Пастырь должен проникать в жизнь, изучать светскую мысль, светские идеалы, снисходить до настроения пасомых, идти за ними по распутиям жизни, входить в круг их понятий и оттуда собирать их на Христову пажить. Эта заповедь дана была Апостолам Спасителем, пастырям Ефесским – Апостолом Павлом. Для пастырского влияния на светскую жизнь нужны кроме знания этой жизни пастырское учительство, молитва и добрый пример. В статье «Из чтений по Пастырскому богословию» архимандрит Антоний проводит ту идею, что пастырское влияние основывается на таинственном общении пастыря с паствой через передачу последней своего настроения. Отдающий себя пасомым пастырь отождествляет себя с ними до существенного единства, подобного единству Бога Отца с Сыном. Говоря о пастырском призвании, архимандрит Антоний субъективными признаками его считает желание священства, любовь к пастырству и внутренний голос Божий, а объективными – пастырскую просвещенность и нравственную подготовленность. Русскому характеру вообще свойственны недовольство собой и жажда внутреннего обновления. Подчинение этих стремлений воспитательному руководству развивает в пастыре сострадание греховной человеческой немощи, скорбь о грешных людях и пламенное желание себя и их приблизить к Богу. Подготавливают к пастырству чтение Слова Божия, святых отцов, классической литературы, особенно сочинений Достоевского, вместе с личным наблюдением жизни. Кандидату священства вместе с тем необходима выработка чистоты душевной, проникновение благочестием молитвы и борьба с самозамкнутостью. Главный недостаток приведенных работ архимандрита Антония определяется некоторой отрывочностью или незаконченностью разработки пасторологических вопросов и недостатком классической ясности его формулировок. Впрочем, речи его весьма интересны, жизненны и глубоки, хотя и не всегда сопровождаются выводами из предпосылок. В 1840–41 годах некто Александр Стурдза издал в двух томах «Письма о должностях священного сана». Это зрелый плод зрелых лет. Материал переписки разделен на 7 книг. Здесь последовательно излагается история приготовления к священству и пастырству одного молодого человека, переписывавшегося со старцем. Святую волю Божию на свое служение в пастырском звании Александр – так звали молодого человека, – узнает из Слова Божия, из молитвы и из своих жизненных происшествий. Слово Божие то проникает его душу, как меч, то навевает на нее умиление, сокрушение и радость. Молитва располагает его отвергнуться себя и взять крест свой. События жизни предохраняют от увлечения и пороков. Все это предвестия будущего призвания к пастырству.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Советом академии были назначены рецензенты – профессор-протоиерей А. Д. Остапов и доцент архимандрит Тихон (Агриков) . 20 декабря 1967 года состоялось предварительное обсуждение, а 26 декабря в 12 часов все члены академической корпорации собрались в актовом зале «елизаветинских чертогов». Во вступительном слове проф.-прот. А. Ветелев сказал, что его труд посвящен вопросам пастырской душепопечительности, которая должна проникать во все сферы и виды церковно-пастырского служении, в частности, тому, как пастырская душепопечительность проявляется за богослужением. Автор перечислил основные вопросы, которые раскрываются в его труде в первой главе первой части работы: Сионская тайная вечеря и Эммаусская вечеря; во второй главе: Евхаристия апостольского и послеапостольского времени; в третьей главе: приготовление пастыря и пасомых к Божественной литургии и Святому Причащению; особое внимание в этой главе уделено благодарению Господа, Евхаристической жертве, преломлению хлеба, Евхаристическим тайнам, евхаристическому смыслу заамвонной молитвы и теме «Христос и Евхаристия». Затем он кратко рассказал о тематике и особенностях своих поучений. После этого выступили с отзывами официальные рецензенты. Проф.