отца Николы; служба св. Николая трем мужем в темнице; св. Николае изгнал беса из кладезя; св. Николае избавил Димитрия от потопа; св. Николае избавил Агрикова сына от Срацин; преставление св. отца Николы, перенесение мощей св. отца Николы. – Рукописные и печатные жития св. Николы дают обильный материал для его иконографии. – Лубочные картины с изображением св. Николая весьма распространены. На них обычно изображаются следующие чудеса и деяния святителя: а) «Рождество св. Николая Чудотворца»; б) «Крещение св. Николая, он три часа стоял в купели»; в) «св. Николай приведен родителями для научения грамоте» (при этом св. Николай, как и на иконах, часто изображается изучающим русскую азбуку); г) «св. Николай поставлен во диакона»; д) «св. Николай поставлен во иерея»; е) «св. Николай избавляет девиц от блуда»; з) «св. Николай избавляет от смерти трех мужей»; н) «св. Николай избавляет патриарха от потопления»; и) «Преставление св. Николая Чудотворца»; к) Перенесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари град»; л) «св. Николай спасает отрока от Срацин» 16 . Народ различает изображения св. Николая двух родов – «Зимнего Николу» в митре и «Николу вешнего» с обнаженною головою. 6 См. перечень предметов древности на выставке в Археологическом институте. Спб. 1894 г. стр. 11–26, а также В. И. Успенского: «Переводы с древних икон из собрания А. М. Постникова». Спб. 1818 г. М. И. и В. И. Успенских: «Древние иконы из собрания А. М. Постникова». Спб. 1890 г. 9 Протопоп Аввакум. Очерки из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. А. К. Бороздина. Изд. 2-е. Спб.1900 г. Приложение 13. Послание к неизвестным. Стр. 32. 16 См. лубочные картины, литографированные у Голышева в 1879 г.; ср. напечат. в литографии Васильева в 1889 г. и в литогр. Сытина в 1898 г. Читать далее Источник: Житие св. Николая Чудотворца : Переводы [рисунков] из собр. В.П. Гурьянова [сдел. с иконы Николая Чудотворца XVI в.] : (Для настоящего изд. [переводы рисунков] исполнены Диод. А. Шиловым)/А.И. Успенский. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1902. - 7 с., 16 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Сейчас раскрываются тайны архивов и многое доселе неизвестное становится явным, однако неумолимое время всё решительнее отдаляет нас от века минувшего, и постепенно уходят из жизни люди, общавшиеся с теми, кто стоял у истоков возрождавшейся Лавры, и чтобы духовный опыт Сергиевой паствы не угасал, а расширялся, необходимо связующее звено поколений. Нужен фундаментальный труд, в котором были бы представлены с достаточной полнотой подвиг и деятельность на ниве Христовой тех, кто подобно ученикам Преподобного впитывал в себя молитвенную благодать великого Аввы и затем нёс её в дальные концы нашего отечества. Очерки о них можно прочесть в книгах, статьях, некрологах, но чтобы показать лицо эпохи и связь этих людей с игуменом Русской земли, сведения о них должны быть собраны в одной книге, где можно было бы прочесть и о первых наместниках Лавры — архимандрите Гурии (Егорове) и архимандрите Иоанне (Разумове), будущих митрополитах, и о таких будущих архиереях, как архимандрит Ермоген (Голубев), архимандрит Вениамин (Милов), архимандрит Владимир (Кобец) и др., о мало кому известном теперь духоносном старце схиархимандрите Серапионе, о будущем схиигумене Савве и архимандрите Иоанне Крестьянкине, об архимандрите Клавдиане (Модестове), о котором может поделиться воспоминаниями протоиерей Василий Бабурин, настоятель московского храма во имя Всех святых, что на Соколе, и о многих других. Труд приснопамятного архимандрита Тихона (Агрикова) “У Троицы окрылённые” не может считаться исчерпывающим, он должен быть углублён и дополнен. Книга Г. А. не только восстанавливает историческую память, не только погружает нас в молитвенную атмосферу Лавры и разъясняет смысл богослужебных текстов, она учит благоговейному отношению к красоте Божиего мира, к красоте природы. Она учит нас тому, о чём мы, увы! часто забываем — чувству непрестанной благодарности Господу за Его великие дары — за существование Церкви, за чудо существования Лавры, за незримое участие Преподобного в жизни тех, кто тянется душой к нему. Со слов благодарности Богу начинает Галина Александровна свои воспоминания (С. 3) и ими же завершает их. Трудно лучше выразить смысл всей книги, чем это делает автор, ей мы и предоставляем слово: “Пора ставить точку. Не знаю, удалось ли выразить то слияние двух миров: нашего, земного, видимого с не менее реальным невидимым, какое присуще святой обители преподобного аввы Сергия, того чуда, каким она является для всех нас, живущих в таком непростом веке… Могу только повторить неизменное: Слава Богу за всё! Его хватило бы для выражения благодарности и без этих страниц, но они просились из души — и вот появились на свет. И за них — слава Богу и преподобному авве нашему Сергию” (С. 297).

