые занимаются стихами, русский язык ни для кого не может быть довольно привлекателен. У нас еще нет ни словесности, ни книг , все наши знания, все наши понятия с младенчества почерпнули мы в книгах иностранных, мы привыкли мыслить на чужом языке; просвещение века требует важных предметов размышления для пищи умов, которые уже не могут довольствоваться блестящими играми воображения и гармонии, но ученость, политика и философия еще по-русски не изъяснялись – метафизического языка у нас вовсе не существует; проза наша так еще мало обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных; и леность наша охотнее выражается на языке чужом, коего механические формы уже давно готовы и всем известны. Но русская поэзия, скажут мне, достигла высокой степени образованности. Согласен, что некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения, что в «Душеньке» Богдановича встречаются стихи и целые страницы, достойные Лафонтена, что Крылов превзошел всех нам известных баснописцев, исключая, может быть, сего же самого Лафонтена, что Батюшков, счастливый сподвижник Ломоносова, сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для итальянского; что Жуковского перевели бы все языки, если б он сам менее переводил. Примечания к «Цыганам» Долго не знали в Европе происхождения цыганов; считали их выходцами из Египта – доныне в некоторых землях и называют их египтянами. Английские путешественники разрешили наконец все недоумения – доказано, что цыгане принадлежат отверженной касте индейцев, называемых париа. Язык и то, что можно назвать их верою, – даже черты лица и образ жизни – верные тому свидетельства. Их привязанность к дикой вольности, обеспеченной бедностию, везде утомила меры, принятые правительством для преобразования праздной жизни сих бродяг – они кочуют в России, как и в Англии; мужчины занимаются ремеслами, необходимыми для первых потребностей, торгуют лошадьми, водят медведей, обманывают и крадут, женщины промышляют ворожбой, пеньем и плясками.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

Н.Ю. Бубнов. Собрание рукописей В.Г. Дружинина в Библиотеке Академии наук Собрание старообрядческих рукописей В.Г. Дружинина в БАН, насчитывающее 1112 единиц хранения, является в своем роде уникальным. Прежде всего, это собрание ученого, профессионально занимавшимся историей старообрядчества. В этом плане собранию почти нет равных. Собирание рукописей и составление коллекции не было для Василия Григорьевича Дружинина самоцелью, рукописи были необходимы ученому для его научных исследований. Интерес к истории старообрядческого движения появился у будущего ученого уже во время обучения его в гимназии, где он, судя по всему, познакомился с главными работами по этой теме и публикациями старообрядческих сочинений, начавшими появляться в печати в царствование Александра II: книгами Александра Бровковича (1861), Д.С. Кожанчикова (1862), М. Тихонравова (1861–1863), Н.И. Субботина (1875–1895) и др. В это время выходят в свет и первые научные описания собраний, содержащих старообрядческие рукописи: Ф.А. Толстого, В.М. Ундольского, А.И. Хлудова, П.Д. Богданова, А.С. Уварова и др. Можно предполагать, что еще в гимназии Дружинин познакомился с книгами А.П. Мельникова (Печерского) «В лесах» (1871–1874 гг.) и «На горах» (1875–1881 гг.). В период учебы в Санкт-Петербургском университете интерес Василия Григорьевича к истории старообрядческого движения уже вполне определился и увенчался его магистерской диссертацией «Раскол на Дону», изданной в 1889 году. Одним из первых соотечественников В.Г. Дружинин осознал роль и значение старообрядчества в отечественной истории как религиозного и общественного течения, продолжившего культурную традицию Древней Руси. Вместе с тем, он особо оценил и значение Выго-Лексинской старообрядческой пустыни, в стенах которой была предпринята попытка создания микрокосмоса – нового общественного устройства мирового уровня. Выголексинские старцы, за полтора столетия существования Выговского «суземка» в максимальной изоляции от враждебного «никонианского» мира, сумели практически из ничего, не считая унаследованной ими некоей древнерусской «духовной субстанции», создать уникальную гармоничную культуру высочайшего уровня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Инспектором народных училищ Тверской губернии Инспектором народных училищ Московской губернии Алексей Ильич Одинцов с 01.08. 1891 по 01.09. 