-прот. А. Д. Остапов в обстоятельном отзыве отметил, что труд протоиерея А. Ветелева не сухое научное изыскание, не имеющее практической ценности, а живое, согретое непосредственным пастырским духом и опытом слово пастыря и обращенное главным образом к пастырям. Автор хорошо использовал доступную ему литургическо-богословскую литературу и памятники древних литургий. Он дал анализ греческо-русского текста евангельского и апостольского повествований о Тайной вечери. «Все это, – сказал о. Алексий, – сообщило на­учно-исследовательский, подлинно богословский характер его работе о Тайной вечери». Оценивая мнение докторанта об Эммаусской вечери как Евхаристии, о. Алексий сказал, что можно согласиться или не соглашаться с попыткой автора рассматривать Эммаусскую вечерю как евхаристическую, но сама постановка вопроса об этом достойна внимания и должна стимулировать богословскую мысль на дальнейшее исследование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Доклад Его Святейшеству Его Святейшеству анба Кириллу VI, папе Александрии, и патриарху священного престола Святого Марка всея Африки и Ближнего Востока. Имеем честь представить на рассмотрение Вашего Святейшества результаты расследования по поводу явлений видения Благословенной Девы в нашей Коптской церкви в Зейтуне (Каир). 23 апреля 1968 г., будучи уполномочены Вашим Святейшеством, мы прибыли на место, где находится этот храм, и начали опрос тех, кто наблюдал видение и, прежде всего, тех, кто были первыми наблюдателями из гаража напротив храма. Обобщив сообщение рабочих гаража, мы пришли к заключению, что, начиная со 2 апреля 1968 г. и по сегодняшний день видение Благословенной Девы Марии являлось неоднократно на куполах и в куполах храма, находящегося напротив. Явления наблюдались преимущественно рабочими гаража, показания которых были подтверждены жителями Зейтуна, мусульманами и христианами. Множество людей из различных частей страны наблюдали видение Благословенной Девы Марии, и многие из них подтвердили несомненность факта явлений, прислав восторженные письменные сообщения. Далее в докладе даются показания господина Маамуна Афифи, старшего водителя и инспектора, сторожа Абдель Азиз Али, Хуссейна Аввада, а также Якут Али, которые первыми наблюдали видение вместе с Фаруком Мохаммедом Атва и после него. Это был тот самый водитель, который закричал, думая, что видит женщину, желающую броситься вниз. Все они рассказывали, как они заметили видение и особенно подробно описали явление, которое имело место в 3 часа 30 минут 3 апреля, когда светящееся видение двигалось прямо перед ними, оставаясь неизменным. Далее в докладе говорится: «Таковы, Ваше Святейшество, официальные свидетельства рабочих из Ведомства общественного транспорта». Затем мы задались целью пронаблюдать Благословенной видение собственными глазами в надежде довести дело до полной ясности и очевидности. Мы расположились напротив куполов храма и вели наблюдение в течение нескольких ночей, пока не увидели Благословенную Деву Марию, явившуюся в сияющем круге. Потом Она появилась в полный рост, передвигаясь по куполам, затем поклонилась перед Крестом и, наконец, благословила народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Благовещение. Архангел Гавриил с неба принес благую весть Деве Марии о рождении от Нее Спасителя, Сына Божия. Мы не знаем тайн Божиих… Сколько их, нераскрытых, ведомых Одному Богу! Сколько их, этих тайн, совершается и теперь в нашей жизни, в судьбе каждого из нас! Сколько этих тайн! Мы не знаем: может быть, в канун Благовещения и к Саше прилетал ангел с неба, чтобы возвестить ему радость… Он об этом никому не говорил, ни с кем не делился. Да и разве о таких вещах говорят? Ведь это тайна Божия… В канун Благовещения, утром, часов в восемь, Сашу нашли мертвым… Его ждали в храм на