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

Знаменательно, что доцент В.Д.Сарычев начинает и заканчивает свой труд учением преосвященного Иерарха о Боге. Альфа диссертации – Триединый Бог, омега – «Второе пришествие Христово». Митрополит Филарет, в соответствии с православным учением о непостижимости Божией, чаще размышляет не о «Боге в Себе самом», а о Боге в Его отношении к человеку. И доцент В.Д. Сарычев всецело следует за Святителем: первому вопросу он отводит всего несколько десятков страниц, а второму – всю остальную часть работы. Митрополит Филарет любил останавливаться на тайне Креста Христова, тайне действия Духа Святого в облагодатствованных душах, – и доцент В.Д. Сарычев посвящает вопросу о спасении самую большую последнюю главу. Официальные оппоненты – профессор протоиерей Александр Ветелев и доцент К.Е. Скурат , – дав положительные отзывы о работе, высказались за присуждение В.Д. Сарычеву учёной степени магистра богословия. В развернувшихся прениях епископ Волоколамский Питирим оценил рассматриваемую диссертацию как «необычайно полезную и нужную для нас проповедников», а профессор протоиерей Алексей Остапов отметил, что мы можем выразить только благодарность диссертанту за то, что он собрал воедино множество вероучительных положений Московского святителя. Инспектор Академии доцент архимандрит Симон напомнил высказывание опытнейших педагогов, в своё время защищавших диссертации. В частности, священник Павел Флоренский , выступая с речью перед защитой своей работы, сказал: «Я знаю, что многоуважаемые рецензенты укажут недостатки в моей работе. Я и сам их вижу... Вы можете не дать мне учёной степени, но то, что я получил от работы, у меня никто уже не отнимет». В прениях выступил также профессор М. А. Старокадомский, доцент архимандрит Тихон (Агриков) , доценты H. Н. Ричко и К. Е. Скурат . Совет Московской Духовной Академии тайным голосованием подавляющим большинством присудил В. Д. Сарычеву звание магистра богословия. Преосвященный Ректор сердечно поздравил В. Д. Сарычева , а также приветствовал и весь учёный Совет с новым магистром, ибо «Московская Духовная Академия воспитала Василия Дмитриевича и она сегодня удостоила его высокой степени». Владыка пожелал ему и в дальнейшем не прекращать работы над богословским наследием митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Когда же, полного желая спокойствия для своих постнических подвигов, Фома решил идти в пустыню, то ночью пред ним заблистал огненный столп на небе и сам святой пророк Илия явился ему, чтобы показать ему дорогу в недра пустыни. Под руководительством таких проводников, Фома пришел в гору, носившую название Малея которая стала для него тем же, чем гора Кармил для Илии. Здесь он стал жить в одиночестве, пребывая в общении только с Богом и сподобляясь божественных откровений и видений. Как прежде, живя в миру, он храбро побеждал врагов видимых, так и теперь, по удалении от мира, обитая в пустыне, он своею непрестанною молитвой как бы острым мечом поражал и прогонял невидимые полчища злых духов. А так как нельзя укрыться от человеческих взоров городу, стоящему на горе, или звезде, сияющей на тверди небесной, то и преподобный Фома не мог скрыться от людей в пустынной горе Малее, на которой он сиял своею святостью как блестящая звезда и озарял землю. Когда люди узнали о подвижнике, то он стал просветителем для помраченных смыслом и помощником для тех, кто нуждался в его помощи, ибо он получил от Бога силу чудотворений и благодать исцелений. Он чудесно исцелял всякие болезни, подавал слепым прозрение, хромым возвращал способность правильно и легко ходить, а однажды, благодаря его молитве, на безводном месте открылся источник воды. Но не только во время земной своей жизни Фома совершал многочисленные чудеса, а и по преставлении его к Богу чудеса совершались у честных его мощей. Люди верующие получали