1900 В Московском университете с дипломом 1 ст. Инспектором народных училищ Рязанской губернии Иван Федорович Богданов с 01.09. 1900 по настоящее время В Московском университете с дипломом 1 ст. Наставники естествоведения Николай Николаевич Горелов с открытия семинарии до 01.08.1877 Смотри выше Николай Александрович Казанский с 01.08. 1877 по 15.06. 1893 Действит. студент Петровской земл. и лесной академии Инспектором народных училищ Владимирской губернии Владимир Федорович Папков с 01.08. 1893 по настоящее время В Московском учительском институте Сверхштатные наставники чистописания Алексей Александрович Вихрев с 01.07.1876 по 01.07.1896 В Московском училище живописи и ваяния В отставку с 01.09. 1896 по наст. время В Строгонов. училище Преподаватели пения Алексей Федорович Колосов с 01.10.1875 по 06.03.1878 Певчий придворной певческой капеллы В отставку Владимир Александрович Флеров с 06.03.1878 по 01.01.1887 Смотри выше Всеволод Алексаыдрович Флеров с 01.02.1877 по 01.09.1895 Смотри выше Константин Павлович Невинский с 01.09.1895 по настоящее время В Новоторжской учительской семинарии Преподаватели ручного труда Никита Андреевич Алексеев с 1891 по 1895 В Новоторжской учительской семинарии Иван Степанович Леонов с 01.09.1895 по настоящее время Преподаватели гимнастики Николай Николаевич Горелов с открытия семинарии до 01.08.1886 Смотри выше Измаил Семенович Курятников с 01.08.1886 по настоящее время В Новоторж. уч. семинарии Имеет звание учит. у учил. Наставником математики в Алферовскую семинарию Врачи семинарии с 22.06.1876 по 25.02.1880 В Московском университете Павел Николаевич Алянчиков с 15.04.1880 по 06.11.1885 В медико-хирургической академии с 18.12.1885 по 06.08.1891 В медико-хирургической академии Николай Львович Богоявленский с 18.09.1891 по 20.04.1896 В Моск. унивс. со степ. лекаря Владислав Иванович Фрей с 29.05.1896 по настоящее время

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бердяев Николай Александрович ( 1874 - 1948 ), русский религиозный философ. Родился 6 марта 1874 года в Киеве . В девятнадцать лет, будучи студентом Киевского университета, он начал изучать теорию научного социализма; пройдя тюрьму и ссылку (в Вологде вместе с Луначарским, Богдановым и Б. Савинковым), он в годы первой революции утверждается в мысли о невозможности примирить материалистический взгляд на историю с идеалистическим взглядом на мир человеческой души. За полемику с теоретиками научного коммунизма он дважды подвергался аресту, а осенью 1922 г. был выслан за пределы родины в числе десятков ученых, писателей, публицистов. В эмиграции жил в Берлине , затем в Париже . Умер 23 марта 1948 года от разрыва сердца в своем доме в Кламаре под Парижем . Учение Находясь под сильным влиянием Маркса, Ницше, Ибсена, Канта и Карлейля, защищал идеи экзистенциализма, в которых преобладала проблематика философии, учил о примате свободы над бытием (свобода не может быть никем и ничем детерминирована, даже Богом; она уходит своими корнями в небытие), об откровении бытия через «богоподобного " человека, о разумном ходе истории, писал о христианском Откровении, по вопросам социологии и этики. Характеристику творчества Бердяева дал один из западных философов: «он был очень русским… однако достаточно много нерусских обнаружили, что его книги открыли перед ними новые горизонты мысли…» Труды Основные произведения: Использованные материалы Редакция текста от: 12.04.2009 20:48:47 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2522.html

в училище он забегал (именно «забегал», а не приходил, потому что такова была его манера ходить) только по разу в неделю (редко чаще), больше по субботам: прибежит, нашумит над первым же попавшимся ему навстречу, распорядится наказанием кого-либо, и через несколько минут его уже и нет в училище. Канцелярским делами он не придавал большого значения и мало ими занимался. Архивные документы за его время в худшем порядке, чем за время о. Чапурского: сшиты не все наряды, нумерации по листам не имеют, только начиная с 1868 г. некоторые из более важных нарядов пронумерованы; до этого года не имеется и описей нарядов. Реестры входящих и исходящих бумаг до 1869 г. не велись. (История Никольского духовного училища. С. 122-124.) Н. Н. Глубоковский вспоминал о нем, как о «добрейшем человеке», имевшем привычку изощренно щелкать иных воспитанников по носу, что обычно заканчивалось кровотечением (Т. А. Богданова. Судьба христианского ученого. С. 46). Попов