послушание – нет. Искали в храме, во дворе – нет. Пошли в его келию. Постучались, сотворили молитву – ответа не было. Дверь была не заперта. Открыли… Он лежит бочком на койке. «Саша, вставай! Скорее, Саша!». Ответа не было. Один из двух пришедших братьев подошел ближе к койке. Какой-то страх охватил все его существо. «Саша!» Саша лежал недвижим. Подошел другой. Посмотрел в лицо – спокойное, тихое, как будто он заснул. «Ну, Сашка, вставай же, ждут тебя в храме». Один, посмелее, взял его за голову, стал трепать потихоньку. Саша не просыпался. Вдруг страшная мысль осенила их обоих. Умер? Боже мой, неужели умер Саша? Да, послушник Александр, по прозвищу «свечник», был мертв… Смерть неожиданно постигла его в канун праздника Благовещения. Ангел смерти незримо взял его святую душу и восхитил в небеса. Взмыл, как молния, к Престолу Божию, туда, где вечно горят свечи сиянием неизреченным, где поют ангельские дивные голоса, где радость веселит сердце блаженством неизглаголанным… Тихо мерцает лампадочка, освещая кроткий образ Богоматери… Тот образ, который так любил при своей краткой земной жизни Саша. Тихо горит свеча в руке брата, который читает Псалтирь по усопшему. Мерно и трогательно звучит в убогой монашеской келии голос: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его…» ( Пс. 118:1–2 ). «Боже Ты мой! – молнией врывается мысль. – Какая же краткая жизнь человеческая; человек, как трава… Только вчера Саша ходил, трудился, молился, переживал, а вот теперь… Ничего ему не надо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

25) . Лучше сделать для себя в келии какое-либо утешение (разумеется, безобидное, скромное), чем выйти из нее (Гл. 10, §158). 26) . Или беги, удаляясь от всех, или притворно веди себя с людьми, делая из себя юродивого (Гл. 8, § 30). 27) . Никого не уничижай, не осуждай и не оговаривай, и Бог дарует тебе спокойствие (Гл. 9, §11). 28) . Два корня велики и крепки; если кто сохранит их, то благодатью Божией победит все страсти. Это – иметь в сердце своем страх Божий и смиренномудрие (Гл. 11, § 113). 29) . Один инок, пришедши в Александрию, увидел веселую театральную женщину и горько зарыдал. Когда, бывшие с ним спросили: «Отчего ты заплакал?», – он отвечал: «Две вещи тронули меня: во-первых, погибель этой женщины и, во-вторых, то, что я не имею столько тщания к тому, чтобы угождать Богу моему, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям». (Гл. 4, § 31). 30) . Однажды, инок, встретясь на пути с монахинями, уклонился с дороги. Игумения сказала ему: «Если бы ты был совершенный монах – не смотрел бы на нас, как на женщин» (Гл. 4, § 74). 2. Простите меня, как узнать, что христианин нравственно преуспел? Преуспеяние человека есть смирение, ибо насколько он смиряется, настолько преуспевает (Гл. 15, § 93). Приобрети, монах, 12 добродетелей: 1). Презрение к миру (разумеется, греховному); 2). Послушание; 3). Нестяжательность; 4). Целомудрие; 5). Трудолюбие; 6). Преданность воле Божией; 7). Укорение себя; 8). Смирение; 9). Безгневие; 10). Терпение; 11). Сердечную молитву; 12). Благодушие, – и ты будешь совершен. Ноябрь 1. Вы привели тридцать, выписанных вами изречений из «Древнего патерика» и предложили мне делать то же при чтении аскетических книг. Могу ли я еще заучивать их наизусть? Очень хорошо, если позволяет память. Главное же, над каждым изречением останавливайся своим вниманием и размышлением. Я выписал тридцать с тем намерением, чтобы дать тебе урок как бы на каждый день месяца. 2. Почему иногда так трудно бывает молиться? А вместе с тем, нельзя сказать, чтобы сердце в это время находилось в состоянии духовного нечувствия, что оно совершенно было сухо и холодно. Нет, чувство любви и преданности ко Христу остается, не покидает и желание всей душой служить Ему, испытываешь даже теплоту сердечную, и все же молиться не хочется?