необычно скорое исцеление от всяких недугов и даже от неизлечимых болезней, а также от беснования — и по молитвам святого и по благодати Христа, Бога нашего Кондак, глас 4: Велию победу мужески показал еси, отонудуже божественною любовию разгоревся, царя тленнаго и вся красная преобидел еси, на горе малейстей вселение совершив: от неяже в небесная возшел еси к царю царей, Фомо, моли непрестанно о всех нас. Страдание святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа Сии святые мученики были родом из Италии и пострадали в царствование императора Траяна Когда началось гонение на христиан, они сели на корабль и прибыли в город, по имени Диррахий Находясь в этом городе и видя, как святой епископ Астий висел, распятый на кресте и обмазанные медом, и как шершни и мухи жалили его, они прославили его за исповедание Христа. Поэтому узнали, что они — христиане, и воины тотчас же схватили их. На допросе они исповедали свою веру во Христа и по повелению анфипата Агриколая их посадили на корабль и потопили на глубоком месте в море. Так и скончались святые мученики Тела их выброшены были впоследствии волнами на берег и здесь же в песке были погребены. Спустя 90 лет после сего святые мученики явились александрийскому епископу и сказали ему: «Возьми наши тела».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

(Седален по 3-й песни канона в службе 17 мая). Святой апостол Стахий Св. апостол Стахий упоминается св. ап. Павлом между римскими христианами и называется «возлюбленным». «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» ( Puмл. XVI, 9 .). Из этого заключают, что Стахий был учеником апостола Павла, и, вероятно, им был обращен ко Христу. Но никаких достоверных известий о св. Стахии в новозаветных книгах кроме имени не сохранилось. По церковному преданию (Дорофей, Ипполит и др.), св. Стахий был поставлен, св. апостолом Андреем Первозванным во епископа в Византии (впоследствии Константинополь, или Царьград), в Аргирополе (одно из предместий греческой столицы). В Синаксаре святогорца Никодима о св. Стахии сказано: «Стахий был первый епископ Византии, поставленный Андреем Первозванным. Он устроил церковь в Аргирополе (часть Константинополя, ныне Фундуклея) и там учил свою паству и собрал множество христиан. Потрудясь 16 лет в апостольских трудах, он скончался о Господе» (31 октября). Такие же сведения о св. Стахии находятся под 31 числом октября у св. Димитрия Ростовского и великих Четьи Минеях Московского митрополита Макария. В сказании о 70 апостолах, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому о св. Стахии сказано: «Стахий, его же апостол в римской епистолии поминает Андрей апостол Понтское море преплыв и дошед до Агрикополя, епископа его в Византии устрои». В Послании патриархов Восточно-Кафолической церкви о православной вере в 10 члене о церкви сказано: «Св. Иоанн Дамаскин в 4-м своем письме к Африканцам говорит, что церковь вселенская вообще вверена была епископам, что преемниками Петра признаются в Риме Климент (первый епископ), в Антиохии Еводий, в Александрии Марк; что св. Андрей поставил на престоле Константинопольском Стахия; в великом же святом граде Иерусалиме Господь поставил епископом Иакова…» (Константинопольский собор в 1723 г. при патриархе Иеремии, см. Христианское Чтение, 1838, ч. I, стр. 75). В службе св. Стахию, (31 октября) также говорится, что он был первым епископом Византии (Константинополя): «Ведший тя Андрей Византии постави тя епископа, иже тамо верно плавающыя, Стахие священнейше, управляющаго к пристанищем тихим, божественною благодатию» (2-й стих, 5-й песни канона, 31 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Священник там обычно перестаёт быть хозяином и отходит на второй план. Продолжительные ежедневные монастырские службы в сочетании со скромной зарплатой устраивают обычно монахов или одиноких священников. А тут ешё и