Дмитрий Федорович – был помощником смотрителя Никольского духовного училища с 1861 по 1884 годы. Преподавал Священную историю. Уволен по болезни со службы в чине надворного советника. Получал пенсию после 33-летней безупречной службы. Умер 15 сентября 1890 года. У Никифора Александровича ошибочно указан год смерти 1893. Сын Дмитрия Федоровича был женат на сестре Никифора Александровича. См. «История Никольского духовного училища». С. 128-129. Грехнев Флегонт Васильевич. Окончил ВДС по 2-му разряду в 1968 году. По состоянию здоровья оставил службу в 1873 году (История Никольского духовного училища. С. 137). Так в тексте. Может быть, имеется в виду «до первой недели». Кубасов Иван Степанович (22.12.1835—05.04.1909) – сын дьякона Шарженской Михайло-Архангельской церкви, Никольского уезда, окончил ВДС в 1857 г. по 1-му разряду. 1857 г. учитель сельского Шарженского училища, с 30.01.1859 г. учитель Вологодского духовного училища, 19 марта 1859 г. переведен по прошению в Никольское училище (по его собственным словам их «поменяли местами» с А.

http://bogoslov.ru/article/6174136

Вопросы по возмещению расходов и проживанию на теплоходе во время конференции (каюты, питание, экскурсии) просьба согласовать с Оргкомитетом. Информация для контактов: Оргкомитет конференции: Адрес: Кондратьевский пр., дом 75, корп.2 Председатель - Сергуненков Борис Борисович(СПб) Санкт-Петербург, 195271 (812) 544-88-50 Тел./факс: + 7 (812) 544-8850, 544-3072 e-mail: info@delorus.com референт - Анна Турлай Протоиерей Николай Коляда (Витебск) +7-10-375-297-12-83-72 Протоиерей Александр Половинкин (Волгоград) +7-8442-23-03-30 Протоиерей Александр (Миняйло) (Екатеринбург) +7-3433-76-45-30 Парамонов Александр Иванович ( Москва ) www . delorus . com +7-916-317-98-74 Калинин Сергей Всеволодович(СПб) +7-911-212-56-14 Богданова Нина Валерьевна (Спб) +7-921-788-32-27 Организатор конференции - Научно-производственная фирма «ВАПА» При поддержке МКП «Ноев Ковчег», Клуба православных предпринимателй, Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина, Института русской цивилизации и др. При информационной поддержке: Информационного агентства «Русская народная линия» www.ruskline.ru Интернет-портала «ДелоРус» www . delorus . com Интернет-портала Александро-Невского Братства www.anbratstvo.ru Интернет-портала МКП «Ноев Ковчег» www.xn-b1aadfc2acid5g.com Интернет-портала проекта «Наследие» www.rosnasledie.ru Интернет-портала Клуба православных предпринимателей www.kpp-russia.ru ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ! Программа уточняется Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/o8/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РУБИНОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Александр Степанович Рубинов ( 1878 - не ранее 1918), преподаватель Олонецкой духовной семинарии Родился 20 августа 1878 года в Тамбовской губернии. В 1893 году окончил II Тамбовское духовное училище по I разряду , в 1999 году Тамбовскую духовную семинарию по I разряду , в 1903 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания . С 6 ноября 1903 года преподавал основное, догматическое и нравственное богословие в Пермской духовной семинарии . С 22 ноября 1908 года перемещён преподавателем теории словесности и истории русской литературы в Олонецкую духовную семинарию . На первых порах был в " оппозиции " к ректору семинарии протоиерею Николаю Чукову с такими преподавателями как Я. С. Елпидинский , Д. В. Шумов , И. И. Поспелов и И. С. Фрацман . Не считаясь ни с чем, они были готовы увольнять воспитанников за каждый пустяк, был придирчивы к ним, крайне пристрастны и далеко не корректны, оценки за четверть выставляли несправедливо. К 1913 году считался одним из наиболее подходящих и авторитетных лиц, воспитателем своего класса. Характеризовался вообще как человек религиозный, серьёзный, очень исполнительный и скромный, он был мало интересен как преподаватель. К воспитанникам был придирчив, мелочен и взаимоотношения их были далеко не гладкими. 28 марта 1918 года был арестован вместе с ректором семинарии прот. Николаем Чуковым, преподавателями гимназии В. Л. Богдановым и Ф.Ф. Чудиновым, преподавателем учительской семинарии В. И. Крыловым. Им было предъявлено обвинение в неподчинении и сопротивлении советской власти и отказе от работы с ней на живом деле, в отказе от сношения с советской властью и весьма отрицательном отношении к ней, в борьбе с идеей советской власти.