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

4 Молитвы и жертвы суть чисто-религиозные действия и предполагают нужду и желание соединения и примирения с Божеством. У язычников они совершались каждый день. Плутарх рассказывает о Перикле (vita Pericl. с. 6), что он всякий раз, когда только всходил на ораторскую кафедру, прежде всего обращался с молитвою к богам, чтобы у него не вырвалось против воли какое-нибудь неприличное предмету слово. Тоже подтверждает Квинтиллион. Свидговорит, что Перикл надписывал свои молитвы, прежде чем произносил их публично. Волюмнии, матери Кориолана, Плутарх влагает в уста следующие прекрасные слова (Coriol. c. 35): «молитва к Богу есть утешение во всякой нужде и беде». В важных н опасных событиях государственных римские женщины без приказания принимались за богомольство, молились в храмах день и ночь о сохранении отечества. 7 Так говорит, напр., ещё Цицерон: (pro Archia с. 10): «по-гречески говорят почти все народы, а по- латыни только туземцы и притом немногие». Даже в южной Франции господствовало греческое образование. Тацит говорит об Агриколе (vita Agric.), что он получал образование в Массилии, но здесь греческая образованность шла рука об руку с провинциальной, даже в провинциальной-то заметна большая экономия и бережливость. Ещё более можно это сказать о Египте, малой Азии и Сирии. Города, как напр., Александрия и Антиохия, совершенно огречились. «Египет – эта древняя страна мёртвых и мумий – имела своею задачею, распространяющееся из Греции образование набальзамировать своею филологическою ученостью, и приготовить для неё в своей огромной александрийской библиотеке достойный памятник». Lange а. а. О. 1. 321. 8 Эпикур под ним разумел непрерывное состояние удовольствия, постоянное благополучие, но его ученики пошли дальше. Его друг Метродор не стыдился сознаваться, что философия все свои заботы сосредоточивает в чреве. См. Belegstellen веу Ritter. Истор. философ. гл. III (1831). s. 455 и д. 9 Эпикур у Диогена Лаерция, своего поклонника (X, 133): «иное от судьбы – случая, а иное от нас». Если он бытие богов прямо и не отвергал, то всё-таки он указывал им место по ту сторону облаков и совершенно устранял их от всякого участия и отношения к миру. Отсюда до прямого атеизма только один шаг, который действительно и сделали после него его ученики, оставшиеся верными его началам.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ (1-е) Послание это уже относится исключительно к пастырям, их женам, детям, родным. Ранее святой апостол писал к мирянам, а теперь он пишет к священникам, епископам. Находясь в Риме перед судом кесаря, он готовится уже к смерти. И вот святой апостол страдает душой о своих духовных детях. Кто теперь их будет пасти? Кто их поведет правильным путем ко Христу? Кто о них поплачет, как плакал он? Кто о них так помолится, как молился он? Кто за них положит свою душу, как полагал он?.. Чтобы после себя оставить добрых пастырей на ниве Христовой, святой апостол пишет Пастырские послания, в которых указывает, каким должен быть истинный пастырь. Это послание он пишет к Тимофею, любимому своему ученику. Тимофея воспитала добрая мать Евника и бабушка Лоида. К святому апостолу Павлу он пришел юношей и полюбил его всей своей чистой, девственной душой. Святой апостол Павел поставил Тимофея епископом г. Ефеса. Сам оказавшись в римских узах, он пишет Тимофею Послания – 1 и 2-е. а) …Истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога. Приди, Тимофей, в Ефес и устрой здесь порядок. И здесь явились пустословы, законоучители, которых надо вразумить и обличить… Они занимаются баснями и словопрениями и разными родословными, как Именей и Александр. Я их предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать. Они и им подобные отвергли веру и добрую совесть и потерпели кораблекрушение в вере ( 1Тим. 1:19 ). б) А если кто хочет быть настоящим законоучителем и ПАСТЫРЕМ, то вот каким он должен быть: Пастырь должен быть НЕПОРОЧЕН (без всякого порока), одной жены муж (если священник, а если монах, то – безбрачен). Должен быть ТРЕЗВ (трезвые, чистые мысли и здравое рассуждение), ЦЕЛОМУДРЕН (не блудник, но цельный духом и телом); БЛАГОЧИНЕН (чтобы любил службу и порядок); ЧЕСТЕН (не обманщик, но порядочный и правдивый); СТРАННОЛЮБИВ (чтобы любил делать добро, особенно странникам); УЧИТЕЛЕН (любил проповедь и наставление к людям); НЕ ПЬЯНИЦА (не любил выпить, напиться, тем более – упиться);