благочинный – о. Владимир Сафронов уходил на должность секретаря Брянской епархии, и не хотел отпускать меня в монастырь, т. к. хотел оставить меня вместо себя на Брасовском благочинии. Он открыто мне говорил: «О. Аркадий, я вас ни за что не отпущу»! Моя продолжительная борьба за право служить в монастыре закончилась в Брянском епархиальном управлении. В тот день митрополит Александр (Агриков) в присутствии о. Владимира и игуменьи Афанасии сказал: «Вот вы спорите друг с другом. А вы спросили, где же он сам хочет служить?», а я ответил, что хочу служить в Крестовоздвиженском монастыре. С тех пор прошло уже десять лет, и я с большой теплотой вспоминаю долгие монастырские службы, которые по разным причинам невозможно осуществлять на приходе, и понимаю, что никогда бы не уехал из монастыря, если бы не обстоятельства и не благословение моего духовного отца. Долгие годы большим для меня искушением были многочисленные случаи, когда люди, вопрошавшие старца, в скором времени отказывались от полученного благословения. Некоторые даже говорили, что Батюшка их не понял, и они поедут объяснить ему это… По своему скудоумию я пытался «образумить» этих людей, и вступал в никому не нужные споры и назидательные беседы. О. Власий, узнав об этом, отругал меня: «Если они меня не слушают, то и тебя не послушают». И мне приходилось мучительно успокаивать себя, сдерживать от ненужных бесед и осуждений. Сейчас я искренне раскаиваюсь в этом, ведь человек – образ Божий, и Господь предоставляет ему право свободно действовать. Искушением было и моё чрезмерное рвение в выполнении Батюшкиных благословений. Очевидно, это рвение было связано с гордостью и самомнением, что у меня-то всё непременно должно получиться. Батюшка на это как-то сказал мне: «Лошадка должна тянуть груз в гору потихоньку, иначе всё порастеряет».

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

Однако, моя учёба в Питерской семинарии состоялась только через долгое время. Сначала нас, необразованных Брянских священников добровольно-принудительно направили на учёбу в трёхлетнее духовное училище, организованное Владыкой Феофилактом (Моисеевым). Затем, по окончании училища (нам до сих пор не дали дипломы об окончании сего заведения, вскоре закрытого Синодальной комиссией), у меня проблеснула надежда выполнить благословение, и поступить, наконец, в Питер. Но неумолимое решение Владыки Феофилакта было следующим: «В Питер не могу вас благословить. Недавно оттуда были отчислены преподаватели нашего училища. Не позорьте Брянскую епархию. Поедете учиться в Смоленскую семинарию». А потом Владыка шуточно добавил мне, разряжая обстановку: «О. Аркадий, если вы захотите погулять по Невскому, обращайтесь – я вас отпущу». Так что в Питерской семинарии я оказался после окончания первого курса в Смоленской семинарии, уже после того, как сменился наш правящий архиерей – Владыка Александр (Агриков), давший мне своё благословение на перевод. Я думаю, читатель уже недоумевает, читая мои воспоминания об учёбе в семинарии, и думает: «При чём же тут о. Власий»? А мы уже и подошли к воспоминаниям о Батюшке. Радуясь о возможности перевестись в СПБДА, я поделился об этом с о. Власием, прося его молитв и благословения. Батюшка благословил, и шутливо мне ответил: «Питер – бока вытер, а Москва – это кол и доска»! Сразу я ничего не понял. Понимание сказанному стало приходить позже – когда с каждого курса семинарии стали интенсивно отчислять учащихся за неуспеваемость. На пятом курсе из поступивших 100 человек сдали квалификационный экзамен и защитили дипломы 15 человек… А теперь, когда после окончания Академии о. Иоанн Миронов благословил меня поступать в аспирантуру в МДА, я вспомнил слова о. Власия, но что такое «Москва – это кол и доска», я ещё до сих пор не знаю… Однажды, уже учась в Питере, я приехал к о. Власию. В конце нашей беседы я было уже собрался уходить, как Батюшка подозвал меня и подарил книгу святителя Григория Богослова «Песнопения таинственные». Каково же было моё удивление и радость (впрочем, непонятная окружающим), когда отпихнутый преподавателями других предметов, я пришёл к единственно оставшемуся «вакантным» учителю патрологии – о. Михаилу Легееву за темой курсовой работы, и он предложил мне тему: «Сравнение богословских систем свт. Григория Богослова, блаж. Феодорита Кирского и прп. Иоанна Дамаскина». Это была сложная тема, но я понял, что она досталась мне не случайно…