http://drevo-info.ru/articles/13672607.h...

Здесь сообщаются возможно краткие сведения следующего рода: «понятие о православном христианском нравоучении; о союзе между верой и любовью; о законе Божием; о побуждениях к исполнению закона Божия; о нравственном вменении; о добродетели; благодать и свобода; о грехе; всепрощение Божие под условием исправления со стороны грешника»; затем раскрываются «нравственные обязанности православных христиан в отношении к Богу, к самому себе, к ближним»; в заключение говорится об «обязанности православных христиан во всех обстоятельствах жизни и в затруднениях руководствоваться учением Св. Писания и св. Церкви». Не претендуя на научный характер, книжка вообще достигает той цели, для которой написана. Затем известны подобного же характера «очерки», принадлежащие г. А. Покровскому 1062 , о. В. Темномерову 1063 , о. Инн. Бобровницкому 1064 , о. П А. Смирнову 1065 ... Все они, рассчитанные на известного рода читателей, (т. е., гимназистов), более или менее пригодны для своих целей. Из них, естественно не стремящихся двигать вперед дело роста рассматриваемой нами науки, выделяются своими достоинствами книги о. П. А. Смирнова и г. А. Покровского. Остальные два учебника (о. Темномерова и о. Бобровницкого) уже были подробно охарактеризованы нами в свое время 1066 . Да и вообще дальнейшая речь об этого рода учебниках в нашем очерке совершенно не нужна. – Во вторых, можно назвать «Уроки христианской нравственности», написанные о. Львом Богдановским 1067 . Они «составлены для старшего класса Спб. коммерческого училища с целью – дополнить и уяснить для учащихся те познания о христианской вере и жизни, какие получаются в средних классах, при изучении катихизиса». Следовательно, назначение их – аналогичное с назначением только – что названных гимназических учебников. Претензии автора слишком скромны, как это видно из краткого его предисловия. Он не принужден был следовать какой-либо готовой программе (какой, напр., следовали составители гимназических учебников), а руководствовался лишь своими соображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

В 1890 г. над гробницею вое­воды Храбрена была торжественно утверждена присланная гр. Г. А. Милорадовичем весьма изящной работы бронзовая доска с подо­бающею надписью. Церк. Вести. 1890, 33. стр. 555. 166 О монастырях в Боснии и Герцеговине-Славянский Календарь на 1891 г. и „Шематизам српско-пранославне мumponoлuje и apxuдujeцeзe херцеговачко-захумске за 1890 г.» (извлечение из сего „шематизма» или календаря – в черногорском журнале „Нова Зета», Цетинье, 1890, июнь, стр. 221–225. 167 См. „Богосл. Вестник» 1895. февр. и апрель; 1897, июнь; 1898, авг.; 1899, апр.; 1900. июнь; 1901. сент.; 1902, ноябрь; 1904, июнь; 1909. янв. и декабрь. 173 Правда, в 1900 г. было издано и в ноябре 1905 г. повто­рено (см. Богосл. Вестн. 1909, дек., стр. 638, прим. 3) правительствен­ное распоряжение о приеме писем и посылок с адресами, писанными кириллицей, но на практике распоряжение это большей частью не исполняется. 174 Правительство вообще крайне враждебно относится к празд­нествам в память сербского первоучителя и просветителя архие­пископа св. Саввы. Которого все учебные заведения и все сербы счи­тают покровителем своего просвещения. 176 Вениамин Каллай с 1882 г. австро-венгерский министр финансов и наместник Боснии и Герцеговины. 181 Застава, 1908. 210 (веч.). Здесь же в фельетоне подробно о ходе дела по оккупации Боснии и Герцеговины на берлинском конгрессе. 