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Со временем отцу их удалось под Москвой купить небольшой домик с садиком. Тогда и сестра, жившая у чужих людей, и Вася стали вместе жить в этом домике. Со временем и больную старшую сестру перевезли сюда из Песчаного. В домике было очень плохое паровое отопление — от котла собственной плиты, которую топили каменным углем. Все нужно было постепенно переделывать и налаживать. В первое же лето созрели яблоки в садике, и Вася прислал мне на север посылочку с яблоками. Старший брат Васи уже служил в храме, закончив духовную школу. Когда брат заболел, а день был воскресный, и старушки пришли помолиться, Вася вместо своего брата почитал старушкам акафисты, чтобы бабушкам не уходить домой без молитвы. Так шаг за шагом шел юноша по Божьему пути, и мечты его детские исполнялись. Он окончил медицинский техникум и сразу стал священником- целибатом. Ему было только 19 лет. Монашества такому юному священнику архиерей не дал. Служить стал в городе Угличе Ярославской области. Увы, только одно лето после техникума, а осенью взяли Васю в армию. Время было советское, и его, как священника, отправили в стройбат. Там были в основном ребята из Средней Азии и Кавказа — мусульмане. Но умное военное начальство скрывало от солдатиков, что Вася Агриков — священник. Он был назначен, как имеющий медицинское образование, медбратом в санчасть. Лечил солдатиков, делал прививки и т.д. Вася говорил, если б эти ребята-мусульмане в стройбате знали, что я — православный священник, они бы меня разорвали. Вася с детства был миротворцем, умел и в армии себя так вести, отслужил положенный срок и вернулся к церковной службе. Ему дали место священника по месту жительства, откуда брали в армию, назначили третьим священником в городе Пушкин под Москвой. Это недалеко от домика, где он жил со своими двумя сестрами. Годы шли. Васю постригли в монахи. Стал он иеромонахом Александром (принял имя вырастившего его отца), перевели его в местечко Щелково под Москвой, назначили настоятелем. Сестра его Маша стала псаломщицей в храме. И больную сестру брали с собой в храм. Она хорошо пела дискантом.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

Да поможет твой авторитет распространить вышесказанное по всей империи нашей и во всей вселенной, чтобы незнание истины не давало пищи заблуждению, и пусть никто не думает, что он смеет безнаказанно делать то, осуждения чего общественною властию он не знает. Дан 30 Апреля, в Равене, в 12-ое консульство Гонория и 8-е Феодосия, Августов». Издание этого эдикта было вызвано личной просьбой Аврелия – принять меры против еретиков. В письме к Аврелию от 419 года Гонорий ясно выражается, что в издании рескрипта он следовал мысли его, Аврелия 126 . Что и Августин сочувствовал подавлению пелагианства гражданскою властию, это несомненно; очень вероятно, что он и сам хлопотал об этом чрез расположенного к нему придворного чиновника Валерия. Юлиан Экланский упрекал его впоследствии за то, что он обращался к Валерию с просьбою о помощи против пелагиан, и Августин не находил в этом ничего предосудительного: я для вашей же пользы, отвечает он Юлиану, делал это, чтобы «отвлечь вас от этого гибельного заблуждения 127 ». Префект римский Палладий, совместно с Монаксием, восточным префектом, и Агриколой, префектом галльским, не замедлил обнародовать императорскую волю, при чем произвольно усилил ее приказанием конфисковать имущества арестуемых Пелагиан 128 . Однако все