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

Катэнарный труд Соломона бен Мелех (XVI в.) заканчивает ряд более видных и известных средневековых еврейских толковников. Антихристианское тенденциозное толкование, особенно Абен Эзры и Кимхи, служило часто основанием для позднейшего рационалистического толкования, особенно мессианских пророчеств Исаии (53 гл. в приложении к еврейскому народу, и др.). Желая поставить и христианское толкование в научном отношении на один уровень с еврейским, папа Климент V на Виенском соборе (1311 г.) постановил открыть в университетах Римском, Парижском, Оксфордском и др., кафедры еврейского и других восточных языков. Усиление знания этих языков повело за собой появление соответственных толковательных трудов. Таков особенно труд, обнимающий 85 книг толкований буквальных и моральных, Николая Лиры (†1340 г.), изданный его учеником Павлом Бургондским (†1435 г.), обнаруживающий в авторе критическое знакомство с древним и современным еврейским толкованием и согласование этого знакомства с правильным христианским пониманием Библии. Затем появилось множество самостоятельных трудов филологических по еврейскому языковедению – грамматик, словарей, переводов: Нигера (первая еврейская грамматика вышла в 1477 г.), Пелликана, Рейхлина, Агриколы, Иустиниана. Далее последовало полиглоттное издание Библии: Комплютенская полиглотта (1514–1517 гг.). Критические труды Сайта Пагнина (†1541 г.): словарь, исагогика, катэна, грамматика, перевод Библии, и Олеастера († 1562 г.): Толкование на Пятикнижие и Исайю, – были плодом католической библейской филологической науки. Таким образом, появившееся в начале XVI века протестантство застало библейскую науку в католическом ученом мире на довольно высоком уровне, а потому напрасно протестанты чрезмерно гордятся своей экзегетикой. Третий период Толкование нового времени: протестантское и католическое А) Протестантская экзегетика (XVI-XX вв.) Первые представители протестантства высказали было «новые» положения, руководственные для экзегетики, но сами от них отказались. Таковы: а) свобода от предания церковного и б) чисто-буквальное лишь изъяснение Библии. Лютер, Меланхтон, Цвингли и Кальвин отказались от них, то требуя «собора благочестивых лиц», который заграждал бы уста «спорщикам» и самовольным экзегетам, то признавая многосмыслие в Библии. К тому же рационалистически критическое отношение к Библии самого Лютера, например, признание неисторичности книг Ионы и Иова, неподлинности Пятикнижия, неканоничности Екклезиаста, и т.п., невольно охлаждало увлечение протестантской экзегетикой. От Лютера (†1546 г.) не сохранилось строго экзегетических трудов, кроме проповедей и размышлений на некоторые места Пятикнижия, псалмов, пророков. Ценен его перевод Библии на немецкий язык, повлиявший на все новые западные европейские переводы, хотя и не чуждый протестантских взглядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пробудившись, святая Нина увидела этот крест в своих руках. В 319 г. явилась она в Грузии, и в этом же году царь грузинский и весь народ приняли Св. Крещение. Крест святой Нины и ныне хранится в Тбилисском Сионском Кафедральном соборе. Грузия со временем вошла в состав России, а великомученик Георгий Победоносец со времен создания московского государства утверждается в центре герба московских