182 ) Sammlung der fr Bosnien und die Herzegovina erlassenen Gesemze, Verordnungen und Normalweisungen. В. I. S. 322. Подлинный (французский) текст напечатан в Известиях С.-Петербургского Слав. Благотв. Общ. 1904. стр. 46–46 (статья Б. Богданова). Здесь, стр. 48–49. конкордат 1880 г. признается незаконным как с канонической точки зрения, так и с точки зрения международного права.– перевод–в журналах Весн. срп. ц. 190.5. сент., 789–79; и Српска 1905, 4. Русский перевод в Изв С.-Петерб. Слав. Благотв. Общ. 1904, 2, стр. 215–217. 183 ) Митрополит герцеговинско-захолмский Серафим Перович признал и подтвердил официальным актом за собственноручной подписью от 25 ноября 1897 г. 906 – право народа выбирать себе священника по своему желанию, но и этот документ силы не имел, митрополит оказался бессилен пред гр. Каллаем. – На вопрос, обращенный к дaбpoбochuйckoмV митрополиту Георгию Николаевичу, зачем он принимает к исполнению явно вредные для церкви распоряжения правительства, он отвечал: „Сын мой! Видишь ли, я под старость уже пришел в Боснию и Герцеговину и жизнь свою посвятил своему народу. Ныне, однако, я должен терпеть, что и на мою деятельность бросается тень; но, сын мой, меня власти все-таки побаиваются, – уйди я, и будет еще хуже. Терпите, придет еще спасенье православной церкви!» Весн. срп. ц. 1904, сект., 822.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Муретова . 5 июня Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии. Слушали : I. Внесённые председателями комиссий, производивших испытания студентов в текущем году, списки студен- —164— тов III курса с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 52 студентов 46 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3:25 и один студент имеет в среднем выводе балл 3:73. Студент Алексей Целебровский не представил семестрового сочинения по пастырскому богословию, студент Константин Богданов – по догматическому богословию, студент Сергей Добров – по русской церковной истории и догматическому богословию, студенты Николай Цыганков и Александр Товаров не держали испытаний ни по одному из предметов III курса, кроме того Цыганков не представил ни одного семестрового сочинения, а Товаров – одного по истории западных исповеданий. II. Внесённый и. д. инспектора Академии, Архимандритом Петром, список студентов III курса с обозначением баллов по их поведению; в этом списке поведение 50-ти студентов обозначено баллом 5 и 2-х студентов – баллом 4. III. Прошения студентов III курса. 1) Константина Богданова: «Вследствие болезни (воспаления лёгких), заставившей меня пользоваться помощью академического врача в продолжение почти двух месяцев, начиная с 13 января сего года, а потом – и ещё прожить в больнице до Пасхи для совершенного выздоровления, я не мог подать в назначенный срок семестрового сочинения по догматическому богословию. А посему покорнейше прошу Совет Академии ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об отсрочке подачи этого сочинения впредь до 15 августа сего года. При сем прилагаю медицинское свидетельство». 2) Сергея Доброва: «Неблагоприятные домашние обстоятельства и вызванное ими нервное расстройство, соединённое с общим упадком сил, не позволили мне во вторую половину этого учебного года заниматься должным образом; вследствие чего мною не приготовлены к подаче два семестровых сочинения: по русской церковной истории и по догматическому богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010