это, по-видимому, не имело своим следствием никаких особенных преследований пелагиан, так как в следующем 419 году оказалась нужда к новом распоряжении. Да и по существу дела эти гражданские меры не могли иметь существенного успеха, так как исполнить их было в высшей степени трудно вследствие того, что пелагиане не отделялись от церкви, они считали себя просто свободомыслящею богословскою школою, расходящеюся с общепринятыми церковными мнениями по вопросам литературно-богословского, а не догматического характера. Вследствие этого они не отделялись от православных ни в богослужении, ни в церковно-канонической практике. Уличать их в еретичестве было очень трудно, кроме того, и потому, что они в исповедании веры употребляли те же термины, какие употреблялись и православными, только соединяли с ними свой смысл. Обыкновенному судье, светскому человеку, уличить их в еретичестве было очень трудно. 9-го Июня 419 года последовало новое императорское распоряжение относительно пелагиан. Подтверждая прежний рескрипт, императоры здесь приказывают под угрозой строгого наказания доносить на пелагиан всем, кому известно местопребывание их. Это новое распоряжение было послано к Аврелию с особым письмом, в котором указывалось, что многие епископы оказывают покровительство еретикам, и предлагалось потребовать от африканских епископов подписи к осуждению пелагиан, под угрозой лишения кафедр 129 . Копии с императорского распоряжения вместе с своим письмом Аврелий не замедлил разослать африканским епископам 130 ; отсюда ясно, что и в Африке были епископы, благоприятно расположенные к пелагианам, но не смевшие высказывать этого явно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

В идеологии самодостаточности в определенные периоды своей истории жили Московское царство, Российская империя, Советский Союз. Послевоенная Франция жила в ней до 1968 года. В идеологии самодостаточности деньги являются инструментом эквивалентного обмена между людьми в разделении труда. Идеология самодостаточности делает любые революционные галлюцинации бессмысленными. По мысли Александра Солженицына, если бы не церковный раскол, произошедший вследствие реформ патриарха Никона и царя Алексея Романова, пожелавшего политической прибыли – стать императором Византии, русские остались бы старообрядцами. А строгая самодостаточность, характерная для русских старообрядцев на всех уровнях, от семейного до государственного, исключила бы возможность революции 1917 года. И в то же время отход от идеологии самодостаточности в сторону идеологии прибыли рождает политические и экономические катастрофы, революции и войны, цель которых - передел сфер влияния. В настоящее время в экономической идеологии самодостаточности полностью или частично живут КНР, Япония, Южная и Северная Корея, Таиланд, Вьетнам, Кувейт, Сингапур, Монако, ряд сельскохозяйственных банков (Грамин Банк, Рабо Банк, Креди Агриколь). Условно самодостаточными можно назвать индивидуальных фермеров во всем мире. Но именно условно, потому что, например, на Кубани нет самодостаточности фермеров, их уничтожают агрокомплексы. Это идеология быстрых и легко дающихся денег. К этому склонны «ремесленники от экономики» («ремесленники» - не в том смысле, что они производят что-то полезное, а в том, что они к хозяйственной деятельности относятся как к ремеслу, и не опираются на науку экономики). Их девизы (обычно открыто не озвучиваемые): «здесь и сейчас», «после нас хоть потоп». Деньги в идеологии прибыли не инструмент, а цель хозяйственной деятельности. В обществе господствует дух денег. С деньгами политике намного проще, чем с организацией производства товаров. Но это уже не экономика. Как уже было отмечено, идеология прибыли приводит в мировой истории к мировым экономическим кризисам, войнам и революциям. Сегодня в этой идеологии живет большинство стран мира.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/09/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010