великих князей и Российского государства. Герб Москвы – тоже изображение св. великомученика Георгия на коне, попирающего змия. Третий удел Божией Матери – Киев – матерь городов русских. Здесь воздвиг крест св. апостол Андрей Первозванный и пророчески предсказал, что когда-то восстанет в этом крае великая страна и великий народ, который станет оплотом веры и надежды христиан всего мира. В 1760 году было получено подтверждение Самой Богородицы об избранности Киева. Во время пребывания в Киеве неликой старицы монахини Александры (Мельгуновой) было видение Божией Матери, Которая сказала ей: «Раба Моего Антония вывела Я из Афонского жребия Моего, Святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой». При постройке Киево-Печерского монастыря Сама Пресвятая Богородица предстала преподобным Антонию и Феодосию во Влахернской церкви, куда они были восхищены, находясь в Печерском монастыре. Они получили от Божией Матери золото и наняли греческих мастеров, которые пришли по повелению Царицы Небесной в Русскую землю для строительства Печерской обители и киевских храмов. Их тела погребены в Ближних пещерах Печерских. Киев – это сердце и любовь России. Отсюда началась и выросла Святая Русь. Ни в одном месте России нет столько мощей святых и преподобных, как в Киеве. Почти треть всех канонизированных святых Русской Православной Церкви почивают в Киево-Печерской лавре. Этот удел уже целиком принадлежал и принадлежит России. Киев – это Русское государство до Петра I. И как благословение и утверждение связи первого, второго и третьего уделов Божией Матери в XVI веке была перенесена в Россию главная святыня Афона – Иверская икона Божией Матери – Вратарницы Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

И в недомыслии бывше, ужасошася и устрашишася. Он же, «О братие, рече, что есть сие видимое? аз бо вем известно, яко всех вас в девятый час целовах и отплых, и силну ветру новеявшу, и бех седя в корабли; и наченшым пловцем ветрила направляти, аз же запенся в море ветром впадох и на помощь святаго Николая призвах, идеже есмь ныне, не вем, вы скажите ми, зане аз изумлен есмь и инак отнюд бых». Они же глаголемая от него слышаще, и морскую воду низходящу со одежди его зряще, дивляхуся, помышляюще быти преславному чюдеси. И с ним радующеся и слезяще на мнозе, Господи помилуй, взываху. Потом совлекся и во иные одежди облекся, в церковь святаго Николая пойде; и прочее нощи тамо препроводив, припадая со слезами моляся жалостивне и в благодарствие со ужасом воздаяше. Утренни же уже достигши и обычным людем в церковь собравшымся. Да яко вси добревонных аромат оных исполнишася, иже на благодарение святому от мужа принесшихся, всесветящу и церковь видевше, вопрошаху: «како вина есть бывшему?» И уведевше, удивишася, славяще Бога, а святаго похваляюще, и изрядное и пречюдное сие величие по всему великому граду поведано бысть, и во уши цареве, и архиерею великия церкве престол красящему. И сонм велик собравше, и мужу ставшу посреде, и со дерзновением поведавшу, како и коим нравом таковое неизреченное чюдоделие бысть. И вси возопиша «велий еси Господи и чюдна дела твоя, и кое же слово довлеет к пению чюдес твоих!» Молбу же и бдение сотвориша, в церкви святаго собравшеся, славяще и благодаряще Бога и верному его угоднику благодарение воздавающе. 3. Повесть о чюдеси святаго же отца Николая о Агрикове сыне Василии Не мню праведно, ниже достойно и сие умолчати, еже о чюдеси святаго и преподобнаго отца нашего Николая. Бяше бо некий муж именем Агрик, добродетелна и благоговейна жителства, и сын единороден ему бысть, Василий зовом, иже во Антиохийстей стране, близ Срацын живый. Благодатиею же Божиею украшен, кипя богатством многим, и имея веру велию к святому отцу Николаю. Сего ради по вся лета на память святаго отца Николая день той торжественне препровождая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010